Вопросы по энергетическому праву

Вопросы по энергетическому праву

1.Понятие, предмет, методы и принципы энергетического права.

Предмет энергетического права – отношения, возникающие в связи с поиском, добычей энергоресурсов, производством, переработкой, поставкой, хранением, транспортировкой, распределением различных видов энергии, проектированием, строительством энергетических объектов, обеспечением энергетической безопасности. Как частноправовые отношения складываются между: лицами, осуществляющими деятельность по поиску, добыче энергоресурсов, производству, переработке, поставке, хранению, распределению различных видов энергоресурсов, проектированию, инженерным изысканиям, строительству, модернизации, реконструкции энергетических объектов, между данными лицами и лицами, которые приобретают различные виды энергоресурсов и которым оказываются соответствующие услуги. Как публично-правовые: между лицами, осуществляющими вышеуказанные виды деятельности в энергетической сфере и уполномоченными государственными органами и соответствующими саморегулируемыми организациями.

Энергетическое право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения (как частноправовые, так и публично-правовые), возникающие в связи с поиском, добычей энергоресурсов, производством, переработкой, поставкой, хранением, транспортировкой, распределением различных видов энергии, проектированием, строительством энергетических объектов, обеспечением энергетической безопасности.

Методы энергетического права Общеправовые методы: для частных отношений – метод юридического равенства сторон, для публичных – метод власти-подчинения. Специальные методы: 1) метод особого публичного регулирования, реализуемый некоммерческими организациями, наделенными законодателем особыми публичными полномочиями. Совет рынка – НКпартнерство. ФЗ об э.э. наделил его след. Функциями: принимает решение о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка, устанавливает систему и порядок применения имущественных и иных санкций в отношении субъектов оптового рынка, включая исключение из их состава. 2) метод особой публичной координации. Комиссия при Президенте РФ по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности – координация деятельности ОИВ, ОМСУ, организаций по развитию ТЭК, обеспечение промышленной, энергетической и экологической безопасности, рациональное и эффективное использование МСБ. 3) метод специального корпоративного регулирования, реализуемый субъектами энергетического права, наделенными законодателем соответствующими полномочиями. В сфере атомной энергетики – «Росатом» осуществляет полномочия от имени РФ по государственному управлению использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативное регулирование в сфере атомной энергии. Ст. 13 ФЗ «О газоснабжении» собственник Ед. сис. Газоснабжения осуществляет управление её функционированием, но и меры по её совершенствованию.

Принципы энергетического права. 1) Принципы на основании которых осуществляется предпринимательская деятельность: обеспечение энергетической, экологической и промышленной безопасности, энергетической эффективности; обеспечение балансы интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере энергетики, и интересов потребителей поставляемых ими видов энергоресурсов и оказываемых ими услуг. 2) Принципы на основании которых осуществляется публичное регулирование: государственная поддержка развития отраслей энергетики, создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития и функционирования российской энергетической системы; эффективное управление государственной собственностью в сфере энергетики; обеспечение недискриминации и стабильных условий осуществления предпринимательства; обеспечение защиты прав потребителей от необоснованного повышения цен на энергоресурсы; недопустимость однотипных мер принуждения, применяемых гос. органами и саморегулируемыми организациями.

2. Источники энергетического права.

8. Энергосервисный договор.

П. 8 ст. 2 энергосервисный договор (контракт) — договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;ч. 2 ст. 19 Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:

1) условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);

2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;

3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

3. Энергосервисный договор (контракт) может содержать:

1) условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;

2) условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;

3) условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;

4) иные определенные соглашением сторон условия.

Статья 20. Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта)

1. По согласованию между покупателем энергетических ресурсов и лицом, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление продажи, поставок, передачи соответствующих энергетических ресурсов такому покупателю, условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива) при условии соблюдения требований, установленных частями 1 и 2 статьи 19 настоящего Федерального закона. Цена в договорах купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта), в части условий энергосервисного договора (контракта) определяется сторонами.

2. Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта), могут содержать: 1) условие о количественном значении энергетических ресурсов, которое применяется сторонами при определении обязательств по договору и может быть определено, в частности, исходя из объема потребления соответствующих энергетических ресурсов, зафиксированного на момент начала исполнения такого договора, или другим способом, в том числе расчетным способом, и отличаться от фактического объема потребления энергетических ресурсов; 2) условие о проведении расчетов по такому договору исходя из показателей, достигнутых или запланированных для достижения в результате реализации условий энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов; 3) условие о предоставлении отсрочки по уплате платежей по такому договору полностью или частично до момента получения результатов реализации условий энергосервисного договора (контракта), в том числе до фиксации экономии энергетических ресурсов; 4) иные условия, определенные сторонами в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации, регулирующим условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов.

Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 июня 2012 г. N 252

19. Субъекты, объекты электроэнергетики. Объекты электросетевого хозяйства. Понятие оптового и розничного рынка электроэнергетики.

Ст. 3 ФЗ «Об электроэнергетике»: 1) субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности; 2) объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства;3) оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее — оптовый рынок) — сфера обращения особых товаров — электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации; 4) розничные рынки электрической энергии (далее — розничные рынки) — сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;



20. Система оперативно-диспетчерского управления в сфере электроэнергетики.

1) оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике - комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы и включены соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, подлежащих такому управлению; 2) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике - оперативно-диспетчерское управление, осуществляемое в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих обязательным требованиям;

26. Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. Субъект электроэнергетики направляет инвестиционную программу в Министерство энергетики Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 марта года, предшествующего периоду ее реализации. Инвестиционная программа в случае ее представления не в полном объеме или не по установленной форме подлежит не позднее 5 рабочих дней со дня поступления в Министерство энергетики Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возврату субъекту электроэнергетики для устранения замечаний (с указанием причин возврата).

Субъект электроэнергетики повторно представляет инвестиционную программу не позднее 10 рабочих дней со дня получения замечаний Министерства энергетики Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

6. Министерство энергетики Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления представленной на утверждение инвестиционной программы и обосновывающих ее материалов направляет их копии на согласование: Министерство энергетики Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления представленной на утверждение инвестиционной программы направляет ее копию системному оператору Единой энергетической системы России

Федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают инвестиционную программу в срок не более 45 календарных дней со дня ее получения и представляют в Министерство энергетики Российской Федерации согласованную инвестиционную программу или замечания по ней.

Системный оператор в течение 30 календарных дней направляет в Министерство энергетики Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения инвестиционной программы, а также при необходимости предложения по ее доработке.

Министерство энергетики Российской Федерации принимает во внимание информацию системного оператора при принятии решения об утверждении инвестиционной программы.

Министерство энергетики Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения от органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» замечаний и предложений направляет их субъекту электроэнергетики.

Субъект электроэнергетики в срок не более 15 календарных дней со дня получения указанных замечаний и предложений представляет в Министерство энергетики Российской Федерации доработанную инвестиционную программу.

Министерство энергетики Российской Федерации в течение 15 календарных дней со дня получения доработанной инвестиционной программы направляет ее на согласование соответственно в федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в течение 15 календарных дней со дня ее получения согласовывают ее или представляют по ней замечания.

При наличии разногласий, касающихся инвестиционной программы, Министерство энергетики Российской Федерации проводит согласительные совещания с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.В случае если по истечении 45 календарных дней со дня поступления инвестиционной программы в федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации позиция указанных органов по инвестиционной программе не представлена, инвестиционная программа считается согласованной.

12. Министерство энергетики Российской Федерации утверждает инвестиционную программу при наличии соответствующих согласований

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает инвестиционную программу в срок не более 50 дней.

15. В случае если инвестиционная программа, подлежащая утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусматривает строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 кВ и выше, но не более 220 кВ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления направляет копию инвестиционной программы на заключение системному оператору.

Системный оператор в течение 30 календарных дней со дня поступления копии инвестиционной программы, предусматривающей строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 кВ и выше, но не более 220 кВ, направляет заключение (включая при необходимости перечень предложений по доработке представленной инвестиционной программы) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

17. При наличии у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также системного оператора замечаний и предложений по инвестиционной программе указанный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления замечаний и предложений системного оператора направляет их субъекту электроэнергетики.

18. Субъект электроэнергетики в срок не более 15 календарных дней со дня поступления замечаний и предложений представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации доработанную инвестиционную программу.

19. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу в срок до 15 августа года, предшествующего периоду реализации инвестиционной программы.

В случае если в инвестиционной программе предусматриваются строительство, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, проектный номинальный класс напряжения которых составляет менее 220 кВ, то инвестиционная программа согласовывается с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены такие объекты.

30. Правила подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам.

http://www.complexdoc.ru/ntdtext/549430/1

http://www.rg.ru/2011/02/24/neft-dok.html

31. Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 N 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации.

http://fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_51177.html

34. Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.

http://www.rg.ru/2011/02/24/neft-dok.html

http://www.zodchii.ws/normdocs/info-809.html

http://www.gosthelp.ru/text/Rasporyazhenie8rObutverzh.html

36. Порядок подключения к системе Газпром

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128751/

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&&nd=102049129&&page=1&rdk=2

http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_7006.html

http://base.garant.ru/183279/#text




Предыдущий:

Следующий: