Эконом. торговли


УДК 338.46(075) ББК 65.442:65.431 Э40

Рецензенты:

Кандидаты экономических наук Н.Г. Кабанцева (Саратовский институт, филиал Российского государственного торгово-экономического университета), Е.Н. Киселева (Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова)

Авторы:

Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова, JI.A. Ольхова, Е.А. Падамса, Т.А. Пешкова,

И.А. Родионова, Н.А. Сидорова, Г.Ф. Соловьев, Н.Н. Шулькова

Э40 Экономика отрасли: торговля и общественное питание : учебное пособие / Е.А. Карпенко [и др.]. — М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. — 224 с.: ил. — (ПРОФИль)

ISBN 978-5-98281-110-3 («Альфа-М»)

ISBN 978-5-16-003013-5 («ИНФРА-М»)

Освещаются актуальные вопросы хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания: сущность и функции, организационно-правовые формы, состояние и перспективы развития, планирование и прогнозирование, организация труда, заработная плата, политика ценообразования, формирование и использование прибыли, а также взаимоотношения с финансово-кредитными институтами. Особое внимание уделяется вопросам концентрации, специализации и кооперирования.

Для студентов средних специальных учебных заведений.

УДК 338.46(075) ББК 65.442:65.431

ISBN 978-5-98281-110-3 («Альфа-М») ISBN 978-5-16-003013-5 («ИНФРА-М»)

© «Альфа-М» : «ИНФРА-М», 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рассматриваются особенности функционирования предприятий торговли в условиях формирования рыночных отношений. Подробно излагаются сведения о развитии товарооборота, формировании товарных запасов, рациональном использовании трудовых ресурсов и материально-технической базы, получении максимальной прибыли. Дана характеристика основных налогов, уплачиваемых предприятиями торговли.

Предлагаемый учебный материал отражает современные достижения в сфере экономики общественного питания. Приводятся методы не только анализа, но и планирования деятельности предприятий. При существующей нехватке учебной литературы по экономике общественного питания настоящее издание данного является весьма’актуальным.

В учебном пособии с учетом требований ГОСТа освещаются следующие вопросы: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; материально-технические, сырьевые, трудовые и финансовые ресурсы отрасли; отраслевой рынок труда; управление отраслью; экономические показатели развития отрасли; организация (предприятие) как хозяйствующий субъект; формы организаций (предприятий), их производственная и организационная структура; инфраструктура организации; капитал и имущество организации (предприятия); основные и оборотные средства; трудовые ресурсы, эффективность и оплата труда; производственная программа и производственная мощность; издержки производства и обращения; себестоимость продукции и услуг; ценообразование; оценка эффективности деятельности.

На практических примерах излагаются методики анализа и планирования показателей деятельности предприятия с ориентацией на повышение эффективности и конкурентоспособности. Содержатся вопросы для самоконтроля.

• Пособие предназначено для студентов, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по специальностям «Коммерция» и «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания». Может быть использовано работниками предприятий общественного питания, преподавателями и аспирантами вузов, слушателями системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

1.1.Сущность и функции предприятия

Переход к рыночной экономике, появление разнообразных организационно-правовых форм предприятий, вовлечение в коммерцию значительной части населения страны обусловили потребность в новых подходах к обоснованию экономических процессов, протекающих на предприятиях, в том числе на предприятиях торговли и общественного питания.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем в порядке, установленном законодательством, для осуществления определенных видов деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализации интересов собственника имущества предприятия, предпринимателя и членов трудового коллектива.

С правовой точки зрения предприятие следует рассматри-’ вать как юридическое лицо. Юридические лица, действующие в экономическом пространстве страны в рамках предпринимательской деятельности, представлены двумя категориями организаций — коммерческими и некоммерческими.

Коммерческие организации создаются исключительно в интересах осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому основной целью их деятельности становится извлечение прибыли, обеспечение приращения объема своего имущества.

Некоммерческие организации в отличие от коммерческих создаются для достижения определенных целей, устанавливаемых в их уставах, например удовлетворения материальных, духовных и иных нематериальных общественных потребностей социального, благотворительного характера, которое не сопровождается необходимостью получения прибыли. Однако это не означает, что некоммерческие организации не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, она лишь ограничивается рамками достижения уставных целей.

Государственная регистрация. Все юридические лица в России должны проходить государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Для государственной регистрации в регистрирующий орган по местонахождению предпринимательской организации уполномоченным лицом направляются (непосредственно или почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложений) следующие документы: о заявление установленного Правительством РФ образца на государственную регистрацию юридического лица, подписанное руководителем;

о наименование, согласованное с государственным учреждением учетного центра (ГУ УЦ). Например, наименование организации общественного питания в Саратовской области должно согласовываться с ГУ УЦСО; о заявление на внесение в государственный реестр; о документальное подтверждение оплаты регистрационного сбора и тарифов за услуги ГУ УЦ (подлинник).

В зависимости от способов формирования уставного капитала при регистрации коммерческих организаций представляются документы, подтверждающие оплату уставного капитала:

1)при формировании уставного капитала денежными средствами: справка банка о внесении необходимых средств на временный расчетный счет (не менее 50 % уставного капитала);

2)при формировании уставного капитала имуществом (движимым, недвижимым, ценными бумагами и т.п.):

- документ об оценке вклада (акт оценки имущества, заключение независимого оценщика при внесении имущества на сумму более 200 МРОТ);

- документ, подтверждающий право собственника на вносимое имущество;

- акт передачи имущества должностному лицу или учредителю на ответственное хранение с обязательством о зачислении на баланс юридического лица после регистрации предприятия.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр, который не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

В результате государственной регистрации субъект вне зависимости от его параметров определяется как предприниматель. Он становится структурообразующим ключевым звеном рыночных отношений, характеризуемых множественностью участвующих субъектов.

Расчеты между юридическими лицами в соответствии с законодательством производятся, как правило, в безналичном порядке. Безналичные расчеты осуществляются через банки, иные кредитные организации, где предприниматели открывают соответствующие счета. Организация может открывать в коммерческих банках следующие счета:

- расчетные счета предназначены для осуществления текущих платежей по распоряжению организации и зачисления поступлений денежных средств в ее адрес. Они используются организациями для зачисления выручки от реализации продукции, работ, услуг; учета своих доходов от внереализационных операций; сумм полученных кредитов и иных поступлений; осуществления расчетов с поставщиками, бюджетом по налогам; с рабочими и служащими по заработной плате; с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также платежей по решениям судов.

Количество расчетных счетов, открываемых организацией в коммерческих банках, законодательством не ограничено. Однако если организация является недоимщиком по платежам в бюджет, то она должна выбрать по своему усмотрению один счет (так называемый счет недоимщика), на котором должны находиться все суммы, поступающие в адрес этой организации, а также в другие банки;

- текущие счета открывают для коммерческих учреждений и коммерческих организаций, не являющихся юридическими лицами, например филиалов. Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами можно лишь в строгом соответствии с утвержденной сметой. Как правило, с текущего счета выдаются наличные деньги на выплату заработной платы и на другие виды оплаты труда, на командировочные расходы, а также на цели, связанные с хозяйственной деятельностью филиала;

- специальные счета используются для хранения средств строго целевого назначения;

- валютные счета предназначены для осуществления расчетов в иностранной валюте. Счета могут открываться в любой из свободно конвертируемых валют, причем на каждый вид валюты существует отдельный счет;

- бюджетные счета обычно открывают организации, получающие средства из бюджета, и при условии, что эти средства имеют строго целевое назначение;

- депозитные счета открываются организациями, вносящими в банк вклад за счет временно свободных денежных средств на определенный срок под определенный процент. Формирование средств на депозитных счетах юридических лиц осуществляется, как правило, путем перечисления соответствующих сумм с их расчетных (текущих) счетов.

Предпринимательская среда. Без предпринимателей рынок не возникнет. Предпринимателю свойственны изыскание ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, использование их наиболее целесообразным образом с целью извлечения дохода в результате удовлетворения чьих-либо потребностей.

Предприятия торговли и общественного питания осуществляют свою деятельность в форме коммерческого предпринимательства. В процессе коммерческой деятельности предприятия торговли и общественного питания, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления товаров, сырья и полуфабрикатов, устанавливают хозяйственные связи с поставщи

ками, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью.

Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

Рис. 1.1. Факторы предпринимательской среды предприятия

Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного климата, формирования рынка и других важнейших условий и может быть внешней и внутренней (рис. 1.1).

Внешняя предпринимательская среда представляет сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности и носит для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее.

Внутренняя предпринимательская среда носит в значительной мере субъективный характер, так как она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

Функции предприятия. Экономическая сущность предприятий торговли и общественного питания обусловлена выполняемыми ими функциями, которые условно можно разделить на две группы: общие функции, присущие предприятиям всех сфер хозяйственного комплекса, и специфические функции, которые отличают их от предприятий других отраслей.

К общим функциям относятся такие функции, как коммерческая, т.е. функция получения прибыли в результате предпринимательской деятельности; производственная, заключающаяся в производстве товаров и оказании услуг потребителям; кадровая, осуществляемая путем найма и увольнения работников, планирования потребности в рабочей силе, формирования трудовых коллективов; функция финансов и учета, означающая накопление доходов от основных видов деятельности, образование и использование денежных фондов предприятия.

Предприятия общественного питания выполняют три специфические функции:

- производство пищи для восстановления затраченной человеком энергии;

- организацию потребления готовой пищи;

- реализацию готовых блюд и полуфабрикатов населению.

К специфическим функциям предприятий торговли относят:

- рациональную организацию процесса товародвижения;

- изучение покупательского спроса на товары;

- формирование товарного ассортимента;

- оказание дополнительных гарантийных и сервисных услуг;

— предоставление информации о рынке;

- услуги по управлению и консультационные услуги.

1.2. Организационно-правовые формы юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность

Переход России к рыночной экономике обусловил необходимость принятая новых законодательных актов и признания различных форм собственности, на основе которых проведена реорганизация и создан обширный спектр организационно-правовых форм предприятий. В результате преобразований сформирована многоукладная экономика с преобладанием коллективного хозяйствования, основанного . на частной форме собственности. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает представленные ниже организационно-правовые формы предприятий.

Производственные и потребительские кооперативы. Основными принципами создания и функционирования кооперативов являются:

- добровольное членство;

- взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды участников производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива;

- распределение прибыли и убытков между членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива;

- ограничение участия в хозяйственной деятельности лиц, не являющихся членами кооператива;

- управление деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива — один голос);

- доступность информации о деятельности кооператива для всех его членов.

Закон предусматривает создание кооперативов двух организационно-правовых форм — производственной и потребительской, а также по видам деятельности. Краткая сравнительная характеристика этих форм и видов приведена в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Общие и отличительные черты кооперативов

Производственные кооперативы

Потребительские кооперативы

Создаются гражданами для

совместной деятельности по производству, переработке и сбыту продукции, а также для выполнения иной деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива

Создаются гражданами и (или) юридическими лицами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности кооператива

К моменту регистрации член кооператива должен внести не менее 10 % обязательного паевого взноса

К моменту регистрации член кооператива должен внести не менее 25 % обязательного паевого взноса

Коммерческая организация

Некоммерческая организация

Число членов — не менее пяти

Число членов — не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан

Обязательные паевые взносы устанавливаются в равных размерах

Обязательные паевые взносы устанавливаются пропорционально предполагаемому объему участия члена в хозяйственной деятельности данного кооператива

Не менее 50 % объема работ должно выполняться его членами

Не менее 50 % объема работ (услуг) в общей деятельности предприятия должно осуществляться членами кооператива

Убытки распределяются пропорционально размерам паевых взносов и (или) оплаты труда

Убытки распределяются в соответствии с долей участия члена кооператива в хозяйственной деятельности этого кооператива

Кооператив и его члены могут при необходимости заключать договоры, обязывающие членов кооператива в течение определенного периода, не превышающего 10 лет, продавать

исключительно кооперативу или созданным им филиалам всю производимую ими продукцию или ее часть.

Производственный кооператив представляет собой организацию товаропроизводителей на основе добровольного членства по совместной производственной или иной хозяйственной деятельности путем объединения имущественных паевых взносов ее членов для удовлетворения своих материальных и иных потребностей.

Члены кооператива делятся на основных и ассоциированных. Основные члены вносят паевой взнос в установленном уставом размере и порядке с правом голоса. Ассоциированные члены — вкладчики паевого взноса для получения дивиденда без права голоса. Имущественные паевые взносы всех членов (вносимые деньгами, земельными участками или имуществом в денежной оценке) составляют паевой фонд кооператива. Обязательный взнос дает право на участие в деятельности кооператива, пользование его услугами, льготами и на получение части прибыли пропорциональна личному трудовому участию. Дополнительный паевой взнос член кооператива вносит по своему желанию для получения дивидендов в предусмотренных уставом размере и порядке.

Законодательством не ограничивается число членов кооператива, но оно должно быть не менее пяти физических и юридических лиц. Высший орган управления кооператива — общее собрание его членов. Учредительным документом является устав, утвержденный общим собранием. Член кооператива может по своему усмотрению выйти из кооператива с выплатой стоимости пая или выдачи имущества в соответствии со стоимостью пая и других выплат согласно уставу.

Потребительские кооперативы — некоммерческие организации (табл. 1.1). В зависимости от вида деятельности они подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, кредитные, страховые, садоводческие, огороднические и др. Потребительский кооператив образуется при вхождении в его состав не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан. В потребительских кооперативах по установленному законом условию (кроме кредитных и страховых) члены должны осуществлять не менее 50 % объема работ в общей деятельности предприятия.

Кредитная кооперация имеет особое значение среди различных видов кооперативов. Создание и развитие кредитных кооперативов в России обусловлены отсутствием эффективного финансово-кредитного обеспечения деятельности кооперативных предприятий. Кредиты крупных коммерческих банков практически недоступны для малого и среднего предпринимательства из-за незначительных размеров и дороговизны самого кредита, сложности его оформления и отсутствия надежных гарантий. Государственное кредитование ввиду недостатка финансовых ресурсов также имеет ограниченные возможности. В таких условиях закономерно развитие кредитных кооперативов для финансовой взаимопомощи предприятий.

Рис. 1.2. Порядок создания кредитного кооператива

Порядок создания и структура формирования кредитного кооператива приведены на рис. 1.2.

Хозяйственные товарищества и общества признаются коммерческими организациями с разделенными долями вкладов учредителей (участников) в уставном капитале. Эти формы предпринимательской деятельности близки по своей организационно-правовой форме хозяйствования, что дает возможность преобразования одной формы в другую. Они имеют следующие общие черты:

- созданное за счет вкладов учредителей имущество, а также имущество, приобретенное и произведенное в процессе деятельности, принадлежит на праве собственника товариществу или обществу;

- для обеих этих форм коммерческих организаций установлена одинаковая правоспособность;

- в статусе юридических лиц они могут быть участниками других товариществ и обществ;

- учредители с правом собственности по отношению к обществу имеют обязательства без вещного права на его имущество.

Существенное отличие между этими коммерческими организациями состоит в том, что товарищество представляет собой объединение лиц, а общество — объединение капиталов. Эта экономическая суть определяет их разное правовое положение.

Объединения лиц основаны на личном участии каждого в деятельности товарищества, в котором объединяются не только денежные и иные средства, но и собственная деятельность в приложении этих средств. Каждый участник такого предприятия имеет право на ведение дел, представительство и управление.

Объединение капиталов в хозяйственном обществе не требует объединения деятельности вкладчиков. Руководство и оперативное управление предприятием осуществляются специально созданными органами. Ответственность по обязательствам объединения капиталов несет хозяйственное общество, поэтому участники освобождены от возникающих рисков в результате хозяйственной деятельности.

Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Полное товарищество объединяет двух лиц или более для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли при полной ответственности по обязательствам товарищества. Убытки и прибыли распределяются между участниками пропорционально доле каждого из них в общем имуществе. Полное товарищество не связано с публичной ответственностью, поэтому не обязано публиковать сведения о результатах хозяйственной и финансовой деятельности. Административно-правовой основой полного товарищества служит учредительный договор, который содержит сведения о составе участников, фирменном названии, местонахождении, видах деятельности, вкладах каждого члена, характере распределения прибыли и сроках функционирования создаваемой организации.

Преимущества полного товарищества состоят в том, что каждый его член имеет право заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества наравне с другими товарищами. Полное товарищество имеет возможность накопления значительных средств в короткие сроки, в связи, с чем его деятельность более привлекательна для кредиторов при неограниченной ответственности членов по обязательствам.

Однако при исчезновении между полными товарищами особых доверительных отношений возможен быстрый распад товарищества. Кроме того, при наступлении банкротства каждый член отвечает не только вкладом, но и личным имуществом. Участники полного товарищества, не являющиеся его учредителями, отвечают наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до их вступления в товарищество. Форма полного товарищества получила распространение применительно к мелкому и среднему предпринимательству.

Товарищество на вере включает двух лиц или более для осуществления предпринимательской деятельности, в котором полные товарищи (коммандисты) несут экономико-правовую ответственность личным вкладом и всем своим имуществом, а другие члены — вкладчики (коммандитисты) отвечают только своим вкладом. Полные товарищи (коммандисты) не принимают участия в непосредственной деятельности и несут риск убытков, а остальные участники осуществляют деятельность от имени товарищества без права голоса в управлении и обсуждении действий полных товарищей.

Коммандитное товарищество имеет фирменное наименование с указанием имен полных товарищей. В договоре об организации товарищества на вере указываются наименование предприятия, срок действия и виды деятельности, местонахождение органа управления, доли в общем вкладе капитала всех коммандистов и коммандитистов, порядок распределения прибыли и другие положения. Ограничение прав вкладчиков (коммандитистов) компенсируется по окончании финансового года свободным выходом из товарищества, получением своего вклада и возможной передачей всей доли или части капитала другому вкладчику. В случае банкротства имеется право на получение вклада из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — форма организации предпринимательской деятельности. Ограниченная ответственность его участников определяется тем, что они несут риск убытков в пределах своих паевых взносов в уставный капитал организации. Число участников ООО ограничивается 50 членами, но их личного участия в делах общества не требуется. Именные паи распространяются между учредителями без проведения публичной подписки. Раздел уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности их по долгам определяются учредительными документами. Нижняя граница суммы уставного капитала установлена федеральным законодательством, которое предъявляет требования к определению и формированию уставного (более 50 %) капитала и к сроку полной оплаты уставного фонда (в течение первого года деятельности). Если стоимость чистых активов не достигает минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. Увеличение уставного капитала (фонда) допускается после того, как свои доли в полном объеме внесли члены, которые получают письменное свидетельство для юридического закрепления их вкладов. Уменьшение уставного капитала общества возможно только после уведомления всех его кредиторов, которые в противном случае могут требовать досрочного прекращения или исполнения своих обязательств и возмещения убытков. Каждый член общества может выйти из него без согласия других членов, при этом ему выплачивается стоимость его доли в уставном капитале или выдается часть

имущества в натуре. Приобретенная обществом доля участника должна быть реализована членам общества либо оно должно соответственным образом уменьшить уставный капитал, известив об этом кредиторов. Владельцы паевых письменных свидетельств вправе участвовать в общих собраниях пайщиков, получать дивиденды и части имущества компании при ее ликвидации.

Основными административно-правовыми документами о создании ООО являются учредительный договор и устав, где указаны наименование, цели создания и местонахождение общества, состав учредителей, порядок образования имущества, уставный фонд, размер и характер вкладов участников, приведена информация о расчетном счете, порядке и сроках внесения вкладов, правах и обязанностях членов, распределении прибыли, прекращении деятельности общества, сроках заключения договора.

Устав содержит более полную, чем учредительный договор, информацию об обязательствах общества и его членов, сведения о дочерних предприятиях, филиалах и представительствах, компетенции органов управления, порядке принятия ими решений, возможности передачи пая третьемулицу, а также правила принятия и исключения членов, условия распределения средств после ликвидации общества и некоторые другие положения.

Управление предпринимательской деятельностью в ООО осуществляют:

- общее собрание участников (высший орган управления). По общему правилу, число голосов каждого участника на общем собрании пропорционально его доле в уставном капитале;

- совет директоров (наблюдательный совет) общества, если его образование предусмотрено уставом;

- единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция).

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) — разновидность хозяйственных обществ. Правовая особенность ОД О состоит в том, что при недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов участники могут быть привлечены к ответственности по долгам общества. Размер этой ответственности ограничен только частью стоимости все-

го их имущества, кратной сумме внесенных вкладов (например, трехкратный, пятикратный). В остальном ОДО аналогично ООО.

Акционерные общества (АО) созданы в основном в процессе приватизации предприятий, средства которых были реструктурированы за счет выпуска и размещения акций для формирования уставного капитала. Члены коллектива предприятия (акционеры) несут ограниченную ответственность только той суммой, которая была уплачена ими при приобретении акций. Ответственность по обязательствам несет само общество.

Органы управления АО могут иметь двух- иди трехзвенную структуру. Двухзвенная структура включает правление и общее собрание акционеров, при трехзвенной добавляется наблюдательный совет. Управление всей текущей деятельностью АО и выступление от его имени при заключении сделок поручаются одному из распорядителей (управляющих) или нескольким распорядителям, входящим в правление общества. Руководство обязано публиковать годовые отчеты о своей деятельности (отчет правления, балансы и счета прибылей и убытков) по истечении каждого финансового года. Однако при большом числе некомпетентных в предпринимательстве мелких акционеров управленцы могут бесконтрольно распоряжаться чужим огромным капиталом.

При выходе из АО акционер не имеет права на денежную и имущественную выплату его доли, но может получить компенсацию путем продажи или иной передачи своих акций другому лицу. Этим объясняется устойчивость АО. Отчуждение акций в организации капитала дает АО преимущества. Во-первых, имеется возможность сконцентрировать крупный капитал, распыленный изначально среди мелких вкладчиков. Во-вторых, путем отчуждения и приобретения акций с помощью биржевого механизма можно с учетом конъюнктуры мгновенно переливать большой капитал из одной сферы в другую.

Предпринимательство акционерного типа имеет следующие преимущества:

- обладает возможностью привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска акций;

- ограничивает ответственность акционеров при общем экономическом интересе и эффективной деятельности предприятия;

- обладает возможностью снижения предпринимательского риска;

- уменьшает зависимость АО от состава акционеров;

- использует апробированный механизм деятельности, основанный на законодательстве РФ.

Устав АО определяет максимальную сумму номинальной стоимости выпуска акций в уставном капитале, который образуется путем публичной подписки на акции и распределения их среди учредителей.

Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах», АО может быть открытым (открытое акционерное общество — ОАО) или закрытым (закрытое акционерное общество — ЗАО).

Акционерные общества открытого и закрытого типа различаются способами размещения акций, процедурой их переуступки на вторичном рынке, числом акционеров и порядком ведения дел.

Во-первых, ОАО вправе использовать открытую и закрытую подписку на акции, которые распространяются на неограниченный круг инвесторов и на заранее неизвестный круг лиц, тогда как ЗАО проводит только закрытое распространение акций, ценных бумаг среди учредителей и заранее определенного числа лиц.

Во-вторых, участник ОАО может во всех случаях отчуждать принадлежащие ему акции без оповещения об этом остальных акционеров, тогда как участник ЗАО при отдельных видах сделок обязан оповещать акционеров, которые в установленный срок (2 месяца) могут воспользоваться преимуществом приобретения продаваемых акций. Однако преимущество не действует на акции при дарении, наследовании, передаче иному правопреемнику, а также при продаже акций своим акционерам или с публичных торгов.

В-третьих, число потенциальных акционеров в ОАО не ограничивается, а в ЗАО оно не должно превышать 50. Если число акционеров превышает 50, ЗАО в течение года подлежит преобразованию в ОАО, в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

В-четвертых, ОАО обязано вести свои дела открыто. К отдельным документам имеют доступ как акционеры, так и все заинтересованные лица. ОАО должно публиковать для све

дения годовой отчет, бухгалтерский баланс, суммы прибылей и убытков, проспект эмиссии акций, сообщение о проведении собраний.

АО должно иметь уставный капитал в размере не меньше предусмотренного законом. Его увеличение достигается выпуском новых акций и увеличением их номинальной стоимости, а уменьшение — путем снижения номинальной стоимости или выкупом части акций у держателей с дальнейшим их аккумулированием.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия в качестве коммерческих организаций не наделяются правом собственности на закрепленное за ними имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям) между их работниками. Это имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит государственным или муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Работники таких предприятий могут быть заинтересованы в улучшении результатов своего труда через создание фондов участия в прибылях (экономическое стимулирование) по прямому указанию государственного собственника.

Учредительным документом этих предприятий является устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Уставный фонд предприятия не может быть меньше суммы, определенной Законом о государственных и муниципальных предприятиях, и до государственной регистрации предприятия должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления (или федеральное казенное предприятие) создается по решению Правительства РФ на базе имущества федеральной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утверждаемый Правительством РФ. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ, которое несет субсидиарную

ответственность по обязательствам при недостаточности его имущества.

Руководство унитарным предприятием обычно осуществляет действующий на принципах единоначалия руководитель (генеральный директор, директор, управляющий и т.д.), который назначается государственным собственником либо уполномоченным органом и им подотчетен.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Право хозяйственного ведения предоставляет предприятию право пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах законодательного акта и шире права оперативного управления, т.е. предприятие хозяйственного ведения имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) создаются коммерческими организациями в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов по договору между собой на некоммерческой основе. При возложении на такие объединения функций предпринимательской деятельности они по решению их участников преобразуются в хозяйственное общество или товарищество.

Объединения предприятий образуют ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании и др. Основными принципами организации любой из этих форм объединений являются: о добровольность объединения на основе экономических интересов;

О равноправие участников совместной деятельности; о свобода выбора организационной формы объединения; о самоуправление участников и объединения в целом; о организация отношений между участниками на договорной основе.

Ассоциация действует на основании учредительного договора, где определяются условия участия в ассоциации и цели

деятельности, и устава, где указаны статус, порядок образования, компетенция органов управления, условия и порядок реорганизации и ликвидации. Учредители передают определенное имущество в собственность ассоциации, которое используется только для достижения своих уставных задач и не подлежит распределению между учредителями.

Ассоциация не несет ответственности по обязательствам своих членов. Но члены ассоциации несут дополнительную ответственность по ее долгам своим имуществом, что оговорено в учредительных документах. При выходе из ассоциации эта ответственность сохраняется в течение двух лет.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какие документы предоставляются в регистрационный орган по местонахождению организации?

2.Какие виды счетов открывают организации в коммерческих банках?

3.Какие факторы предпринимательской среды предприятия существуют?

4.В чем состоят особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий, касающиеся закрепленных за ними собственности и имущества?

5.Какие организационно-правовые формы коммерческих предприятий функционируют в Российской Федерации согласно Гражданскому кодексу РФ?

6.В чем состоят основополагающие принципы организации ассоциаций (союзов, концернов, холдингов и проч.) юридических лиц?

П НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Сущность, основные принципы и типы планирования на предприятиях торговли и общественного питания

Любая экономическая организация в своей деятельности неизбежно сталкивается с неопределенностью. Предприятия не обладают всеми данными; они не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти в рыночной среде. Планирование — это основной инструмент преодоления неопределенности.

Планирование — способ осуществления действий, основанных на сознательных, волевых решениях субъектов рыночных отношений. Задача планирования на предприятиях общественного питания и торговли как важного звена отраслевого управления состоит в учете требований экономических законов рынка, особенностей и закономерностей развития отрасли, достижений научно-технического прогресса, а также в повышении эффективности хозяйственной деятельности и качества работы, снижении издержек потребления и росте производительности труда.

В экономике рыночного типа распространено планирование на уровне предприятия, которое носит, как правило, индикативный, ориентирующий характер. Основой для разработки планов предприятия должна служить оценка намечаемых действий с учетом существующих экономических и производственных условий и имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта ресурсов, а также характера рынка, который, как предполагается, будет преобладающим в течение срока действия плана. Важными факторами, которые следует учитывать

при разработке планов, являются уровень конкуренции, характер отрасли, в которой действует хозяйствующий субъект, и масштаб самого предприятия. Так, большинство предприятий торговли и общественного питания не располагают возможностями роста и расширения сферы своей деятельности, поэтому с целью повышения конкурентоспособности при планировании основное внимание должно уделяться вопросам повышения качества работы предприятия. Не следует также недооценивать общий уровень экономического развития и стадию экономического цикла в стране, поскольку они накладывают серьезные ограничения на перспективы развития некоторых видов деятельности.

Возможности планирования предприятия торговли и общественного питания ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важные из них: неопределенность рыночной среды, издержки планирования, масштабы деятельности предприятия, специфика российского рынка.

Неопределенность рыночной среды преодолевается с помощью двух основных способов адаптации к внешней рыночной среде:

- предприятие использует внутренний потенциал для контроля рыночной ситуации (в первую очередь для контроля спроса);

- предприятие совершенствует свое сотрудничество с другими участниками хозяйственной деятельности, что снижает затраты ресурсов и дает благоприятные результаты за более короткий период.

Издержки, затрачиваемые на организацию и осуществление планирования, определяют предел планирования. Минимальным результатом планирования является недопущение грубых ошибок в жизнедеятельности предприятия, т.е. обеспечение его выживания. Дополнительные затраты на планирование должны обеспечить развитие организации.

Масштабы деятельности предприятия ограничивают (или, наоборот, расширяют) возможности планирования. Преимущества в осуществлении планирования — у крупных предприятий, так как они:

- имеют большие финансовые возможности;

- располагают высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать специалистов со стороны.

Небольшим экономическим организациям сложнее проводить широкомасштабную плановую работу, однако они могут: использовать некоторые формы планирования, особенно оперативного; применять известные модели стратегий и стремиться к определению собственных стратегий по мере роста организаций.

Специфика российского рынка ограничивает использование планирования в отечественных условиях вследствие:

- чрезмерно высокой степени неопределенности на российском рынке, обусловленной глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни — экономической, политической, социальной;

- низкого уровня накопления капитала российскими предприятиями, что не позволяет осуществлять эффективную организацию планирования;

- отсутствия эффективных юридических и этических норм, регулирующих поведение предпринимателей, а также невысокого уровня культуры участников отечественного рынка.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации.

Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять — это предвидеть, а предвидеть — это уже почти действовать». Файоль определил четыре основных принципа планирования:

- принцип единства (холизма) — системный характер планирования деятельности экономической организации. Элементами планирования в организации являются ее отдельные подразделения и отдельные части процесса планирования. Планирование деятельности подразделения организации будет эффективным, если оно не связано с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня;

- принцип непрерывности — постоянный процесс планирования на предприятии в рамках установленного цикла;

- принцип гибкости (взаимосвязан с принципом непрерывности) — придание планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств;

- принцип точности — конкретизация и детализация в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Классификация типов планирования в организации осуществляется по таким признакам, как степень неопределенности в планировании, временная ориентация идей планирования, горизонт планирования.

В зависимости от степени неопределенности внешней среды системы планирования организации можно разделить на два типа.

Детерминированные системы планирования используются в организациях, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации.

События в таких системах должны иметь полную определенность: можно дать 100%-ную гарантию, что если событие А произойдет, то произойдет и событие В. Но если говорить о планировании на уровне предприятия в целом, то, конечно, так не происходит, потому что всякое предприятие в рыночной экономике действует в условиях неопределенности, меняющейся среды. Текущее планирование и планирование на уровне подразделений обладают высокой определенностью и мощностью в предвидении результатов (например, планирование производства).

Вероятностные (стохастические) системы планирования предполагают недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации и соответственно не дают полной предсказуемости результата.

Вариантами вероятностных систем планирования являются: О планирование в системе жестких обязательств — подходит для ситуаций, в которых существует высокая степень уверенности в исходе событий;

- планирование под личную ответственность — менеджер вообще не может быть в чем-либо уверен и действует на свой страх и риск, возлагая всю ответственность на себя;

- планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам, — является промежуточным между первыми двумя: с одной стороны, менеджер сталкивается с постоянной неопределенностью в деятельности предприятия, а с другой — учитывает возможные варианты действий в неопределенной среде и тем самым увеличивает их предсказуемость.

Типы планирования различают также в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: