эконом показатели 2


Затраты и расходы

Затраты – это уменьшение любого ресурса (денег, материалов, др.), в результате которого происходит появление другого ресурса (покупка чего-либо) или образование обязательства (на поставку чего-либо).

Расходы – это безвозвратные затраты ресурсов, обеспечившие получение выручки.

Себестоимость

Это та денежная сумма, которую пришлось потратить на изготовление (создание, получение) готовой продукции.

Определять себестоимость готовой продукции нужно для анализа эффективности производства, чтобы можно было понять, какие изделия выпускать выгодно, и где искать резервы снижения расходов на их производство.

Себестоимость прямая

Относится к так называемым прямым расходам.

В общем случае сюда относится стоимость ресурсов, непосредственно расходуемых на изготовление/создание продукции.

В составе прямых расходов входят:

— стоимость сырья, ГСМ и деталей, тары и упаковочных материалов,

— заработная плата работников, создающих (изготавливающих) продукцию;

— относящиеся к зарплате этих работников обязательные отчисления в фонды социального страхования, медицинский и пенсионный.

Себестоимость полная

При завершении производства и при реализации продукции возникает себестоимость полная, куда вместе с прямыми расходами включаются так называемые косвенные расходы, т.е. не имеющие прямого отношения к процессу производства (изготовления).

Например, в косвенных расходах могут содержаться:

- арендные и коммунальные платежи,

- заработная плата администрации,

— амортизационные отчисления,

— транспортные расходы (доставка покупателям/потребителям),

— прочие хозяйственные расходы (услуги банка и % по кредиту, канцелярские, командировочные, рекламные и другие расходы).

Косвенные расходы могут быть производственными, то есть связанными с процессом производства (например, транспортные расходы по доставке материалов), и общими, то есть совершенно не относящимися к производству (например, транспортные расходы на доставку из банка денежных средств для выдачи зарплаты).

Косвенные расходы распределяются между видами, партиями и единицами готовой продукцией пропорционально продажной цене или пропорционально прямым расходам (наиболее распространенный способ). Перед распределением рассчитывают процентное отношение между косвенными расходами и выбранным показателем.

Для получения полной себестоимости готовой продукции ее прямая себестоимость увеличивается на проценты, полученные при соотношении косвенных расходов с прямыми расходами или с ценой продажи.

В соответствии с местом возникновения косвенных расходов различают виды себестоимости: прямая, цеховая, производственная, полная.

Доходы

От реализации:

— выручка от продажи продукции;

— выручка от реализации услуг (например, бытовых, транспортных; почтовых).

Внереализационные:

— доход от продажи или сдачи в аренду техники, земли, помещений;

— % по вкладу в банке.

Готовая продукция — продукция, полученная в результате осуществления производственного процесса в растениеводстве и животноводстве, а также продукция промышленных производств, если таковые существуют на предприятии. Зерновая продукция учитывается в момент ее получения от комбайна.

Часть готовой продукции используется для нужд на самом предприятии. В частности, в растениеводстве это корма.

Виды анализа отчетности:

а) горизонтальный анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, выявление тенденции изменения отдельных статей отчетности;

б) вертикальный анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей, т.е. представление отчетности в виде относительных величин;

в) сравнительный анализ — сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, среднеотраслевыми данными, с нормативами;

г) факторный анализ — определение влияния отдельных факторов на изменение результативных показателей;

д) анализ относительных показателей /финансовых коэффициентов/ это:

— определение соотношений между различными показателями финансовой отчетности,

— определение взаимосвязи между ними.

Прибыль

Доход от реализации, уменьшенный на прямую себестоимость продукции (расходы на производство), дает валовую прибыль.

Прибыль, при расчете которой учтены также и все косвенные расходы (не связанные непосредственно с производством), называется чистой прибылью. Рассчитывается как разница между продажной ценой и полной себестоимостью готовой продукции.

Основные средства (фонды)

В отличие от материалов, которые расходуются в процессе производства, основные средства (производственные фонды) после выпуска готовой продукции не исчезают.

К основным средствам (фондам) относятся: машины и агрегаты, станки и оборудование, производственные инструменты.

Фондоотдача представляет собой эффективность использования основных средств для получения дохода. Измеряется в рублях и определяется как отношение выручки от реализации продукции к стоимости основных средств.

Амортизация

Это процесс перенесения по частям стоимости основных средств (производ-ственных фондов) по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции.

Стоимость объекта должна быть полностью списана в течение нормативного срока его эксплуатации.

Остаточная стоимость

Определяется как разница между начальной стоимость объекта и суммой амортизации, накопленной с момента начала его использования.

Отсюда можно получит формулу:

накопленная амортизация = начальная стоимость – остаточная стоимость.

Ликвидационная стоимость объекта – денежная сумма, за которую его реально продать.

Восстановительная стоимость объекта – денежная сумма, за которую его можно восстановить в случае внеплановой безвозвратной утраты (например, при пожаре или аварии).

Нематериальные активы

Если для процесса производства приобретается компьютерная программа или лицензия, эти расходы относятся к так называемым нематериальным активам.

Их стоимость следует относить к косвенным расходам постепенно в течение срока их использования.

Расходы будущих периодов

Постепенно, в равных долях и в течение всего периода, следует переносить в косвенные расходы:

— предварительно оплаченную стоимость сервисного обслуживания оборудования,

— подписку на газеты и журналы,

— другие денежные расходы, имеющие продолжительный срок действия.

Показатели доходности

Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей.

Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях.

Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов.

Рентабельность

Представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.

Показатели рентабельности являются показателями эффективности работы предприятия и выражаются различными соотношениями прибыли и произведенных расходов (затрат).

Рентабельность продаж

Характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции.

Понижение говорит о снижении конкурентоспособности продукции на рынке и сокращении спроса на нее.

Анализ проводят по влиянию факторов, используя данные разных периодов.

Анализ рентабельности

Формулы рентабельности:

— базисного периода

— отчетного периода

Представив прибыль как разницу между выручкой и себестоимостью, получаем:

- базисного периода

- отчетного периода

В обобщенном виде влияние изменения цены:

- изменение за отчетный период

- путем подстановок

В обобщенном виде влияние изменения себестоимости:

— путем подстановок

В обобщенном виде влияние двух факторов:

— равно изменению по сравнению с базисной величиной ∆К = ∆КN + ∆КS

Повышение рентабельности продаж достигается повышением цен (∆КN) на реализуемую продукцию, а также снижением себестоимости (∆КS) реализуемой продукции.

Производительность труда

Характеризует эффективность затрат труда в сфере материального производства.

Измеряется производительности труда путем сопоставления результатов труда (объема произведенной продукции) с затратами труда (среднесписочной численностью или отработанным временем).

Существуют два показателя, определяющих производительность труда: выработка и трудоемкость.

Рост производительности труда происходит в первую очередь за счет снижения трудоемкости продукции (например, путем снижения доли ручного труда).

Выработка

Это количество единиц или всей продукции, произведенное в единицу времени, или приходящееся на одного среднесписочного работника или рабочего в год (квартал, месяц). Рассчитывается по формуле:

Трудоемкость

Это затраты рабочего времени на производство единицы и всей продукции. Вычисляется по формуле:

где О – объем произведенной продукции в натуральных единицах измерения.

Трудоемкость одного рубля продукции рассчитывается как отношение общего фонда рабочего времени на производство данной продукции к стоимости произведенной продукции.

Произведенная продукция, используемая для данного расчета, включает ее запасы на конец года.

Удельная трудоемкость – это количество часов рабочего времени, затрачиваемого в данных условиях на производство, например, 1 млн.руб. товарной продукции.

Рассчитывается путем составления пропорции, где первое отношение – реальная трудоемкость, во втором отношении количество времени является неизвестным, а стоимость равна 1 млн.руб.

Снижение или повышение среднего уровня удельной трудоемкости может произойти за счет изменения ее уровня по отдельным видам продукции и структуры производства в целом.

При увеличении удельного веса более трудоемкой продукции средний уровень трудоемкости возрастает, и наоборот.

Варианты выводов



Изменение среднего уровня удельной трудоемкости произошло за счет: снижения индивидуальной трудоемкости отдельных изделий, увеличения удельного веса более трудоемкой продукции (изделия С и D) в общем выпуске.

Расчет влияния структурного фактора на изменение среднего уровня удельной трудоемкости можно выполнить и способом абсолютных разниц (см. формулы для факторного анализа рентабельности).

Динамика экономических процессов

Показатели роста рассчитывают как отношение количества продукции, произведенной или потребленной в данном периоде, к количеству, произведенному или потребленному в предыдущем периоде. Измеряются в долях или процентах. Часто представлены индексами.

Показатели прироста рассчитывают как отношение приращения (увеличения или уменьшения) количества продукции, произведенной или потребленной в данном периоде, к количеству, произведенному или потребленному в предыдущем периоде. Измеряются в процентах или долях.

Оценка экономического потенциала

Оценка имущественного положения:

— величина основных средств и их доля в активах,

— коэффициенты износа, обновления и выбытия основных средств,

— общая сумма хозяйственных средств предприятия.

Оценка финансового положения:

— величина собственного капитала и его доля в источниках средств,

— коэффициент текущей ликвидности,

— доля собственных оборотных средств в оборотных активах и собственном капитале предприятия,

— доля долгосрочных обязательств в источниках средств,

— коэффициент покрытия запасов.

Наличие «больных» статей в отчетности:

— убытки,

— ссуды и займы, непогашенные в срок,

— просроченная дебиторская и кредиторская задолженность,

— векселя выданные (полученные) просроченные.

Платежеспособность

Оценка платежеспособности проводится на основе анализа ликвидности предприятия, под которой понимается наличие у предприятия оборотных средств в размере, достаточном для погашения краткосрочных обязательств.



Основным признаком ликвидности служит формальное превышение (в стоимостной оценке) оборотных активов над краткосрочными обязательствами.

Чем больше это превышение, тем благоприятнее финансовое состояние предприятия с позиции ликвидности.

Если величина оборотных активов недостаточно велика по сравнению с краткосрочными обязательствами, то текущее положение предприятия неустойчивое, т.е. вполне может возникнуть ситуация, когда оно не будет иметь достаточно денежных средств для расчета по своим обязательствам.

Оценка результативности деятельности

Для оценки прибыльности используют: прибыль до налогообложения, рентабельность продаж, рентабельность текущей деятельности.

Оценка динамичности развития предприятия проводится по: сравнительным темпам роста выручки, активов и прибыли; оборачиваемости активов и собственного капитала; продолжительности операционного и финансового циклов.

Оценка эффективности использования экономического потенциала проводится по: рентабельности всего авансированного капитала; рентабельности собственного капитала.

Окупаемость

Выявить наиболее рентабельные виды продукции предприятия позволяет анализ окупаемости затрат денежной выручкой.

Об окупаемости судят по отношению выручки от реализации данной продукции к ее себестоимости.

Рентабельные виды продукции

Сравнение окупаемости готовой продукции по годам показывает ее относительное повышение или снижение: окупаемость текущего года минус окупаемость прошедшего года .

Вариант выводов

Основной причиной убыточности животноводства в отчетном году явилось резкое снижение окупаемости затрат при производстве всех видов животноводческой продукции, что свидетельствует о неэффективной производственной политике предприятия в этой отрасли, недостаточном внимании к экономии производственных затрат.

Деловая активность

Проявляется в расширении рынков сбыта продукции, повышении ее качества, ускорении оборачиваемости финансовых ресурсов.

При анализе сравниваются темпы роста основных показателей работы предприятия: прибыли, выручки от продаж и средней величины всего авансированного капитала.

Если темпы роста выручки превышают темпы роста капитала, а прибыль растет быстрее, чем выручка, то такая тенденция свидетельствует о повышении деловой активности организации.

Если темпы роста выручки ниже темпов роста капитала, а прибыль растет медленнее, чем выручка, то такая тенденция свидетельствует о снижении деловой активности организации.

Разнонаправленный рост показателей указывает на нестабильную динамику деловой активности.

Варианты выводов

В целях повышения финансовой устойчивости предприятия необходимо изыскать возможности по увеличению собственного капитала предприятия за счет увеличения суммы чистой прибыли и ее рационального распределения.

В целях увеличения темпов роста прибыли от основной деятельности необходимо применение в отрасли животноводства энерго- и ресурсосберегающих технологий, сокращение непроизводительных расходов и потерь, повышение продуктивности животных, увеличение производства и реализации рентабельных видов продукции растениеводства: зерна, подсолнечника, сахарной свеклы.

Энергетические ресурсы



Энергетические ресурсы предприятий представлены мощностью тракторов, автомобилей, моторов комбайнов, стационарных двигателей, электродвигателей и электроустановок, живой тягловой силы, выраженной в механических лошадиных силах.

Показатели на основе энергоресурсов

Энергообеспеченность производства определяется делением энергоресурсов на посевную площадь.

Энерговооруженность труда рассчитывается делением энергоресурсов на среднегодовое количество работников.

Между уровнем энергетических показателей и конечными результатами производства существует прямая зависимость. С их повышением

- растет урожайность культур и продуктивность животных,

- увеличиваются производительность труда и прибыль.

Об эффективности использования энергетических мощностей судят, исходя из показателя энергоемкости производства, который определяется делением энергоресурсов на объем произведенной продукции.

Объем произведенной продукции, используемый для этого расчета, включает ее запасы на конец года.




Предыдущий:

Следующий: