эконом.

2.Формирование цены в общественном питании.

Цена формируется при взаимодействии предложения, создаваемого предприятием, и спросом, который формируют покупатели. Предприятие, характеризуется, как правило, объемом выпуска, а рынок представлен кривой спроса.

По самой простой логике формирования кривой спроса всегда можно определить цену в зависимости от количества выпущенной продукции на рынке. На рис. 1 видно, что при заданной кривой спроса, каждому размеру выпуска всегда соответствует определенное значение цены (Р).

Пересечение вертикальной линии, характеризующей объем выпуска, с кривой спроса даст точку, которой соответствует цена реализации данного объема продукции.

Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.

Механизмом формирования единых равновесных цен на рынке в массовых сделках является соотношения спроса и предложения по конкретным товарам. Зависимость между соотношением спроса и предложения была установлена в незапамятные времена и считалась общим местом в экономической науке.

Рис.1.Кривая спроса

Соотношение спроса и предложения выступает, во-первых, как показатель равновесия рынка по конкретным товарам, во-вторых, как средство достижения этого равновесия. Первое объяснение более общее, более описательное, оно касается непосредственно уровня цен, а второе исходит как бы из внутренних причин формирования ценности товара. Как это ни парадоксально звучит, действующая система цен сама является ценообразующим фактором.

Рассуждения о том, что цена образуется как компромисс между покупателем и продавцом, что этот компромисс фактически означает совпадение оценок полезности и затрат противостоящих сторон, обычно исходят из анализа отношений индивидуумов, отдельных лиц, участвующих в конкретной сделке. Но это, конечно, существенное упрощение реальной ситуации. Фактически в рамках рынка одновременно происходит множество сделок по одному и тому товару, цена на один и тот же товар, естественно, должна быть одинакова, ибо в этом и проявляется общественное назначение рынка. На рынке существует множество субъектов (покупателей и продавцов), хотя продавцов существенно меньше, каждый из них имеет различие по главному параметру – уровню затрат, а, следовательно, и размеру цены.

Как видно из рис.2, цена на продукцию общественного питания в качестве прямых затрат включает только стоимость сырья в закупочных ценах в соответствии с рецептурами блюд, а остальные элементы – издержки и прибыль — отражаются в цене косвенно, через наценку.

В процессе экономического анализа выборочно можно определить производственную полную себестоимость кулинарной продукции, представленную на рис.3

Рис.3. Полная себестоимость кулинарной продукции

Наиболее сложным и важным в процессе определения структуры цены продукции общественного питания является определение размера наценки. Размеры наценок могут дифференцироваться в зависимости от вида продукции (товаров), места, времени реализации и потребительского спроса.

Прежде всего, размер наценки зависит от типа и профиля предприятия питания, которые влияют на ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления. Необходимо также учитывать материально-техническое оснащение предприятия, методы и качество обслуживания, перечень предоставляемых услуг и т.д.

Когда величина наценки на продукцию или на отдельные виды сырья и продуктов определена, исчисляют продажную цену на продукцию (блюда) с оформлением соответствующей калькуляционной карточки. Калькулирование продажной цены готовой продукции производит бухгалтер-калькулятор, на основании нормативов, установленных Сборниками рецептур.

Сборники рецептур являются специальными нормативными документами, используемыми в общественном питании. Сборник рецептур содержит необходимые данные для расчета продажной цены, а именно: расход сырья, необходимого для изготовления какого-либо блюда, причем нормы расхода сырья указаны по массе в граммах, кроме того, данный сборник устанавливает и нормы выхода готовых изделий с указанием массы отдельных составляющих, приводится общий вес готового блюда в граммах.

Рассчитывая продажную цену, бухгалтер-калькулятор осуществляет данный расчет в калькуляционной карточке, унифицированная форма №ОП-1, утвержденная Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132.

В организации общественного питания на каждое изготавливаемое блюдо существует своя калькуляционная карточка. Нужно отметить, что данный способ расчета продажной цены достаточно прост, однако, основным недостатком данного способа является большая трудоемкость расчетов. Во-первых, любая организация общественного питания имеет достаточно большой ассортимент изготавливаемой продукции, а калькуляционная карточка составляется на каждое наименование продукции.

В случае изменения покупных цен хотя бы на один вид сырья, или изменение входящих компонентов сырьевого набора, бухгалтер-калькулятор должен рассчитать новую продажную цену и указать ее в свободной графе карточки с указанием в заголовке даты изменений. А так как цены в условиях рыночной экономики меняются достаточно часто, бухгалтеру-калькулятору приходится постоянно пересчитывать продажные цены.

Постоянно меняющиеся цены вызывают определенные трудности и у заведующего производством и у работников кухни, а так же у официантов и кассиров. Кроме того, придя в кафе или ресторан, потребитель осуществляет свой заказ на основании предложенного ему меню. И, когда данный документ отпечатан на хорошей бумаге и красочно оформлен у потребителя формируется общее впечатление об уровне обслуживания. Постоянно же меняющиеся цены не дают возможности издания красивых красочных меню большими тиражами с целью сокращения расходов.

Современные организации общественного питания, использующие западные технологии, не составляют калькуляции, то есть продажная цена в таких организациях формируется уровнем покупательского спроса. Действительно, в условиях рыночной экономики главным критерием установления цены на продукцию является уровень спроса и предложения, если иное не установлено законодательством.

В большинстве случаев цена будет определяться не только стоимостью сырьевого набора, рассчитанного в калькуляционной карточке (хотя эта стоимость в определенной степени учитывается), но и с учетом других факторов.

Например, предприятие закупило дорогостоящее сырье, бухгалтеры-калькуляторы рассчитали по правилам калькуляции продажную цену на продукцию, но ее никто не стал покупать из-за дороговизны.

Поэтому главный фактор при определении цены — это наличие спроса на продукцию, а не стоимость входящего в нее сырья.

Однако отказаться совсем от калькулирования нельзя: периодически калькуляция все же составляется, чтобы на ее основе можно было, например, рассчитать уровень рентабельности выпускаемой продукции, это поможет и с выбором ассортимента выпускаемых блюд, вовремя обратит внимание на необходимость использования более дешевого сырья.

§3.Объективная необходимость государственного регулирования цен в рыночной экономике.

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.

Государственное регулирование экономики — это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Как известно, возможность государственного регулирования экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

Макроэкономическая теория объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о следующих проявлениях:

1. Несовершенство конкуренции, выражающееся в том, что на некоторых отраслевых рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Существование многочисленных товаров, необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и предлагаются, то в недостаточном количестве. Таких товаров много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры и др.

3. Наличие внешних эффектов, типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполнота рынков, типичным примером которых является рынок медицинских и пенсионных страховых услуг.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который не может быть произведен без активного участия государства в более или менее достаточном количестве.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.

7. Неравномерное перераспределение доходов, которое, если государство не принимает мер, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Существование товаров и услуг обязательного плана (например, начальное образование), потреблять которые индивидов может заставить только государство, а никак не рынок.

Из указанных выше, а также других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но еще и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:

поддержание сбалансированного общественного производства;

стимулирование роста производства

обеспечение полной занятости;

повышение эффективности общественного производства;

справедливое распределение дохода;

стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;

сохранение природной и окружающей среды и т.д.

Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут – то и возникает ещё одна цель государственного регулирования – сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.



Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности и необузданности. В большинстве развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания регулируемых и свободных цен. Например, в Германии и США только в 70-х годах были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах между промышленностью и торговлей) цены, постоянно снижается роль рекомендуемых цен (торговые фирмы могут несколько изменять уровень цен, предлагаемый производителем при поставках).

Регулируемые цены – это цены, на величину которых воздействует государство. Существуют экономические и административные методы регулирования цен. Экономическое регулирование цен в условиях рынка осуществляется через налоговую, финансово-бюджетную, кредитную, валютную и таможенную политику. Все эти инструменты регулирования находятся в компетенции государственных органов. Экономические методы регулирования эффективны в условиях бездефицитной сбалансированной экономики.

Можно выделить три основных метода влияния государства на ценообразование:

1. Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен:

использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги — это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю — в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Обычно регулированию с помощью прейскурантов цены предприятий монополистов: электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги, транспорт. Цены на данную продукцию вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации всей экономической ситуации и определяет степень стабильности цен во всех других сферах. Самым трудным здесь является определение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены — к дефициту.

фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решить вопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятие занимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынке составляет от 35% до 65%;

замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде.

2. Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.

3. Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов:

запрет на демпинг — запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснить конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, такой запрет широко применяется в практике международной торговли с целью предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства;

запрет на недобросовестную ценовую рекламу — подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;

запрет на вертикальное фиксирование цен — запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле.

запрет на горизонтальное фиксирование цен — запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. Подобное ограничение особенно актуально в условиях олигополистического рынка. Однако его легко игнорировать, например, если предприятия — олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены на конечную продукцию.

В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.

Регулирование цен позволяет сдерживать неоправданный рост цен, смягчать воздействие инфляционных процессов, устанавливать цены в зависимости от изменений экономических условий и т.д. В тоже время установление регулируемых цен приводит к отрыву их от реальных условий рынка, ограничивает конкуренцию, тормозит перелив капитала, ограничивает инвестиции, сдерживает деловую активность и т.д.

Регулирование цен – есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например, в США, Франции, Бельгии, Швейцарии, Японии доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.

Цены регулируются государством во всех отраслях народного хозяйства, так и в отрасли общественного питания.

Председатель союза предпринимателей Москвы, председатель профсоюза рабочих отрасли общественного питания и Департамент потребительского рынка Москвы приняли решение установить предельную наценку 60 % в студенческих и школьных столовых, столовых других заведений, больниц, детских дошкольных учреждений, а так же других столовых, учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых из бюджета.

Исчисление суммы наценок производится указанными предприятиями исходя из цен, уплаченных поставщику за товары без учета налога на добавленную стоимость. Продукция собственного производства таких предприятий реализуется населению на основе калькуляции по полной себестоимости с учетом налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику за продукты, использованные для приготовления блюд.

Государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики, а применительно к отрасли общественного питания — это обеспечение социальной защищенности.

Заключение

Анализ основных вопросов о сущности цены в рыночной экономике позволяет сформулировать следующие выводы:

Во-первых, цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики и общества в целом.

Во-вторых, существует несколько теорий цены. Первая теория усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым, различая стоимость и цену. Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат покупателя на приобретение товара определенной полезности. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Третья теория предполагает такую цену, в которую заключен труд работника. Четвертая – равновесная цена – пересечение линий спроса и предложения, и как следствие, саморегуляция рынка. Пятая концепция усматривает существование на рынке цен, возникающих по воле конкуренции между продавцами.

Следующее, чему стоит уделить внимание, это функции цены, которые характеризуют совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории. Эти качества определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно воздействуют на экономические процессы. Имеется пять основных функций цены: учетно-измерительная, распределительная, регулирующая, стимулирующая, внешнеэкономическая.

Розничная цена – цена, по которой товар доходит до конечного потребителя. Цена на продукцию общественного питания – частный случай розничной цены.

Ценообразование в общественном питании имеет ряд особенностей, в связи со спецификой деятельности (затраты на производство и организацию потребления кулинарной продукции): для возмещения дополнительных затрат в продажные цены помимо торговой надбавки включается наценка, формирование цен осуществляется с помощью калькуляционной карточки, в которой рассчитывается только плановая себестоимость, применение разных цен на продукты, поступающие на предприятия из различных источников, отсутствует раздельный учет издержек производства и обращения, а также потоварный учет.

Рынок имеет тенденцию к саморегуляции, но все же во избежание возникновения монополий, сговоров, а также для обеспечения социальной защиты применяется государственное регулирование цен.

Государство воздействует на ценообразование тремя основными методами: фиксирование цен, установление предельных цен, регулирование цен за счет законодательного регламентирования.

Была установлена предельная наценка 60 % на продукцию школьных и студенческих столовых, финансируемых из государственного бюджета, поэтому цены на кулинарную продукцию на этих предприятиях существенно ниже, чем на других.

Использованная литература.

Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: РАГС, 2000. – 828с.;

Горина Г. А. Ценообразование: учебное пособие/, М: УМКОМ МИПП ТОО «Люкс-арт», 1996 г. — 72с.

Лушин С.И.Ценность. Цена. Стоимость. – М.: Юрист, 2001. – 80 с.;

Ценообразование: учебник/ под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2005. – 574 с.;

Цены и ценообразование./Под ред. В.Е. Есипова. – СПб: Питер, 2001. – 464 с;

Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 304 с.

Экономика и управление предприятиями питания/под общ. ред. В.И. Малышкова. – М.:ОАО Московские учебники и Картолиграфия, 2005. – 522 с.;





эконом

1(Предмет,цели и методы э.т).Представления о предмет экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом этой науки являются причины роста материального благополучия людей. Недаром главный труд великого английского ученого Адама Смита, опубликованный в 1776 году, назывался «Исследования о природе и причинах богатства народов». В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов. Слово «метод» (от греч. «methodas») буквально означает: «путь к чему-то», «путь познания»исследования).   Поэтому применительно к экономической теории понятие «метод» — это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения. Основная задача экономической теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

2.(Осн.этапы развития э.т) Экономическая наука прошла длительный путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло ещё в 5-9-веках нашей эры. В древнем Китае, Индии, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами и направлениями, которые объединены задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляют предмет этого исследования.

3(Потребности,их структура и динамика) При рассмотрении совершенствования структуры потребления имеем в виду не только чисто утилитарное потребление, связанное с совершенствованием рабочей силыЭто потребности, связанные с развитием культуры, науки, образования, спорта. Услуги, получаемые в данной сфере, имеют важное экономическое значение в связи с развитием главной производительной силы общества, а также социальное значение, обусловленное общим состоянием духа общества, его духовно-культурной средой. Однако было бы глубоким заблуждением (как иногда предлагается в нашей экономической литературе) идти непременно по восходящей удовлетворения утилитарных потребностей и затем только переходить к культурно-образовательным потребностям.Неприемлемость такого подхода сопряжена с двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, наша страна уже имеет положительный опыт советского периода непрерывного повышения образовательного и культурного уровня населения. Это то колоссальное преимущество, которым располагает общество, чтобы перейти к освоению новых технологий, техники, организации труда и производства. При этом необходимо немедленно принять самые экстренные меры по преодолению уже явно проявившей себя тенденции снижения образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

4(Потребности и ресурсы.К ПВ.Эконом эффективногсть) Технологический выбор– это ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Допустим необходимо произвести два товара: пушки и масло. Допустим, что все необходимые ресурсы общества были направлены на производство масла 5 млн. килограмм.Альтернатива ему пушки. Максимум 15000 штук.пушкимаслоA, B, C, D, E, F – кривая производственных возможностей, которая показывает максимальный объём производства товара, при имеющихся ресурсов и заданных объёмов производства других товаров.У  неполная загруженность производственных мощностей и имеются резервы для увеличения.S  общество не в состоянии одновременно увеличить и военное, и гражданское производства.При абсолютном использовании всех ресурсов, все точки возможных комбинаций производства пушек и масла находятся на кривой трансформации.С помощью кривой производственных возможностей можно сформировать тезис об альтернативности производства различных видов товарных групп в экономике в полной занятости. Форма графика показывает своеобразную ”цену” одной товарной группы, выраженную в альтернативном количестве другой товарной группы.Сущность экономического закона возрастающих затрат состоит в том, что увеличение объёма одноимённой товарной группы, неизбежно возрастание затрат на единицу товара выраженных другой товарной группой.

5(проблема ограниченности ресурсов и безграничности поторебностей) Потребности  каждого  человека  практически  безграничны.  Это  вполне естественно,  так  как  каждый  из  нас  предпочитает  употреблять  вновь появляющиеся  наиболее  высококачественные  и  экологически  чистые  пищевые продукты,  носить  удобную  одежду,  соответствующую  новой  моде, Именно  ограниченность  ресурсов  лежит  в  основе  того,  что  люди  не  могут производить  беспредельное  количество  разнообразных  экономических  благ. Причем  в  обществе  должно  происходить  распределение  ресурсов  между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные виды экономических  благ.  И  если  в  одни  отрасли  окажется  вовлеченным  большее количество ресурсов, то другим отраслям останется меньшее их количество.  посещать концерты «звезд» эстрады и совершать туристические вояжи в комфортабельных условиях  и  т.  д. Однако  подавляющее  большинство  людей,  а  возможно,  и  все люди  без  исключения,  не  в  состоянии  полностью  удовлетворить  свои потребности. 

6(Фактор пр-ва и их классификация.Произвоственная ф-ция) Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет рабочую силупредметы и средства труда, подразделяя их на две большие группы: личный и вещественный факторы производства. Эти факторы образуют сложную взаимодействующую систему, эффективность которой определяется технологией и организацией производства. Технология предполагает использование разнообразных методов обработки, изменения свойств, формы, состояния предмета труда. Организация производства обеспечивает согласованное функционирование всех факторов производства, их количественное соотношение, взаимодополняемость и взаимозаменяемость.

Маржиналистская или неоклассическая теория традиционно выделяет четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.

выпуск продукции  произведен при использовании только двух факторов производства – труда  и капитала . В общем виде производственная функция (1) имеет вид:где  форма производственной функции. Производственная функция описывает технологическую взаимосвязь между объемом выпускаемой продукции и произведенными затратами факторов производства, а также зависимость между затратами. В функции находит отражение максимальный объем продукции, который достигается при каждой комбинации факторов, т. е. в определении производственной функции максимизация продукции решена технически. Если в качестве независимых переменных выступают величины затрат, то производственную функцию называют функцией выпуска, если же фиксирована величина выпуска, то производственная функция является функцией затрат.

7(эконом блага и их виды) Материальные блага имеют материальную форму и природу (естественные дары природы, продукты производства). Нематериальные блага – не имеют материальной формы (здравоохранения, образование, искусство, кино, театр и т.д. ).Различают две группы нематериальных благ:Внутренние – даны человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, музыкальный слух).Внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи и т.д.).2. Экономические блага – к ним относятся те блага, которые яв-ся объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить . Неэкономические блага – предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природу «свободно», в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека.

8(Понятие и типы эконом систем) Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. 1. Формационный подход (К. Маркс):·         Первичная (архаичная) — первобытно-общинный  и азиатский способы производства;·         Вторичная – основана на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);·         Коммунистическая общественная формация. 2. Критерий характера связи в обществе между производством и потреблением (К. Бюхер):·         Замкнутое домашнее хозяйство  (созданные блага потребляются в самом хозяйстве, без обмена);·         Городское хозяйство (непосредственный обмен, блага переходят из производящего хоз-ва в потребляющее);·         Народное хозяйство (блага на основе товарно-денежного обмена переходят через целый ряд хозяйств, прежде, чем поступят в потребление)3.Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация экономических систем по двум признакам:1.      По форме собственности на средства производства;2.      По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.На основе этих признаков различают:Традиционные системы – встречаются в слаборазвитых странах, основаны на обычаях и традициях. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает в эти системы с трудом, т.к. он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.Командная или тоталитарная экономика – распространена государственная собственность на средства производства, деятельность осуществляется под строгим надзором гос-ва; все решения по поводу процессов производства, распределения, обмена и потребления принимаются на государственном уровне. Данная система эффективна в условиях кризиса и др. чрезвычайных ситуациях, при других условиях – тормозит развитие общества.Рыночная экономика – господствует частная собственность на средства производства. Гос-во не занимается распределением ре6сурсов, все решения принимаются рыночными субъектами на свой страх и риск. В рыночной экономике гос-во выступает неким правовым институтом, который лишь создает правила «игры» и следит за их выполнением.Переходная экономика -  экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хоз-ва. Смешанная экономика – представляет собой сочетание  форм предпринимательской деятельности и роли государства. Государство вмешивается в экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка (США, Англия, Франция, Германия и др.).5. Основные категории товарного хозяйства : благо , товар, услуга



9(рынок:понятие и типы) Ры́нок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.К функциям рынка относятся:информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

10(экном и соц условия формирования становления рынка.преимущества и недостатки рыночной эк).Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.Основное достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянное стимулирование эффективности производства.Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:1.Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.Недостатки рынка.Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления

11(структура рынка,виды рынков и их классификация) В зависимости от объектов купли-продажи (по экономическому назначению рыночных объектов) выделяют: товарный рынок; финансовый и рынок труда, рынок инноваций. Товарный рынок включает потребительский рынок, рынок средств производства, рынок информации. Потребительский рынок охватывает рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок жилья, рынок зданий непроизводственного назначения. Рынок средств производства состоит из рынка производ-ственных зданий, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов, энергии и других видов производственного назначения; рынка полезных ископаемых. 

В рынок информации входят рынок инноваций и рынок информационного продукта. Рынок инноваций является спе-цифической областью купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения,, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объ-екты объединяют под единым названием «ноу-хау», т. е. до-стижения НТП. Рынок информационного продукта включает сферу информационных услуг (справки, реклама, размно-жение информации, консультирование, нотариат, оповеще-ние, подготовительное обучение). Рынок интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культур-ные ценности, информацию, произведения искусства. По сути рассмотренный выше рынок инноваций есть часть более обширного рынка интеллектуального продукта. — Конечно, не все духовные ценности являются объектом купли-продажи и поступают к потребителю в результате приобретения по рыночной цене. Однако даже музейные ценности продаются, существуют выставки-продажи картин, скульптур. Книги продаются и покупаются повсеместно. К рынку интеллектуального продукта следует относить куплю- продажу услуг культуры, образования, здравоохранения, а также любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности. 

12(рольгос-ваврыночнойэкономике) Смягчение хронических болезней рынка – цикличности развития экономики с помощью антициклической политики, инфляции с использованием антиинфляционной политики, безработицы при помощи социальной политики;     Регулирование денежного обращения, т.е. эмиссия денег – функция государственного Центрального Банка, а не рыночных структур.Социальная функция государства – удовлетворение общественных потребностей в здравоохранении, образовании, поддержки неимущих, регулирование рынка труда и т.д.Перераспределение доходов – через налоги, для поддержания нетрудоспособных, престарелых, безработных, обеспечение минимальной Поддержание общепринятых правил, создание институтов, деятельность которых ориентирована на поддержание и сохранение институтов как Деятельность государства в качестве субъекта имущественных отношений – охрана национальных достояний, регулирование жизненно важных отраслей инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика и т.д.Реализация национальных интересов в мировой экономике – проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и другое

13(спрос.закон спроса.факторы,влияющие на спрос) Закон спроса выявляет также постепенное убывание спроса на один и тот же товар. Это происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижении тенденции цен закупки товара сокращаются. Это особенность закона спроса находит  выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки,  и убывание спроса происходит несмотря на падение цены. Это означает, что закон спроса описывает две важные особенности рынка:1обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;2 постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

14(эластичность спроса) Эластичность — способность спроса и предложения оставаться постоянными при изменениях цены, доходов покупателей и других факторов. Виды эластичности спроса: 1. Ценовая эластичность EPD=(∆D/D)/(∆P/P) (Е — эластичность, ∆D — абсолютное изменение спроса, ∆Р — абсолютное изменение цены, D и Р — первоначальное значение спроса и цены). 2.Эластичность спроса по доходу EID=(∆D/D)/(∆I/I) (I — доходы) 3. Перекрестная эластичность спроса EPD=(∆D1/D1)/(∆P2/P2). Коэффициент эластичности — показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит. Измеряется изменением количества экономической величины (например, величины спроса, предложения) при изменении фактора (например, цены) на единицу.       Граница эластичности спроса1) Для эластичности по цене и по доходу: а) 01 — эластичный спрос. Он изменяется в большей степени, чем доходы покупателей. 2) Для перекрестной эластичности: а) 01 — товары взаимозаменяемые.

15(предложение.закон предложения.факторы) Законом предложения называется увеличение количества предлагаемого благаприростеегоцены.Факторылияющиенапредложение: 1. Ценовые.2. Неценовые.Неценовыенаресурсы.2. Новые технологии. предложение аналогично спросу можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.Соответственно величина предложения — это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.Здравый смысл и практика показывают, что объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. между предложением и ценой существует прямая зависимость; она называется законом предложения.Причины подобного характера связи между предложением и ценой обусловлены тем, что продавец является получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли, которую получают производители. К тому же товар нельзя произвести аром, а низкая цена может не покрыть издержки производства) и разорить производителя. И закономерно, что если цены недостаточно высоки или появилась тенденция к их снижению, то приводит к сокращению объемов производства и рыночного предложения товара. Наоборот, если цены на производимый товар имеют тенденцию к повышению, производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара, т.е. рыночное предложение будет расти.Указанная тенденция распространяется как на объемы производства и продаж производителей, уже действующих на рынке, так и на изменение количества фирм, готовых работать на данном рынке. С ростом цен число производителей растет, с сокращением — падает.





Эконом

Таблица 5.1 – Смета затрат на приобретение основного оборудования для реализации проекта.

Наименование

Кол-во

Цена за ед., тенге

Сумма, тенге

Оптический кабель ОПС

320 шт

52

1 664000

Муфты

120 шт

770

92400

Транспортная платформа Huawei

2шт

79 940

149 900

Приемо-передающий модуль

1 шт

1 083 360

1 083 360

Дизель электростанция SDMO 64 кВт

1 шт

2 841 600

2 841 600

UPS Total SP TSP80 64 кВт

1 шт

2 841 600

2 841 600

Прочие материалы

100 000

ИТОГО:

8 920 860




Предыдущий:

Следующий: