Вопросы Нуриманов

5й вопрос

С 1 января 2013 года все организации, в том числе и те, кто находится на УСН, должны вести бухгалтерский учет, но при этом представлять в налоговый орган и территориальные органы статистики необходимо только годовую бухгалтерскую отчетность (п, ч. 1 ст. 6, ст. 32 Закона № 402-ФЗпп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письма Минфина России от 04.02.2013 № 07-01-06/2253, от 23.10.2012 № 03-11-09/80от 26.03.2012 № 03-11-06/2/46).

Однако если организация, в том числе применяющая УСН, является субъектом малого предпринимательства, то для нее предусмотрена возможность упрощения способов ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в упрощенной форме (п. п. 10 ч. 3 ст. 21 Закона № 402-ФЗ, п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н). Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства установлены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Упростить бухгалтерский учет и отчетность могут также организации, имеющие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“» (часть 4 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 г. № 292-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О бухгалтерском учете“»).

Состав бухгалтерской отчетности

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, в силу пункта 1 статьи 14 Закона № 402-ФЗ, состоит из:

бухгалтерского баланса,

отчета о финансовых результатах,

и приложений к ним.

К приложениям относится отчет об изменениях капиталаотчет о движении денежных средств и иные приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениях). Таким образом, пояснения входят в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо ФНС России от 20 июня 2013 г. № ЕД-4-3/11174).

Как следует из рекомендаций Минфина России от 09 января 2013 № 07−02−18/01, состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно. Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах. Они должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период (ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О бухгалтерском учете»).

В частности, пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, к информации о рисках хозяйственной деятельности, об инновациях и модернизации производства и к иной информации.

Требование о раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в пояснениях к годовому отчету введено с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Минфин России в п. 13 Информации № ПЗ-9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности» (далее – Информация № ПЗ-9/2012) указал, что дополнительные показатели и пояснения о рисках подлежат раскрытию в бухгалтерской годовой отчетности прежде всего организациями, публикующими эту отчетность.

Общие требования к раскрытию такой информации изложены в разд. I Информации № ПЗ-9/2012. Все риски, возникающие в деятельности компании, сгруппированы следующим образом: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и другие.

…если организация является субъектом малого предпринимательства, то для нее предусмотрена возможность упрощения способов ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в упрощенной форме…

По каждому виду рисков в годовой бухгалтерской отчетности необходимо раскрыть информацию о таких качественных характеристиках хозяйственной деятельности организации, как:

подверженность организации рискам и причины их возникновения;

концентрация риска: описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей и т. д.);

механизм управления рисками (цели, политика, применяемые процедуры в области управления рисками и методы, используемые для оценки риска, и т. п.);

изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом

При этом Минфин указывает, что при раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации целесообразно учитывать требования международных стандартов финансовой отчетности, в частности МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», введенного в действие для применения на территории РФ Приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н.

Что касается пояснительной записки, то данный документ относится к информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности. Он не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (По данному вопросу см. Информацию Минфина России № ПЗ-10/2012, Письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01). В соответствии с пунктом 39 ПБУ 4/99, в составе информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, может раскрываться динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения, деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация.

Как правило, информация, отраженная в ней, не должна быть связана с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах, из наименования такой информации у пользователя не должно создаваться ошибочное впечатление, что она является частью бухгалтерской отчетности. Дополнительная информация может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм. Организация может представлять данную дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей (п. 39 ПБУ 4/99, ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 402-ФЗ), однако представлять ее в налоговые органы или органы статистики не нужно. И аудиторской проверке такая информация не подлежит.

Аудиторское заключение с 1 января также не является частью бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ, Информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Тем не менее данный факт не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни обязанность организаций публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным (ч. Закона № 402-ФЗ, п. 45 ПБУ 4/99).

Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В частности, аудит обязателен: 

если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества (ОАО) (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ);

если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ);

если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельско-хозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.(п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

Что касается представления аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы, то данное требование не установлено (письмо Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

Основные требования к заполнению форм бухгалтерской отчетности

Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Они являются обязательными. Поэтому из них нельзя исключать какие-либо строки по причине отсутствия соответствующих данных. Если у организации отсутствуют активы (обязательства, доходы, расходы и т. п.), данные о которых подлежат раскрытию в той или иной строке формы, то эта строка прочеркивается. При заполнении указанных форм детализацию по статьям отчетов организация определяет самостоятельно. Если возникает необходимость в детализации отдельных статей баланса или отчета о финансовых результатах, то организация имеет право ввести в формы дополнительные строки.

В бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после графы «Наименование показателя» должен быть указан соответствующий код. Коды показателей бухгалтерской отчетности содержатся в Приложении № 4 к Приказу № 66н.

Если организация вводит в отчеты дополнительные строки (т. е. осуществляет детализацию (расшифровку) данных, отраженных в статьях отчетов), то эти строки кодировать не нужно.

Если организация сдает отчетность по упрощенной форме, показатели которой включают в себя несколько показателей стандартных форм (без детализации), то код каждой строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

…общие требования к раскрытию такой информации изложены в разд. I Информации № ПЗ-9/2012. Все риски сгруппированы следующим образом: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные…

По общему правилу все формы бухгалтерской отчетности заполняются в тысячах рублей без десятичных знаков (код по ОКЕИ – 384). Организации, имеющие значительные активы, обороты продаж товаров, обязательств и т. д., могут заполнять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков (код по ОКЕИ – 385).

Формы бухгалтерской отчетности заполняются уже после того, как инвентаризацией подтверждена достоверность наличия активов и обязательств.

Согласно закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (п. 8 ст. 13) бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем фирмы. В делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финасовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта, с указанием даты подписания этого экземпляра (Информация Минфина России № ПЗ-10/ 2012).

Вместе с тем, если иное не предусмотрено уставом экономического субъекта, его руководитель вправе передать свои полномочия на основе доверенности, в том числе на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности, без сообщения об этом органам управления экономическим субъектом.

Кстати, возможность подписания отчетности уполномоченным лицом учтена в новых электронных форматах бухгалтерской отчетности, утв. Приказом ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ММВ-7-6/313 «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме» и Приказом ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ММВ-7-6/311 «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме».

В случаях представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в несколько адресов отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами.

«Упрощенная» бухгалтерская отчетность

Для субъектов малого предпринимательства в Приложении № 5 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н предусмотрены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. В бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах у них включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям); в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Минфин России в письме от 3 апреля 2012 года № 03-02-07/1-80 отметил, что при отсутствии таковой субъекты малого предпринимательства не обязаны включать в представляемую в налоговый орган бухотчетность отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств.

Однако такая организация может выбрать для использования не упрощенную, а обычную форму баланса и отчета о финансовых результатах (п. 6 Приказа № 66н), то есть применение упрощенных форм бухгалтерской отчетности является их правом, а не обязанностью. Решение о применении упрощенных форм годовой отчетности целесообразно согласовать с учредителями, заинтересованными в получении объективной и полной информации о финансовом положении компании.

В бухгалтерском балансе, составленном на 31 декабря 2013 года, предприятиям-«упрощенцам» надо будет указать показатели на конец предыдущих двух лет (на 31.12.2011 и 31.12.2012). Однако это не повод для восстановления бухучета за эти годы: подобного требования нет ни в новом Законе о бухучете, ни где-либо еще. Если данные о каких-то показателях не известны, в отчетных формах можно просто поставить прочерки (П. 11 ПБУ 4/99).

Сроки подачи годовой отчетности

Теперь годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность нужно представлять в налоговую инспекцию и территориальные органы статистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 31 марта (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации утвержден Приказом Росстата от 29 декабря 2012 г. № 670.

Днем представления бухгалтерской отчетности в ИФНС и органы статистики считается:

если отчетность отправлена по почте ценным письмом с описью вложения – день ее почтового отправления. Он указывается на почтовом штемпеле, проставляемом работником почты на описи вложения;

если отчетность представлена лично (это может сделать руководитель или представитель организации по доверенности) – дата, указанная в отметке органа ФНС (государственной статистики) о ее принятии;

если отчетность представлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи – дата, указанная в подтверждении даты отправки в электронном документе, сформированном оператором связи или налоговым органом (органом статистики).

Утверждение и порядок публикации годовой отчетности

Утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами (Ч. 9 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Например, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества утверждает общее собрание акционеров (пп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ); годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность общества с ограниченной ответственностью утверждает общее собрание участников общества (пп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Чтобы представить годовую бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию и органы статистики, организации не нужно ждать, когда отчетность будет утверждена ее собственниками.

Порядок опубликования годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется соответствующими федеральными законами (ч. 9 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). В частности, акционерные общества публикуют годовую бухгалтерскую отчетность в обязательном порядке (ст. 92 Закона № 208-ФЗ), а общества с ограниченной ответственностью – только в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (ст. 49 Закона № 14-ФЗ).

Если организация подлежит обязательному аудиту, то бухгалтерская (финансовая) отчетность публикуется вместе с аудиторским заключением (ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Вопрос 10

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на конкретный момент времени.

Бухгалтерский баланс – двусторонняя таблица. В левой части баланса показывается имущество по составу и размещению – это актив баланса, в правой части отражаются источники формирования этого имущества – это пассив баланса.

Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:

– внеоборотные активы;

– оборотные активы;

– капитал и резервы;

– долгосрочные обязательства;

– краткосрочные обязательства.

В заключении бухгалтерского баланса есть специальная строка по активу и пассиву – «валюта баланса».

Типовая структура бухгалтерского баланса содержит следующие числовые показатели.

Актив. Раздел 1. Внеоборотные активы.

1. Нематериальные активы: права на объекты интеллектуальной собственности; патенты, торговые знаки, знаки обслуживания, организационные расходы; деловая репутация организации.

2. Основные средства: земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудование, незавершенное строительство.

3. Доходные вложения в материальные ценности: имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката.

4. Финансовые вложения: инвестиции в дочерние общества, в зависимые общества; займы, предоставленные организации на срок более 12 месяцев; прочие финансовые вложения.

Раздел 2. Оборотные активы.

1. Запасы: сырье, материалы и аналогичные ценности; затраты в незавершенном производстве; готовая продукция, товары для перепродажи и отгруженные; расходы будущих периодов.

2. Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников по вкладам в уставный капитал.

3. Финансовые вложения: займы, предоставленные организацией на срок менее 12 месяцев; собственные акции, выкупленные у акционеров; финансовые вложения.

4. Денежные средства: расчетные счета; валютные счета; денежные средства.

Пассив. Раздел 1. Капитал и резервы.

Уставной капитал. Добавочный капитал. Резервный капитал: резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами. Нераспределенная прибыль.

Раздел 2. Долгосрочные обязательства.

1. Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

2. Прочие обязательства.

Раздел 3. Краткосрочные обязательства.

1. Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

2. Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики; векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; перед персоналом организации; перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; перед участниками по выплате доходов; полученные авансы.

3. Доходы будущих периодов: резервы предстоящих расходов и платежей.

Вопрос 31

Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках

Говоря о взаимосвязи бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках, необходимо в первую очередь отметить ее направление в отношении показателя чистой (нераспределенной) прибыли или чистого (непокрытого) убытка.

Так, до вступления в силу Приказа Минфина РФ № 67н, показатель в строке нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) бухгалтерского баланса совпадал с показателем чистой прибыли (чистого убытка) отчетного года в отчете о прибылях и убытках. В настоящее же время по строке 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» баланса показывают как прибыль (убыток) отчетного года, так и прошлых лет. Однако если организация примет решение показать финансовый результат отчетного года отдельно от финансового результата прошлых лет и добавит в баланс соответствующую строку, то сумма, указанная в ней, и сумма строки 190 формы №2 должны совпасть. В остальных случаях эти показатели совпадут только в том случае, если на начало года по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» было нулевое сальдо или организация начала работать в отчетном году.

Вообще, кроме прямой взаимоувязки баланса с отчетом о прибылях и убытках по показателю финансового результата, существует косвенная взаимосвязь, также основанная на прибыли организации.

В системе бухгалтерского учета финансовый результат можно определять, по крайней мере, двумя способами. Согласно концепции статического баланса, финансовый результат (прибыль/убыток) определяется, как наращение капитала за соответствующий период, скорректированный на прирост капитала за счет эмиссии долевых финансовых инструментов, переоценки основных средств и операций по выкупу собственных акций. Определение финансового результата согласно данному подходу может осуществляться с использованием данных бухгалтерского баланса (форма №1), в этом случае используются следующие упрощенные формулы:

ЧА1 = А1 – О1; ЧА0 = А0 – О0;

Р = DК = ЧА1 - ЧА0,

где А1 и А0 – активы (имущество) организации в текущем и предыдущих периодах;

О1 и О0 – обязательства организации в текущем и предыдущих периодах;

Р – прибыль (убыток) за период;

DК – наращение собственного капитала за период;

ЧА1 и ЧА0 – чистые активы организации в текущем и предыдущем периодах.

Определение теории финансового результата в соответствии с концепцией статического баланса имеет ряд существенных недостатков, в частности, прибыль (или убыток) существенно зависит от того, в какой оценке представлены в бухгалтерском балансе активы и обязательства, кроме того, при расчете финансового результата не виден порядок формирования прибыли.

На практике для определения финансового результата широко используется положения концепции динамического баланса. Этот подход предполагает определение за соответствующий период доходов и связанных с ними расходов. Разница между доходами и расходами дает бухгалтерам и аналитикам финансовый результат деятельности организации в этом периоде. В целях раскрытия и представления заинтересованным пользователям информации о порядке формирования финансовых результатов коммерческие организации составляют Отчет о прибылях и убытках (форма №2). Наличие множества различных показателей прибыли связано с тем, что по своей природе доходы и расходы не однородны, их принято подразделять на доходы и расходы по обычным видам деятельности, так же выделяют прочие доходы и расходы. В наиболее общем виде финансовый результат согласно концепции динамического баланса определяется по формуле:

Р = Фовд + Фп,

где Фовд – финансовый результат по обычным видам деятельности за период; Фп – финансовый результат от прочей деятельности.

Таким образом, согласно представленным концепциям совершенно очевидно, что обе формы отчетности отражают конечный итог деятельности организации (прибыль или убыток), только в балансе этот итог статичен, а в отчете о прибылях и убытках развернут в динамике.

Вообще, в статичности баланса и динамичности отчета о прибылях и убытках, на наш взгляд, и прослеживается основная линия взаимосвязи.

Рассмотрим ее подробнее.

Согласно п.2 ПБУ 9/99, доходами организации признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

И, соответственно, согласно п.2 ПБУ 10/99 расходами организации признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Ключевыми в данных определениях доходов и расходов являются понятия активов, обязательств и капитала.

Из этих определений можно проследить совершенно четкую последовательную цепочку понятий: доходы (расходы) – активы (обязательства) – увеличение (уменьшение) капитала.

То есть, изменение активов и обязательств организации приводит к изменению величины ее капитала, как и было представлено в первой главе настоящей работы в формуле (2). Активы, обязательства и капитал являются составными элементами бухгалтерского. А изменение активов и обязательств – это ни что иное как доходы и расходы организации, которые как известно подлежат отражению в отчете о прибылях и убытках.

Получается, что отчет о прибылях и убытках является дополнением к бухгалтерскому балансу, раскрывая порядок формирования его моментных показателей.

Особенно важным в современных условиях конкуренции для фирмы является возможность сравнения количества проданных за отчетный период продукции, товаров, работ и их остатков на начало и конец периода, что невозможно при использовании только баланса, или только отчета о прибылях и убытках.

Кроме того, необходимо помнить, что и бухгалтерский баланс, как и отчет о прибылях и убытках, составляется на основе двух основополагающих принципов – метода начисления и допущения непрерывности деятельности организации.

Обе формы являются незаменимыми для анализа хозяйственной деятельности организации, отражая важнейшие ее аспекты.

Вопрос 34

Одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств. Однако чрезмерная величина денежных средств говорит о том, что реально организация терпит убытки, связанные с инфляцией и обесцениванием денег, а также с упущением их выгодного размещения.

Способ оценки достаточности денежных средств состоит в определении длительности их оборота

ОДС= Средние остатки денежных средств / Оборот денежных средств

Для исчисления денежного оборота следует использовать кредитовый оборот по счету 51. Но если у организации существенная  часть расчетов проходит через кассу и специальные счета, то указанные в них расходы денежных средств должны быть прибавлены к сумме кредита по счету 51.

Как говорилось ранее, основным источником денежных средств организации является текущая или основная деятельность.

Каким образом определить денежный поток от основной деятельности при отсутствии доступа к данным бухгалтерского учета организации? Конечно, бухгалтер ежедневно получает выписки с расчетных счетов и может отслеживать поступление денежных средств и их снятие со счетов. Но определить денежный поток можно, не имея доступа к выпискам со счетов организации. Это делается на основе отчетных данных – баланса и отчета о прибылях и убытках, для чего необходим ряд корректировок. Мы будем исходить из того, что учетной политикой организации предусматривается отражение операций на базе принципа начисления, а это означает, что выручка, показанная в отчете о прибылях и убытках, не эквивалентна денежным поступлениям, а затраты – расходованию денежных средств.

Рассмотрим самый простой пример корректировки для получения информации о денежном потоке от текущей деятельности, для чего потребуются данные баланса и отчета о прибылях и убытках.

1) Чистая прибыль должна быть увеличена на сумму амортизационных отчислений, поскольку амортизационные расходы не предусматривают платежей в денежной форме, а начисляются, т.е. производятся расчеты и делается запись о расходах. Движения денежных средств при этом не происходит.

2) Увеличение остатков запасов, которые можно определить по соответствующим статьям баланса, приводит к замораживанию и оттоку денежных средств, а сокращение – к высвобождению и притоку. Поэтому сумму прироста остатков запасов нужно вычесть из чистой прибыли, сумму сокращения прибавить к ней.

3) Подобное происходит и при увеличении остатков дебиторской задолженности, когда денежные средства оказываются связанными в расчетах, т.е. увеличение остатков дебиторской задолженности приводит к оттоку денежных средств, а их сокращение – к поступлению. Увеличение остатков дебиторской задолженности вычита.

4) Изменение кредиторской задолженности влияет на денежный поток по-другому. Увеличение остатков кредиторской задолженности равносильно притоку денежных средств, их сокращение – оттоку. Увеличение кредиторской задолженности (поставщикам и другим кредиторам) означает, что их счета не были оплачены и деньги остались у организации. А при сокращении происходит оплата счетов и как следствие – уменьшение денежных средств. Поэтому увеличение кредиторской задолженности прибавляется к чистой прибыли, а сокращение вычитается из нее.

Соответствующий пример приведен в табл. 21.

Таблица 21

Статьи

1

2

Чистая прибыль*

(170)

369

Амортизация

130

127

Изменение дебиторской задолженности

(169)

114

Изменение запасов

(11)

450

Кредиторская задолженность (изменения)

(41)

(334)

Денежные средства от текущей деятельности

99

(402)

* В скобках показаны отрицательные значения, или убытки.

 

В первом случае организация имела убытки, но был положительный денежный поток, составивший 99 тыс. д.е., а во втором случае – прибыль, но выявилась нехватка денежных средств в сумме402 тыс. д.е. Данный пример иллюстрирует то, что прибыльная организация может испытывать нехватку денежных средств, а убыточная – иметь достаточный денежный поток для осуществления инвестиций и выплаты дивидендов.

Денежный поток от текущей деятельности можно рассчитать косвенным или прямым методом. Согласно первому методу корректировка начинается с чистой прибыли, что и было сделано выше. При втором методе корректировка начинается с выручки от реализации и проводится далее по всем статьям расходов, причем величина денежного потока от текущей деятельности получается одинаковая.

Посмотрим, как это будет выглядеть, на примере условной фирмы, данные которой выражены в денежных единицах (табл. 22).

На начало года фирма не вела никакой деятельности, поэтому имела нулевой баланс. За год работы она получила прибыль в размере 34 тыс. д.е. Собственных основных средств у нее нет, следовательно, нет и амортизации. Кроме того, фирма выплатила дивиденды в размере 14 тыс. д е.

Таблица 22

Баланс фирмы (тыс. д.е.)

Статьи

На начало года

На конец года

Изменения

Актив

Денежные средства

Дебиторская задолженность

Материалы

 

0

0

0

 

49

21

15

 

49 (увеличение)

21 (увеличение)

15 (увеличение)

Баланс

0

85

 

Пассив

Кредиторская задолженность

Акционерный капитал

Нераспределенная прибыль

 

0

0

0

 

5

60

20

 

5 (увеличение)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: