Экономика географии


ВВЕДЕНИЕ

В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область (Еврейская), 4 автономных округа. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Россия также подразделяется на 8 федеральных округов (Центральный, Северо-западный, Приволжский, Южный, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный).

Россия, занимающая третью часть континента Евразия, — самая обширная по территории, многочисленная и многонациональная по населению страна СНГ, а по площади не имеет равных в мире. Она – и самая мощная по экономическому потенциалу и емкости рынка среди стран СНГ. Богаты и разнообразны ее природные ресурсы. Это разнообразие и привело к необходимости экономического районирования.

Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Оно служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение, и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

Экономическое районирование является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

Целью данной работы является определение экономических районов России. Раскрытие их потенциала и выявление проблем.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть основные принципы районирования, а также подробное изучение отдельных экономических районов

1. Значение экономического районирования для России в условиях рыночной экономики.

Экономическое районирование служит важным научным инструментом территориального управления. В современных условия выделения федеральных округов диктуется необходимостью укрепления вертикали власти. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Из-за огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определяются подходы к особому развитию каждого отдельного региона России.

Экономическое районирование в практическом преломлении необходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития социально-экономических территориальных образований, применительно к которым реализуется региональная политика государства.

Огромные различия российских регионов по всем условиям развития и федеральное устройство страны обрекают на неудачу унифицированные подходы к проведению реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции.

Суть регионализации – учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформы в коммунальном секторе): разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития.

2. Принципы экономического районирования. Типы и системы экономических районов.

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным в развитии территориального разделения труда. Основные принципы районирования сводятся к следующим трем.

Экономический принцип, рассматривающий как специализированную часть единого народно-хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку будут наименьшими.

Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена: высшее звено – федеральные округа; среднее звено – края, области, республики; низшее звено – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

1.Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

2.Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3.Многоотраслевые и депрессивные – регионы, расположенные в значительной части зоны Севера.

В регионах первой группы рекомендуется всемерно   поощрять мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго  типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах  третьего  типа – создавать особо благоприятный режим для  предпринимательской  деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

Для улучшения финансирования   регионов   создаются   рыночные инфраструктуры – фонды жилья,  пенсионные  фонды,  страховые  фонды,  биржи, ассоциации.  Рекомендуется  ориентировать  ассоциации на координирование решения важнейшей  задачи:  реализацию  программ  развития  макро  регионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения  труда, развитие производства с учетом  приватизации,  внедрение  новых  технологий, расширение  фермерских  и  подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану  окружающей  среды, развитие связей с другими региона.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центрально- Черноземный, Центральный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.



3. Понятие комплексного развития региона на примере центрального федерального округа.

Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения.

Центральный федеральный округ (ЦФО) занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. ЦФО стал базовым регионом. В нем в наибольшей степени сформировались рыночные отношения и инфраструктура, развитая финансово кредитная система, транспортные и информационные услуги, успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные с иностранными партнерами предприятия. В округе сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Ограниченность запасов топливно-энергетических и значительной части минерально-сырьевых ресурсов ставит развитие экономики округа в зависимость от поставок топлива, сырья, комплектующих изделий и деталей из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

В территориальном разделении труда страны федеральный округ выделяется наукоемкими и трудоемкими отраслями машиностроения и металлообработки, химической, полиграфической, легкой, пищевой промышленностью, производством строительных материалов.



Приоритетным направлением специализации округа является развитие высокотоварного многопрофильного сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Эффективное развитие продовольственного рынка возможно только при современной развитой инфраструктуры.

4. Перспективы повышения экономической самостоятельности регионов.

Рыночная экономика предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности.

Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов, укрепление вертикали власти.

Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:

Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки, приватизация;

Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель;

Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего, это районы Крайнего Севера, горные районы);

Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приобретенным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов;

Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорение экономического и социального прогресса;

Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислоцированных военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР;



Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федеральный округ – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой.

Большая протяженность России как с запада на восток, так и с севера на юг, существенные различия в климате, обеспеченности природными, трудовыми ресурсами привели к необходимости разделения территории страны на определенные части, объединенные какими-либо общностями. Таким образом, путем многочисленных и многолетних реформирований произошло разделение Российской Федерации на восемь Федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Экономическое районирование необходимо для наибольшей эффективности использования потенциала района, благодаря проведению реформ, адаптированных к проблемам конкретного региона, а так же для укрепления вертикали власти, так как органы управления субъектов Федерации, так или иначе, подчинены Президенту РФ.

Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.

Современный этап организации территориального управления требует экономического районирования, учитывающего комплексный характер воздействия всех факторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2.Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2007.

3.Экономическая география России: учебник для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

4.Экономическая география России и стран ближнего зарубежья: учебник / под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова.




Предыдущий:

Следующий: