Экономика 1-12


5. Спрос как важнейший элемент рынка и форма выявления потребности. Факторы воздейст. на спрос. Методы прогнозирования спроса.

Потребность–осознанное человеком и обществом чувство нужды в различных благах необходимых для обеспечения и поддержания жизнедеятельности, развития личности, функ-ния соц. группы или общества в целом.

Спрос — отражает потребности приобретение на рынке определенного количества матер. и дух. благ и представляет собой специфическую форму проявления потребностей обеспеченных соотв. денежными доходами.

Покупательский спрос -выражает не все потребности, а только их часть, которая обеспечена денежными средствами населения с учетом складывающихся на рынке цен.

Общий объем спроса показывает сумму ден. средств, которая м/б предъявлена в опред. период на покупку товара на рынке.

По степени удовлетворения:

- удовлетворенный (реализованный) хар-тся объемом РТО;

- неудов.- часть предъявленного спроса, которая не была реализована из-за отсутствия в продаже нужных товаров.

Факторы, воздействующие на спрос:

Экономические (величина и динамика денежных доходов населения и их дифференциация по соц. группам, уровень и соотношение розничных групп, развитие производства).

Социальные (соц. структура общества, культура потребления, мода, предпочтения пот-лей).

Демографические (миграция, половозрастной состав населения, численность, число состав и размер семей ).

Природно-климатические (географ. положение, климат. условия, наличие природных ресурсов).

Национально-исторические (нац. обычаи, условия быта)

Методы прогнозирования спроса.

1.Метол экспертных оценок-основан на использовании знаний и интуиций специалистов.

2.Метод экстрополяции – предпологает изучения тенденций развития спроса.

3.Нормативный метод – предпологает физиологических норм потребления.

4.Балансовы метод – используется для уравновешивания источников оброзования денежных доходов и направления их расходовании.

5. Маркетинговые исследовании – опрос, наблюдение ,анкетирование.

6.Денежные доходы и покупательные фонды населениях применение в практике деятельности торговой оргонизации в условиях рынка.

Денежные доходы населения явл.основным фактором спроса населения на товары и услуги.Таким оброзом они непосредственно влияют на результат деятельности оргонизации торговли,промышленности и экономики в целом. В целом денежные доходы представляют кол-во денег полученых отдельными лицами, либо группой лиц в течении определенного времени в виде зароботной платы и др. доходов.

Источники формирования денежных доходов; 1 Зароботная плата.

2.Соц.трансферты(пенсии,пособии,стипендии)

3.Дивиденды

4.Продажа с/х продукции(выращенной лично)

5.Продажа имущества и др.

Использовании денежных доходов населения идёт в последующее направление:

Покупка товаров ; Оплата услуг; Налоги ; Сборы; Покупка жилья.

Покупательский спрос определяют не все денежные доходы населения, а та их часть, которая направлена на покупку товаров, т. е. покупательные фонды.

ПФ=ДД – НР + (Р>Д) (Д>Р)

ДД – денежные доходы населения;

НР- нетоварные расходы

Р>Д-превышение расходов над доходами

Д>Р- превышение доходов над расходами

ПФ населения являются основой планирования объемов продаж. Превышение ПФ населения над РТО будет свидетельствовать о наличии неудовл спроса. Обратная ситуация приведет к невыполнению плана РТО.

Относительным показателем хар-щим динамику ПФ населения является степень охвата РТО ПФ населения.

% О= *100

7. Сущность и значение ТЗ. Пок-ли, хар-щие состояние и эффек-ть исп. ТЗ. Роль коммерч службы в нормализации ТЗ.

ТЗ – общая масса товара, находящаяся в сфере товарного обращения и предназначена для обеспечения бесперебойности торгового процесса.

Необходимость образования ТЗ вызвана несоотв. во времени и пространстве между потребностью в них и воз-тью их производства. ТЗ нужны для обеспечения ритмичной работы РТП, широкого выбора т-в и наиболее полного удовлетворения спроса населения.

ТЗ учитываются в абсолютных и относительных величинах.

Абсолютная величина ТЗ м/б измерена в денежном выражении и в натуральном выражении (шт., кг). Различают ТЗ на дату (на 1.04, на 1.01); средние ТЗ (по средней арифмет среднегодовые ТЗ рассчит, если остатки снимают 1 раз в квартал);

ТЗсред =

Если имеются больше сведений об остатках, то более достоверно рассчитывать по средней хронологической

ТЗсред =

Относительные показатели

1) Уровень обеспеченности ТЗ показывает, на сколько дней торговли орг-ция обеспечена товарами (в днях)

Утз= Одн т/о =

2) время обращения т-ра (товарооборачиваемость в днях (ТО)). Показывает, за какой период в среднем оборачиваются ср-ва, вложенные в ТЗ

ТО в дн =

3) Скорость обращения (ТО в кол-ве оборотов). Показывает сколько раз за отчетный период обернулись ср-ва, вложенные в ТЗ.

ТО обор = или ТО обор =

Время обращения т-ра уменьш, а скорость увелич – ускорение ТО. Время обращения увелич, а скорость уменьш – замедление ТО. Утз должен соотв нормативу, если меньше- недостаток т-в; если больше, то затоваривание.

Коммерческая служба играет основную роль в управлении ТЗ, фор-ет заявки, ведет договорную работу с поставщиками, контролирует своевременность поставок, ведет оперативное управление запасами.

10. Доходы орг-ции, класс-ция и экономическое значение в соврем. условиях. Источники образования доходов торг. орг-ции. Факторы, влияющие на изменение доходности торговли.

Доход- эконом. выгода в денежной или натур. форме. За счет дохода организ-я покрывает общественно небход. затраты и образ-ся прибыль необход. для развития организ-и.

Классификация доходов:

1.Доходы от видов деят-и орган-ии (от основного вида деят-и)

2. Операционные доходы (доходы от операций с имуществом, финан. опер-й. доходы по операциям с тарой)

3.Внереализационные доходы(непредвиденные, не систематического хар-ра, полученные не от основного вида деят-ти организации. штрафы, пени, неустойки полученные орган-ей)

Экономическое значение: за счет доходов покрывают общественно необход. затраты и образования прибыли.

Основным доходам торг. организации явл. доходы от реальз. товаров- реальзованной торговой надбавки.

Доходы от реальз-ии тов. необходимы для покрытия расходов ан реализ. товаров и образов. прибыли.

Торг. оргон-ии получают также операционные и внереализационнае доходы.

На изменение доходности торговли влияют след. факторы:

1. объем продаж (чем больше объем продаж, тем больше доход)

2. размер применяемой ТН(%)

3. структура (продаж) РТО- увел. веса в товарообор. продажи тов-в, с более высоким % ТН, ведет к увеличен. общей суммы доход. от реализации.

4. источники поступления товаров- работа с оптов. посредниками должна основываться на том, что поставка тов-в будет осуществ. по цене производителя , как если бы товар закупался непосредственно у произ-ля , таким образом розн. торг-я сохранит весь размер ТН.

При анализе доходов от реализации используют относит. показатель, уровень доходов:

УД

Для пересчета размера ТН в уровень дохода использ. формула:

9. Емкость, доля и конъюнктура рынка: сущность, методика определения и значимость в коммерческой работе.

Емкость рынка- представляет собой массу товаров которая м.б. реализована на рынке в определенный момент времени с учётом сложившейся цен и соотношение между спросом и предложением.

Ёмкость национального рынка.

Е=V произV экспорта + V импорта

С точки зрения спроса:

Е= ПФ+ИС+МО-Др

ИС-инараёный спрос

МО-мелкий опт орг-ям и ИП

Др-другие системы (аптеки, заправки)

Активность торговой орг-ции на рынке хар-ет доля, которую она занимает на этом рынке (уд. вес РТО орг-ции в РТО района).

Др= *100

Ёмкость и доля рынка активно используется при планировании продаж, оценки конкуренто способности организации. Доля рынка в ПК на сегоднешний день состов. 8,8% от ТО Республики и она ежегодно снижается. В 1990 году доля состовляла 33%.

Состояние и степень активности рынка оценивается по его конъюнктуре.

Конъюнктура рынка - это сложившееся соотношение на конкретном рынке между спросом и предложением и ценой в конкретный момент времени.

Изучая и прогнозируя конъюнктуру рынка РТО м/ регулировать текущую деят-ть, вносить изменения в планы, принимать оперативные решения о дополнительных закупках товаров.



8. Товарное обеспечение т/о в системе в управления хоз деят-тью орг-ций торг. Формир и планир тов обеспечения

В понятии товарное обеспечение РТО входят поступление товаров в торговлю и ТЗ. Зн+П=Р+Зк

Источники товарного обеспечения: промышленность (легкая, тяжелая), с/х, импорт, собственное произ-во РТП, общественное питание, закупки с/х продукции у населения, народные промыслы, комиссионная торговля. В ПК: пищевая промыш-ть (консервный, плодо-овощ и мясные консервы, произ-во колб изделий, безалк напитки), заготовки с/х продукции, швейное произ-во, зверохозяйства, обществ питание.

Эффек-ть товарного обеспечения хар-тся след отношением: Э то= * 100

Планирование товарного обеспечения осущ. По формуле балансовой увязки

П=Р+Зк-Зн

Зк — норматив ТЗ на конец планир периода

Зн – норматив ТЗ на начало план периода

Р – план РТО

Расчет плана товарооборачиваемости нужно производить по каждой товарной группе и отдельным т-рам.

Общий план товарооборачиваемости опред путем суммирования планов по товарным группам.

11. Расходы торг. орган-й: сущность, класс-ция и роль в повышении рентабельности и конкурентоспособности. Роль комм. службы в выявлении направлений оптимизации расходов на реализ. в торговле.

Следует различать понятия затраты и расходы. Затраты явл. более широк. понятием.

В торг. орган-и различают:

1. затраты на закупку товаров

2. капитальное вложение в воспризводство оснав. средств Этих два вида представл. собой примененные ресурсы и относятся на себестоимость торг. процесса.

3. текущие затраты на орган-ию хоз. деят-и (транспортировка, хранение, реклама и реализ-я товаров.) Они включаются на расходы на реализ.

Расходы согласно бух. учета – это уменьш. эконом. выгоды в результате выбытия активов и возникновения обязательств приводящих к уменьш. собственных источников орган-ии.

Классификация расходов:

1. Расходы по видам деятельности:

- себестоимость реализ-ых тов-в продукции, работ и услуг;

- расходы на управление;

- расходы на реализ-ю тов-в, продукции, работ, услуг.

2. операционные расходы связанные с выбытием основных средств, расходы по операциям с тарой, расходы по аренде.

В торг-ых органи-ях расходами по видам деят-сти явл. расходы на реализ. т-в. Это затраты по доведению т-ов от производ. до потребителя, хранению тов-ых запасов, поддержание торгв. ассортимента орган-ции , орган-я процесса купли-продажи и потребления.



Расходы на реальз-ю возмещаются за счет дохода от реализ. тов-в.

Классификация расходов на реализ. тов-в.

В зависимости от эконом. содержание делятся по статьям:

- транспортные расходы (Перем.)

- расходы на аренду, содержание и обслуж-е основн. средств (Пост.)

- расходы на хранение подработку, подсортировку, упаковку товаров (Перем.)

- потери тов-в в пределах норм (Перем.)

- расходы на ремонт основ. средств (Пост.)

- налоги, сборы и пошлины (эколог. налог, земельный, на недвижимость)(Пост.)

-расходы на оплату труда (Пост.\ Перем.)

- отчисления в фонд соц. защиты населения (Пост.\ Перем.)

-расходы на уплату страховых взносов.(Перем.)

- амортизация основн. средств и нематер. активов (Пост.)

- отчисления в инновационный фонд (Перем.\ Пост.)

- расходы на реализацию (Пост.)

В зависимости от изменения объема товарооборот:

- условно переменные – изменяются при изменен. объема товарооборота

- условно постоянные — не зависят от объема изменен. товарооборота

От величины расхода на реализацию тов-в на прямую зависит размер получения прибыли. эконом. расходов позволяет повысить рентабельность торг. деят-ти, а след-но и конкурентноспособность орг-ции.

Роль коммерч. службы в оптимизации расходов заключается в грамотной организации закупа тов-в, его транспортировки, хранения и стимулирования орг-ции, это приведет к сокращению расходов по статьям: транспорные расходы, расходы на хранения, потери товаров.

1. Соц-эконначение и сущность РТО.

Товарооборот - количественный показатель, хар-щий объем спроса.

РТО - объем продаж товаров населению за наличный и безналичный расчеты.

ТО является важнейшим показателем экон. и соц. развития страны в целом и региона. ТО отражает процесс обмена товаров на деньги и представляет собой конечную стадию в движении товаров. ТО хар-ет степень развитости произ-ва и экономики в целом, означает признание пок-лями потребитеской стоимости товаров. В рез-те продажи товара возмещаются затраты на его производство и производители получают прибыль, т.о. ТО хар-ет эффективность деят-ти других отраслей (производство).

С другой стороны объем, динамика и структура ТО хар-ют уровень жизни населения, его денежных доходов.

Состав РТО:

- продажа товаров населению (за наличный расчет, по банковским карточкам, чекам, по кредитам банков, перечислениям со счетов вкладчиков банков и т. п.);

- продажа товаров в кредит (учитывается вся стоимость товара по почте, по образцам, по интернету);

- стоимость возвращенных товаров исключается

- стоимость стеклянной тары проданной с товаром за вычетом возвращенной стеклянной тары;

- стоимость упаковки не входящей в цену товара

- стоимость всех видов выигрышей

- стоимость проездных билетов на все виды транспорта.

В РТО не включаются:

- продажа товаров юрид. лицам и ИП за наличный и безналичный расчет.

- стоимость товаров отпущенных по товарообменным операциям между орг-цией и населением и между собой.

2.Основные пути увеличения РТО.

Основные пути увеличения РТО : были намечены в отраслевой программе развития ПК РБ на 2011-2015 и конкретезированы на отчётно выборном собрании.

Направления:

1.Строительство крупных торговых объектов в обласных центрах и городов.

2.Строительство торговых объектов шаговой доступности.

3.Модорнизация универсамах в районных райцентрах и городских посёлках.

4.Открытие магазинов в формате дисконтной торговли от оптовых орг.

5.Приобретение модернизированных автомаг.

6.Востановление работ ранее закрытых магазинов.

7.Ремонт ,реконструкция торговых объектов с установкой современного немеханического холод.оборудования.

8.Внедрение прогрессивных методов торговли.

9.Развитие системы с безналичных расчётов с насилением.

10.Приведение торговых объектов к единому стилевому оформлению.

11.Расширение ассортимента товаров отечественых производителей выпусченых со знаком Белкоопсоюза.

12.Создании вертикалбно-интегрированой системы оптовой торговли.

. Стратегии и методы ценообразования в обеспечении эффек-ти коммерч сделки. Роль коммерч службы в повышении доходности торговой орг-ции.

Стратегия ценообразования – такой подход к реализации ценовой политики орг-ции, когда при всех изменениях цен она имеет воз-ть максимизировать прибыль. В литер-ре выделяют 3 типа стратегии ценаобраз:

1) стратегии дифференцированного ценаобраз.- базируются на неоднородности категорий пок-лей и воз-ти продажи одного и того же товара по разным ценам. Пример: — Стратегия скидки на втором рынке( для пенсионеров, студентов); — Стратегия случайной скидки (периодическое снижение цен на отдельные товары и инфор-ние об этом пок-лей)

2) Стратегии конкурентного ценооб-ния – применяются при установлении цен на новые товары, не имеющие аналогов. – Стратегия «снятия сливок» (устан первоначально высокая цена); — Стратегия проникновения на рынок (устан низкая цена для увеличения объема продаж) – Стратегия сигнализирования ценами (основана на поведении пок-лей, кот исп. Цену в качестве индикатора качества товара)

3) Стратегии ассортиментного ценаобраз – учитывают диапазон цен на отдельные товары, обусловленный различным уровнем расходов и различной рентабельностью. – Стратегия набор (цена на 1 товар из набора снижается, что в итоге снижает цену набора и увеличивает количество покупок) — Стратегия «выше наминала» (применяется орг-цией, которая сталкивается с неравномерностью спроса и увеличивает объем реализации наиболее рентабельного товара, а дополнит прибылью перекрывает убытки от реализации других товаров).

При опред величины цены исп. след подходы:

1) Стратегия высоких цен – обусловлена готовностью пок-лей платить по более высокой цене и предполагает установление более высокого размера ТН. Применяется при реализации новых или усовершенствование товаров и требует высокой культуры обслу-ния.

2) стратегия низких цен. Исп. для заваевывания большей доли рынка. Для этого нужно быть лидером.

3) Стратегия нейтрального или пассивного ценооб-ния. Сводится к установлению цены примерно на уровне конкурента.

Методы ценооб-ния:

1. Метод полных издержек. К цене приобретения + все расходы связанные с реализацией т-в и желаемый размер прибыли (ОЦ+Р+П)

2. Метод маржинальных издержек. Заключается в определении суммы переменных затрат на единицу товара и величины валовой прибыли, позволяющей покрыть все другие затраты и обеспечить рентабельность. Чем больше объем продаж т-в, тем ниже цену можно себе позволить без потери рентабельности.

3. Методы маркетинговых оценок. Заключ в исследо-нии поведения пок-лей, их психологии.

Роль коммерч службы: работа с источниками , наращивание продаж, оптимальные размеры торговых надбавок, увеличение РТО.

3. Методика анализа РТО по общему объему и ассортиментной структуре.

Цель анализа РТО: выявить несоответствие сложившейся ситуации и РТП с реальной ситуацией на рынке, для того чтобы произвести изменения, которые позволят увеличить объемы продаж и прибыль.

Анализ является первым этапом планирования, значит результаты анализа будут использоваться для планирования работы в следующем периоде.

Задачи анализа РТО:

- проверка выполнения плана ТО в разрезе структурных подразделений, кварталов и месяцев.

- оценка динамики РТО в разрезе структурных подразделений и временных периодов

- оценка завоеванной доли рынка

- изучение ТО по ассорт-той структуре, по формам торговли, по методам продажи

- изучение влияния факторов на выполнение плана и динамику ТО

- выявление путей роста ТО

- разработка мероприятий по реализации выявленных резервов роста ТО

Информационная база анализа:

- плановые показатели

- бух. и статист. отчетность (форма 12 торг (продажа), 1-торг (розница); форма 3 Приложение к балансу (Отчет о доходах, расходах и финн рез-тах)).

- социально – экономические.

Методика анализа:

1. При оценке выполнения плана рассчитыают % ВП

% ВП= *100

Рассчит. ритмичность и равномерность выполнения плана

2. Оценка динамики рассчит. в сопоставимых ценах. Фактический ТО приводится в цены прошлого года.

РТО соп. цен =



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: