Экономическая теория_ответы


1.Предмет экономической теории

Определение предмета экономической теории, как и любой другой социальной науки, представляет собой достаточно сложную проблему. В зависимости оттого, что понималось под предметом данной науки, складывались направления  экономической мысли.



Классики определяли экономическую теорию как науку о законах, управляющих производством, распределением и обменом материальных благ в человеческом обществе. Многие современные экономисты уделяют основное внимание проблемам эффективной организации производства в условиях ограниченности и редкости ресурсов. В этой связи экономическую теорию определяют как науку о выборе в условиях ограниченных ресурсов. Экономическую теорию определяют также как науку о богатстве, об экономических отношениях и экономических законах. В учебнике «Экономикс» Самуэльсон дает несколько определений:

экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

экономическая теория есть наука об использовании людьми редких и ограниченных производственных ресурсов для производства различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления;

экономическая теория есть наука о деловой повседневной жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и их использовании.

В наиболее общем виде экономическую теорию определяют как науку, исследующую производственные (экономические) отношения. Побудительным мотивом производства благ являются неудовлетворенные человеческие потребности, а его (производства) конечной целью (непосредственной или опосредованной) —  потребление. Однако сам факт производства благ не означает их потребления. Созданный в процессе непосредственного производства продукт сначала подлежит распределению (получению работником части созданного продукта), затем обмену (полученной части продукта на необходимые блага) и лишь затем — потреблению (удовлетворению потребностей).  Поскольку производство благ является не единичным актом,  а постоянно повторяющимся процессом, его рассматривают как воспроизводство, т.е. как непрерывно повторяющийся процесс создания благ.  Воспроизводство предполагает также постоянное возобновление распределения и обмена, чтобы обеспечивать постоянное потребление. Таким образом, воспроизводство состоит из  четырех фаз: непосредственного производства, распределения, обмена и потребления.

Фазы общественного воспроизводства

Предметом экономической теории являются отношения, складывающиеся между людьми  в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченности ресурсов.

Экономическая теория исследует экономические процессы на разных уровнях. Микроэкономикарассматривает деятельность отдельных хозяйственных единиц: формирование и структуру затрат и доходов, образования и расходования средств предприятия, распределение выручки от реализации, кредитование и страхование, определение стратегии поведения фирмы на рынке и т.д.Макроэкономика изучает хозяйственную жизнь в масштабах национальной экономики.

Функции экономической теории

Экономическая теория выполняет целый ряд функций:

познавательную. Исходная функция экономической теории состоит в обобщении, истолковании и систематизации экономических фактов. Результатом  познавательной функции выступают сформулированные экономические законы, принципы, модели. Экономический закон представляет собой существенную необходимую устойчивую причинно-следственную связь между определенными явлениями хозяйственной жизни. Экономические законы, как и законы любой науки, формулируются в категориях (от греч. Category – высказывание, признак). Категории – это абстрактные обобщенные понятия об определенных сторонах явлений, а также о самих этих явлениях. Экономические категории выражаются в известных терминах;

практическую (прагматическую). Экономическая теория позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом (разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование политики государства);

методологическую. Экономическая теория выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук, является фундаментальной методологической наукой. В систему экономических наук входят историко-экономические (экономическая история, история экономических учений); специальные или функциональные (экономическая статистика, экономика труда, бух. учет, анализ, финансы и т.д.); отраслевые (экономика промышленности, экономика торговли, экономика транспорта и т.д.).

Взаимосвязь экономической теории с другими науками



прогностическую. Экономическая теория разрабатывает научные прогнозы, выявляет перспективы общественного развития.

Метод экономической теории

Выделяют общие мировоззренческие, общие научные, а также частные методы исследования.

Общим мировоззренческим методом является  метод материалистической диалектики – единый для всех наук метод. Диалектический метод исходит из того, что:

в природе и обществе все явления и отношения не являются раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими. Применительно к экономической теории это означает, что все экономические явления и процессы должны рассматриваться в постоянном движении, развитии;

в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Переход от простого к сложному есть переход к новому качеству.

Общенаучные методы включают:

метод научной абстракции. Он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного, случайного. В процессе абстрагирования формируются научные категории, т.е. понятия, выражающие отдельные или обобщенные стороны предметов, процессов, явлений.

анализ и синтез. При анализе исследуемый предмет или явление расчленяется на составные элементы, каждый из которых подвергается детальному изучению, выясняется его роль и место внутри целого. При синтезе происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, их взаимодействие, противоречия и т.д.

индукция и дедукция. Индукция – движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению. Данный процесс характерен для обработки наукой эмпирического материала. Результатом использования данного метода является формулирование категорий и законов. Дедукция – это движение от общего к частному. На базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов.

единство исторического и логического подходов. Экономическая теория рассматривает  явления  в развитии, движении, т.е. исторически. Вместе с тем она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

количественная и качественная оценки. Качественная сторона выражает сущность явления. Количественный анализ экономических явлений предполагает широкое использование статистических данных, методов математики, экономико-математического моделирования и вычислительной техники.

Частные методы исследования включают:

графические

статистические

математические

моделирование

сравнительный анализ

экономический эксперимент и  т.д.

2.  Основной и оборотный капитал

Капита́л (от лат. capitalis — главный, доминирующий, основной) — совокупность имущества, используемого для получения прибыли. Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями. Производительный капитал (фонды) состоит из двух частей стоимость которых проходит весь цикл кругооборота и возвращается к предпринимателю в денежной форме за совершенно разные сроки. Этими частями являются: а) основной и б) оборотный капитал (табл.9.1).

Основной капитал — та доля производительного капитала, которая полностью в течение длительного срока участвует в производстве, но переносит свою стоимость на готовые изделия постепенно и возвращается к бизнесмену в денежной форме по частям. К нему относятся средства труда — заводские здания, машины, оборудование и т.п. Они покупаются сразу, а свою стоимость переносят на созданный продукт по мере износа. Так, каменные производственные здания могут служить 50 лет, машины — 10-12 лет, инструменты — 2-4 года. Допустим, предприниматель израсходовал на приобретение станков 100 тыс. рублей и они будут действовать 10 лет. Стало быть, станки будут передавать готовым изделиям ежегодно 1/10 часть своей стоимости — 10 тыс.рублей.

Таблица 9.1. Основной и оборотный капитал

 

Основной капитал

Оборотный капитал

1. Долго сохраняет свою натуральную форму (полезность)

1. Натуральная форма преобразуется на производстве в иную полезность

2. Участвует во многих  кругооборотах

2. Участвует в одном кругообороте

3.Переносит свою стоимость на готовые продукты постепенно, по частям.

3. Переносит свою стоимость на готовые продукты сразу и полностью.

В отличие от этого оборотный капитал — другая часть производительного капитала, стоимость которой полностью переносится на созданный продукт и возвращается в денежной форме в течение одного кругооборота. Речь идет о предметах труда и быстроизнашивающемся (за год) инструменте. Как известно, после обработки сырье и вспомогательные материалы утрачивают свои прежние полезные качества и принимают новые. Что касается топлива и электроэнергии, то они вещественно не входят в продукцию и по мере потребления исчезают, хотя без них невозможно создать нужное благо.

К оборотному капиталу на практике относят заработную плату, поскольку способ оборота денежных средств, затраченных на оплату труда, является одинаковым с оборотом стоимости предметов труда. Отсюда вытекает заинтересованность бизнесмена в ускорении движения оборотного капитала: чем быстрее возвращаются, в частности, деньги, затраченные на заработную плату, тем шире возможность за тот же год нанять больше работников. Это, в конечном счете, увеличит размер прибыли.

 Особую заботу предприниматели проявляют о сохранении и возмещении стоимости основного капитала, который по своей экономической природе относится к постоянно возобновляемому капиталу. Такое непрерывное восстановление стоимости средств труда производится по определенным нормам в соответствии с их износом. Этот износ бывает двояким: 1) физическим и 2) стоимостным (рис.9.2).

 

              Износ основного капитала

      Физический

       стоимостной

От использования

При неиспользовании

Удешевление средств труда

Замена старых машин более производительными

 

Рис.9.2. Виды износа основного капитала

Физический износ основного капитала означает утрату средствами труда своей полезности, в результате чего они становятся материально непригодными для дальнейшего использования. Этот износ происходит в двух случаях: а) в процессе производительного применения (поломка машин, разрушения фабричного здания от вибраций и т.п.) и б) если оборудование бездействует и утрачивает свои качества (разрушается под воздействием жары, холода, воды и проч.).

Стоимостный (его часто называют «моральный») износ — это утрата основным капиталом своей стоимости. Данный процесс подразделяется на два вида: а) когда машиностроение создает более дешевые технические средства, вследствие чего происходит обесценивание старого, действующего оборудования, и б) когда старые машины заменяются более производительными (за то же время они вырабатывают больше продукции), в результате чего оборудование быстрее переносит свою стоимость на готовые изделия.

В условиях современного научно-технического прогресса и неценовой конкуренции произошло ускорение старения основного капитала. Новые, более совершенные средства труда внедряются еще до физического износа старой техники. На Западе бизнесмены стремятся к тому, чтобы стоимость основного капитала окупалась задолго до его физического и стоимостного износа. Этого они добиваются путем введения нескольких смен в течение дня, более полной загрузки машин и станков.

Средства на простое воспроизводство основного капитала накапливаются в амортизационном фонде. К моменту износа вещественных элементов этого капитала в фонде амортизации сосредоточивается такая сумма денег, за счет которой закупаются новые аналогичные машины и оборудование, а также проводится капитальный ремонт средств труда (работы по восстановлению технических качеств оборудования и его производительности).

Амортизационный фонд образуется за счет амортизационных отчислений. Последние представляют собой денежную форму перенесенной на продукцию стоимости действующих основных фондов. Эти отчисления включаются в общую сумму затрат предприятия на производство продукции.

Величина годового амортизационного фонда зависит от двух факторов: среднегодовой стоимости основного капитала и нормы амортизации. Норма амортизации (Ан) определяется как отношение годовой суммы амортизационных отчислений (Ао) к среднегодовой стоимости основного капитала (Ко), выраженное в процентах: 

    

Ан= Ао\ Ко х 100

 

Норма амортизации показывает, за сколько лет стоимость основного капитала должна быть полностью возмещена. Норма амортизации определяется с учетом: а) экономически целесообразных (нормативных) сроков службы средств труда (которые зависят от их долговечности и физического износа); б) сравнительной эффективности затрат на капитальный ремонт, модернизацию (совершенствование) и замену машин и оборудования;

в) фактического возраста основного капитала, находящегося в эксплуатации; г) стоимостного износа средств труда.

В нашей стране нормы амортизации устанавливаются на реновацию (полное восстановление) средств труда с учетом их балансовой стоимости (в балансе предприятия отражена фактическая стоимость как ранее закупленных, так и вновь поступивших машин и оборудования), срока службы и выручки от продажи выбывших технических средств.

В промышленно развитых странах ускорение технического прогресса в последние годы сказывается на повышении нормы амортизации. В нашей стране она является сравнительно низкой и не соответствует современным темпам обновления техники производства.

Стало быть, проведенный здесь анализ простого воспроизводства на предприятии показал, как и почему в этом случае капитал движется по замкнутому кругу. Теперь мы рассмотрим его перемещение по спирали в процессе расширенного воспроизводства.

3.Основные черты рыночной экономики

 

     Как уже отмечалось, рыночная экономика — это экономика, базирующаяся на частной собственности, которая обеспечивает экономическую свободу субъектов экономических отношений, и на рыночном механизме координации их действий.В рыночной экономике хозяйствующие субъекты принимают решения самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует эти решения, посредством рынка бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются, взаимно уравновешиваются и направляются на удовлетворение общественных потребностей.     Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе … Он имеет в виду лишь свой собственный интерес… преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому».     В качестве такой «невидимой руки» и выступает рыночный механизм.Основные черты рыночной экономики     - Наличие разнообразных и равноправных форм частной собственности, обеспечивающих экономическую самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.  Экономическая свобода дает производителю возможность выбора видов и форм деятельности и осуществление  этой деятельности  в любой допускаемой  законом форме, а для потребителя — возможность в пределах своих денежных доходов для удовлетворения своих потребностей покупать те товары и услуги, которые они считают необходимыми. Свобода потребительского выбора имеет в рыночной экономике особое значение, ибо свобода предпринимательства производна, она определяется потребительским выбором. Рыночное хозяйство отличает суверенитет потребителя. Именно потребитель решает, что должно производиться.Рынок представляет собой многосложную систему, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются;     - Саморегулирование  хозяйственной  деятельности.   Рыночный   механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на ра-циональный, эффективный режим хозяйствования;     - Всеобщность рынка — проникновение рыночных отношений во все сферы   общественного   производства.   Объектами   купли-продажи   в рыночной экономике являются земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой рыночной экономике есть сферы, на которые рыночные отношения не распространяются и которые централизованно регулируются государством;     - Контрактные (договорные) отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Отношения  между последними устанавливаются не государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений. При этом договор — это не только юридически оформленный документ, но практически любое экономическое действие (покупка товара в розничном магазине — это контракт между продавцом, который должен предоставить товар, и покупателем, который должен его оплатить). Контракт — это любой акт экономического взаимодействия, который в явном или неявном виде предполагает соблюдение сторонами определенных условий. Именно через договоры, контракты независимые субъекты рынка реализуют свои интересы.Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения;      - Экономическая ответственность. В условиях рыночной экономики всякое предприятие функционирует на началах самофинансирования, самообеспечения и, естественно, само отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными активами. В рыночной экономике ответственность возникает и становится действительной в силу господства частной собственности;     - Конкуренция, состязательность, объективно порождаемая свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Именно конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися добиться своих целей за счет конкурентов, и конечное соглашение между ними приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно те товары,которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом;     - Свободное ценообразование. В рыночной системе цены никем не устанавливаются, они являются результатом взаимодействия спроса и предложения. Цена в рыночной экономике — это важнейший инструмент, который обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями.Все эти особенности рыночного хозяйства и предопределяют характер ответов на основные вопросы экономики:     «Что производить?» - решает покупатель (потребитель), который предъявляет спрос, а производитель стремится удовлетворить желание по-требителя.      «Как производить?» - на этот вопрос отвечает производитель: «так, чтобы максимизировать прибыль».     «Для кого производить?» - для того, кто предъявил спрос, кто может купить.     Исторический опыт доказал, что рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной экономической системой, прежде всего потому, что она требует наименьших издержек при решении основных вопросов экономики.Если сравнивать рыночную систему с командно-административной (централизованно-управляемой), то к преимуществам рыночной экономи-ки следует отнести:- высокую способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг;- свободу выбора и действий потребителей и производителей;- эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества;- гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям;- максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса;- невозможность хронического товарного дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита;- создание стимулов к труду. Единственно, что дефицитно в условиях рынка — это деньги, но их дефицитность и заставляет людей работать.     Однако при всех достоинствах рынка надо помнить о том, что он имеет свои пределы в возможностях оптимально распределять ресурсы и целый ряд имманентно (внутренне) присущих ему недостатков 

4.Краткая характеристика банковских операцийБанковские операции - это операции, направленные на решение задач и реализацию функций банка, т.е. отражающие банковскую деятельность.Банк как коммерческая структура выступает посредником между теми, кто располагает денежными средствами и теми, кто в них нуждается. Исходя из этого, все банковские операции можно классифицировать следующим образом:При организации банковских операций необходимо соблюдать следующиепринципы:-выполнение банковских операций должно обеспечивать банку прибыльность-при осуществлении банковских операций должна быть обеспечена взаимосвязь между активными и пассивными операциями, так как размеры и формы активных операций зависят от суммы привлеченных банком ресурсов-банк должен быть обеспечен высококвалифицированными кадрами и широко использовать современные компьютерные технологии.В современных условиях банк должен расширять круг услуг, предоставляемых клиентам, внедрять наиболее перспективные формы обслуживания, обслуживать клиентов различных отраслей, идти по пути универсализации своей деятельности.

5.Структура и инфраструктура рынка

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов рынка, их  удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице 9.

Таблица 9.

Классификация структуры рынка

по экономическому назначению объектов рыночных

отношений

рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.

по географическому положению

местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.

по степени

ограничения

конкуренции

монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной

конкуренции.

по отраслям

автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок

 сельхозпродукции и т.д.

по характеру продаж

оптовый рынок; розничный рынок.

Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка  инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.

Инфраструктура рыночной экономики — это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;

деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;

деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Инфраструктура рынка выполняет определенные функции (см. схему 13).

Схема 13.

В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы 14.

Схема 14.

Развитие структуры и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре.

Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке  в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие. 

Рассмотренные в теме основные закономерности развития рынка проявляются как тенденции, имеющие в разных странах свою специфику. Поэтому формирование рыночной системы в России в переходный от командно-административной экономики период  должно учитывать существующие проблемы: относительно низкий уровень развития производительных сил по сравнению с развитыми странами; глубоко монополизированная структура экономики и основных рынков; противоречия между федеральной, региональной и местными властями;  оторванность производства от нужд потребителей; неразвитая инфраструктура рынка, которая вместе с тем в своем развитии опережает формирование структуры рынка;дестабилизация кредитно-денежной и финансовой системы и т.д. Это определяет направления реформирования экономики, включающей:   

Разгосударствление экономики и развитие предпринимательства;

Формирование рынка и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов  развития предпринимательства;

Демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках командно-административной системы  и препятствующих развитию рынка;

Переход к свободному ценообразованию при сохранении форм и методов государственного регулирования;

Осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;

Создание сильной системы социальных гарантий и поддержки населения, облегчающей людям адаптацию к условиям рыночной экономики;

Осуществление активной структурно-инвестиционной политики, обеспечивающей необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.

Главным итогом начавшихся реформ явился качественный сдвиг, окончательный разрыв с прежней хозяйственной системой и создание условий для формирования основ рыночной экономики. Но структурные изменения менее глубоки, чем это минимально необходимо для функционирования социально ориентированной рыночной экономики. Они происходят гораздо медленнее, чем в других странах, что проявляется в том числе в ограниченных размерах частного сектора. Очевидно, что эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и  возникнет современная рыночная экономика.

6.Издержки производства и обращения: понятие, сущность и классификация. Издержки производства – совокупные затраты живого труда и овеществленного труда на производство продукта. Издержки производства представляют собой производственные затраты на покупку средств производства и оплату рабочей силы. Издержки производства показывают себестоимость продукции. Действительная стоимость товара определяется всеми затратами труда на его производство. Количественно издержки производства отличаются от стоимости на величину прибавочной стоимости. Результат производства определяется разницей между выручкой предпринимателя и издержками производства. В основе анализа процесса капиталистического воспроизводства лежит разграничение издержек производства как затрат труда, равных (c+v+m) и как затрат капитала, равных (c+v).Издержки производства образуют действительную стоимость товара для производителя, выступают базой для определения исходной цены продажи – цены предложения. На практике Издержки производства исчисляются:

средние издержки (они определяются делением общей суммы издержек производства на количество произведенных единиц товара;

приростные (предельные) издержки, т.е. дополнительные издержки, обусловленные производством дополнительной единицы продукта более дешевым способом;

валовые издержки – совокупность всех денежных затрат на производство данного товара (услуги), в валовые издержки включаются издержки постоянные и переменные. 

В нашей стране для определения издержек производства применяется категория себестоимости продукции.Издержки обращения – совокупные затраты живого и овеществленного труда, связанные с процессом обращения товаров, выраженные в денежной форме. Издержки обращения, исходя из их участия в образовании стоимости товара, делятся на две группы.

Чистые издержки обращения – обусловленные актом купли-продажи, сменой форм собственности в процессе реализации товаров. Они имеют непроизводительный характер. К чистым издержкам обращения относятся расходы на содержание продавцов, торговых агентов, торговых контор, на рекламу товаров, на ведение бухгалтерии, а также канцелярские расходы. Работники, занятые в сфере собственно обращения, не создают ни стоимости, ни прибавочной стоимости. Чистые издержки обращения возмещаются из совокупной прибавочной стоимости, созданной в производстве.

Дополнительные издержки обращения связаны с процессом продолжения производства в сфере обращения, носят производительный характер и, следовательно, увеличивают стоимость товара и создают прибавочную стоимость. Они состоят из затрат на заготовку, транспортировку, доработку, хранение и фасовку.

Издержки обращения потребителей (покупателей) могут включать уплату таможенных пошлин, почтовых сборов и налогов; расходы на открытие аккредитивов; предоставление банковских гарантий и другие банковские операции; расходы на привлечение товарных экспертов; представительские и другие расходы. Эти процессы ведут к увеличению издержек обращения. При переходе к рыночной экономике в нашей стране указанные расходы будут увеличиваться, поскольку возникнут новые формы обслуживания покупателей, расширится сфера посреднических услуг, маркетинга, рекламы и др.К факторам, влияющим на величину и структуру издержек относятся:

фактор времени: с этой целью условно выделяют «короткий» и «длительный» периоды времени и рассматривают, как изменяются в их пределах затраты;

состояние равновесия, которое определяется условиями получения максимальной прибыли (при минимизации затрат);

увеличивающийся эффект роста масштаба производства, который характеризуется увеличением объема выпуска в пропорции, которая превышает пропорцию увеличения затрат ресурсов;

постоянный эффект роста масштаба производства, который характеризуется тем, что объем выпуска продукции увеличиваются в той же пропорции, что и затраты ресурсов;

убывающий эффект роста масштаба производства, который характеризуется тем, что объем выпускаемой продукции увеличивается в меньшей степени, чем затраты ресурсов.

То, каким будет эффект роста масштаба производства, зависит от возможностей для специализации труда и экономии на затратах определенных ресурсов при расширении производства в фирме.

7.Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена

Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенные количества товара.

На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Если планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы изменять, устанавливается равновесная цена, которая устраивает одновременно и покупателя и продавца. При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж—такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.

Поместим рассмотренные нами ранее кривые спроса и предложения в одной системе координат (рис. 1).

Рис. 1. Кривые спроса и предложения

Точка пересечения кривых спроса (DD) и предложения (SS) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена. Положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, есть рыночное равновесие. Однако равенство спроса и предложения — это скорее теоретическая абстракция, позволяющая нам выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Отклонения от рыночного равновесия могут быть в следующих формах:

1) избыточный спрос, когда количество благ, спрашиваемых на рынке, превышает количество предлагаемых;

2) избыточное предложение, когда количество благ, предлагаемых на рынке, превышает количество спрашиваемых.

Если рыночная цена превышает равновесное значение, то существует избыточноепредложение товаров, и это заставляет продавцов снижать цену. Если рыночная цена ниже равновесного значения, то имеет место избыточный спрос на товары, и это заставляет продавцов повышать цену. В любом случае продавцы и покупатели имеют определенные ожидания относительно рыночной цены. В состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект — производитель или покупатель — не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Если же рыночная цена не равна разновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении равновесной цены.

В реальной жизни рыночные условия изменяются очень быстро. Существует ряд факторов, которые, помимо цены, воздействуют либо на объем спроса, либо на объем предложения. В результате равновесие будет достигаться при других значениях цены. Возможны следующие 4 варианта:

1) уменьшение спроса под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и объема предложения;

2) увеличение спроса под влиянием неценовых факторов повышает равновесную цену и объем предложения;

3) уменьшение предложения под влиянием неценовых факторов ведет к повышению равновесной цены и сокращению объема спроса;

4) увеличение предложения под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и расширению объема спроса.

8.Технические резервы

Технические резервы, в свою очередь, делятся на обязательные и дополнительные. К числу обязательных технических резервовотносятся: резерв незаработанной премии и резерв убытков.

Резерв убытков складывается из:

а) резерва заявленных, но не урегулированных убытков;

б) резерва произошедших, но не заявленных убытков.

К числу дополнительных технических резервов относятся стабилизационные резервы, резервы по компенсации расходов по ОСАГО, резервы выравнивания убытков по ОСАГО, иные страховые резервы.

Рис. 13. 1. Классификация страховых резервов

На рис. 13. 1 представлена классификация страховых резервов. Факторами, влияющими на объем, состав и структуру страховых резервов, являются:

• структура страхового портфеля;

• инфляция;

о развитие перестрахования• инвестиционная деятельность;

• структура страховой организации.

Страховые резервы показывают обязательства страховой организации на конкретную дату, поскольку в основе расчета страховых резервов лежит оценка неисполненных обязательств страховщика. Размер страховых резервов может быть увеличен только в той мере, в какой увеличиваются обязательства страховщика по договорам.

9.Развитие форм стоимости и возникновение денег

Деньги – товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Товарная природа денег определяется самой историей развития обмена товарами и соответствующим отдельным этапом развития обмена форм стоимости.

Вместе с тем в условиях золотого обращения товарная природа денег очевидна: золотые и металлические деньги обладают теми же качествами, которые присущи любому другому товару. Золотые деньги имеют индивидуальную, единичную, потребительную стоимости и стоимость.

Потребительная стоимость – золото может использоваться в промышленности, выступать в качестве сырья, а также для создания различных приборов.

Конкретная единичная стоимость – определяется издержками на производство золотых монет.

Вместе с тем золотые деньги принципиально отличаются от обычных товаров. Они обладают свойствами, которых нет ни у одного другого товара:

всеобщая потребительная стоимость – выражается в их всеобщей обмениваемости;

общественная стоимость – определяется стоимостью тех товаров, которым противостоит денежная масса, обращающаяся на рынке.

Эти свойства деньги приобрели в результате обмена. Они являются чисто общественными и именно этим и определяется сложность понимания сущности денег.

С переходом к бумажному обращению товарная природа денег скрывается, т.е. они не обладают единичной потребительной стоимостью, ни стоимостью. Но они обладают последними двумя свойствами, приобретенными денежным товаром в результате развития обмена. Это означает, что и в современных условиях деньги по своей сути остаются товаром, выполняющим роль всеобщего эквивалента. При этом общественная стоимость денег определяется стоимостью товаров и услуг, реализуемых на рынке.

Т.к. деньги обладают свойствами, которых нет ни у одного другого товара, то в рыночной экономике весь товарный мир распадается на 2 части:

- обычные товары, выступающие непосредственно как потребительная стоимость (стоимость их создания остается в скрытом виде);

- деньги – воплощение стоимости (для них конкретная потребительная стоимость не имеет никакого значения).

Деньги, будучи воплощением стоимости и общественным явлением всегда отражают те отношения, которые складываются в экономике. Эти отношения чрезвычайно сложны и постоянно усложняются. Но, при всем этом, деньги находят отражение в обществе, основанном на частной собственности и рыночной экономике, и эти отношения всегда выступают как отношения эксплуатации.

10.Эластичность спроса и предложения и их основные виды

Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Рыночное равновесие в условиях несовершенной конкуренции. Закон Сэя и закон Вальраса

Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. При выяснении особенностей взаимодействия спроса и предложения важно знать конкретную величину роста или снижения спроса и предложения (скажем, рост цены составил 20 %, или доход уменьшился на 5 % и т. д.). Для этого пользуются понятием эластичности. Эластичность — это мера чувствительности спроса и предложения к изменению факторов, которые их определяют, и, прежде всего, стоимости товаров. В количественном выражении эластичность означает степень или меру реагирования одной переменной величины вследствие однопроцентного изменения другой. Важнейшую роль в эластичности спроса и предложения играют изменения величины спроса в зависимости от цены.

Основными факторами, которые влияют на ценовую эластичность спроса, являются: 1) наличие качественных взаимозаменяемых товаров и уровень цен на них; 2) удельный вес продукта в доходах потребителя; 3) продолжительность времени для осуществления выбора; 4) тип товаров, в частности, их деление на предметы роскоши и товары широкого потребления.

Зависимость эластичности спроса от изменения цены выражается формулой

Ε = %ΔС/%ΔР , где С — величина спроса; Ρ — цена; %ΔС — процентное изменение С; %ΔΡ процентное изменение Р, показывающее, какое изменение спроса в процентах обусловливает рост цен, скажем, на 1 %.

Если индекс цен на потребительные товары в начале составлял 100, а в конце года вырос до 105, то процентное изменение, или годовой темп роста инфляции будет составлять 5 / 100 = 0,05, или 5 %. Тогда зависимость эластичности спроса от изменения цены будет иметь следующий вид: 

то есть она равняется изменению количества продуции (ΔΚ), обусловленного единичным изменением цены (ΔΚ / ΔΡ), умноженным на отношение цены к количеству (Ρ / К).

Простейшая формула эластичности, точнее, ценовой эластичности такова: 

где К0 — начальное количество продукции; Р0 — начальная цена.

Эластичность спроса в зависимости от роста цены, как правило, является отрицательной величиной, то есть с ростом цены спрос на товар уменьшается.

Выделяют также перекрестную эластичность спроса, когда при значительном изменении цены одного товара выявляется тенденция изменения спроса потребителей на другой товар. Коэффициент такой эластичности показывает изменение спроса на один товар в процентах в зависимости от изменения цены другого товара на 1 %.

Эластичность спроса на товар растет по мере расширения группы его заменителей и сближения их качества (совокупности потребительных стоимостей), а также увеличения возможностей использования данного товара. В то же время снижение эластичности спроса на товар происходит при росте значимости потребностей, которые удовлетворяет данный товар, ограниченности доступа к нему, продолжительности периода существования товара и др.

Аналогично измеряется эластичность предложения, зависимость которой от цены является процентным изменением предлагаемого количества товаров вследствие однопроцентного роста цены. Как правило, значение эластичности предложения — положительное, поскольку более высокая цена — стимул для производителей увеличить выпуск товаров.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что спрос на протяжении длительного промежутка времени является более эластичным, чем цена. Это обусловлено тем, что люди не сразу меняют свои привычки в потреблении товаров, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом у потребителей другого товара, спрос на который меняется медленнее. Так, резкое повышение цены на бензин, хотя и снижает спрос на него, но незначительно и на непродолжительное время. Но учитывая данный фактор, на протяжении длительного промежутка времени потребители будут стремиться покупать малолитражные и более экономичные автомобили.

Наряду с ценой важнейшими факторами, влияющими на эластичность предложения, являются: численность товаропроизводителей, ожидания (ценовые и др.) различных субъектов экономической деятельности, значимость товара для потребителя, величина устанавливаемых государством налогов, фактор времени, удельный вес товара в доходе потребителя и др. При этом различают краткосрочный период эластичности спроса, средне- и долгосрочный.

Для отдельных групп товаров (автомобили, холодильники, телевизоры и др.) спрос является более эластичным в кратковременном периоде.

Взаимосвязь между эластичностью спроса и предложения отражает закон спроса и предложения. Его смысл состоит в раскрытии взаимозависимости между количеством товаров и услуг, в данное время предлагаемых производителем, и величиной спроса. Эта взаимозависимость состоит в том, что предложение формирует спрос через ассортимент изготовленных товаров и предлагаемых услуг и их цены, а спрос определяет объем и структуру предложения, оказывая при этом влияние на производство.

Смысл закона спроса и предложения полнее раскрывается в определенной совокупности экономических категорий, которые группируются вокруг него. К таким категориям относятся платежеспособный и совокупный спрос, цены предложения, спроса, равновесия, предложение и др.Платежеспособный спрос — это часть (хотя и наиболее важная) потребностей общества, поскольку у значительной части населения могут быть потребности в наиболее необходимых товарах и услугах, но отсутствовать средства для их приобретения. Цена предложения — это рыночная цена в условиях превышения спроса над предложением, или в условиях существования рынка продавца. Цена спроса — это рыночная цена в условиях превышения предложения над спросом, или существования рынка покупателя.

В познании механизма рыночного равновесия важную роль играет коэффициент эластичности. Он определяется как отношение изменения объема спроса или предложения (рост или снижение в процентах) к процентному изменению цен. Для различных товаров коэффициент эластичности различен. Это связано с неодинаковыми затратами на их производство, наличием или отсутствием товаров-субститутов (заменителей), изменением доходов, модой и другими факторами.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: