эконом история

7.1. Вторая технологическая революция

Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к капитализму, базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX – начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологической революцией был промышленный переворот. Вторая технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и продолжалась до первой мировой войны (19I4–1918). Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в единый агрегат с динамо-машиной был создан турбогенератор. Возникли новые отрасли промышленности электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании паров бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства. Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука; были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п. В сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения. В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в важную подотрасль выделилось сталелитейное производство; получили развитие электрическая сварка, ковка, и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912–1913 гг. впервые был применен конвейер. Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства – танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация. В 1895 г. русским ученым А.С. Поповым было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий. В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества. Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта. Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ. В СШАакционерные общества возникли в первую очередь на железнодорожном транспорте. Из 150 тыс. миль железных дорог шесть компаний контролировали 100 тыс. миль. В 1913 г. на предприятиях, принадлежавших акционерным обществам (28% всех предприятий), было занято 80% рабочих. В Германии образование акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строительство и железные дороги. В Англии рост акционерных обществ приходится на 1885–1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено выпускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов. Во Франции акционерные компании возникли в 70-е годы XIX в. сначала в металлургической и военной, а затем и в других отраслях промышленности, однако интенсивность этого процесса здесь была ниже, чем в США и Германии. Помимо акционерной существовали и другие формы собственности: государственная, кооперативная, муниципальная. Государственная собственность образовывалась двумя основными способами: за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий. В конце XIX – начале XX в. первый путь был более распространенным в большинстве стран Старого Света; второй использовался в странах переселенческого капитализма. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей; служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. С середины XIX в. и до 1914 г. возникли основные виды кооперации: потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилищная. К началу первой мировой войны Россия занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. кооперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперативах состояло 70 тыс. человек. Муниципальная собственность и хозяйство возникли в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности в последней трети XIX в. Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к новой форме организации производства – монополии.

В экономической литературе 50-е гг. обычно называют “серебряными”, а 60-е – “золотыми”, что связано с необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные:

Сравнительный анализ ВНП (США=100 %) Страна ВНП ВНП на душу населения 1950 1970 1950 1970 Франция 13, 2 18, 6 45,0 74,0 ФРГ 12, 0 21, 2 36,0 74,0 Великобритания 19, 2 17, 1 56,0 62,0 Италия 7, 9 12, 7 23,0 48,0 Япония 8, 5 30, 8 — 61,0 В целом 60, 3 100, 4 — -

Самым влиятельным из всех факторов послевоенного развития западных стран являлся феномен так называемого «наверстывания».

«Наверстывание» – особая стратегия по осуществлению активной политики индустриализации и модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько велико было отставание данной страны от группы лидеров.

Содержание стратегии “навёрстывания”. 1.

Стимулирование спроса: *

увеличение уровня потребления населения; *

нехватка квалифицированной рабочей силы; *

принятие социальных программ. 2.

Стимулирование предложения: *

резерв рабочей силы в традиционных отраслях; *

структурная перестройка; *

рост вложенных инвестиций; *

увеличение производительности труда.

Другим важнейшим фактором послевоенного развития стало вступление развитых стран в эпоху НТР – научно-технической революции.

НТР – качественный скачок в развитии общества, обусловленный использованием передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.

НТР началась в 40-50-х гг. XX в. в результате крупнейших научных и технических открытий, в частности создания ЭВМ, атомной энергетики, полимерных материалов, ракетно-космической техники и др. Предполагается, что развитие НТР и видоизменения механизма государственного регулирования повлияли на сокращение продолжительности четвертого цикла Кондратьева 1940/50-1990-х гг.

Применение микроэлектроники и новейших средств связи стимулирует процесс формирования межотраслевых народнохозяйственных комплексов. Расширяются масштабы контроля над разнообразными и территориально разбросанными видами деятельности. Это приводит к тому, что технологической основой производства становится мелкосерийное диверсифицированное производство.

Одновременно происходит сужение собственно материального производства при стремительном росте «индустрии знаний».

Третьим важнейшим фактором динамичного роста развитых стран стало формирование системы смешанной экономики.

Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономической систем.

Главными целями правительства в этот период выступали обеспечение полной занятости, сокращение неравенства заработной платы и общее повышение благосостояния людей. В плане экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и монетарного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент, когда экономика подает сигналы некоторой «одышки» или перегрева. Кроме того, многие государства использовали систему экономического планирования для координации своей политики в области экономического роста с деятельностью предприятий и профсоюзов.

Таковы наиболее общие закономерности развития мировой экономики в 50-70-е гг., но проявление их в каждой отдельной стране имело свои особенности.

В течение первого послевоенного десятилетия США сохранили и упрочили свои позиции в мировой экономике. За время войны в Корее в американскую промышленность было инвестировано до 30 млрд. долл., то есть больше, чем за всю вторую мировую войну. Это привело к росту объема промышленного производства, расширению занятости и повышению заработков за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ. Однако в 1953-1954 г. страна вступает в полосу очередного экономического спада. Для его преодоления правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС, сокращена учетная ставка для облегчения доступа к кредиту, правительство выбросило на рынок часть валютных резервов, были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Одновременно проводятся необходимые мероприятия в социальной сфере: осуществляется программа дорожного и жилищного строительства.

Вступление США в эпоху НТР ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии. Промышленность, а затем и сельское хозяйство стали функционировать на совершенно новой технической основе. Быстро возрастала наукоемкость производства, а вместе с ней усилилась роль монополий и государства в финансировании научных исследований и опытных конструкторских работ (НИОКР). Во второй половине 50-х гг. возникла новая, более высокая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов, устанавливающих монопольный контроль за совершенно не связанными по производственно-техническому принципу фирмами.

Произошли изменения и в структуре рабочей силы, характеризующиеся сокращением занятости в традиционных отраслях и увеличением численности рабочих в наукоемком производстве, сфере обслуживания и государственном секторе. Однако воздействие НТР на социально-экономическое развитие приводило к созданию новых проблем. К ним относились: *

быстрое, часто неконтролируемое внедрение технологических новшеств, приносящее ущерб окружающей среде; *

рост структурной безработицы; *

разрыв между предложением услуг и платежеспособным спросом населения; *

снижение темпов экономического роста на фоне усиления конкуренции со стороны европейских государств.

Решение этих проблем становилось важнейшей задачей государства и нашло отражение в программе «новых рубежей», предложенной правительством Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. В арсенале его средств были рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики, включая сокращение срока амортизации основного капитала, введение налоговой скидки на капиталовложения, установление косвенного контроля над ценами и заработной платой и т.д. Гибкая в целом политика «новых рубежей» дала положительные результаты. Индекс промышленного производства в 1964 г. на 20 % превысил уровень 1961 г.

С 1963 г. в США начали осуществляться социальные реформы, получившие название программы «великого общества». Ее центральным звеном стала «война с бедностью», направленная на улучшение положения беднейших слоев населения страны. Для реализации большей части программы учреждалось Управление экономических возможностей, в задачи которого входило обеспечение системы профессиональной подготовки и обучения, организация программ для сельской местности и малого бизнеса, помощь органам местного самоуправления и т.д. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 долл. в час. Активизировалась политика регулирования и сельского хозяйства. К концу 60-х гг. общая сумма социальных расходов составила около 40% федерального бюджета.

Экономический кризис конца 60-нач. 70-х гг. вынудил правительство Р. Никсона перейти к новой политике по стимулированию экономики.

Важнейшим фактором глобализации товарных рынков являет ся информационная революция. Стремительные изменения в на уке и технологиях обусловливают радикальные трансформации и глобализацию многих отраслей. Однако наиболее большие пер-спективы перемен связаны с революцией в информационных тех-нологиях. Они возникли с появлением первых персональных компьютеров в 1960-1970-х гг., но полностью проявились лишь через два десятилетия, когда началось повальное увлечение Интернетом. К 2001 г., всего через 10 лет с момента появления «Всемирной паутины», в обществе и бизнесе произошли корен ные изменения: число людей, которые имеют возможность об щаться между собой дома и на работе с помощью электронных средств практически с нулевыми затратами, используя универ сальные, открытые стандарты, достигло более 200 млн чел. 4- 43 Интернет вкупе с появляющимися широкополосными сото-выми сетями предоставляет небывалые возможности для органи-зации связи, самым решительным образом затрагивающие все аспекты бизнеса. Прежде всего изменяется внутренняя цепочка создания ценности — способы организации разработок, производст ва, реализации, доставки и поддержки компаниями товаров и услуг. В прошлом в основе организации лежали принципы иерархии и бюрократии, поскольку информация стоила дорого, ее получе ние было долгим и сложным. Сегодня с появлением штранет- компъютерных сетей, непрерывно и без особых затрат соединяю щих работников глобальных компаний для обмена информацией, потребность в иерархическом распределении функций элимини руется. На смену ей приходят межфункциональные команды и неформальная работа в Сети, что, в свою очередь, способствует развитию более плоских и экономически выгодных организа ционных структур, ускорению реакции и лучшему обслуживанию покупателей. Далее информационная революция изменяет характер отно шений компаний-покупателей и поставщиков. Там, где важны партнерства, информационные технологии могут сделать их гораздо теснее. Экстранет — объединение локальных сетей ком-паний друг с другом — является средством полной интеграции продавца и покупателя, создания виртуального бизнеса. Типич ный пример здесь — это компания Levi, производитель джин совой одежды. Через Интернет она непрерывно получает инфор мацию о том, какие размеры и модели реализуют ее крупнейшие продавцы. Затем происходит электронный заказ на немедленную доставку нужных тканей ее поставщику, компании MHliken, которая, в свою очередь, заказывает волокно на заводах корпо рации Du Pont. Таким образом партнеры избегают лишних затрат в цепочке поставок, минимизируют объемы запасов и имеют оперативную информацию, позволяющую быстро отреагировать на изменения в конечном спросе. 

В то же время в ситуациях, когда основным фактором закупок является цена, а не партнерские отношения, новые способы полу чения информации подрывают отношения поставщиков и потре бителей. Например, многие покупатели комплектующих изделий выставляют свои требования на досках объявлений в Интернете и готовы рассмотреть предложения любых поставщиков. Информа ционная революция позволяет компаниям-потребителям получить дополнительные данные и резко снизить издержки переключения. В целом рыночная власть потребителей в условиях глобализации значительно возросла. Наконец, информационная революция оказывает воздействие на глобализацию маркетинга и маркетинга-микс. Традиционно покупатели выбирают необходимые им товары исходя из качества предлагаемой продукции и информации, которую им предоставляют поставщики. Но и таким формам торговли угрожают системы по иска в Интернете, с помощью которых пользователь в условиях глобальных рынков оказывается перед лицом гораздо более широ кого выбора, чем где-либо. На многих глобальных рынках применение информационных технологий позволяет значительно сократить число звеньев в посреднических цепочках (беспосредничество — отказ от агентов между поставщиками и потребителями). Покупатели обнаружи-вают, что больше не нуждаются в розничных торговцах, посред-никах и брокерах; они могут дешевле и удобнее совершить по-купку напрямую у производителя по телефону или через Интернет. Используя это стратегическое окно, такие компании, как Dell (компьютеры) и Direct Line (страхование), быстро добились лидерства на своих рынках. Когда продавец работает напрямую с конечными потребителями, у него появляется возможность созда-вать базы данных о желаниях и поведении отдельных покупателей. Далее, подстраивая под них свои сообщения и даже продукты, продавец добивается повышения ценности рыночных предложений. Таким образом, информационная революция постепенно изменя ет характер маркетинга, способствует его глобализации, стимулируя движение от массовых коммуникаций и стандартизированных марок к индивидуальному, один на один, маркетингу. Воспользо вавшиеся ее достижениями глобальные фирмы имеют возмож ность получить более высокие прибыли, добиться повышения лояльности и увеличения расходов потребителей на приобретение товаров. 

Происходящие перемены обусловливают превращение марке тинговых активов многих традиционных лидеров рынков в пасси вы. Сети банковских отделений, многие магазины на центральных улицах городов и опытные торговые работники — их будущее ста новится все более неопределенным по мере того, как потребители приобщаются к электронным средствам коммуникаций. Происхо дящие во внешней среде изменения в условиях глобализации и информационной революции отражаются и на деятельности фон довых бирж. Акции пионеров информационного века, таких интернет-компаний, как Yahoo/, Excite и AOL, представляются инвесторам значительно более привлекательными, чем ценные бумаги гигантов индустриальной эпохи General Motors, Boeing, Xerox и 1С I.

Предыдущий:

Следующий: