Экономика 2 вопрос

В современном мире можно выделить основные типы систем образования и соответствующие им подходы к реформированию. Системы образования развитых стран характеризуются высоким уровнем финансирования и регулярным и целенаправленным их реформированием для обеспечения необходимой обществу и отдельным социальным группам динамики социально-экономических процессов. В последние 15—20 лет в развитых странах происходил постоянный рост расходов на образование. К настоящему времени они достигают в среднем 5—7% валового внутреннего продукта (ВВП). В настоящее время в развитых странах примерно 33% выпускников средних школ продолжают обучение в высших учебных заведениях, в США эта цифра доходит до 44, а в Японии — до 40%. В результате в обществе формируется потребность к переходу на всеобщее высшее образование. В общем образовании развитых стран стратегической линией является переход от качественного элитарного образования, доступного лишь для некоторой части общества, и от доступного для всех остальных массового общего образования к всеобщему качественному индивидуализированному образованию, позволяющему все большему числу выпускников школ продолжать обучение в высших учебных заведениях. Реализация этой стратегической линии осуществляется через повышение качества массового образования и обеспечивается растущим объемом общественных ресурсов. Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по трем основным направлениям:

• создание необходимых условий для расширения ресурсной базы, в первую очередь, высшего образования при обеспечении стабильного финансирования общего образования;

• совершенствование содержания образования и обеспечение большей гибкости системы в целом и доступности высшего образования, в особенности для представителей малообеспеченных слоев населения;

• поощрение интегративных процессов — встраивания национальных систем в общеевропейскую и мировую образовательные системы.



В развивающихся странах высшее образование могут реально получать от 3 до 6% детей. Основная цель государственной образовательной политики состоит в обеспечении:

• стабильного функционирования систем начального и высшего образования в достигнутых (сложившихся) масштабах;

• привлечения дополнительных средств в систему среднего образования для ее расширения и, следовательно, роста ее доступности для всего населения.

Основной упор сделан в первую очередь на построение систем целевой подготовки начального и среднего уровней профессионального образования. Основная задача, которая решалась этими системами, состояла и состоит в подготовке высококвалифицированных рабочих и техников, способных эффективно обслуживать приходящие в страну извне современные технологии и оборудование.. Высшее образование постепенно становится доступным для значительной части выпускников школ (35—40%), утрачивая свою первоначальную элитарность. Роль государства в системе высшего образования является решающей. Именно государство финансирует подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Реформы охватывают и послешкольный уровень. Важным компонентом любой преуспевающей рыночной экономики является диверсифицированная система послесреднего и высшего образования для предоставления возможности реализации широкого круга личных наклонностей и обеспечения экономики высококвалифицированными и образованными работниками. Возможно, последнее следует поставить на первое место. В среднесрочной перспективе:

• реформируется система образования и профессионального обучения взрослых для облегчения повышения квалификации или изменения сферы профессиональной деятельности с тем, чтобы они могли конкурировать на быстро изменяющемся рынке труда.

Учителя являются ключевыми фигурами в системе образования и профессионального обучения




Предыдущий:

Следующий: