Вопросы к экзамену по теории обучения (1)

Вопросы к экзамену по теории обучения (3 курс)

Общее понятие о дидактике. Понятие процесса обучения, его структура.

Основные категориальные понятия дидактики.

Понятие цели обучения. Таксономия целей обучения.

Виды образовательных задач и их реализация в учебном процессе начальной школы.

Виды воспитательных задач и их реализация в процессе обучения младших школьников.

Виды развивающих задач и их реализация в учебном процессе начальной школы.

Понятие закономерностей обучения, их классификация.

Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе начальной школы.

Характеристика принципов начального обучения: научности, наглядности, системности, осознанности и активности учения.

Характеристика принципов начального обучения: доступности, прочности, связи теории с практикой, личностно-ориентированного подхода.

Понятие о системе и концепции обучения. Классификация дидактических систем и концепций.

Обучение как процесс развития личности младшего школьника.

Моделирование в теории и практике начального обучения.

Понятие и структура содержания образования. Теории построения содержания школьного образования.

Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

Понятие о методах обучения. Функции методов обучения.

Классификации методов обучения.

Сущность проблемного обучения. Функции проблемного обучения.

Организация проблемного обучения.

Традиционное и инновационное в учебном процессе.

Характеристика словесных методов обучения младших школьников.

Методы самостоятельной работы младших школьников.

Характеристика практических методов обучения в начальной школе.

Характеристика методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности младших школьников.

Догматическое обучение.

Объяснительно-иллюстративное обучение.

Средства обучения. Классификация средств обучения для начальной школы.

Технические средства обучения в начальной школе.

Критерии выбора методов и средств обучения детей младшего школьного возраста.

Понятие о формах организации обучения. Основания их классификаций.

Развитие форм обучения в дидактике.

Общая характеристика классно-урочной системы обучения. Ее преимущества и недостатки.

Урок как целостная система. Проблемы и перспективы урока в начальной школе.

Типология и структура уроков в начальной школе.

Требования к современному уроку в начальной школе.

Подготовка учителя начальных классов к уроку.

Дифференциация и интеграция в учебном процессе начальной школы.

Характеристика фронтальной формы организации учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Характеристика групповой формы организации учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Характеристика индивидуальной формы организации учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Нестандартные формы проведения уроков в начальной школе.

Анализ и самоанализ урока в начальной школе.

Домашняя учебная работа младших школьников. Требования к ее организации.

Методика подготовки и проведения учебной экскурсии в начальной школе.

Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками.

Виды и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов.



Оценка результатов обучения в начальной школе.

Образовательный стандарт. Базисный учебный план – компонент образовательного стандарта

Типы и методы дидактических исследований.

Сущность, функции и основные аспекты целей образования.

Практические задания к экзамену

1. Составьте план подготовки и проведения экскурсии на тему «Осенний лес».

2. Составьте фрагмент урока с использованием ТСО.

3. На примере конспекта урока укажите методы, приемы и средства обучения, которые использовал учитель на данном уроке.

4. Пользуясь учебниками для начальных классов, составьте различные виды самостоятельных работ.

5. Опираясь на материал учебников, приведите примеры различных видов бесед.

6. Опираясь на материал учебников, приведите примеры заданий, способствующих овладению опытом творческой деятельности.

7. На примере конспекта урока проиллюстрируйте основные правила реализации принципов наглядности, научности, сознательности, систематичности.

8. На основе анализа конспекта урока покажите, что было предметом восприятия на уроке, как оно было организовано.

9. Опираясь на материал учебников, приведите 3-4 примера контроля выполнения учащимися предлагаемых заданий.

10. Выберите из учебника какое-либо задание для домашнего задания, составьте 3-4 варианта его проверки в классе.

11. Проанализируйте программу по одному из учебных предметов. Установите, в какой мере в ней представлены все элементы содержания образования.

12. Подберите задания из учебника для групповой работы.

13. Составьте структуру урока изучения нового материала.

14. Составьте структуру урока закрепления.

15. Составьте структуру комбинированного урока.

16. Составьте структуру контрольного урока.

17. Сформулируйте образовательную, развивающую и воспитательную задачи на примере изучения какой-либо темы.

18. Проанализируйте учебник для начальной школы с точки зрения реализации в нем функций учебника.

19. Предложите свою шкалу оценивания знаний младших школьников. Дайте обоснование.

20. На основе предложенного текста составьте схему «структура учебника».

21. Младшие школьники любят играть в «Магазин», «Больницу». При изучении каких учебных предметов и тем можно использовать эти игры? Предложите свои варианты включения какой-либо игры в урок.

22. Учительница обращается к учащимся: «Кто хотел бы поработать у доски и получить отметку?» Какие вероятностные педагогические задачи ставит учительница перед собой в данной ситуации?

23. Приведите примеры физминуток на материале учебного предмета (упражнение со счетом, с имитацией движений листьев, снежинок и т.п.).

24. Сформулируйте вопросы к тексту учебника.

25. Для каких случаев записи на доске должны быть сделаны заранее, а для каких их лучше делать одновременно с учащимися. Поясните свои рассуждения на примерах.

26. Подберите из учебника задания для самостоятельной работы учащихся разных уровней сложности.

27. Составьте структуру нетрадиционного урока (предмет и тема по выбору).

28. Подберите методы и формы учебной деятельности учащихся на уроке (тема и учебный предмет по выбору).

29. Подберите задания различного характера по одной и той же теме с учетом уровня обученности учащихся.

30. Составьте структуру урока повторения.




Предыдущий:

Следующий: