Экономика Федор


МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра социальной политики и трудового права

Форма обучения очная

Контрольная работа №1

на тему

«Услуга как основная форма социально-культурных благ и специфический продукт социально-культурной сферы»

По учебной дисциплине

«Экономика»

Группа / курс ____II СКД___

Студент (ка)___________________________________Сигида Ф.А,

Преподаватель__________________________ д.э.н., Старополов В.А.

Оценка______________

2013

Чтобы рассматривать услугу как основную форму блага, следует дать определение, что же такое культурное благо. Культурным благом называют разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей; результат культурной деятельности – непосредственный и конечный. Непосредственные результаты – это создаваемые культурные блага, а конечные – эффект от этих благ для их получателей.

Например, для театра, непосредственным результатом деятельности является спектакль, для концертной организации – концерт, для цирка – представление, для кинотеатра – сеанс, для библиотеки – выдача книг, периодических изданий, оказание информационных услуг. Рассмотрим несколько концепций.

1.Теория общественных благ (П. Вайсброд) классифицирует различные культурные блага в соответствии с признаками «неисключаемости» и «несоперничество в потреблении». Неисключаемость – невозможность помешать индивидам использовать благо, ограничить их доступ. Несоперничество – отсутствие конкуренции в потреблении: потребление благ одним человеком не уменьшает возможности их применения другим.



В соответствии с этими признаками выделяют общественные и частные блага. Общественное (социальное) благо – благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступным для потребления другими лицами. Частное благо – благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другими лицами.

2.Концепция мериторных благ («merit goods» Р. Масгрейв) непосредственно связана с общественными интересами, которые не проявляются в индивидуальных предпочтениях. Мериторными называют блага, спрос на которые со стороны частных лиц отстает от «желаемого обществом» и стимулируется государством.

3.Концепция экономической социодинамики (Р.С.Гринберг, А.Я.Рубенштейн) основана на допущении того, что существует интерес, который не представлен ни одной из индивидуальных функций полезности (несводимость потребностей). Феномен несводимости разделен на два позитивных свойства: социальная и индивидуальная полезность благ. Авторами обоснован принцип комплементарности (взаимодополняемости) индивидуальных предпочтений и социальных интересов. В основу типологии культурных благ положены признаки индивидуальной и социальной полезности, а также свойство коммунальности, соединяющее в себе признаки неисключаемости и несоперничества в потребелении. В результате получена следующая типология культурных благ:

Частное благо (обладает индивидуальной полезностью).

Коммунальное благо (обладает индивидуальной полезностью и коммунальностью в потреблении).

Смешанное благо (обладает индивидуальной и социальной полезностью).

Смешанное коммунальное благо (обладает индивидуальной и социальной полезностью, а также коммунальностью в потребелении).

Подавляющая часть продуктов культуры существует в виде смешанных и смешанных коммунальных благ, обладающих одновременно индивидуальной и социальной полезностью, а также социальных благ, имеющих лишь социальную полезность. Производство и потребление таких благ обязано поддерживать государство.

Услуга – основная форма культурного блага. Услуга культуры – целесообразная культурная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда. Результат труда неотделим от приводящих к нему действий, составляющих с ним единое целое.

Особенностями услуг культуры являются:

- нематериальный характер производимого эффекта;

- активное участие потребителя в оказании услуг;



- воздействие эффекта от услуги на личность потребителя;

- пространственно-временная локализация услуг.

Сравнение основных характеристик услуг культуры и материального производства приведено в таблице ниже.

Сфера культуры



Сфера материального производства

Продукт имеет нематериальную природу (форму), что не исключает его существования на материальных носителях

Продукт имеет материальную природу (форму)

Продукция не поддается точному количественному и качественному измерению

Продукция поддается измерению

Производство носит индивидуальный характер

Производство носит массовый, серийный характер

Определяющее значение имеют внеэкономические факторы (эстетические, психологические, социальные и др.)

Определяющее значение имеют экономические факторы

Слабая стандартизируемость услуг в силу их неповторимости и оригинальности*

Стандартизация, стремление к одинаковому набору свойств в каждом изделии

Одновременность производства и потребления, невозможность хранения и перемещения продукции

Несовпадение производства и потребления, возможность хранения и перемещения продукции

Активное участие потребителя в процессе производства продукта

Пассивная роль потребителя в процессе производства продукта

Коллективный характер потребления при сохранении индивидуальности восприятия

Индивидуальный характер потребления продукта

Эффект от услуг не ограничен по времени

Эффект от продукта совпадает с периодом его потребления

*Под стандартом понимают требования, которым должна удовлетворять конкретная услуга, чтобы обеспечить ее назначение. До последнего времени в профессиональном сообществе преобладала точка зрения, что услуги культуры в силу их эксклюзивного характера стандартизации не подлежат. Однако в условиях проводимых реформ позиция постепенно меняется и приходит осознание, что обоснованные стандарты предоставления услуг могут защитить организации культуры.

Качественные характеристики услуг культуры определяются как свойствами самого продукта, так и условиями его потребления.

Взаимосвязь и взаимодополняемость различных услуг культуры. Взаимозаменяемость услуг культуры только при дефиците предложения или для случайного, «неразборчивого» потребителя.

Появление виртуальных видов культурной продукции. Повышение роли «смысловых» продуктов (производство смыслов, создание культурных кодов, ценностей, образцов).

Понятие доступности услуг культуры и ее виды.

В Конституции РФ предусмотрено право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).

В посланиях Президента РФ последних лет ставится задача повышения доступности бюджетных услуг, в том числе услуг культуры.

Доступность услуг культуры – возможность населения получать эти услуги культуры.

Виды доступности услуг культуры:

- физическая – вероятность получения отдельных услуг культуры или их комплекса в конкретном регионе (населенном пункте), в том числе определенными группами людей, например, инвалидами;

- территориальная – приближенность организаций (услуг культуры) к месту жительства, подразделяется на пешеходную и транспортную;

- временная – соразмерность времени, затраченного на дорогу и потребление услуг культуры, со свободным временем людей;

- экономическая – возможность пользования услугами культуры при сложившемся уровне цен и доходов населения;

- интеллектуальная – сформированность художественного вкуса, уровень эстетического развития индивида, обусловливающий потребность в культурных услугах;

- информационная – наличие информации об организациях и услугах культуры и др.

Услуга культуры – многогранное понятие, охватывающее не только материальную его составляющую, но, скорее более, чем менее, творческую, подход художника, творца. На сегодняшний день, в социально-культурной сфере культура и бизнес – единое целое, но с преимуществом последнего чаще всего. Так как оценить полностью ту или иную услугу – невозможно. Те сверхзадачи, которые ставят перед собой актеры, режиссеры, врачи, работники социально-культурной сферы не могут быть переведены в разряд материальной культуры, пересчитаны на финансовые средства. И зачастую, руководитель или фирма сами решают по какому пути идти предприятию.

Как бизнес обретает такую власть над культурой?

Причины разнообразны. В их числе — естественное желание автора совместить творчество с безбедным существованием и славой. Но за редким исключением художники не умеют преподносить себя и не обладают собственной системой «промоушена», продвижения на рынке. Поэтому рынок фактически закрыт для них. Именно это предопределяет появление рыночной инстанции в культуре — посредников, ориентирующихся в спросе и владеющих навыками дистрибуции. Не будь таких агентов, культурный обмен ограничивался бы ближайшим окружением автора. Потребителям тоже не обойтись без посредников. Ведь, сколько творец сам себя ни нахваливай, читателям/зрителям/слушателям требуется непредвзятая инстанция, способная отбирать произведения, которые заслуживают внимания.

В результате автор (режиссер, писатель, художник…) и коммерсант (продюсер, издатель, агент…) становятся партнерами и со инвесторами в едином процессе, итоги которого важны обоим. А раз так, им необходимо договориться о разделе полномочий и вознаграждения. Институт, обустраивающий эту договоренность, получил название копирайта. Первичное право на произведение принадлежит творцу. (Будь его воля, о сочинении могут никогда не узнать.) Он вправе самолично обнародовать свои труды, но практичнее оказывается делегировать свое право коммерческому партнеру. Тот принимает на себя финансовые риски, а взамен получает определенные гарантии. Если прокатная судьба произведения не сложится, инвестор потеряет свои вложения. В случае успеха ему отходит доля прибыли. Кроме того, коммерсант должен иметь гарантии того, что естественный правообладатель в случае успеха не вступит в альянс с другим дельцом на более выгодных для себя условиях. Таким образом, творец, входя в рынок, переуступает экономические права предпринимателю. Но, оказавшись на территории бизнеса, художнику (и культуре в целом) приходится плясать под его дудку. Весь последующий сценарий довольно жестко запрограммирован: автору необходимо блюсти финансовые интересы союзника и развивать коммерческий успех. С того момента, как творец добровольно и осознанно или, наоборот, от безвыходности и по неведению, вручил бизнесмену хомут на самого себя, тот получает возможность предъявлять свои требования к его работе. Вот и получается, что произведения не просто циркулируют в соответствии с торговыми правилами, но изначально генерируются с оглядкой на последующее продвижение. Для творчества это в большинстве случаев губительно.

Такова упрощенная схема, объясняющая природу главенства бизнеса над культурой. Нельзя сбрасывать со счетов еще одну важнейшую причину: грубый и прямолинейный язык денег пересиливает тонкие и витиеватые языки художественных практик. Все другие индикаторы, оценки, сигналы, критические тексты, способные влиять на культуру, оказываются субъективными и менее важными. Группам с разными интересами крайне трудно прийти к соглашению друг с другом. А язык денег хотя и не релевантен, но универсален, и благодаря этому качеству посредством него можно договориться. Таким образом, деньги вредят культуре не потому, что они сами по себе плохи, а потому, что делают чересчур сильным того, кто использует их, преследуя первым делом вне культурные цели. В итоге культурное производство оказывается подчиненным чуждой ему логике. Поэтому здесь, как никогда, важна роль государственного регулирования и поддержки. Когда государство возьмет на себя часть расходов, затрачиваемых на производство того или иного культурного блага, те сверхзадачи, которые ставят перед собой работники социально-культурной сферы, станут выполнимыми.




Предыдущий:

Следующий: