бух экзамен


Основное содержание ФД о бухчете

Права, обязанности и ответственность главуха

Основные права и обязанности главного бухгалтера определены ст.7 Закона «О бухгалтерском учете».  Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем предприятия.  Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.  Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны применяться к исполнению.На должность главного бухгалтера обычно принимается лицо с высшим экономическим образованием, желательно, чтобы это лицо прошло аттестацию на звание профессионального бухгалтера.  Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки бухгалтерского учета и отчетности.  На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь) права и обязанности главного бухгалтера переходят к его заместителю, а при отсутствии последнего — к другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по организации.  Обязанности главного бухгалтера. Главный бухгалтер обязан обеспечить:  1. Широкое использование современных средств механизации и автоматизации учетных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета.  2. Полный учет поступающих денежных средств, ТМЦ и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением.  3. Достоверный учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения строительно-монтажных и других работ, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ, услуг.  4. точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации в соответствии с установленными правилами.  5. Правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное и социальное страхование; погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление средств в фонды и резервы.  6. Участие в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и ТМЦ и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридических служб — непосредственное осуществление этих функций.  7. Проверку организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных единицах, производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.  8. Составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам.  9. Осуществление экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводственных расходов.  10. Активное участие работников бухгалтерского учета в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление хозяйственного расчета.  11. Своевременное проведение совместно с другими подразделениями и службами в производственных единицах, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, и подготовку предложений по улучшению их работы.  12. Сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в архив и т. д.  Главный бухгалтер обязан активно участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.Документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и ТМЦ, а также кредитные и расчетные обязательства подписываются руководителем организации и главным бухгалтером  Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению материально-ответственными лицами и работниками бухгалтерии данной организации.  Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей.  Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников с тем, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение.  требования главного бухгалтера в части порядка оформления операций и представления необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений и служб организации.  За невыполнение или нарушение указаний главного бухгалтера виновные могут лишаться по распоряжению руководителя организации премий полностью или частично, а в необходимых случаях привлекаться к ответственности в установленном законом порядке.  За несвоевременное, недоброкачественное оформление и составление документов, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы. Списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписи, согласовываются с главным бухгалтером.  Назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и других) производятся по согласованию с главным бухгалтером.  Договоры и соглашения, заключаемые организацией на получение или отпуск товарно- материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказы и распоряжения об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате и о премировании предварительно рассматриваются и визируются главным бухгалтером.  Главный бухгалтер имеет право требовать от руководителей бригад, участков, цехов, отделов и подразделений и служб принятия мер к повышению эффективности использования средств, к усилению сохранности собственности, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля. В частности:  1. Пересмотра завышенных и устаревших норм расхода сырья, материалов, затрат труда и др.  2. Улучшения складского и весоизмерительного хозяйства, надлежащей организации приемки и хранения сырья, материалов и других ценностей, повышения обоснованности их отпуска для нужд производства и управления и др.  Ответственность главного бухгалтера. Главный бухгалтер несет ответственность:  1. За оформление и обработку документов.  2. За своевременное составление и представление отчетности.  3. За соблюдение кассовой и расчетной дисциплины.  4. За обоснованность и законность списания дебиторской задолженности и других средств организации.  5. За правильное и своевременное проведение инвентаризации ТМЦ и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета.  6. За своевременное представление материалов для предъявления иска по недостачам, растратам и хищениям.  7. За правильное и своевременное начисление и выдачу заработной платы, премий и других вознаграждений работникам.  8. За правильное составление бухгалтерских справок на закрытие счетов бухгалтерского учета и отражение их в учетных регистрах.  9. За достоверность данных в бухгалтерской отчетности.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета

Бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций можно вести только в национальной валюте РФ, то есть в рублях;

Имущество других юридических лиц, находящееся у определенной организации, учитывается обособлено от имущества, являющегося собственностью организации;

С момента регистрации организации в качестве юридического лица должен быть организован бухгалтерский учет. Вестись он должен непрерывно с начала существования организации до ее реорганизации или ликвидации в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации;

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций должен осуществляться по принципу двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

Своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учёта подлежат все хозяйственные операции, а также и результаты инвентаризации, причем без пропусков или изъятий;

Текущие затраты на производство продукции и текущие затраты в капитальные вложения должны учитываться раздельно.

Любые хозяйственные операции, проводимые организацией, должны быть оформлены соответствующими документами, которые являются первичными учетными документами. На их основании ведетсябухгалтерский учет.

Существуют альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, содержащие формы, по которым должны быть составлены первичные учетные документы. Однако в этих альбомах не предусмотрены все возможные документы. В таком случае важно, чтобы документ содержал в себе следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

дату составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

наименование должностей лиц, ответственных за содержание хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен на момент совершения операции. Если же это невозможно — непосредственно после ее окончания. Сводные учетные документы составляются на основе первичных учетных документов для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учёта, которые ведутся в специальных книгах (журналах), на листах и карточках, на электронных носителях. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Важно обеспечить защиту регистров от несанкционированных исправлений.

Помимо этого содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней отчетности является коммерческой тайной, поэтому лица, получившие доступ к такой информации, обязаны ее соблюдать. За разглашение коммерческой тайны законодательством РФ предусмотрена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая или даже уголовная ответственность.

Для того, чтобы закрепить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации в обязательном порядке должны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и пассивов организации. Руководитель определяет когда и как будет проводиться инвентаризация, кроме тех случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

при реорганизации или ликвидации организации;



в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учёта отражаются на счетах бухгалтерского учета

Учетная политика организации

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» — нормативное правовое положение по бухгалтерскому учету, утвержденное приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г. № 100, вступило в действие в 1995 г. и стало одним из главных в области нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. В декабре 1998 г. издана вторая редакция (введена в действие с 1 января 1999 г.) Положение содержит следующие разделы:

1. Общие положения;

2. Формирование учетной политики;

3. Раскрытие учетной политики;

4. Изменение учетной политики.

В разделе «Общие положения» дано определение учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Раздел «Формирование учетной политики» раскрывает порядок формирования и утверждения ведения бухгалтерского учета; формирование возложено на главного бухгалтера, а утверждение — на руководителя организации

В учетной политике активно используются понятия допущения и требования, которые рассматриваются как отправные точки ведения бухгалтерского учета организации.

Под требованиями понимаются условия деятельности организации, которые обеспечивают реализацию учетной политики. К требованиям относятся:

·         полнота отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;

·         своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;

·         осмотрительность, т.е. большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, предотвращающая создание скрытых резервов (принцип осмотрительности);

·         приоритет содержания перед формой — отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;

·         непротиворечивость — тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

·         рациональность — рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности.

Допущения есть условия деятельности организации, которые должны обязательно ей выполняться в течение всего периода формирования учетной политики.

Допущения, из которых должна исходить организация при формировании учетной политики, предусматривают:

·         допущение имущественной обособленности — активы и обязательства организации существуют отдельно от ее собственников и других организаций (принцип автономности);

·         допущение непрерывности деятельности — организация продолжит свою деятельность в обозримом будущем, у нее нет намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в срок (принцип действующей организации);

·         допущение последовательности применения учетной политики — выбранная организацией учетная политика осуществляется ей последовательно от одного отчетного года к другому (принцип периодичности);

·         допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предполагает, что факты хозяйственной деятельности отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (принцип начислений).

Раздел «Раскрытие учетной политики» позволяет выяснить, какое место в учетной политике занимают методологические и организационно-технические проблемы.

Раздел «Изменение учетной политики» предусматривает, что учетная политика организации принимается на ряд лет и не может ежегодно меняться. Изменения учетной политики допускаются лишь в случаях:

·         изменения законодательства РФ или нормативных документов, влияющих на постановку бухгалтерского учета;

·         разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит более достоверно отражать факты хозяйственной деятельности или уменьшить трудоемкость учетного процесса;

·         существенного изменения условий деятельности организации (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п.).

Бухгалтерская отчетность организаций, ее состав и основное содержание

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Состав бухгалтерской отчетности

Организация должна составлять промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточной является месячная и квартальная бухгалтерская отчетность, составляемая нарастающим итогом с начала отчетного года. По действующим нормативным документам годовая бухгалтерская отчетность установлена в следующем составе:

1.                 бухгалтерский баланс (форма №  1);

2.                 отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, куда входят:

3.                 отчет об изменениях капитала (форма № 3); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

4.                 пояснительная записка — текстовая часть бухгалтерского отчета;

5.                 аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с требованиями законодательства подлежит обязательному аудиту, а также в том случае, когда организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности.

В составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации, исходя из запросов пользователей, кроме бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках могут быть представлены иные отчетные показатели (отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительная записка.

Все составляющие бухгалтерской отчетности находятся во взаимной связи и образуют единое целое, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений предпринимательской деятельности организации. Например, информацию, представленную в балансе, дополняют сведения, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках, и наоборот.

Под бухгалтерским балансом понимают способ экономической группировки состава и размещения средств хозяйствующих субъектов, а также источников

их формирования в виде заемного и собственного капитала на отчетную дату.

    Второй важнейшей составляющей бухгалтерской отчетности является отчет о прибылях и убытках, который в соответствии с основной задачей бухгалтерского учета должен дать «полную и достоверную информацию о деятельности организации». Финансовый результат в отчете о прибылях и убытках определяется как разница между доходами и расходами отчетного периода нарастающим итогом с начала года до отчетной даты, для чего используется счет Прибылей и убытков. 

Отчет об изменениях капитала (форма № 3) имеет целью представление информации об источниках формирования собственного капитала организации за отчетный период и причинах его изменения. Постатейный анализ формы № 3 позволяет охарактеризовать способность организации к самофинансированию и наращению капитала. В зависимости от причин изменения размера капитала по статьям отчета может быть оценен вклад собственного капитала в формирование активов.

Отчет о движении денежных средств (форма № 4) должен раскрывать информацию о денежных потоках организации, характеризующую источники поступления денежных средств и направления их расходования. Информация о потоках денежных средств от текущей деятельности. Организация может представлять информацию о потоках денежных средств от текущей деятельности, используя прямой и косвенный методы. В приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) в первых трех разделах приводится расшифровка состава нематериальных активов, основных средств и доходных вложений в материальные ценности, принадлежащих организации. В этих разделах отдельно отражаются данные о начисленной сумме амортизации по нематериальным активам, основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности. Пояснительная записка: В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» впервые в России на законодательном уровне установлены основные требования к составлению пояснительной записки, которая является составной частью бухгалтерской отчетности организации. В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности, т. е. существенную информацию, полезную для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации.

Экономичесий анализ в системе эк.наук:

Экономический анализ – специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний.

1. Практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, – требования, определяющие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.

2. Развитие науки в целом и отдельных ее отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. Отдельные формы экономического анализа были присущи учетным наукам – бухгалтерскому учету, статистике. По мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний.

Сформировавшись в самостоятельную науку, экономический анализ комплексно, системно использует данные, способы, приемы исследования статистики, планирования, бухгалтерского учета, математики и прочих наук.

Наиболее тесные связи существуют между бухгалтерским учетом и экономическим анализом. Бухгалтерский учет – основной «поставщик» информации для экономического анализа. Теснота связи экономического анализа и статистики выражается, во-первых, в том, что статистический учет и отчетность служат для анализа информационной базой, во-вторых, в том, что статистическая наука, разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет способы и приемы экономического анализа.

Принятие управленческих решений требует разработки возможных курсов действий и их обоснования путем проведения экономического анализа различных управленческих вариантов. Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением невозможны без анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды; анализа состояния рынка; анализа потребителей и покупателей; анализа конкурентной обстановки; анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой политики; анализа конечных финансовых результатов. Поэтому экономический анализ – одно из слагаемых научно обоснованного планирования, регулирования и управления.

Классификация видов экнализа

Экономический анализ – специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний.

Основными признаками наиболее рациональной классификации видов экономического анализа (хозяйственной деятельности) являются: виды систем управления хозяйственной деятельностью или общественным производством, в которых анализ играет роль одной из ведущих управленческих функций; объекты управления, служащие и объектами анализа как функции управления; взаимосвязанные объекты управления хозяйственной деятельностью; уровни и масштабы управления хозяйственной деятельностью.

В соответствии с первым признаком, в содержании которого преобладают циклы управления или отрезки времени совершения хозяйственных процессов, различают анализ:

– оперативный (в оперативной или краткосрочной системе управления);

– текущий (в текущей или среднесрочной системе управления);

– перспективный (в перспективной или долгосрочной системе управления).

По объектам управления, выражающим содержание или характер управляемых процессов, анализ делится на: функциональный (анализ функций потребительных стоимостей или функций продуктов конкретного труда); технический (инженерный) анализ натурально-вещественных процессов деятельности по созданию потребительных стоимостей с определенными функциями; экономический (анализ экономических процессов или абстрактного труда); социальный (анализ социальных процессов); экологический (анализ экологических процессов).

По взаимосвязанным объектам управления хозяйственной деятельностью анализ делится на следующие виды:

функционально-экономический (или функционально-стоимостный); технико-экономический; социально-экономический; экономико-экологический.

По уровню и масштабам управления анализ делится на:

внутрихозяйственный (работы обьединения, предприятия, цехов, участков и бригад);

отраслевой (анализ работы отрасли в целом); межотраслевой (анализ работы предприятий и объединений разных отраслей, находящихся на территории данного района. Он иногда называется региональным или территориальным);

Характеристика видов анализа по периодичности проведения

В общей схеме классификации видов экономического анализа в первую очередь выделяются макро- и микроэкономический анализ. Макроанализ проводится в масштабах народного хозяйства, территории (региона), а микро — на уровне звеньев народного хозяйства — предприятий, объединений. Его разновидностью является отраслевой территориальный анализ, который охватывант большой объем информации и проводится, как правило, с использованием ЭВМ.

В зависимости от охватываемого периода экономический анализ делится на:

· оперативный;

· текущий (ретроспективный);

· прогнозный (перспективный).

Оперативный анализ проводится в ходе процесса производства: в течение смены, дня, пятидневки и т.д., но до окончания отчетного периода — месяца. Он проводится на основе оперативных сводок, телефонограмм и не является точным, в этом заключается его недостаток. Достоинством его является то, что своевременно (оперативно) принятые меры позволяют вмешаться в ход производства и исправить недостатки.

Текущий (ретроспективный) анализ проводится после окончания отчетного периода, что не дает возможности исправить положение. Но этот вид анализа дает возможность провести полный и точный анализ по достоверной информации, представленной в бухгалтерском учете, дать достаточно объективную оценку деятельности предприятия, выявить неиспользованные резервы, измерить их и предложить меры для принятия управленческих решений.

Перспективный (прогнозный) анализ основывается на большой выборке данных за прошлый период, ее обобщении и оценке, распространении сложившейся закономерности на будущее.

Характеристика видов анализа по субъектам и объектам

По субъектам (пользователям анализа различают:Внутренний анализ проводится непосредственно на хозяйствующем субъекте для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;



Внешний анализ проводится на основании финансовой (бухгалтерской) и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, контрагентами предприятия, инвесторами, акционерами, финансовыми органами.

По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на:Сплошной анализ заключающийся в исследовании всех без исключения объектов;

Выборочный анализ заключающийся в исследовании только части объектов, что ускоряет аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа. 

Характеристика методов скорректированных показателей

При изучении показателей деятельности организации часто возникает

необходимость привести показатели в сопоставимый вид. В условиях инфляции и

систематического колебания цен особенно остро встает вопрос о выражении

выручки в сопоставимых ценах. Для расчета выручки в сопоставимых ценах

фактическая выручка делится на индекс изменения цен

Вс = Вф / ip = pб ( qф

Расчет выручки в сопоставимых ценах позволяет рассчитать какое изменение

выручки произошло в результате изменения цен и какое изменение выручки

обеспечено изменением количества проданных товаров (товарной массы):

Вб = pб ( qб

Вф = pф ( qф

Вс = Вф / ip = pб ( qф

Общее изменение выручки, т.е. влияние цен и количества на выручку

рассчитывается как разница между выручкой отчетного периода в действующих



ценах и выручкой базисного периода

Вф – Вб = (В

Влияние изменения цены на товар, на выручку рассчитывается как разница

между выручкой отчетного периода в действующих ценах и выручкой в

сопоставимых ценах:

((p = Вф – Вс = pф ( qф – pб ( qф

Влияние изменения количества (товарной массы) рассчитывается как разница

между выручкой в сопоставимых ценах и выручкой в базисном периоде

((q = Вс – Вб = pб ( qф – pб ( qб




Предыдущий:

Следующий: