аудит экзамен

Аудит как один из видов финансового контроля

Аудиторский финансовый контроль является одним из видов независимого вневедомственного (внешнего) контроля, осуществляемого в качестве предпринимательской деятельности по проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Аудит не подменяет собой государственный финансовый контроль, поэтому и законодателем цель аудита определена в качестве выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлены требования, предъявляемые к аудиторам, порядок лицензирования аудиторских организаций, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, перечислены субъекты, подлежащие обязательному аудиту, введен контроль качества работы аудиторов и т. д. Важное значение в финансово-правовом регулировании аудиторской деятельности имеет постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П. На федеральном уровне Правительством РФ утверждаются правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые могут быть императивными и рекомендательными.

В сферу финансово-правового воздействия включаются деятельность уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности и деятельность в сфере обязательного аудита.

Нормами финансового права регулируются отношения по обязательному аудиту, целью которого выступает проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Согласно действующему законодательству обязательному аудированию подлежат: государственные внебюджетные фонды, доходными источниками которых являются обязательные отчисления физических и юридических лиц; государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз минимальные размеры оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз минимальный размер оплаты труда. Для муниципальных унитарных предприятий финансовые показатели могут быть понижены на основании соответствующего закона субъекта РФ.

Обязательный аудит представляет собой завершающую стадию в системе официального бухгалтерского учета и является независимым официальным контролем за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская проверка осуществляется на основании возмездного и срочного договора, заключаемого между подконтрольным и контролирующим субъектами. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана застраховать риск ответственности за нарушение договора.

По результатам аудиторской проверки составляется заключение, являющееся официальным документом и выражающее в установленной форме мнение аудиторской организации (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности подконтрольного субъекта и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета действующему законодательству. Аудиторское заключение в качестве обязательного элемента входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год; его отсутствие является основанием для отклонения бухгалтерской отчетности, а налоговые органы не вправе считать ее достоверной.

2.Этапы становления аудита в России

Развитие аудита в России на много отстаёт от таких стран как Англия, США, Франция, Германия, в кот-х аудит развивается с конца 19 в. Этапы: 1) Развитие аудита в Рос-и условно считается с 1987г. по кон.19993г. В 1987г. была создана 1-ая ауд-ая организация «Интер аудит». В эти годы нач-ся подготовка ауд-ров и выдача 1-ых аттестатов, сертификатов и лицензий. 2) С дек. 1993 по авг. 2001. В этот период были разработаны ряд норматив-х док-в по аудиту, но в основном временных. Указом Президента РФ от 22.12.93г. №2263 были утверждены первые Временные правила ауд-ой дея-ти. Позднее Правительство РФ утвердило Временные норматив-е док-ы по ауд-ой дея-ти. В эти годы была создана Комиссия по ауд-ой дея-ти при Президенте, к-ой за период 1996-2000г. было разработано ок.40 Временных правил ауд-ой дея-ти. При МинФине РФ была создана Центра-ая аттестационно-лицензионная ауд-ая комиссия (ЦАЛАК) к-ая выдавала лицензии и квалификационные аттестаты ауд-рам. В этот этап начали проводится обязательные ауд-ие проверки. 3) Нач-ся после принятия ФЗ «Об ауд-ой дея-ти» от 7.08.01г. №119 – ФЗ. С 2001г стала формир-ся сис-ма нормативного регулир-я ауд-ой дея-ти. Были ликвидированы: комиссия по ауд-ой дея-ти при Президенте и ЦАЛАК.

3.Види аудита.

Разные авторы дают разную классиф-цию видов аудита. В зависимости от каких либо признаков можно выделить виды аудита: 1.По отношению к проверяемой организации: внешний и внутренний. 2.В зависимости от вида дея-сти проверяемой организации аудит подраздел-ся на: -общий; -банковский; — страховой; — инвестиционный (аудит бирж, внебюдж-х фондов, инвестиц-х институтов). 3. По отношению к требованиям Законодат-ва: обязательный и инициативный (добровольный). 4.В зависимости от периодичности проверки одним ауд-ром одной организации: первоначальный и согласованный ( повторяющийся). 5.По харак-ру (цели проверки): — подтверждающий; — системно-ориентированный; — аудит базирующийся на риске. Подтверждающий – проверка и подтверждение достоверности бух-х док-в и бух-й отч-ти. Системно-ориентированный – проведение проверки с учётом оценки состояния и эффек-сти сис-мы внутр-го контроля (СВК). Чем выше эффек-сть СВК, тем меньше времени нужно на внешний аудит. Аудит базирующийся на риске – концентрация усилий аудитора на проверку тех объектов, где риски яв-ся наибольшими, более высокими.

2.1 Особенности обязательного аудита.

Обязательный аудит – ежегодная обязательная ауд-ая проверка ведения бух учёта и фин-й (бух-й) отч-сти орг-ции или индивидуаль-го предпринимателя. Обязательному адиту подлежат орг-ции: 1)Орг-ции к-ые имеют организ-но-правовую форму ОАО. 2)Кредитные и страховые орг-ции, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды и гос-ые внебюдж-е фонды (пенсион-й, фонд соц-го страх-я, федер-й фонд обяз-го медиц-го страх-я, территор-е фонды обяз-го мед-го страх-я). 3) Орг-ции у к-ых объём выручки от реализации продукции за год превышает в 500 раз установленный миними-ый размер оплаты труда (МРОТ) или валюта баланса на конец года превышает в 200000 раз МРОТ (в настоящее время МРОТ – 100 руб, выручка более 50 млн, или валюта баланса более 20 млн.). 4)Федеральные, регион-ые и муницип-ые унитарные предприятия. В них аудит проводится в соответ-вии с Постановлением Првительства от 30.11.05г. №706. 5) Др-е орг-ции если обязательный аудит в них предусмотрен др федеральными законами (н-р, в СПК –с/х производ-е кооперативы, фин-во промышленные группы). Обязательный аудит имеет право проводить только ауд-ие орг-ции. В ряде случаев ауд-ая орг-ция выбирается для проведения аудита по результатам открытого конкурса.

4. Руководство аудиторской деятельностью в РФ.

Регулир-ие ауд-ой дея-ти осщ-ся путём разработки и принятия норматив-х док-в, к-ые в совокупности образуют СНРАД (сис-ма нормат-го регулир-я ауд-ой дея-сти). Среди теоретиков аудита нет единой точки зрения по кол-ву уровней у данной системы. Более оптимальной можно считать 4-х уровневую сис-му: 1ур. ФЗ №119 ЗФ, постановления Правительства РФ, указы президента, приказы МинФина в обл-сти аудита. 2ур. Федеральные правила (стандарты) ауд-ой дея-сти (ФП(С)АД). 3ур. Внутренние стандарты професс-ых ауд-их объединений (в т.ч. и аккредитованных). 4ур. Внутренние стандарты ауд-их орган-ций и индивид-ых аудиторов (локальные). К док-ам 1-го уровня кроме ФЗ №119 относ-ся: 1)Постановление Правит-ва РФ «О вопросах гос-го регулир-ния ауд-ой дея-сти в РФ» от 06.02.02 №80. 2) Постановление Правит-ва РФ «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» от 30.11.05г. №706. Федер-ые правила утверждаются постановлениями Правит-ва РФ. Первые 6 ФПАД были утверждены Правит-вом постановление от 23.09.02г. №696. В дальнейшем Правит-вом вносились изменения и дополнения в данное постановление. В натоящее время принято 31 ФПА. Федераль-е правила посвящены непосредственно аудиту или сопутствующим аудиту услугам. Федер-ые правила разрабатываются на основе междунар-х (МСА). ФПАД заменили ранее действующие Временные стандарты ауд-ой дея-сти, утвержден-е Комиссией при президенте. Однако в настоящее время некоторые временные стандарты МинФина рекомендованы к применению.

4.1 Государственное и негосударственное регулирование аудиторской деятельности.

Регулирование какой либо дея-сти может быть госуд-ое и негосуд-ное (саморегулирование). Регулир-ние более эффективно при сочетании гос-го регулир-ния и саморегулир-ния. Госуд-ое регулир-ния бух учёта и ауд-ой дея-сти осущ-ет Правительство РФ и уполномоченные им органы госуд-ной исполнит-ой власти. Основ-е фун-ции по регулир-нию аудита и бух учёта возложены на МинФин РФ (Кудрин). В составе МинФина в 2004г образован Департамент регулирования гос.фин. контроля (ГФК) аудит-ой дея-сти, бух учёта и отч-сти. Департамент подготавливает все док-ты по ауд-ой дея-сти и рассматривает их. На этот Департамен возложены фун-ции по разработке норматив-х актов, в т.ч. ПБУ, ФПА, методич-е указания и рекомендации и т.д. Кроме того при МинФине с 2002г действует Совет по ауд-ой дея-сти., на к-ый возложены фун-ции по саморегулир-ию ауд-ой дея-сти. В состав Совета входят представители гос-х органов, ЦБ РФ, руководители аккредитованных профессион-х ауд-х объединений. Совет принимает участие в подготовке осн-х док-в по ауд-ой дея-сти, в разработке ФПА, рассматривает результаты сдачи экзаменов при подготовке и переподготовки ауд-ров. Кроме того фун-ции по саморегулир-ию аудита возложены на аккредитованные профессион-ые ауд-ие объединения. В настоящее время при МинФине аккредитовано 5 объединений: 1)Московская уад-ая палата (МоАП). 2)Институт професс-х бух-ров и ауд-ров в России (ИПБ). 3)Аудиторская палата России (АПР). 4)Российская коллегия ауд-ров (РКА). 5)Институт професс-хых аудиторов (ИПА). Кроме ауд-их объединений в РФ созданы др професс-ые объединения аудиторов.

5. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, их права и обязанности.

В соответствии со ст.5 «Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской

(финансовой) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Как указано в п. 2.6 ПСАД «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», к формам, приемам и методам проведения аудита, как правило, относятся следующие:

а) формы и методы планирования аудита;

б) методы установления базовых показателей для определения уровня существенности и показателей выборки;

в) формы и методы проведения аудиторских процедур;

г) методы сбора и анализа аудиторских доказательств;

д) порядок взаимодействия с проверяемыми экономическими субъектами при получении от последних документации о финансово-хозяйственной деятельности;

е) порядок документирования аудита и дальнейшего архивирования рабочей документации;

ж) получения разъяснений по возникшим вопросам и дополнительных сведений;

з) организация внутрифирменного контроля качества аудита;

и) порядок и условия привлечения других аудиторских организаций и иных специалистов для участия в проведении аудита;

к) другие формы и методы проведения аудита по усмотрению аудиторских организаций.

6. Стандарты аудиторской деятельности, их виды и назначение.

Правила ауд-ой дея-сти – единые требования к порядку осуществления ауд-ой дея-сти. На международном уровне исп-ся МСА, к-ые носят рекомендательный хар-р. Разрабат-ся они Международной федерацией бух-ров, Советом по МСА, Комитетом по междунар-й ауд-ой практике и др. организациями. Примерно сущ-ет 40 стандартов на основе МСА каждая страна разрабатывает свои национ-ые стандарты. До принятия ФЗ №119 в РФ действовали Времен-е правила, утвержденные указом президента от 22.12.93г. №2263 и одобренные комиссией по ауд-ой дея-сти. Было разработано 37-38 Времен-х правил, но т.к. ФЗ -119 предусмотрено, что Федеральные правила утверждаются Правит-вом. Поэтому, Времен-е правила постепенно заменяются Федеральными. В настоящее время Советом по ауд-ой дея-сти рекомендованы для исп-ния следующие Времен-е правила: 1)Заключение ауд-ой орг-ции по спец-ым ауд-им заданиям. 2)Использование работы экспертов. 3)Проверка прогнозной фин-ой инф-ции. 4)Требования предъявляемые к внутренним стандартам ауд-их орг-ций. Отдельные положения Врем-х правил могут исп-ся при разработки внутр-х правил если они не противоречат федеральным. На основании ФПА професс-ые ауд-е объединения, отдельные ауд-ие орг-ции и индивидуальные ауд-ры разраб-ют внутренние (внутри фирменные) правила или стандарты. Требование внутр-х правил не могут быть ниже требований федеральных.

7. Подготовка, аттестация и повышение квалификации аудиторов.

Аттестация на право осущет-ния ауд-ой дея-ти – проверка квалицикации физ-х лиц, желающих заниматься ауд-ой дея-тью. Аттестация осущ-ся в соответствии с Временным положением о сис-ме аттестаций, обучения и повышение квалификации аудиторов, утверждённым приказом Минфина РФ от 12.09.02 №93Н. Аттестация осущ-ся в форме квалификационного экзамена. После сдачи экзамена выдаётся квалификационный аттестат аудитора. Типы аттестатов: 1)В области банковского аудита. 2)В области страхового аудита. 3)В области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиц-х институтов. 4)В области общего аудита. Обязательные требования к претендентам на получение аттестата ауд-ра: 1.Высшее эк-кое или юрид-е образование. 2.Стаж работы по эк-кой или юрид-ой специальности не менее 3лет. После получения аттестата ауд-р обязан ежегодно проходить повышение квалификации. Подготовкой и переподготовкой ауд-ров занимается Учебно-методический Центры включенные в государственный реестр. Программы проведения квалификац-х экзаменов и повышение квалификации утверждаются приказами Минфина. Экзамены на получение аттестата проводятся в 3этапа:1)Тестирование на компьютере. 2)Письменная работа на знание нормативных актов. 3)Решение практической задачи. В ФЗ №119 установлены основания и порядок аннулир-ия квалификац-го аттестата: если аттестат получен по подложным док-ам; если по решению суда ауд-р лишен права заниматься ауд-кой дея-тью; за систематическое нарушение требований законодат-ва по аудиту; за подписание ауд-го заключ-я без проведения ауд-ой проверки; если в теч. 2-х лет подряд ауд-р не осущест-ет ауд-ую дея-ть; если ауд-р не проходит повышение квалификации и др. Решение об аннулир-ии аттестата оформ-ся приказом МинФина.

Каждый аттестованный аудитор должен ежегодно проходить курс повышения квалификации в объеме не менее 40 ч. по программе, разработанной и утвержденной МинФином Рос-и, в имеющих лицензию на осуществление образовательной деят-ти учебно-методических центрах, определяемых МинФином РФ. Каждый ауд-р должен систематически самостоятельно повышать свою квалификацию путем:

- изучения законов, стандартов, инструкций, др. норм-х актов, вносимых в них дополнений и изменений.

- изучение зарубежного и отечественного опыта по организации и методике проведения аудита.

- участие в семинарах, конференциях, симпозиумах.

- разработка пособий, монографий по вопросам теории и практики аудита, бух.уч., налогообложения, финансов и права.

- участие в работе над правилами, методиками, программами уч. курсов по аудиту. Подтверждением повышения квалиф-ии ауд-ра является документ установленного образца о прохождении ежегодно повышения квал-ии в УМЦ или иных организациях, в объеме не менее 40ч. Требование к образованию ауд-ра, повышению квалификации и установлению перечня документов, их подтверждающих, рекомендованы правилом ауд-ой деят-ти «Образование аудитора».

8. Основные этапы подготовки аудиторской проверки.

Можно выделить 3 основ-х этапа ауд-й проверки: 1.Начальная стадия. 2.Этап сбора и обработки инф-ции. 3.Заключительная стадия. На начальной стадии выпол-ся виды работ: 1)Обор клиентов ауд-кими фирмами и выбор ауд-ров эк-ми субъектами (орган-ции, индивид-ые ауд-ры). 2)Идёт согласование условий аудита. 3)Заключ-ся дог-ры на проведение ауд-ой проверки. 4)Осущ-ся планирование ауд-ой проверки, устанавл-ся уровень существенности. 5)Произв-ся оценка ауд-го риска и др. виды работ. Проведение работ на начальной стадии аудита регулир-ся Фед-ми правилами аудита №12, 15, 3, 4, 8 и др. На втором этапе выполн-ся работы по непосредств-му проведению ауд-ой проверки. Основные работы: 1.Проводится изучение и даётся оценка сис-мы бух учёта и внутр-го контроля. 2.Проводятся различные ауд-ие процедуры для получения ауд-х доказательств. 3.Осущ-ся документирование хода ауд-ой проверки. Оновные виды работ на 2-ом этапе регулир-ся большинством Фед-х правил аудита: 2, 5, 7, 13-21. На заключительной стадии: 1)Обобщаются результаты проверки. 2)Составляется Ауд-ое Заключение по фин-й (бух-й) отч-сти. 3)Составляются др док-ты предусмотренные дог-ры (отчёт ауд-ра по результатам ауд-ой проверки или инф-ция ауд-ра по результатам проверки и др.). 4)Необходимая инф-ция доводится до руководства аудируемого лица. Осн-ные Фед-ые правила регулирующие работы на заключ-ой стадии – ФПА № 6 и 22.

9. Аудиторские доказательства, их виды и процедуры получения.

Аудиторские доказательства – инф-ция полученная ауд-ром при проведении проверки и результат анализа указанной инф-ции на кот-х основывается мнение ауд-ра. Единые требования к кол-ву и кач-ву ауд-их доказ-ств установлены в ФПА №5. Требования к ауд-им доказ-ам – они должны быть достаточными и надлежащими. Достаточность – колич-ая мера ауд-х доказ-в. Надлежащий – яв-ся кач-ной стороной ауд-х доказ-в. Источники получения ауд-х доказ-в: 1.Внутр-е – полученые непостед-но от аудируемого лица. 2.Внешние – полученные от др лиц. 3.Смешанные. При оценки надёжности ауд-х доказ-в исходят из: 1)Ауд-ие доказ-ва полученные из внеш-х источ-в более надёжны, чем доказ-ва прлученные из внутр-х источ-в. 2)Ауд-ие доказ-ва полученные из внутрен-х источ-в более надёжны если на предприятии налажена эффектив-ая сис-ма внутр-го контроля (СВК). 3)Ауд-ие доказ-ва собранные непосредст-но ауд-ром более надёжны чем доказ-ва полученные от аудируемого лица. 4)Ауд-ие доказ-ва в письм-ой форме более надёжны, чем заявления предт-е ауд-ру в устной форме. Аудит-е доказ-ва могут быть представлены в форме: документальной, визуальной, устной. ФПА №5 выделяет процедуры получения ауд-х доказ-в: 1.Тестирование средств сис-мы внутр-го контроля – действия проводимые с целью получения ауд-х доказ-ств для определения эффектив-сти функ-ния сис-мы бух учёта и внутр-го контроля. 2. Процедуры проверки по «существу» — детальная проверка правильного отражения в бух учёте оборотов и сальдо по счетам. 3.Аналитические процедуры – анализ и оценка полученной информации, исследование важнейших фин-х и эк-х показ-лей с целью выявления неправ-го отражения в бух учёте хоз-х операций, выявление причин таких искажений.

10. Аудиторское заключение, его составные элементы и виды.

Аудит-ая проверка фин-й отч-сти заверш-ся составлением ауд-го заключ-я. Ауд-е заключение (АЗ)– офиц-ый док-т, к-ый содержит мнение ауд-ра о фин-й отч-сти достоверности. Требова-е к составл-ю и содерж-ю ауд-го заключ-я учстан-ны ст.10 ФЗ №119 и ФПА №6. В этих док-ах дано такое опред-е АЗ. АЗ- офиц-ый док-т предназ-ный для пользователей фин-й отч-ти аудир-х лиц, составлены в соот-вии с ФПА, и содержащий выраж-ое в устан-й форме мнение ауд-ой орг-ции или индивид-го ауд-ра о достоверности фин-й отч-ти аудир-го лица и соот-вии порядка ведения б.у. законод-ву РФ. В ФПА № 6 даны единые требования к форме и содержанию АЗ с использ-ем стандартной (унифицированной) терминологией. Унифицированная форма АЗ облегчает понимание его содержания пользователями фин отч-ти. АЗ должно включать элементы: а)Наименование. Б)Адресат – АЗ адресуется собственником орг-ции, т.е. акционером, учредителем, участником, советом директоров, общему собранию. В)Сведения об ауд-ре – организац-но-правовая форма и ФИО индивидуального ауд-ра, наимен-ние фирмы, место нахождения, № и дата свидетельства о гос-ой регистрации, № и дата лицензии, членства в професс-ом объединении. Г)Сведения об аудируемом лице – организ-ноправовая форма и ФИО индивидуального предприним-ля, место нахождения, № и дата гос-ой регистрации. Д)Вводная часть – она начин-ся словами – «Мы провели аудит фин отч-сти…орг-ции за период…». Затем перечисл-ся формы проуадир-ой отч-ти. В этой части указ-ся, что ответ-сть за подготовку и представление фин-й отч-ти несёт руков-во орг-ции. Обязанность же ауд-ра – выразить мнение о достоверности отч-сти. Е)Часть, описывающая объём аудита – ауд-ие процедуры к-ые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах согласно (ФПА 1). Здесь указ-ся: 1.В соот-вии с какими норматив-ми док-ми проводился аудит. 2.Как аудит был спланирован. 3.Указ-ся что аудит проводился на выборочной основе. 4.Какие процедуры аудита применялись и др. Ж)Часть содержащая мнение ауд-ра – эта часть нач-ся словами – «По нашему мнению фин отч-ть …». Кроме этого могут быть описаны существенные искажения бух отч-ти, недостатки в ведении бух учёта и др факторы влияющие или не влияющие на мнение аудитора. От этой части зависит вид АЗ (безоговорочно положительное и модифицированное). З)Дата АЗ – должно датироваться числом когда был завершен аудит. И)Подпись аудитора – если аудит проводит ауд-ая орг-ция, то АЗ подпис-ся руководителем данной фирмы и лицом проводившем аудит или лицом возглавлявшим проверку, с обязательным указанием номера квалификац-го аттестата. Если аудит проводит индивидуаль-й ауд-р, то должна быть подпись этого ауд-ра с указанием квалификац-го аттестата. АЗ и проаудированная отч-ть должны быть сброшюрованы в один пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью ауд-ра с указанием общего кол-ва листов.

11 Модифицированное мнение в аудиторском заключении, его формы.

Модифицированное мнение в аудиторском заключении регулируется Федеральным стандартом аудиторской деятельности ФСАД 2/2010, который утвержден Приказом Минфина России от 20.05.2010 г. № 46н. Из положений стандарта следует, что если аудитор Вам сообщил о выдаче аудиторского заключения с модифицированным мнением, то:

либо Ваша бухгалтерская отчетность в целом содержит существенные искажения, и аудитор имеет доказательства этого обстоятельства;

либо Аудитор не смог получить достаточные доказательства отсутствия возможных существенных искажений, на наличие которых он проверял Вашу бухгалтерскую отчетность.

И в первом и во втором случае у аудитора есть основания поставить под сомнение  достоверность Вашей бухгалтерской отчетности, и в специальной части аудиторского заключения он в обязательном порядке раскрывает причины своего мнения.

Форма модифицированного мнения аудитора зависит от степени распространения влияния выявленных (подозреваемых) существенных искажений на Вашу отчетность.

Существенным искажение (или группа искажений) является, если превышает установленный аудитором уровень существенности (это отдельный стандарт аудита). При этом существенное искажение может быть всеобъемлющим, то есть затрагивающим несколько элементов (статей, форм и т.п.) Вашей отчетности. Всеобъемлющим может так же признаваться искажение основополагающей информации в отчетности (например, информации о наличии крупных судебных разбирательств, прекращении деятельности и т.п.)

Мнение с оговоркой

Аудитор прибегает к данной модификации, если, по его мнению, Ваша бухгалтерская отчетность достоверна, за исключением влияния (или возможного влияния) на нее отельных обстоятельств. Имеется ввиду, что аудитор не подтверждает отдельные строки Вашей отчетности или потому, что нашел в них существенные искажения, или потому, что не получил от Вас подтверждающих документов (например, если таких документов нет или они составляют коммерческую тайну). Подчеркну, что в данном случае выявленные обстоятельства не всеобъемлющи, т.е. сосредоточены в отдельной форме и в целом существенно не искажают отчетность. Например, аудитор модифицирует оговоркой свое мнение в заключении, если выявил неотражение в бухгалтерском балансе стоимости приобретенного оборудования, неправильную квалификацию полученного Вами займа, или если не получил информацию о вкладах в уставные капиталы дочерних компаний и тем самым не смог подтвердить существенную сумму финансовых вложений в балансе и т.д.

Отрицательное мнение

Аудитор использует данную модификацию, если имеет достаточные доказательства наличия в Вашей бухгалтерской отчетности существенного искажения, которое затронуло более чем одну форму отчетности. В такой ситуации Аудитор своим заключением информирует пользователей Вашей бухгалтерской отчетности, что она не отражает достоверно финансовое положение и финансовый результат Вашей организации. Например, Аудитор установил, что Ваша бухгалтерская отчетность составлена без включения данных по обособленным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, если в ней не отражены существенные недостачи имущества, выявленные по результатам инвентаризации, если значительные убытки от текущей деятельности неправомерно отражены в качестве актива на балансе (в качестве расходов будущих периодов) и т.п.

Отказ от выражения мнения

Такую модификацию аудитор использует в крайнем случае и только, когда столкнулся с ограничением объема запрашиваемой информации или невозможностью проведения отдельных аналитических процедур. Иными словами аудитор не смог подтвердить большую часть существенных данных Вашей бухгалтерской отчетности, и в то же время он не может утверждать, что такая информация искажена. Такая ситуация возникает, если аудитор не участвовал в годовой инвентаризации и Вы ему отказали в проведении альтернативной (выборочной) инвентаризации активов и обязательств, если по запросу аудитора ему не представлена информация о наличии (возникновении) отдельных активов или обязательств, составляющих более 50% валюты баланса и т.п. Подчеркну, что отказ от выражения мнения, оформленный аудитором в установленной форме, является полноправным аудиторским заключением.

Аудитор никогда не модифицирует свое заключение тайком от Вас. По стандарту Аудитор обязан перед выдачей заключения обсудить с Вами или собственниками Вашей организации (в зависимости от того, кто заказал аудит) обстоятельства, влияющие, по его мнению, на Вашу отчетность. По результатам данной беседы аудитор и определяет, есть ли необходимость модифицировать мнение в аудиторском заключении. При этом важно отметить, что по закону размер денежного вознаграждения аудитора не может зависеть от типа выданного им аудиторского заключения (п. 2 ст. 8 Закона об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-Фз).

12. Сообщение информации по результатам аудита руководству аудируемого лица. Содержание отчета аудитора.

ФПСАД № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника» устанавливает единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, руководству (руководящим работникам) аудируемого лица и представителям собственника этого лица.Информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней. Информация включает только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.Аудитор должен сообщать информацию руководству и представителям собственника аудируемого лица. Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской (финансовой) отчетности (например генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер).

Ау-ры обязаны предоставить адресату пись-ю инф-ю по результатам проведения аудита. При инициативном ау-е промежуточная инф-я предоставляется в процессе ау-а, если это предусмотрено договором, а пись-я инф-я выступает как часть ау-го заключения. В пись-й инф-ии приводятся данные с целью доведения до руководства сведений о недостатках в уч-х записях, отч-ти, средств внут-го контроля, в соблюд-ии законодательства. содержит предложения по совершенствованию бух.уч. и СВК. В ней должны быть указаны все обнаруженные существенные ошибки и искажения. Пись-я инф-я не может рассматриваться как полный отчет о всех недостатках, т.к. включает те которые обнаружены в ходе проверки. Первая стр. пись-ии офор-ся на бланке аудит-й орг-ии. Она должна включать: 1- реквизиты аудит-й орг-ии (наимен-е, адрес, номер лицензии, расч-й сч, фамилии ауд-в); 2- реквизиты аудиру-го лица. 3- период времени за который проведен аудит. 4- выявленные нарушения в уч., отч-ти, СВК, соблюдении закон-ва. Письм-я инф-я предоставляется руководству на завершающей стадии аудита и строго указанным лицам в договоре. Данная инф-я сост-ся не менее чем в 2х экземплярах. При смене ауд-й орган-и руководство должно предоставить письм-ю инф-ю за 3 прошлых года.

13. Аудит кассовых операций

Проверка осуществляется в соответствие с разработанной программой проверки. Основные этапы проверки: 1-Проведение инвентаризации кассы, обследование условий хранения средств. 2-Тестирование средств внутреннего контроля. 3-Проверка качества составленных документов. 4-Проверка наличия разрешений на выдачу денег. 5-Проверка целевого использования денежных средств и законности совершения кассовых операций. 6-Проверка регистров учёта и форм БО. 7-Формирование информации по результатам проверки и разработка рекомендаций по устранению нарушений. При проведении проверки аудитор должен получить аудиторские доказательства (АД) по всем основным параметрам, указанным в ФПА №5. Примеры АД: 1-тесты систем внутреннего контроля (СВК). 2-акты инвентаризации кассы. 3-объяснительная кассира о причинах излишка или недостачи денег в кассе. 4-справки о результатах проверки соблюдений предприятием порядка работы с денежной наличностью (составленные банком или отделением федерального казначейства в соответствие с положением 14-П).Обобщение результатов проверок. На основании собранных АД аудитор оформляет рабочие документы, которые используются при написании отчёта по итогам проверки. В отчёте аудиторы отмечают выявленные нарушения, проводят конкретные примеры и дают рекомендации по их устранению. Типичные нарушения в учёте кассовых операций: 1-отсутствие договоров о полной материальной ответственности. 2-плохое оборудование в кассе. 3-доступ в кассу посторонних лиц. 4-подчистки, исправления в кассовых документах. 5- Отсутствие отдельных регистров учёта или регистрационных документов. 6-превышение кассового лимита и лимита расчётов наличными деньгами. 7-выплаты юридическим лицам через подотчётных лиц без составления авансовых отчётов. 8-отсутствие доверенностей от юридических лиц при получении наличных денежных средств. 9-нарушения в корреспонденции счетов. Аудиторы обращают внимание на проводки, где счёт 50 корреспондируется со счетами затрат. Д-20,23,25,26,44 К-50. Как правило списание расходов на счета затрат должно производится по авансовым отчётам, т.е. по РКО Д-71 К-50. Д-20-29,44 К-71 по авансовому отчёту. Иногда выдача материально помощи выдаётся из кассы бех предварительного начисления: Д-91/2 К-50. По правилам материальную помощь нужно сначала начислить, а затем выдать: Д-91/2 К-70 (73) Д70(73) К-50. Если производятся расчёты с юридическими лицами, нужно делать следующие проводки: Д-71 К-50 РКО, Д-60,76 К-71-по аванс. Выявлен излишек денег в кассе: Д-50 К-91/1. Недостача денег в кассе списывается: Д-94 К-50. Д-73.2 К-94 – По вине кассира . Д-91.2 К-94 – Недостача списана по вине предприятия

14. Аудит операций по расчетным счетам.

Государственное регулирование безналичных расчётов осуществляет ЦБРФ. Основным нормативным документом является Положение о безналичных расчётах. Юридические основы взаимоотношений организаций и банков определены ГК РФ, НК РФ и данным положением. В ГК РФ и в НК РФ дано определение банковского счёта. Взаимоотношения банка и организации строятся на основе Договора банковского счёта. Источники информации: -договоры банковского счёта (договор на РКО); -первичные расчётные (платёжные) документы; -выписки банка; -регистры БУ; -бухгалтерская и налоговая отчётность; -формы и порядок заполнения первичны расчётных документов устанавливаются ЦБРФ. Основные направления проверки: 1-определение всех счетов открытых в коммерческих банках или в федеральном казначействе; 2-проверка выписок банка и приложенных к ним документов; 3-проверка обоснованности и законности произведённых расчётов, т.е. проверка наличия договоров, контрактов, исполнительных документов, и др.4 -проверка ведения регистров учёта; 5-проверка корреспонденции счетов; 6-проверка достоверности информации, отражённой в БО (проверяется с учётом кассовых операций). Приёмы проверки (процедуры аудита): 1-сверка сумм выписках банка и в прилагаемых к ним документах; 2-сверка соответствия остатков на счетах по выпискам в банках остаткам в регистрах учёта; 3 -запрос в банки и получение подтверждения об остатках на расчётных счетах; 4-тестирование средств внутреннего контроля; -и т.д. Аудитор проверяет: -наличие регистров учёта по каждому расчётному счёту; -наличие записей по каждой выписке банка; -тождественность записей в учётных регистрах и выписках банка. Типичные нарушения:1) Списание денежных средств со счетов без наличия оправдательных документов (т.е. бездокументарное или бестоварное списание). 2)Отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках. 3)Отсутствие штампа банка о принятии документов на обработку. 4)Неправильная корреспонденция счетов, особенно отнесение платежей непосредственно в дебет счетов затрат. Д-20-29,44,91,08 (10,41,11) – не должно быть К-51. В дебет материальных счетов Д-08,20-29,44,10,41,11 К-60(76); Д-60,76 К-51. Обдной из ошибок является списание процентов по кредитам и займам без предварительного их начисления Д-91/2 К-51 – не правильно. Необходимо ежемесячно начислять проценты по кредитам и займам 1. Д-91/2 К-66,67 – начислены %ы по кредитам и займам 2. Д-66,67 К-51 Учтены %ы. Без предварительного начисления можно оплачивать только банковские услуги Д-91/2 К-51 Оплата банковских услуг.

15. Аудит наличия и сохранности основных средств.

Предварительный контроль за порядком хранения и обеспечения сохранности ОС осуществляют руководители специалисты обязаны обеспечить закрепление объектов ОС за конкретными лицами, надлежащее условие хранения и охрану ОС. Из других случаев предварительного контроля можно назвать проверку готовности техники к посевным и уборочным работам техники. В это время проводится ремонт. Проверку ОС начинают с проверки достоверности данных на 1 число проверяемого периода. Уточняются данные описи инвентарных карточек, их количество по картотеке, по классификационным группам, сверяются с описью. При отсутствии каких-либо карточек выясняют причины расхождений, убеждаются в наличии этих объектов. И аудитор предлагает главному бухгалтеру немедленно восстановить эти карточки. При недостаче объектов в натуре необходимо взять письменное объяснение от МОЛ и сделать выводы о виновности кого-либо. Дальше аудитор проверяет стоимость ОС, остаток по Д-01, по главной книге сопоставляются с суммой по данным карточек. Дальше аудитор проводит выборочную инвентаризацию в местах хранения ОС и убеждается в реальном их наличии. При отсутствии отдельных объектов берётся письменное объяснение, определяется виновный и принимается решение о возмещении остаточной стоимости недостающего объекта исходя из стоимости по рыночным ценам. Аудитор проверяет своевременность и полноту проведения годовой инвентаризации ОС перед составлением годового отчёта, но не ранее 1 ноября. В протоколе инвентарных комиссий аудитор изучает принятые решения по урегулированию расхождений и определения правильности отражения ОС. Недостача ОС, прежде всего данный объект списывается на счёт 01/11. Полная стоимость объекта ОС: Д-01/11 К-01. Начисленная амортизация списывается проводкой: Д-02 К-01/11. На счёт 01/11 получилась остаточная стоимость данного объекта (недостача). Отражена недостача ОС по остаточной стоимости: Д-94 К-01/11. Эту недостачу списываем при наличии виновного лица: Д-73/2 К-94. Объект оценивается по рыночной стоимости. Дооценка объекта до уровня рыночных цен: Д-73/2 К-98. Виновное лицо возместило ущерб: Д-50, 70 К-73/2. Если нет виновного лица, то недостача за счёт предприятия: Д-91 К-94. В факт проверки аудиторы включают все суммы нарушения и даются предложения по их устранению. Во время проверки проверяется своевременность и полнота и закрепления объекта ОС за конкретным лицом. В ходе проверки особое внимание уделяется хранению бездейтсвующих ОС.

16. Аудит поступления и выбытия основных средств.

Операции по поступлению и выбытию ОС проверяют сплошным способом. Цель проверки: установить законность, целесообразность и своевременность оформления движения ОС. Законность поступления ОС определяется путём сопоставления оприходованных объектов с внутрипостроечным титульным спискам.

Далее аудитор устанавливает соблюдены ли правила оформления ввода в эксплуатацию ОС, своевременно ли это отражено на счетах БУ. После проверка даты ввода оприходывания объекта по счёту 1 сопоставляются в актах приёмочной комиссии.

Выбытие ОС. Предприятие может продавать, сдавать в аренду, списывать в связи с износом и т.д. По каждому факту выбытия делается проверка. В актах осмотра ОС, которые заполняются ликвидационной комиссии, выявляется причины ликвидации, техническое состояние объекта, данные об оприходовании материалов. Если объект выбыл по неуважительным причинам, то аудитор пересчитывает размер ущерба. Выбытие через счёт 01/1.

17. Аудит учета амортизации ОС

Значительную сложность в аудите начисления амортизации внесло разрешение, которое позволило предприятию выбрать один из четырех методов амортизации, предложенных в ПБУ 6/01, и положение о выборе метода амортизации, разрешенного для целей налогообложения в главе 25 Налогового кодекса (амортизация линейная; ускоренная с коэффициентом 2; при использовании в агрессивной среде или полученная по лизингу с коэффициентом 3). Аудитор должен оценить целесообразность, законность применения выбранного метода начисления амортизации и правильность его применения.

Аудитору необходимо проверить правильность применения норм амортизации к конкретным объектам основных средств.

Амортизация, начисленная по установленным нормам, включается в издержки производства (себестоимость) предприятия. Если предприятие сдает отдельные объекты основных средств в текущую аренду, то в зависимости от признания доходов от аренды основным или операционным доходом начисленная по сданным в аренду основным средствам амортизация должна включаться либо в себестоимость, либо в состав операционных расходов (дебет счета 91, кредит счета 02).

Аудитор проверяет правильность начисления износа основных средств в течение нормативного срока службы (эксплуатации) объектов основных средств или срока, за который балансовая стоимость основных средств полностью включается в издержки производства (себестоимость), после чего начисления прекращаются.

Аудитор проверяет правильность и целесообразность применения аудируемым предприятием ускоренного метода начисления износа активной части основных средств. Начисление износа по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим – прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

По полностью амортизированным основным средствам начисление износа прекращается с первого числа месяца, следующего за последним месяцем, в котором стоимость этих средств была полностью перенесена на стоимость продукции (работ, услуг).

Во время проведения реконструкции, технического перевооружения основных средств с полной остановкой, при переводе основных средств в установленном порядке на консервацию износ не начисляется. На время реконструкции и технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств.

Износ по объектам основных средств, не оконченным строительством (не оформленным актами приемки), но фактически эксплуатируемым, начисляется в общем порядке. Основанием для начисления износа является справка о стоимости этих объектов (их частей) по данным учета капвложений (на счете 08). При оформлении актами о вводе в действие этих объектов и зачислении их в состав основных средств ранее начисленную сумму уточняют.

В с/с продукции ежемесячно включается потреблённая часть с/с ОС или их амортизация. С 2002 года согласно 25 главе НК РФ был изменён перечень имущества, который не амортизируется для целей НЖ, ограничена стоимость до 20т.р. для неамортизированного имущества, были введены 10 амортизационных групп, согласно которым применяются нормы амортизации. Отнесение ОС в ту или иную группу происходит из срока полезного использования: 1. Срок 1-2 года. 2. 2-3 года. 3. 3-5 лет. 4. и т.д. 8. свыше 20 до 25 лет включительно. 9. 25-30 лет. 10. свыше 30 лет. Обязательно определяется месячная сумма амортизации. 1ый метод – линейный. 8-10 группы только линейным методом происходит амортизация. 2ой метод: метод уменьшаемого остатка. Используют в основном по НМА. 3ий метод: по сумме чисел лет. 4ый: пропорционально выпуску продукции. С этого времени ввели понижающие и повышающие коэффициенты. Например, по автомобилям и микроавтобусам – понижающий коэф-т 0,5. Ускоренная амортизация – повышающий коэф-т. Начислена амор-ция: Д-20/1,2, 23, 26… К – 02.

19. Аудит материально-производственных запасов.

Задачи аудита и источники информации по МПЗ.

Материальные затраты составляют около 2/3 с/с продукции, поэтому контроль за МПЗ важен для ресурсосбережения.

Основные задачи аудита МПЗ:

1 проверка соблюдения условий, обеспечивающих сохранность МПЗ

2 проверка правильности отражения операций по приобретению и отпуску материальных ценностей, по исчислению их фактической с/с, по определению потерь от естественной убыли, перерасхода и незаконного расходования

3 выявление фактов растрат, недостач и хищений

4 установить причины и должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях

При полной документальной проверки:

1проверить организацию складского хозяйства, организацию правильности хранения материальных ценностей

2выявить полноту своевременность и правильность оприходования МЦ, поступающих по разным каналам

3проверить полноту, своевременность и правильность отражения расходования МПЗ

4выявление соблюдения нормативов обеспеченности предприятия ТМЦ, эффективность их использования на предприятии, соответствие данных БУ данным отчётности

Основные источники информации: первичные документы, накладные на отпуск ТМЦ, лимитно-заборные карты, журнал учёта доверенности, карточки складского учёта, отчёты о движении материалов и др. Далее данные синтетического и аналитического учёта по 10, 41, 43 и пр.

Аудит соблюдения условий, обеспечивающих сохранность МПЗ

К этим условиям относятся:

1. Правильный подход к расстановке кадров МОЛ и снабженцев

2. Организация складского хозяйства

3. Организация охраны складов, пропускной системы и внутрихозяйственного контроля за наличием материальной ценности.

При проверке деятельности МОЛ необходимо установить, не привлекались ли они ранее к уголовной ответственности за хищение материалов и денег. Проверяют, заключены ли с МОЛ индивидуальные договоры о материальной ответственности и где они хранятся. Согласованы ли с главным бухгалтером их приём, перемещение и увольнение этих лиц. Эти вопросы аудито проверяет по данным отдела кадров и путём собеседования. В отделе кадров должны быть в наличие договора о полной материальной ответственности. В бухгалтерии предприятия проверяется своевременность и правильность оформления материальной ответственности при смене МОЛ.

Далее необходимо проверит как соблюдатся правила складирвоания матераилов, имеются ли склады и ценности целевого назначения, проверяется нет ли потерь из-за нарушений этих правил. Проверяют, оснащены ли места хранения весами и мерной тарой. Аудитор устанавливает техническое состояние складских помещений.

При внутрихозяйственном контроле также проверка делается на складах семян, минеральных удобрений, ядохимикатов. Перед уборкой урожая следует проверить зернохранилища. Проверяются ёмкости для хранения, противопожарные средства.

Аудитор также изучает установленный в хозяйстве порядок сторожевой охраны, пропускной системы. Далее аудитор проверяет какой контроль за ввозом и вывозом МЦ, проверки можно организовывать внезапно, как бухгалтерия контролирует материально-ответственных лиц. Аудитор проверяет, как выполнялись сроки инвентаризации, не принимались ли необоснованные решения о списании недостач на затраты производства или на финансовые результаты, вместо с взыскания с виновных, правильно ли исчисляется размер естественной убыли, как на предприятии поступают с непригодными запчастями, как списывается порча материальных ценностей. Для изучения всех этих вопросов аудитор берёт данные со счетов 94, 26. обязательным элементом проверки – проверка складского учёта, у кладовщика проверяют ведение книг или карточек складского учёта, аккуратность их оформления.

19. Аудит поступления МПЗ

Аудитор сверяет данные 2 раздела актива баланса с главной книгой. В контроле за оприходованием МПЗ важно проверить полноту и своевременность оприходования продукции собственного производства. Наряду с приёмами документального контроля широко используются приёмы фактического контроля. Поступление зерна, овощей, картофеля и другой продукции растениеводства, производится путём сверки реестра отправки зерна и другой продукции с поля, накладных на вывоз и других первичных документов по оприходованию продукции, документами по оплате труда.

Обращают внимание на подлинность и правильность составления этих документов. Проверяют баланс продукции. По продукции животноводства следует проверять по форме и по существу журнал учёта надоя молока, дневники поступления с/х продукции и другие учётные документы, сравнивают с документами на оплату труда. Эффективно применять такие процедуры, как контрольные надои молока, контрольный сбор яиц и т.д.

Далее аудитор проверяет правильность оприходования со стороны ТМЦ, проверяется наличие расчётов потребности покупных материалов, проверяется наличие договоров с поставщиками. Все операции по приобретению со стороны должны быть сверены со счетами расчётов, кассой, расчётным счётом и т.д. Если имеются факты неполного оприходования ТМЦ со стороны, аудитор выявляет причины и виновных. По фактам расхождений составляют промежуточные акты и принимают меры к взысканию недостач. Аудитор проверяет ведётся ли в хозяйстве журнал учёта выдачи доверенности, соблюдаются ли порядок выдачи доверенности только работникам данного предприятия, только при наличие наряда или счёта на получение материала с заполнением всех реквизитов на срок не более 15 дней или до месяца. При выявлении фактов недооприходованных покупных ценностей выписывают аудиторы в отдельную ведомость данные: дата их поступления, номера приходных документов, количество, стоимость, место хранения, виновное лицо. Эти данные включаются в акт проверки.

20.Аудит выбытия МПЗ

При оформлении выбытия ТМЦ наиболее часто встречаются следующие нарушения:

-по с/х продукции: её хищение во время уборки и порча при хранении, тщательно изучаются аудитором акты на списание семян, сравниваются фактические данные с нормами высева, изучаются ведомости коров, нормы кормления. Поверяются не ли случаев списания на затрат производства, недостач от порч, далее аудитор анализирует расходную часть с/х баланса продукции.

-по минеральным удобрениям часто бывает их порча от небрежного хранения в открытом виде, неправильно вносятся удобрения в почву

-по твёрдому топливу проверяется нет ли фактов неправильного отпуска по низким ценам

-по нефтепродуктам следует приглашать специалистов, далее делают проверки прямо в гаражах, как там поставлен учёт отпуска бензина, сверяют с документами о расходах горючего

-медикаменты, ядохимикаты проверяются тщательно, расход спирта, морфия, правильность их хранения

-нет ли случаев незаконного расходования материалов, запчастей. Проводится встречная сверка с другими счетами.

Все выявленные акты неправильного расходования определяются размеры ущерба, оформляются в актах проверки. Рассчитываются показатели: удельный вес в структуре с/с продукции. Рассчитывают состав и структуру производственных запасов.

Типичные ошибки в учёте МПЗ

Наиболее характерными ошибками являются: не заключение договоров о материальной ответственности, неправильно оформляются документы по приходу и расходу ТМЦ, не ведётся аналитический учёт движение ТМЦ в бухгалтерии, не регулярно производится сверка данных по движению ТМЦ в бухгалтерии и на складе, не проводиться инвентаризация, на складах храниться большое количество неиспользуемых/ ненужных ценностей, неправильно производится списание материалов по видам расходов. Также неверно ведётся учёт НДС по поступившим МЦ.

22. Аудит учета затрат на производство.

Значение аудита затрат заключается в том, что полная с/с продукции прямо влияет на величину прибыли и рентабельности продукции, а также на размер налога на прибыль и размер дивидендов, получаемых собственниками.

Затраты могут быть: производственные и внепроизводственные (коммерческие) — сбытовые, транспортные, не возмещаемые покупателем.

с/с: Производственная, Полная (Коммерческая)

Традиционный вариант учёта затрат на производство подразумевает их деление на прямые и косвенные по методу включения в себестоимость продукции.

Классификация по элементам затрат:

-материальные затраты

-затраты на оплату труда

-отчисления на социальные нужды

-амортизация

-прочие расходы

Классификация по технологическому процессу

Основные, те затраты, при изготовлении продукции вещественно входят туда

Накладные

Затраты также делятся на:

-переменные (зависят от объёма продаж)

-условно-постоянные

Общая схема учёта затрат на основное производство такова: все прямые затраты относят на Д-20 с К разных счетов (10,70,69,02). При этом затраты вспомогательного производства собираются по Д-23, а накладные по Д-25,26. И в конце года с К-23,25,26 они переносятся в Д-20. По Д-20 формируются фактическая с/с продукции. В течение года выход продукции ведут по плановой с/с: Д-40 К-20. Далее делаются корректировки плановой себестоимости на фактическую. Основное производство выпускает продукцию и реализует её: Д-90 К-43. По Д счёта 90 относят дополнительные сбытовые расходы и формируют полную (коммерческую) себестоимость.

Имеют особенности записи при разных методах учёта затрат. Аудитор изучает учётную политику, где оговаривается все особенности ведения учёта затрат, в т.ч. метод учёта затрат, методы калькулирования с/с продукции, методы распределения накладных расходов.

Методы учёта затрат:

-попередельный. Чаще всего в с/х. (с непрерывным технологическим процессом)

-позаказный. В индивидуальном производстве или мелкосерийное

-нормативный

-простой (котловой) – просто собирают затраты

Стандарт-кост (директ-костинг). При этих методах затраты делятся на переменные (производственные), которые обусловлены технологией и зависят от объёмов производства и условно-постоянные (периодические), которые зависят от длительности отчётного периода.

Основные задачи аудита:

1-проверить правильность разграничения в учёте и отчётности источников возмещение различных затрат за счёт с/с, за счёт прибыли фондов, и резервов, целевое финансирование

2-проверка обоснованности формирования издержек производства по элементам затрат и калькуляционным статьям в БУ и отчётности.

3-правильность распределения затрат между отчётными периодами, между готовой продукцией и незавершённом производстве.



4-проверка соблюдения технологии производства, обеспечивающей наибольший выход продукции с единицы площади или в расчёте на 1 голову скота, при наименьших затратах

5-выявление резервов снижения с/с по разным статьям затрат

Источники информации:

1-данные производственно-финансового плана по производству основных видов продукции, по использованию земельных площадей, по поголовью животных

2-первичные документы по списанию затрат, при этом обращается внимание на наличие в документах обязательных реквизитов

3-данные синтетического и аналитического учёта по счёту 20, 23,25,26,29и др.

4-журналы учёта затрат, ведомости учёта затрат и выхода продукции по основному и вспомогательному производствам и др.

5-фрмы годового отчёта

6-нормативы затрат

7-учётная политика

Аудит учёта затрат на производство с/х продукции по отдельным элементам.

Проверку затрат начинают с изучения организационных и технологических особенностей предприятий. Определяют специализацию, масштабы, структуру каждого вида производства. далее аудитор проверяет учётную политику на предмет соблюдения принципа постоянства по методу учёта затрат и методу калькулирования. Аудитор делает вначале анализ удельного веса статей затрат в общем составе затрат в отчётном году по сравнению с предыдущим годом и с планом.

При анализе выяснение отклонения в структуре затрат, их причины. Анализируются показатели отчётности по затратам, аудитор должен провести специальные расчёты, использовать метод цепных подстановок, корреляции, индексный и т.д. Применение этих методов позволяет выявить закономерности и взаимосвязи между факторами, влияющими на с/с и уровень с/с продукции.

Такой анализ делается по каждому виду производства, и там, где имеются существенные колебания, значительный переход или недоиспользование средств, аудитор должен провести более глубокий анализ.

Дальше аудитор в таких случаях должен получить письменное объяснение от руководителя и главного бухгалтера по поводу отклонения. Плановую с/с продукции определяют по технологическим картам, в которых она подсчитана с применением обоснованных норм расходов с учётом нормативных затрат на с/с и др. Выявляется эффективность внутрихозяйственного контроля над затратами.

Далее аудитор применяет также процедуры, как устный опрос работников предприятия и тестирование по специальному вопроснику. Это позволяет ему иметь более углубленное представление о данном участке учёта.

Аудитор выявляет в чём состоят отклонения в учёте затрат о методических рекомендаций: правильно ли аналитические счета? Как выбираются объекты учёта на счетах затрат?

Проверку в основном проводят по элементам затрат на правильность определения стоимости материалов. Полученные м.ц. относятся на затраты по цене приобретения + расходы на доставку без НДС. Материально собственное производство прошлых лет списывается на затраты производства по балансовой оценке. В течении года списывается на затраты по плановой с/с которая в конце года сводится до фактической. Далее проверяется правильность использования сырья и материалов, их отпуск по лимитно-заборным картам. Сверх лимитные отпуска делаются в специальных документах. Проверяется правильность списания недостач и потерь норм естественной убыли. О.т., по этому элементу проверяют правильность начисления зарплаты по данным штатного расписания, по данным трудовых договоров, табеля учета рабочего времени, расчетно-платежной ведомости. Делают выборочный метод. Чаще проверяют работников с высокой о.т.

На стоимость продукции выдаваемой в качестве о.т., на выплату различных надбавок и на не проработанное время, на оплату отпусков, резерва. Следует чтобы не включалась в с/с продукции премии выплачиваемые из специальных источников, без % ссуды, надбавки к пенсии, отчисления на соц.нужды.

Проверку этого элемента проводят после элемента о.т. Проверяются отчисления во внебюджетные соц.фонды. Проверяется правильность тарифных ставок. В с/х отчисления 20%.Обратить внимание на отнесение к группе о.с. переоценку о.с.

Прочие расходы (затраты) — проверяется правильность начисленных некоторых налогов, платежи в экономические фонды и др. расходы.

22. Аудит учета затрат и выполненных услуг вспомогательными производствами

Основными задачами аудита в области бухгалтерского учета затрат на производство продукции (работ, услуг) является получение аудиторских доказательств в области:

соответствия отнесения затрат на производство действующему законодательству;

обоснованности разграничения источников возмещения различных затрат и правильности их распределения между отчетными периодами, незавершенным производством и готовой продукцией;

правильности применения методов учета затрат и калькулирования себестоимости.

Методика аудиторской проверки должна разрабатываться в соответствии с этапами, выделяемыми в качестве основных федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности: планирование, осуществление и отчет.

Как показывает практика, во вспомогательных производствах применяются те же методы учета затрат на производство и способы калькулирования производственной себестоимости, как и в основном производстве. При осуществлении данного вида аудита проверяющий анализирует такие документы проверяемого экономического субъекта, как:

·ведомости распределения услуг вспомогательных производств, общехозяйственных, общепроизводственных расходов, расходов будущих периодов;

·ведомости сводного учета затрат.

Объектом аудита вспомогательного производства является:

правомерность учета затрат на счете 23 и их списания;

правильность отражения реализации услуг вспомогательных производств на сторону и исчисления налога на добавленную стоимость.

Обобщая изложенное, можно охарактеризовать методику аудита услуг как набор инструментов, необходимых аудитору для реализации основной цели и задач проверки данного раздела бухгалтерского учета, в состав которых входят:

перечень информационных источников аудита затрат на производство;

список системы нормативных документов, используемых при проведении аудита затрат на производство;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: