Вопросы экзамена ТМФВРР

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» для очной и заочной формы обучения

Предмет «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка».

Основные понятия теории и методики физического воспитания и развития ребенка.

Связь теории физического воспитания с другими науками.

Методологические, естественнонаучные и психолого-педагогические основы теории и методики физического воспитания и развития ребенка.

Методы исследования теории и методики физического воспитания.

Цель, задачи физического воспитания дошкольников.

Средства физического воспитания дошкольников.

Единство обучения, воспитания и развития в физическом воспитании дошкольников.

Закономерности формирования двигательных навыков.

Принципы обучения двигательным действиям.

Уровни овладения двигательным действием.

Особенности обучения двигательным действиям.

Структура обучения двигательным действиям.

Способы обучения физическим упражнениям.

Методы обучения двигательным действиям детей дошкольного возраста.

Методические приемы обучения двигательным действиям детей дошкольного возраста.

Общая характеристика физических способностей.

Классификация физических способностей.

Закономерности развития физических способностей.

Принципы развития физических способностей.

Методика развитие скоростных способностей (быстроты движений) детей дошкольного возраста.

Методика развитие силовых способностей детей дошкольного возраста.

Методика развития выносливости детей дошкольного возраста.

Методика развития гибкости детей дошкольного возраста

Методика развития координационных способностей

Средства физического воспитания.

Физические упражнения – основное средство физического воспитания.

Физическое воспитание ребенка первого года жизни.

Физическое воспитание ребенка второго и третьего года жизни.

Классификация физических упражнений.

Гимнастика — средство и метод физического воспитания детей дошкольного возраста.

Виды гимнастики. Общеразвивающая гимнастика.

Виды гимнастики. Гимнастика со спортивной направленностью.

Виды гимнастики. Прикладная, или лечебная гимнастика.

Общая характеристика основных движений.

Особенности развития основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Особенности развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста.

Метание. Значение. Задачи. Методика обучения.

Ползание. Значение. Задачи. Методика обучения.

Ходьба. Значение. Задачи. Методика обучения.

Бег. Значение. Задачи. Методика обучения.

Прыжки. Значение. Задачи. Методика обучения.

Общеразвивающие упражнения. Значение. Задачи. Методика обучения.

Упражнения в равновесии. Значение. Физиологический механизм. Методика развития функции равновесия.

Подвижная игра, ее определение и специфика.

Подвижная игра как средство и метод физического воспитания. Классификация подвижных игр.

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.

Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Русские народные подвижные игры.

Развитие творчества в подвижных играх.

Воспитание выразительности движений в подвижных играх.

Физкультурные занятия. Методика проведения физкультурных занятий.

Общая характеристика форм физического воспитания дошкольников в режиме дня дошкольных образовательных учреждений.

Проведение закаливающих процедур в ДОУ.

Содержание и методика проведения утренней гимнастики и физкультминуток в дошкольном образовательном учреждении.

Cпортивные упражнения и спортивные игры для дошкольников (общая характеристика).

Ходьба на лыжах. Общая характеристика. Методика обучения.

Катание на коньках. Общая характеристика. Методика обучения.

Катание на роликовых коньках. Общая характеристика. Методика обучения.

Катание на велосипеде. Общая характеристика. Методика обучения.

Катание на самокате. Общая характеристика. Методика обучения.

Плавание. Общая характеристика. Методика обучения.

Бадминтон. Общая характеристика. Методика обучения.

Баскетбол. Общая характеристика. Методика обучения.

Теннис. Общая характеристика. Методика обучения.

Серсо. Общая характеристика. Методика обучения.

Настольный теннис. Общая характеристика. Методика обучения.

Городки. Общая характеристика. Методика обучения.

Формы организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Общая характеристика.

Физкультурные занятия дошкольников.

Утренняя гимнастика в детском саду.

Физкультминутка.

Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Организация экскурсий и туристских прогулок.

Организация самостоятельной двигательной активности ребенка.

Активный отдых дошкольников.

Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников

Организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.

Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников.

Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями.

Должностные обязанности методиста по физической культуре ребенка.

Основные качества специалиста по физической культуре.

Формы работы методиста по физической культуре ребенка с педагогическими кадрами.

Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребенка» в педагогическом колледже.

Основные задачи профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию.

Составить план занятия по обучению ходьбе детей младшего (старшего) дошкольного возраста.

Составьте план занятия по обучению бегу детей младшего (старшего) дошкольного возраста.

Составьте план занятия по обучению метанию на дальность детей младшего (старшего) дошкольного возраста.

Составьте план занятия по обучению прыжку в длину с места детей младшего дошкольного возраста.

Составьте план занятия по обучению прыжку в длину с разбега детей старшего дошкольного возраста.

Составьте план занятия по обучению лазанию по гимнастической стенке детей младшего (старшего) дошкольного возраста.

Разработайте рекомендации для воспитателей на тему «Развитие физических способностей детей дошкольного возраста (на выбор: силовых, скоростных, гибкости, координационных) на занятиях по физическому воспитанию.

Разработайте рекомендации для воспитателей по проведению подвижных игр с детьми старшего (младшего) дошкольного возраста на прогулке.

Разработайте проект стенда для методического кабинета по вопросам физического воспитания детей.

Составить план консультации для родителей на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников».

Составьте план беседы с родителями на тему «Естественные факторы природы как средство физического воспитания детей дошкольного возраста».

Составьте план беседы с родителями на тему «Санитарно-гигиенические факторы как средство физического воспитания детей дошкольного возраста».

Разработайте рекомендации для воспитателей по обучению детей старшего дошкольного возраста спортивным упражнениям (на выбор: ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде, плавание, катание на санках и т.п.).

Разработайте рекомендации для воспитателей по обучению детей старшего дошкольного возраста спортивным играм (на выбор: баскетбол, волейбол, теннис, и т.п. )

Разработайте рекомендации для воспитателей по проведению физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста на свежем воздухе (на выбор: в летний, осенний, зимний, весенний период).

Разработайте рекомендации для родителей по проведению с ребенком дошкольного возраста (на выбор: утренней гимнастики, гимнастики после сна).

Разработайте план беседы с родителями на тему «Физическое воспитание ребенка в семье».

Разработайте рекомендации для воспитателей по проведению пешего туристического похода с детьми старшего дошкольного возраста.

Разработайте план беседы с родителями закаливание ребенка в семье.

Разработайте рекомендации для воспитателей на тему «Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и одеждой детей».

Литература

ОСНОВНАЯ

Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

Истоки [Текст]: Базисная программа развития ребенка-дошкольника Т.И. Алиева и [др.] / 2-е изд., испр. и доп.; под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: Издательский дом КАРАПУЗ, 2001. – 304 с.

Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада [Текст] / Л.В. Карманова. – Минск: Нар. асвета, 1980. – 127 с.

Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду [Текст]: книга для воспитателей и родителей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.

Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / сост. Н.А. Ноткина [и др.]. – СПб.: Акцидент, 1999. – 31 с.

Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры».

Научно-методический журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.

http://www.dovosp.ru/

http://www.dovosp.ru/?mnu=3

http://www.bookman.ru/index.php

Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. — М., 2000.

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2001.

Каптперев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М: Педагогика, 1982.

Кожухова Н.Н., Рыжкова Л А., Самодурова М.М. Воспита-, по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. — М.: Академия, 2002.

Лескова Г.И., Буцинская И.И., Васюкова В.И. Общеразвиощие упражнения в детском саду. — М., 1999.

Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева О.М. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. Младший и средний дошкольный возраст. — М., 2001.

Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева О.И. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. Старший дошкольный возраст. – М., 2001.

Осокина Т.И., Тимофеева ЕЛ., Рунова М.Л. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень. – М., 1999.

Шишкина ВЛ., Мащенко М.В. Какая физическая культура нужна дошкольнику. — М., 1999.

Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. — М., 1992.

Бернштейн НА. О ловкости и ее развитии. — М.; Воронеж, 1991.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников быстроту, ловкость, силу, выносливость. — М., 1981.

Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М., 1992.

Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. — М., 1983.

Грядкина Т.С. Организация и содержание подготовительного периода к обучению основным движениям. — СПб., 1993.

Голощекина МЛ. Лыжи в детском саду. — М., 1977.

Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 1960.

Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – СПб., 2000.

«Истоки» — базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М., 1997.

Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М.; Воронеж, 1999.

Кистяковская М.Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1978.

Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избр. пед. соч., Т. 2. – М., 1952.

Осокина Т.Н., Тимофеева ЕА., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991.

Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Под ред. А.В. Кенеман, Т.И. Осокиной. – М., 1984.

Требования к уровню подготовленности студента по предмету

«Теория и методика физического воспитания и развития ребенка»

Экзамен

«ОТЛИЧНО»  — высокий уровень владения материалом.

Студент:

1. Свободно оперирует, правильно понимает, широко использует в речи понятия, принятые в теории и методике физического воспитания (в пределах программы вуза).

2. Отвечает уверенно и полно по билету (зачетному, экзаменационному). Уверенно и полно отвечает на дополнительные вопросы. Высказывает собственные суждения, умеет высказать свое мнение, обосновать его.

3. Может использовать теоретические знания в практических ситуациях.

 »ХОРОШО»  — достаточно высокий уровень владения материалом.

1. Правильно понимает основные, исходные понятия (в объеме программы).

2. Отвечает на вопросы уверенно, в ответе затрагивает не все аспекты темы, но на дополнительные вопросы по теме и по программному материалу отвечает уверенно и правильно.

3. Разбирается, какие теоретические знания нужны в определенных практических ситуациях.

 »УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» — достаточный уровень владения материалом.

1. Правильно понимает основные исходные понятия.

2. Отвечает достаточно уверенно по вопросу. На дополнительные вопросы отвечает правильно (не знает кое-каких аспектов темы или не на все вопросы отвечает уверенно).

3. Неадекватно применяет знания при решении практических задач.  »НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

1. Не знает и не понимает содержание исходных понятий, неправильно использует их в ответе.

2. Знания поверхностные. На дополнительные вопросы не отвечает, или отвечает неправильно.

3. Не может использовать теоретические знания в решении ни одной из практических задач.

Предыдущий:

Следующий: