бизнес планирование лекция

Солдатов Андрей Николаевич И 423

скачать бизнесс план потолще

Методические основы разработки бизнесс плана

в самом общем случае это модель желаемого будущего или сисма мер направленная на достижение поставленных целей и задач.

Один из распространенных видов плана — бизнесс план.

Бизнесс план представляет собой:

1) раб. инструмент для оргции работ предпринимателя

2) программу осуществления какого-л. проекта

3) документ которым разработана и изложена программа деятельности предприятия

4) рез-т исследования и обоснования какого-л направления деятельности предприя.

Любой бплан должен давать ответы д/ участников реализации проекта по 5 направлениям

1) что делать? — предмет реализации конкретного проекта

2) современное состояние предприятия или конкретной ситуации

3) направление развития и желаемое состояние в будущем

4) способы достижения цели

5)оценка затрат ресурсов и финансовых результатов.

При разработке бпланов необходимо соблюдать основные принципы планирования:

1) необходимость и целесообразность — планирование является рациональным поведением людей и оргции

2) непрерывность. — процесс планрования должен осуществляться постоянно.

3) эластичность и гибкость — возможность приспособления намеченных планов к меняющимся условиям

4) системность (единство и полнота) — полный охватмвсех необходимых факторов влияющих на планирование и учете взаимосвязей между участниками и их задачами

5) точность и детализация — учет всех необходимых действий для реализации проекта. Различают укрупненный план и детализированный.

6) экономичность. Расходы на планрование должны соизменряться с получаемыми от этого выгодами.

7) оптимальность — на всех этапах планирования должны выбираться наиболее эффективные решения.

8) взаимосвязь уровней правления командой проекта. — достигается с помощью детализации плана сверху вниз. Либо укрупнения планов снизу вверх9) участие исполнителей — повышает их ответственност и нацеленность на достижение результата10) сочетание координации и интеграции — предусмотрение возможности координирования действий участников проекта и объединение их усилий для получния общего результата.11) ранжирование объектов планирования — приоритет для реализации проектов отдается наиболее выгодным вариантам.12) вариативность — разработка нескольких альтернативных планов. (оптимистический, пессимистический, реалистичный)13) социальнная ориентация — проекты должны реализовываться в опр. обществе с его уровнем соц.развития и потребностей14) стабильность — устанавливается правила, период времени в течении которого планы не подлежат пересмотру.15) адэкватность — соответствие плановых пок-лей реальноц ситуации.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБОСНОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНОГО

ПРОЕКТА

1)обоснование идей проекта и сбор сведений.

1.1оценка соответствия идей проекта существующей соц-эк. обстановке в стране

- изучение возможных инвесторов и их мотивации.

- формирование целей проекта, стратиги его реализации.

— изучение географии сбыта

- возможность сегментов рынка

— тип проекта (ориентация на рынок сбыта или на рынок ресурсов)

- экономическая политика поддержки проекта.

— продукт реализации проекта ( товары, работы, услуги)

— национальные, отраслевые и АААА факторы, влияющие на проект

— формирование итоговых сведений о проекте

2) анализ рынка и стратегия маркетинга

- общеэкономич. анализ рынка

- общеэк покли спроса на продукт проекта

— законодательство и гос политика влияющая на продукт проетка

- существующий уровень национального и решионального производства проектируемой продукции

- существующий уровень импорта

— данные о поведении, привычках и реакции потребителей

- результаты исследования рынка

- возможности выхода на рынке других стран, угроза импорта и экспорта замещения

- цели и задаци в области сбыта

- издержки и доходы маркетинга

3) сырье, материалы, потребности и стратегия поставок

— мин ресурсы, информация про запасы и их свойствах- с\х матлы, качество, методы сбора, перевозки

- морские продукты, оценка запасов, издержек производства, экологич и гос ограничения- обработан промш матлы. степень отбработки.

- возможность заменяемости

- целесообразность изготовления, вспомогательные материалы- общая потребность в материалах и комплектующих, источники снаюжения, поставщики

- транспортировка матлов и возмножные транспортные издержки- оценк альтернтивных вариантов поставляемых вариантов и влияние такого АААА на степень доступности

- цель поставок сырья АААА либо минимизация издержек, либо ААААА- разработать программу поставок, расчет общих издержек связанных с поставками

4) analiz mestopol

- разработка ААААА с учетом экологической обстановки географических условий, инфроструктуры районной организации проекта, действющих регламентов и ограничений в зоне застройки — выбор производственной площадки с учетом условий природных, экологических, местной инфраструктуры, стоимости земли и инженерной подготовки

5) инженерная подготовка и технология

5.1 разработка предв производственной программы с учетом рыночных и ресурсных ограничений

5.2 определение потребности в мат-лах и раб.силе

5.3 расчет номинальной (проектной) и нормальной (текущей) производственной мощности

5.4 изучение альтернативных вариантов технологии и ноу-хау технологического процесса

5.5 выбор технологии

5.6 источники получения технологии (собственные разработки или приобретение технологий)

5.7 разрабока плана реализации проекта

5.8 составленеи списка необходимого обрудвания

5.9 составление списка запасных частей, комплектующих

5.10 разработка предв плана СМР (строит-монтажных работ)

5.11 определение потребностей в ремонтно-восстановительных работах

5.12 предварительный рассчет стоимости строительства объекта

6) организация и управление предприятием

6.1 разработка организац. структуры (определение целей и задач участников проекта, формирование функций участников, наделение участников соответсвующими функциями)

6.2 организационное проектирование — формирование команды проекта и разработка сисмы взаимодействия между участниками

6.3 первоначальный расчет накладных расходов7) определение потребностей трудовых ресурсов

7.1 классификация труд ресурсов по категориям и функц признакам

7.2 определение потребности в раб силе7.3 разработка программы подготовки и переподготовки кадров

7.4 оценка издержек по найму подготовки и переподготовки кадров

8) планирование процесса реализации проекта

8.1 процесс состоит из следующих этапов: формирование раб группы, образование компании, фин.планирование, создание ААструктуры, приобретение ААААА, набор труд ресурсов, технологич проектирование, подготвока и провдеение тендера, заключение договора, приобритение зем.участка, строительно-монтажные работы, приобретение мат-лов, сдача объекта в эксплуатацию, начало производства продукции.8.2 разработка графика реализации проекта

9) фин анализ и оценка инвестиций9.1 анализ и оценка затрат, 9.2 разработка методических принципов финанализа и оценки инвестиций

9.3 выбор объектов финанализа

9.4 классификация издержек

9.5 формирование необх фин и управленческой инфы

9.6 оценка инвестиционного проекта 9.7 разработка плана финансирования проекта

9.8 формирование потребностей в акионерном капитале и методах его получения

9.9 расчет финансовых и экономич показателей реализации проекта

Вся деятельность связанная с обором и реализацией бизнес- идей проходит через 4 фазы

1) поиск новой идеи и факторов её возникновения

2) анализ потенциальной и реальной ценности идеи

3) оценка рисков

4) разработка бизнес — плана проекта

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС ПЛАНА

Бизнес план состоит из слежующих разделов

1) титульный лист

2) меморандум по конфединциальности — составляетс с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане инфы и её использовании исключительно в интересах фирмах представившей или разработавшей проект

3) резюме проекта

объем не более 1 стр (примерно на 30 стр)

4) описание отрасли

- анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнесса, содержащей след данные: сырьевая база, сегмент рынка и доля предприятия на нем, потенциальные клиенты и их возможности, структура производства, состав и потребность в основных фондах, инвестиционные условия.

При выборе сферы бизнеса полезными явл. сведения о ситуации на мировом рынке данных товаров, экспортных и импортных возможностей, производственно-технический связей с другими отраслями, а также место отрасли в экономике данной страны.

Следует учитывать что в любой стране существуют запрещеные виды деятельности а также виды деят-ти которые являются предметом гос. монополии. Для нек. отраслей существуют барьеры по входу на данную отрасль: высокий уровень начального капитала, лицензирование и квотирование, большой срок окупаемости, монопольная либо олигопольная структура рынка.

5) характеристика предприятия

в данном оттделе необходимо отразить исчерпывающий перечень информации необходимый для потенциального инвестора в случае если предполагается реализация проекта на базе уже существующего предприятия. В этом случае необх сформировать след. данные:

- полное и сокращенное название предприятия- дата регистрации предприятия — почтовый и юр адрес

- подчиненность организации

- вид деят и код ОКОНХ(общер класи отраслй нар хозва

- организац правовая форма предприятия- форма собственности (частная или гос.) При наличии доли госва в капитале

- банковские реквизиты

- организ структура предприятия

- контактные данные лиц имеющих отношение к проекту.

Кроме того имеет смысл дать краткую инфу об истории и способе возникновения компании. При этом инфа дб возможно более полной и точной. Это позволит сформировать мнение инвестора о компании как о надежном и квалифицированном предприятии.

6) описание и выбор деят-ти

Любой товар имеет ряд характеристик:

- название, потребительские св-ва, качества, внеш оформление, дизайн, тара и упаковка и тд, которые описываются в данном разделе проекта.

Основной акцен при описании продукта проекта необходмо дать описанию полезного эффекта, ради которого потреьители будут приобретать данный товар. Например:

- какую потребность удовлетворяет продукт

- процесс реализации товара или оказание услуги

- уровень цены и целевой сегмент покупателей

- хар-ка спроса на данный продукт

- сильные и слабые стороны

- состав издержек связанных с его реализацией

- предпологаемый срок жизненного цикла продукта проекта



- перспективы его смены другим

В описание продукта должны входить такие сведения как: размер, вес, срок службы, сведения об авторских правах на продукт либо его элементы.

стадии жизненного цикла товара

а) создание и разработка

б) вывод на рынок

в) экпансия и рост (захват рынка)

г) зрелость насыщение рынка

д) упадок

е1) уход с рынкае2) модернизация и формирование нового продукта

Результатом данного анализа является вывод о целесообразности освоения нового продукта и формирование потребности в финансировании

7) план маркетинга

Для формироваия раздела необходимы следующие шаги

1) тип рынка

а) рынок чистой конкуренции — на рынке много игроков и кждый игрок не может повлиять на рынок.

б) рынок монополистической конкуренции — товаром заменителем на данный продукт является товар заменитель другого монополиста. (энергоресурсы уголь и газ)

в) олигополия — газпром и лукойлг) монополия — железная дорога.

д) рынок продавца — покупателей больше чем продавцов. ПРодавцы диктуют правила.

е)рынок покупателя — продавцов больше чем покупателей.

2)обоснавание типового повеения потребителя на рынке

3) рассчитать емкость рынка в целом и целевого сегмента в частности

4) прогноз спроса.

5) сигментация рынка — рапсределение покупателей и продуктов по степени их однородности с целью выявления наиболее характерных для каждого сегмента факторов

6) формирование ценовой политики. Методы ценообразования:

- метод полных издержек (учитываются все затраты связан с прозводством продукта + насчитывается нормы прибыли)

- метод стоимости изготовления продукта (пригоден там гдепроизводится неск однородных продуктов, есть полное понимание себестоимости продукта.

- метод маржинальных или предельных издержек (переменные затраты на единицу продукта

- метод рентабельности /доходности инвестиций (учитываются пожаления инвесторов)

- метод рыночного ценообразования (ориентация на текущую рыночную ситуацию)

7) стратегия проникновения на рынок

8) порядок оплаты за продажу товара

9) расчет объемов продаж в предстоящий период

В качестве вывода: результатом плана маркетинга явл. расчет объемов продаж продукта и расчет цены продажи продукта

8) ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИЛИ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Дается описание оссобенностей технологичекого процесса изготовления продукта. План произв-ва формируется на основании данных о предпологаемом объеме сбыта продукции рассчитанном в плане маркетинга и используемых для этого производственных мощностей. План производства должен соответствовать мощности предприятия, т.е. объемам и количеству продукции которые можно изготовить на предприятии за определенный период. Различают номинальную и максим. мощности. Номинальная определяется при нормальном режиме работы оборудования с учетом перерывов в работе, выходных и праздничных дней, и времени на тех обслуживание и ремонт. Максимальная мощность — технически достижимая мощность которая соответствует наибольшей производтельности оборудования.

Планируемый объем выпуска продукции рассчитывается исходя из следующих условий:

а) цели и стратегии предприятия кракто, средне и долгосрочной перспективе

б) состояние и мощности оборудования.

в) возможности обеспечения оборудвания сырьем энергией и другими видами ресурсов

г) размером и графиком инвестиций

д) экологическая обстановка и требования природо-охранного законодат-ва

е) применение энергосберегающ. технологий

После определения мощности и производственной программмы рассчитывается потребность в материальных ресурсах. После этого рассчитываются нормы производственных запасов, материалов и комплектующих необходимых для бесперебойного производства. Расчитывается потребность в зданиях, машинах, оборудовании. РАссчитывается потребность в трудовых ресурсах. (рабочие, инженерно-технические, вспомогательный персонал. Делятся для того чтобы подсчитать затраты прямые и накладные). Рассчитывается фонд оплаты труда. Рассчитываются амортизационные отчисления.

Произв программа завершается составлением сметы расходов и калькуляции стоимости трудовых ресурсов. СОстав затрат калькуляции определятся в соответствии с положением о составе затрат, включаемых в себестоимость.

Постановление правительства №552 от 5августа 92

9) организационная структура проекта

10) ФИНАНСОФИНАНСОВЫЙ ПЛАН И БЮДЖЕТ ПРЕПРИЯДИЯ

Для принятия окончательного решения по проекту необх. четко определить нобх инвестиции и производстенные издержки. Данные показатели сводятся в финансовом плане с целью рассчета общих инвестиционных затрат и опрделения фин и эк-ой эффективности проекта. Общая сумма инвестиционных затрат включает прежде всего издержки на формирование основного капитала, оборотного капитала, проивзодственных затрат. Причем основной капитал представляет собой средства необходимые для строительства и оборудования объекта, а оборотный капитал — срва необходимые для функионирования проектов. Основной капитал складывается из первоначальных инвестиций и затрат на подготовку производства.

К первоначальным инвестициям относятся затраты:

1) подготовка земельного участка и площадки предприятия

2) здания и гражданские сооружения

3) приобретение машин и оборудования

4) при необходимости нематериальные активы

Затраты на подготовку производства включают в себя следующее:

1) предварительные расходы, возникающие при регистрации и образования компании (юристы, сопровождение сделок)

2) расходы на предварительные исследования

3) расходы на подготовку производства

4) расходы на пусконаладку и сдачу объекта в эксплуатацию

Оборотный капитал — фин.средства необходимые для эксплуатации объекта в соотвествии с его произв. программой. Представляет собой текущие оборотные средства за вычетом краткосрочных обязательств (дебиторская задолженность, товарно-матер. ценности, незавершенная и готовая продукция, наличные средства). При вычислении потребности в оборотном капитале необх определить число дней обоеспеченных текущими активами и пассивами, затем вычислить производственную себестоимость, определить коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Таким образом рассчитывается финансовая потребность в ресурсах и появляется возможность формирования графика движения денежных средств, бюджета доходов и расходов проекта и рассчета показателей финансовой и экономической эффективности.

Методика рассчета денежных потоков

показатели

годы, периоды

1. выручка от реализации

2. затраты (всего в том числе 2.1 амортизационные отчисления, 2.2 выплата процентов

3. прибыль от реализации

4. налог на прибыль

5. чистая прибыль

чистый денежный поток, всего. 6.1+6.2(+-)6.3(+-)6.4 — 6.5 — 6.6

6.1 чистый доход от реализации (строка 5)

6.2 амортизационные отчисления (строка 2.1)

6.3 затраты на погашение задолженности

6.4 средства от продажи или покупки основных средств

6.5 капиталовложения

6.6 прирост оборотного капитала

7. Остаток денежных средств на начало периода

8. накопленная денежная наличность стр 6+стр 7

9. коэффициент текущей стоимости

k = 1\ (1+i)^n



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: