Вопросы с ответами по финансам госы С-1

*(1). Дайте определение понятию «финансовая система». Назовите состав финансовой системы Республики Беларусь. Охарактеризуйте децентрализованные финансы.

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению.

Состав финансов системы Республики Беларусь

Децентрализованные финансы состоят из следующих звеньев:

1. финансы домашних хозяйств (отдельных физических лиц или семей, ведущих совместное хозяйство) характеризуются ориентацией на цели потребительского характера. Финансовые ресурсы граждан формируются за счет зарплаты, социальных выплат (стипендий, пенсий, пособий на детей), страховых выплат, доходов от недвижимости, депозитов в банках, кредитов, займов и т.д.

Финансы домашних хозяйств участвуют в процессе формирования централизованных финансов посредством налоговых платежей и уплаты сборов. От состояния этого звена финансовой системы зависит социально-экономическая, политическая стабильность в обществе.

2. финансы организаций направляются на нужды производства и потребления. Различают:

а) финансы организаций материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.). В этих отраслях производится продукция, формируется прибыль, которая является источником экономического и социального развития общества;

б) финансы непроизводственной сферы (образования и науки, культуры и искусства, страховых и кредитных учреждений и др.).

*(2). Дайте определение понятию «финансы организаций». Назовите и кратко поясните функции финансов. Расскажите, с кем и по поводу чего могут возникать финансовые отношения у организации.

Финансы организаций – это отношения, возникающие в процессе формирования организацией фондов денежных средств, их распределения и использования.

Функции финансов:

1. распределительная проявляется в распределении полученных хозяйствующими субъектами доходов и накоплений по соответствующим направлениям.

2. контрольная выражается в осуществлении контроля за формированием собственного капитала предприятия, формированием и целевым использованием денежных фондов, за изменениями финансовых показателей.

У организации финансовые отношения могут возникать с:

1. учредителями по поводу взносов в уставный капитал и распределения прибыли;

2. с другими предприятиями по поводу предоставления или получения финансовой помощи, займов; покупки и продажи ценных бумаг предприятия, получения прибыли по ним; уплаты и получения финансовых санкций в случае нарушения условий договора и т.д.;

3. с вышестоящими и нижестоящими звеньями в корпорации по поводу перераспределения финансовых ресурсов;

4. с работниками предприятия по поводу начисления з/п, возмещения ущерба нанесённого одной стороной другой, а также по поводу исполнения предприятием налогового агента по отношению к доходам своих работников;

5. с государством по поводу уплаты налогов и других платежей в бюджет, предоставления налоговых льгот, применения штрафных санкций, получения финансирования из бюджета;

6. с кредитными организациями по поводу расчётно-кассового обслуживания, кредитования и т.д.

7. со страховыми организациями по поводу уплаты страховых взносов по видам обязательного и добровольного страхования, формирования и использования страховых фондов;

8. инвестиционные фонды и организации по поводу размещения временно свободных денежных средств, привлечения дополнительного капитала.

*(3). Дайте определение понятиям «финансовые ресурсы». Укажите источники формирования финансовых ресурсов. Дайте определение понятию «капитал». Расскажите о структуре капитала в денежной форме.

Финансовые ресурсы — это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.

Источники формирования финансовых ресурсов:

1. собственные (уставный капитал, накопленная амортизация, прибыль, резервный фонд, ремонтный фонд и т.д.)

2. заёмные (банковский и коммерческий кредиты, факторинг, лизинг);

3. привлечённые (средства от выпуска ценных бумаг, полученные страховые суммы при наступлении страхового случая, средства из государственных фондов целевого назначения и т.д.).

Капитал — часть финансовых ресурсов, задействованная предприятием в оборот и приносящая доход от этого оборота т.е. это та часть финансовых ресурсов, которая не использована на погашение обязательств, а вложена в активы предприятия.

Структура капитала в денежной форме:

1. денежные средства, вложенные в основные фонды, многократно использующиеся в хозяйственном процессе, сохраняющие свою натурально-вещественную форму и переносящие свою стоимость на готовый продукт по частям, которая возвращается субъекту хозяйствования в процессе реализации;

2. денежные средства, вложенные в нематериальные активы (права пользования земельными участками, произведения науки, программы для ЭВМ, лицензии и т.д.);

3. денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов);

4. денежные средства, вложенные в фонды обращения (готовая продукция, товары отгруженные, денежные средства в кассе и на счетах в банке, дебиторская задолженность и т.д.).

*(4). Дайте определение понятию «финансовая работа». Раскройте содержание финансовой работы организации. Назовите и поясните основные направления финансовой работы.

Финансовая работа – специфическая деятельность, направленная на своевременное и полное обеспечение предприятия финансовыми ресурсами для удовлетворения его воспроизводственных нужд, активной инвестиционной деятельности и выполнения всех его финансовых обязательств перед контрагентами.

Основное содержание финансовой работы заключается в:

1. обеспечение финансовыми ресурсами выполнения плановых заданий по основной хозяйственной деятельности, капитальным вложениям, подготовке кадров и удовлетворению социальных потребностей;

2. организация взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами, то есть своевременное и полное выполнение обязательств по платежам в бюджет, банкам, вышестоящим организациям, рабочим и служащим;

3. сохранении и рациональном использовании основного и оборотного капитала;

4. наиболее эффективное использование финансовых, трудовых и материальных ресурсов;

5. выявление резервов роста накоплений и повышения рентабельности.

Основные направления в финансовой работе:

1. финансовое планирование (оценка финансового состояния, определение возможностей и резервов дальнейшего эффективного развития);

2. оперативно-управленческая работа (мониторинг (отслеживание) количественных и качественных характеристик финансовых отношений и финансовых потоков);

3. контрольно-аналитическая работа (оценка экономической эффективности, рентабельности и целесообразности каждой сделки, хозяйственной операции предприятия).

*(5). Дайте определение понятиям «инвестиционная деятельность», «инвестиции». Расскажите об объектах и субъектах инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность – это совокупность действий предприятий по реализации инвестиций.

Инвестиции — это все виды вложений финансовых, имущественных и интеллектуальных ценностей внутри страны или за границей в различные отрасли, программы, отдельные мероприятия с целью развития производства, получения прибыли или других конечных результатов.

Объектами инвестиционной деятельности являются:

1. вновь создаваемые и модернизированные основные фонды во всех отраслях экономики;

2. ценные бумаги (акции, облигации);

3. целевые денежные вклады;

4. научно–техническая продукция и другие объекты собственности;

5. имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

К субъектам относят:

1. инвестор осуществляет вложение средств в форме инвестиций и обеспечивает их целевое назначение;

2. заказчик – субъект, который уполномочен инвестором осуществить реализацию инвестиционного проекта. Он разрабатывает планы по реализации проекта, контролирует ход их выполнения, проверяет соответствие сметы фактическим расходам. Конечная цель заказчика — сдача объекта;

3. исполнители — организации, имеющие необходимые лицензии, сертификаты и выполняющие подрядные работы по возведению инвестиционных объектов. Выполняют работы на договорных условиях с инвестором или заказчиком;

4. пользователи — это субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности.

5. банковские, страховые и посреднические организации.

*(6). Дайте определение понятию «оборотные средства». Поясните, что относят к оборотным производственным фондам и фондам обращения. Опишите процесс кругооборота оборотных средств.

Оборотные средства – это денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Они обеспечивают непрерывность процесса производства.

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства. К ним относят:

а) производственные запасы (сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия и т.д.);

б) средства в процессе производства (незавершенное производство, полуфабрикаты собственной выработки, расходы будущих периодов).

Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. Они включают готовую продукцию на складах, товары отгруженные, но не оплаченные покупателями, денежные средства в кассе и на счетах в банке, дебиторскую задолженность и т.д.

Формула кругооборота оборотных средств имеет вид Д – Т…П…Т1 – Д1.

На первой стадии (Д – Т) оборотные средства из денежной формы переходят в форму производственных запасов (сырья, топлива, материалов и т.д.)

Вторая стадия (Т…П…Т1) состоит в передаче в производство П купленных материальных ценностей, производственных запасов, в соединении средств и предметов труда с рабочей силой и в создании нового продукта. То есть оборотные средства переходят из производственной формы в товарную.

Третья стадия кругооборота (Т1 – Д1) состоит в реализации изготовленной продукции и получении денежных средств. На этой стадии оборотный капитал переходит из стадии производства в стадию обращения и снова принимает форму денежных средств.

*(7). Расскажите о показателях оборачиваемости оборотных средств.

К показателям оборачиваемости оборотных средств относят: коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота в днях, коэффициент загрузки оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости определяется как отношение суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднему остатку оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости = Выручка от реализации продукции за анализируемый период / Средний остаток оборотных средств

Он показывает количество оборотов, которое совершают оборотные средства за анализируемый период. Его можно также рассчитать делением количества дней анализируемого периода на продолжительность одного оборота в днях. Рост данного коэффициента свидетельствует об эффективном использовании оборотных средств.

Длительность одного оборота в дняхд) рассчитывается по формуле:

Од = (Средний остаток оборотных средств · Число дней анализируемого периода) / Выручка от реализации продукции за анализируемый период

Длительность одного оборота в днях отражает период времени, в течение которого оборотные средства проходят все стадии кругооборота на данном предприятии. Этот показатель можно также найти путем деления числа дней в периоде на коэффициент оборачиваемости за этот период.

Чем меньше длительность одного оборота, тем предприятию требуется меньше оборотных средств. Чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем лучше и эффективнее они используются.

Коэффициент загрузки — величина, обратная коэффициенту оборачиваемости (коэффициент загрузки = Средний остаток оборотных средств / Выручка от реализации продукции за анализируемый период).

Он показывает величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализованной продукции. Чем меньше величина коэффициента загрузки, тем эффективнее используются оборотные средства.

*(8). Расскажите о денежных доходах организаций.

Доход организации — экономическая выгода, полученная в денежной или натуральной форме в результате финансово-хозяйственной деятельности.

Доходы организации условно подразделяются на 3 группы: доходы по видам деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы.

Доходы по видам деятельности — это выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг и других видов деятельности, указанных в уставе предприятий.

Операционными являются доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности организации. К ним относятся:

1. доходы, связанные с продажей принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, валютных ценностей, произв запасов и т.д.

2. доходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

3. доходы, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за пользование банком денежными средствами, находящимися на счёте организации в данном банке;

4. доходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций, а также доходы по ценным бумагам и т.д.

К внереализационным доходам относятся доходы от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью предприятия. Внереализационные доходы определяются за минусом расходов, относящихся к этим доходам и показывается по сальдо внереализационных доходов и расходов.

К ним относятся:

1.полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров,

2. стоимость безвозмездно полученных активов,

3. средства целевого финансирования,

4. прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году,

5. суммы кредит задолженности, по которой истёк срок исковой давности,

6. сумма дооценки активов и т.д.

*(9). Раскройте значение выручки от реализации продукции (работ, услуг) и факторы, определяющие ее величину. Поясните, что значит распределить выручку от реализации.

Выручка от реализации — это денежные средства или иное имущество в денежном выражении, полученные в результате реализации товаров, готовой продукции по ценам и тарифам в соответствии с договором.

Значение выручки заключается в следующем:

1. выручка от реализации продукции — это регулярный источник средств для организации и имеет наибольший удельный вес среди других возможных поступлений;

2. процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота

На размер выручки от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы:

1. в сфере производства (объём производства, качество и ассортимент продукции, ритмичность выпуска);

2. в сфере обращения (ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчётных документов, соблюдение условий договора, оптимальная форма расчётов, объём продаж в натуральном выражении, уровень цен, в том числе размер прибыли и косвенных налогов и отчислений)

3.в сфере независящей от деятельности предприятия (нарушение договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия средств у покупателя).

Распределить выручку от реализации - это выделить её 3 компонента: себестоимость (с/б), прибыль, косвенные налоги и отчисления.

Часть выручки в виде с/б направляется на возмещение затрат, включаемых в с/б реализованной продукции. Она выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства. Часть выручки в виде прибыли является источником формирования фондов денежных средств целевого назначения. Третья часть выручки — это косвенные налоги и отчисления (НДС, акцизы и т.д.)

*(10). Изложите порядок расчета валовой, маржинальной, налогооблагаемой и чистой прибыли.

Прибыль – важнейший показатель финансовой деятельности организации. Она выступает как вознаграждение за предпринимательский риск и внедрение технических новшеств.

Общая (валовая) прибыль (убыток) определяется суммированием финансового результата от видов деятельности, указанных в уставе организации, операционных и внереализационных доходов за вычетом внереализационных расходов.

Прибыль (убыток) от видов деятельности = Выручка от реализации – Затраты по производству и реализации – НДС и прочие налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет из выручки от реализации.

Прибыль (убыток) от операционной деятельности = Операционные доходы – Операционные расходы – НДС и прочие налоги и сборы, уплачиваемые из операционных доходов.

Прибыль (убыток) от внереализационной деятельности = Внереализационные доходы — Внереализационные расходы.

Маржинальная прибыль рассчитывается как разность между выручкой, полученной от реализации, и переменными затратами. Она является источником покрытия постоянных затрат и источником образования прибыли.

Налогооблагаемая прибыль — это разность между валовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доходы (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммой налога на недвижимость и суммой льготируемой прибыли (необлагаемой налогом на прибыль).

Чистая прибыль (убыток) за отчетный период – это та часть прибыли, которая остается у предприятия после уплаты всех налогов и обязательств и используется на нужды предприятия (развитие производства, социальные нужды и т.д.). Чистая прибыль = Налогооблагаемая прибыль – Налог на прибыль.

*(11). Расскажите об экономической несостоятельности, банкротстве, их государственном регулировании.

Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о экономической несостоятельности.

Банкротство – устойчивая неплатежеспособность признанная решением хозяйственного суда, имеющая или приобретающая масштабы, исключающие санацию и преодолеваемые только ликвидацией должника.

Причины банкротства:

1. утрата собственного оборотного капитала вследствие инфляции, неэффективной деятельности;

2. невыполнение договорных обязательств партнерами организации;

3. неплатежеспособность партнеров;

4. неквалифицированное управление организацией;

5. непредвиденные внешние факторы (изменения в законодательстве, приводящие к ухудшению положения).

В процессе банкротства организация проходит 4 стадии: 1. скрытая (начальная); 2. финансовой нестабильности; 3. неплатежеспособности (реального банкротства); 4. юридического признания банкротства.

На первых двух стадиях антикризисное управление рассматривается как внутренняя задача собственников организации и ее менеджеров. На 3 и 4 стадиях используются рычаги внешнего воздействия, в т.ч. судебные процедуры банкротства.

Начальными признаками возможного банкротства являются: снижение денежных поступлений и доходов от основной деятельности, падение рыночной цены ценных бумаг организации, сокращение или даже полное прекращение выплаты дивидендов.

В РБ основными законодательными актами в сфере банкротства являются закон «Об эконом. несостоятельности (банкротстве)» и указ Президента РБ «О некоторых вопросах эконом. несостоятельности (банкротства). В этих документах прописываются базовые положения и термины, сопровождающие процедуру банкротства субъектов хозяйствования, действия органов государственного управления по делам о банкротстве, меры государственного регулирования.

Госрегулирование экономической несостоятельности и банкротства направлено на сохранение организации.

В целях регулирования государством используются следующие меры:

1. смена руководства предприятия;

2. продажа объекта новому собственнику при условии, что он сохранит рабочие места и расплатится по долгам;

3. создание на базе предприятия банкрота ОАО с закреплением контрольного пакета акций за государством;

4. реструктуризация задолженности по платежам в бюджет и в другие госорганы;

5. установление сроков отдельных процедур банкротства.

*(12). Раскройте понятие, значение финансового планирования. Назовите и поясните методы финансового планирования в организациях.

Финансовое планирование – разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их рациональное использование и распределение с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Значение финансового планирования заключается в следующем:

1. устанавливаются стандарты для упорядочивания финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их использовании;

2. определяются объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов организации;

3. оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

Методы финансового планирования:

1. расчетно-аналитический основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозировании их уровня на будущий период;

2. нормативный – потребность предприятия в финансовых ресурсах, источники их образования определяются на основе заранее утвержденных и установленных норм и нормативов;

3. балансовый состоит в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводятся в соответствие с фактическими потребностями в них;

4. метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирается оптимальный на основе определенных критериев;

5. метод экономико-математического моделирования выражает взаимосвязи между финансовыми показателями через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических уравнений, неравенств, графиков.

*(13). Расскажите об объектах, задачах финансового контроля. Назовите виды финансового контроля по формам проведения и в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль.

Финансовый контроль – один из методов управления, являющийся составляющей частью финансового механизма организации.

Финансовый контроль вытекает из сущности категории финансов как проявление контрольной функции. Он преимущественно осуществляется в денежной форме.

Цель – соблюдение требований законодательства и недопущение действий ухудшающих финансовое состояние организации.

Объектами финансового контроля являются денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, капитала, выручки от реализации, прибыли и т.д.

Основные задачи финансового контроля:

1. выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов, снижения с/с и повышения рентабельности путем установления отклонений от утвержденных норм и нормативов;

2. выявление нарушений законодательных актов в финансовых вопросах, нарушения условий договоров и контрактов, завышение затрат на производство;

3. информирование руководства предприятия о выявленных нарушениях для принятия мер по их устранению;

4. содействие обеспечению полного финансирования запланированных расходов.

Виды контроля:

1. по формам проведения: а)предварительный – до совершения фин. операций; б) текущий – во время совершения; в) последующий – после совершения.

2. в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль: а) государственный – проводится компетентными органами гос. власти и управления, охватывает любые сферы; б) ведомственный – проводят контрольно-ревизионные отделы, бух.отраслевых ведомств, исполкомы местных органов управления; в) аудиторский – проводится спец. структурами (аудиторскими фирмами) за достоверностью бух. учета и фин. отчетностью; г) внутрихозяйственный – проводится на всех стадиях кругооборота ср-в орг-ии.

Предыдущий:

Следующий: