Вопросы к экз. по Педагогике

Вопросы для подготовки к экзамену

Педагогика как наука и как область гуманитарного знания, ее социальные функции; предмет и задачи педагогики.

Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.

Человек как объект и субъект воспитания. Целостность, неделимость духовной и биологической природы человека.

Личность как педагогическая и психологическая категория.

Понятийный аппарат педагогики: воспитание, обучение, развитие, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.

Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли.

Целостный педагогический процесс: общие свойства, закономерности, принципы.

Возникновение и развитие педагогической мысли в античном мире.

Роль христианства в развитии школы и просвещения в Западной Европе и Древней Руси.

Педагогические идеи и труды Я.А. Коменского.

Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.

14.Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка.

Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо.

Педагогические идеи И.Г. Песталоцци.

Педагогические взгляды И. Гербарта..

Прагматическая педагогика Д. Дьюи.

Социалистические и коммунистические идеи воспитания.

Источники и факторы развития личности. Наследственность, среда, воспитание. Социальная ситуация развития личности.

Воспитание как решающий фактор развития личности. Базовые теории воспитания и развития личности.

Цель и задачи воспитания как педагогического процесса. Цель воспитания как отражение объективных потребностей общества и потребности личности.

Содержание образования как основа базовой культуры личности.

Нравственная культура личности; нравственное воспитание в целостном учебно-воспитательном процессе.

Культура труда; трудовое воспитание в целостном учебно-воспитательном процессе.

Правовая, политическая и демократическая культура личности; гражданское воспитание в целостном учебно-воспитательном процессе.

Эстетическая культура личности; эстетическое воспитание в целостном учебно-воспитательном процессе.

Физическая культура личности; физическое воспитание в целостном учебно-воспитательном процессе.

Экологическая культура личности; экологическое воспитание в целостном учебно-воспитательном процессе.

Семья как институт социализации; культура семейных отношений. Понятие о семейной педагогике. Современные проблемы семейного воспитания.

Педагогика самовоспитания. Педагогика перевоспитания.

Воспитание личности в коллективе. Проблема межличностных отношений в коллективе.

Обучение как общественное явление; сущность и функции обучения в целостном педагогическом процессе.

Теория познания как методологическая основа обучения.

Предмет, цели и задачи дидактики, дидактическая система, категории дидактики.

Принципы обучения.

Содержание образования; учебник и его дидактические характеристики.

Формы организации обучения.

Методы обучения: сущность, определение.

Классификация и критерии выбора методов обучения.

Средства обучения.

Обучение и развитие личности; развивающее обучение в образовательном процессе.

Концепцииразвивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Программированное обучение.

Проблемноеобучение.

Диагностика в структуре педагогического процесса.

Диагностика и прогнозирование в планировании педагогического процесса.

Нормативно-правовые основы педагогического процесса.

Содержание и уровни современного образования; место высшего образования в системе образования.

Педагог:профессия и личность. Понятие педагогической деятельности; характеристика педагогической деятельности, ее цель; педагогическое мышление.

Инновационная направленность педагогической деятельности.

Опыт педагогов-новаторов как продолжение и развитие прогрессивных идей педагогов-гуманистов прошлого.

Развитие профессиональной культуры педагога.

Педагогическое общение и взаимодействие в структуре профессиональной деятельности педагога.

Обучение как сотворчество учителя и ученика.

Современные педагогические технологии.

Профессиональная компетентность педагога.

Управление образовательными системами: сущность, основные принципы.

Государственно-общественная система управления образованием.

Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

IV. Литература,рекомендованная для к экзамену

Учебники и учебные пособия

Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебник: Рекомендовано Минобразованием России /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2005.

Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие: Допущено УМО /Под ред. В.А.Сластёнина. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2005.

Сластёнин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Уч. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стереотип. — М.: Изд. Центр «Академия», 2006.

Подласый И.П. Педагогика: учебник для вузов /И.П. Подласый. — М.: Высшее образование, 2006.

Педагогика. Учеб. пособие для студ.вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2004.

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Дону: Феникс, 2002.

Педагогические технологии: Учеб. пособие для студ. Педагогических специальностей /Под общей ред. В.С. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Дону: изд. Центр «Март», 2002.

Максакова В.И. Педагогическая антропология: Уч. пособие: Допущено УМО. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005.

Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования — М., 2001.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

Предыдущий:

Следующий: