эконом анализ

Содержание

Введение.6

I. Основы формирования себестоимости7

1.1 Теоретические основы формирования себестоимости продукции. Издержки производства, классификация, способы анализа7

1.2 Управление затратами11

II. Анализ себестоимости производства продукции, работ (услуг) на примере ООО «РеалПро»18

2.1 Общая экономическая характеристика ООО «РеалПро»18

2.2 Анализ общих затрат на производство продукции21

2.3 Анализ прямых материальных и трудовых затрат24

2.4 Анализ косвенных затрат28

Заключение31

Список используемой литературы34

Введение.

Актуальность исследуемой темы выражается в том, что себестоимость в условиях рынка является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений и важнейшим показателем экономической эффективности производства. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Снижение себестоимости является важнейшим фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов. При анализе себестоимости продукции дается общая оценка выполнения плана по снижению себестоимости продукции, вскрываются причины невыполнения принятых заданий по снижению уровня затрат и выявляются имеющиеся резервы организации по дальнейшему снижению уровня затрат за счет повышения технического уровня производства, улучшения самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья и материалов, топлива и энергии, ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов.

I. Основы формирования себестоимости

1.1 Теоретические основы формирования себестоимости продукции. Издержки производства, классификация, способы анализа

Себестоимость продукции, работ или услуг это денежное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт данной продукции, а более точно ее единицы.

Каждое предприятие (фирма) прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить.

Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты на производство продукции — издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при зрелом руководстве. Что же понимается под издержками производства, прибылью и валовым доходом?

В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

В издержки производства и реализации продукции включаются затраты, связанные с:

непосредственным производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;

использованием природного сырья;

подготовкой и освоением производства;

совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств (затраты некапитального характера);

изобретательством и рационализацией, проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов, выплатой авторских вознаграждений и т.п.;

обслуживанием производственного процесса: обеспечением производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами и предметами труда, поддержанием основных производственных фондов в рабочем состоянии, выполнением санитарно-гигиенических требований;

обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности;

управлением производством: содержанием работников аппарата управления предприятия, фирмы и их структурных подразделений, командировками, содержанием и обслуживанием технических средств управления, оплатой консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительскими расходами, в связи с коммерческой деятельностью предприятий, фирм и т.п.;

подготовкой и переподготовкой кадров;

отчислением на государственное и негосударственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в Государственный фонд занятости населения; отчислением по обязательному медицинскому страхованию и др.

Конечно, результат деятельности предприятия, фирмы (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества предприятия, фирмы и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Конечный результат определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах, без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию. Различают понятия валового дохода и валовой прибыли.

Валовой доход — это показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия, фирмы, исчисляемый путем исключения из валовой выручки и результатов внереализационных операций (без налога на добавленную стоимость и акцизов) всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда.

Валовая прибыль — часть валового дохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов. Представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России 13-14%, развитых стран — 20-25%). Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достичь различными способами. Наиболее эффективные из них — механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Немаловажно, что для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажно и повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля качества поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достичь путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией, и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем прохождения счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов.

В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня.

1.2 Управление затратами

Необходимость управления затратами предприятия вытекает непосредственно из той роли, которую они играют в экономике предприятия, а именно из их прямого участия в формировании прибыли предприятия. Именно прибыль, в конечном итоге, выступает основным условием конкурентоспособности предприятия, позволяет предприятию осуществлять расширенное воспроизводство и реализовывать свою социальную функцию. Цель управления затратами — поддержание, максимизация и оптимизация прибыльности предприятия.

Критерием, относительно которого можно было бы оценивать эффективность управления затратами, некоторые специалисты предлагают считать снижение издержкоемкости продукции (основной деятельности) предприятия.

По мнению специалистов, управление затратами на предприятии включает:

знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;

знание закономерностей поведения разных видов затрат;

прогноз того, где, когда и в каких объемах необходимы дополнительные ресурсы;

умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов предприятия;

систематическое выявление и использование резервов снижения затрат и себестоимости в целом;

организацию системы управления производством, ориентированной на постоянный контроль затрат и поиск резервов их эффективного снижения;

сосредоточение на предупреждении затрат, а не на их учет;

вовлечение в систему управления затратами всех видов затрат.

Управление затратами должно включать следующие процедуры: планирование, учет затрат, анализ учетной информации, принятие решений на основе результатов анализа и осуществление необходимых воздействий на затраты с целью их оптимизации

Необходимо также отметить, что управление затратами должно быть текущим, или оперативным, — направленным на выявление и устранение текущих негативных изменений в затратах и их причин — и перспективным — направлено на поиск и использование резервов снижения затрат.

Традиционная система управления затратами.

Необходимость управления затратами очевидна. Основа любого эффективного управления — четкое представление об управляемом объекте. Для этой цели применяется широкая классификация затрат на производство и реализацию продукции. Необходимо сделать некоторые пояснения. Затраты по экономическим элементам классифицируются на материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизацию и прочие затраты.

Прямыми затратами называются затраты, которые непосредственно могут быть отнесены на то или иное изделие, группу изделий. Непрямые (косвенные) затраты, соответственно, — затраты, которые не могут быть соответственно отнесены на то или иное изделие, а нуждаются в распределении.

Классификация затрат на производство продукции:

По экономической роли в процессе производства — основные и накладные;

По составу (однородности) — одноэлементные и комплексные;

По способу включения в себестоимость продукции — прямые и косвенные;

По отношению к объему производства — переменные, условно-переменные и условно-постоянные;

По периодичности возникновения — текущие и единовременные;

По участию в процессе производства — производственные и коммерческие.

Планирование затрат осуществляется по двум направлениям: составляются схемы затрат и калькулируется себестоимость продукции.

В процессе разработки сметы затрат на производстве в отечественной экономической науке и практике широко применяется три метода:

сметный: смета разрабатывается на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия по данным всех других разделов

сводный метод: смета составляется путем суммирования смет производства отдельных подразделений предприятия за исключением внутренних оборотов между ними. Такой метод предполагает предварительную разработку и свод в единую систему общих затрат по подразделениям основного и обслуживающего производства.

калькуляционный метод: смета составляется на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции, работ, услуг с разложением комплексных статей на простые элементы затрат. Этот метод опирается на выполненные расчеты или калькуляции себестоимости всех без исключения видов продукции, работ, услуг, запланированных в производственной программе предприятия, а также остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов.

Необходимо отметить, что сметы затрат разрабатываются как для всего предприятия в целом, так и для отдельных подразделений предприятия и служат одним из инструментов контроля за затратами. На основе смет затрат определяется производственная и полная себестоимости всей производимой на предприятии продукции (валовой, товарной, реализованной).

Другим направлением планирования затрат на отечественных предприятиях выступает калькулирование себестоимости единицы продукции, группы изделий. С точки зрения планирования затрат различают плановую и нормативную калькуляции себестоимости. Нормативная себестоимость представляет собой затраты на производство продукции, рассчитанные в соответствии с прогрессивными нормами и нормативами расходования ресурсов предприятия (на предприятиях она, к сожалению, рассчитывается крайне редко). Плановая себестоимость калькулируется на основе принятых за план объемов затрат и в идеале должна отражать предельно допустимые затраты на производство и реализацию продукции.

Калькулирование производится по статьям калькуляции. Важным моментом является то, что на отечественных предприятиях до настоящего времени калькулируется полная себестоимость единицы продукции. Это значит, что все косвенные затраты подлежат обязательному распределению между отдельными видами продукции (при многономенклатурном производстве).

В финансовом учете применяются две стандартные группировки по их видам: по элементам затрат и по статьям калькуляции. Первая группировка в большей степени соответствует нуждам внешних пользователей (о чем свидетельствует необходимость обязательного их отражения в форме бухгалтерского учета № 2 Отчет о финансовых результатах и их использовании», в разделе III). Но с помощью данных, полученных в результате такой группировки, определяют финансовые результаты, рассчитывают некоторые экономические показатели (например, трудоемкость и прочие емкости), характеризующие производство в целом.

Другая группировка (по статьям калькуляции) позволяет несколько детализировать содержание элементов затрат, хотя и большая часть статей калькуляции являются комплексными. Группировка затрат по статьям калькуляции раскрывает большие возможности для анализа затрат, создает условия для определения полной себестоимости единицы продукции и установления цен.

Учет ведется также и в разрезе видов продукции и мест возникновения затрат: цехов, участков, служб и других структурных подразделений предприятия. Затраты в течение месяца учитываются на соответствующих схемах. После необходимых перегруппировок и распределения общехозяйственных расходов определяется себестоимость произведенной продукции.

На основании учета, плановых смет и плановых нормативных калькуляций, как правило, ежемесячно проводится анализ затрат на производство.

Традиционно основными направлениями анализа затрат на производство и реализацию являются три следующие:

анализ затрат на производство по экономическим элементам;

анализ затрат на одну денежную единицу;

анализ себестоимости отдельных изделий.

Анализ себестоимости по экономическим элементам проводится по трем направлениям:

определяются абсолютные отклонения фактических значений каждого элемента сметы от плановых (или базисных);

определяется удельный вес каждого элемента затрат в общей сумме затрат (т.е. устанавливается структура затрат);

определяется отклонение фактического значения доли того или иного элемента в общей сумме затрат от планового (если надо — от базисного).

Поиск — постоянный и систематический — путей снижения как общего уровня затрат, так и отдельных их видов является одним из важнейших элементов управления затратами. Контроль затрат и их эффективное (т.е. без негативных последствий) снижение — вот конечная цель любой системы управления текущими затратами.

Стратегический аспект повышения эффективности управления текущими затратами на предприятии.

Важным, определяющим моментом для построения системы управления затратами является определение стратегии предприятия. Важность стратегии и стратегического планирования для успешного функционирования и конкурирования предприятия сегодня очевидна для большинства специалистов. Однако многие предприятия рассматривают стратегию как нечто оторванное от практики управления, и управления затратами в частности. Особенно это касается, так называемых базовых конкурентных стратегий, которые определяют способ поведения предприятий во внешней среде. Важность этих стратегий заключается в том, что они являются не только основой стратегического управления затратами, но и обуславливают выбор необходимой системы для эффективного текущего управления затратами. При этом большая опасность сокрыта в стремлении предприятия использовать несколько базовых конкурентных стратегий.

Базовые конкурентные стратегии:

Стратегия дифференциации. Целью стратегии является придание товару (продукту) отличительных свойств, которые важны для покупателя и отличают данный товар от предложений конкурентов. Несмотря на то, что наличие отличительных качеств требует, как правило, более высоких издержек, успешная дифференциация позволяет компании добиться большей рентабельности за счет того, что рынок готов принять более высокую цену.

Стратегия лидерства по издержкам. В центре внимания стратегии — низкие издержки по сравнению с конкурентами. Преимущество в отношении издержек создает относительно эффективную защиту против всех пяти конкурентных сил (подробнее об этих силах смотрите в учебниках по стратегическому управлению).

Стратегия фокусирования. Специализация на нуждах одного сегмента или конкретной группы потребителей без стремления охватить весь рынок. Ее цель — удовлетворить потребности выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Такая стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по издержкам, но только в рамках целевого сегмента. В результате стратегия фокусирования разбивается на следующие две стратегии:

фокусированная дифференциация

фокусирование лидерство по издержкам.

II. Анализ себестоимости производства продукции, работ (услуг) на примере ООО «РеалПро»

2.1 Общая экономическая характеристика ООО «РеалПро»

Общество с ограниченной ответственностью «РеалПро» учреждено и действует в соответствии с Федеральным законом РФ от 18 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество является юридическим лицом и действует на основании своего учредительного договора и Устава.

Малое предприятие ООО «РеалПро» является коммерческой организацией, в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли при осуществлении не запрещенных действующим законодательством видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству и интересам участников Общества. Организационно-правовая форма предприятия — общество с ограниченной ответственностью, права и обязанности которого определены в Федеральном Законе Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ООО «РеалПро» основано в июнь 2007г. Основным видом деятельности является оказание услуг на рынке строительства, а так же эксплуатация объектов коммерческой недвижимости и сдача их в аренду. Юридический адрес предприятия: Волгоградская обл. г. Волгоград,

ул. Арсеньева, 40.

Уставные взносы были внесены Учредителями на общую сумму 10000 рублей.

Для начала деятельности был арендован офис, решены проблемы со связью, мебелью, оргтехникой и организацией рабочих мест. Затем был произведен набор и обучение персонала.

Параллельно проводился поиск заказов. Финансирование предприятия велось из заемного капитала, по мере необходимости. С июня 2007 г. по октябрь 2008 г. предприятие вело деятельность по покупке небольших объектов недвижимости, их реконструкции и продаже. В октябре 2008г. был получен первый большой заказ — по реконструкции здания оптово-розничной базы и открытия Мебельного Торгового Центра в г. Волгограде. Прибыль с заказа позволила покрыть большую часть расходов на содержание предприятия. Расчеты стоимости работ были сделаны исходя из процента наценки на стоимость материалов. Расчет полной себестоимости был произведен простым методом при окончании заказа. Цена для заказчика была определена после переговоров и находилась в среднем ценовом диапазоне, относительно предложений конкурентов.

По окончанию реконструкции ООО «РеалПро» принял объект в эксплуатацию, и сдал коммерческие площади в аренду.

Прибыль от этих работ не позволила возвратить заемные средства, но позволила снизить их рост (с августа 2009г. остановить), а так же позволила выйти на точку безубыточности. За этот период был сформирован и прошел обучение коллектив предприятия. Была сформирована клиентская база и отработаны механизмы сотрудничества с предприятиями-партнерами. Была проведена рекламная кампания в СМИ. В результате деятельности были выработаны финансовые механизмы конкурентоспособного ценообразования, скидок, работы с поставщиками оборудования. Выявились недостатки в работе предприятия, в частности отсутствие специалиста сметного отдела, и были приняты меры к устранению этих недостатков.

В конце 2010г. в связи с расширением ООО «РеалПро» было проведено реформирование предприятия, в виде изменения состава учредителей. В состав учредителей было введено 2 физических лица. Долевой состав распределился как 60%, 20%, 10% и 10% уставного капитала.

В связи с нерегулярностью заказов и отсутствием опыта единой системы ценообразования и расчета себестоимости не было. В большинстве заказов калькуляция себестоимости происходила простым методом, а ценообразование велось исходя из процента от стоимости материалов, услуг по эксплуатации, среднерыночных цен и переговоров с заказчиком. С августа 2009г. валовая прибыль от реализации проектов позволила покрыть постоянные и переменные расходы предприятия. Наработанные каналы поставок, привели к значительным скидкам. была выработана следующая политика ценообразования и расчета себестоимости при строительстве или реконструкции объектов (2.1.):

НСС=Обор. опт+ (НР+ФОТ) *СВЗ*КНР+ТР, (2.1.)

Где НСС — начальная себестоимость,

Об. опт — оборудование по оптовой цене,

НР+ФОТ — среднемесячная сумма накладных расходов и ФОТ,



СВЗ — планируемый срок выполнения заказа,

КНР — коэффициент, определяемый индивидуально от заказа, замещающий транспортные расходы, резервный фонд, непредвиденные расходы и прочие непрогнозируемые затраты, равный 1,4-1,7, как правило 1,6.

ТР — транзакционные расходы — оплата куратору от заказчика, как правило 7-12% от общей суммы заказа.

Цена для заказчика складывалась следующим образом (2.2.):

Цена= (Обор. розн-Обор. опт) +НСС, (2.2.)

Где, Обор. розн — розничные цены на оборудование.

Прибыль складывалась из скидок поставщиков на оборудование (5-30%) и уменьшения накладных и непредвиденных расходов. При неудачном формировании рыночных условий, прибыль по заказу сводилась к нолю — то есть цена для заказчика являлась фактической себестоимостью услуги. При удачных рыночных условиях, прибыль составляла 30-50% от цены заказа.

В дальнейшем, формирование себестоимости работ производилось с делением на стандартные виды работ (демонтаж и возведение конструкций, отделочные работы, установка электроустановочных изделий и т.д.) имеющих средневзвешенную рыночную стоимость, и виды работ, стоимость которых определялась трудозатратами, и оформлялась как процент от стоимости оборудования (строительство павильона при помощи металлоконструкций), в среднем — 50% от стоимости стройматериалов. Отдельно выделялись транспортные расходы — 5% от общей стоимости, складские и заготовительские расходы — 5-10%, расходные материалы — 7% от стоимости стройматериалов и т.д. Этим компенсировалась стоимость разработки проекта, т.к. данный вид деятельности лицензией не предусматривался. Основным налогом, формирующим значительную часть себестоимости, был НДС, т.к. предоплата, с которой происходила уплата налога, как правило, составляла 50-60% от договорной цены, что покрывало расход на стройматериалы (покупаемые в первую очередь) практически полностью, но не оставляла резерва на непредвиденные расходы. Это часто приводило к использованию заемных средств, росту себестоимости, и уменьшению прибыли. Как и было сказано ранее, себестоимость считалась по факту, в конце работы. В связи с тем, что большинство проектов от начала до завершения рассчитывались на период от 3 месяцев до 1 года, и в договорах оговаривалась предоплата не менее 50%, было возможно опустить в расчетах затрат ряд факторов, таких как инфляция, обслуживание процентов по кредитам и пр. Первичное бизнес-планирование фирмы и определено, что 75% прибыли от реализации проектов будет использовано на развитие производства, закупку оборудования и инструментов, оставшиеся 25% — на погашение кредита. То есть в себестоимость проекта были включены расходы на погашение кредита. Все эти меры преследовали следующие цели — сократить сроки реализации проектов и снизить себестоимость.

2.2 Анализ общих затрат на производство продукции

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции работы и услуг имеет важное значение. Он позволяет выяснить тенденции данного показателя, выявления плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Общая сумма затрат.

Общая сумма затрат может измениться из-за объема выпуска продукции, выполнения работ, услуг в целом по предприятию, ее структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (Общая сумма затрат — Зобщ)

Зобщ = У (VВПобщ Ч УДi Ч Вi) + А (2.3.)

VВПобщ — выпуск продукции в целом по предприятию

Вi — уровень переменных затрат на единицу продукции

УДi — структура суммы затрат

А — сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции

Таблица 2.1.

Затраты на производство продукции,работ,услуг.

Элементы затрат

Сумма, млн.руб.

Структура затрат,%

 

 

 

 

 

 

план

факт

отклонение,+/-

план

факт

отклонение,+/-

1

Материальные затраты

5699,2

3928,36

-1770,84

17,72

13,91

-3,81

2

Заработная плата

13797

13493,92

-303,08

42,89

47,79

4,9

3

Начисления от ФОТ

4911,72

4832,42

-79,3

15,27

17,11

1,84

4

Амортизация

3800,14

3666,41

-133,73

11,18

12,99

1,18

5

Прочие расходы

3958,6

2313,91

-1644,69

12,31

8,2

-4,11

Полная себестоимость

 

32166,66

28235,02

-3931,64

100

100

_____



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: