Вопросы к кандадитскому экзамену по философии

ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

1. Соотношение философии и науки. Философия как методология.

2. Природа и назначение философской рефлексии.

3. Понятие «мировоззрение».

4. Особенности знания и философской мысли в Древней Индии.

5. Особенности знания и философской мысли в Древнем Китае.

6. Наука и философская мысль в Древней Греции.

7. Особенности философии и науки Нового времени.

8. Основные идеи и персоналии немецкой классической философии.

9. Философские аспекты марксизма.

10. Основные направления в философии Х1Х –ХХ века.

11. Специфика отечественной философской традиции.

12. Проблема бытия и варианты ее решения в истории философии.

13. Соотношение космологии и онтологии. Учение о ноосфере.

14. Соотношение метафизики и онтологии.

15. Метафизика и диалектика как два типа обоснования философского знания.

16. Проблема пространства и времени: варианты ее решения в истории философии.

17. Происхождение жизни. Место человека в космосе.

18. Биологические и социокультурные факторы антропогенеза.

19. Проблема сущности человека.

20. Формирование идентичностей: индивид, личность, индивидуальность.

21. Человек как субъект поступка: воля, свобода и ответственность.

22. Основные экзистенциальные проблемы.

23. Понятие общества. Типы обществ.

24. Проблема общественного прогресса и его критериев.

25. Понятие культуры и цивилизации.

26. Основные концепции исторического процесса.

27. Глобальные проблемы современности.

28. Общество и личность.

29. Природа власти. Права и свобода личности.

30. Государство и гражданское общество.

31. Тенденции глобализма и регионализма в современном мире.



32. Сущность и функции сознания.

33. Бессознательное: его место и функции в психике человека.

34. Понятие рефлексии.

35. Природа креативности. Интуиция и логика в творческом процессе.

36. Природа восприятия. Понятие интенциональности.

37. Проблема понимания: язык и мир.

38. Субъект, объект и условия познания как базовые элементы познавательного отношения.

39. Фундаментальные принципы эпистемологии.

40. Познание как вид деятельности.

41. Активность субъекта в продуцировании форм чувственного и рационального познания.

42. Понятие истины, проблема ее критериев.

33. Бессознательное:его место и функции в психике человека.

43. Наука: система знаний, прирост знаний, социальный институт.

44. Типы знания: обыденное, научное, философское.

45. Критерии научной рациональности.

46. Общенаучные подходы и методы.

47. Структура научного знания. Методы эмпирического и теоретического исследо-вания.

48. Проблема научного факта. Методологические требования к научному наблю-дению, измерению и эксперименту.

49. Теория как высшая форма научного знания, ее строение. Абстрактные про-странства теории.

50. Место и роль методологии в структуре научного знания.

51. Методологические особенности гуманитарного и естественнонаучного знания.

52. Кумулятивные и экстерналистские факторы развития научного знания.

53. Понятие «парадигма» и «научно-исследовательская программа».

54. Понятие «научная картина мира», роль синергетики в формировании современной картины мира.

55. Становление и перспективы научно-технической цивилизации.

56. Этические проблемы развития научного знания.




Предыдущий:

Следующий: