эконом.анализ 15,16 вопросы

15 вопрос Анализ объёмов продукции

Объём производства и продажи продукции являются взаимозависимыми показателями.

Анализ объёма производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчётов темпов роста и прироста. В ходе оценки объёмов производства продукции необходимо дать оценку выполнения плана по ассортименту.

Существуют 3 методики:

За обобщающий показатель (% выполнения плана по ассортименту принимается наименьший из индивидуальных % выполнения плана по видам продукции);

За обобщающий показатель принимается удельный вес числа видов продукции, план по которым выполнен или перевыполнен в общем числе видов продукции;

За обобщающий показатель принимается процентное отношение стоимости товарной продукции к стоимости планового выпуска.

В ходе оценки объёмов производства продукции также необходимо дать оценку изменения в структуре и качестве продукции.

Неравномерное выполнение плана по отдельным видам продукции приводит к отклонениям от плановой структуры, нарушая условия сопоставимости всех экономических показателей для расчёта влияния структурных сдвигов, используется 2 метода:

Метод прямого счёта проводится в целом по всем видам продукции

Изменение выпуска продукции за счёт структурных сдвигов = фактыпуск прод-ии при факт.стр-рефакт.выпуск прод-ии при план.стр-ре

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путём умножения общей суммы фактического выпуска продукции на планой удельный вес по каждому виду продукции.

Метод средних цен используется для определения влияния структурных сдвигов по отдельным видам продукции

Изм-е выпуска прод-ии за счёт стр-х сдвигов = (српт.цена прод-ии факт. — ср.опт.цена прод-ии план.)*факт.объём выпуска прод-ии в натур.ед.

Анализ реализации прод-ии проводится ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, в ходе его проведения сравнивают фактические данные с плановым и предшествующим периодом. Оценка продажи продукции тесно связана с анализом выполнения договорных обязательств.

Невыполнение плана по договорам поставки оборачивается для предприятия упеньшением выручки, прибыли, а также выплатой штрафных санкций. Кроме того в условыях конкуренции п/п может потерять рынок сбыта прод-ии.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом в целом по п/п в разрезе отдельных потребителей, видов продукции, покуп-ей, также выясняются причины недовыполнения плана и даётся оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

%выполнения договорных обязательств=(отгрузка прод-ии по плану-недовыполнение плана по отгрузке)/ отгрузка прод-ии по плану*100

В ходе проведения оценки необходимо изучить использование продукции на предприятии. Анализ использования продукции проводится с помощью материального баланса, в котором отражается наличие, поступление и использование продукции по различным направлениям.

Особое место уделяется уровню товарности продукции = объём реализации прод-ии/объём выпущ. Прод-ии * 100

Уровень товарности зависит от специализации п/п. На изменение товарности продукции оказывают влияние объём выпуска, объём реализации и внутрихозяйственное использование отдельных видов прод-ии. Поэтому необходимо проанализировать соблюдение норм расхода отдельных видов прод-ии на внутрихоз. Цели и выявить возможность увеличения объёмов продажи.

Одним из направлений анализа реализации объёмов продукции является определение её конкурентоспособности. Под ней понимается способность прод-ии удовлет-ть опред-е потребности, а также соотношение цены и качества продукции, произведённой отдельными предприятиями и фирмами. Для определения конкурентоспос-ти прод-ии исп-ют единичные, групповые и интегральный показатели.

Изучив динамику и выполнение плана по объёмам прод-ии необходимо изучить влияние различных факторов. Их можно определить в 4 группы:

Выпуск прод-ии = реализация прод-ии=∑объём произ-ва*цену реал-ии ед.

Наличие ОС и эффективность их использования

Выпуск прод-ии = реализация прод-ии=ОС*фондоотдача

Наличие персонала и эффективность его использования

Выпуск прод-ии = реализация прод-ии=ср. числ-ть рабочих*произ-ть труда

Наличие материальнх ресурсов

Выпуск прод-ии = реализация прод-ии=материальные затраты*материалоотдача

Рассмотрим факторный анализ рентабельности продаж.

Рентабельность продаж можно представить в виде следующей модели:

где Rp — рентабельность продаж;

N — выручка от продажи;

S — себестоимость проданных товаров;

КР — коммерческие расходы;

УР — управленческие расходы.

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют выручка от продажи, себестоимость проданных товаров, коммерческие расходы и управленческие расходы.

Для расчета влияния факторов на результативный показатель используем следующие формулы и метод цепной подстановки.

Влияние изменения выручки от продажи на рентабельность продаж:

Влияние изменения себестоимости продажи на рентабельность продаж:

Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж:

Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж:

Совокупное влияние факторов:

16 вопрос Экономический анализ – Анализ себестоимости продукции.

Себестоимость продукции – один из важных показателей эффективности работы предприятия (п/п). Под себестоимостью ТРУ понимают выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов.

Анализ себестоимости продукции п/п направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства продукции.

Объектами анализа себестоимости (с/с) являются:

Полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

Затраты на 1 руб. товарной продукции;

Себестоимость отдельных изделий;

Отдельные статьи затрат.

Источниками информации для проведения анализа являются:

Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции (ТРУ) п/п;

Плновые и отчётные калькуляции себестоимости продукции (ТРУ)

Данные синтетического и аналитического учёта затрат по основным и вспомогательным производствам;

Другие.

Планирование и учёт с/с на п/п ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов. При расчёте с/с по элементам затрат включаются следующие расходы:

Материальные затраты;

Затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды

Амортизация ОС;

Прочие затраты.

Группировка затрат по статьям калькуляции необходима для исчисления с/с отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, а также в поисках резервов их сокращения.

Основные статьи калькуляции:

Сырьё и материалы;

Возвратные отходы;

Покупные изделия и полуфабрикаты;

Топливо и энергия на технологические цели;

Основная и доп. з/п производственных рабочих;

Отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих;

Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования

Общепроизводственные расходы;

Общехозяйственные расходы;

Потери от брака;

Прочие производственные расходы;

Коммерческие расходы.

В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно:

Затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определённых видов продукции (сырьё, материалы), они прямо относятся на тот или иной объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и относятся на объекты калькуляции путём распределения пропорционально соответствующей базе

В зависимости от объёмов производства все затраты п/п можно разделить на постоянные и переменные. Постоянные расходы (амортизация, аренда) остаются неизменными при при изменении объёмов производства, а переменные (сырьё, материалы) изменяются пропорционально объёмам производства продукции.

Анализ структуры затрат на производство начинается с определения удельного веса отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменение за отчётный период.

Анализ затрат по статьям себестоимости начинается с определения отклонения фактической суммы затрат от плановой, рассчитанной исходя из плановых норм на фактический объём и фактическую структуру товарной продукции в целом по всей товарной продукции и в разрезе отдельных статей расходов.

В процессе анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которым образовались большие перерасходы, непроизводственные затраты и потери, а также по статьям, занимающим больший удельный вес в себестоимости продукции.

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по элементам затрат.

Анализ себестоимости продукции включает определение абсолютных и относительных показателей себестоимости в сравнении с прошлым годом и планом. Общая сумма затрат на производство продукции может изменяться из-за:

Объёма производства продукции

Структуры

Уровня переменных затрат на единицу продукции

Суммы постоянных расходов

Себестоимость = ∑(объём производства продукции*структура производства*переем-е затраты на ед. прод-ии) + постоянные затраты

По данной формуле проводится факторный анализ способом цепных подстановок, в ходе факт. анализа общей суммы затрат на производство продукции выявляются причины увеличения себестоимости. Поиск путей снижения себестоимости позволяет выявить пути увеличения прибыли и расширить возможности предприятия.

Обобщающим показателем для анализа себестоимости продукции является издержкоёмкость. Данный показатель универсальный, т.к. может быть рассчитан в любой отрасли производства и показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Издержкоёмкость определяется как отношение общей суммы затрат к стоимости товарной продукции (Выручке). Если данный показатель <1, то предприятие является прибыльным и наоборот.

В ходе оценки изучается динамика показателей и даётся оценка влиянию различных факторов на изменение его уровня.

Издержкоёмкость=общ.∑затрат/товарная продукция(выручка)=(объём производства продукции*структура продукции*пер-е затр. на ед. прод-ии+пост. затр)/. (объём производства продукции*структура продукции*цена реализ-ии)=(материальные расходы+оплата труда+проч.расх.)/(объём продаж*цена за ед.прод-ии)

Предыдущий:

Следующий: