Вопросы к зачету по Педэтике

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА»

(2009-2010 учебный год)

Этика, прикладная этика, профессиональная этика: соотношение понятий.

Разновидности профессиональной этики, их общие и частные особенности.

Истоки педагогической деятельности. Зарождение педагогической этики в трудах античных мыслителей.

Утверждение авторитарной модели педагогической этики в эпоху Средневековья.

Утверждение гуманистической модели педагогической этики в эпоху Возрождения и Просвещения.

Гражданский характер отечественной педагогической этики Нового и Новейшего времени.

Тенденции развития педагогической этики в современную эпоху.

Понятие профессиональной педагогической этики, её обусловленность спецификой педагогического труда.

Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время.

Объект, предмет, цель и задачи профессиональной педагогической этики.

Основные группы функций педагогической этики.

Профессионально-этические ценности педагогической деятельности и их отражение в принципах педагогической этики.

Основные группы норм и стандартов этического поведения педагога.

Понятие профессиональной морали педагога. Структурные компоненты профессиональной морали педагога.

Профессиональное моральное сознание педагога: рациональный и иррациональный компоненты.



Профессионально-этические ценности и их отражение в категориях профессиональной морали педагога.

Поступок как деятельностный компонент профессиональной морали педагога.

Моральная оценка деятельности педагога и ее критерии.

Деонтология, ее место и роль в педагогической этике. Основные деонтологические категории и принципы.

Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Злоупотребления в процессе выполнения профессиональных обязанностей.

Дилеммы в деятельности педагога, их причины и пути разрешения.

Специфика профессионально-этических конфликтов в педагогической деятельности, стратегии их разрешения.

Этические требования к профессионально-значимым качествам педагога.

Профессиональное моральное сознание педагога и пути его формирования.

Этические принципы и нормы межличностных отношений педагогов и учащихся.

«Барьеры» в отношениях между педагогом и учащимися, пути их преодоления.

Нравственные аспекты взаимоотношений педагога и родителей (опекунов) учащихся.

Этические принципы и нормы взаимоотношений в учительском коллективе «по горизонтали».

Этические принципы и нормы взаимоотношений в педагогическом коллективе «по вертикали».

Морально-этические аспекты руководства педагогическим коллективом.

Примерный этический кодекс педагога.

Этикет в деятельности педагога.




Предыдущий:

Следующий: