Вопросы по философии

1.Мировоззрение и его исторические формы: миф, религия, философия.

Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в нем. Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни.

Мировоззрение как единство миропонимания и мироощущения обладает присущими ему основными структурообразующими элементами. К их числу относятся, прежде всего, ответы на глубинные вопросы бытия – о возникновении мира и человека; явлений природы и различных человеческих общностей; о природе сил, управляющих этим миром, включая самого человека; о месте, предназначении человека в этом мире.

Мировоззрение носит исторический характер, оно меняется в зависимости от изменений условий и образа жизни, накопления знаний и умений, характера социальных связей между людьми. Связи и контакты между социальными общностями и личностями обусловливают взаимное влияние различных мировоззрений. Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое, религиозное и философское.

Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития, воплощая в себе особенности становящегося, формирующегося человеческого сознания того человечества, которое еще сохраняло ощущение своей теснейшей связи с природным миром. Миф выступал как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включал в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни – дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, и даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом – уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом – оживлением всего, анимизмом – одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками. Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, а с другой – эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. И хотя каждое племя, народ, социальная общность в своем мировоззрении отражали мир своего обитания, свой образ жизни, между различными видами мифологического мировоззрения имелось и много общего в решении главных мировоззренческих вопросов.

Постепенно в каждом племени стали выделяться профессиональные хранители мифов, первоначально старейшины, затем – шаманы, колдуны, жрецы, дифференцировались и сами мифы, среди которых начали выделяться те, что связывались с культовыми действиями. Формировался новый тип мировоззрения — религиозное, которое стало повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире.

Религиозное мировоззрение – это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует взаимодействие двух мировоззренческих уровней – обыденного и теоретического. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям.

В содержании различных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творение мира Богом (креационизм), предопределение Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др.

Философия — самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.

Философия — «любовь к мудрости» (фило — «люблю», софия — «мудрость»). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.

Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.

В центре внимания философии находятся три ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.

Философское мировоззрение характеризуют две основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов.

Вопрос соотношения материи и сознания — основной вопрос философии.

Две стороны этого вопроса: 1. Что первично — материя или сознание? 2. Познаваем ли мир?

Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса — на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности).

Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле.

Отношение человека к миру троякое: 1. познавательное, 2. практическое, 3. ценностное.

Каждое из этих отношений решают свой вопрос (И. Кант): 1. что я могу знать? 2. что я должен делать? 3. на что я могу надеяться?

Ответ на эти вопросы — ответ на главный вопрос: что есть человек?

Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.

2.Мифологическое сознание и его социально-исторические основы.

Для мифологического сознания все, что существует — одушевлено. Мифологическое пространство — это пространство души.

Мифологическое сознание характеризуется противостоянием рациональности, непосредственностью, неотрефлектированностью мировосприятия, что, с одной стороны, делает миф уязвимым для рациональной критики, с другой же — выводит его из пространства таковой (отсюда устойчивость мифологических представлений и трудность борьбы с ними; для рационального переубеждения человек уже должен допустить, что мифологическое объяснение происходящего не является единственно возможным и может оказаться недостоверным). Мифологемы устойчивы во времени и в разных культурных и социальных условиях дают разные манифестации. Мифу противостоит как научная рациональность, так и рациональность богословская, присущая теистическим религиям. Поэтому нельзя отождествлять миф и религию, хотя, например, некоторые формы религиозности (т.наз. «народная религиозность») из сферы теологически отрефлектированной религии переходят в область мифологии и вторичного мифологического осмысления догматов, ритуалов, иных религиозных практик.

Отсюда проистекает актуальность мифологического сознания для любой культурной эпохи, меняется лишь степень его социальной престижности и сфера широкого распространения. Постоянной областью реализации мифологического сознания является повседневность, где бытование старых и генерирование новых мифов является постоянным и интенсивным. Эта мифология выражается в современном фольклоре (городской фольклор, связанный с городской мифологией, псевдорелигиозный фольклор, отображающий мифологическую интерпретацию религии, профессиональный фольклор, связанный с профессиональной мифологией и т. д.). Профессиональная мифология[16] является важной частью профессиональной культуры наряду с профессиональной этикой[17]. Бытовая мифология существует по весьма старым мифомагическим принципам, например, смешения каузальной и пространственно-временной смежности (отсюда происходит масса суеверных практик-примет, «счастливых», «несчастливых» и проч.). Страхи, включая массовые, также обусловлены не рациональным анализом их возможных причин, а мифологическим осмыслением происходящего и актуализацией мифологем (напр., мифологемы катастрофы). Мифологическому сознанию следует приписать и обязательный поиск обывателем лично ответственного за что-либо происходящее, равно как и преувеличение роли участия в событиях, имеющих характер системной динамики, какой-либо личности. Здесь проявляется и чисто мифологическая установка одушевлять и персонифицировать окружающее.

3.Религиозное мировоззрение. Религия и философия.

В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии — акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.

Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).

Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.

Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:

1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,

2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность — это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),

3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),

4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.

Но между ними есть и различия. Религия — сознание массовое. Философия — сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

4.Философия как способ освоения мира. Сходство и отличие философии от мифологии и религии. Философия и наука.

Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической фор-мой научного знания. Для этого есть немало оснований. Исходным элемен-том, первокирпичиком как науки, так и философия является знание.

Это знание о сущности действительности. Под сущностью понимается внутренная основа вещи, ее природа. Знание о сущ¬ности позволяет позна-вать закономерности, определяющие существование и движение вещей и процессов, и раскрыть единство ми¬ра в многообразии его проявлений и со¬ста¬в¬ных частей. Философия не просто рас¬крывает сущность вещей и явле-ний, она ищет предельные основания действительности. В качестве таких предельных оснований в истории философии выступали природные стихии (вода, огонь), материя, дух, воля, Бог и другие.

Философское знание концептуально: оно обладает системной органи¬зацией. Философское знание строится в виде теоретической системы, эле¬ментами кото¬рой яв¬ля¬ются: 1) категории (основные, наиболее общие по¬нятия, выражающие существенные стороны предметов и явлений и их свя-зей), 2) при¬нципы (исходные положения, на¬ча¬ла, составляющие ос¬нования теоретической си¬с¬те¬мы знаний, ее фун¬дамент. При¬н¬ципы определяют под-ход, способ познавательной деятельности), а также 3) законы (под за¬ко¬ном понимается теоретическое положение, характеризующее устойчивые, су¬ще¬ст¬венные и необходимые связи предметов или явлений между собой. Эти положения являются выводами, в которых излагаются основные результаты дан¬ной теории. На их основе возможны прогноз и предсказание).

Философское знание является проблемным. Это значит, что исходным пунктом философского исследования является крупная теоретическая или практическая задача. Так, Аристотель говорил, что философия вообще воз-никает из удивления. Удивление – это способность увидеть новое, не¬по¬нятное в понятном и привычном. Удивление раз¬дви¬гает горизонт че¬ло¬веческого сознания, поворачивая вещи и явления новыми гра¬нями. Во-вторых, проблемность означает подвижный, недогматический характер фи¬ло¬со¬фского знания. В философии нет раз и навсегда данных решений и от-ветов, в за¬ви¬си¬мо¬сти от ситуации и контекста задача формулируется как-то иначе и потому требует но¬вого под¬хода и нового решения.

Итак, философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, сис-тема, принцип, проблема).

Но это не вся философия, и даже не ее половина. Кроме научно-тео¬ре¬тической ст¬роны, в философии есть другая сторона, духовно-пра¬к¬ти¬Че¬ская. В состав философии входят не только знания, но и ценности. Цен-ность – это не сам предмет, а его зна¬чение для человека, положительное или отрицательное. Ценность в символической фо¬р¬ме обозначает гра¬ни¬цу человеческого, переступать которую человек не имеет пра¬ва, чтобы не ут-ратить человеческой сущности. Таким образом, ценность, очерчивая гра¬ни¬цу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности – яв-ления ду¬хов¬ной культуры, различающиеся по видам: эстетические (пре-красное-безобразное), мо¬ральные (добро-зло), религиозные (Бог-дья¬вол), научные (истина-ложь).

Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор сре¬ди альтернатив, которые возникают в той или иной ситуации.

Среди ценностей выделяются идеалы – те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеческой жизни. Это высшие ценно-сти, без которых жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и уме-реть. Идеал – это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществ-ления. В зависимости от принятых человеком иде¬алов складываются его убеждения (твердая уверенность в своих взглядах, отношении, позиции, оценках), а уже в соответствии с убеждениями человек формулирует об¬щие и частные цели своих действий.

Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, фило¬со¬фия является инструментом формирования жизненной позиции челове-ка. Принимая определен¬ные ценности и принципы, идеалы и убеждения человек становится как личность – существо, способное к выбору, целепо-лаганию и действию, с одной стороны, и несущее ответственность за ре-зультаты и последствия своего выбора и своих действий, с дру¬гой. Че¬ловек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль фи¬лософии в деле становления личности – быть способом самопознବния и строительства духовного мира человека.

На основании этого можно утверждать, что философское знание имеет личностный характер. Это не означает, что у каждого свой набор ка¬те¬го¬рий, принципов, за¬ко¬нов, своя система знания. Это означает, что в про¬цес¬се самопознания человек ис¬по¬ль¬зует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных про¬блем, для определения целей и са-мого смысла собственной жизни. Поэтому свобода философского мы¬шления – обязательное свойство философии, в ином случае она ста¬нет сре¬дством духовного насилия над человеком со стороны какой-то внешней си-лы – общества, государства, партии, вождя, а человек превратится в ин¬струмент чужой воли.

Первое отличие философии (от мифологии и религии) — признание принципиальной проблематичности мира. Античные мудрецы поясняли, что философия начинается с удивления. Прежде всего перед тем обстоятельством, что мир, каким мы его знаем в обыденном опыте, и мир, как он есть на самом деле, различны. Картинка в электронном микроскопе разительно отличается от взгляда невооруженным глазом; космос невозможно описать привычными образами земных масштабов; поступки людей диктуются самыми разными мотивами, многие из которых неведомы им самим; и так далее, и тому подобное до бесконечности. Не случайно ребёнок в «чуковском» возрасте «от двух до пяти» становится завзятым «философом», донимает взрослых неожиданными вопросами («Что было, когда ничего не было?», и так до бесконечности). В общем, мир — вовсе не самоочевидность (как для обывателя), а предмет постоянного вопрошания, обдумывания (для мыслителя, ставящего перед собой сумму проблем). Эту упорную проблематизацию бытия и познания философия передала науке, но та мало-помалу специализировалась на множество более или менее узких специальностей. Отсюда — следующая принципиальная черта философии.

Второй критерий философствования — тотальность мышления, его устремлённость к обобщениям значительного масштаба. Не отдельные частные случаи, конкретные образцы, единичные ситуации (всё это хорошо только для поясняющих примеров), но всеобщие суждения — о мире в целом, всём человечестве, ходе его истории, судьбах целых цивилизаций, человеческой натуре и так далее. Ни одна специальная наука не изучает первоначал всей природы, общества как такового или же целого мира человеческой души, а философия стремится именно к этому — с её помощью происходит универсализация выводов относительно таких вопросов, которые достаточно масштабны для этого. Когда мы глубокомысленно изрекаем нечто вроде того, что человеческая природа не меняется через века, а разные культуры должны уживаться друг с другом (или прямо противоположные выводы на тот же самый счёт) — мы философствуем, то есть обобщаем и углубляем свои суждения до мыслимого предела.

Философия не только обобщает мысли, но ещё, в-третьих, обязательно углубляет их — до субстанционального предела. Субстанция (лат. substantia — подлежащее, находящееся в основе чего-то) как философское понятие означает, что за массой единичных предметов, за вечным калейдоскопом отдельных событий, мириадами различных свойств скрываются некие стабильные центры, вечные первоосновы. Они играют роль неизменной матрицы как для всего мира, так и для каждого класса предметов или ситуаций. Субстанция — не явление, а сущность. То, что существует благодаря самому себе, а не благодаря другому и в другом. Философы разных времен и народов по-разному определяли субстанцию (или несколько субстанций), но сама идея субстанциональности неотрывна от философствования.

Отсюда четвёртый признак философии — её принципиальная теоретичность, то есть признание чисто умозрительных, невыразимых в опыте визуального восприятия или практического действия сущностей. Их нельзя увидеть, потрогать, даже измерить — их можно только помыслить, «схватить» разумом. Примерами таких умозрительных реальностей являются числа, общие понятия (категории), разные другие идеи. Причём в отличие от разнообразных фантазий и догм, философские абстракции — закономерный продукт логического мышления, они одинаковы для всех здравомыслящих людей (то есть объективны). Вещество, энергия, информация; красота, добро, судьба; цивилизация, культура, история — вот образцы философских категорий — абстрактных умозрительных сущностей, за которыми стоит бесчисленное разнообразие вещей, событий, ситуаций.

Пятый критерий отличительности философии называется, как уже говорилось мной, рефлективностью — потому, что философия всегда имеет в виду мысль о мысли, размышление о размышлении. Учёный изучает что-то вне своего мышления, которое посвящено некоему объекту. Философ же наблюдает за тем, кто и как мыслит или делает, какие мыслительные приёмы способствуют истине, поступки — благу. Когда же сам учёный или практик анализирует свой интеллектуальный арсенал, он тоже волей-неволей философствует. Так что любая наука или профессия представляет собой мысль первого порядка, а философия — второго, будучи метатеорией или методологией науки и практики. Рефлексия означает мыслить себя мыслящим. Проще говоря, имеется в виду самоанализ — попытки человека разобраться в самом себе, взглянуть как бы со стороны на то, ради чего он живёт, стоит ли так жить…

Похожая ситуация с соотношением философии и практики, когда философ размышляет не столько над тем, что делает практик, сколько над тем, зачем на самом деле это делается, с какой целью и по каким мотивам.

Перечисленные критерии отличает философию от религии или богословия — те тоже претендуют изложить людям судьбы мира, некие универсалии культуры, сформулировать заповеди праведной жизни для всех, то есть совершить обобщения универсального масштаба. Однако религиозный и даже теологический подходы к знанию возводят его к откровению свыше — знание верующим и священнослужителям даётся всевышним в готовом по сути дела виде. Философии чужд такой догматизм. Философ сам приходит к своим выводам, опираясь на твёрдо установленные наукой или практикой факты и применяя к их истолкованию интеллект — логику, интуицию, всю силу своего духа. Философия всегда открыта новым вопросам, ведущим её вглубь и вширь универсума.

Эти два типа знания — религиозное и философское могут соединяться в той или иной пропорции и тогда мы получаем варианты религиозной философии. В христианстве, допустим, многие отцы этой церкви основывали по сути философские школы — Августин Аврелий, Фома Аквинский или Мальбранш. Их философичность состояла в том, что они, пользуясь собственным умом, обновляли идейную доктрину христианства, помогали церкви выйти из очередного кризиса. Однако большинство философских школ носило светский, свободный от конфессиональных пристрастий характер. Всякая религия обуздывает человека, его страсти, а философия поощряет свободный поиск своего призвания вопреки любым авторитетам.

Тут кроется ещё одна особенность философии. Только что отмечалась её проблематичность. Разные науки тоже ставят и решают проблемы, но всё время новые. А философия уже несколько тысячелетий снова и снова обсуждает близкий по содержанию набор «вечных тем», сходных проблем. А их решения представителями разных философских школ предлагаются тоже разные. Такая пестрота ответов на одни те же вопросы (о счастье и свободе человека, познаваемости или таинственности природы, конце или начале истории; так далее) вовсе не отбрасывает философию на интеллектуальную свалку, в мёртвый архив познания. Вспомним о принципиальной теоретичности и универсальности философии. Её предмет невозможно проверить эмпирически — загнать «под колпак» эксперимента или наблюдения. К тому же области философствования не гомогенны, как в природе (где, допустим, водород он и есть водород во всём мыслимом космосе). Предмет философии предельно противоречив. Природа остается одна и та же, но наша картина изучаемой реальности постоянно меняется с прогрессом науки и техники; человек вечен своими страстями и надеждами, но общество, в котором он живёт, периодически радикально меняется, а значит меняются самооценки людей. Так что относительное постоянство философской проблематики от века к веку, даже от тысячелетия к тысячелетию не означает, что у философии нет истории, что она не развивается. История философских идей полнее всего сочетает в себе традиции и новации. Здесь особая пропорция согласия и споров.

С отличиями философии связан вопрос о значении философских идей для человеческой жизни. В отечественных учебниках обычно перечисляются несколько функций философии — и познавательная, и воспитательная, и практическая, и целый ряд ещё. Но они же самые в принципе присущи любой области теоретического знания (физике или химии, истории или археологии), и не только его, но и противоположным — чувственно-интуитивным, мистическим сферам духовности (мифологии, религии, искусству). Те тоже расширяют кругозор, формируют убеждения, помогают жить и выживать. Привилегией именно философии остаётся однаединственная функция — углубление понимания. Напомню название одной из картин Поля Гогена из его таитянского цикла: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём?» Мы с вами, а не древние греки, не средневековые жители, но и не будущие обитатели Марса. Поэтому-то философы и возвращаются постоянно к вечным темам человеческого бытия и познания, но каждый раз в новых интеллектуальных условиях.

Хотя философские идеи нельзя потрогать руками или рассмотреть глазами, они постоянно и настойчиво влияют на нашу жизнь, её практику. В условиях разных цивилизаций и культур эти идеи могут отличаться, порой весьма радикально, но влиятельности своей не теряют. Скажем, европейцами с самого начала их цивилизации двигали идеи истины, добра и красоты. Эти абстрактные идеи уже более двух тысячелетий прокладывают себе путь сквозь массу дичайших заблуждений, океан зла и ужасающие уродства. Всё новые и новые поколения европейских народов развивают науку и технику — с несомненным успехом; реформируют общественное устройство, экономику в поисках справедливости (и живут лучше всего остального населения Земли); гонятся за модой — идеалом телесной гармонии (и задают образцы моды всему свету). В абсолютном большинстве случаев вечная истина, идеальное государство, безупречная фигура — недостижимые фантомы. Но соответствующие идеи — философские абстракции истины, добра, красоты — продолжают вести нас за собой, не дают успокоиться в жизненной борьбе, завещают её потомкам. Так что философия не только теоретична, но и по-своему практична.

5.Природа и специфика философских проблем.

Специфика проблемного поля философии определяется её стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщённое знание о мире и месте в нём человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три мировоззренческие проблемы:

1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия др.

2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом (Аксиология (греч. ценность и учение, слово) — философское исследование природы ценностей.) статусе человека как особого типа бытия. В чём смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем – эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.

3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира.

Первые фил учения в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции в осн были ориентированы на космологи­ческую проблематику Поэто­му 1е фил концепции чаще всего формулировались как учения о природе или натурф.

Натурфилософы использовали методы созерцательного восприятия природы, исходя из её внутреннего единства и целостности. Уже в рамках древних философских школ и направлений натурфилософия трансформи­руется в онтологию (греч. ontos — сущее и logos — слово, учение) — учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего.

Позже формируется новая область компе­тенции ф и в её предмет входит теоретико-познавательная проблематика. Развитие этой проблематики связано со становлением логики (греч. logicos — построенный на рассуждении) и эпистемологии (греч. episteme — знание, logos — учение). Логика стала трактоваться как наука о законах правильного мышления, об универсальных фор­мах и средствах рационального познания. Эпистемология — раздел ф, изучающий проблемы знания и познания.

После ф обращается к исследованию природы и сущности человека. Зарождается антропология — учение о челе, в к-м вопросы его сущности и форм бытия в мире рассматриваются как центральная мировоззренческая пробле­ма.

Одной из особенностей классической ф являлось то, что почти каждый стремился создать собственную ориги­нальную и целостную систему фил знания, пыталась синтезировать различные фил дисциплины в рамках инте­гральных концепций и систем знания.

В современнойф происходит отказ от такой амбициозной претензии фил разума эпохи классики, и основной акцент переносится на развитие отдельных фил дисциплин .

В постклассической ф происходит существенная трансформация традиционных представлений о предмете и функциях фил знания. Резко обозначается соц-критическая направленность мышления, относительно природы социального развития в условиях техногенной цивилизации. Большое вни­мание уделяется анализу языковой реальности в различных формах и версиях её объективации (аналитическая традиция, герменевтика (искусство толкования текстов), постструктурализм и др.). В экзистенциально-феноменологической стратегии философ­ствования центральной проблемой становится аналитика человеческого бытия как существования «человека-в- мире». постулируется неразрывная и изначальная связь человека и мира.

Такое понимание предмета фил позволяет предложить одну из возможных версий интерпретации её структу­ры, в рамках которой выделяются следующие её разделы или философские дисциплины:

теоретическая филосо­фия, включающая в свой состав логику, онтологию, аксиологию, гносеологию и эпистемологию,философия науки;практическая философия, представленная социальной философией, философией культуры, философией права, философской антропологией, философией техники и др.

Естественно, данная структура фил знания не может рассматриваться как нормативная и единственно возмож­ная.

Спор между мыслителями о том, что такое философия, что представляет собой ее предмет. Он ведется с момента возникновения философии. Специфика, уникальность философии в отличие от всех наук и видов деятельности состоит в том, что ее мучает и ею движет именно этот вопрос: что она есть? И обусловлен этот вопрос не комплексом неполноценности, а самим существом философии – критическим диалогом, рефлексией над собой и миром.

6.Культурно-исторические предпосылки зарождения философии.

Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.

Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.

Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества – на уровне цивилизации, когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие от варварства – собирание растений, варварства – охота).

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

1. Возможности человека:

- выделение умственного труда;

- появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);

- возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;

- постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

2. Потребности человека:

- интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

7.Проблема бытия в истории философской мысли.

Бытие фундаментальная философская категория, поэтому она крайне сложно определима. Бытие нельзя определить через вид и род понятия.

Бытие –это объективная существующее. Проблема бытия решалась философией на всем протяжение ее развития.

Когда-то его пытались осмыслить античные философы, которые отожествляли бытие и космос, то есть гармонию возникшую из хаоса. Проблема бытия в античности решалась под разными углами зрения. Прежде всего, античная философия исходит из идеи тождества бытия и мышления на знания типа ‘‘докса’’ и типа ‘’алитея’ ‘(“докса» — чувственность, обыденного плана, ”алитея» — рациональное знание, в них отражается подлинное бытие). В связи с этим возникает другой вопрос бытия. Одни склонны считать — постоянным и неизменным, другие — изменяющимся.

Одни склонны считать основы бытия (Фалес, Анаксимен) — едиными, а другие — множественными (Эмпедокл).

Базовая идея тождества бытия и мышления своим следствием имела не единство, а двойственость бытия. (по Платону существуют: подлинное, идеальное бытие; бытие идей, которое является прототипом подлинного бытия.) Попытку преодолеть двойственность бытия принял в своем учении Аристотель. По его мнению, наука должна увязать воедино чувственное и рациональное познание всего, что существует в мире. Разум — говорит про матер., а чувства являются основой познания конкретных проявлений бытия в виде вещей предметов окружающей действительности. Раздвоение бытия мы обнаруживаем в христианской философии. Статусом подлинного бытия наделяют божественное бытие тогда — как не подлинным бытием – тленность, изменчивость, греховность — является телесное бытие. В человеке присутствуют оба эти бытия стремящиеся к греховному чувствительному бытию — телу.

В осознании нового бытия мы обнаруживаем философию нового времени Важнейшей проблемой: проблема адекватного или истинного бытия. В данном случае важным является подходы к такого рода познанию, а также эффективность методов бытия.

Рационалисты и эмпир. по-разному подходят к понятию бытия. Одни с позиции разума, другие на чувственном познании. Для этого каждое из течений предлагает свой метод познания бытия: эмпир.-индукция, рационалисты — дедукция.

Преод. разд. бытия стремились представители немецкой классической философии.

Шеленг: Введение абсолюта — представ собой тождество-мат и духов., рацион и “иррационального”, единого и многого.

Гегель: развил теории Шеллинга. Категория бытия занимает изначально важное положение среди всех философских категорий. Аб. идеи, которая начинает свое осмысление через категории. Бытия, ничто, кол-ва, качества.

В диалектике принято выделять 2 момента в рамках осмысления бытия:

1) Важна проблема единства бытия. Бытие едино в силу его материальности, а иначе в мире нет ничего, кроме движения. Материи.

2) Проблема первичности материального либо духовного бытия. Мат. бытие – первично, а духовное бытие – вторично.

В современном диалектическом материализме принято выделять виды (или уровни) бытия:

- бытие материальных объектов 1 рода и производных от них 2 рода

- бытие общества

- бытие духовных ценностей

- бытие индивида

- внешнее бытие и наше существование в мире

8. Античная философия, ее основные черты и проблемы.

Античная философия — это философская мысль Древней Греции и Древнего Рима. Она интересна, прежде всего, как исток всей европейской философии вплоть до нашего времени. Кроме того, ее становление оказалось тесно связанным с таким удивительным феноменом в человеческой культуре как наука. Вообще говоря, наука в истории человечества возникла только один раз и это произошло именно в Древней Греции вместе с зарождением философии. С тех пор дух науки, научная рациональность, возникшие еще в античности, неоднократно преобразовывались, но в своих основах они сохраняют связь с философией Древней Греции.

Одной из главных особенностей античной философии является ее космоцентризм. Греческое слово «космос» происходит от персидского, первоначально обозначавшего «шатер». Постепенно его стали употреблять в как поэтический образ шатра — звездного неба, а затем для обозначения мира целом, всего, что находится на небе и под ним. Античные философы решали многие философские проблемы, но прежде всего они задавались вопросом о природе космоса (мира). Что есть мир? — было для них главным вопросом. Исходя из его решения, они ставили и решали другие. Так, вторая группа вопросов касалась возможности и способов познания мира. И третья — о том, как жить в согласии с миром? С самого начала античные философы пытались согласовать свое знание и способы жизни с миром. В соответствии с этим формировались и философские дисциплины, разделы философского знания. Так возникла философская онтология — учение о бытии, и философская психология — учение о душе, так как душа, по представлениям древних греков, тоже часть мира. Отвечая на вопросы о том, как познать мир, греческие мыслители развивали теорию познания — гносеологию, у них сложилась логика — учение о мышлении и методология — учение о способах познания мира. На вопрос о том, как жить в согласии с миром, отвечала этика — учение о нравственности (практическая философия) и социальная философия — представление об устройстве общества.

9 Античная философия досократического периода.

Основные представители этого этапа античной философии:

а) философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

б) Гераклит Эфесский;

в) философы Элейской школы (Парменид, Зенон Элейский);

г) школа пифагорейцев (Пифагор);

д) механистические материалисты (Анаксагор, Эмпедокл);

е) атомисты (Демокрит, Левкипп);

Самой характерной чертой раннегреческой философии является ярко выраженный космоцентризм, то есть в центре внимания первых греческих философов находились проблемы мироздания – природы, Космоса, мира в целом. Главная заслуга философов раннего этапа заключается в том, что они сформулировали фундаментальный философский вопрос: что есть начало всех вещей? В основе этого вопроса лежит следующее философское открытие: существует множество вещей, они зарождаются и гибнут, то есть они преходящи; но тем не менее есть единая, неуничтожимая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и в которую возвращаются. Эта первооснова всего сущего, всеобщее основание бытия получила название субстанця. Все раннегреческие философы и пытаются найти это онтологическое основание всего сущего. Причем, надо отметить, что первооснова мира не дана нам в чувственном опыте, а может восприниматься только умом. Так формируется натурфилософский метод познания – умозрительное, отвлеченное истолкование природы.

Самым выдающимся философом-досократиком является Демокрит – родоначальник материалистической линии в философии. Согласно философу, все вещи состоят из мельчайших, неизменных, вечно существующих физических частиц – атомов. Они безграничны числом и неделимы. Атомы разделены пустотой, в которой они движутся. Движение атомов в мировой пустоте, их столкновение и сцепление – это простейшая модель причинного взаимодействия, которому подчинено все в мире.

10. Античная философия классического периода. Учения Сократа, Платона, Аристотеля.

Классический период охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Период досократиков сменяет софистика. Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека.

Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Философия Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии.

Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель Академии, учитель другого крупнейшего мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии.

Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и аристотелизма были свои характерные черты, а также расхождения.

И учение Платона, и учение Аристотеля, создавшего вторую после Платона систему воззрений объективного идеализма, полны противоречий. Учения эти — не только два фазиса в истории борьбы идеализма с материализмом, но и два фазиса в развитии древнегреческой науки. В школе Платона ведутся важные математические исследования. Аристотель создает грандиозную энциклопедию всей современной ему науки.

Но и в области философии Платон и Аристотель — не только творцы реакционных доктрин идеализма. Платон разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Аристотель создает основы логики, разрабатывает проблемы теории искусства, этики, политической экономии, психологии.

11.Философия эпохи эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

Эллинистический период в развитии античной философии — конец 4 в. — 1 в. до н. э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.

Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм.

Стоицизм (Сенека и Марк Аврелий). В основе учения стоицизма лежал принцип фатализма. Миром правит промысел, все предопределено заранее. Проведение – это неотвратимая необходимость, представляющая собой цепь необратимых причин.

Эпикурейство.

Очень часто учение Эпикура искажают. В основе учения Эпикура лежит понятие «удовольствие». Счастье человека в получении удовольствия, но смысл удовольствия – это наслаждение духа (например, искусство, литература). Страдания – это страхи.

«Когда мы живы, смерти нет. Когда смерть есть – нас нет».

Душа – материальное образование, она смертна.

Скептицизм – в основе данного учения лежал тезис: «Воздержись от суждения».

Нет понятий Абсолютное Знания и Абсолютная Истина. Все относительно.

Неоплатонизм (Плотин /250 – 270 гг. н.э. / )

В основе этого учения лежал принцип эманации («изливания»), плавного перехода.

Единое Благо – начало всего

Ум – идеи и числа

Душа – все одушевленное

Материя

12.Философская мысль Средних веков. Патристика и схоластика. Реализм и номинализм. Проблема веры и знания.

Господствующим мировоззрением средних веков было христианство.

В Римском государстве проблемы отдельного человека безразличны государству.

Переход физического сопротивления в область морали приводит к христианству, которое носит надклассовый, надсоциальный характер: сведение проблем в сторону морали.

Основные идеи этого времени – это идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение.

Философия этого времени была тесно сопряжена (и в этом ее исключительность) с теологией (совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога).

Проблематика – основывалась на бытийном отношении Бог–Человек.

Как и теолог, философ строил свои системы, обращаясь к изначально Божественному смыслу бытия. Отвечая на вопросы религии и вопрошая заповеди веры.

Философия вынуждена подчиниться более сильному православию. Но она полностью не исчезает, т.к. нужна логика истолкования библии.

Средневековая философия:

– основана на религиозных представлениях (откровение и монотеизм – один бог).

– возникает до появления феодального строя, а исчезает до его исчезновения.

– стала служанкой богословия (зависимость от христианства).

Однако у философии были свои, отличительные от религии функции, связанные с основным ее свойством – сомнении в истинности вероисповедных догматов и со свойствами разума, призванного эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине.

Средневековую философию можно разделить на 3 периода:

1. Патристика – 2–6 вв.

2. Анализ возможностей слова, связанный с Христианской идеей творения мира по Слову – 7–10 вв.

3. Схоластика – 11–14 вв.

Этапы средневековой философии:

1) Патристика – совокупность учений отцов церкви, которые стояли у истоков христианской идеологии.

Имеет двусмысленную природу: 1 – опирается на сверхразумное откровение Бога; 2 – на рациональный анализ откровения с помощью выработанных мыслительных приемов.

Разум находится в прочном родстве с верой.

Естественно, вера стоит выше разума. То, что разуму не поддается, основывается на вере.

Если веры нет, то нет правильности, т.е. правила.

Вера – свертывание разума в душе.

Вера и разум взаимодополнительны. «Верю, чтобы понимать»; «Понимаю, чтобы верить».

Если основа веры – изучение библии, то отношение к библии как к высшему авторитету, заключается в толковании священных текстов – возрастает роль авторитета.

Творим не мы, а бог творит с помощью людей. Вера в священное писание.

Главное учение – «философия» Аврелия Августина – «О граде Божъем»:

В основе града земного лежит эгоистический интерес человека, любовь к себе. Когда люди объединяются по любви к Богу – это град небесный. Церковь – земной представитель града небесного: власть небесная и земная объединена церковью. => политическая власть должна ориентироваться на церковь, церковь выше власти.

2) Схоластика – до этого философия – техническая наука.

(Схоластика – тип религиозной философии; хар-ся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам)).

Стремилась рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение (средневековая «школьная» философия).

Основные проблемы: проблемы универсалий и доказательства бытия Бога.

Проблема универсалий – проблема общих понятий (ставилась Платоном – «идеи», Аристотелем – «материя и форма»).

Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е.. о природе общих родов и понятий.

В зависимости от ее решения всех ученых делят на:

Реалисты – утверждали, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей (дом вообще существует, как и конкретный дом).

3 вида существования универсалий: (троякость существования) «до вещи» в Божием разуме, «в самих вещах» как их сущность или формы и «после вещей» — в человеческом разуме как результат абстракции.

Умеренный реализм (существует и крайний реализм – общее существует только вне вещей – Ансельм).

П. Абеляр – существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий.

Номиналисты – считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

(Когда мы утверждаем что-то по отношению к многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову).

Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания – номинализм.

Представитель Уильям Оккам.

Задача знания – постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи.

Для объяснения перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о логических и психических актах или знаках. Все общие понятия – это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Концептуализм – умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. (Основные представители концептуализма – Фома Аквинский, Петр Абеляр).

13.Философия Нового времени. Проблема метода в философии. Философские воззрения Ф.Бэкона и Р.Декарта.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: