Экономика. Палкина О.М.


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

экономика

Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Профиль подготовки «Гражданско-правовой», «Государственно-правовой»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения Заочная

Пермь 2011

Содержание

1. Цели и задачи освоения дисциплины3

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины4

4. Структура и содержание дисциплины5

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы5

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы5

4.3. Содержание курса5

4.4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами9

4.5. Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ9

5. Образовательные технологии10

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов10

6.1. Методические указания студентам10

6.2. Примерная тематика контрольных работ12

6.3. Практические задания для самостоятельной подготовки13

6.4. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации16

6.5. Вопросы для подготовки к экзамену17

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины18

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины19

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели:

помочь студентам овладеть теоретическими знаниями, необходимыми для понимания экономических процессов, механизмов распределения производственных ресурсов и доходов; а также

сформировать экономическое мировоззрение будущего специалиста;

дать целостные представления об экономической сфере общества; определить роль и место материального производства, основой которого выступают экономические отношения;

познакомить с основополагающими категориями и закономерностями развития экономики в исторической ретроспективе.

Задачи:

дать студентам знания и навыки в области овладения основами экономической теории, необходимыми и достаточными для дальнейшего изучения специальных теоретических и прикладных дисциплин;

уяснить мотивацию и целевую функцию экономической деятельности человека;

научить использовать понятийный инструментарий для самостоятельного анализа конкретных микро- и макроэкономических процессов, явлений и проблем;

научить анализировать экономические закономерности;

раскрыть теоретические основы развития всемирного хозяйства, системы международных экономических отношений и глобальных экономических проблем.

Бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

нормотворческая деятельность

участие в подготовке нормативно-правовых актов;

правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

правоохранительная деятельность

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

экспертно-консультационная деятельность

консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы документов;

педагогическая деятельность

преподавание правовых дисциплин;

осуществление правового воспитания.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина «Экономика» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла и является обязательной для изучения. Рабочая программа дисциплины подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 030900 «Юриспруденция», профили «Гражданско-правовой», «Государственно-правовой». Учебный курс экономики занимает в подготовке специалиста по юриспруденции одно из ведущих мест.

Дисциплина «Экономика» относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин и поэтому ответственна за формирование мировоззрения и мышления будущих бакалавров. Дисциплина «Экономика» непосредственно взаимодействует с такими гуманитарными дисциплинами, как «История», «Социология», «Философия», и создает основу для восприятия профессиональных предметов.

3. Компетенции обучающегося,формируемые в результате освоения дисциплины

Выпускник по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в результате освоения дисциплины «Экономика» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК)

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

б) профессиональными (ПК)

в экспертно-консультационной деятельности

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате освоения дисциплины «Экономика» студент должен (ФГОС ВПО)

знать:

закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

методы экономической науки и хозяйствования, их юридическое отражение и обеспечение в российском законодательстве;

современное состояние мировой экономики и особенности функционирования российских рынков;

роль государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества;

принципы и методы организации и управления малыми коллективами;

владеть:

методологическими подходами к решению различных теоретических и практических проблем;

навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов;

навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

уметь:

использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;

находить эффективные организационно-управленческие решения;

самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения – заочная (3,5 года и 5 лет обучения)

Виды учебной работы

Количество часов

Общая трудоемкость

144

Аудиторные занятия

16

- лекции

12

- практические занятия

4

Самостоятельная работа

128

Текущий контроль

контрольная работа

Промежуточный контроль

экзамен

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Темы

Общая трудоемкость

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

1

Экономика как наука. Предмет и метод экономики. История развития экономической теории

18

2

16

2

Процесс производства: материальные потребности и экономические ресурсы. Кривая производственных возможностей

18

2

16

3

Экономические системы

18

2

16

4

Рыночная экономика. Спрос и предложение. Рыночное равновесие

18

2

16

5

Фирма в рыночной экономике

18

2

16

6

Государство в рыночной экономике Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития, безработица, инфляция.

18

2

16

7

Денежно-кредитная политика

18

2

16

8

Мировая экономика. Мировые валютные системы

18

2

16

 

Всего по дисциплине

144

12

4

128

4.3. Содержание курса

Тема 1. Экономика как наука. Предмет и метод экономики. История развития экономической теории

Значение экономической науки в познании и развитии мира. Возникновение и этапы развития экономической теории. Предмет исследования экономической теории и его эволюция. Теоретическая и практическая значимость изучения экономической теории. Макроэкономика как раздел экономической науки. Народно-хозяйственный кругооборот.

Различные подходы к изучению развития общества и экономики. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. Технологический и социально-экономический подходы к исследованию экономики.



Методология и методы исследования. Формально-логические методы и приемы познания. Диалектика как метод экономической теории. Экономические модели и эксперименты, развитие системных методов исследования, математические методы. Экономические категории, экономические законы и цели. Позитивная и нормативная экономическая теория.

Смешанная экономика. Либеральная и социал-демократическая модели смешанной экономики.

История развития экономической теории, современные школы и направления. Основные этапы развития экономической теории.

Экономия и хрематистика. Меркантилизм и новое название науки. Физиократы. Классическая английская школа политэкономии. Политическая экономия труда – марксизм.

Современная экономическая теория и экономикс. Австрийская школа и О. Бем-Баверк. Неоклассическое направление (традиции кембриджской школы). Кейнсианство. Институционализм. Монетаризм и экономический либерализм.

Тема 2. Процесс производства: материальные потребности и экономические ресурсы. Кривая производственных возможностей

Понятие потребностей. Различные классификации потребностей. Материальные потребности. Экономический интерес как форма проявления материальных потребностей. Многообразие экономических интересов. Материальные потребности и мотивация к труду. Безграничность материальных потребностей. Удовлетворение материальных потребностей – конечная цель всякой экономической деятельности.

Процесс производства и экономические ресурсы. Их классификация. Ограниченность или редкость экономических ресурсов. Проблема эффективного использования ограниченных ресурсов для наибольшего удовлетворения безграничных потребностей общества.

Кривая производственных возможностей. Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастания вмененных издержек по мере роста выпуска продукции.

Тема 3. Экономические системы

Понятие системы вообще и экономической в частности. Типология экономических систем: формационный и цивилизованный подходы.

Понятие собственности. Экономическое содержание отношений собственности и право собственности (владение, распоряжение, пользование). Виды и формы собственности. Многообразие форм собственности в современный период.

Модели экономических систем. Традиционная экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Историческая эволюция систем организации экономики.

Плановая экономика. Форма и содержание общественной собственности. Государство как единый экономический центр. Негативные стороны командно-административной системы.

Смешанная экономика, планово-рыночная экономика. Многокомпонентный состав экономических систем.

Экономика переходного типа. Условия, особенности, противоречия перехода к рыночному хозяйству в России.

Тема 4. Рыночная экономика. Спрос и предложение. Рыночное равновесие

Формы хозяйствования, их сущность и эволюция. Натуральное хозяйство. Условия появления товарного хозяйства. Разделение труда. Товар и его свойства: стоимость, потребительная стоимость, меновая стоимость, полезность. Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности.

Рыночное хозяйство как результат развития товарного производства. Возникновение и развитие рыночной экономики. Рынок и его функции. Действие рыночного механизма. Принцип «невидимой руки». Свободный рынок. Регулируемый рынок. Модель рыночного кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: