Экономика расчет

4.2 Оценка конкурентоспособности предприятия и продукции

Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой таворопроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренции. Понятие конкуренции лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность.

Если рассматривать понятие «конкурентоспособность» применительно к предприятию, то его можно определить, как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это итоги производственно-хозяйственной деятельности, в которых отражаются усилия всех без исключения служб и подразделений, а также способность реагировать на изменение конъюнктуры рынка.

Конкурентоспособность предприятия можно определить и как способность выпускать конкурентоспособную продукцию, ее преимущества по отношению к группе предприятий, относящихся к одной отрасли, либо предприятий выпускающих аналогичные товары. Оценка степени конкурентоспособности предприятия начинается с выбора базовых объектов для сравнения, выбора лидирующего предприятия, которое обладает параметрами:

- сопоставимостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребности, удовлетворяемых с ее помощью;

- идентичностью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

- определением фазы жизненного цикла, в которой функционирует предприятие.

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживание в суровых условиях действительности и его последующего эффективного развития.

4.2.1 Оценка конкурентоспособности ОАО «ОКТБ Кристалл»

Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. конечная цель предприятия – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет – зависит от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия и от конкурентоспособности самого предприятия [19].

Инструментарием для решения стратегических задач повышения конкурентоспособности может служить комплексный подход по разработке и построению модели конкурентоспособности примышленного предприятия. целью разработки и построения модели конкурентоспособности предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкурентное предприятие.

Инструментарием для разработки и построения модели может служить применение математического моделирования, позволяющего выявить особенности функционирования экономического объекта, и на основе этого предсказывать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров. Для любого экономического субъекта возможность прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение лучших результатов или избежание потерь. В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз [20].

В качестве факторов конкурентоспособности в исследовании выбраны продукт, цена, каналы сбыта, продвижение продуктов на рынке.

Оценку по каждому фактору можно получить двумя способами. Во-первых, в тех случаях, где это, возможно, определяются количественные показатели деятельности предприятия, характеризующие соответствующие факторы. Источником информации служат материалы отчетности предприятий, а также некоторые внутренние данные. Во-вторых, для оценки качественных показателей, которые можно измерить в каких-либо условных единицах (например, в баллах), а также перехода в такие единицы некоторых количественных показателей, используется метод комплексных оценок. В качестве экспертов выступали руководители и специалисты отделов предприятий. Им было предложено ответить на вопросы анкет и дать балльную оценку различным показателям деятельности своего предприятия и предприятий-конкурентов. Опросный лист был разработан на основе форм, имеющихся в литературе, с учетом специфики отрасли и продукции. Оценки выставлялись с учетом мнения каждого из анкетируемых.

Таблица 1. Оценки конкурентоспособности ОАО «ОКТБ Кристалл»

Факторы конкурентоспособности предприятия

Балльная оценка

ОАО «ОКТБ Кристалл»

ЗАО «Метма»

ООО «Техсервис»

1 Продукт

Качество

Престиж торговой марки

Технические характеристики

7

5

4

3

3

4

6

7

2

Сумма баллов

Средний балл

16

5,33

10

3,33

15

5

2 Цена

Прейскурантная

Процент скидки с цены

Срок платежа

Условия кредита

4

7

5

4

6

5

3

4

7

6

5

4

Сумма баллов

Средний балл

20

5

18

4,5

22

5,5

3 Каналы сбыта

Степень охвата рынка

Система контроля запасов

Система транспортировки

Форма сбыта

- прямая доставка

- торговые представители

- оптовые посредники

5

4

5

4

6

5

5

5

4

7

0

6

5

6

4

6

5

4

Сумма баллов

Средний балл

29

4,83

27

4,5

30

5

4 Продвижение продуктов на рынке

Реклама для потребителей

Индивидуальная продажа

- стимулы для потребителей

- демонстрационная торговля

- показ образцов изделий

Продвижение продуктов по каналам торговли

- демонстрационная продуктов

- продажа на конкурсной основе (тендеры)

- премии торговым посредникам

Упоминание в СМИ

4

5

6

3

4

6

6

3

4

6

5

7

3

6

7

6

5

6

5

4

6

3

4

5

Сумма баллов

Средний балл

37

4,625

44

5,5

38

4,75

Итого сумма баллов

102

99

105

Рис. 1 «Многоугольник конкурентоспособности» фирм-конкурентов

Рассчитаем конкурентоспособность предприятия по формулам:

К1 = = ,

где х1, у1 – баллы показателей предприятий.

Сначала сравним конкурентоспособность предприятий ОАО»ОКТБ Кристалл», ЗАО «Метма» и ООО «Техсервис».

К1 = = = 1,11

Данный коэффициент показывает, что конкурентоспособность предприятия ОАО «ОКТБ Кристалл» выше конкурентоспособности предприятия ЗАО «Метма» на 11 %.

Теперь оценим конкурентоспособность предприятий ОАО «ОКТБ Кристалл» и ООО «Техсервис»:

К2 = =

К2 = = = 0,98

Отсюда видно, что конкурентоспособность предприятия ОАО «ОКТБ Кристалл» ниже конкурентоспособности предприятия ООО «Техсервис» на 2 %.

Можно сделать вывод, что ОАО «ОКТБ Кристалл» занимает нейтральное положение по конкурентоспособности между предприятиями ЗАО «Метма» и ООО «Техсервис».

4.2.2 Оценка конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.

Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристик товара способствуют созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, и тем самым, позволяют количественно оценить конкурентоспособность товара.

Среди качественных показателей можно выделить две категории параметров: «жесткие» и «мягкие».

«Жесткие» параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, изменение и, тем более, замена которых могут осуществляться в определенных, относительно стабильных пределах, заданных конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые включают показатели назначения и показатели эргономичности.

«Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т.п.). В настоящее время, когда рынок заполнен разнообразными товарами, возрастает значение «мягких» параметров, придающих товарам особую привлекательность [20].

Рассчитаем конкурентоспособность продукции ОАО «ОКТБ Кристалл», ЗАО «Метма» и ООО «Техсервис».

Исследование проводится в два этапа:

1)Получение балльной оценки конкурентоспособности продукции;

2)Расчет индексов конкурентоспособности.

1)Балльная оценка конкурентоспособности.

На первом этапе исследования осуществляется:

определение состава потребительских и стоимостных характеристик продукции, которые потребитель считает существенными при принятии решения о покупке;

определение иерархии этих характеристик по их значимости (важности) для покупателя и расчет весовых коэффициентов.

При проведении опроса потребителей и сотрудников отдела сбыта выяснилось, что для продукции существенными являются следующие параметры:

Р1 — твердость;

Р2 - износостойкость;

Р3 - соответствие размеров;

Р4 - плотность;

Р5 - масса заготовки.

Построим матрицу предпочтений для выбранных характеристик (табл.2).

Алгоритм заполнения:

1.Каждая характеристика конкурентоспособности продукции по строке сравнивается с характеристиками по столбцам.

2.Если характеристика конкурентоспособности продукции по строке важнее характеристики по столбцу, то в этой клетке ставим балл 2, а если характеристика по столбцу важнее характеристики по строке, то ставим балл 0. А если характеристики равнозначны – балл 1.

3.Определяется общий балл по каждому параметру путем суммирования показателей в каждой строке матрицы.

Таблица 2. Матрица предпочтений

Параметры

Р1

Р2

Р3

Р4

Р5

Сумма

Все характеристики

Р1

1

0

2

2

2



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: