эконом теория№1

Алматинский Технологический Университет

Кафедра Пищевой Биотехнологии

Этапы эконом теория марксизм

Handout

Тема 1: Вводная лекция.

Основы экономической теории.

Предмет. Метод эконом теории.

Выполнила: Иванова С

Проверил : Сагындыков Н.М

Алматы 2013

План

1.Что такое эконом теория

2. Структура эконом теории

3. Логика эконом теории

4. основные экономические понятия

5. Задачи эконом теории

6. Методы эконом теории

7. Этапы зарождения эконом теории

8. Описание научных экономических школ

9. Глоссарий

10. Вопросы по теме

Экономическая теория(ЭТ)- в своем историческом развитии прошла 3 взаимосвязанных теории: экономическая теория, политическая экономия, экономикс.

Экономи́ческая тео́рия — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Полити́ческая эконо́мия, политэконо́мия — одна из общественных наук, предметом которой являются производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием.

ЭКОНОМИКС (англ. economics), отрасль экономической науки, раскрывающей на макро- и микроуровнях законы бизнеса, методы хозяйствования, экономической политики и т. п. В западной экономической литературе 20 в. термин экономикс вытесняет термин политическая экономия.

2, 3.Логика и структура ЭТ

Этапы эконом теория марксизм

В курсе экономической теории предлагается следующая логика изучения системы экономических отношений.

В первом разделе рассматриваются общие проблемы предмета и метода курса, мотивация и целевая функция экономической деятельности человека, а также основы общественного производства.

Второй раздел посвящен фундаментальным проблемам функционирования экономики, среди которых отношения собственности, формы общественного хозяйства, основные типы экономических систем; даются общая характеристика рыночного хозяйства, основы теории спроса и предложения и рассматриваются основные подходы к периодизации развития общества.

В третьем разделе анализируется микроэкономика – система отношений, связанных с деятельностью предприятий, рассматриваются сущность и закономерности индивидуального воспроизводства.

Четвертый раздел – макроэкономика. Рассматриваются вопросы воспроизводства на уровне национальной экономики.

4. Основные экономические понятия: потребности, экономические блага, ограниченность (редкость ресурсов), альтернативные издержки, кривая (границы), производственных возможностей.

Экономическая теория изучает способы удовлетворения человеческих потребностей в мире ограниченных ресурсов. Остановимся на определении соответствующих категорий.

Потребность определяется как осознанная нужда, принявшая специфическую форму соответственно уровню развития культуры и личности индивида. Потребность, подкрепленная покупательной способностью, представляет собой спрос на товары и услуги.

В экономической литературе (Маслоу) человеческие потребности делятся на 5 уровней:

Этапы эконом теория марксизм

Физиологические потребности;

Потребности в безопасности;

Потребности в общении, в духовной близости;

Потребности в общественном признании;

Потребности в самореализации.

Чем выше уровень развития личности, тем более он стремится к удовлетворению более высших потребностей.

Материальные потребности подразделяются на:

предметы первой необходимости (еда, одежда, жилье);

предметы роскоши (драгоценности, норковые шубы, яхты и т.д.)

Помимо личных человеческих потребностей различают производственные потребности в средствах производства и рабочей силе.

Факторы, влияющие на потребности:

доходы населения, государства и фирм;

развитие научно-технического прогресса;

уровень экономического развития страны,

исторические и национальные особенности страны и т.д.

Разнообразие потребностей людей безгранично. Но существует лимит — ограничительный уровень расхода ресурсов. Ресурсы — это вещи, которые используются для производства благ и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Когда ресурсы полностью задействованы, единственный способ увеличить производство одного продукта — сократить производство другого.

Под понятием «благо» в экономической литературе подразумеваются предметы, явления, продукты труда, удовлетворяющие человеческие потребности и отвечающие интересам, целям, устремлениям людей. Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (здания, сооружения, станки, продукты питания и т.д.). А. Маршал к ним относит и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, и создаются они в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино и т.д.

Блага также подразделяются на экономические (являются результатом экономической деятельности) и неэкономические (предоставляются природой без приложения человеком усилий).

Каждое общество сталкивается с проблемой ограниченности возможностей. Поскольку потребности всех не могут быть удовлетворены, каждый — человек, фирма или государство — должен сделать выбор из желаемого. Экономисты описывают такую ситуацию через альтернативные издержки. Альтернативные издержки – это количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу. Эффект необходимости выбора и альтернативных издержек выражается с помощью кривой производственных возможностей. Кривая производственных возможностей представляет собой линию, каждая точка на которой отражает максимальный объем производства двух продуктов при полном использовании экономических ресурсов. Например, страна при имеющихся ресурсах может выпускать определенное количество товаров А и В (зерна и ракет, к примеру). Кривая производственных возможностей страны имеет следующий вид:

Этапы эконом теория марксизм

Каждая точка линии АД отражает максимальный объем производства товаров А и В (например, зерна и ракет) при полном использовании экономических ресурсов данной страны.

Располагая информацией о производственных возможностях, общество или конкретный производитель должны ответить на три вопроса: Какие товары и услуги и в каком количестве производить? Как производить эти товары и услуги? Кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги. То есть для кого производить.

5. ЭТ имеет следующие задачи

Экономика постоянно имеет дело с выбором. В процессе выбора, неизбежно в силу ограниченности экономических ресурсов, любое общество должно, так или иначе, разрешить три фундаментальные взаимосвязанные экономические задачи:

1. Что должно производиться, т. е. какие из взаимоисключающих товаров и услуг надо производить и в каких количествах.

2. Как будут производиться товары и услуги, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и каким способом они должны быть произведены.

3. Для кого предназначаются произведенные товары и услуги. Иными словами, каким образом следует распределять производимый продукт производства между членами общества.

Эти три задачи являются основными и общими для всех экономических систем на различных уровнях

6. Методы ЭТ: формальная логика, материальная диалектика, экономические модели и эксперимент.

Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

7. Зарождение ЭТ прошло в несколько этапов- научная мысль древности(Платон, Аристотель, Ксенофонт), этап меркантелизма(богатсво общества определяется уровнем развития такой отрасли как сельское хозяйство), этап физиократии, классическая эконом теория(адам Смит, Давид Рекардо, Уильям Петти, Франсуа Кене, Тюрго_ они утверждали что основой богатства общества является труд и с научной позиции исследовали такие понятия как товар, деньги, заработная плата), этап буржуазно-экономической теории(Мальтус, Сэй, Бастия- они утверждали что классовое общество- это вечное общество, а частное общество- это личная собственность), марксистская или пролетарская эконом теория(Маркс, Энгельс, Ленин)

Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.

Меркантилизм.

В Англии, Италии, Франции и др. Странах первоначально возникла теоретическая школа — МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. ⌠мерканте¦ — торговец, купец). Она считала, что богатство людей — это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности — международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название ⌠политическая экономия¦ (где определение ¦политическая¦ образовано от греческого ⌠политика¦ — искусство управлять государством), что означало: наука государственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участие государства в хозяйственной деятельности.

Физиократы.

Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах ФИЗИОКРАТОВ (от греч. физио — природа, и крат- власть), Основатель этого направления — Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью.Классическая политическая экономия.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (напр., обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

Выдающимся основоположником английской классической политической экономии является Адам Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге ⌠Исследование о природе и причинах богатства народов¦. После этого экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. ⌠Естественным порядком ⌠ в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, ⌠мать¦ богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.) ¦Отцом¦ богатства был провозглашен труд (англ. экономист Петти) . Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Идеи А.Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Д.Рикардо (1772-1823 гг.) В работе ⌠Цена золота¦ он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, ЗП, капитала, земельной ренты и т.д.

Близким к представителям классической политической экономии является англ. экономист Милль (1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят от социально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать. Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ, сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А.Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им — (ЗП), остальную часть — прибавочную стоимость — присваивают капиталисты.

Французский экономист Ж.Б. Сей (1767-1832 гг.) — основной труд — ⌠Трактат политической экономии¦. В нем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю с полезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа, приносящие социальные доходы, ЗП, прибыль и земельную ренту. Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты на Западе. Ж. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавал неизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

Марксизм.

Учение английских классиков по новому продолжил К.Маркс (1818-1883гг.) . В своем главном труде ⌠Капитал¦ над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии.

Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику.)

На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь). Во-вторых- при разработке учения о рыночной цене английские классики и К.Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф.Энгельса в области экономической теории явился В.И.Ленин (1870-1924 гг). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.



Неоклассическое направление.

В последней трети 19в. В Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ (по греч. неос — новый). Основу неоклассической теории составили разработки 3-х научных школ: австрийской- К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской — А. Маршалл и лозаннской — Л. Вальрас.

Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики — прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики — то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с их точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории — отдельная фирма, отдельный потребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

Экономикс.

Неоклассическая теория является одной из 3-х течений современной западной экономической теории (экономикса). Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов — не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. ⌠Экономикс¦ исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическая теория развивается в основном в рамках трех основных течений: 1) неоклассическое (о нем было сказано выше), 2) теория регулируемого капитализма, 3) институционализм.

Современная экономическая теория.

Становление и развитие теории РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА началось в 30-х годах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночного механизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не может сама ⌠вылечить¦ себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночный механизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономической эффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всесторонним государственным регулированием.

Наиболее признанная школа, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работами английского . ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальное течение в ⌠Экономикс¦ составляет так называемый ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. Это течение довольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются по целому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этого течения:

1. институционалисты не замыкаются на анализе чисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие на хозяйственную жизнь — т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения, юридические законы, обычаи, традиции.

2. они предлагают изучать не столько как функционирует, сколько как развивается , видоизменяется капиталистическое общество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализму и требование расширения социальных программ с помощью государства.

3. Рынок — это не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворению потребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий (монополий). Основа власти крупных предприятий — техника, а не законы рынка. Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов и государства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такие жизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.

Основоположником институционализма считается американский ученый Т.Веблен

К числу крупнейших экономистов современности, разработавших многие направления экономической теории в Украине, следует отнести И.Лукинова, Ю.Пахомова, В. Черняка, А.Чухно.

Знакомство с основными вехами истории развития экономической теории показывает, насколько это сложный и противоречивый процесс, отражающий сложность и противоречивость самого объекта изучения v экономической жизни общества.

Ни одна из многочисленных теорий, школ, течений не смогла объяснить этот процесс во всей полноте, но каждая из них вносит свою лепту в познание экономических закономерностей.

При изучении последующих тем курса мы ближе познакомимся с основными направлениями экономической теории.

8. В конце 19 начале 20 века появились ряд научных экономических школ.

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

Экономические школыПериод развитияПредставители

Меркантилизм16-17 вв.Томас Ман (1571-1641)

Физиократы18 век.Франсуа Кенэ (1694-1774)

Классическая политическая экономикаконец 18 — 1-я пол.19 вв.Адам Смит (1723-1790)

Марксизм2-я пол. 19 — 20 вв.Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теорияконец 19 — начало 21 вв.Альфред Маршал (1842-1924)

Кейнсианство20 — начало 21 вв.Джон Кейнс (1883-1946)

Институционализм20 — начало 21 вв.Джон Гелбрейт (1908-2006)

Монетаризм20 — начало 21 вв.Милтон Фридмен (1912-2006)

Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571-1641)

Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги «Трактак по политической экономии» (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая школа политэкономики

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

Марженализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:

Карл Менгер

Фридрих Визер

Леон Вальрас

Эйген-Бем-Баверк

Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:

Альфред Маршал

Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма

Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

Главная идея современного институционализма — в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма:

Т.Веблен

Дж.Коммонс

У.Митчелл

Дж.Гэлбрейт

Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению микроэкономика изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

ПОЗИТИВНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Позитивная и нормативная экономика это понятия, определяющие подход к изучению экономической теории. Короткого говоря, разница между этими понятием в том, что нормативная экономика изучает то. Что должно быть, а позитивная — то, что есть.

Позитивная и нормативная экономика изучают явления, имеющие место в экономике, оценочные суждения этих явлений, предполагает какими они должны быть.

Рассмотрим подробней позитивную экономику. Она занимается фактическим положением дел, изучает действительно происходящие процессы, реальные факты. Позитивная экономическая теорий не использует оценочные суждения, ввиду того, что часто они ошибочны и их использование не оптимально. Эксперты считают, что в чистом виде позитивная экономика не может существовать.

Позитивная экономика является особым разделом экономического анализа. М.Фридмэн первым предложил использовать этот подход, объясняющий как функционирует экономика и как решить основные экономические задачи. При анализе позитивная экономика использует огромное количество статистических данных, с учетом побуждающих факторов, существования монополии на рынке.

Позитивная экономика может ответить, к примеру, на вопрос: «Почему сокращается объем производства?». Но рекомендаций относительно того, как должно быть она не даст, только объяснение как и почему это происходит.

При анализе экономистов-позитивистов действий компаний по достижению максимальной прибыли определяется какими методами компании достигают максимизации прибыли. В их отчетах должны быть сведения о том, что уже достигнуто, что происходит сейчас и что будет происходить.

Нормативная экономика — это противоположность позитивной экономике, это рассуждения о том, что должно происходить, какая должна быть реакция экономики на тот или иной процесс, какая должна быть экономика в целом. Она основывается на экономической теории или на определенных экономических отношениях.

Глоссарий

Экономи́ческая тео́рия — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание.

Полити́ческая эконо́мия, политэконо́мия — одна из общественных наук, предметом которой являются производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием.

ЭКОНОМИКС (англ. economics), отрасль экономической науки, раскрывающей на макро- и микроуровнях законы бизнеса, методы хозяйствования, экономической политики и т. п. В западной экономической литературе 20 в. термин экономикс вытесняет термин политическая экономия.

Потребность — осознанная нужда, принявшая специфическую форму соответственно уровню развития культуры и личности индивида. Потребность, подкрепленная покупательной способностью, представляет собой спрос на товары и услуги.

Позитивная экономика занимается фактическим положением дел, изучает действительно происходящие процессы, реальные факты.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: