эконом_безопасность


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 1

Что такое опасность? Дайте формулировку понятий «опасность» и «угроза».

Опасность – объективно существующая возможность негативного воздействия на общество, личность, государство, природную среду, предприятие, в результате которого им может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий их состояние, придающий их развитию нежелательную динамику или параметры. Опасность является исходной посылкой при рассмотрении проблем безопасности.

Угроза - это потенциально возможное событие, действие, процесс или явление, которое может привести к понятию ущерба чьим-либо интересам.

Нарушение безопасности — это реализация угрозы.

В чем отличие угрозы от опасности?

Во-первых, угрозу отличает от опасности степень готовности к причинению того или иного ущерба. Угроза — это стадия крайнего обострения противоречий, непосредственно предконфликтное состояние, когда налицо готовность одного из субъектов политики применить силу в отношении другого конкретного объекта для достижения своих политических и иных целей. Опасность мы понимаем как стадию зарождения и насыщения противоречий, когда один из субъектов политики потенциально может, но еще не готов применить силу или угрозу силы в своих интересах.

Во-вторых, угроза должна заключать в себе две компоненты: намерения и возможность нанесения ущерба интересам безопасности, а опасность ограничивается наличием только одной из этих компонент. 

В-третьих, угроза всегда носит персонифицированный, конкретно-адресный характер, что предполагает наличие явных субъекта (источника) угрозы и объекта, на который направлено ее действие. В отличие от угрозы опасность носит гипотетический, часто безадресный характер, ее субъект и объект явно не выражены.

В-четвертых, опасность заключает в себе потенциальную угрозу причинения ущерба тем или иным интересам, для реализации которого необходимо создание соответствующих условий (накопление возможностей и формирование намерений), угроза же есть непосредственная возможность нанесения ущерба, от начала осуществления которой ее отделяет лишь временной интервал, необходимый для принятия решения о реализации угрозы.

Проанализировав сущностные отличия понятий «угроза» и «опасность», можно сделать вывод, что угроза интересам безопасности есть готовность (намерения + возможности) одного из субъектов политики причинить ущерб жизненно важным интересам другого субъекта политики с целью разрешения сложившихся между ними противоречий и получения односторонних преимуществ.

Назовите виды источников опасности по природе их происхождения.

Источники опасности – это условия и факторы, которые таят в себе , и при определенных условиях, сами по себе, либо в различной совокупности, обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу.

Источники опасности различаются по происхождению:

Естественно – природное;

Техногенное;

Социальное.

Источниками опасности естественно – природного происхождения являются:

Природные ресурсы, непосредственно приводящие к изменениям (чаще всего к ухудшению) состояния человека и окружающей среды.

Экологическое опасное воздействие – человеческая деятельность, а также стихийные природные бедствия и катастрофы, в результате которых изменяется окружающая среда и вследствие этого условия существования человека и общества.

Источники опасности техногенного происхождения определяются состоянием, внутренне присущим технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемым в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов (например, аварии – опасное техногенное происшествие).

Источники опасности социального происхождения определяются состоянием, внутренне присущим общественно- политическому строю, социально – экономическому положению страны, реализуемым в виде совокупностей условий, не обеспечивающих соответствие среды жизни человека его жизненным потребностям.

Что такое национальный образ жизни?

Национальный образ жизни – это характерные для определенной нации и исторически-конкретных социальных отношений, устоявшиеся формы групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения и склада мышления в различных сферах.

История возникновения термина «безопасность».

В древности понимание безопасности не выходило за рамки обыденного представления и трактовалось как отсутствие опасности или зла для человека. В таком житейском значении термин «безопасность» употреблялся, например, древнегреческим философом Платоном.

Согласно словарю Робера, термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, который считал себя защищенным от любой опасности.

Середина XIII в. Трансформирование понятия на более высоком, государственном уровне. Все более широкое значение получает понятие «полиция» — государственное устройство, государственное управление, цели которого ‒ благо и безопасность государства.

XVIIXVIII вв. Главная цель государства — общее благосостояние и безопасность. Безопасность — состояние, ситуация спокойствия, появляющаяся в результате отсутствия реальной опасности, а также материальные, политические условия, соответствующие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации.

1881 г. в России вышло «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», где дана характеристика общественной безопасности как деятельности, направленной на борьбу с государственными преступлениями и являющейся прерогативой политического сыска

1917 г. Усиление политизированности термина «безопасность», использование его в борьбе с контрреволюцией с целью обеспечения безопасности государства.

1934 г. Кульминация огосударствления термина «безопасность», т.е. законодательное его закрепление как государственной безопасности, использовавшейся в качестве отслеживания различных ситуаций, возникающих в духовной жизни общества, что привело к ослаблению и практически полному уничтожению безопасности общества, личности на долгие годы.

1992 г. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации введен в действие Закон РФ «О безопасности», закрепляющий правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и ее функции, установил порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Ключевые понятия в области теории безопасности.

Что такое источники опасности естественно-природного происхождения?

Источниками опасности естественно – природного происхождения являются:

Природные ресурсы, непосредственно приводящие к изменениям (чаще всего к ухудшению) состояния человека и окружающей среды.

Экологическое опасное воздействие – человеческая деятельность, а также стихийные природные бедствия и катастрофы, в результате которых изменяется окружающая среда и вследствие этого условия существования человека и общества.

Что такое источники опасности техногенного происхождения?

Источники опасности техногенного происхождения определяются состоянием, внутренне присущим технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемым в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов (например, аварии – опасное техногенное происшествие).

Что такое источники опасности социального происхождения?

Источники опасности социального происхождения определяются состоянием, внутренне присущим общественно- политическому строю, социально – экономическому положению страны, реализуемым в виде совокупностей условий, не обеспечивающих соответствие среды жизни человека его жизненным потребностям.

Субъекты и объекты безопасности.

Основные объекты НБ:личность — ее права и свободы;общество — материальные и духовные ценности;государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.Субъект обеспечения НБ: государство, обеспечивающие функции в этой области через органы законодательной, и исполнительной и судебной власти

Назовите уровни экономической безопасности.

Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, уровня отдельно взятой хозяйственной структуры, личности.



Международная экономическая безопасность – такое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный выбор и осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда.

Национальная экономическая безопасность – это состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.

Экономическая безопасность страны – способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическое развитие – создается способностью экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и политическую стабильность общества и государства. Это способность сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, военных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.

Экономическая безопасность предприятия – это состояние юридических, производственных отношений и организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов, при которых обеспечивается сохранение и эффективное использование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы.

Экономическая безопасность личности – это такое состояние жизнедеятельности человека, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей. Наиболее серьезными видами угроз экономической безопасности личности является нарушение прав потребителя, невыплата пенсий и заработной платы, безработица, невосполнимое обесценение сбережений, рэкет, мошенничество и др. Экономическая безопасность личности во многом зависит от общего состояния экономики.

УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ:

НАЦИОНАЛЬНАЯ:

ГЛОБАЛЬНАЯ;

ГОСУДАРСТВА;

РЕГИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕСТВА;

РЕГИОНА;

ЧАСТНАЯ (ФИРМЫ; ЛИЧНОСТИ)

Назовите виды безопасности.

В зависимости от типа угрозы выделяются следующие виды безопасности:

Экономическая безопасность.

Социальная безопасность (демографическая ситуация, здравоохранение, образование, культура).

Финансовая безопасность.

Военная безопасность, включая ядерную безопасность.

Ресурсная безопасность (основная составляющая – энергетическая безопасность).

Информационная безопасность.

Продовольственная безопасность.

Научно – техническая безопасность

Дайте определение международной экономической безопасности.

Международная экономическая безопасность – такое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный выбор и осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда.

Дайте определение национальной экономической безопасности.

Национальная экономическая безопасность – это состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.

Дайте определение региональной экономической безопасности.

Экономическая безопасность региона — комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам. 

Дайте определение экономической безопасности страны.

Экономическая безопасность страны – способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическое развитие – создается способностью экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и политическую стабильность общества и государства. Это способность сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, военных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.

Дайте определение экономической безопасности предприятия.

Экономическая безопасность предприятия – это состояние юридических, производственных отношений и организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов, при которых обеспечивается сохранение и эффективное использование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы.

Дайте определение экономической безопасности личности.

Экономическая безопасность личности – это такое состояние жизнедеятельности человека, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей. Наиболее серьезными видами угроз экономической безопасности личности является нарушение прав потребителя, невыплата пенсий и заработной платы, безработица, невосполнимое обесценение сбережений, рэкет, мошенничество и др. Экономическая безопасность личности во многом зависит от общего состояния экономики.

Какие вы знаете методы оценки экономической безопасности?

Методы оценки экономической безопасности. Для оценки экономической безопасности используется современный математический аппарат сложных систем. Для этого необходима разработка различных моделей, соответствующих различным исследуемым объектам (в зависимости от уровня: национальная экономическая безопасность, экономическая безопасность страны и т.п.).

При исследовании экономической безопасности используются следующие методы:

Методы экспертных оценок;

Методы статистического анализа;

Теоретико-игровые методы;

Методы теории нечетких систем и др.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 2

Приведите классификацию угроз международной экономической безопасности.

Резкие колебания международной экономической конъюнктуры;

Обострение борьбы евро, доллара, иены;

Неконтролируемое вторжение в природную среду;

Компьютерное пиратство, разрушение компьютерных сетей баз данных;

Обострение международной напряженности и региональных конфликтов;

Демографический взрыв;

Истощение природных ресурсов.

Отсутствие стабильности валютных курсов государств.

Экономические блокады, эмбарго и санкции, не предусмотренные решениями ООН.

Чрезмерный протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер.

Приведите классификацию угроз экономической безопасности страны.

Экономические угрозы экономической безопасности страны подразделяются на внешние и внутренние.

К внутренним угрозам экономической безопасности относятся:

нарастание структурной деформации экономики страны;

снижение инвестиционной и инновационной активности;

разрушение научно-технического потенциала страны;

действие устойчивой тенденции к превращению страны в топливно-сырьевую периферию развитых стран;

усиление имущественного расслоения общества;

криминализация экономики и общества.

К внешним угрозам экономической безопасности относятся:

«утечка умов за границу»;

«бегство капитала» за рубеж;

рост государственного долга;

нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам;

излишняя открытость экономики;

утрата рынков сбыта военной продукции;

скупка иностранным капиталом предприятий в целях вытеснения национальной продукции и с внешнего, и с внутреннего рынков;

низкий уровень развития транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций.

Приведите классификацию угроз экономической безопасности предприятия.

Внутренние угрозы экономической безопасности предприятия:

1) преступные и иные негативные действия сотрудников фирмы;

2) нарушения установленного режима сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну;

3) нарушения порядка использования технических средств;

4) нарушения порядка и правил соблюдения безопасности фирмы, создающие предпосылки для возникновения чрезвычайных происшествий (нарушение правил противопожарной безопасности, радиационной безопасности);

5) отставание техники и технологии;

6) ошибочные действия персонала предприятия («человеческий фактор») и т.д.

Внешние угрозы экономической безопасности предприятия:

1) специальные структуры, спецслужбы, занимающиеся добыванием экономической информации;

2) фирмы, отдельные лица, специализирующиеся на проведении промышленного шпионажа;

3) организованная преступность;

4) изменение финансовой ситуации в стране в худшую сторону;

5) снижение стоимости на фондовом рынке акций предприятия, т.е. снижение капитализации предприятия;

6) преступления в области компьютерных технологий и т.д.

Приведите классификацию угроз экономической безопасности личности.

Наиболее серьезными видами угроз экономической безопасности личности являются:

нарушение прав потребителя;

невыплата пенсий и заработной платы;

безработица;

невосполнимое обесценение сбережений;

рэкет;

мошенничество и др.

Каково влияние демографического взрыва на международную экономическую безопасность?

Какие последствия обострения международной напряженности и региональных конфликтов?

Что же касается влияния региональных конфликтов на международное сотрудничество, то оно сводится к разрыву связей между конфликтующими сторонами и развитию отношений с высокоразвитыми державами-помощниками и международными организациями, которые впоследствии устанавливают своё влияние в конфликтном регионе. Хотя военно-миротворческая активность ООН снизилась, альтернативы этой организации пока не существует.

Дайте характеристику угрозы международной экономической безопасности — неконтролируемое вторжение в природную среду.

Каковы последствия истощения природных ресурсов?

 Истощение ресурсов идет по нескольким направлениям. Во-первых, истощаются невозобновимые ископаемые энергоресурсы биогенного происхождения — уголь и нефть, хотя их запасы пока достаточно велики. Кроме того, биосфера имеет и альтернативные несчерпаемые источники энергии: ветер, приливы и отливы, солнечную радиацию.     Во-вторых, истощаются такие относительно возобновимые ресурсы, как почва и леса. Почвенный покров планеты страдает от эрозии, в результате которой катастрофически убывает плодородный слой. Многие древние цивилизации исчезли с лица Земли именно вследствие неумеренной распашки почвенного слоя. Так, нынешняя пустыня Сахара была когда-то богатейшей житницей Римской империи. И сейчас на различных участках земного шара происходит опустынивание, связанное прежде всего с вырубкой лесов, сведением кустарников и травяного покрова. Сплошная распашка почв ведет к пыльным бурям, ветровой и водной эрозии плодородного почвенного слоя. Для борьбы с этими явлениями необходима защита полей лесными и кустарниковыми полосами, укрепление склонов оврагов древесными и кустарниковыми насаждениями и иные простые, но эффективные мероприятия.     Катастрофичной в данное время является вырубка1 тропических лесов, которые являются одним из крупнейших источников кислорода, жизненно важного ресурса нашей планеты,возобновляемогобиотой. Тропические леса исчезают в силу того, что население в этих районах быстро увеличивается. Из-за угрозы голода люди в погоне за небольшими урожаями используют под поля и огороды любые клочки земли, вырубая для этого древние тропические леса, деревья, кустарники. В случае уничтожения лесов в экваториальной зоне, Амазонии и, как следствие, снижения содержания кислорода в атмосфере планеты человечество и само существование биосферы2 окажутся под угрозой гибели от гипоксии.     Другим значительным источником кислорода является фитопланктон тропического океана. Но и этот источник кислорода находится под угрозой, так как океан с громадной скоростью загрязняется отходами промышленного и сельскохозяйственного производства. Таким образом, биогенные ресурсы кислорода хотя и являются возобновимыми, но в настоящий момент находятся под угрозой истощения.     В третьих, из-за загрязнения водоемов под угрозой исчезновения оказались запасы чистой пресной воды. Загрязняясь биогенами, водоемы подвергаются эвтрофизации, многие из них превращаются в болота, становясь непригодными для жизни рыб ценных промысловых пород. При загрязнении абиогенными продуктами сельскохозяйственного и промышленного производства (тяжелыми металлами и ксенобиотиками) воды становятся токсичными для своих обитателей. Эта опасность — результат стока воды с полей и ферм, от промышленных объектов. В загрязнение воды и почвы весомый вклад вносят:     • сельское хозяйство вследствие применения удобрений, пестицидов,         гербицидов и иных химикатов, особенно при использовании их в                 произвольных количествах;     • промышленность из-за недостаточно совершенных очистных сооружений.     Поскольку самовосстановление и саморегуляция являются природными свойствами экосистем, то почвы, воздух и вода в природных экосистемах способны к самоочищению. Однако из-за вымирания под натиском деятельности человека многих биологических видов — звеньев трофических цепей — экосистемы теряют способность к восстановлению и начинают разрушаться сами. 

Дайте характеристику законодательно – правовому обеспечению экономической безопасности России. На каких законодательных актах оно основано?

По результатам мониторинга, проведенного Комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации, вопросы национальной безопасности России регулируют более 70 Указов Президента Российской Федерации и около 200 федеральных законов. Вместе с тем анализ действующего законодательства подтверждает недостаточное нормативно-правовое обеспечение ряда положений национальной безопасности и противостояния новым вызовам. В связи с этим современное положение России ставит перед государством и обществом принципиальные задачи по совершенствованию существующего законодательства в сфере укрепления национальной безопасности.

На наш взгляд, действующий с 1992 г. Закон «О безопасности», безусловно, требует серьезных изменений, а возможно, и изложения в новой редакции. Определение безопасности дается в Законе как «состояние защищенности», а под защищенностью, в свою очередь, понимается отсутствие угроз: нет угроз, значит есть безопасность. На самом деле под безопасностью должна пониматься производная от деятельности государства и его органов: если государство эффективно, оно обеспечивает защиту своих политических, социальных институтов, личных прав и свобод граждан. В случаях, когда государство не справляется со своими функциями, возникают угрозы.

Темы для эконом безопасностм

Нуждается в существенной доработке и Концепция национальной безопасности. В Концепции выделяется 9 основных сфер деятельности государства, понимаемых как объекты безопасности: международная, внутриполитическая, социальная, военная, пограничная, экономическая, информационная, духовная, экологическая. Вместе с тем, Концепция не выделяет технологическую и продовольственную составляющие, а также региональные и правоохранительные аспекты безопасности.

Таким образом, есть все основания говорить о целесообразности внесения изменений в действующие основополагающие документы, регламентирующие сферу национальной безопасности Российской Федерации.

В чем заключаются угрозы инвестиционной безопасности государства?

Угроза инвестиционной безопасности, связанная с недостаточным уровнем инвестирования для полноценного экономического развития страны

Можно выделить несколько уровней угрозы инвестиционной безопасности России.

Прежде всего, это государственный уровень. В условиях прекращения противостояния двух различных общественно-политических систем и смягчения форм воздействия государств друг на друга, среди сфер межгосударственной борьбы и межстранового соперничества центральное место занимает экономическая сфера и, соответственно, экономические методы воздействия стран друг на друга для достижения политических и экономических интересов. Поэтому динамика экономического развития под влиянием международных инвестиционных потоков испытывает серьезное воздействие со стороны стран — источников или участников этих потоков. При этом воздействие зарубежных стран на экономическую систему России может протекать через их государственное воздействие на компании, инвестирующие в Россию. Таким образом. практически каждая — и маленькая, и большая — иностранная компания испытывает воздействие со стороны своего государства при инвестициях за рубеж вообще и в Россию в частности. Даже негосударственная инвестиция из какой- либо страны несет в себе ряд общих черт, заданных ее государством, естественно, что эти черты могут и часто негативно ориентированы относительно национальных интересов России как в глобальных, так и в местных масштабах. Следовательно, уже страновая принадлежность иностранного инвестора несет в себе потенциальную угрозу российским национальным интересам и должна рассматриваться на предмет предотвращения при рассмотрении конкретных форм деятельности иностранного капитала в отраслях российской экономики.

Второй уровень — это уровень крупных корпорации, часто являющихся международными или, учитывая глобализацию и взаимопроникновение экономик различных стран и их компании, имеющих представителей своих интересов в разных странах. При этом прямое влияние какого-то конкретного государства на политику такой корпорации часто проявляется не явно. Однако практика развития мирового хозяйства показала, что, действуя даже в чисто своих корпоративных интересах, такие корпорации тем не менее не переходят определенных невидимых барьеров, не нарушают неписаных законов бизнеса западных стран. По отношению к России позиция таких монополий даже в условиях их жест- кой конкуренции между собой такова, что конкретные осуществляемые инвестиционные проекты в экономике России все равно заданы позицией крупнейших западных государств, реализуемых через государственные и международные финансовые и политические институты. Поэтому, рассматривая экономическую политику такой корпорации или дочерней контролируемой ею структуры в России, следует заранее исходить из необходимости нейтрализации такого влияния и преодоления навязываемых (пусть даже мягко) условий ограничения реализации российских интересов, понимаемых с государственной точки зрения.

Третий уровень - это проявление корпоративных интересов небольших зарубежных компаний и отдельных частных инвесторов. При этом влияние зарубежных государств через них в большинстве своем проявляется слабо, но зато превалирует часто беспринципное желание получить прибыль любыми способами. В этом случае необходимо рассматривать возможные проявления именно корыстных интересов этих фирм в конкретных проявлениях. Целью обеспечения инвестиционной безопасности является ограждение российских производителей от негативных проявлений деятельности иностранного капитала, инвестированного в российскую экономику, наносящего ущерб интересам самих российских предприятий, регионов и российского государства в целом, а также причин и условий их порождающих.

В чем заключаются угрозы инновационной безопасности государства?

ДругойреальнойисущественнойугрозойэкономическойбезопасностиРоссии являетсянизкаяинновационнаяактивностьсубъектовнациональнойэкономики. С одной

стороны, она во многом объясняется рассмотренными выше проблемами осуществления

инвестиционных процессов. С другой стороны, недостаточный масштаб и низкая

эффективность инновационных процессов, в конечном счете, отрицательно сказывается

на конкурентоспособности отечественной продукции и, тем самым, снижает уровень

экономической безопасности страны. К сожалению, современное состояние инновационной системы России в значительной степени близко к состоянию стагнации, о чем свидетельствуют

следующие факты. Если в 80-егг. Доля инновационно-активных предприятий в промышленности СССР составляла 60– 70 %, то в начале 90-х значения этого показателя снизились более чем втрое. Из-за трудностей переходного периода в российской экономике уровень инновационной

активности в 1992–1994 гг. не превышал 20 % (рис. 1). Следующий спад инновационной

активности произошел во второй половине 90-х, когда экономические проблемы

российских предприятий стали еще существенней. В результате доля предприятий,

осуществляющих технологические инновации, снизилась до 4 – 6 %. Начиная с 2000 г. в

России наблюдается некоторое оживление инвестиционной активности, но существенного

Роста в этой области не происходит. Доля инновационно-активных предприятий

Повышается до 10,6 % и в последующие годы колеблется в районе 9 – 10 %. Для

сравнения: в США, странах ЕС, Японии и Китае этот показатель приближается к 60 %

Каково воздействие внутренних угроз экономической безопасности страны на сферы общественной жизни?

Воздействие внутренних и внешних опасностей и угроз на состояние национальной безопасности страны (общества), как правило, не бывает раз и навсегда данным. Оно меняется в зависимости от складывающейся в обществе и государстве внутренней и внешней окружающей среды.

В одном случае наибольшую угрозу могут представлять действия внутренних сил, в другом — решающее влияние на состояние безопасности страны, государства могут оказать действия внешних сил. При анализе уровня безопасности общества следует иметь в виду, что воздействие внутренних и внешних угроз может агрегироваться в сторону усиления общей угрозы, а может и ослаблять, «гасить» друг друга. Например, угроза внешнего вторжения, агрессии, как правило, вызывает в стране патриотический подъем и сплачивает нацию, народ.

Внешние и внутренние опасности существуют и проявляют себя в основных сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической, духовно-нравственной, информационной, оборонной. Именно в этих сферах конкретизируются опасности и угрозы, от которых надо защищать общество и государство с помощью продуманной системы методов и механизмов применительно к каждой общественной сфере.

В структуре национальной безопасности (см. рис. 1) экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.




Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: