Вопросы по экзамену Мосты 1-4

Типы искусственных сооружений на автомобильных дорогах.

Автомобильные дороги, пролегая по разнообразной местности, пересекаются между собой или с железными дорогами, а также с различными препятствиями: оврагами, ущельями, горными хребтами, ручьями, реками, озерами, морскими заливами и проливами. В этих ситуациях для обеспечения беспрепятственного движения на дорогах строят различные сооружения: трубы, мостовые сооружения, тоннели, галереи, балконы и подпорные стенки.

Трубы используются для пропуска под дорогой небольших водотоков, транспортных средств, пешеходов, а в сельской местности и скота. Они устраиваются в теле земляного полотна дороги из сборных объемных или плоских элементов, при этом земляное полотно дороги не прерывается.

Мостовые сооружения используются для пропуска дороги над водными препятствиями, ущельями, оврагами и над другими дорогами. Они прерывают земляное полотно дороги своими конструкциями, состоящими из пролетных строений и опор. Разновидности мостовых сооружений: мосты, путепроводы, виадуки, акведуки и эстакады.

Мост – это сооружение для пропуска дороги над каким-либо водным препятствием.

Путепровод – мостовое сооружение, которое служит для пропуска одной дороги над другой в разных уровнях.

Виадук – мостовое сооружение на переходе через глубокий овраг, ущелье, суходол, лощину с высоким расположением проезда над дном препятствия.

Акведук – мостовое сооружение на переходе водовода через овраг, ущелье, реку, суходол или дорогу.

Эстакада – мостовое сооружение для пропуска дороги на некоторой высоте над естественной поверхностью местности, чтобы пространство под ними могло быть использовано для различных целей.

Тоннели применяются для пропуска дороги сквозь толщу горного массива или под крупными реками, озерами, морскими заливами или проливами.

Галереи – используются для защиты дороги от снежных лавин и камнепадов, балконы – для обеспечения необходимой ширины проезда у крутых склонов при сокращении объема работ по разработке скальных грунтов, подпорные стенки – для предотвращения обрушения на дорогу находящегося за ними грунта, а также для обеспечения устойчивости земляного полотна.

Классификация мостов по назначению, материалу, длине и т.д.

По назначению:

Автодорожные

Железнодорожные

Городские

Пешеходные

Совмещенные

Специальные – для пропуска трубопроводов, силовых кабелей и т.д.

По типу применяемых опор:

На жестких опорах – передающих через фундаменты нагрузку от пролетных строений непосредственно грунту и характеризующихся отсутствием значительных осадок

На плавучих опорах – передающих нагрузку на воду и получающих значительные осадки

По типу взаимного положения пролетного строения и опор во времени:

Неподвижные

Разводные

По типу применяемых материалов:

Деревянные

Металлические

Железобетонные

Бетонные

Каменные

По уровню расположения проезжей части:

С ездой поверху – когда проезжая часть расположена на верхнем уровне пролетного строения

С ездой понизу – когда проезжая часть находится на уровне низа пролетного строения

С ездой посередине – когда проезжая часть находится в средней по высоте части пролетного строения

По статической схеме главных несущих конструкций пролетных строений:

Балочная система – от вертикальных нагрузок возникают только вертикальные опорные реакции

Разрезной

Неразрезной

Консольный

Распорная система – при действии вертикальных нагрузок возникают наклонные опорные реакции, имеющие горизонтальную составляющую – распор

Арочный

Рамный

Висячий

Комбинированная система

По расположению пролетных строений относительно горизонта высоких вод:

Высоководные мосты – пролетные строения которых находятся над рекой на уровне, обеспечивающем пропуск паводковых под и ледохода

Низководные мосты – пролетные строения которых затопляется при проходе высоких вод

Подводные мосты – пролетные строения которых располагается под водой на глубине, обеспечивающей движение автомобилей вброд

По ширине проезжей части различают мосты с различным количеством полос движения в обоих направлениях.

По длине:

Малые мосты – до 25м

Средние мосты – от 25 до 100м

Большие мосты – более 100м

Внеклассные мосты – более 500м или один из пролетов более 150м

Понятие мостового перехода, основные сведения о мостовых переходах.

Комплекс сооружений, возводимых для пересечения дорогой водных препятствий, называют мостовым переходом. В его состав входят: мост, подходы к нему, регуляционные и берегоукрепительные сооружения, ледорезы.

Мост своими конструкциями перекрывает русло и часть поймы реки. Подходы к мосту обеспечивают сопряжение дороги с мостом. Их устраивают в виде земляных насыпей ил эстакад. Регуляционные сооружения в виде струенаправляющих дамб и траверс и берегоукрепительные устройства применяются для защиты берегов реки от значительного размыва. Струенаправляющие дамбы сооружают у береговых опор в виде земляных насыпей с трапециевидным поперечным сечением, придавая им в плане очертания, способствующее плавному протеканию в отверстие моста водного потока с верховой части реки. С верховой стороны мостового перехода иногда устраивают траверсы в виде коротких дамб, выступающих в реку перпендикулярно ил под углом к берегу или насыпи подхода. Траверсы снижают скорость течения воды вдоль берега или насыпи, предохраняют их от размыва и способствуют направлению водного потока в отверстие моста.

Ледорезы – сооружения для защиты промежуточных опор моста от непосредственного воздействия ледохода, которое может быть очень опасным для опор. Их возводят перед каждой опорой с верховой стороны моста на той части ширины реки, где возможен ледоход.

Основные нормативные документы по проектированию мостов, путепроводов, водопропускных труб.

Порядок проектирования, согласования и утверждения проектно-сметной документации в России установлен строительными нормами и правилами (СНиП) 11-01-95, согласно которым проектирование объектов строительства ведется в две либо в одну стадии.

Основные нормативные документы:СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы

Предыдущий:

Следующий: