билеты по экономике

1)Предметом эконом. теории называется наука, которая изучает теоретические аспекты развития экономики нац. хозяйства.(являются решения по наиболее эффективному использованию ограниченных экономических ресурсов для наиболее полного удовлетворения чел. потребностей . Цель экономики – удовлетворение потребностей человека, а средства – ресурсы(ограниченны, поэтому обществу приходится делать свой экономический выбор)2)Цели государства: политика роста, конъюктурная политика, структурная политика, региональная, инвестиционная, антиинфляционная, пол-ка занятости, социальная. Общественные блага – товары и услуги предоставленные гос-вом для общего пользования(образование, здравоохранение). Внешние эффекты(экстерны) – последствия потребления благ одним лицом на другие лица, бывают + и –

1)Методы эк теории: Эмпирические- наблюдение изучение систематизация данных, логические – анализ(разделение целого на составные части и изучение каждой части в отдельности), синтез(объединение частей), дедукция(движение исследования от общего к единичному факту), индукция(движение исследования от единичного к общему); метод научной абстракции – абстрагирование от мелких частей при выделении наиболее значимого свойства2)Социальная политика гос-ва направлена на улучшения уровня и качества жизни граждан. Основные показатели благосостояния – доходы(все полученные ден средства человека). Доход номинальный(все деньги), располагаемый(номинальный – налоги), реальный(то кол-во товаров и услуг приобретённых на располагаемый доход).

1)КПВ показывает возможность произ-ва при полном использовании ресурсов. Экономический потенциал — максимально возможный уровень произ-ва. Факторы произ-ва – ресурсы участвующие в произ-ве(труд, капитал, земля, информация)2)Гос бюджет – программа деятельности гос-ва, показывающая все его ресурсы и их распределение. Расходы – гос закупки, политические расходы, милитаризация. Доходы – налоги, прибыль гос предпринимателей. Гос бюджет – профицитный +, сбалансированный =, дефицитный -.Чтобы решить проблему дефицита гос-ву нужно снизить расходы, увеличить доходы, гос займы(внутренние, внешние). Гос долг- сумма задолженностей гос-ва по ещё не погашенным гос замам.

1)При перемещении из одной сферы экономики в другую, общество делает свой экономический выбор. Альтернативная стоимость- издержки упущенных возможностей при выборе наилучшего использования ресурсов.2)Налоги – обязательный платежи физ и юр лиц в государственный и местный бюджет. Фискальная политика гос-ва – политика в области налогов, как основного источника доходов. Налоги по объектам(на доходы, на расходы, на имущество), по способу взымания(прямые – подоходный имущественный, косвенные – НДС таможенные пошлины),по способам определения размера налога(регрессивный – выше доход, ниже % налога; пропорциональный –доход и % одинаковы; прогрессивный – выше доход, выше % налога), по уровням бюджета( федеральный, региональный, местный), по порядку использования( общие, целевые). Функции налогов: фискальная, перераспределительная, регулирующая. Кривая Лаффера: с повышением % ставки налоговые поступления в бюджет сначала растут,а потом резко снижаются.

1)Факторы произ-ва труд(з/п), земля(рента), капитал(дивиденды), информация(прибыль), предпринимательские способности(прибыль).2) Макроэкономика – раздел экономики, который изучает экономику как единое целое. Основатель Джон Кейнс. К макроэкономике относится инфляция, безработица, эк рост, валютный курс, макроэкономическое равновесие. Макроэкономика – результат микроэкономики. Методы макроэкономики – метод совокупных величин, эк моделирование.

1)Главная проблема экономики – проблема ограниченности ресурсов. 3 главных вопроса: Что производить, как производить, для кого? Экономические системы – комплекс взаимосвязанных эк компонентов. Традиционная эк система – все вопросы решаются на основе обычаев и традиций сложившихся за долгие годы. Социалистическая – все вопросы решает решает гос-во. Рыночная система – все вопросы решают предприниматели на основе личных интересов. Смешанная – рыночная + социалистическая.2)Система национальных счетов( Саймон Кузнец) – совокупность макроэкономических показателей, характеризующих условия и результаты эк деятельности. ВВП – годовая стоимость всей продукции произведённой внутри страны, как отечественными так и зарубежными производителями. ВНП – годовая стоимость всей продукции, произведённой Российскими производителями как внутри страны так и за рубежом.

Теория потреб поведения – физиологические потребности, безопасность, социальные, статусные, самовыражение. Рациональный потребитель – потребитель, который стремиться максимально удовлетворить свои потребности исходя из иеющихся возможностей. Полезность блага. ТИ(общая) – полезность накопленная от последовательно го потребления отдельных единиц блага. МИ( предельная) – добавочная полезность, прибавляемая каждой последующей ед блага. Потребительский выбор – выбор максимизирующий общую полезность рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов. Суверенитет потребителя – свободы потребительского выбора.2) Деньги – специальные знаки стоимости, которые используются для определённых функций. История возникновения денег – бартер(прямой товарообмен), драгоценные металлы, кредитные билеты, бумажные деньги, электронные деньги. Функции денег – мера стоимости, средство обращения, средство накопления. Свойства- делимость, портативность, низкая себестоимость, стабильность, узнаваемость, однородность.

1)Бюджет семьи. Доходы семьи — поступление денег в семью( стипендия, з/п, доход от собственности, алименты). Расходы семьи – отчисления денежных средств(продукты, ЖКХ, развлечения, одежда, налоги, транспорт). Номинальные доходы- все доходы полученные семьёй. Реальные- кол-во товаров приобретённых на номинальную з/п.2)Макроэкономическое равновесие – состояние нац экономики, для которого характерны сбалансированность и пропорциональность эк процессов. AD>AS дефицит товаров, AD

1)Потребительский кредит – предоставление денег в долг на гарантированных условиях возвратности, срочности, платности.2)ЦБ – выпуск денег, выдача лицензий коммерческим банкам, хранение резервного фонда, ведение счетов правительства. Коммерческие банки – кредитование физических и юридических лиц. Кредитно-финансовые институты(страховые компании, пенсионные фонды) – обслуживание фирм. С помощью банковского мультипликатора и кредитной эмиссии можно определить на какую сумму денег банку разрешается выдать кредитов населению. Во избежание инфляции и крушения банковской системы ЦБ устанавливает для коммерческих банков норму резервных отчислений.

1)Рынок – место где меняют товары на деньги. Рыночная система основана на частной собственности и решении всех вопросов исходя из личных частных интересов каждого индивидуального производителя. Функции рынка: регулирующая(рынок регулирует общественное производство), посредническая( рынок осуществляет связь между потребителем и производителем), ценообразующая(равновесии цены), информационная(информация о конъюктуре рынка), стимулирующая, санирующая.2)Эк рост- количественное и качественное совершенствование общественного произ-ва. Показатели эк роста – эк прирост, темпы эк роста, реальный ВВП. Факторы эк роста: природные ресурсы, трудовые ресурсы, научно-технические знания, основной капитал, структура экономики, совокупный спрос, тип эк системы, соц-полит факторы. Типы эк роста – экстенсивный( увеличение ВВП засчёт количественного увеличения факторов произ-ва), интенсивный(совершенствование эффективности использования факторов произ-ва).

1) Рыночный спрос – краткая характеристика поведения покупателей. Величина спроса – то кол-во товаров и услуг, которое покупатели готы приобрести на данном рынке по данной цене в данное время. Закон спроса: Чем ниже цена, тем большее кол-во блага готовы приобрести покупатели. Факторы спроса: ценовые, неценовые(предпочтения покупателей, кол-во покупателей, инфляционные ожидания, изменение дохода потребителя, повышение цены на другие товары – субституты(взаимозаменяемые – товары, которые выполняют одни и те же функции, но обладают разными свойствами – при повышении цены на один товар повышается кол-во продукции другого товара и наоборот), комплиментарные (взаимодополняемые –товары, которые не возможно использовать один без другого – при повышении цены на один товар кол-во продукции другого товара снижается и наоборот).2)Банки – учреждения, которые наряду с собственным капиталом привлекают внешний капитал и получают доход от кредитования. Операции банков бывают пассивные(привлечение средств) и активные(размещение средств). Счета: счета до востребования – деньги определяются в банк на неопределённый срок(низкий %), срочные счета – деньги кладутся в банк на определённое время под высокий процент.

1) Рыночное предложение – краткая характеристика поведения продавцов. Величина предложения – то кол-во продукции, которое продавец готов предложить на рынке в данное время по данной цене. Закон предложения: Чем выше цена товара, тем больше предложения на рынке. Факторы предложения: ценовые, неценовые(инфляционные ожидания, изменение в технологии, кол-во продавцов, цены на ресурсы, налоги и субсидии, цена на товар конкурент).2) Уравнение обмена Ирвинга Фишера: Для того, чтобы контролировать кол-во денежной массы в стране ЦБ использует закон денежного обращения M*V=P*Q , где M- кол-во ден массы, V – скорость обращения денег в год, P – цена, Q – объём; P*Q = ВВП. В зависимости от ликвидности денежная масса делится на денежные агрегаты. Ликвидность – способность актива быть обмененным на товары или услуги. Денежные агрегаты: М0 – наличные деньги( банкноты монеты), М1 = М0 +безналичные деньги( счета до востребования, счета предприятий), М2 = М1 + срочные счета, М3 = М2 + ценные бумаги.

1)Рыночное равновесие – равенство величины спроса и предложения, когда цены устраивают одновременно и потребителя и производителя. Когда объём спроса превышает объём предложения на рынке наступает дефицит товаров и услуг, а когда рыночное предложение превышает рыночный спрос на рынке создаются излишки. Функции равновесной цены: стимулирующая, информационная, нормирующая. В случае когда государство вводит фиксированные цены параметры равновесия на рынке нарушаются (дефицит, затоваривание), ухудшается качество производимой продукции.2) Кредитно-денежная политика гос-ва – совокупность мероприятий ЦБ в области денежного обращения и кредита и состоит в контроле за денежной массой в стране. Субъекты кредитно-денежной политики – ЦБ и коммерческие банки, а объектами кдп являются спрос и предложение на рынке капитала. Методы регулирования: прямое – состоит в указаниях ЦБ коммерческим банкам в объёмах кредитования; косвенного регулирования – изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования( по которой ЦБ выдаёт кредиты коммерческим банкам), операции на открытом рынке(купле продажа ЦБ ценных бумаг у клиентов коммерческих банков), валютное регулирование. Политика дорогих и дешёвых денег : Политика дорогих денег направлена против растущей инфляции, предполагает сокращение предложения денег засчёт продажи гос облигаций, увеличение нормы резервного капитала ком банков, повышение учётной ставки, в итоге цены и инфляция уменьшаются. Политика дешёвых денег направлена против увеличения безработицы, предполагает увеличение предложения засчёт покупки гос облигаций у банков и населения, уменьшение нормы резервного капитала, понижение учётной ставки, в итоге производство и занятость растут, безработица в стране сокращается.

1) Эластичность спроса – степень чувствительности спроса к изменению рыночных факторов. Эластичность спроса по цене – степень чувствительности спроса к изменению цены на товар. Коэффициент эластичности спроса по цене показывает на сколько % изменится спрос при изменении цены на товар. Факторы эластичности спроса по цене: незаменимость спроса, значимость товара, место товара, время.2) Экономический цикл – характеристика экономики, включающая периодические взлёты и падения рыночной конъюктуры(повторяемые отклонения потенциального ВВП от фактического ВВП). Эк циклы: краткосрочные(связаны сезонностью, кратковременными спадами и подъёмами деловой активности – волны Китчена, период 3 года), среднесрочные( снижение АD – снижению деловой активности – снижение произ-ва – безработица – экономический спад = замкнутый круг, волны Карла Маркса и Жугляра период 3-10 лет), долгосрочные(связаны с изменением целых технологических эпох, крупными переворотами в науке, образовании, технике, требуют огромных ресурсных затрат, волны Кандратьева период 40-60 лет). Причины эк циклов: внешние -экзогенные(НТП, войны, новые источники ресурсов), внутренние -эндогенные(обновление основного капитала, колебания предложения труда и з/п. Фазы эк цикла: кризис – переломный момент, перегрев экономики; депрессия – самый низкий уровень падения производства, низкие цены, высокая безработица, снижается % ставка; оживление – повышение уровня деловой активности, поднимаются производство, цены, ссудный %, безработица снижается; подъём – устойчивый экономический рост производства, цен, ссудного %, минимальная безработица.

1) Эластичность предложения – степень чувствительности предложения к изменению цены товара. Факторы: значимость товара, время, место. Важно учитывать фактор времени, т.е. сравнивать затраты и доходы в разные периоды времени.2) Международные экономич. отношения: международная торговля, миграция капитала, миграция труда, международный кредит. Международная торговля – обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами разных стран. Импорт – воз товаров на территорию страны для их реализации на внутреннем рынке. Экспорт – вывоз товаров для их реализации на внешних рынках. Сумма по стоимости экспорта и импорта называется внешнеторговым оборотом. Э>И – положительное сальдо внешней торговли, Э<И – отрицательное сальдо внешней торговли, Э =И – баланс(нулевое сальдо). Международная торговля основана на МРТ(Международное разделение труда). МРТ – специализация стран на производстве отдельных видов продукции, которыми эти страны обмениваются между собой. Преимущества международной специализации и торговли: абсолютные(страны обмениваются продукцией, которую они производят дешевле, чем их торговые партнёры – причины – природно-климатические условия, природные ресурсы, квалификация рабочих, развитие технологий), сравнительные(страны обмениваются продукцией, на производство которой они затрачивают меньше ресурсов – причины – специализация на одном продукте даёт возможность снизить издержки производства, развивать технологии).

1) Фирма – организация, привлекающая ресурсы с целью создания благ и получения прибыли. Цель – получение максимальной прибыли. Функции фирмы – аккумуляция ресурсов, осуществление производства, организация сбыта, накопление и передача опыта.2) Инфляция – устойчивое повышение общего уровня цен. Дефляция – снижение цен в течение какого-то периода. Методы расчёта инфляции: определение реальных доходов – pI=нI/ИПЦ, ИПЦ — индекс потребительских цен – показатель инфляции. ИПЦ = цена потреб корзины тек года/цена потреб корзины баз года*100%. Темп инфляции = ИПЦ тек – ИПЦ баз/ИПЦ баз*100%. Виды инфляции: по темпам – умеренная(ползучая – цены растут на 20% в год, стоимость денег сохраняется), галопирующая(20-200% в год, население стремится превращать деньги в товары), гиперинфляция(200- бесконечность % в год, цены космически растут, бартер – прямой товарообмен); по степени расхождения цен по различным группам товаров – сбалансированная(цены растут на все группы товаров), несбалансированная(цены растут на отдельные группы товаров); по признаку ожидаемости – ожидаемая, неожидаемая; по форме проявления – скрытая(ухудшение качества товаров), открытая(явный рост уровня цен), подавленная. Инфляция спроса – рост цен из-за превышения спроса над предложением; причины – увеличение гос расходов, рост покупательской способности населения(повышение номинальных з/п.) Инфляция предложения – рост цен из-за повышения издержек производства в экономике; причины – увеличение гос-вом косвенных налогов, повышение цен на ресурсы фирм-монополистов, повышение цен на импортные товары. Инфляция спроса + инфляция предложения = инфляционная спираль.

1)ИП — индивидуальное предприятие – небольшая фирма, владелец которой является и её главным служащим. Преимущества: простота в открытии и ликвидации, льготное налогообложение, упрощённое ведение бух учёта, хозяин является единственным получателем прибыли, самостоятельность в принятии решений. Недостаток: неограниченная ответственность владельца по возникающим обязательствам(долгам), включая личное имущество. Товарищества(малый, средний, крупный бизнес) – полные товарищества(брокерские, бухгалтерские, аудиторские, адвокатские фирмы), товарищества с ограниченной ответственностью ТОО(ответственность распространяется только на капитал предприятия), смешанное товарищество(включает полных товарищей, которые руководят бизнесом и полностью отвечают всем своим имуществом по его долгам, и вкладчиков, не участвующих в управлении фирмой)2)Безработица – положение на рынке труда, когда часть трудоспособного населения не находит работу. Безработным считается тот, кто хочет и может работать, но не имеет рабочего места. Трудоспособное население – население, возраст и состояние которого является трудоспособным. Выбывшие из числа рабочей силы – население временно или навсегда не участвующее в производстве страны(студенты, декрет, пенсионеры). Типы безработицы: циклическая – вызывается кризисными спадами в экономике; фрикционная – вызвана сменой работы, поиском работы впервые; структурная – связана с реструктуризацией народного хозяйства; сезонная – связана с сезонной работой(курорты, с/х.) Все виды безработицы КРОМЕ ЦИКЛИЧЕСКОЙ составляют естественный уровень безработицы. Эк. ак. Население = занятых +безработных; уровень безработицы = безработных/эк. ак. население; уровень занятости = занятых/эк. ак. Население.

1)Акционерные общества(крупные фирмы). Преимущества: деятельность АО основана на объединении капиталов большого числа участников, АО являются преобладающей формой организации крупного бизнеса, возможность привлечения крупных финансовых ресурсов, ограниченность риска акционеров исключительно суммой вклада в АО. Недостатки: организация и ликвидация АО требует больших затрат, сложная организационная структура общества способствует его бюрократизации, слабый контроль акционеров за деятельностью АО. ЗАО – капитал ЗАО распределён среди замкнутого круга лиц, работников предприятия, менеджеров, инвесторов. ОАО – собственником ОАО может стать любой человек, купивший акцию(акции ОАО свободно продаются). Контрольный пакет – кол-во акций, которое даёт возможность осуществлять полный контроль над деятельностью предприятия. I Собрание акционеров АО II Совет директоров(держатели контрольного пакета акций) III Исполнительный орган.2)Внешнеторговая политика – деятельность гос-ва, направленная на развитие торговых отношений с другими странами мира. Протекционизм – внешнеторговая политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Методы протекционисткой политики – тарифные(таможенные пошлины – налог, взымаемый гос-вом за пересечение гос-ной границы: импортные, экспортные, транзитные – перевоз грузов через территорию страны), нетарифные(технические барьеры, импортные квоты, таможенный сбор, компенсационные пошлины). Либерализация – политика, направленная на снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли.



1) Франчайзинг – форма делового сотрудничества крупного и малого бизнеса, в рамках которой крупными предприятиями предоставляется право небольшим действовать в качестве их представителей на рынке с использованием лицензий, технологий и т.п. Преимущества: Франчайзор может быстро расширять свой бизнес с использованием денег франчайзи; франчайзи защищён от неуач головной фирмой, он работает по проверенным технологиям; франчайзи не нужно тратить деньги на привлечение клиентов. Недостатки: тратится очень много денег на покупку франшизы. Государство-предприниматель: Унитарное предприятие – пред-е, находящееся в собственности гос-ва. (естественная монополия, предприятия отрасли) : контролирует деятельность естественных монополий, создаёт продукцию ВПК, выкупает убыточные и неэффективные предприятия.2)Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны называется валютным курсом. Специфический рынок, на котором покупаются и продаются валюты, называется валютным рынком. (Нью-Йорк, Лондон, Токио). Факторы, влияющие на валютный курс: темп или уровень инфляции(чем выше инфляция, тем ниже курс валюты в стране), степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках – определяется состояние экономики и политической обстановкой в стране. Валюты, которые могут свободно обмениваться на иностранные валюты всеми их держателями и по всем операциям, называются свободно конвертируемыми (бывают частично и необратимыми). Национальная валютная система: национальная валюта; режим валютного курса – плавающий, фиксированный, управляемо-плавающий; условия конвертируемости валюты; режим национального валютного рынка. Мировая валютная система должна обеспечивать международную торговлю платёжных средств: основной режим валютного курса мировой валютной системы – плавающий(определяется спросом и предложением на ту или иную валюту на мировом валютном рынке; хеджирование – операция на мировом валютном рынке, цель которой – минимизация потерь от колебаний валютных курсов; МВФ – Международный Валютный Фонд – регулирует мировую валютную систему.

1) Издержки – затраты ресурсов необходимых для производства товаров и услуг. Издержки производства: явные(внешние – оплачиваемые издержки, плата за ресурсы, полученные со стороны) – БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ, неявные(внутренние – неоплачиваемые издержки, собственные ресурсы фирмы или упущенные возможности), ЯВНЫЕ(бухгалтерские) + НЕЯВНЫЕ = ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ. Прибыль фирмы – разность между совокупной выручкой, полученной от продажи продукции, и совокупными издержками. Рбух = доход – явные, Рэкон = доход – экономические(явные + неявные).2)Предпринимательство лежит в основе рыночных отношений между субъектами рынка. Виды предпринимательства: производственное – создание товаров и услуг, коммерческо-торговое(все услуги оптовой и розничной торговли – посредническая деятельность между производителями и потребителями), финансово-кредитное(деятельность по предоставлению банковских и страховых услуг). Особенности предпринимателя(личные качества): амбициозность, потребность во власти; воля к победе, стремление к успеху; гибкость мышления; материальная заинтересованность; радость творчества. Предпринимательским талантом обладает 5-10% населения Земли – это ограниченный ресурс.

1)Постоянные издержки – издержки, которые не зависят от объёма производства — FC. Переменные издержки – издержки, меняющиеся в зависимости от объёма производства — VC. Общие издержки = Постоянные + Переменные – TC=FC+VC. Средние издержки – издержки производства в расчёте на единицу продукции – ATC=TC/Q, AFC=FC/Q, AVC=VC/Q. Предельные издержки – прирост общих издержек к каждой новой дополнительной единице продукции — MC=TC2-TC1/Q2-Q1.2)Глобальные экономические проблемы общества. Есть такие проблемы в развитии общества, которые касаются всех и каждого, всего мирового сообщества, т.е. носят всеобщий характер: экологическая проблема, демографическая проблема, проблема нехватки сырья, проблема сохранения мира на земле, проблема по борьбе с терроризмом. Одной из главных причин обострения глобальных проблем являются высокие темпы экономического развития на основе использования достижений НТП.

1) Постепенный перенос стоимости основного капитала в течение ряда лет, называется амортизацией. Особенности основного капитала: физический износ – проявляется в потере средствами труда своих потребительских качеств(в результате активной эксплуатации), моральный износ – характерен в тех случаях, когда появляются аналогичные, но более дешёвые блага, либо появляются более технологичные блага. Амортизационные отчисления накапливаются в амортизационном фонде, который предназначен для покупки новых элементов основного капитала взамен выбывших в конце срока их службы, т.е. для их воспроизведения, возмещения.2)Ценная бумага – финансовый документ, в котором определены имущественные права его владельца. Виды ценных бумаг: акция – цен. бумага, свидетельствующая о внесении определённой суммы в капитал акционерного общества.(имеет номинальную стоимость, которая прописана на ней и по которой акция продаётся всего раз от предприятия к первому покупателю; доход – дивиденды; рыночная стоимость ценной бумаги называется курсом акций. Облигация – цен. бумага, которая удостоверяет отношение займа между её владельцем и предприятием, выпустившим эту облигацию и подтверждает обязательство возвратить её владельцу номинальную стоимость по истечению, указанного в ней, срока; доход – проценты %. Продажа и покупка акций(облигаций) осуществляется на фондовой бирже.

1) Международные расчёты – расчёты за поставленные товары между двумя странами. Расчёт производится в безналичной форме. Основные участники международных расчётов – импортёры, экспортёры, обслуживающие банки. Внешнеторговый контракт – соглашение по которому экспортёр должён поставить товар импортёру, который в свою очередь должен оплатить этот товар по цене, указанной в контракте. Формы международных расчётов – авансовый платёж – предоплата за поставляемые товары, аккредитив – оплата производится после поставки товара, инкасса – участвуют 2 банка без прямого участия сторон контракта после отгрузки товара. Платёжный баланс – стоимостное выражение всего комплекса международных отношений в стране. Э>И положительное сальдо, Э<И отрицательное сальдо – слабость страны на международном рынке, Э=И нулевое сальдо(баланс) – идеальное состояние платёжного состояния, когда страна ничего не должна своим партнёрам и у неё нет должников.2) Издержки фирмы в долгосрочном периоде – TC=VC все издержки являются переменными. Эффект масштаба – эффект, который позволяет крупному предприятию существенно снизить издержки производства по сравнению с малым предприятием. Положительный эффект масштаба: чем больше предприятие, тем больше специализация производства – узкая специализация ресурсов – высокая результативность; крупное предприятие имеет больше возможностей использования новых технологий, нового оборудования, возможность производить доп продукцию. Отрицательный эффект масштаба: затрудняется управление крупным производством, растёт бюрократизация, снижается эффективность управленческих решений.

1) Источники финансирования бизнеса – источники инвестиций: внутренние(собственные ресурсы предприятий) – прибыль, амортизационный фонд; внешние – банковские кредиты, ценные бумаги.2) Конкуренция – экономическое соперничество за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся фирмами на доступных им частях рынка. Ценовая – снижение цен, скидки и премии, дешёвые распродажи. Неценовая – качество и надёжность, доп гарантии, реклама. Основные модели рынков: рынок чистой конкуренции – рынок совершенной конкуренции(однородность продукции, отсутствие барьеров, малые размеры и многочисленность субъектов, доступная информация; Рынок несовершенной конкуренции – монополистическая конкуренция, олигополия, монополия(неоднородная продукция, экономические и юридические барьеры, отдельные производители велики в масштабах рынка, засекреченная информация). Чистая конкуренция – очень большое число фирм, отсутствует контроль над ценой, свободное вступление в отрасль, напр. Рынок сельхоз продукции. Монополистическая конкуренция – средние и мелкие фирмы(20-70), небольшой контроль над ценой, барьеры невелики(дифференциация), пищевая мебельная промышленность одежда и обувь услуги. Олигополия – 2-20 фирм, цену контролируют крупные фирмы, вступление в отрасль очень затруднено, отрасли тяжёлой промышленности, металлургия, судостроение. Чистая монополия – 1 фирма, полностью контролирует цену, вступление в отрасль исключено, фирмы поставляющие в наш дом газ, воду, электроэнергию, напр. Газпром, Ж/Д России.

1) Методы расчёта ВВП(ВНП): метод расчёта по расходам – ВВП = расходы домохозяйств + расходы фирм(инвестиции) + государственные расходы + чистый экспорт(экспорт-импорт); метод расчёта по доходам – ВВП = з/п + рента + прибыль +процент; метод расчёта по добавленной стоимости(учитывается стоимость, которая добавляется каждой фирмой или отраслью в создании ВВП). Дефлятор ВВП – коэффициент, который показывает различие между реальным и номинальным ВВП.2) Монополия – рыночное господство одного продавца (Газпром). Монопсония – рыночное господство одного покупателя(государство РФ). Признаки монополизма – доминирование на рынке, высокая доля в производстве, высокий контроль над ценами. Монополистические союзы: картель – участники, не теряя самостоятельности, договариваются о разделе рынка, о квотах продаж, об уровне цен; синдикат – объединение производителей однородной продукции, которые оставаясь самостоятельными объединяются по торговым квотам и ценам; концерн – объединяет производителей разнородной продукции под единым управлением; трест – полное объединение предприятий, руководство из единого центра. Виды монополий: естественные(объективно обусловлены) – экономически оправдано крупномасштабное производство, наличие единого хозяйственного комплекса, редкость ресурсов; искусственные монополии(намеренно создаются путём тайных союзов, сговора, поглощения мелких компаний).

1) Эластичность спроса по доходу – степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению доходов потребителей. Бывает: E<0 – отрицательная эластичность спроса, 01 – спрос эластичен. Перекрёстная ценовая эластичность – степень чувствительности спроса на товар к изменению цены другого товара: E<0 – отрицательная эластичность означает, что с ростом цены на один товар В объём спроса на товар А сокращается – взаимодополняемые товары; E>0 – положительная эластичность означает, что с ростом цены на товар В объём спроса на товар А увеличится – взаимозаменяемые товары; E=0 – нулевая эластичность означает, что изменение цены на товар В никак не отразится на спросе на товар А – нейтральнае товары.2) Рынок факторов производства – рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме з/п, процентного дохода или ренты. Спрос на факторы производства – то кол-во факторов, которое желает приобрести покупатель на данном рынке, в данное время, по данной цене. Особенности спроса на факторы производства: спрос является производным, т.к. зависит от конечного спросп на товары и услуги; все факторы производства являются взаимодополняемыми, т.е. один фактор предполагает использование другого; все факторы производства частично являются взаимозаменяемыми, т.е. в определённой пропорции можно использовать один фактор засчёт другого. Предложение факторов производства – то кол-во факторов, которое может быть представлено на данном рынке, в данное время, по данной цене. Особенности предложения факторов производства: редкость и ограниченность ресурсов; мобильность ресурсов; фактор времени.

1)Неорганизованный рынок ценных бумаг представлен прямыми сделками продавцов и покупателей. На нём может производится торговля любыми ценными бумагами. Высокий риск, нет гарантии покупательского спроса. Фондовая биржа представляет собой организованный рынок, на котором по заранее установленным правилам совершаются сделки с ценными бумагами. Фондовая биржа необходима для быстрой, надёжной, эффективной продажи ценных бумаг. Функции фондовой биржи: аккумуляция капитала, обеспечение межотраслевого перелива капитала, переход управления компании к эффективному собственнику. Биржевая спекуляция – краткосрочная куплепродажа ценных бумаг с целью извлечения курсовой прибыли. Финансовый институт – организация, в которой в качестве продукта выступают финансовые ресурсы. Инвестиционные фонды – финансовые посредники, работающие на рынке ценных бумаг и представляющие интересы граждан, стремящихся приобрести высокодоходные активы. Страховые компании осуществляют формирование специальных денежных фондов из взносов граждан и предприятий.2)Рынок труда – рынок, в результате взаимодействия на котором спроса и предложения формируется цена на труд в форме заработной платы. Спрос на труд предъявляют фирмы(работодатель), а предложение формируют трудовые ресурсы(работник). Рыночный спрос на труд находится в обратной зависимости от з/п, а предложение зависит в прямой пропорциональности от платы за труд. Эффект замены – до определённого момента человек готов тратить много сил и времени за высокую з/п, но наступает момент когда он выбирает свободное время, а не высокую з/п. Заработная плата – вознаграждение за труд. Факторы, влияющие на з/п: природные способности человека, количество и качество труда, квалификация работника, сфера или отрасль занятости, конъюктура на рынке труда, мобильность работника. Профсоюз – объединение наёмных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда.

1)Капитал как фактор производства – созданные людьми производительные ресурсы, с помощью которых осуществляется производство экономических благ ради получения прибыли (финансовый). Капитал предприятия – стоимостная оценка всего имущества предприятия (физический). Основной капитал – функционирует в течение длительного срока, постепенно потребляется на протяжении нескольких циклов производства(здания, сооружения, машины, транспортные средства, программные продукты). Оборотный капитал – используется однократно, полностью потребляется в ходе каждого цикла производства(сырьё, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты). Инвестиции – денежные средства, необходимые для создания и увеличения капитала. Эффект сложного процента – механизм образования будущего дохода. Дисконтирование – приведение денежных потоков к одному периоду времени.2)Менеджмент – искусство управления фирмой. Принципы: принцип единоначатия, принцип мотивации, принцип лидерства, принцип научности, принцип ответственности, принцип обеспечения обратной связи, принцип правильного подбора и расстановки кадров.

1) Рынок земли. Земля выступает в качестве важнейшего фактора производства, неразрывно связанного со всеми другими факторами, обусловливающими производственный процесс. Фактор земля – сельскохозяйственные угодия, полезные ископаемые, животный и растительный мир, земля под промышленные объекты, водные ресурсы. Спрос на землю предъявляют фирма(производители), т.к. данный фактор необходим для создания промышленной и сельхоз продукции. Предложение земли определяется общим предложением всех собственников земли, т.к. земля обладает природной ограниченностью, предложение является абсолютно не эластичным. Рента – плата арендатора за пользование земельным участком или доход собственника земли. Экономическая рента – доход собственника земли, взымаемый с любого участка вне зависимости от его качества и местоположения. Экономическая рента -> землевладелец -> налоги -> государство. Дифференциальная рента – доход, возникающий из-за природных и экономических различий в условиях хозяйствования: I диф рента – природные условия, качество земельных участков, различные местоположения -> землевладелец -> налоги -> государство; II диф рента – разная эффективность хозяйствования -> арендатор(фермер) -> налоги -> государство. Pземли = R(рента)/ I %2) Маркетинг – наука, изучающая все сферы деятельности предприятия для успешной реализации продукции на рынке. Основные элементы маркетинга: реклама, сбыт товара, организация продаж. Принципы маркетинга: Центральное место – покупатели, конкуренция; необходимо сегментировать каждый рынок и работать в сегментах, которые наиболее перспективны с точки зрения возможностей и целей конкретной компании; в каждом из рыночных сегментов необходимо производить исследование потребностей. Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации проекта создания нового предприятия.

1)2) Макроэкономическое равновесие – состояние национальной экономики для которого характерны сбалансированность и пропорциональность взаимосвязанных экономических процессов. AD>AS дефицит товаров, AD


Предыдущий:

Следующий: