билеты экономика


1) а) Транспортная система России — совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте — и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный итрубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспортиграет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.

Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.

Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем.

По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам). Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год). Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице.

Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 1990-е годы.

б) Интенсификация: применение новой техники, применение новых материалов, внедрение новых методов производства, повышение производств труда

2) а) 1. Линейные

2. площадочные

Особенности дорог: Большая линейная протяженность; зависит от погоды; фронт работ; неравномерное распределение объемов работ; эксплуатация может начаться первого километра.

Виды дорожно строительного производства и его виды: основное- строительно-монтажные работы (СМР-это работа по выполнению всех конструктивных элементов дороги и искусств сооружения), неосновные-все виды деят. дорожн. производ. направл. на беспирибойное обеспечение основного.

б) ЕТС (или единая транспортная система) – это основа всего транспортного обеспечения экономики страны.

Транспортная система составляет транспортные предприятия, транспортную инфраструктуру, ТС (транспортные средства), а также управление, в совокупности. ЕТС может обеспечить согласованное функционирование и развитие практически всех видов транспорта, для того, чтобы при минимальных затратах максимально удовлетворить транспортные потребности.

ЕТС представлена совокупностью эффективно взаимодействующих (вне зависимости от формы собственности, подчиненности ведомствам) видов транспорта: путей сообщения средств транспорта (с производствено – управленчским персоналом), которые обеспечивают погрузо-разгрузочные работы, перевозку грузов, людей, с использованием прогрессивных современных технологий, для того, чтобы наилучшим образом удовлетворить спрос грузовладельцев и населения на транспортные услуги.

Самой главной задачей ЕТС непременно должно стать наилучшее удовлетворение потребностей в транспортных услугах, на основе эффективнго взаимодействия вышеуказанных элементов внутренней среды транспортно-дорожного комплекса, учитывая надежность, экологичность, социальную справедливость и безопасность транспортного обслуживания внешней среды.

В транспортной сфере в Российской Федерации за последние несколько лет была проведена вся необходимая модернизация инфрастрктуры, что позволяет удовлетворять быстрорастущий спрос на грузовые и пассажирские перевозки, создавать определенный задел для будущего развития.

3) а)

б) Все работы, выполняемые на строительстве по назначению, применяемым средствам производства и характеру организации, делят на три группы: заготовительные, строительно-монтажные и транспортные.

Заготовительными называют работы по заготовке для нужд строительства дорожно-строительных материалов (камня, песка, гравия), полуфабрикатов (бетонной и асфальтобетонной смесей) и готовых деталей и изделий (железобетонные кольца для труб, балки для мостов, плиты для сборных покрытий и т. д.). Их выполняют асфальтобетонные и цементо-бетонные заводы, карьеры и щебеночные заводы, заводы по изготовлению бетонных и железобетонных изделий и деталей.

Заготовительные работы осуществляются силами и средствами производственных предприятий строительства или предприятиями промышленности строительных материалов. В первом случае организация работ всех предприятий (карьеры, заводы, полигоны, базы) органически входит в общую организацию строительства. Строители полностью отвечают за качество и количество продукции предприятий, а также доставку к месту ее использования. Во втором случае в обязанности строителей обычно входят только проверка качества и приемка материалов и изделий, а также их разгрузка и доставка на объекты.

Строительно-монтажными называют работы, выполняемые непосредственно на объекте по возведению и монтажу сооружений: дорог, мостов, жилых зданий, заводов и т. д. В дорожном строительстве к строительно-монтажным работам относят подготовительные работы, возведение земляного полотна, дорожных одежд, искусственных сооружений, зданий эксплуатационной и транспортной службы, а также работы по устройству временных сооружений жилого, бытового и производственного назначения. В большинстве случаев не менее 90% строительно-монтажных работ выполняют непосредственно на строительстве дороги и не более 10% приходится на устройство сооружений временного типа, предназначенных для обслуживания основного строительства.

По повторяемости и равномерности распределения объемов строительно-монтажные работы разделяют на линейные и сосредоточенные.

Линейными называют работы, равномерно распределяемые по всей строящейся дороге и повторяющиеся на каждом километре лишь с небольшими отклонениями от средних значений. К линейным работам относят устройство земляного полотна в небольших насыпях и выемках, постройку оснований и покрытий, труб и малых мостов. Наиболее объемные линейные работы — постройка земляного полотна и дорожных одежд — размещены непрерывно по всей дороге. Другие виды линейных работ (постройка труб, малых мостов, устройство ограждений и дорожных знаков) периодически повторяются.

Линейные работы обычно являются основными и составляют в среднем от 80 до 90% стоимости всего строительства.

Сосредоточенными называют работы, которые выполняют на коротких участках дороги. Они не повторяются на соседних участках, а по сложности производства, трудоемкости и большому объему резко отличаются от других работ. К ним относят устройство глубоких выемок и высоких насыпей, работы на скальных участках, постройку больших и средних мостов, дорог через болота большой протяженности, производственных предприятий и т. д. Сосредоточенные работы должны всегда опережать линейные с таким расчетом, чтобы последние выполнять непрерывным потоком. Часто для выполнения этих работ привлекают специальные строительные организации.

Комплексной механизацией работ предусматривается выполнение всех строительно-монтажных работ специализированными комплектами машин (СКМ), которые представляют систему машин, увязанных по технологическому назначению, производительности и основным параметрам.

Транспортными называют работы по доставке дорожно-строи-тельных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий от мест заготовки, переработки и изготовления к местам использования.

Непременным условием эффективности транспортирования грузов j является обеспечение сохранности его первоначального качества, поэтому при выборе транспортных средств и маршрутов перевозок необходимо учитывать степень транспортабельности данной категории груза, т. е. способность груза сохранять в процессе перевозки свое первоначальное качество. Так, например, бетонные смеси и растворы подвержены расслаиванию, потере пластичности, выплескиванию, а в зимних условиях — и замораживанию. Поэтому для их перевозки необходимо использовать специальный технологический транспорт — бетоновозы, автобетоносмесители и растворовозы. При этом пребывание транспортных средств в пути должно быть ограничено временем, исключающим потерю смесью качества.

При транспортировании асфальтобетонных смесей необходимо принять меры к сохранению температуры, обеспечивающей качество их укладки и уплотнения. При выборе транспортных средств для перевозки железобетонных изделий следует учитывать их повышенную восприимчивость к динамическим нагрузкам.

4) а)Материально-техническая база



Совокупность средств производства, которые используются или могут быть использованы в экономических процессах. Материально-техническая база экономики включает отраслевую структуру с выделением основных и вспомогательных отраслей инфраструктуры. Для предприятия понятие материально-технической базы учитывает наличие и приспособленность производственных площадей, возраст парка оборудования, соответствие наличных материальных ресурсов производственной программе.

б)

5) а) Ускоренные темпы развития городского транспорта и резкое увеличение объема грузовых и пассажирских перевозок в городах предъявляют все более высокие требования к прочности и долговечности городских дорог, безопасности движения, экономичности дорожного строительства, уменьшению его вредного воздействия на окружающую среду. Реализация этих требований в планах социально-экономического развития городов сегодня невозможна без широкого использования достижений науки и техники. Внедрение результатов научных исследований и прикладных разработок позволяет более экономично и эффективно использовать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы, направляемые на строительство и реконструкцию улично-дорожной сети и благоустройство городов.

В строительстве научно-технический прогресс проявляется прежде всего в индустриализации производства и его материально-технической базы, а также в совершенствовании организационных форм и методов управления.

Применительно к условиям дорожного строительства индустриализация означает превращение его в комплексно-механизированный процесс, основанный на использовании новейших средств автоматизации, эффективных материалов и прогрессивных методов строительства.

Одновременно необходимо резко повысить качество строительства и долговечность транспортных сооружений. Сейчас, например, межремонтные сроки службы асфальто- и цементобетонных покрытий в 2—3 раза меньше нормативных. Качество и долговечность городских дорожных сооружений во многом зависят от качества применяемых материалов, полуфабрикатов и конструкций. Стоимость же материалов, как правило, составляет не менее 50—60 % стоимости строительно-монтажных работ. Поэтому одно из главных направлений в совершенствовании дорожного строительства — это всемерное развитие предметов труда, материалов и конструкций. С этим связано решение целого ряда задач: унификация и типизация дорожных конструкций



и повышение уровня их заводской готовности, снижение массы и материалоемкости конструкций и сооружений; применение новых эффективных материалов; расширение использования местных материалов и побочных продуктов промышленности; совершенствование технологии приготовления и укладки материалов и т. д.

б) Разработанные схемы комплексной механизации работ состоят из пяти разделов, включающих в себя семь видов дорожно-строительных работ:

1. возведение земляного полотна;

2.устройство гравийного и щебеночного основания;

3. устройство основания из укрепленного грунта;

4. устройство облегченных черных покрытий;

5.устройство асфальтобетонного покрытия;

6. устройство цементобетонного покрытия;

7. устройство труб.

6) а) Согласно Единой системе различают четыре этапа подготовки строительного производства: общую подготовку строительного производства, подготовку строительной организации, подготовку к строительству объектов, подготовку производственных процессов и работы бригад.

Работы по общей подготовке строительного производства выполняют в основном различные службы заказчика и генподрядной проектной организации с привлечением работников генподрядной строительной организации.

Заказчик до начала проектирования подготавливает титульный список, согласовывает с местными органами место расположения стройки, определяет источники финансирования, решает вопросы о возможности использования существующих подъездных путей, линий электропередачи и других инженерных коммуникаций для нужд строительства.



В этот период заключается договор на проектные и изыскательские работы с генподрядной проектной организацией; принимается решение о количестве стадий при разработке проектной документации (проект и рабочая документация или рабочий проект); разрабатывается сводный сметный расчет и сметы к рабочей документации; разрабатываются рабочие чертежи на объем работ первого года строительства, которые утверждаются и передаются генподрядной строительной организации до 1 июня года, предшествующего планируемому; составляются спецификации для заказа оборудования, приборов, кабельных и других изделий для особо важных строек — до 1 апреля; разрабатывается проект организации строительства.

Кроме проектных работ на первом этапе организационно-технической подготовки формируется состав строительно-монтажных и специализированных организаций, необходимых для осуществления строительства; решаются вопросы о создании или наращивании их производственных мощностей. При необходимости разрабатывается, проектируется и изготовляется нетиповое или уникальное строительно-монтажное оборудование (опалубки, траверсы, кондукторы, краны и т. д.).

Решается комплекс вопросов, связанных с обеспечением строительства материалами, конструкциями, деталями и полуфабрикатами. При этом учитывается общий баланс этих ресурсов в увязке с планом развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии в данном экономическом районе. При необходимости определяются дополнительные производственные мощности материально-технической базы строительства и сроки их ввода в действие в увязке с планируемым строительством. Выявляются источники пополнения строительных организаций рабочими, обеспечения их жильем и социально-культурным обслуживанием.

Оформляется финансирование строительства и заключается договор с генподрядной строительной организацией на весь период строительства объекта, определяется его договорная цена.




Предыдущий:

Следующий: