Экономика малого бизнеса ШП2


Понятие малого предприятия, классификация.

Малое предпринимательство — сектор экономики, которыйопределяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам.

Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);

средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);

крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Среди качественных параметров классификации предприятий молено назвать следующие:

тип собственности (частные или государственные);

характер и содержание деятельности;

ассортимент выпускаемой продукции;

способы и методы ведения конкурентной борьбы;

способ вхождения в различные союзы и объединения;

организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

2.Субъекты малого бизнеса в Республике Беларусь

Субъектами предпринимательства в Республике Беларусь являются:

физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом

законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные

граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, преду-

смотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью долж-

ностными лицами и специалистами, работающими в органах государст-

венной власти и управления, прокуратуры и судах.

Все многообразие предпринимательской деятельности может

быть классифицировано по различным признакам:

по виду деятельности, по формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и т.д.

В Республике Беларусь допускаются следующие формы

предпринимательской деятельности:

– частное предпринимательство, осуществляемое субъектами

предпринимательства на основе своей собственности или на основе иму-

щества, полученного и используемого на законном основании;

– коллективное предпринимательство, осуществляемое предпри-

нимателями на основе коллективной собственности или на основе имуще-

ства, полученного и используемого на законном основании.

3.Сравнительные преимущества малых форм хозяйствования.

В целом МП обладают определенными преимуществами и недос-

татками по сравнению с крупными компаниями. Среди конкурентных пре-

имуществ МП необходимо выделить следующие:

 большая динамичность, оперативность в принятии решений, возмож-

ность быстрого перелива капитала из-за небольших безвозвратных потерь;

 низкая потребность в капитале и способность быстро вводить измене-

ния в продукцию и производство;

 короткий технологический цикл, сокращенные запасы в не-

завершенном производстве, ускорение оборачиваемости средств. Напри-

мер, у мелкой фирмы оборот капитала в 2 – 2,5 раза выше, чем у концер-

на; это повышает уровень доходов, которые получает предприниматель,

позволяет быстрее окупить инвестиции, уменьшает уровень экономиче-

ского риска;

 более низкие накладные расходы за счет предельно рациональной ор-

ганизации и управления производства;

 устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных

потребителей;

 быстрая приспособляемость к меняющимся требованиям рынка;

 высокая скорость прохождения управленческой информации, что

позволяет малым фирмам оперативно реагировать на любые изменения ус-

ловий конкуренции.

4.Малые предприятия в экономике развитых стран

Малый бизнес — важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Американские экономисты утверждают, что костяком американской экономики являются крупные корпорации, а ее «мускулами» — малые компании, приводящие большой бизнес в движение.

Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в.48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку.

Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества — среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

5.Оценка состояния малого бизнеса в РБ и перспективы его развития

Мировой опыт развития малого бизнеса показал большую эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная база и проект микрокредитования разрабатывались совместно с Программой ООН и правительства Республики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусской стороны, так и за счёт привлечения средств иностранных “доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитования Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей

В Беларуси на 1999г. зарегистрировано свыше 78 тыс. юридических лиц негосударственной собственности(в том числе около 23 тыс. малых предприятий) и более 126 тыс. предпринимателей без образования юридического лица.

Президент отметил, что некоторые негосударственные предприятия работают эффективнее, чем государственные. Это касается таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности, темпы прироста инвестиций в основной капитал, темпы роста подрядных работ, доля убыточных предприятий. Результаты работы предпринимательского сектора в полтора раза лучше, чем в государственном секторе. И подобную положительную тенденцию надо развивать.

Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие

К разряду факторов непосредственного снижения жизнеспособности малых предприятий руководители относят неблагоприятный климат для бизнеса, отсутствие правовой защиты предпринимательства, несоблюдение действующего законодательства, произвол властей, высокие налоги, некомпетентность чиновников. Сказывается и наличие проблем, связанных с арендой помещений.

Анализ структуры малого предпринимательства показывает ряд негативных тенденций. В структуре малого бизнеса в период с 1991 по 1999 сократилось количество предприятий, занятых в науке и научном обслуживании сельского хозяйства. Относительно стабильно увеличивалось число субъектов малого предпринимательства в торговле, посредничестве и сфере услуг – с 7,7% в 1991г. до 48% в 1999г., в то время как доля промышленных предприятий, возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3 раза меньше. Преимущественная специализация малых предприятий в области торговли и посреднических услуг является следствием невостребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленных структур.

Все мероприятия государственной программы, необходимой для осуществления задач поддержки малого предпринимательства, с учётом значимости и последовательности можно объединить в три блока:

создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;

содействие решению основных проблем малых предприятий;

ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий

6.Законодательные акты, регулирующие развитие малого бизнеса в РБ.

Статья 1. Поддержка малого и среднего предпринимательства

Поддержка малого и среднего предпринимательства – реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статья 2. Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства

Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров Республики Беларусь.

Статья 3. Субъекты малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется.

Статья 4. Субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иные организации, осуществляющие поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства

Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства относятся Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 5. Гарантии и защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

Государство гарантирует субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции.

Вмешательство государственных органов и иных государственных организаций в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

7Субъекты и формы предпринимательства в РБ

Субъектами предпринимательства в Республике Беларусь являются:

– физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом

законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные

граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, преду-

смотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

– группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью долж-

ностными лицами и специалистами, работающими в органах государст-

венной власти и управления, прокуратуры и судах.

Все многообразие предпринимательской деятельности может

быть классифицировано по различным признакам: по виду деятельно-

сти, по формам собственности, количеству собственников, организа-

ционно-правовым и организационно-экономическим формам, степени

использования наемного труда и т.д.

В Республике Беларусь допускаются следующие формы предприни-

мательской деятельности:

– частное предпринимательство, осуществляемое субъектами

предпринимательства на основе своей собственности или на основе иму-

щества, полученного и используемого на законном основании;

– коллективное предпринимательство, осуществляемое предпри-

нимателями на основе коллективной собственности или на основе имуще-

ства, полученного и используемого на законном основании.

Предпринимательство может осуществляться без образования юри-

дического лица и с образованием юридического лица, без использования

наемного труда и с использованием наемного труда.

Особой формой предпринимательства является предприниматель-

ская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он

на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им

лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответствен-

ность, установленную для предпринимателя.

8.Виды предпринимательской деятельности

Виды предпринимательства:

Производственное – они делятся на подгруппы(инновационное, научно-техническое, производство товаров, оказание услуг, производственное потребление товаров, производственное потребление услуг)

Коммерческое—выключает в себя торговое, торгово-закупочное, торгово-посредническое, товарные биржи)

финансовое— ( банковское, страховое, аудиторское, лизинговое, фондовые биржи)

консультативное – к нему примыкают ( общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационная технология, специализированные услуги)

Производственное предпринимательство можно назвать ведущим

видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности.

коммерческое предпринимательство. Оно характеризуется операциями и сделка-

ми по купле и продаже товаров и услуг. Здесь быстрее можно получить отда-

чу. Эта сфера, благодаря усилиям энергичных, инициативных людей стала

стремительно развиваться, главным образом как частное, индивидуальное

предпринимательство.

финансовое предпринимательство. Сфера его деятельности – обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело

консультативное предпринимательство. Оно имеет множество

направлений и сопоставляя уровень его развития в нашей стране с другими развитыми странами, можно сделать вывод, что в ближайшие

годы консалтингу предстоит стремительно развиваться.

9.Организационно-правовые формы малых предприятий: понятие, отличительные особенности

Субъекты малого предпринимательства могут быть разделены на не-

сколько основных групп. По основной цели деятельности они подразде-

ляются:

 на коммерческие, преследующие в качестве основной цели дея-

тельности извлечение прибыли и распределяющие ее между участниками;

 некоммерческие, не имеющие в качестве основной цели деятель-

ности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль

между участниками.

По степени самостоятельности в принятии решений субъекты

предпринимательской деятельности подразделяются:

 на самостоятельные хозяйствующие субъекты:

физические лица – индивидуальные предприниматели, распоряжаю-

щиеся имуществом без каких-либо ограничений;

юридические лица:

– наделенные правом собственности на имущество – хозяйственные

товарищества и общества, производственные кооперативы;

– не наделенные правом собственности на имущество – унитарные

предприятия на праве хозяйственного ведения, унитарные предприятия на

праве оперативного управления;

объединения юридических лиц – хозяйственные группы;

 дочерние и зависимые юридические лица – общества либо това-

рищества, в которых другие юридические лица в силу преобладающего

участия в уставном фонде либо в соответствии с договором имеют воз-

можность определять решения, принимаемые данным юридическим ли-

цом; по «зависимым» решениям основное юридическое лицо несет соли-

дарную ответственность;

 представительства и филиалы – обособленные подразделения юри-

дического лица, расположенные вне места его нахождения, совершающие

от его имени сделки и иные юридические действия. Они не являются юри-

дическими лицами, должны быть указаны в уставе юридического лица.

По организационно-правовому статусу субъекты малого предприни-

мательства могут быть разделены на две основные группы:

27

 индивидуальные предприниматели;

 юридические лица.

Индивидуальным предпринимателем является гражданин, зарегист-

рированный в качестве индивидуального предпринимателя (в данной стра-

не либо за ее пределами), изъявивший желание заниматься коммерческой

деятельностью. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обя-

зательствам всем принадлежащим ему имуществом. При этом к индивиду-

альным предпринимателям применяются общие правила гражданского за-

конодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц –

коммерческих организаций.

Организация предпринимательской деятельности в форме индивиду-

ального предпринимателя имеет преимущества и недостатки перед други-

ми организационно-правовыми формами предпринимательской деятельно-

сти. К преимуществам можно отнести следующие:

 упрощенный порядок регистрации и бухгалтерского учета;

 упрощенный порядок налогообложения, меньший уровень налого-

вой нагрузки по сравнению с коммерческими организациями.

Среди недостатков следует выделить полную имущественную ответ-

ственность предпринимателя и невысокий экономический имидж среди

кредиторов и крупных компаний.

Юридическим лицом признается организация в следующем случае:

1. Если она имеет в собственности, хозяйственном ведении или опе-



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: