Эконом теория лекции

ТЕМА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

МОДЕЛИ РЫНКА

1. Рынок совершенной конкуренции, его характеристика.

2. Рынок монополий. Формы монополизации.

3. Рынок олигополий, основные их виды.

4. Рынок монополистической конкуренции, особенности функционирования.

1. В самом общем виде рынок можно определить как стихийный порядок. Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в усовиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется:

Одной из моделей ведения рыночного хозяйства является рынок свободной или совершенной конкуренции. Под рынком совершенной конкуренции понимается рынок, на котором присутствует значительное количество продавцов и покупателей. Каждый из субъектов рынка свободен в выборе продавца или покупателя. Каждый субъект имеет возможность свободно войти на рынок со своим товаром и свободно выйти из него. Цена на товар, формируемая на рынке свободной конкуренции, зависит от действия рыночного механизма, следовательно, устанавливается независимо от продавцов под воздействием спроса и предложения. Структура рынка совершенной конкуренции весьма подвижна, потому, что на нем одновременно и возникает множество предприятий, и примерно столько же предприятий исчезает. Рабочая сила также существует в условиях свободного найма. Таким образом, совершенная конкуренция на рынке оказывает влияние, как на производителей, так и на потребителей.

2. Модель рынка несовершенной конкуренции, в отличие от идеальной модели совершенной конкуренции, учитывает условия реальной жизни. На поведение фирм влияют такие трудности, как власть над ресурсами и другие барьеры вступления в отрасль, ценовая и неценовая конкуренция, неполнота или асимметричность информации и т.д. Эти обстоятельства усложняют принятие рационального решения, искажают ценовую информацию и снижают эффективность размещения ресурсов. В наибольшей степени все эти условия присущи монополизму – первому виду несовершенной конкуренции.

Монополия – это крупное предприятие или объединение предприятий, на котором сосредоточены огромные массы средств производства, наиболее развитая часть рабочей силы, которое контролирует значительную часть производства и реализации продукции одной или многих отраслей, воздействует на цены, получает монопольную прибыль. Прежде всего, следует отметить, что монополист – это единственный производитель на рынке товара, практически не имеющего заменителей («монополия» в переводе с греческого означает: продаю один). Исходя из этого, монополист по своему усмотрению может повышать или понижать цену товара на рынке. Однако степень власти над ценой у монополистов неодинакова. На этой основе выделяют различные виды (модели) монополии. Перечислим их в порядке убывания степени власти над ценой: чистая монополия, естественная монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Любой вид монополии воздвигает барьеры для вступления в отрасль. Это означает, что далеко не каждому производителю под силу проникнуть в монополизированную отрасль и занять в ней собственную нишу. Какие барьеры для этого следует преодолеть? Прежде всего, власть монополиста над ресурсами и коммуникациями, технологические барьеры, барьеры, связанные с масштабом производства. Барьер вступления в отрасль может быть оформлен в виде патента на продукцию или уникальную технологию ее производства. В этих случаях без покупки лицензии и соответствующего оборудования не обойтись, а это – серьезные расходы, которые под силу не каждому производителю.

Чистая монополия отличается тем, что весь рынок принадлежит одному производителю, который безраздельно владеет возможностями и правом на производство товара, не имеющего аналога. Чистый монополист обладает полной властью над ценой и устанавливает такой объем выпуска, который принесет ему максимальную прибыль. Он пользуется тем, что спрос на уникальный, ничем не заменимый товар практически не реагирует на изменение цены, оставаясь на прежнем уровне (например, спрос на лекарство, спасающее от смертельного недуга, спрос на наркотики). Заметим, что чистая монополия не регулируется государством.

Проанализируем основные причины, вызывающие появление чистой монополии:

Фирма контролирует источники сырья, которое не может быть добыто в другом месте. При контроле фирмой уникальных источников сырья другие фирмы не в состоянии вступить на рынок ее товара. В этих условиях возможен выпуск более или менее близких заменителей, что значительного влияния на рынок оказать не может.

Фирма имеет такие низкие издержки производства (в результате использования лучших технологий), транспортировки или сбыта, что полностью овладевает всем рынком данного товара, который реализуется ею по исключительно низким ценам, недопустимым для других компаний. Устанавливая низкие цены, монополия создает естественный барьер для входа конкурентов на рынок.

Фирма производит и продает такой товар, спрос на который ограничен территориально. Территориальное ограничение спроса также делает фирму монополией, т.к. вхождение на рынок других фирм повлечет за собой значительные затраты, а т.к. спрос данного товара ограничен, то все фирмы рискуют получить убытки.

Фирма владеет патентом на производство данного продукта или на новую технологию обработки продукта, которые отсутствуют у других. Патентование – одна из форм существования современных монополий. Патентованная продукция защищена юридически, поэтому для выхода на рынок новая фирма должна выкупить у монополии патент на производство.

Фирма получает от государства исключительное право на реализацию данного товара или услуги. Получение государственного разрешения на реализацию товара или услуги также делает фирму монополией на период действия государственного договора.

Естественная (регулируемая) монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земли под виноградники). Особенность естественной монополии кроется, прежде всего, в высоких постоянных издержках производства, из-за которых невыгодно производить небольшое или среднее количество продукции силами нескольких фирм (примером могут служить телефонные компании, железные дороги, газо- и нефтедобывающие отрасли, электроэнергетические компании). Издержки производства окупаются лишь при таком эффекте масштаба, который сосредотачивает весь выпуск отрасли в рамках одной фирмы. Конечно же, такая концентрация дает монополии огромную власть над ценой и колоссальную сверхприбыль.

Короткой строкой: различают также легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополизации, которые защищены от конкуренции фактом обладания патентных прав, авторских прав, товарных знаков. Следующей формой монополизации являются искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод. Искусственные монополии выступают в виде следующих форм: картель, синдикат, трест, концерн.

3. Олигополия (с греческого переводится – «немногий» , «продаю») – это тип рынка несовершенной конкуренции, который разделен между несколькими производителями. Каким может быть число участников олигополистического рынка? Если рынок представлен всего лишь двумя фирмами, то такой тип рынка называется дуополией. Чаще олигополистическая отрасль поделена между тремя и большим числом производителей. Возможен и другой вариант: часть рынка разделена между двумя-тремя крупными фирмами, а остальное производство – между множеством более мелких фирм.

К наиболее важным чертам олигополии относятся: крупные масштабы производства, взаимная зависимость между фирмами на олигополистическом рынке, наличие препятствий для вторжения на рынок новых потенциальных конкурентов. Олигополия первого вида – несколько крупных фирм, производящих почти идентичные товары. Олигополия второго вида – несколько крупных фирм, производящих дифференцированные товары (дифференциация – это разделение товаров на различные формы, придание им индивидуальных свойств по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продаж).

На рынке олигополии среди множества моделей олигополистического поведения наибольший интерес представляет тайный сговор и доминирующая фирма-олигополия. Фирмы-олигополии, осознавая свою взаимозависимость, могут тайно договориться о высокой единой цене или координируют свои действия таким образом, чтобы в молчаливом согласии следовать за лидером.

Под олигополистическим рынком однородного продукта понимается рынок, на котором присутствуют 2-4 крупные компании, производящие основную массу продукции. Объемы производства каждой из них значительны, рынок четко разделен между ними. Рыночные цены и объемы продукции контролируемы со стороны этих фирм. Деятельность каждой из фирм зависит от деятельности партнеров, поэтому фирмы не свободны в выборе цены на продукт. Цена является результатом согласования всех производителей. Фирмы-олигополисты стремятся избежать ценовой конкуренции, т.к. повышение цены приводит к потере покупателей, снижение цены – к таким же действиям конкурентов. При этом все фирмы вынуждены расставаться с частью прибыли.

4. Монополистическая конкуренция – это вид несовершенной конкуренции с большим количеством участников рынка, производящих дифференцированный продукт, и относительно невысокими барьерами вступления в отрасль. Рынок монополистической конкуренции характеризуется значительным числом (от 25 до 50) крупных предприятий. Так как число фирм на рынке значительно, они не могут вступить друг с другом в «тайный сговор». Каждая крупная компания является территориальной монополией, имея в своем распоряжении локальный рынок сбыта. Каждая из крупных компаний, находящихся на рынке монополистической конкуренции, с одной стороны, препятствует вхождению на свой локальный рынок конкурирующих фирм, с другой – сама стремится проникнуть и закрепиться на «чужой» территории.

Конкурентная борьба среди фирм приводит к необходимости совершенствования технологии и снижения издержек. Однако фирмы в условиях несовершенной конкуренции большое внимание также уделяют дифференциации продукта. Дифференциация товаров является проявлением нового вида соперничества продавцов – неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция отличается следующими признаками:

неодинаковым качеством товаров – их различиям по назначению, материалам, оформлению, качеству работы;

разнообразием торговых услуг: магазины стремятся склонить на свою сторону покупателей более высоким качеством обслуживания, предоставлением товаров в кредит и т.д.;

размещением и доступностью мест продажи продуктов для покупателей (например, маленькие магазины располагаются на более оживленных улицах, работают 24 часа в сутки);

упаковкой и рекламой.

Кроме этого, среди конкурирующих предприятий может идти жесткая конкурентная борьба с помощью: установления демпинговых (ниже себестоимости) цен; отлучения от источников сырья; препятствий в получении кредита; промышленного шпионажа; переманивания специалистов (с помощью предоставления более высокой оплаты их труда, предоставления удобного графика работы, служебного транспорта); легализации издержек. Все это осуществляется с целью удержания рынка и увеличения прибыли. Легализация издержек является способом морального давления на покупателей. Этим методом могут пользоваться фирмы с более высокой технологией. Публикуя издержки, связанные с производством, и показывая размер прибыли, который они имеют с каждой единицы продукции, фирмы показывают, что они имеют незначительный процент в общих затратах на производство, в то время как конкуренты продают свою продукцию дороже.

Кроме названных способов конкурентной борьбы могут применяются еще более жесткие: физическое уничтожение бизнеса и физическое устранение конкурента.

ТЕМА: ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

1. Предприятие и его формы.

2. Виды издержек производства.

3. Внешняя среда предприятия.

4. Внутренняя среда предприятия.

5. Экономическая безопасность предприятия и пути ее достижения.

1. Предприятие является основной формой организации производственно-хозяйственной деятельности в современной экономике. Предприятие – экономический субъект, реализующий собственный интерес посредством производства и реализации определенного вида товаров и услуг путем оптимального комбинирования факторов производства.

В экономической литературе широко используются понятия «предприятие» и «фирма». Под предприятием, как правило, понимается учреждение в форме фабрики, фермы, магазина и т.д., которое выполняет специфические функции по производству и реализации товаров и услуг. Фирма же представляет собой организацию, которая владеет этими предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность. Фирмы могут владеть предприятиями на различных стадиях производственного процесса:

вертикальное комбинирование – объединение такого типа включает в себя предприятия, технологически взаимосвязанные между собой, где готовый продукт одного предприятия является сырым материалом для другого предприятия, входящего в объединение (предприятия, производящие зерно, муку, хлеб);

горизонтальное комбинирование – сеть однородных предприятий, связанных между собой единым управленческим центром;

конгломерат – объединение предприятий, не взаимосвязанных между собой технологически, функционирующих во многих различных отраслях.

Таким образом, современные фирмы представляют собой многопрофильные производства. Преимущества многопрофильного производства сводятся к следующему:

такая фирма более устойчива в период спадов, т.к. неблагоприятная конъюнктура относительно одного выпускаемого продукта ведет к снижению дохода от его производства, но не затрагивает доходности по другим выпускаемым продуктам;

многопрофильная фирма может совмещать производство товаров, находящихся на различных стадиях жизненного цикла и требующих различных инвестиций. Однопродуктовое предприятие не всегда может быть перспективно по причине затухания жизненного цикла товара.



Основными принципами организации предприятия являются:

самоокупаемость, самоокупаемое предприятие – это предприятие, таким образом организовавшее производство, что все затраты, производимые им для доведения сырого продукта до товара, окупаются в стоимости этого товара на рынке, т.е. издержки производства ниже цены, по которой реализуется готовый продукт;

самоуправление предполагает, что предприятие самостоятельно выбирает продукт производства, приобретает сырье, определяет структуру и технологию производства, т.е. решает все организационные вопросы, связанные с деятельностью предприятия;

самофинансирование предполагает, что доходы, получаемые предприятием, не должны полностью потребляться. Часть их должна в виде живых денег использоваться для решения финансовых вопросов предприятия.

Целью деятельности любого предприятия является предложение на рынке своей продукции, соответствующей потребностям потребителей. Наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей приводит к реализации следующей цели предприятия – максимизации доходов. Кроме того, возможность удовлетворения наибольшего потребительского спроса приводит к достижению еще одной цели, преследуемой предприятием, — увеличение сектора рынка и увеличение прибыли.

2. Производство любого товара требует затрат экономических ресурсов, которые в силу своей относительной редкости имеют определенные цены. Количество какого-либо товара, которое фирма стремится предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, а также от цены, по которой товар будет продаваться на рынке. Издержки основываются на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования.

С точки зрения отдельной фирмы, экономические издержки – это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Экономические издержки могут быть внешними, внутренними, постоянными, переменными.

Денежные выплаты, которые фирма несет в пользу поставщиков, поставляющих трудовые услуги, сырье, топливо, транспортные услуги, энергию, называются внешними издержками. То есть это плата поставщикам, не принадлежащим к владельцам данной фирмы. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс представляют собой неоплачиваемые, или внутренние издержки. Все внутренние издержки, связанные с доведением сырого материала до готового продукта, будут оплачены с учетом альтернативных возможностей использования промежуточного продукта после реализации конечного продукта на рынке.

Оценку занятых ресурсов можно осуществить, используя такие категории, как краткосрочный период и долговременный период. Краткосрочный период – это период времени слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей. Следовательно, объем производства может быть изменен путем применения большего или меньшего количества живого труда, сырья, других ресурсов. Долговременный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности.

Постоянными называются издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относится оплата обязательств по облигациям, арендные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, заработная плата основному трудовому составу фирмы.

Переменные издержки – это издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, электроэнергию, транспортные услуги и т.д. Стоимость этих ресурсов полностью переносится на готовый продукт в течение одного рабочего периода. Под ним понимается период времени, необходимый на преобразование сырья до конечного продукта.

Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение для каждого бизнесмена. Переменные издержки – это издержки, которыми предприниматель может управлять, величина которых может быть изменена в течение краткосрочного периода времени, что приводит к изменению объемов производства. С другой стороны, постоянные издержки находятся вне влияния администрации фирмы. Такие издержки являются обязательными и должны быть оплачены независимо от объема производства.

3. Внешней средой для фирм является определенная модель рынка, в которую они включены. К внешней среде относятся взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями, кредиторами, конкурентами, общественными структурами и т.д. При этом каждый вовлеченный в систему экономических отношений контрагент имеет свои собственные интересы. Многообразие интересов весьма трудно, а порой невозможно реализовать бесконфликтно. Поэтому эффективность хозяйственной деятельности предприятия зависит от гармонизации этих интересов, от умения добиться динамического равновесия между целями отдельных контрагентов.

Кроме того, внешняя среда включает влияние местных органов власти и государственное законодательство, что также может отражаться на бизнесе. Изменение законодательства может поставить тот или иной бизнес в невыгодное экономическое положение, а также в результате внедрения той или иной региональной программы экономического развития бизнес может получить благоприятные условия для развития или нет.

Региональная структура хозяйства. Существенное влияние на экономическую безопасность фирмы может оказать сложившаяся в регионе хозяйственная структура. Если предприятие тесно взаимосвязано с рядом смежных отраслей, то их благополучие или упадок также сказываются на деятельности фирмы.

Порядочность партнеров. Партнеры представляют для фирмы определенный риск, т.к. нарушение договорных обязательств со стороны партнеров может привести к цепочке неисполнения взаимных обязательств и возникновению взаимных претензий с другими субъектами рынка.

Внешние факторы, в свою очередь, делятся на две основные группы: факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия на предприятие относятся факторы, непосредственно влияющие на хозяйственную деятельность фирмы (поставщики, потребители, система мер государственного регулирования). Под факторами косвенного воздействия понимают такие факторы, как состояние экономики, политическая и социокультурная среда, научно-технический прогресс, влияние групповых интересов. Среда косвенного воздействия значительно сложнее, чем среда прямого воздействия, поскольку при принятии решений приходится опираться на предположения, основываться на неполной информации.

Внешняя среда характеризуется следующими параметрами:

взаимосвязанностью воздействующих на предприятие факторов;

сложностью (сложность среды определяется числом и разнообразием факторов, включая их изменчивость);

подвижностью (подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде);

неопределенностью (неопределенность выступает как функция количества информации, которой располагает фирма).

4. Внутренняя среда предприятия включает цели и задачи, структуру, применяемую технологию и людей, от которых зависит успех хозяйственной деятельности предприятия. Иначе говоря, внутренняя среда предприятия складывается из отношений внутри предприятия.

Внутренняя среда предприятия состоит из двух составляющих: живого и овеществленного труда, взаимосвязанных между собой определенной формой организации. Форма организации и управление фирмой зависят:

от специфики деятельности отрасли, позволяющей оценить, какую технологию применяет фирма, какой ассортимент продукции выпускает, на какого потребителя ориентируется;

от принадлежности предприятия к отрасли, показывающей, в какой сфере деятельности участвует это предприятие, какое место занимает на рынке, в каких экономических отношениях находится с предприятиями своей отрасли и смежных отраслей;

от правовых форм: предприятия ограниченной ответственности, неограниченной ответственности, частные, государственные, акционерные, кооперативные предприятия;

от основной цели деятельности предприятия: предприятия могут быть коммерческие и некоммерческие;

от вида и характера деятельности предприятия: различают промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые и прочие предприятия (к промышленным предприятиям, например, относят те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции);

от размеров: выделяют малые, средние и крупные предприятия, исходя из совокупности таких критериев, как численность занятых; объемы производимого продукта; объемы используемого оборудования и т.д.

По размерам предприятия делятся на малые, средние, крупные и особо крупные. Нормативы для отношений фирм к той или иной категории в разных странах различны. В РФ в ст.3 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства говорится о том, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных организаций, религиозных организаций, благотворительных и иных органов не превышает 25%; а доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Как видно из данной нормы, в России обязательным требованием к малым предприятиям являются:

ограничение возможности участия других юридических лиц в уставном капитале малого предприятия;

установление предельной нормы численности работающих: в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек; в с-х-ве, научно-технической сфере – 60 человек; оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в других отраслях – 50 человек.

Роль малых предприятий в смешанной экономике характеризуется: гибкостью; способностью быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры; многочисленностью; постоянной поддержкой конкуренции благодаря своей многочисленности и гибкости; низким издержкам производства из-за отсутствия расходов на управленческий аппарат, рекламу; быстрым обновлением. Управление такими предприятиями носит демократический характер. В организации управления и производства учитываются пожелания и предложения всех участников непосредственного производства. «Прозрачность» отношений между рабочими и управляющими становится одним из условий работы в команде, в результате взаимоотношения между всеми работниками выходят за рамки производственного процесса, реализуются в заботе о семье работника.

В свою очередь, деятельность средних и крупных предприятий строится на четком внутрифирменном разделении труда и авторитарной системе управления. Весь производственный процесс разделен на отдельные операции между подразделениями предприятия. Каждый работник предприятия ограничен узкоспециализированной сферой деятельности на определенном участке. С целью упорядоченности производственной деятельности работникам ограничена возможность свободного перемещения из подразделения в подразделение, если это несвязанно с выполнением ими своих профессиональных обязанностей. Товар, производимый таким предприятием, является результатом труда совокупного работника. Преимущества крупных фирм состоят в следующем:

только крупным фирмам доступно массовое и серийное производство;

они имеют финансовые возможности для освоения достижений НТП, создания новых отраслей, проведения научно-исследовательских работ;

крупные фирмы характеризуются устойчивостью: они никогда физически не ликвидируются, а лишь меняют владельцев;

им доступна экономия на «масштабах» производства.

5. Результатом утраты экономической безопасности является сокращение доходов фирмы, уменьшение объемов производства и объемов занятых ресурсов вплоть до ее полного разорения и закрытия.

Сущность экономической безопасности предприятий заключается в таком его экономическом состоянии, при котором обеспечивается реализация его хозяйственно-экономических интересов в производстве товара и получении прибыли.

Существует ряд факторов, угрожающих экономической безопасности предприятия:

устаревание технологии производства, что приводит к ухудшению качества производимой продукции и утрате его конкурентоспособности. Данный фактор может носить как внутренний, так и внешний характер. Даже если предприятие представляет целую отрасль, НТП делает непривлекательным «старый» товар. В условиях конкурентной среды техника и технология подвергаются не только физическому, но и моральному износу, и процессы смены технологий ускоряются;

«утечка» кадров: при утечке кадров предприятие может автоматически лишиться возможности использовать больше прогрессивных технологий, т.к. некому будет принимать участие в их внедрении;

«утечка» информации: утечка информации, или промышленный шпионаж может привести к утрате экономической безопасности фирмы. Наиболее интересной для конкурента является информация о разработке нового продукта, о прогрессивных формах управления, о новых методах учета и стимулирования труда и т.д.

Для обеспечения экономической безопасности фирмы прибегают к различным видам страхования:

страхование производственной деятельности осуществляется на основе представления предприятием бизнес-плана. Страховая компания с помощью экспертов проводит оценку производственной деятельности фирмы, степень риска предполагаемой деятельности и на основе полученных результатов осуществляет страхование;

страхование материальных ценностей, принадлежащих фирме, является традиционной формой страхования (сама система страхования родилась на этой основе, когда владельцы кораблей решили создать общество взаимного страхования риска их утраты на основе добровольных взносов);

страхование от стихийных бедствий также является распространенной формой страхования имущества не только фирм, но и частных лиц;

страхование транспортировки товара от порчи, утраты и т.д. Такая форма страхования стала широко применяться в период развития экспорта товаров и капитала из развитых стран в развивающиеся. В условиях избытка инвестиционного капитала в развитых странах и возможности потери его при вывозе в развивающиеся страны из-за происходящих там демократических преобразований, продвижение капитала приостановилось. Правительства развитых стран с целью избежания затоваривания национальных рынков прибегли к государственному страхованию вывозимого капитала, что и привело к развитию вышеназванного вида страхования.




Предыдущий:

Следующий: