Вопросы экзамен психология высшей школы


Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология»

Предмет, задачи и структура психологии высшей школы.

Роль и цели высшего образования в современном мире. Гносеологические и онтологические проблемы образовательного процесса в условиях рыночной экономики.

Роль и место высшего образования в системе профессиональной подготовки кадров.

Основные тенденции и психологические принципы современного образования.

Фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе.

Современное развитие образования в РК. Формирование индивидуализма, самостоятельности, рациональности, активности.

Проблема содержания психологического образования в вузе.

Психология образовательной среды.

Психология информационной среды.

Профессиограмма и психограмма работника в сфере будущей профессиональной деятельности.

Психологическая структура педагогической деятельности.

Учение как деятельность. Факторы и закономерности учения.

Эволюция подходов к проблеме эффективности обучения.

Структура процесса обучения как дидактическая система.

Структура процесса обучения как психологическая система.

Деятельность и познавательные процессы.

Проблема синтеза познавательных процессов (восприятие, память, мышление) как основа инновационных технологий обучения.

Применение активных методов обучения в вузе.

Психологические резервы повышения эффективности преподавания в вузе.

Коучинг как новый метод обучения и развития.

Лекция в вузе. Психологические особенности лекции. Психологические основы моделирования вузовской лекции. Основные требования к содержанию лекции.

Психологические особенности проведения семинарских занятий.

Развитие творческой активности и самостоятельности мышления студентов как центральная задача семинара.

Психологические особенности СРС и СРСП в вузе.

Личность как психологическая категория. Развитие личности. Психологическая, социальная и биологическая характеристика личности.

Возрастно-психологические особенности студенчества.

Социальная адаптация студентов.

Типология личности студента.

Понятие о группах и коллективах.

Особенности формирования и развития студенческого коллектива в современном вузе.

Структура межличностных отношений в студенческом коллективе.

Средства воспитания как способы психического воздействия, направленные на изменение личности и поведения человека. Классификация методов воспитания и их эффективность.

Виды и возможности психотерапевтического воздействия и их воспитательное значение. Задачи и приемы воспитания в вузе.

Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп.

Самовоспитание студентов. Студенческое самоуправление как мощный фактор воспитательного процесса.

ВУЗ как система формирования профессионального самосознания. Строение профессионального самосознания: осознание профессиональной морали и нравственности, себя как субъекта профессиональной деятельности.



Функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, операционный.

Профессиональное мастерство и «Я – концепция».

Проблемы самоактуализации и развитие саморегуляции.

Основные функции психодиагностики в системе современного высшего образования. Классификация психодиагностических методик.

Малоформализованные методики (наблюдение, анализ продуктов деятельности, интервью, беседа), их назначение.

Высокоформализованные методики (тесты, анкеты, опросники, проективные техники и психофизиологические методики). Разновидности тестов.

Социально-психологические методы исследования личности студента и студенческой группы. Метод социометрии.

Психолого-педагогическая характеристика на личность студента и социально-психологический паспорт студенческой группы.

Психологическое консультирование студентов и преподавателей с учетом профиля будущей профессиональной деятельности специалиста.

Содержание, формы и характеристики педагогической деятельности. Основные функции педагогической деятельности.

Понятие об общих и специальных педагогических способностях. Структура педагогических способностей преподавателя высшей школы.

Стили педагогической деятельности. Воспитательные и коммуникативные способности преподавателя высшей школы.

Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций.

Управление познавательной деятельностью в процессе преподавания. Диагностика познавательной деятельности в процессе преподавания.

Психологические особенности управления в деятельности педагога. Проблема личности в управлении.

Стили отношения педагога к студенту: авторитарный, попустительский, гуманно-личностный, партнерский, их достоинства и недостатки, особенности применения.

Этапы развития группы и стиль управления. Целевые установки преподавателя в различных стилях общения.

Социально-компетентное управление в современных рыночных условиях развития общества.

Педагогический контроль и оценка знаний в вузе. Основные формы и функции педагогического контроля.

Структура контрольно-оценочного акта. Виды и функции контрольно-оценочных актов.

Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.

Возрастные и психологические характеристики субъектов обучения в системе высшего образования.

Особенности развития студентов на различных курсах.

Самообразование как средство повышения эффективности учебной, научной и профессиональной деятельности будущих специалистов.



Педагогическое общение (коммуникация) как основная форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Функции и структура общения.

Восприятие и понимание людьми друг друга при общении.

Эмпатия и рефлексия. Обратнаясвязь в общении.

Умение слушать человека в процессе общения. Виды и техники слушания.

Характер и функции педагогического общения. Специфика педагогического общения. Барьеры общения.

Понятие и функции конфликтов. Структура конфликта. Конструктивные и деструктивные конфликты. Приемы преодоления конфликта.



Теоретические основы психологии воздействия. Эффекты психологического взаимодействия и воздействия.

Стратегия императивного воздействия (бихевиоризм).

Манипулятивные стратегии воздействия (когнитивная психология). Личностный, интерсубъектный подход (гуманистическая психология.

Классификация психологического воздействия. Цели воздействия. Контекстуальное оформление воздействия.

Принятие решения в процессе воздействия. Стереотипы восприятия или искажения восприятия

Основные способы педагогического воздействия на аудиторию и отдельных лиц.

Психологические трудности профессии преподавателя высшей школы. Особенности трудностей молодых и зрелых преподавателей высшей школы.

Стресс и психическое здоровье преподавателя. Элементы психотерапии в работе преподавателя. Проблемы эмоционального выгорания и психологической адаптации субъектов образовательного процесса.

Виды профессиональных деструкций: авторитарность, демонстративность, профессиональный догматизм и индифферентность, профессиональная агрессия. Профессиональные деформации людей социономических профессий как разновидности профзаболеваний.




Предыдущий:

Следующий: