Все ответы на вопросы по Экономике


Вопросы по дисциплине «Экономика Отрасли»

1. Экономические преимущества автомобильного транспорта по сравнению с другими видами транспорта

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта:

маневренность и большая подвижность, мобильность;

доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;

автономность движения транспортного средства;

высокая скорость доставки;

широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одного пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пассажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сельской местности — 100 %.

2.Автотранспорт в макроэкономической системе и взаимное влияние развития транспорта и экономики

Роль транспорта в макро- и макроэкономике очень велика. Большая часть логистических операций на пути продвижения материальных потоков от первичного источника генерации до конечного потребителя осуществляются с применением различных транспортных средств.

Массовое применение автотранспортных средств повлекло за собой изменения во всех секторах экономики и в социальной сфере, в ситуации на рынке труда, в градостроительной политике, в организации розничной торговли, отдыха, в других аспектах жизни общества. При этом процесс автомобилизации принял, по существу, глобальный характер. В настоящее время в наиболее развитых странах 75-80% всего объема пассажирских и грузовых перевозок выполняется автомобильным транспортом.

3.Резервы и пути снижения себестоимости работ (услуг) на автомобильном транспорте.

Развитие снижения себестоимости перевозок могут служить: устранение нерациональных перевозок грузов, снижение порожнего пробега подвижного состава, повышение использования грузоподъёмности подвижного состава, применение прогрессивных норм по погрузочно-разгрузочным работам и их механизации, прогрессивных норм на расход ГСМ и т.д.

Статьи затрат:

 затраты на топливо; • затраты на смазочные материалы; • затраты на техническое обслуживание и ремонт; • затраты на восстановление износа шин; • затраты на амортизацию по восстановлению подвижного состава; • накладные расходы; • заработная плата водителей; • «суточные» и «квартирные» водителей; • дорожные сборы; 

• оплата платных магистралей, проезда через мосты и туннели, паромных переправ; • оплата услуг фирм-экспедиторов; • стоимость разрешения на проезд по иностранной территории; • затраты на приобретение таможенных документов; • затраты на приобретение накладной международного образца; • затраты на страхование. 

Ключевые способы снижения затрат перевозчика: • сокращение затрат на топливо путем определения оптимальных мест заправки с учетом различной стоимости топлива в странах, а также разрешенного ввоза и вывоза топлива в страну или из страны; • сокращение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса и выплаты «суточных» и «квартирных» в соответствии с этим временем; • сокращение расходов на дорожные сборы за счет выбора альтернативного маршрута во избежание пробега по данной территории, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений; • повышение производительности труда. 

«Методические рекомендации по определению затрат на перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении» (АСМАП) определяют, кто несет расходы, связанные с перевозкой грузов от продавца к потребителю.

4.Обновление основных фондов АТП и финансовые источники, используемые для этих целей.

Основные производственные фонды автомобильного транспорта включают 8 видов основных фондов:

–      здания,

–      сооружения,

–      передаточные устройства,

–      машины и оборудование,

–      транспортные средства,

–      инструмент,

–      производственный инвентарь и принадлежности,

–     хозяйственный инвентарь.

Необходимость обновления основных фондов обусловлена естественными процессами износа основных средств производства, их амортизацией. Амортизация — исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования. Амортизация есть одновременно средство, способ, процесс перенесения стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт.Кроме физического износа основные средства производства могут устаревать морально. Моральный износ основных средств — старение и обесценивание основных средств в связи с тем, что их технико-технологические показатели все более отстают от растущего мирового уровня.

Обновление основных фондов, воссоздание важнейшего фактора производства — основных средств производства, может представляться в виде простого и расширенного воспроизводства. Простое воспроизводство — постоянное возобновление основных средств производства в неизменных размерах, объемах. Расширенное воспроизводство — воссоздание основных средств производства во все увеличивающихся объемах.Воспроизводство основных средств производства связано с воспроизводственным циклом — стадиями состояний, которые проходит экономический продукт от его создания до потребления: производство- распределение — обмен — потребление. Полученный в результате доход является одним из источников воспроизводства.Обновление основных фондов, воспроизводство основных средств производства как простое так и расширенное, требует постоянных затрат.Одним из источников средств для воспроизводства, инструментом для возмещения износа основных фондов являются амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления представляют собой денежные средства, направляемые на ремонт, строительство, изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства, себестоимость продукции и тем самым переходит в цену произведенного продукта. Производитель обязан осуществлять накопление амортизационных отчислений, откладывать их из выручки за проданную продукцию. В целях ускоренного обновления оборудования возможна ускоренная амортизация — начисление величины амортизационных отчислений в размере, превышающем нормативное значение.

Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд в виде денежных средств, предназначенных специально для воспроизводства, воссоздания изношенных основных средств. Величина годовых амортизационных отчислений объекта экономики определяется в виде доли первоначальной стоимости основных производственных фондов. Нормативное значение этой доли называют нормой амортизации.

5. Эффективная организационная структура управления АТП, взаимодействие экономической службы с другими подразделениями.

Построение правильной организационной структуры является главной задачей любого автотранспортного предприятия (АТП). От рационального состава подразделений органов управления, их связи между собой и взаимодействия с производственными подразделениямив значительной степени зависит эффективность работы предприятия в целом.Признаками оптимальной структуры управления являются:

небольшое количество подразделений с высококвалифицированным персоналом;

небольшое количество уровней управления;

наличие в структуре управления групп специалистов;

ориентация графика работ на заказчика;

быстрота реакции на изменения;

высокая производительность и низкие затраты.

В стандартной организационной системе управления автотранспортным предприятием можно выделить три самостоятельных блока управления: эксплуатационный, технический и экономический, каждый из которых подчиняется соответствующему руководителю.

Все ответы по экономике

Для АТП характерна бесцеховая организационная структура, при которой все функции по управлению сосредоточены в аппарате управления предприятия.

Организационная структура управления большинства АТП является линейно-функциональной. На линейные звенья управления возлагаются функции и права командования и принятия решений, а на функциональные подразделения (например, планово-экономический отдел) – методическое руководство при подготовке и реализации решений по планированию, организации, учету, контролю и анализу по всем функциям производственно-хозяйственной деятельности.

6.Экономические аспекты современного состояния автомобильного транспорта России, основные тенденции и перспективы развития.

Исключительные, присущие только АТ свойства, основанные на его технических и технологических характеристиках, — мобильность, надежность, доставка грузов малыми партиями на любые расстояния, проходимость, не требующая значительных затрат на оснащение путей передвижения, низкая капиталоемкость и быстрая окупаемость капитальных вложений — сделали АТ самым востребованным, экономически привлекательным, современным лидером транспортных отраслей национальных экономик и мира.

В развитии АТ отражаются все изменения, происходящие в производственных и социально-экономических системах. Одной из главных современных тенденций развития АТ является интеграция транспортных и ресурсораспределительных процессов в новой функциональной сфере — логистике. В связи с этим еще большее внимание уделяют именно

Очень значимо положение АТ в России. Им обеспечивается 4…6% ВНП (2000 — 2003 гг.) и около 3,5% налогов в государственный бюджет. Автотранспортная отрасль России имеет важный для любой страны сектор (международные автомобильные перевозки — МАП), участвуДинамика роста российского автомобильного парка одна из самых высоких в мире. Тем не менее, этот процесс происходит в условиях существенного отставания потребительских и экологических показателей отечественных автотранспортных средств от достигнутого мирового уровня. Главные технические недостатки российской автомобильной техники и двигателей по сравнению с зарубежными аналогами таковы:

* повышенный расход топлива;

* несоответствие современным требованиям безопасности и экологии;

* больший собственный вес;

* меньшая надежность.

ющий в международном товарообороте и распределении.АТ.

Cильные также региональные различия в развитии. Даже в самых освоенных экономических районах России есть населенные пункты не покрытые сетью автодорог с твердым покрытием. В целом же плотность автодорог в стране очень низка.

7.Экономические показатели оценки выполнения плана перевозок.

Оценка состояния предприятия транспорта необходима на предварительном этапе для получения общего представления о его деятельности. Перечень основных экономических показателей транспортной организации будет несколько отличаться от аналогичных показателей промышленности: наряду с общими показателями должны быть рассмотрены общий объем перевозок (тыс. т), общий грузооборот (тыс. т/км), общий пробег (тыс. км), число отработанных авточасов, среднесписочное число авточасов в хозяйстве, число отработанных человеко-часов и др.

Приведенные показатели по возможности могут быть конкретизированы и в зависимости от специализации транспортного предприятия дополнены. Осуществление основных производственных процессов транспортировки грузов и перемещения пассажиров – основная задача эксплуатационных организаций автомобильного транспорта. Условием положительной оценки деятельности АТП является выполнение задания по всем основным показателям и видам перевозок. Поэтому особое внимание должно уделяться анализу объемов перевозок.

1. При анализе выполнения плана перевозок грузов первоначально характеризуют общие итоги выполнения заданий по:

объему перевозок, тыс. т.;

грузообороту, тыс, т/км;

числу отработанных авточасов.

2. Кроме того, нужно сопоставить объемы перевозок за ряд соответствующих периодов, что даст представление о динамике указанного показателя. При этом следует установить причины, обусловившие ту или иную динамику объема перевозок и грузооборота. Наряду с изучением динамики объема перевозок по годам анализируется динамика выполнения перевозок в течение года.

3. Далее следует проанализировать выполнение заданных объемов перевозок по номенклатуре грузов и обслуживаемой клиентуре. В случаях, когда в целом план объема перевозок выполнен, а в отношении отдельных клиентов и видов грузов имеется недовыполнение или перевыполнение, общий объем перевозок расчленяется на три группы: в пределах задания, сверх задания и объем, не предусмотренный заданием.

Для каждой группы определяется процент или индекс выполнения перевозок. Общий процент выполнения задания (бизнес-плана) представляет собой сумму процентов выполнения задания, объемов перевозок сверх задания, перевозок для клиентов и по номенклатуре, не предусмотренных заданием. Производимые расчеты позволяют выявить структурные сдвиги – изменения соотношений отдельных частей в общем объеме данной совокупности.

4. Результаты работы парка подвижного состава любой АТО оцениваются системой технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), характеризующих количество и качество этой работы.

8.Производительность труда на автотранспортном предприятии и методы ее оценки

Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы автотранспортного предприятия, выражением эффективности затрат труда.

На автотранспортном предприятии решаются вопросы, связанные с наиболее рациональной организацией транспортного процесса и систематическим ростом производительности труда, повышения рентабельности перевозок путем снижения себестоимости, безопасности эксплуатации автомобилей и прицепов, а также ведется бухгалтерией оперативный статистический учет.

Эффективность деятельности автотранспортных предприятий, позволяющая им успешно функционировать на рынке транспортных услуг, в значительной степени зависит от уровня экономических знаний и компетентности их работников и руководителей. В рыночных условиях они должны уметь определять потребности рынка услуг, организовывать в соответствии с ними процесс перевозок грузов и пассажиров, создавать условия для высокопроизводительной работы своего персонала. Производительность труда характеризует эффективность, результативность затрат труда и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных работ. Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труду. Уровень производительности труда характеризуется соотношением произведенной продукции или выполненных работ и затрат рабочего времени. От уровня производительности труда зависят темпы развития промышленного производства, увеличения заработной платы и доходов, размеры снижения себестоимости продукции.

Для повышения производительности труда на АТП нужно внедрить передовые методы организации перевозок, повысить техническую вооруженность труда, механизировать погрузочно-разгрузочные работы, совершенствовать технологические процессы ТО и ремонта автомобилей. Для этого нужно определить степень влияния технического и организационного мероприятия на эксплуатационные показатели (коэффициент использования грузоподъемности и пробега, время простоя под погрузочно-разгрузочными работами, скорость движения, время пребывания на линии и другое) и в конечном счете на производительность автомобильного парка. Также нужно проанализировать расходование фонда заработной платы, сопоставить и оценить показатели по росту производительности труда и увеличению расхода фонда заработной платы

9.Экономическая сущность основных фондов и эффективная структура основных фондов АТП.

В распоряжении каждого предприятия выделяются необходимые для производственной деятельности различные материальные ценности и денежные средства, которые являются фондами производственного назначения. Эти фонды представлены тремя формами — денежной, производственной и товарной. Денежные фонды предназначены для закупки средств производства и оплаты труда работников. Производственные фонды в виде средств и предметов труда используются для создания товаров или оказания услуг. Товарные фонды существуют в виде готовой реализуемой продукции.

Основные производственные фонды — это часть средств производства, которые длительное время участвуют в производственном процессе. Они создают общие условия производства (здания, сооружения) и являются орудиями труда (силовые и рабочие машины, оборудование, транспортные средства). Основные фонды сохраняют свою натуральную форму и первоначальное значение, но постепенно изнашиваясь, частями переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт.

Отдельные элементы основных производственных фондов (ОПФ) играют различную роль в производственном процессе. Поэтому их принято делить на две части; активную и пассивную. Активные основные фонды непосредственно воздействуют на продукт и определяют главным образом масштабы ого производства. Так, в машиностроении — это машины и станки, установленные в основных цехах предприятий, в металлургии — доменные и мартеновские печи, на транспорте — подвижной состав.

Пассивными основными фондами считаются такие, которые лишь обеспечивают нормальное использование активной части фондов. Это здания, дороги, передаточные устройства. Так, в машиностроении, строительстве, промышленности строительных материалов транспортные средства (ТС) относятся к пассивным основным фондам, а на транспорте — к активным.Основные фонды всех отраслей по типовой классификации подразделяют на следующие виды: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, инвентарь производственный, хозяйственный инвентарь и др.

10.Кадровый состав АТП и планирование численности работников.

Важнейшим параметром, характеризующим состояние производственного персонала, является количество работников предприятия (организации). Различают численность работников списочную и среднесписочную.Списочную численность, в которую включают наемных ра-ботников, работающих по договору (контракту) один и более дней, а также собственников организации, получающих в ней заработную плату, фиксируют ежедневно, а также на определенную дату (например, на первое или последнее число месяца).

Среднесписочную численность рассчитывают за какой-либо период: месяц, квартал, с начала года, год.

Состояние кадров на предприятии можно оценить с помощью следующих коэффициентов:1. Коэффициент выбытия кадров (Кв) устанавливается в виде отношения количества работников, уволенных по всем причинам за данный период (Рув), к среднесписочной численности работников за тот же период (Р)2. Коэффициент приема кадров (Кпк) определяется в виде отношения работников, принятых на работу за данный период (Рп), к среднесписочной численности работников за тот же период (Р)3. Коэффициент стабильности кадров (РП0Ст) рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных его подразделениях и рассчитывать в виде отношения количества постоянных работников (Рпост) к их среднесписочной численности (Р)4. Коэффициент текучести кадров (Ктк) определяется путем деления численности работников предприятия (цеха, участка), выбывших с предприятия по неуважительным причинам за данный период, на среднесписочную численность за тот же период

В современных условиях одной из основных задач предприятия является создание стабильного коллектива работников. Поэтому снижение текучести кадров становится для предприятий достаточно актуальной задачей. В современных условиях ее невозможно разрешить административно-правовыми методами. Эффективная стабилизация производственных коллективов мо-жет быть достигнута главным образом за счет заметного улучшения условий труда на рабочих местах включая размер заработной платы; повышение содержательности труда; создание благоприятного морально-психологического климата; заботу о быте и досуге работников; обеспечение возможностей у них квалификационного роста.

11. Учет и оценка основных фондов АТП.

оценка основных фондов является методом подсчета фондов компании, информация о стоимости которых, зачастую, необходима для учета, анализа, произведения расчетов, прогнозирования деятельности предприятия.  оценке основных фондов подлежат все те активы, которые участвуют в основной классификации.

основные средства делятся следующим образом:  

1.     Здания; 

2.     Сооружения; 

3.     Передаточное оборудование; 

4.     Транспортные средства и оборудование (в том числе и рабочие машины, измерительные приборы, лабораторное оборудование, вычислительная техника); 

5.     Инструменты; 

6.     Производственный инвентарь; 

7.     Хозяйственный инвентарь; 

8.     Рабочий, продуктивный скот; 

9.     Многолетние насаждения; 

10.  Капитальные затраты по улучшению земель, но без постройки сооружений;

11.  Другие основные средства.   

Для оценки основных средств также используется: 

 Страховая стоимость – это страховая оценка объектов основных средств, у которых достаточно высокий риск повреждения или утраты. Страховая стоимость определяется на основании договора страхования со страховой организацией по имуществу компании;

 Налогооблагаемая стоимость – это стоимость основных средств, определяемая в целях налогообложения. 

Оценка основных средств оказывает непосредственное влияние на обеспечение и контроль безубыточной деятельности предприятия. В представляемом отчете по оценке основного средства четко прослеживаются амортизационные отчисления, которые при отсутствии оценки, или же наоборот, мнимой переоценке могут возрастать – а это, в свою очередь, условно-постоянные расходы. Увеличение расходов, и их доли в себестоимости производственной деятельности приводит к повышению риска потери прибыли (причем постоянно) и снижению устойчивости при уменьшении объема продаж

12 Эффективные формы оплаты труда

Форма заработной платы – это тот или иной класс систем оплаты труда, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатов труда при оценке выполненной работником работы с целью его оплаты.

Результаты труда, а соответственно и нормы труда, могут находить своё отражение в самых различных показателях: отработанном рабочем времени, количестве изготовленной продукции (выполненной работы), уровне использования производственных ресурсов, производительности труда. Эти показатели могут иметь натуральные, стоимостные или условные (условно-натуральные) измерители, они могут характеризовать   как индивидуальные, так и групповые (коллективные) результаты труда.

Существуют две основные формы заработной платы: повременная и сдельная.

Повременная – форма оплаты труда, при которой заработная плата работнику начисляется по установленной ставке или окладу за фактически отработанное время.

Повременная и сдельная формы заработной платы имеют свои разновидности, которые принято называть системами.

Различают несколько систем повременной формы оплаты труда: простая повременная, повременно-премиальная, повременно-премиальная с нормированным заданием, «плавающие оклады» и т.д.

Сдельная – форма оплаты труда за фактически выполненный объём работы (изготовленную продукцию) на основании действующих расценок за единицу работы.

Прямая сдельная система оплаты труда – когда труд работников оплачивается по сдельным расценкам непосредственно за количество произведенной продукции (операций) по следующей формуле:

Зед = Ред×В,                  

где Зед – сдельный заработок, руб;

Ред – расценка;



В – количество произведенной продукции.



Сдельно-премиальная – когда оплата труда включает премирование за перевыполнение норм выработки, достижение определенных качественных показателей: сдачу работ с первого предъявления, отсутствие брака, рекламации, экономии материалов. Она служит основой мотивации работников в улучшении как количественных, так и качественных результатов труда. Косвенно-сдельная применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих (наладчиков, комплектовщиков и др.). Размер их заработка определяется в процентах от заработка основных рабочих, труд которых они обслуживают:

Сдельно-прогрессивная оплата труда предусматривает начисление заработной платы следующим образом:

за объём работы в пределах трудовой нормы – по стабильной расценке

Аккордная – когда совокупный заработок определяют за выполнение тех или иных стадий работы или за полный комплекс выполняемых работ. 

За сокращение сроков выполнения аккордного задания при качественном выполнении работ рабочим выплачивается премия. Тогда система будет называться аккордно-премиальной.

Коллективная (бригадная) сдельная оплата труда применяется на работах по сборке, ремонту, эксплуатации подвижного состава железных дорог и т.д. Бригадная сдельная оплата труда может применяться и в тех случаях, когда труд рабочих функционально разделен, т.е. каждый рабочий выполняет какую-либо работу самостоятельно, но в то же время он связан с каким-то конечным результатом производства

Применение повременной и сдельной форм заработной платы требует соблюдения ряда условий, определяющих эффективность и целесообразность их практического использования независимо от сферы приложения труда.

13Износ и амортизация осноных фондов.Их виды.

Износ основных фондов - частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Различают физический и моральный износ основных фондов.

Физический износ средств труда выражается в потере ими технических свойств и характеристик в результате эксплуатации, атмосферных воздействий, условий хранения.

Моральный износ основных фондов — снижение стоимости действующих основных фондов в результате появления новых их видов, более дешевых и более производительных. Различают две формы морального износа. Первая проявляется в потере стоимости оборудованием в результате повышения производительности труда в отраслях, изготавливающих их. Новые машины становятся более дешевыми, а действующие морально обесцениваются, экономически устаревают. Моральный износ второй формы выражается в потере стоимости средством труда в результате появления новых, более производительных машин, лучших по технико-экономическим параметрам. Моральный износ — это экономическая категория. На основе исследования закономерностей физического и морального износа определяется период экономического снашивания данного вида средства труда, который лежит в основе утверждаемых нормативных сроков службы основных фондов.

Амортизация - процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов по мере износа на производимую продукцию, превращения ее в денежную форму и накопления финансовых ресурсов в целях последующего воспроизводства основных фондов. По экономической сущности амортизация — это денежное выражение части стоимости основных фондов, перенесенных на вновь созданный продукт.

14

Тарифные ставки водителей повышаются при работе на автомобилях:с прицепами с повременной оплатой труда – до 20%;в карьерах, на подземных работах и т.д. – до 30%.При работе водителей на изношенном подвижном составе к тарифнымставкам и сдельным расценкам применяется повышающий коэффициент в размере до 1,5.Надбавки водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов за классность в следующих размерах:водителям 2-го класса – 10%,водителям 1-го класса – 25%от установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время;- рабочим за профессиональное мастерство к их тарифным ставкам в следующих размерах:

3-ий разряд – 12%,4-ий разряд – до 16%,5-ий разряд – до 20%,6-ой разряд – до 24%.

15

Основные фонды – средства труда, которые многократно участвуют в процессе производства, сохраняют при этом натурально-вещественную форму и переносят свою стоимость на производимую продукцию частями по мере износа в виде амортизационных отчислений.

Критериями отнесения средств труда к основным фондам являются срок и цель их использования. В соответствии с законодательством основными фондами принято считать средства труда со сроком службы более одного года, предназначенные для производственного использования.

производится классификация основных фондов по ряду признаков:

1)  по натурально-вещественному составу основные фонды подразделяются на следующие группы: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь

2)  по функциональному назначению основные фонды делятся на производственные и непроизводственные. Производственные основные фонды – это средства труда, непосредственно участвующие в процессе производства или создающие условия для его нормального осуществления (машины, оборудование, здания и т. п.) и составляющие материально-техническую базу предприятия. Непроизводственныеосновные фонды несут социальную нагрузку и непосредственно не участвуют в производственном процессе.

3)  в зависимости от степени участия в производственном процессе в практике планирования и экономического анализа основные производственные фонды делятся на активные и пассивные. Активная часть фондов влияет на объем производства продукции и ее качество, непосредственно воздействуя на предмет труда (машины и оборудование). Пассивные основные фонды непосредственно не воздействуют на предмет труда, а создают условия для нормального функционирования производства (здания, сооружения и др.). 

4) Основные фонды предприятия могут быть созданы и приобретены в разное время, поэтому их первоначальная оценка может быть несопоставима с реальными условиями. В результате основные фонды на предприятии оценивают по восстановительной стоимости, под которой понимается стоимость их воспроизводства в современных условиях. Отклонение восстановительной стоимости основных фондов от первоначальной стоимости зависит главным образом от темпов инфляции и НТП. Восстановительная стоимость определяется в результате переоценки основных фондов.

Переоценка основных фондов (определение их реальной стоимости) позволяет объективно оценить истинную стоимость основных фондов; более правильно и точно определить затраты на производство и реализацию продукции, а также величину амортизационных отчислений, достаточную для простого воспроизводства основных фондов; объективно устанавливать продажные цены на реализуемые основные фонды и арендную плату (в случае сдачи их в аренду).

16

КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ АВТОТРАНСПОРТОМ.Расходы по эксплуатации транспорта состоят из:· расходов связанных с эксплуатацией транспортных средств (их учитывают по группам автомобилей)· расходы связаны с выполнением погрузочно-разгрузочных работ и эксплуатационных работ. Сюда входят: расходы на оплату труда работникам автохозяйств; отчисление от заработной платы и стоимость промышленных материалов не использованных при выполнении работ.При калькулировании себестоимости на автобазе все затраты группируются по их производственному признаку. Калькуляция составляется по типам автомобилей, по видам перевозок и по другим видам деятельности.Номенклатура калькуляционных статей затрат на автобазе следующая:· основная и дополнительная заработная плата водителей;· отчисления на социальное страхование; · горючее;· смазочные материалы; · износ и ремонт автомобильной резины; · расходы на техническое обслуживание и технический ремонт автомобилей; · амортизация автотранспорта; · накладные расходы;· прочие.

Показатель себестоимости перевозок определяют как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 ткм грузооборота, себестоимость пассажирских перевозок — как величину эксплуатационных расходов по перевозкам пассажиров, приходящихся в среднем на 1 пассажиро-километр пассажирооборота. На рынке грузовых перевозок себестоимость определяется для отдельных видов транспортной работы, за единицу которой принимаются: по перевозкам на грузовых автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, — 1 ткм, по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, — 1 автомобиле-час, по пассажирским автобусным перевозкам — 1 пассажиро-километр. Себестоимость перекачки единицы продукции определяется: на нефтепроводном транспорте — 1 ткм за 1 т перекачанного нефтегруза, на газопроводном — 1 тыс. м3 газа.

Себестоимость перевозок может быть минимизирована посредством устранения неэффективных перевозок, сокращения порожнего пробега транспортного средства, увеличения коэффициента использования грузоподъемности подвижного состава, внедрения прогрессивных норм погрузки-выгрузки, механизации погрузочно-разгрузочных работ, внедрения рациональных методов расхода горюче-смазочных материалов и т.п.

Можно выделить основные статьи затрат при выполнении международных автоперевозок:

• затраты на топливо;• затраты на смазочные материалы;• затраты на техническое обслуживание и ремонт;• затраты на восстановление износа шин;• затраты на амортизацию по восстановлению подвижного состава;• накладные расходы;• заработная плата водителей;• «суточные» и «квартирные» водителей;• дорожные сборы;• оплата платных магистралей, проезда через мосты и туннели, паромных переправ;• оплата услуг фирм-экспедиторов;• стоимость разрешения на проезд по иностранной территории;• затраты на приобретение таможенных документов;• затраты на приобретение накладной международного образца;• затраты на страхование.

17)

Приобретение основных средств в форме лизинга позволяет снизить налоговую нагрузку предприятия. В частности, платежи по лизинговым договорам уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (являются затратами). Кроме этого, ускоренная амортизация (с коэффициентом 3) позволяет балансодержателю снижать базу для расчёта налога на имущество и дополнительно снизить базу расчёта налога на прибыль, однако она была отменена в РФ. Планирование потоков НДС при лизинге требует тщательного подхода в соответствии с действующими нормативными документами и, иногда, может обеспечить дополнительные выгоды при лизинге.

Особым случаем является возвратный лизинг, при котором лизингополучатель является одновременно и продавцом лизингового имущества. То есть организация берёт в лизинг оборудование (или другое имущество), которое изначально принадлежало ей самой. При возвратном лизинге между лизингодателем (лизинговой компанией) и организацией заключаются два договора: по купле-продаже имущества и сдаче его в лизинг. Оба документа подписываются одновременно.

Возвратный лизинг не предполагает каких-либо изменений в производственном процессе. Он предназначен для покрытия недостатка в оборотных средствах компании, которая получает единовременно деньги за «проданное» имущество. Эту сделку можно сравнить с выдачей кредита под залог. Только для лизингополучателя расходы по лизинговому договору, как правило, ниже, чем проценты по банковским кредитам. Другая структура налогообложения и амортизации может обеспечить возвратному лизингу дополнительную привлекательность.

В зависимости от срока полезного использования объекта лизинга и экономической сущности договора лизинга различают:

Финансовый лизинг (финансовая аренда). Срок договора лизинга сравним со сроком полезного использования объекта лизинга. Как правило, по окончании договора лизинга остаточная стоимость объекта лизинга близка к нулю, и объект лизинга может без дополнительной оплаты перейти в собственность лизингополучателя. По сути, является одним из способов привлечения лизингополучателем целевого финансирования (в целях приобретения объекта лизинга).

Операционный (оперативный) лизинг. Срок договора лизинга существенно меньше срока полезного использования объекта лизинга. Обычно предметом лизинга являются уже имеющиеся в распоряжении лизингодателя активы (может не быть третьей стороны — продавца). По окончании договора объект лизинга либо возвращается лизингодателю и может быть передан в лизинг повторно, либо выкупается лизингополучателем по остаточной стоимости. Лизинговая ставка обычно выше, чем по финансовому лизингу. По экономической сущности является разновидностью аренды. В Российской Федерации операционный лизинг законодательно не регулируется, поэтому контракты, по сущности являющиеся операционным лизингом, заключаются в виде договоров аренды.

В договорах лизинга может быть предусмотрено техническое обслуживание поставляемой техникиобучения кадров и т. д. В договоре возможны положения о праве (или обязанности) лизингополучателя купить товар по истечении срока аренды.

18)

Методические рекомендации определяют порядок формирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом. Основные понятия, используемые в данных методических рекомендациях:

тариф — ставка оплаты за единицу транспортной услуги по перевозке пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом (один пассажиро-километр, одно место ручной клади);

себестоимость услуг — денежное выражение затрат предприятий (организаций, индивидуальных предпринимателей), осуществляющих регулируемую деятельность, связанную с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом;

объем перевозок — количество пассажиров, перевезенных транспортом общего пользования;

перевозчик — юридическое лицо независимо от его организационно правовой формы и формы собственности или индивидуальный предприниматель, который определяется путем проведения открытых конкурсов.

Величина необходимой валовой выручки (доходов) рассчитывается как сумма полной себестоимости и рентабельности  грузоперевозок. Объем перевозок грузов определяется с учетом величин базового периода всех перевезенных грузов в соответствии с нормативной вместимостью подвижного состава, коэффициента загрузки и средней дальности их перевозок. Расходы, образующие себестоимость, подразделяются по следующим элементам затрат:

материальные затраты;

расходы на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация;

прочие расходы.

Затраты подразделяются на прямые и косвенные расходы.

К прямым относятся расходы, непосредственно связанные с оказанием услуг по перевозке (в том числе: оплата труда, отчисления на социальные нужды, материальные расходы, техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей и др.).

При этом прямые расходы, учитываемые при формировании тарифа, состоят из двух частей:

переменные расходы — непосредственно зависящие от расстояния (пробега) автомобиля (в том числе: расходы на топливо, смазочные и другие расходные материалы, эксплуатационные материалы);

постоянные расходы — не зависящие от общего пробега автомобилей (в том числе: заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления).

Косвенные (накладные) расходы — расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства (оказания услуг), включение которых в себестоимость производится пропорционально пробегу подвижного состава по видам транспортных услуг (городские, пригородные, междугородные, грузовые перевозки).

Перевозчик, оказывающий один вид транспортных услуг, относит все затраты по перевозке

прямым расходам.

19)

Для автомобильного транспорта характерна высокая маневренность и скорость доставки грузов. Его преимущество — в доставке груза без перевалок со склада на склад покупателя. Эффективность автомобильного транспорта зависит также от видов перевозимых грузов, состояния и развитости дорожной сети.Грузовые тарифы на автомобильном транспорте формируются исходя из общих для всех видов транспорта принципов установления тарифов. Они должны возмещать себестоимость перевозок и обеспечивать получение автотранспортным предприятием прибыли, достаточной для его нормальной работы в рыночных условиях.Себестоимость автомобильных перевозок относительно высока по сравнению с другими видами транспорта, что обусловливается небольшой грузоподъемностью автотранспорта, повышенными энергозатратами на передвижение и высокими затратами на заработную плату. Себестоимость перевозок также колеблется под влиянием различий в дорожно-климатических условиях, вида грузов, характера грузопотоков и типа подвижного состава. На себестоимость автомобильных перевозок оказывают влияние региональные различия в уровне заработной платы и цен на автобензин и дизельное топливо. Тарифы автомобильного транспорта устанавливаются автотранспортными предприятиями самостоятельно.Грузовые тарифы автомобильного транспорта подразделяются на сдельные, повременные, тарифы на перевозку грузов в междугородном и международном сообщении. Сдельные тарифы на перевозку грузов являются основными видами тарифов. Они применяются на перевозку всех грузов. В зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля сдельные тарифы подразделяются на четыре класса. С увеличением степени загрузки автомобиля тарифные ставки на перевозку грузов снижаются.Повременные тарифы устанавливаются в случаях, когда сложно или невозможно учесть количество перевозимых грузов, расстояние перевозки. Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каждый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузоподъемности.Покилометровые тарифы используются в тех случаях, когда по условиям работы автомобиля невозможно применять сдельные или повременные тарифы, например, при холостом пробеге к месту работы и обратно. Покилометровые тарифы дифференцируются в зависимости от грузоподъемности автомобиля.Тарифы автомобильного транспорта включают в себя надбавки за перевозку грузов в специализированных автомобилях, что связано с более высокой себестоимостью перевозок.Скидки с тарифа применяются в целях повышения коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.На автомобильном транспорте взимаются также сборы за дополнительные операции, связанные с погрузо-разгрузочными работами, складским обслуживанием, экспедированием грузов и т.д.Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам регулируются субъектами Федерации с учетом себестоимости перевозок и получения необходимой прибыли.

20)

В разделе «Производственный план» решаются следующие основные вопросы:

• устанавливается программа предприятия по перевозкам;

• определяется потребность в автотранспортных средствах;

• рассчитывается программа поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии (программа по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств).

На грузовых АТП производственная программа разрабатывается на основании заявок грузоотправителей и грузополучателей, формирующих спрос на транспортные услуги.

Методика расчета производственной программы по перевозкам предусматривает распределение имеющихся у предприятия автотранспортных средств по видам грузов и клиентуре. При этом потребность клиентуры в перевозках должна быть полностью удовлетворена при рациональном использовании подвижного состава автовладельца.

Методика расчета производственной программы и провозных возможностей предприятия приведена.

В случае превышения спроса на перевозки над провозными возможностями целесообразно принять меры по приобретению автотранспортных средств. При этом можно купить новые или подержанные автомобили, взять их по лизингу или в обычную аренду у других автовладельцев. Выбор способа увеличения провозных возможностей автопарка определяется размерами увеличения спроса на транспортные услуги, прогнозируемым характером поведения спроса, финансовыми возможностями предприятия и т.д.

В худшем положении предприятие находится в том случае, когда провозные возможности автопарка недоиспользуются из-за резкого снижения спроса клиентуры на транспортные услуги. В связи с этим нужны мероприятия по продаже и сдаче в аренду собственных автомобилей, диверсификации производства и др.

В сфере городских и пригородных перевозок целесообразно выделять перевозки грузов, имеющих большое социальное значение (перевозки хлеба, молока, пассажиров, обслуживание детских и лечебных учреждений и т.д.). На эти перевозки целесообразно по возможности устанавливать более низкие тарифы для клиентуры. При этом на договорной основе с местными органами власти необходимо предусмотреть условия финансовой поддержки транспортного предприятия из местных бюджетов для обеспечения рентабельности перевозок этих грузов.

Структура раздела «Организационный план» обычно включает следующие элементы:

• организационная структура управления (схема, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений);

• характеристика предпринимателей;

• характеристика руководящего состава;

• работа с персоналом;

• материально-техническая обеспеченность управления.

Значительное внимание в данном разделе уделяется расчету показателей по труду и заработной плате по следующим группам персонала:

1) водители;

2) рабочие по ремонту и ТО подвижного состава, а также вспомогательные рабочие;

3) инженерно-технические работники;

4) служащие;

5) прочие работники.

Задачей Финансового плана – последнего раздела бизнес-плана – является общая экономическая оценка производственной деятельности предприятия на основе сопоставления его доходов и себестоимости перевозок за определенный период времени.

Финансовый план концентрирует в себе результаты всех предыдущих разделов бизнес-плана, подводит финансовые итоги проекта автотранспортной деятельности. В финансовом плане, в частности, составляются прогноз объема продаж, баланс денежных расходов и поступлений, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график безубыточной работы предприятия.

Прогноз объема продаж строится с учетом перспектив развития рынка транспортных услуг и участия в нем АТП. Прогноз дается по меньшей мере на первые три года, причем данные за первый год можно представить в помесячной разбивке (в крайнем случае – в поквартальной), за второй – обязательно в поквартальной, за третий и последующие годы – годовой суммой.

21)

Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Изучение факторов, влияющих на прибыль или изучение экономических условий формирования прибыли, выявило, что под их действием изменяется абсолютная величина и относительный уровень прибыли и они могут быть:- внутренними — количество работников на предприятии, сокращая количество которых, можно тем самым увеличивать или уменьшать затраты на заработную плату, что в свою очередь может повлиять на величину валовой прибыли и соответственно на величину чистой прибыли. - внешними — инфляция, изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников и др. За счет снижения издержек обращения планируется получить прибыль и это снижение предполагается достичь за счет:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: