эконом 6

Несовершенная конкуренция. Рыночная власть.

1 вопрос: сущность конкуренции и ее функции.

2 вопрос: признаки совершенной конкуренции.

3 вопрос: разновидности и виды несовершеннной конкуренции.

4 вопрос: антимонопольная деятельность государства

Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения макс прибыли.

Функции конкуренции:

Эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества.

Стимулирование эффективности производства

Распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства.

Установление равновесной рыночной цены.

Различают 2 типа конкурентного поведения.

Добросовестная конкуренция- это конкуренция которая ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства.

Недобросовестная (нечестная) конкуренция- это укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы. (продажа по цене ниже себестоимости, установление дискриминационных цен, ложная информация и реклама, недобросовестное копирование товаров конкурентов, незаконное использование товарного знака, нарушение качества, стандартов и условий поставок товара.

В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают 2 типа рынка.

Рынок совершенной конкуренции

Рынок несовершенной конкуренции.

Совершенная кон.- монополистическая кон.- олигополия- монополия

———————— усиление рыночной власти

Монополист кон., олигополия,монополия- несов. Кон.

Совершенная конкуренция.

Для рыночной структуры этого типа характерно:

Наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей

незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца , что не позволяет ему влиять на рыночную цену.

Продажа всеми продавцами однородной стандартной унифицрованной продукции.

Одинаковая информация о положении дел на рынке как для продавцов так и для покупателей.

Мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

Виды несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция –это тип рыночной структуры ,где функционирующие фирмы обладают монопольной (рыночной) властью, то есть возможностью увеличивая или сокращая объемы продаж воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли.

К моделям рынка несов. Кон. Относят монополию, олигополию, монополист. Кон.

Монополия –это рыночная структура, при которой товар не имеющий близких заменителей продает один продавец , то есть один продавец противостоит множеству покупателей. Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего обьема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. Предпосылками возникновения монополии являются:производство уникальной продукции, наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба. Исключительное право доступа к каким либо природным ресурсам и наличие гос патентов и лицензий предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак.

Типы монополий.

Искусственная монополия, возникает в результате спец организованных мер



Естесственная монополия- это состояние рынка, при кот. удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств, эффективнее в условиях отсутствия конкуренции.

Временная монополия порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое либо научно-техническое достижение.

Гос монополия, базирующаяся на исключительном праве государства , например регулирование предложения и денег ,покупка вооруженияи тд

Случайная монополия- результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением .позволяющий продавцу повышать цены.

Олигополия.

Рыночная структура , в которой доминируют несколько крупных фирм, то есть несколько продавцом противостоят множеству покупателей. 3- 10 фирм.

По типу продукции различают олигополию производящую однородный продукт и олигополию , производящую дифференцированную продукцию. Входжение в отрасль для фирм аутсайдеров затруднено за счет эффекта масштаба ,владение патентами и лицензиями контроля над источниками сырья. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм, то есть любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

Монополистическая конкуренция.

Это рыночная структура при которой множество фирм, выпускающий однотипный но дифференцированный продукт конкурируют между собой. При этом каждый продавец ведет себя как монополист , самостоятельно устанавливая цену. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения , а первоначальный капитал относительно невелик.

Характерная черта

Монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Совершенная конкуренция

Число фирм

1

3-10

много

Неограничен

Тип продукта

Уникальный, близких заменителей нет

Стандартизированный или дифференцированный

дифференцированный

Однородный

Контроль над ценами

полный

Ограниченный взаимозависимостью

Незначительный

нет

Условия вступления в отрасль

Вступление блокировано

Существенные препятствия

Сравнительно легкие

Отсутствует

Типичные отрасли

Местные предприятия коммунального хоз-ва

Металлургия,автомобили, станкостроние, электроника

Пищ., легкая промышленность, розничная торговля

Сельское хозяйство

Антимонопольная деятельность государства

Поощрение создания товаров- заменителей, поддержка новых фирм среднего и малого бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров , государственное финансирование НИОКР, административные меры, направленные на демонополизацию рынка, запрещение тайных сговоров ,направленное на поддержание монопольных цен, запрет на слияние, которые ведут к установлению контроля над предложением, принудительная демонополизация, установление предельных цен или предельного роста цен или предельного уровня рентабельности.




Предыдущий:

Следующий: