экономика ЭКЗполн

1.Экономические теории меркантилистов и физиократов.

Школа меркантилизма -15-17 в.«Меркантье» — (итал.) торговец, купец. Меркантилисты выражали интересы торговой буржуазии. Англия – наиболее развитая страна. Теоретики-меркантилисты считали, что источником богатства общества является сфера обращения, т.е. торговля. Концепция меркантилизма прошла 2 этапа:1)ранний(монетарный). На этом этапе меркантилисты разрабатывали мероприятия по удержанию денег в стране(запрещался вывоз денег за пределы страны, строго контролировалась деятельность иностранных купцов, устранялись высокие ввозные пошлины, усиливалась добыча золота.)Золото – абсолютное богатство.У. Стаффорд обосновал теорию денежного баланса. 2) поздний – втор. пол. 16 в. – теория торгового баланса. Акцентируется внимание на развитии внешней торговли и активном торговом балансе. Т.Манн.Недостатки:- в силу исторических условий они не могли выйти за рамки в сфере обращения;- в методологии не вышли за рамки эмпиризма(поверхностное описание явлений обмена);- функции денег трактовались односторонне. Монетаристы выделили одну функцию – накопление богатства. 2-ой этап – функция средствообращения. Считали, что товар до вступления в акт купли-продажи не имеет стоимости;- игнорирование прибыли, возникающей в сфере мануфактурного производства;- односторонне трактовали производительность труда. Производительным он считался только в тех отраслях, продукты которых при отправке за границу приносят стране прибыль(экспорт).Достоинства:- преодоление устоявшихся религиозных этнических принципов дисциплины;- первыми выдвинули проблему рационального хозяйствования;- впервые обосновали роль государства в экономике;- поздний меркантилизм прогрессивный, т.к. содействовал развитию торговли.

Физиократы – власть природы. Источник богатства – сфера с/х и именно эта отрасль является производительной. Промышленность – непроизводительная сфера, не создающая прибавочный продукт.Франция. Основной вопрос – аграрный. Основатель – Ф. Кенэ. — выдвинул идею эквивалентного обмена; считал, что товары вступают в обращение с заранее заданной ценой;- критикуя меркантилистов, отрицал значение торговой прибыли, считая её результатом обсчёта и внеэкономических категорий;- особое место занимает «учение о чистом продукте». Под чистым продуктом физиократы понимали излишки продукции, полученных в с/х над издержками производства. По мнению Ф. Кенэ, с/х – единственная отрасль, где создаётся чистый продукт;- впервые ввёл понятие «воспроизводство» как процесса постоянного процесса производства. В работе экономическая таблица Ф. Кенэ попытался решить проблему выявления основных народно-хозяйственных пропорций, обеспечивая развитие экономики страны. Считал, что процесс воспроизводства может идти непрерывно только в случаях соблюдения определённых народно-хозяйственных пропорций. Кенэ впервые разделил общество на классы:- производительный класс – фермеры, крестьяне;- собственники (земли) – церковники, король;- непроизводительный/бесплодный – ремесленники, торговцы. Недостаток – одна сфера – сфера с/х.

2.Основные идеи экономического учения А. Смита и Д. Рикардо.

Адам Смит, Давид Рикардо – развитие полит. Экономии в их трудах. Основные моменты учения Смита: — основа богатства – производство внеотраслевой структуры;- определил двоякую задачу полит.экономии как науки: анализ объективной экономической реальности и выработка рекомендаций для эк.политики фирм и государства; — в основе учения – трудовая теория стоимости;- величину стоимости товара определял затратами труда не отдельного товаропроизводителя, а средними затратами для данного уровня развития производства;- выделил 3 основных класса и их доходы: земельные собственники – рента, капиталисты, владеющие другими средствами производства – прибыль, наёмные рабочие – з/п;- с позиции трудовой теории стоимости дал определение «прибыли» по величине, равной прибавочной стоимости, созданной неоплаченным трудом наёмных рабочих;- принцип «невидимой руки»;Идеи экономического либерализма минимального вмешательства государства в экономику, в рыночное саморегулирование актуальны и современной эк. науке.

Основные идеи Д.Рикардо:- выделил производственные отношения людей в отличии от производительных сил общества и их объявил предметом полит. экономии;- изложил трудовую теорию стоимости;- объяснил механизм действия закона стоимости;- дал понятие «эксплуатационной основы» всех видов капиталистических доходов, а именно прибыли, земельной ренты, процента;- рыночную цену труда определил как колеблющуюся вокруг стоимости рабочей силы под воздействием естественного движения населения.Для современной экономики интересно высказывание Рикардо о денежной эмиссии и денежном обращении: «Увеличение количества денег не может иметь, по-моему, другого результата, чем рост ценных товаров». Он приходит к выводу, что ни государство, ни банк не пользовались правом выпуска денег без злоупотребления им, поэтому в каждом государстве выпуск бумажных денег в обращение должен подчиняться ограничению и контролю.

3.Современные направления и школы экономической теории.

нач. 20в. Особенность – прикладной характер. Представлены западной экономической мыслью. Главные направления эк. мысли:- неоклассическое; — кейнсианское; — неолиберальное; — институционально –социологическое. Неоклассическое направление. 70 г. 19 в. – реакция на эк. учение К. Маркса. Теория маржинализма – рус. Предельная полезность. Представители маржинализма разделяются на школы: австрийская(Менгер, Визер, Бем-Баверк), лазанская(Вальрас, Паретто), английская(Джевонс, Эджуорт), кембриджская(Маршалл, Пичу), американская(Кларк). Осн. Идея сторонников маржинализма: исследование не общих, а предельных величин и сама теория предельных величин была подана в эк.науке как моржелианская революция. Понятия «предельная полезность», «предельные издержки», «предельная производительность», «предельная склонность», которые характеризуют не сущность эк. явлений, а их изменение в связи с изменением других процессов эк. явлений, объясняются поведением отдельных индивидов. Мажриналисты считали, что основу цены товара составляют не затраты труда, а ценность товара для потребителя-«предельная полезность»( это полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единица блага). Важное место в их теории – анализ эк. равновесия. Теория общего равновесия – Л. Вальпрас. Теория частичного равновесия – А. Маршалл. Важное место в теории – теория предельной производительности(последовательное увеличение одного из факторов производства при неизменности других имеет своим результатом уменьшение прироста на единицу затрат)А. Маршалл показал, что данное понятие не ново для эк. науки и оно встречается у Д. Рекардо. А.Маршалл рассмотрел теорию предельных величин как эволюцию. Он пошёл по пути согласования трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Сказал, что в определении цены товара одинаково неверно отдавать предпочтение трудовой теории стоимости, которая определяет её издержками производства или теорией предельной полезности, которая определяет её предпочтениями потребителя и для определения цены предложил теорию спроса и предложения. Именно в работах Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление. Неоклассики – позиция невмешательства государства в экономику. Рыночный механизм -механизм саморегуляции. Они придерживались идей А.Смита(в основе всех эк. процессов лежит человеческий эгоизм и общее благо стихийно складывается в результате действия отдельных индивидов – невидимая рука рынка). Неоклассики опирались на закон Ж.Б.Сейя , согласно которому предложение товаров создаёт свой собственный совокупный спрос и нет причин опасаться кризиса перепроизводства.Но в 1929 г. – мировой экономический кризис-«великая депрессия». Эк. кризис – кризис неоклассической экономической теории. Рецепты от последствий кризиса предложил Джон Кейнс. В своей книге «Общая теория процента занятости и денег» изложил принципы регулирования нац. хозяйства. Его теория – теория эффективного спроса. Он был объявлен спасителем капитализма, т.к. повлиял на эк. политику всех западных стран. Суть теории Кейнса:- обосновал решающую роль государства в преодолении кризиса и безработицы и необходимость его вмешательства в распределение всего дохода общества; — основа – макроэкономический анализ, т.е. рассмотрение единого рынка и совокупных величин; — в противовес неоклассикам, которые опирались на предложение товара высказал идею активизации совокупного спроса;- для неоклассиков сбережения и инвестиции были равные. Кейнс показал, что равенство выполняется не всегда;- большое значение – эффективности инвестиций производства; говорил о необходимости снижения % на кредит. Первичную роль отводил гос. Капитальным вложениям, другим расходам государства на соц. нужды, которые способствовали формированию совокупного спроса. Раскрыл механизм мультипликации;- предлагал ввести систему общественных работ с целью борьбы с безработицей и повышению совокупного спроса.Кейнс. теория помогла добиться высоких темпов эк. роста, высокого уровня занятости, однако кризис 1973 г. показал, что основной проблемой стала инфляция и рецепты Кейнса стали непригодны, т.к. увеличение расходов раскручивало инфляцию. Наибольшее признание в этот период – рекомендации монетаристов(одно из направлений либерализма в США). Эк. курс, названный рейганомикой, опирался на взгляды М. Фридмена.Суть теории монетаристов:- отказ от методов активного гос. вмешательства в экономику, однако они не отвергали гос. регулирования в отношении денежной массы; — значительный вклад в теорию денег (регулирующие воздействия на экономику осуществляются через объём денежной массы); — считали, что необходимо проводить долгосрочную денежную политику, т.к. изменения денежной массы сказываются на экономику не сразу. Неолиберализм – направление эк. мысли, имеющий в основе соединение принципа саморегулирования экономики с ограниченным гос. регулированием. Главные теоретики: Мизес, Хайек, Ойкен, Эрхард.Институционализм. Особенность: в трактовке социально-экономических явлений. Они исходят из определяющей роли не индивидуальной(как у неоклассиков), а групповой психологии. Т. Веблен 1899г. «Теория праздного класса». В центр исследований -не рационального, а обычного живого человека(чем диктуется его поведение на рынке). Он поставил под сомнения 2 основополагающих принципа классической школы: 1) положение о суверенитете потребителя; 2) положение о его рациональности; доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются различным видам общественного и психологического давления, которое вынуждает принимать их неразумные решения. Он ввёл понятие «показное или престижное потребление» — существование праздного класса(капитал получен ими не в сфере материального производства, а в сфере обращения). Черта, указывающая на принадлежность этому классу – крупная собственность. Именно она приносит почёт и уважение. Это вынуждает потребителей среднего класса и ниже имитировать поведение богатых. Веблин делает вывод, что рыночную экономику характеризуют не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство и завистливое сравнение.

4.Предмет экономической науки, методология, структура, функции экономической теории.

Эк. теория – это наука, изучающая поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ в мире ограниченных ресурсов. Предмет экономики – это экономические или производственные отношения между людьми в процессе производства, обмена, потребления, распределения материальных благ. Структура экономики:- микроэкономика – изучает основы поведения отдельных экономических агентов и ситуацию на отдельных рынках;- макроэкономика – изучает закономерности развития нац. Экономики в целом и поведения эк. агрегатов (совокупность специфических эк. единиц, которые рассматриваются как единое целое без учёта индивидуальных особенностей);- мегаэкономика – изучает развитие мировой экономики и международные отношения. Функции эк. теории: — познавательная – с научных позиций изучить эк. явления, выявить их сущность, раскрыть эк. законы и категории;- прогностическая – разработка научно-обоснованных прогнозов соц.-эк. развития;- критическая – выявление достоинств и недостатков различных соц.-эк. систем;- прагматическая – научное обоснование эк. политики, выявление эффективных принципов и методов рационального хозяйствования. В рамках ограниченности ресурсов и необходимости эк. выбора предприниматель должен ответить на следующие вопросы: что производить? Как производить? Для кого производить? Методы исследования эк. явлений: — метод научной абстракции – состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, от несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления;- метод анализа и синтеза – изучение явления как по частям(анализ), так и в целом(синтез). Сочетание анализа и синтеза обеспечивает системный подход к сложным явлениям хозяйственной жизни;- индукция – от частного к общему, м.б. неверна;- дедукция – движение мысли от общего к частному, всегда позволяет делать верные выводы;- системных подход – изучение экономики как целостной системы, комплексный учёт связей, влияний, взаимодействий и изменение всех её элементов;- моделирование – построение модели, отражающей главные экономические показатели;- графический – построение модели с помощью рисунков, графиков, диаграмм, схем;- метод математического моделирования – описание эк. явления формализованным языком с помощью мат. элементов: функций, уравнений, неравенств;- метод компьютерного моделирования – эк. математич. Модели используются в тех случаях, когда моделируемое эк. явление является сложной системой уравнений.

5.Проблема экономической организации производства. Граница производственных возможностей.

Экономическая организация производства возникает только тогда, когда участники производства исходят из принципа экономической целесообразности. В чем же смысл этого принципа? Любое производство — это целенаправленная затрата ресурсов для получения определенных результатов. В неэкономическом производстве между затратами и результатом существует прямая технологическая зависимость — из “ресурсов” получают “результаты”. В экономическом же производстве между затратами и результатом возникает особая, регулирующая производство, обратная зависимость, требующая обязательного соизмерения производственных результатов с понесенными затратами. Для неэкономического производства обычна ситуация, когда достижение результатов становится самоцелью, не зависящей от величины понесенных затрат. В экономическом же производстве отношение результата к величине затрат выступает объективным и главным критерием целесообразности производственной деятельности. Экономически эффективным считается производство, в котором максимум результата обеспечивается минимумом затрат. Сущность экономической организации производства состоит в том, что во всех отраслях и на всех уровнях оценка его эффективности исходит из отнесения величины результата к величине затрат.

Понятно, что “экономическое” и “неэкономическое” производство качественно отличны: производство, регулируемое принципом экономической целесообразности, функционирует иначе и имеет иные законы, чем производство, не озабоченное минимизацией затрат при одновременной максимизации результатов.Производственные возможности – это возможности производства продуктов и услуг при полном и эффективном использовании всех имеющихся ограниченных ресурсов(земля,труд,капитал) и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Кривая произв.возможностей – это график, показывающий предел возможных вариантов использования имеющихся ограниченных ресурсов для производства альтернативных видов продуктов, т.е. одного продукта при фиксированном производстве другого. ГРАНИЦА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ — график в виде линии, ограничивающей область производственных возможностей экономического субъекта. Внутри области производственных возможностей находятся сочетание благ, товаров, которые могут быть произведены с использованием имеющихся в наличии факторов производства.

6.Понятие экономической системы. Типы и модели экономических систем.

Эк. система – исторически возникшая, действующая в стране совокупность принципов, правил, норм, определяющих форму и содержание эк. отношений, возникающих в процессе производства, распределения и потребления. Традиционная эк. система – способ организации эк. жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. Натуральное хозяйство.Отличительные черты:- примитивные технологии;-ручной труд;- участники объединялись в соц. сети;- ключевые эк. проблемы решаются в соответствии с традициями.Фермерство, охота, собирательство. Рыночная система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц и распределяются в соответствии с соотношением спроса и предложения. Командно-административная – способ организации эк. жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, в распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указанию центрального органа управления по плану. Смешанная – способ организации эк. жизни, при котором земля и капитал – в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется рынками и участием государства.

Осн. черты

Командно-административная

Рыночная

Соц. гарантии

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, соц. обеспечение

Соц. незащищённость в случае безработицы, болезни, старости

Стимул к производ. труду

Социалистические соревнования

Факторные доходы – з/п

Осн. принципы производства

Определяет центральный орган власти, материализуя принятые политические решения

Принцип соответствия спроса и предложения

Регулирование экономики

Жёсткий контроль централизованного государства

Саморегулирование индивидуальных капиталов, слабое вмешательство государства

Координация

Государство определяет правила и параметры эк. поведения и соответствующее размещение благ

Роль координации выполняет рыночный механизм, прежде всего система цен

Конкуренция

-

+

Теневая экономика

+

-

Ценообразование

Государство устанавливает фиксированные цены

Законы спроса предложения

з/п

Административное установление з/п

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда

Преобладание форм собственности

Государственная собственность

Деятельность единоличных предприятий

7.Теории стоимости. Понятия полезности и ценности.

Развитие эк. науки связано с сущностью природы стоимости, ценности и источнике прибыли. Меркантилисты –торговля- источник дополнительных денег и богатства; физиократы -получение чистого дохода с действием сил природы в с/х; классическая школа- роль производительной силы труда как основного источника стоимости; сторонники трех факторов производства предлагали при определении цены учитывать производительность земли, вклад капитала и затраты работника; авторы теории предельной полезности размер цены при совпадении спроса с предложением объясняли субъективно-психологической оценкой потребителем полезности блага в настоящем по сравнению с будущими доходами, что и определяло его большую ценность. Различные подходы по определению стоимости. Д. Рикардо отмечал, что в эк. теории ничто не порождало так много ошибок и разногласий, как неточности и неопределенность смысла, который вкладывался в слово «стоимость». Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость. 18-19в.-основные концепции экономистов о стоимости товара. А.Смит сводил стоимость к труду, затраченному на производство товара, сумме заработной платы, прибыли и земельной ренты. Д.Рикардо определял ее издержками производства, Ж.Б.Сэй — полезностью вещи, Д.Лодердель — предложением и спросом. Длительный спор в экономической науке ведется и по величине стоимости товара, и, соответственно, его цене. А.Смит принимал за меру стоимости иногда рабочее время, необходимое для производства товаров, а иногда стоимость труда, Д.Рикардо — рабочее время на производство товара в относительно худших условиях производства. С.Сисмонди величину стоимости сводил к отношению между потребностью всего общества и количеством труда, которого достаточно, чтобы удовлетворить эту потребность. В работах П.Самуэльсона, Б.Кларка и других рассматривается формирование цены с учетом влияния предельных издержек, как дополнительных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара. Фактически они рассматривают изменение цены в условиях воспроизводства. Анализ всех этих взглядов позволяет выделить связь категорий «стоимость» и «ценность». Стоимость товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях. Экономическая ценность лежит в основе стоимости, являясь исходной категорией по отношению к стоимости. Сущность ценности, ее субстанция — это определенная экономическая деятельность, которая включает цель (результат) и средство (затраты). Экономическая ценность — единство результата (полезности) и затрат. Эк. ценность — это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство. Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому ограниченность блага является элементом ценности. Из того, что экономическая полезность благ зависит от степени их ограниченности, насыщения потребностей, следует, что рост производства благ не прямо пропорционален росту их экономической полезности, так как эти блага по мере увеличения их наличного количества обесцениваются, становятся менее ограниченными, относительно менее полезными.

Механизм взаимоограничения двух названных процессов основан на функциональной связи между полезностью и затратами: один и тот же прирост производства благ (и затрат ресурсов вместе с ним) одновременно вызывает и замедление роста экономической полезности благ, и ускорение роста экономических затрат.

Экономические затраты и экономическая полезность в единстве, образуя ценность, осуществляют принцип саморегулирования, присущий целесообразной деятельности вообще, экономической в частности. Экономический субъект (отдельный производитель) не будет осуществлять затраты, если они не оправданы результатами, т.е. полезностью создаваемых благ.

Отсюда следует, что предельные затраты, или затраты на последнее производимое благо, не должны превышать предельную полезность, или полезность этого последнего производимого блага.

2 Основных подходы к вопросу о стоимости

Основные концепции экономистов по вопросу о стоимости товара сформировались в течении XVII-XIX вв., и сегодня можно выделить три основных подхода к определению стоимости. Опишем их немного подробнее.Первый подход основан на использовании теории трудовой стоимости К. Маркса. В соответствии с этим направлением производство и обмен товаров совершаются на базе их стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда. В этом случае товаропроизводители должны исходить из следующего закономерного положения: если индивидуальные затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается. При этом в основе стоимости товара лежит общественный труд, затраченный на его производство. Отсюда стоимость определяется как воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей.По К. Марксу стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условии производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.Использование косвенных измерителей через сопоставление с другими товарами иногда подвергается нападкам со стороны противников теории трудовой стоимости, хотя речь идет об определении стоимости не средним трудом, а трудом, обусловленным общественными условиями производства и реализации.Второй подход основан на использовании теории предельной полезности. Эта теория нашла широкое применение у маржиналистов. Они выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Представители этого направления считают, что последовательное приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, за известной точкой сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага. Полезность единицы запаса, или предельная полезность блага, определяет величину стоимости данного товара.При этом теоретики маржинализма, в частности представители австрий-ской школы, выделяют два вида ценности материальных благ — субъективную и объективную. Под субъективной ценностью понимают ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью — рыночную цену товара. Определяющую роль представители австрийской школы отводят субъективной ценности, которая была заложена ими в теорию цен. Последняя рассматривается как результат столкновения на рынке субъектов оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.Третий подход был сформулирован А. Маршаллом (неоклассик). Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействий рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства.

Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, из-держки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую со-гласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность рассматривал, как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель.При определении цен А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены: предельная полезность и издержки производства. Он считал, что цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения.На рынке под воздействием изменений, происходящих в спросе и предложении, имеют место постоянные колебания рыночных цен. В соответствии с теорией трудовой стоимости такие колебания объясняются как отклонение цен от стоимости товаров. На этой основе производители товаров при их обмене вынуждены считаться общественной трудовой стоимостью товара, последняя служит базой цены. Равновесное состояние наступает при совпадении спроса и предложения. При определении стоимости блага на основе теории предельной полезности колебаниями цен происходят вокруг ценности «предельного продукта». Равновесная рыночная цена товара является результатом столкновения на рынке субъективной оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.В итоге можно сделать вывод, что теория трудовой стоимости по К. Марксу и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то второй – теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства — труда, капитала, земли и т.д.

В экономическом анализе термин «полезность» используется для обозначения того удовольствия или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг. Можно предложить еще одно определение. Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара или выполнения какого-либо действия. Эта категория включает и психологический компонент, потому что люди ощущают полезность, получая вещи, приносящие им удовлетворение, и, отказываясь от вещей, не доставляющих такого же удовольствия. Если от покупки книги человек более счастлив, чем от приобретения буханки хлеба, то мы говорим, что книга имеет для него большую полезность, чем буханка хлеба. В экономическом анализе полезность все же используется чаще всего для описания предпочтений при ранжировании наборов потребительских благ и услуг .

Экономическая ценность лежит в основе стоимости, являясь исходной категорией по отношению к стоимости.

Сущность ценности, ее субстанция — это определенная экономическая деятельность, которая включает цель (результат) и средство (затраты). Экономическая ценность есть в свою очередь единство результата (полезности) и затрат. Итак, экономическая ценность — это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство. Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности.

8. Понятие рынка. Субъекты, функции, структура и инфраструктура рынка.

Исторически первой была натуральная форма хозяйства. Осн. Черты:- продукты труда для собственного внутреннего потребления;- создаётся один и тот же набор продуктов. Товарное хозяйство(производство):- продукты производятся обособленными производителями;- общественное разделение труда;- возникает необходимость обмена продуктами.Рынок – это совокупность отношений, которые складываются между производителем и потребителем по поводу купли-продажи благ.Рынок – это механизм, объединяющий продавцов и покупателей. Условия функционирования:- общественное разделение труда;- свобода предпринимательства;- многообразие форм собственности;- свободная конкуренция;- развитая инфраструктура;- доступность информации. Функции рынка:- посредническая – объединяет продавцов и покупателей;- регулирующая – регулирует производство и обращение товаров и услуг(устанавливает пропорциональность между потреблением и производством; при росте спроса производители расширяют объём производства и наоборот);- распределительная – эффективное распределение ресурсов(рынок накапливает ресурсы на производство необходимых обществу благ);- стимулирующая – рынок побуждает использовать новую технику, повышать качество продукции;- санирующая – рынок очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хоз. единиц.

Рынок ресурсов

Рынок ресурсов

Субъекты рынка:- домохозяйство – эк. единица, один или несколько человек, важно не количество, а единый центр принятия решений;- фирма(предприятие) – организация, результатом деятельности которой является производство товаров и услуг, предназначенных для продажи;- государство – правительство, административные органы управления.Взаимодействие субъектов рыночного хозяйства между собой образует эк.кругооборот.Эк. кругооборот – это круговое движение реальных эк. благ и встречного потока денежных средств. В эк. кругообороте участвуют 2 типа рынка: 1)рынок ресурсов(факторов производства);2)рынок товаров и услуг.

Рынок Т и У

Рынок Т и У

ГОСУДАРСТВО

ГОСУДАРСТВО

Дом-во

Дом-во

Фирма

Фирма

Домохозяйство представляет на рынок ресурсов ресурсы и получает взамен соответствующий доход. На рынке Т и У домохоз-ва приобретают Т и У, осуществляя расходы. Фирма на рынке ресурсов приобретает ресурсы(факторы производства). Фирма поставляет Т и У на рынок Т и У.

Рыночная инфраструктура – совокупность предприятий, учреждений, организаций, обеспечивающих эффективное взаимодействие основных субъектов. Развитая сеть предприятий торговли, сбытовых организаций, биржи, транспорт. Рыноч. инфраструктура облегчает товарно-обменные операции и контроль перед ними. Осн. Функция – связь производителей и потребителей в единый хоз. процесс.

Структура рынка. Рынок по экономическому назначению:- рынок потребительских товаров и услуг;- рынок ресурсов(факторов производства);- рынок по географическому признаку(внутренний-внешний, местный, региональный,мировой);Рынок по отраслевому признаку:- рынок пищевой промышленности;- нефтянной;- газовыйПо степени ограничения конкуренции:- конкурентный;- монопольный;- олигополистический.По характеру продаж:- рынок оптовой торговли;- рынок розничной торговли;- рынок гос. ЗакупокПо степени соблюдения законности:- легальный;- нелегальный.

Билет №9

Несовершенство рынка и необходимость государственного регулирования хозяйства

Необходимость ГРЭ не отрицалась даже Адамом Смитом, основоположником теории «невидимой руки». Он, в частности, писал, что у государства есть 3 весьма важные обязанности: обеспечение военной безопасности, отправление правосудия и обязанность создавать и содержать определенные общественные учреждения, создание и содержание которых не могут быть выгодны отдельным лицам или небольшим группам, потому что прибыль с них не сможет никогда возместить их издержки.

Современные западные экономисты считают, что чисто общественные товары и услуги являются не единственными товарами и услугами, которыми не могут адекватно обеспечить частные рынки. Всякий раз, когда они оказываются не в состоянии обеспечить какой-то товар или услугу, даже если издержки при этом меньше, чем цена, которую платят индивидуумы, мы имеем дело с несовершенством рынка, которое мы называем неполным рынком. Считается, что рынки не справляются со страхованием вкладчиков от потерь сбережений при банкротстве банков, страхованием фермерского риска, порожденного колебанием цен на сельхозпродукцию, страхованием от наводнений, пожаров и т.п. Поэтому страховой рынок дополняется государственным страхованием.

Государство дополняет рынок и в других сферах. Например, сфера реконструкции и обновления городов нуждается в координации действий и усилий многих заводов, землевладельцев, торговцев и других бизнесменов и эту координирующую функцию берет на себя государство. Оно заставляет субъектов рыночной экономики производить то, что необходимо в этих случаях.

Такого рода несовершенств в действиях рынка довольно много. некоторые их называют «провалами» рынка. К их числу можно отнести и то, что рынок дает мало информации о деятельности субъектов рынка, о нуждах общества, потребительских стандартах. Поэтому в ряде стран принимаются законы, которые предписывают, чтобы кредиторы полностью информировали заемщиков, производители соблюдали соответствующее качество товаров, пищевых продуктов, медикаментов и др. Эта информация по своей сути тоже является общественным товаром, который рынок не в состоянии создать.

Существует ряд обстоятельств, которые сопровождают функционирование самого рынка и способствуют его саморазрушению. Это тенденция монополизации в экономике и циклический характер развития самой рыночной экономики. Эти тенденции уводят экономику с пути наибольшей эффективности и тормозят общественный прогресс. В этих условиях для обеспечения развития конкуренции, как важнейшего механизма, регулирующего деятельность рынка, становится жизненно необходимым выработка государством соответствующих антимонопольных законодательств и создание определенных «рамок» деятельности хозяйствующих субъектов. Для смягчения последствий циклического развития в периоды депрессии – безработицы, инфляции, нарушения равновесного совокупного спроса и предложения – только государство способно проводить в жизнь необходимые экономические меры по преодолению экономического спада и стабилизации экономики. Принято считать, что именно здесь наиболее четко определяется сила государства, его способность выполнять свои регулирующие функции.

Существует еще и такое несовершенство рынка, как его неспособность равномерно и справедливо распределять доходы. Рыночная экономика, предоставленная самой себе, может быть эффективной, по Парето, и распределение справедливое с точки зрения законов рынка неизбежно приводит к значительной дифференциации доходов и социальной незащищенности значительных слоев общества. Такое положение не может устраивать большинство населения, в том числе и самих бизнесменов, поскольку это чревато серьезными социальными конфликтами, напряжением во взаимоотношениях работающих и работодателей, сокращением совокупного спроса и т.д., что отнюдь не способствует эффективности и на микроуровне. Поэтому важнейшей обязанностью государства является перераспределение доходов для поддержки малоимущих и обездоленных слоев населения, стариков, инвалидов и т.д.

К числу проблем, которые не решает рыночный механизм относятся так называемые внешние эффекты (экстерналии). Наиболее известные из них – это загрязнение среды обитания (воздушного и водного бассейнов, земли), расточительное отношение к не воспроизводимым природным ресурсам. Только государство имеет возможность реагировать на эти отрицательные внешние эффекты через соответствующие инструменты: штрафы, нормы, запреты, цены и др.

Поэтому этот сложный и многогранный процесс государственного регулирования экономики можно определить как систему государственных мер прямого и опосредованного воздействия государственными управленческими органами на поведение хозяйствующих субъектов и социально-экономических образований в целях сбалансированного и стабильного развития экономики и приспособления ее к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

10. Потребительский спрос, его факторы. Закон спроса.

Спрос – платёжеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Закон спроса описывает обратную связь между ценами и количеством Т и У, которая будет куплена при данной цене. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона. Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.Qd=f(1/P)Закон спроса не действует:- при апсиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;- для некоторых редких дорогостоящих товаров, является средством вложения денег;- при переключении спроса на более качественные товары.Зависимость между ценой и величиной спроса – графическая.

P

8

6

4

2

Q

1

2

3

4

Неценовые факторы спроса:- доходы потребителей;- рост общего числа покупателей;- изменение в стране населения(изменение спроса на различные товары);- вкусы покупателей(мода, реклама);- цены на сопряжённые товары(товары-субституты – взаимозаменяемые товары; товары-комплименты – взаимодополняемые товары);- экономическая (соц.)политика государства по выполнению пособий малоимущим слоям населения;- потребительские ожидания(инфляция и пр.)Динамика кривой спроса под влиянием неценовых факторов.

11. Предложение, его факторы. Закон предложения.

Предложение – это количество Т и У, которые предложены для реализации на рынке или м.б. незамедлительно доставлены туда в определённый промежуток времени. Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.Зависимость прямая. Закон: предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место. Неценовые факторы (детерминанты) предложения:- цены на ресурсы;- выход на рынок новых фирм, что увеличивает объём предложения вне зависимости от цен;- цены на сопряжённые товары;- ожидания продавцов(прогноз динамики ценных доходов);- налоги и дотации;- конкуренция на рынке одноимённых товаров, реклама, маркетинг.Динамика кривой предложения под влиянием неценовых факторов.

12. Установление и динамика равновесной цены.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке пересечения кривых спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, цена – равновесной, объём – равновесным.

Динамика рыночной цены под влиянием неценовых факторов спроса и предложения.

13. Цены «пола» и «потолка».

В условиях свободной конкуренции под воздействием закона рыночного ценообразования, цена выравнивается автоматически, но рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, которое волевым способом устанавливает цены выше или ниже точки равновесия. В этих случаях говорят о ценах «пола» и «потолка».

В микроэкономике, поскольку цена «пола» – это искусственно завышенная цена, она устанавливается выше точки равновесия, а цена «потолка» — цена, которая ограничивает рост цен, искусственно заниженная цена, находится ниже точки равновесия.

Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

«Цена пола» — установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.

С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.

Многие экономисты — возражают против применения цен пола и потолка, поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночное ценообразование автоматически устраняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равновесия, объем спроса и объем предложения отменить нельзя.

14. Эластичность спроса. Кривые эластичности. Перекрестная эластичность спроса.

Эластичность – мера реакции одной величины на изменение другой. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%. Коэффициент ценовой эластичности спроса: Epо = |∆Q/∆P|. Показатель ценовой эластичности спроса является отрицательной величиной, однако знак «-» в данном случае не имеет математического значения, экономисты абстрагируются о него.Пример: снижение цены стирального порошка на 5% вызвало спрос на него на 15%, чему равен Еро — ? Еро = 15%/5% = 3. Если Еро˃1, спрос относительно эластичный; Еро˂1, относительно неэластичный. Еро = 1, спрос единичной эластичности. Кривые эластичности спроса.

Эластичность зависит как от начальных значений цены и спроса, так и от их изменений. Пусть известны 2 пары значений цены и спроса в 2х точках на прямой. Если исходить из того, что начальное значение цены и спроса составляют 10 и 50 соответственно, то эластичность в точке А=Еdp = ∆Q/∆P * Ро/Qo = 50/-50 * 10/50 = 2

P

Q

т. А

10

50

т. В

5

100

Если ______________________________________________________Дуговая эластичность. Если известны цена и V спроса для 2х точек, а вид кривой спроса неизвестен, то для расчёта применяют эластичность. Еdo = ∆Q/∆P * (P1 + P2/Q1 + Q2)Пример. Определить Еdo, если известно, что при цене 5$ величина спроса 5 шт., а при цене 7$ — 4 шт. Еdo = 4/2 (5+7/8+4)=2Перекрёстная эластичность спроса показывает, как влияет на величину спроса данного товара изменение цены другого товара. Коэффициент перекрёстной эластичности. Ес определяется как отношение %ного изменения спроса на товар А к %ному изменению цены на товар В. ______________________________________________________________________________Ес ˃0, то рассматриваемые товары взаимозаменяемы.Ес˂ 0, то рассматриваемые товары взаимодополняемые.

15. Эластичность предложения. Кривые эластичности.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Эластичность предложения зависит от:

•особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

•временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

•зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

Кривая предложения

•График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

•Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

•Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

Эластичность предложения характеризует реакцию предложения на изменение цены.Еps = ∆Q/∆PКривые эластичности предложения.

16. Потребительское поведение и полезность товара. Правило максимизации полезности.

Главным фактором потребительского выбора является полезность товара для потребителя. Экономисты используют термин «полезность» для обозначения того удовольствия или удовлетворения, которое люди получают от употребления товара или услуги. Основу теории полезности заложили экономисты направления маржинализма. Основные идеи подхода:«стоимость(ценность) товара определяется н затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю». Такой подход противоречил традиционным направлениям классической школы. Различают общую и предельную полезность. Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага называют предельной полезностью(MU). Сумма полезностей отдельных частей блага даёт общую полезность (TU). Закон убывающей предельной полезности гласит: «Чем больше количество единиц потребительского блага, тем меньше предельная (дополнительная) полезность, извлекаемая из каждой дополнительной единицы потребления блага ».Ситуация потребительского равновесия.Потребитель должен выбрать между различными товарами так, чтобы при ограниченном денежном доходе получить именно такой набор Т и У, который принесёт ему наибольшую полезность. Рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета осуществит свой выбор так, чтобы каждый приобретённый товар принёс ему одинаковую полезность, пропорциональную цене товара. Правило максимизации полезности(условие равновесия).

17. «Эффект замещения» и «эффект дохода».

Эффект дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар, приобретаемый потребителем снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или какого-либо другого товара – потребитель становится относительно богаче при том же уровне дохода. Эффект замещения состоит в том, что потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась и заменить ею другие товары, которые при этом относительно подорожали.

Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Например, при снижении цены мяса с 200 до 100 руб. за кг. человек на свой доход в 10 000 руб. сможет вместо 50 кг. купить уже 100 кг. Если он захочет сохранить уровень потребления и будет и дальше покупать 50 кг. мяса, то оставшиеся средства он сможет пустить на покупку других товаров, что сделает его богаче.

Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает.

Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.

Взаимосвязь эффекта дохода и эффекта замещения

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них.

Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т.е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

18. Кривые безразличия и бюджетная линия.

Важным шагом в исследовании закономерностей потребительского поведения стало создание концепции бюджетных линий и кривых безразличия. Авторами этой концепции стали итал. экономист Паретто и англ. экономисты Хикс и Эджуорт. Бюджетная линия показывает различные комбинации 2-х товаров, которые м.б. приобретены при фиксированном уровне денежного дохода.Уравнение бюджетной линии: Т.о. бюджетная лини я показывает, что может приобрести потребитель при определённом уровне доходов с учётом сложившихся цен на товар. В отличии от этого, кривая безразличия показывает, что хочет приобрести потребитель(в этом случае говорят о предпочтениях потребителя между товаром А и В). Нас будут интересовать такие сочетания товаров, которые по его мнению приносят одинаковое удовлетворение потребителей. Потребителю, в целом, безразлично, какой именно из этих наборов приобретать. Поэтому кривая несёт название кривой безразличия. Количество товара А, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения потребления товара В на единицу, называется предельной нормой замещения товара А товаром В. Исходя из норм замещения, определяют предпочтения потребителя. Теория потребительского выбора даёт возможность учитывать не только дополнительные затраты, связанные с улучшением структуры, качества продукта, но и учитывать потребительские предпочтения, выявляя, какие свойства товара являются для потребителя значимыми. Однако, предпочтения потребителя не означают, что он купит товар. Т.о. потребитель ограничен ценой товара и доходом, что было выяснено при построении бюджетной линии. Для примера предположим, что потребитель выделил 1000р., на которые намерен приобрести масло и колбасу. Допустим, что цена масла 100 денежных единиц, колбасы – 200р. за 1кг. Построим бюджетную линию и получим различные варианты приобретения М и К. Потребитель исходя из дохода и цен на товары, может приобрести различные сочетания товаров, лежащие на бюджетной линии. Для того, чтобы обеспечить максимальное удовлетворение при ограниченном бюджете, сместим кривую безразличия вправо. Оптимальным будет L, которая лежит на кривой безразличия С.

19. Неопределенность и риск. Виды и пути снижения экономических рисков.

Риск – негативное отклонение от поставленной цели. Основа любого риска – неуверенность в будущем, возможная опасность. Авантюра – начинание, осуществляемое без учёта условий, возможностей в расчёте на случайный успех и, как правило, обречённый на провал. Люди по отношению к риску делятся на несколько групп в зависимости от субъективных качеств:- люди, испытывающие антипатию к риску; — —нейтралитет к риску; — —, отдающие предпочтения риску.Виды экономических рисков:- производственный(связан с выпуском товаров); — коммерческий(— с процессом реализации товаров); — финансовый (с отношениями субъектов с банками). Т.к. риски неизбежны, то первое правило в управлении риска «не избегать риска, а предвидеть и стремиться снизить до минимума».Существуют пути снижения риска: — использование всей доступной информации;- выявление источников риска;- определение альтернативных направлений деятельности, выбор наилучших из них с точки зрения контроля риска;- объединение риска(разделить риск между несколькими субъектами так, что последствия нежелательного исхода будут не так существенны) – страхование.Страхование (ведение страхового дела) сталкивается с двумя видами проблем:- выбор по степени вероятности потерь;- моральный риск (поведение индивида, который сознательно увеличивает риск причинения ущерба, зная, что убытки покроет страховая компания).

20. Спекуляция и ее роль в экономике.

Спекуляция – деятельность по покупке каких-либо товаров по низкой цене с целью из реализации по более высокой. Спекулянты функционируют на всех видах рынка: ценных бумаг, потребительских товаров, металлов, валюты, недвижимости. Спекулянты выполняют ряд социально-полезных функций:- хеджирование – это операция, использующая рынки срочных контрактов и опций. Спекулянты, выполняя эту функцию, позволяют другим участникам рынка ценных бумаг избежать риска;- передача информации о тенденциях экономического развития всему обществу;- консервация – уменьшение использования дефицитных и не возобновляемых ресурсов.

Спекулянт-профессионал должен обладать умениями:

- предпочтение риска;

- умение добывать асимметричную информацию;

- умение просчитывать математическое ожидание риска.

Спекулятивные операции:

- реальная спекулятивная сделка;

- заключение срочного спекулятивного контракта (фьючерсная спекулятивная сделка) – заключение договора о продаже чего-то на конкретный

срок по текущим ценам;

- спекулятивная сделка с премией (спекулятивная сделка с аукционом)

(на каждую сделку – премия, выступающая гарантией покупки, выплачивается в

момент подписания договора, премия остаётся продавцу, если покупатель

отказывается от сделки);

- спекулятивные сделки с хеджированием (страхованием риска) – это

компенсация одного риска другим, т.е. перекладывание собственного риска на

плечи других (в реальной экономике эти сделки узаконены).

21. Экономика аукционов. Типы аукционов.

На некоторых рынках цена устанавливается в момент, когда сделка имеет место. Обычно это рынки уникальных товаров, которые продаются и покупаются крайне редко – это аукцион. Аукцион начинается с ситуации, характерной ассиметричной инфляции.

Аукцио́н — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. В этом случае объект приобретается победителем аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами

Типы аукционов

Открытый аукцион — аукцион, во время прохождения которого участники видят ставки всех своих оппонентов.

Закрытый аукцион — аукцион, во время прохождения которого участники не видят ставки своих оппонентов и не могут изменять свои ставки.

Аукцион первой цены — закрытый аукцион, при котором победителем является участник с самой высокой ценой и именно эта цена подлежит уплате.

Аукцион второй цены — закрытый аукцион, при котором победителем является участник с самой высокой ценой, но уплатить он должен «вторую цену», то есть цену своего ближайшего конкурента.

Двойной аукцион — обобщенная форма аукциона, обозначающая ситуацию, когда в нем участвует более одного продавца и более одного покупателя, одновременно сообщающих свои ставки аукционисту, который затем определяет равновесную цену, по которой совершаются сделки между продавцами и покупателями, ставки которых были не хуже этой цены.3 типа:- английский – ставка возрастает в ходе торгов, товар продаётся по максимально предложенной ставке;- голландский – ставка снижается, пока не принимается кем-то из покупателей;- аукцион в тёмную (ил заочный) – покупатели делают ставки одновременно, товар продаётся тому, кто сделал самую высокую цену.При определённых условиях все 3 типа аукционов дают очень близкие средние результаты. Этот факт известен как теорема эквивалентности доходов. Поражение победителя.

22. Ресурсы предприятий и их оборот.

Предприятие приобретает на рынке факторы производства (нанимает работников, покупает сырье, оборудование и т. п.) и соединяет эти факторы для производства каких-либо благ или услуг. Ресурсы предприятий (фирмы) совершают свой обособленный от других предприятий оборот, при этом происходит возмещение затрат за счет собственных средств и получение дохода. Материальные и денежные средства предприятий, обслуживающие процесс производства и обращения, образуют их производственные фонды (капитал). Фонды предприятий переходят из сферы обращения в сферу производства, а из нее — вновь в сферу обращения, т. е. совершают кругооборот.

По характеру функционирования и скорости оборота производственные фонды предприятий делятся на основные и оборотные (основной и оборотный капитал).

Основные фонды сохраняют свою натуральную форму в течение многих циклов производства, их стоимость переносится на издержки производства продукта постепенно, в течение ряда кругооборотов и возвращается предприятию в денежной форме по частям.

Основные фонды (основной капитал) выступают в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств. На балансах предприятий они числятся под названием «основные средства».

Процесс перенесения стоимости основных фондов по мере износа на стоимость производимого продукта называется амортизацией. Амортизационные отчисления включаются в издержки производства продукции и после ее реализации накапливаются на счетах предприятий, образуя их амортизационный фонд. Отчисления в амортизационный фонд предприятия производят в соответствии с установленными нормами. Норма амортизации определяется как отношение годовой суммы амортизации к стоимости основных фондов. Она показывает, за сколько лет стоимость основных фондов должна быть возмещена. Например, если норма амортизации станка составляет 10%, его стоимость должна быть возмещена (амортизироваться) за 10 лет.

Оборотные фонды в отличие от основных целиком потребляются в течение каждого производительного цикла и полностью входят в издержки производства продукта. Это — сырье, топливо, энергия, материалы, покупные полуфабрикаты.

Кроме основных и оборотных фондов, функционирующих в сфере производства, предприятия имеют фонды обращения — денежные средства и товары, предназначенные для реализации. Фонды обращения и оборотные фонды возобновляются после каждого производственного цикла. Денежные средства, вложенные в оборотные фонды и фонды обращения, объединяются в оборотные средства.

Оборотные средства ~ это средства, авансируемые для обеспечения непрерывного кругооборота и возвращающиеся в денежной форме полностью после каждого производственного цикла. Для деятельности предприятия необходимы финансовые ресурсы — долгосрочные финансовые средства для возобновления основных фондов и краткосрочные (текущие) финансовые средства для ксыедого производственного цикла, т. е, до момента получения дохода от продажи продукции или услуг. Источниками финансирования являются собственный и заемный капитал: накопленная прибыль, а также банковский и коммерческий кредит, выпуск акций и облигаций. Расходы на создание, расширение и техническое перевооружение основного капитала называются инвестициями или капиталовложениями. По динамике инвестиций можно судить об инвестиционной активности предприятия (фирмы).

В последние годы в России наибольший спад деловой активности наблюдается в инвестиционной сфере. Падение объема капитальных вложений, перелив капитала из сферы производст-. ва в сферу потребления, в валютные сбережения и спекулятивные операции серьезно затрудняют структурную перестройку экономики, повышение технического уровня и стабилизацию производства.

Фирма может включать не одно, а несколько предприятий и производств, выпускать различные продукты. Это делает ее более устойчивой в период экономических спадов: снижение доходов от производства одного товара перекрывается ростом доходов от производства и реализации других товаров и услуг.

Рассредоточение фирмы по ряду отраслей и образование многопрофильного производства называется диверсификацией производства.

Таким образом, мы вплотную подошли к вопросу о значении предпринимательской деятельности в рыночной экономике, а также о степени соответствия интересов предпринимателей интересам общества.

23. Концепции издержек производства. Структура издержек фирмы. Кривые издержек.

Затраты – расход ресурсов в материальном(натуральном) виде.Издержки – стоимостная оценка производственных затрат. Выделяют индивидуальные издержки производства – затраты конкретного хозяйствующего субъекта; и общественные издержки – затраты на производство, понесённые всей нац. экономики. Различают также издержки производства и издержки обращения. Производственные связаны с процессом создания товара; издержки обращения – с процессом его реализации. Марксистская и неоклассическая трактовки издержек производства. Маркс в «Капитале» рассматривал издержки с позиции трудовой теории стоимости как затраты на з/п, материалы, топливо(издержки). К ним он добавлял затраты на з/п работникам торговли, транспорт, содержание торг. Помещения – издержки обращения. Маркс считал, что стоимость товара образует издержки производства и обращения, непосредственно связанные с продолжением самого процесса производства: фасовка, упаковка, транспортировка. В настоящее время экономисты иначе трактуют издержки производства, они исходят из ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Задача экономиста состоит в том, чтобы вобрать наиболее оптимальный вариант использования ресурсов. Выделяют явные (внешние) и альтернативные (внутренние, временные) издержки. К явным относят все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции. Альтернативными называются издержки используемых ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы или других организациях и лицах , но учёт их необходим для более точной оценки прибыли фирмы. Различают также безвозвратные издержки. Они обретаются 1 раз фирмой, не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах. Выделяют постоянные издержки, не зависящие от объёма производства и дате при временной остановке производственного процесса(арендная плата, возмещение банковского кредита, уплата страховки, коммунальных услуг). FC – постоянные издержки.VC – переменные издержки – зависят от объёма продукции(сырьё, материалы, энергия, з/п работников).Если производство прекратится, то VC … до нуля, FC останется на том же уровне. В сумме FC и VC образуют общие валовые издержки. TC = FC + VCСтруктура издержек фирмы.

Для фирм важно знать в динамике величину АТС средних издержек. АТС – издержки на производство 1 ед. продукции. АТС = ТС/Q.Она конкретизируется: AFC = FC/Q удельный вес постоянных затрат в единицах продукции AUC = UC/Q удельный вес переменных затрат в 1 ед. продукции. Для определения стратегии фирмы должны знать предельные издержки, необходимые для обеспечения прироста продукции. Их исчисление необходимо, т.к. предприниматель обязан знать с каким приростом издержек будет связан желаемый прирост объёма производства. MC = ∆UC/∆Q.

24. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

В зависимости от времени, затраченного на изменение количества применяемых в производстве ресурсов различают краткосрочный и долгосрочный периоды в деятельности фирмы. Краткосрочным периодом называется такой временной отрезок, в течении которого фирма не в состоянии изменить свои производственные мощности. Производственные мощности – состояние сооружений. Пример. FC – 1 млн. UC – 10 млн. TR – 12 млн. Общее правило объявления банкротства .Фирма объявляет себя банкротом, если предполагаемый доход от реализации продукции будет меньше переменных издержек и продолжает деятельность, если этот доход превышает переменные издержки.Структура издержек фирмы в краткосрочном периоде.

Т.к. при принятии решений фирмой наиболее важным является характеристика в расчёте на единицу товаров, то данные по средним величинам различных издержек AFC = FC/Q, AUC = UC/Q – сначала вниз, потом вверх, ATC = AUC + AFC

Взаимное расположение кривых на графике подчинено определённым закономерностям. Переменные издержки на единицу продукции по мере наращивания объёма производства снижаются, поэтому кривая AFC — убывающая. Кривая AUC на этапе убывает(действует закон масштабов производства), потом начинает возрастать(вступает в действие закон убывающей отдачи). Кривая AТС повторяет поведение AFC и AUC. Когда МС проходит ниже AUC, сама кривая – убывающая, после пересечения её AUC начинает расти. Такая же закономерность для кривой МС и кривой АТС. Пока МС ниже АТС, АТС убывает, когда МС∩АТС=В, АТС начинает расти. Точка В получила название точки безубыточности или точка критического производства: правее этой точки удельные валовые издержки начинают расти. Структура издержек фирмы в долгосрочном периоде. Поскольку в долгосрочном периоде изменяются не только переменные факторы, но и производственные мощности, то все издержки в этом периоде выпускают в качестве переменных.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: