ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ специалистов ФЧ и Ж 2014


Вопросы к экзамену

для направления подготовки 050102 Биология,

квалификация: учитель биологии с дополнительной специальностью

для 4 курса по дисциплине

«Физиология человека и животных»

Понятие функциональной и физиологической системы.



Этапы формирования функциональной системы (общая схема, её сравнение с рефлекторной дугой).

Принципы работы функциональных систем (ФС), примеры ФС, константы организма.

Понятие гомеостаза и его эволюция. Гомеостаз целостного организма в онтогенезе.

Механизмы поддержания гомеостаза. Саморегуляция функций организма, принцип обратной связи.

Надежность и компенсация физиологических функций.

Функциональные системы гомеостаза: поддержание реакции pH крови, артериального давления.

Функциональные системы поддержания температуры организма.

Функциональные системы регуляции уровня сахара в крови, выделения мочи.

Иммунитет: определение, классификации и основные понятия.

Факторы неспецифической защиты организма. Гуморальный и клеточный иммунный ответ.

Специфические иммунные реакции организма.

Групповая принадлежность крови (системы АВО и Rh) как иммунная характеристика.

Филогенез регуляции функций организма, особенности каждого типа регуляции, особенности гормонов.

Гипотезы происхождения гормонов, возникновения рецепторов.

Места образования гормонов, механизм их действия.

Разнообразие форм размножения животных.

Развитие половых клеток: оогенез у человека.

Развитие половых клеток: сперматогенез у человека.

Репродуктивные функции организмов: овуляторный и маточный циклы.

Репродуктивные функции организмов: оплодотворение и имплантация.

Репродуктивные функции организмов: роль плаценты.

Репродуктивные функции организмов: роды, лактация.



Репродуктивные функции организмов: половое развитие зародыша.

Гипоталамо-гипофизарная система как центральный орган гуморальной регуляции организма. Физиологическое значение соматотропина. Патофизиология.

Гипофиз и физиологическое значение пролактина. Патофизиология.

Надпочечники, физиологическое действие их гормонов, регуляция концентрации гормонов. Патофизиология.

Щитовидная железа и биологическое действие её гормонов – три- и тетрайодтиронина. Патофизиология.

Эндокринная функция поджелудочной железы и её патофизиология.

Физиологическое действие гормонов эпифиза, паращитовидных желез, тимуса.

Гонады и физиологическое значение половых гормонов. Патофизиология.

Внутрисердечная регуляция работы сердца.

Нервная регуляция работы сердца (уровни регуляции, влияние симпатических и парасимпатических нервов на сердечную деятельность).

Гуморальная регуляция работы сердца и сердечные рефлексы.

Нервная регуляция дыхания (центральный дыхательный механизм).

Механорецепторы дыхательной системы и рефлексы дыхания.

Гуморальные и прочие стимулы дыхания.

Адаптация: понятие, классификация.

Адаптация организма к ограничению пищи, недостатку воды.



Адаптация организма к повышению и понижению температуры окружающей среды.

Адаптация организма к гипоксии и гиперкапнии.

Адаптация организма к повышению атмосферного давления, изменению магнитного поля.

Теория стресса Г. Селье и современные представления о стрессе.

Факторы условий среды живых организмов. Адаптация к невесомости.




Предыдущий:

Следующий: