Вопросы для подготовки к курсу


Вопросы для подготовки к курсу «Вспомогательные исторические дисциплины»

ВИД – область научных знаний. Обзор ВИД.

Задача историка заключается в поиске истины или реконструировании прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть историческими источниками.

Исторические источники –

все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества.

Письменные – надписи, тексты (около 90% всех источников);

Вещественные – остатки орудий труда, предметов быта, архитектурных сооружений и т. д.;

Устные – фольклор;

Этнографические – нравы, обычаи;

Изобразительные – рисунки;

Лингвистические- остатки языка, фонические и проч.

Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература. Материалом для них может служить бумага, кожа, берёзовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др.

Письменные источники позволяют заглянуть в прошлое не далее 5 тыс. лет назад. Для изучения раннего периода используют вещественные источники, к ним которым относятся всевозможные предметы или объекты, сделанные человеком. Их отыскивают на земле, под водой, в некогда обитаемых пещерах. Это жилища и др. сооружения древних людей, предметы быта, мебель, утварь, оружие, орудия труда, украшения и т. п.

Вспомогательные исторические дисциплины — система научных дисциплин, разрабатывающих проблемы методики и исследования исторических источников.

Большая Советская Энциклопедия. Вспомогательные исторические дисциплины, собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников (в современной исторической литературе иногда называются специальными историческими дисциплинами). Наиболее широкой из всех вспомогательных исторических дисциплин является источниковедение. Другие, более частные вспомогательные исторические дисциплины делятся на две большие группы: дисциплины, изучающие разные виды источников, но каждая с какой-либо одной стороны решающая свои специфические задачи, и дисциплины, изучающие определённый вид источников, но всесторонне рассматривающие основные особенности их содержания и формы. К первым относятся археография, архивоведение, генеалогия, метрология историческая, палеография (и её ответвления — эпиграфика, папирология), текстология, хронология; ко вторым — геральдика, дипломатика, нумизматика, сфрагистика.

В пособии Улановой Л. С. «Введение в историю: Вспомогательные исторические дисциплины», 2005 г. к таковым относят: археологию, генеалогию, ономастику, геральдики, палеографию, хронологию, метрологию, сфрагистику и нумизматику.

Введение в историю: Вспомогательные исторические дисциплины: Метод. пособие.

Нумизматика;

Палеография;

Сфрагистика;

Метрология:

Генеалогия

Геральдика;

Историческая хронология:

Дипломатика;

Историческая география и историческая демография;

Топонимика и антропонимика;

Вексилогия – наука о флагах;

Бонистика;

Фалеристика.

Вексиллология — наука о флагах. Вексиллоло́гия — историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода. Слово вексиллология происходит от лат. vexillum, которое, в частности, обозначало флаг, использовавшийся римскими легионами.

Историческая метрология — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии (от греч. μέτρον — мера, измерительный инструмент).

Геортология занимается изучением праздника как составной части мирового общечеловеческого культурного наследия.

2. Палеография, археография, дипломатика и эпиграфика

Историческая лингвистика — история письменности. 

Палеогра́фия (греч. παλαιóς — древний и важный греч. γράφειν — писать) — специальная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

Водяные знаки (филиграни). При ручном способе производства бумаги кашицеобразная тряпичная масса, служившая сырьем, черпалась из чана прямоугольным подрамником с натянутой на нем проволочной сеткой. На сетке делался из проволоки же какой-нибудь рисунок. При отливке бумажная масса ложилась на проволоке более тонким слоем, чем на подрамнике, и на листе бумаги получалось видимое на свет изображение. На листах старинной бумаги могут просвечивать изображения головы быка, руки в перчатке с цветочком, кувшинчика, змеи, единорога, крепостных ворот, кораблика и т. п. Учеными-палеографами составлены альбомы водяных знаков и указаны даты рукописей, в бумаге которых они обнаружены. Встречаясь с недатированным документом, исследователь по водяному знаку может установить, к какому времени он относится.

Термин палеография, введен в 1708 г. французским монахом-мавристом Монфоконом, автором «Греческой палеографии» (полное название: «Греческая палеография или о происхождении и развитии букв»). Однако истинным «отцом» палеографии был не Монфокон, а его коллега по конгрегации ордена бенедиктинцев — Жан Мабильон (1632—1707). Защищая честь своего ордена в полемике с иезуитами, усомнившимися в подлинности грамот древних франкских королей вообще и выданных бенедиктинским монастырям в частности, Мабильон выпустил в Париже в 1681 г. труд «De re diplomatica libri sex» («Дипломатика в шести книгах»), в котором дал первую классификацию типов раннего средневекового письма, обозначив их как «национальные», то есть франкские, лангобардские, ветсготские и т. д. Со своей стороны Монфокон впервые разработал метод палеографического исследования: расположив (на основе определенных признаков) рукописи в хронологический ряд, он вывел эволюцию букв и определил стадии в развитии средневекового греческого письма и его типы.

В России зачатки палеографических исследований имеются уже в трудах старообрядческих полемистов начала XVIII века, посвящённых разоблачению тенденциозных фальсификаций, которые были сфабрикованы правительством с целью доказать древность осуждения старых обрядов.

Палеография обращает внимание не только на особенности письма, но и на внешний вид рукописи: писчий материал (бумага, пергамент, папирус), переплёт, линейки, сокращения, украшения и т. п. Важным моментом для палеографа является определение инструмента письма (гусиное перо, калам и т. д.). Кроме самих букв, внимательно изучаются следующие моменты: «угол» письма, то есть положение орудия письма к строке; «дукт», то есть последовательность и направление в начертании отдельных линий, составляющих букву; размер буквы в мм. и пропорции высоты и ширины; «вес» письма (Так например, «тяжелое» письмо с жирными линиями начертывается мягким, то есть податливым пером, «лёгкое» письмо с тонкими линиями — жёстким пером).

Важнейшую роль при изучении рукописи играет классификация письма по форме. Обыкновенно выделяют следующие основные формы: маюскул (письмо прописными буквами, от majuscula — прописная буква), минукскул (письмо строчными, от minuscula — строчная буква) и курсив («скоропись»). Следует отметить, что функциональное различие маюскульных (как прописных) и минускульных (как строчных) букв возникло только в XIII в., до того писали либо только прописными, либо только строчными. На рубеже античности и Средневековья книги писались обыкновенно маюскулом, который в свою очередь разделяют на «капитальное» письмо (русский «устав»), непосредственно восходящее к письму надписей, и более позднее, округлое и удобное при написании «унциальное» (русский «полуустав»). Маюскул был сменен минускулом (который иногда называют «полуунциалом»), на Западе около 800 года, в Греции несколько позже; на Западе минускул развился в готическое письмо. Славянский кириллический устав происходит от греческого маюскула IX века; он развился в полуустав, аналогичный западному «унициальному» маюскулу и лёгший в основу печатного церковнославянского шрифта. В XIV в. гуманисты, начиная с Петрарки, обнаружили труды античных авторов, переписанные в IX—XI вв. так называемым «каролинским минускулом»; это письмо они приняли за античное и, поражённые его красотой и удобочитаемостью по сравнению с готическим, принялись копировать. На его основе возник современный латинский шрифт, по образцу которого, в свою очередь, Пётр I в начале XVIII в. реформировал русскую азбуку.

Археография (от архео… и греч. gráрho — пишу) — специальная историческая дисциплина, разрабатывающая теорию и практику издания письменных источников. Археография тесно связана с филологией, источниковедением, палеографией, текстологией, дипломатикой, архивоведением и другими дисциплинами. В западноевропейской исторической науке археография как самостоятельная историческая дисциплина обычно не выделяется, не употребляется и термин «археография»; археография во многом смыкается с палеографией.

Археография является вспомогательной дисциплиной по отношению к литературной науке. Она имеет объектом своего изучения документ, рукописный источник. В своей практике она занята приведением в порядок, описанием и публикацией рукописных памятников.

Диплома́тика — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы). Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач — отличать подложные акты от настоящих.

Эпиграфика (от греч. επιγραφή — «надпись») — вспомогательная (прикладная) историческая дисциплина, изучающая надписи на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом. Изучением древнего письма, сделанного преимущественно чернилами, занимается отдельная дисциплина палеография.

Временем возникновения эпиграфики считается период Возрождения; методика эпиграфики как науки разработана в XVIII—XIX вв. Расшифровка иероглифов Древнего Египта, вавилонской клинописи, микенской письменности значительно расширила в XIX—XX вв. сферу применения эпиграфики. Эпиграфические тексты — один из основных источников политической, социальной и экономической истории. Как правило, время создания надписей соответствует содержащимся в них сведениям.

3. Генеалогия, просопография, архонтология, геральдика и историческая хронология.

Генеало́гия (от греческого: γενεα, genea, «семья»; и λόγος, logos, «знание») — вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.

Использование:

1. В сфере политической истории средневекового общества;

2. История сословий;

3. Историческая биография (изучает переселение народов);

4. Биография человека;

5. История права (юриспруденция); семейное право (завещание);

6. Генетика.

Просопография (от греч. πρόσωπων «лицо, личность» и γράφω «пишу»), иногда также «прозопография» — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая биографии исторических лиц, относящихся к определенной эпохе или местности, имевших общие политические, социальные или этнические черты, занимавших определенную должность (например, «сторонники Помпея», «сенаторы в эпоху династии Юлиев-Клавдиев», «декабристы» и др.).

Архонтология — научная дисциплина, изучающая историю должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах. Объектом изучения являются хронология, последовательность смены лиц, занимающих должности, их биографии и другие соответствующие данные. Интерес к изучению жизни правителей тех или иных стран возник задолго до того, как такое изучение стало частью истории и хронологии как академических дисциплин. Такой совершенно определённый и узкоспециальный интерес к изучению хронологий глав государств, правительств, министерств и ведомств можно в целом определить как институциональную хронологию и, возможно, как «архонтологию» (от греческого «αρχων» — «правитель»; термин использовался для обозначения высших должностных лиц в ряде античных городов с демократическим государственным строем, например, в Афинах, или даже царей, например, в Боспоре Киммерийском).

Геральдика — (лат. heraldus — глашатай), гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.

Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и т. д., объясняет значение тех или иных символов. Корни геральдики уходят в Средние века, когда требовалось получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем. Такие гербы обобщенно назывались блазонами (вероятно, от фр. blason — щит).

В России геральдика заимствована с Запада во второй половине XVII в. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672). По указу императора Петра I, в 1722 создана Герольдия, в 1726 при Петербургской Академии наук учреждена кафедра геральдики. С 1797 составлялся «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (20 томов, включает ок. 5 тыс. гербов). Теория геральдики — свод правил составления и описания гербов — разрабатывалась с середины XIX в.

Герб является особым видом исторического источника, определяющий новые ценные данные, а гербовая экспертиза, как необходимая составная часть комплексного исторического исследования, может дать новое решение отдельных вопросов социально-экономической истории.

Историческая хронология — историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств и помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Выделяют различные виды летоисчислений:

1. Византийское летоисчисление (5509 г. до н.э. — сотворение мира);

2. Буддийская эра (543 г. до н.э.);

3. Мусульманская эра (622 г. н.э.);

4. Христианская эра.

Целью научной хронологии является восстановление истинного порядка исторических событий и определение длительности исторических процессов.

Первой и естественной единицей счета времени для древних людей были сутки, разделенные на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказалася подвижным (календарем этого типа до сих пор пользуются арабы). Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний» и вставлялся между 23-24 февраля). Такого рода лунно-солнечный календарь использовался у большинства древних народов; в наше время он используется евреями (см. еврейский календарь).

Солнечный календарь был изобретен в Египте. Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. Но поскольку истинный астрономический год превышает 365 суток, то египетский календарь тоже оказался неточным. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчетах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы; но реформа не прижилась. В 26 г. до н.э. Август реформировал египетский календарь по типу юлианского, установив високосные годы и фиксировав начало года (1 тота) на 29 августа, однако счет «по старому стилю» широко практиковался в Египте до самого конца античности.

Там, где греки пользовались при вставке дополнительных месяцев последовательной системой, они использовали систему октаэтерид (восьмилетий), с добавлением месяца каждый 3, 5 и 8 год восьмилетнего цикла. В середине V в. до н. э. афинский математик и астроном Метон открыл 19-летний период (Метонов цикл), равный 235 синодическим оборотам Луны, по прошествии которого Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звезд. Этот период он предложил всем грекам на Олимпийских играх 432 г. до н. э., предложив в течение его вставлять 7 месяцев. Это предложение приживалось медленно, греки долгое время продолжали использовать более грубую, но и более простую и привычную систему октаэтерид; но открытие Метона используется поныне в еврейском календаре и при расчётах Пасхи, при чём положение года в Метоновом цикле еще с античности носит наименование «золотого числа».

Римский календарь был одним из наименее точных. Сначала он вообще имел 304 дня и включал только 10 месяцев, начиная с первого месяца весны (мартий) и кончая наступлением зимы (декембер — «десятый» месяц); зимой счет времени просто не велся. Царю Нуме Помпилию приписывают введение двух зимних месяцев (януарий и фебруарий). Добавочный месяц — мерцедоний — вставляли понтифики по своему усмотрению, довольно произвольно и в соответствии с различными сиюминутными интересами. В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря, по разработкам александрийского астронома Созигена, взяв за основу египетский солнечный календарь. Чтобы исправить накопившиеся ошибки, он своей властью великого понтифика вставил в переходном году, кроме мерцедония, два добавочных месяца между ноябрем и декабрем; а с 1 января 45 г. был установлен юлианский год в 365 дней, с високосными годами каждые 4 года. При этом лишний день вставлялся между 23 и 24 февраля, как ранее мерцедоний; а поскольку по римской системе исчисления день 24 февраля назывался «шестым (sextus) от мартовских календ», то и вставной день именовали «дважды шестым (bis sextus) от мартовских календ» и год соответственно annus bissextus — отсюда, через греческий язык, наше слово «високосный». При этом в честь Цезаря был переименован месяц квинтилий (в Юлий).

После убийства Цезаря жрецы стали ошибочно объявлять високосным каждый третий год. По обнаружении ошибки в 9 г. до н. э., императору Августу пришлось на протяжении 16 лет вообще не вводить високосного года. Только с 8 г. н. э. юлианский календарь стал функционировать нормально. Именем Августа был наименован следующий за Юлием месяц (секстилий).

В IV-VI веках в большинстве христианских стран утвердились единые пасхальные таблицы, выполненные на основе юлианского календаря; таким образом, юлианский календарь распространился на весь христианский мир. В этих таблицах за день весеннего равноденствия принималось 21 марта.

Однако по мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным, и многие в католической Европе считали, что его нельзя более игнорировать. Это отмечал кастильский король XIII века Альфонс Х Мудрый, в следующем веке византийский ученый Никифор Григора даже предлагал реформу календаря. Реально такую реформу провел папа Григорий XIII в 1582 году, опираясь на проект математика и врача Луиджи Лилио. Декретом папы от 24 февраля 1582 г. устанавливалось, что за 5 октября 1582 г. должно последовать 15 октября, и в дальнейшем високосными будут считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. В результате был создан григорианский календарь, астрономически более точный, чем юлианский. Из европейских стран католические перешли на новый стиль сразу, протестантские — в большинстве в XVIII веке: Северная Германия, Дания и Норвегия — с 1700, Англия — c 1752 году, Швеция — c 1753; православные страны перешли на григорианский календарь только в начале ХХ века: Болгария с 1916, Россия с 1 (14) февраля 1918, Сербия и Румыния — с 1919, Греция — с 1924.

4. Медальерика, сфрагистика и фалеристика

Медальерика — вспомогательная историческая дисциплина; изучает возникновение и историю медали, становление и развитие медальерного искусства, использует отдельные медали и медальерные комплексы как исторические источники для исследования событий прошлого, жизни и деятельности выдающихся людей, а также изучения истории искусства. Объектом исследования являются медали и медальерные комплексы, то есть наборы медалей, созданные одним художником или посвящённые определённому событию, какому-либо историческому лицу.

Традиционно медальерика входила в состав нумизматики. Как самостоятельную научную дисциплину учёные европейских стран стали выделять её в первой половине ХХ в.

Термин «медальерика» этимологически связан с объектом изучения дисциплины — медалями. Медаль (от франц. medaille, итал. medaglia, лат. metallum — металл) — металлический знак, пластинка, в большинстве случаев круглой или овальной формы с изображением на двух сторонах (реже односторонним), выпущенная в честь какого-либо события или выдающейся личности. Бывают медали и многоугольные, их называют плакетками. Существуют медали: памятные (наиболее распространены); государственные награды; наградные за достижения в науке, культуре, литературе, экономики и т. д., присуждаемые общественными организациями, университетами, творческими союзами, клубами, ассоциациями и т. д.; художественные, то есть являющиеся произведением искусств, но не посвящённые какому-либо событию или личности (например, с изображениями библейских или мифологических сюжетов, памятников истории и т. д.). Такое деление весьма условно, поскольку одна и та же медаль может являться и государственной наградой, и памятным знаком, если она выпущена к юбилейной дате. Первоначально медали выпускали как государства, так и отдельные лица, общества, ремесленные цехи, города. Начиная с ХVІІ-ХVІІІ в., практически во всех странах право чеканить медали стало принадлежать только государству или осуществляется по его разрешению. В виде исключения таким правом пользуются крупные общественные организации, однако выпуск своих медалей они также согласовывают с государственными органами.

На рубеже VІІ и VІІІ вв. до н. э. в Лидии и Древней Греции с появлением монет возникло медальерное искусство — особая разновидность мелкой пластики или искусство изготовления форм для отливки и штемпелей для чеканки медалей и монет. Материалом для монет и медалей служат медь, бронза, серебро, золото, платина и другие металлы и их сплавы, которые позволяют создавать чёткие мелкофигурные, рельефные изображения. Лицевая сторона монеты или медали называется аверсом (от франц. avers, лат.adversus — обращённый лицом), оборотная сторона — реверсом (от лат. reverses -обратный).

Первые медали были созданы мастерами-медальерами в Древнем Риме в І в. до н. э. Во времена установления и укрепления империи по заказам императоров и их ближайших соратников мастера выполняли большие бронзовые медали прекрасной чеканки, которые никогда не служили разменной монетой. Они украшались изображениями императоров и членов их семей, на их оборотной стороне размещались наряду с фигурами божеств и аллегорическими сценами высокохудожественные изображения сцен триумфов и жертвоприношений. Позднее, в период раннего средневековья, медальерное искусство пришло в упадок. Медали практически не чеканились, а изображения на монетах, как правило, были грубы, просты по рисунку и примитивны по изготовлению.

На рубеже ХІV-ХV вв. в Северной Италии впервые стали отливать медали как памятные знаки, не имеющие никакой покупательной силы. Так, в 1390 г. мастер Франческо Каррара изготовил памятные знаки в честь завоевания Падуи. С этого времени памятные медали получили широкое распространение в Италии, а с ХУ в. — и во всей Европе. Портретные изображения на лицевой стороне итальянских медалей свидетельствовали о влиянии медальерного искусства античности. На оборотной стороне медали, обычно выполненной в технике литья, помещались эмблемы, гербы, аллегорические сцены, комментирующее портретное изображение.

К середине ХV в. медальерное искусство в Италии достигает вершины расцвета. Это было связано с общим подъёмом культуры в эпоху Возрождения. Лучшие итальянские медали ХV-ХVІ вв. отличают строгая простота композиции, свободное пространственное размещение фигур, лаконичность и высокое качество изображения. Шедевры медальерног искусства создали М. Пизанелло, М. де Пасти, Б. Челлини, Л. Леоне, Поджи, А. Витторио, С. Савелли, Дж. Треццо, К. Джеремия, Н. Фьорентино. В эпоху Возрождения появляются прекрасные мастера-медальеры и в других странах Европы: во Франции — Э. де Лон, Ж. Пилон, в Нидерландах — К. Массейс, в Германии — А. Дюрер и другие. На немецких медалях, представляющих галерею портретов князей, герцогов, епископов, бюргеров, в период Реформации появляются религиозно-аллегорические сцены. Особое место в европейском медальерном искусстве занимают медали (главным образом немецкие и голландские) со сложным изображением битв, осад городов, крепостей и замков, с видами городов, отдельных зданий, свидетельствующие о росте медальерного мастерства. Тогда же создаются агитационные медали, например, антипапские медали-монеты немецких протестантских князей.

До ХVІ в. медали повсеместно отливались в специальных формах. В ХVІ-ХVІІ вв. в Нидерландах, Англии, ряде княжеств Германии для их изготовления стали также применять гравировку. С появлением в ХVІІ в. достаточно мощных прессов была освоена чеканка медалей с высоким рельефом, ставшая вскоре основной техникой медальерного искусства.

Значительный вклад в развитие медальерного искусства внесли французские мастера ХУІІ в. Ж. Варен, Г. Дюпре, П. Ренье, работавшие в стиле барокко. Немецкие и польские мастера И. Хен, С. Дадлер создавали в ХVІІ-ХVІІІ вв. сложные многофигурные миниатюрные композиции. В ХVІІІ в. выпуск медалей становится привилегией государства, и художники-медальеры попадают в зависимость от монархов и придворных. Их произведения нередко приобретают официальный, апологетический характер, выполняются по заказам, из-за чего нередко бывают безвкусны, усложнены различными второстепенными деталями, перегружены гербами, эмблемами и символами власти. Одновременно растёт официальное значение медали, она приобретает качества государственной награды, а не просто памятного знака. В ХVІІІ в. всё заметнее становится функция медали как исторического памятника. В это время появляются первые медальерные серии Ж. Можье и Ж. Дювивье во Франции, Ф. Г. Мюллера в Германии.

Зарождение русского и украинского медальерного искусства связано с появлением монет в Киевской Руси в Х в. Наиболее древней русской медалью не монетного, а собственно медального происхождения учёные считают свинцовый кружок-пластинку 1425 г. Это единственный известный образец русской средневековой исторической медали начала ХV в. Медаль была изготовлена из свинцового листа методом отливки как образец только что утверждённого знака для общегосударственного клейма. На лицевой стороне медали в кругу из шариков полусхематически изображён профильный портрет в великокняжеской шапке-короне.

Первые русские наградные медали относятся также к ХV в. В 1469 г. Великий князь Иван ІІІ в награду устюжанам за мужество, проявленное в борьбе с ордами Казанского ханства, дважды присылал им специальные золотые монеты со своим портретным изображением. Пожалованные монеты-медали нашивались на рукава и шапки, носились как особые знаки отличия, то есть были прообразом современных наградных медалей. Дошли до наших дней и несколько медалей, выпущенных во время короткого правления Лжедмитрия І. В 1605 г. в Москве по его приказу было изготовлено несколько медалей, отчеканенных штемпелями, изготовленными в Польше предположительно сандомирскими или краковскими мастерами-медальерами.

Несколько позже памятных появляются наградные медали как знаки отличия за военные подвиги. Военные наградные медали как часть наградной системы изучает фалеристика, а как произведение искусства — медальерика. Первые наградные медали были специально отчеканены в ХVІІ в. После сражения при Нюрнберге в 1632 г. шведский король Густав-Адольф вручил офицерам и генералам золотые медали для ношения на шее на золотых цепочках. Для награждения рядовых солдат — участников победоносной битвы или кампании специальные медали были впервые использованы австрийским императором Иосифом ІІ в 1788 г., позднее такие знаки появились и в других государствах. В России первая военная наградная медаль была пожалована в правление царевны Софьи генералу Аггею Шепелеву за Троицкий поход 1632 г. против восставших стрелецких полков.

Бурное развитие медальерного искусства в России началось в годы царствования Петра І, пригласившего ко двору ряд опытных мастеров для создания памятных, государственных и наградных медалей. Пётр ввёл обычай отмечать офицеров медалями в память значительных побед над врагом. особенно широко он распространился при Екатерине ІІ, в конце царствования которой медали стали вручаться и рядовым солдатам — участникам войн и сражений. Всего при Петре І было выбито 25 медалей, первая в 1701 г. — за победу при Эрестфере, последняя — в 1720 г. за победу при Гренгаме.

В 1788 г. в России была учреждена медаль за безупречную службу в армии в мирное время — для солдат кавалерийских частей, прослуживших свыше трёх лет сверх установленных. В России существовал обычай вручать непосредственно участвовавшим в боях медали светло-бронзовые или серебряные, а стальным ветеранам войны, служившим в то время не в действующей армии, — тёмно-бронзовые.

При Петре І и при Елизавете Петровне на Украине и в России до 70-х годов ХVІІІ в.работали в основном мастера-иностранцы, приглашённые из Европы, — Гасс, Иегер и др. Екатерина ІІ, стремясь увековечить память о своём правлении, ознакомилась с лучшими образцами медальерного искусства Европы и приняла меры к его широкому развитию в России: в конце 1764 г. в Академии художеств был создан специальный медальерный класс. Его первым профессором стал Пьер-Луи Вернье, обучивший многих русских мастеров. В конце ХVІІІ — первой половине ХІХ в., в эпоху классицизма, русское медальерное искусство достигло своего расцвета. Замечательные мастера С. Ю. Юдин, Т. И. Иванов, К. А. Леберехт, А. А. Клепиков, А. П. Лялин, П. П. Уткин создали шедевры, посвященные важнейшим историческим событиям в жизни страны, великим полководцам, деятелям культуры, науки, путешественникам, сановникам. Совершенством технического выполнения и строгой простотой композиции выделялись работы Ф. П. Толстого, особенно его медальерная серия, посвящённая войне 1812 г.

Бюрократический аппарат Российской империи усиливал контроль за изготовлением медалей. Указы Сената от 1767 и 1787 годов разрешали частным лицам изготавливать их только по специальному разрешению императора, а по указу Сената от 5 декабря 1729 г., действовавшему почти полстолетия, это мог делать каждый, доложив предварительно в Сенат. Последующие законы 1814 г., 1837 г. и 1840 г. запретили вообще изготовлять чеканы и выбивать ими медали где-либо, кроме мастерских Императорского монетного двора. В результате многие талантливые мастера оставили медальерное искусство и со второй половины XIX в. оно стало приходить в упадок. В 1894 г. был ликвидирован медальерный класс в Академии художеств.

Работам советских модельеров 20-30-х годов А. Ф. Васютинского, Н. А. Соколова, Д. А. Степанова, С. А. Мартынова, И. И. Цыганкова были присущи простота композиции, романтизм, яркая выразительность, плакатность, стремление к документализму, портретному сходству.

Великая Отечественная война приостановила развитие медальерного искусства, но с конца 50-х годов выпуск мемориальных, памятных и других медалей приобрёл регулярный характер. В 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная выставка медальерного искусства, на которой были представлены лучшие работы Н. Н. Акимушкина, В. М. Акимушкиной, П. М. Белокурова, А. А. Королюка, А. Г. Кнорре, И. Г. Макогона, М. А. Шмакова и др.

Сфрагистика (от греч. σφραγις — печать), или сигиллография (от лат. sigillum — печать) — историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов. С началом массовых археологических исследований на Ближнем Востоке и появлением значительного количества археологического материала — как самих печатей (цилиндрические печати месопотамских цивилизаций и Египта, античные печати-щитки, висячие металлические печати Византии и Европейского средневековья), так и отпечатков на керамике (глиняные таблички клинописных архивов, оттиски на сосудах и пр.) сфрагистика начала развиваться в качестве области исторической науки, занимающейся классификацией совокупности печатей археологической культуры, государства или цивилизации, их хронологией и типизацией, а также отражением в сфрагистическом материале внутригосударственных, межгосударственных и частных отношений.

Сфрагистические материалы являются важными источниками эпиграфическими, ономастическими и геральдических данных.

Начало науке о печатях положил Мих. Гейнекций (1709 г.), за которым последовали Иоганн Гейманн, давший ей греческое название «сфрагистика». Лучшие сочинения по сфрагистике принадлежат Зейлеру, автору «Abriss der Sphragistik» (Вена, 1884) и «Geschichte der Siegel» (Лпц., 1894). В русской литературе, кроме особой главы о печатях в «Русской геральдике» А. Лакиера, имеются по сфрагистике лишь отрывочные и незначительные сведения.

Сфрагистика имеет непосредственную связь с геральдикою и нумизматикою. С первою она связана тем, что многие изображения, употреблявшиеся прежде лишь на печатях, перешли потом в гербы. Удельные князья употребляли печати с изображением эмблем того удела, где они княжили; впоследствии эти эмблемы нередко входили и в гербы.

С нумизматикой сфрагистика связана тем, что на монетах часто чеканилась печать князя, при котором чеканили монету; по эмблеме на печати, если надпись на монете не сохранилась, можно было определить происхождение монеты.

Обычай использования печатей — очень старинный. Восточные народы уже в древние времена употребляли печати, преимущественно в Персеполисе, Вавилоне и Египте, и пользовались для того твердыми цветными камнями в форме цилиндров, жуков и т. п., на которых вырезывались различные знаки. Об употреблении печатей во многих местах упоминает Библия. От восточных народов обычай употребления печатей заимствовали греки и римляне. Последние обыкновенно употребляли печати-перстни, которые прикладывали к разного рода актам. Племена, поселившиеся на римской почве, усвоили себе обычай употребления печатей, который, однако, общим и повсеместным стал не ранее XII столетия. Печать долгое время заменяла собою подпись, вследствие чего значение ее было велико. Для предупреждения подлога употреблялись различные предосторожности. Прикладывание печатей к наиболее важным актам совершалось с особой торжественностью. Как у римлян, так и у германцев был обычай вместе с умершим класть в гробницу и его печать-перстень. Хранители королевских и государственных печатей носили их иногда на шее. До VIII в. употребляли большею частью односторонние печати, но с Χ в. их стали вытеснять двойные, висячие на шнурках или приклеивавшиеся к пергаменту, к бумаге.

Печати были свинцовые (печати-буллы, называвшиеся так от свинцовых шариков, через которые продевался шнурок и потом выбивалось изображение), золотые (в редких случаях), серебряные, бронзовые, оловянные, восковые и сургучные. Кроме восковых и сургучных, все печати были висячими и носят в западной сфрагистике название sigilla pendentia или sigilla. Они привешивались в конце грамот, тотчас после подписи, на шнурке льняном или шелковом или на обрывке пергамента или кожи. Если печатей было несколько, то при размещении их следовали положению и званию владельцев. Форма печатей была весьма разнообразна: они были круглые (древнейшие), овальные, продолговатые, треугольные, квадратные, шестиугольные и др. Цвет воска печатей различался по достоинству лиц и по роду дел. Право печатать красным воском составляло принадлежность государя и лиц, которым дана была эта привилегия (Так например, Патриарх Константинопольский печатал свои грамоты обыкновенно черным воском).

На печатях были изображения эмблем, присвоенных владельцам, надписи в форме наставлений, правил и др., изображения лиц владельцев и т. п. Особенно разнообразны были эмблемы или символы.

В России первые упоминания о печатях находятся в договорах Игоря и Святослава с греками. Из договора 945 г. узнаем, что послы должны были иметь печати золотые, а гости (купцы) серебряные. В 1006 г. кн. Владимир, устроив свободную торговлю между болгарскими и русскими купцами, даровал тем и другим особые печати в ознаменование княжеского позволения и в удостоверение звания купцов. Сначала право иметь печать принадлежало исключительно великому князю, но с раздроблением Руси на уделы оно распространилось и на удельных князей. С административным развитием России печати сделались принадлежностью служилых людей разного рода; их имели также города и приказы.

Фалеристика (лат. falerae, phalerae — металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от фалера греч. φάλαρα — металлические бляхи) наука, занимающаяся изучением истории этих предметов, их систем (например, системой наград в одной стране) и их атрибуцией.

5. Бонистика

Бонистика (от фр. bonistigue) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая бумажные денежные знаки и боны как исторические документы, характеризующие политическое и экономическое состояние общества; коллекционирование бумажных денежных знаков, бон, лотерейных билетов, акций, облигаций, купонов и т.п. 

Бумажные денежные знаки относятся к государственным документам, играющим важную роль в системе социально-экономических и политических отношений как внутри страны, так и между государствами. Они являются строго документальными, объективными свидетельствами многих исторических событий в жизни общества.

В денежных знаках эмитент выражает свою идеологию с помощью эмблем (гербов), девизов, текстов, рисунков, орнамента, печатей, а также других элементов и свойственных денежным знакам признаков. По сравнению с монетой бумажные денежные знаки дают больше возможностей для выражения политических взглядов и интересов. Изучение элементов, признаков на бумажных денежных знаках, бонах породило особую дисциплину — бонистику.

Бумажные денежные знаки представляют собой специфическую разновидность письменных документов, исследование которых требует привлечения знаний вспомогательных исторических дисциплин.

При внешнем анализе денежных знаков, который проводят по аверсу (лицевой стороне) и реверсу (оборотной стороне), следует внимательно изучить герб (эмблему), разобрать текст, орнамент, филиграни, материал (бумагу), печати, надпечатки и другие элементы (признаки), расположенные на знаке.

При исследовании бумажных денежных знаков, бон такой анализ проводился по всем имеющимся признакам, таким как: эмблематический (геральдический) — гербы, эмблемы, символические знаки; палеографический — тексты, письменные знаки, правила орфографии; сфрагистический — печати, перфорации; хронологический — даты; метрологический — соотношение между крупной купюрой и ее дробными частями; филигранный — водяные знаки на бумаге, материал (основа), из которого изготовлен денежный знак, бона, суррогат денег; иконографический — исторические лица, изображенные на денежных знаках; орнаментальный — графические, живописные украшения; филателистический — наклеенные марки на денежных знаках; эпиграфический — надпечатки позднейшего происхождения на денежных знаках.

С помощью внешнего анализа бумажного денежного знака, боны исследователь выявляет место и время эмиссии, выпуска; государственную принадлежность; цели и характер эмиссии, выпуска; сроки их обращения и погашения; гарантию эмиссии, выпуска; оригинал это или копия (фальшивый знак).

Без внутреннего анализа денежного знака, боны невозможно определить многие факты, касающиеся денежных знаков: разновидности, тиражность, наличие других номиналов, метрологию и полную историю эмиссии. Для внутреннего анализа бумажных денежных знаков привлекаются отечественные каталоги, специальная, справочная литература, документы, отдельные публикации и архивы.

Изучение бумажных денежных знаков как исторического памятника требует своих методов и приемов. Главным методом бонистики становится комплексный анализ бумажного денежного знака. При комплексном анализе большую помощь оказывают методики специальных исторических дисциплин.

Исследуя бумажные деньги по их основным признакам, историки бонисты получают такие сведения о деятельности эмитента, которых нет в других источниках. В некоторых случаях бумажные деньги выступают как единственный документ, характеризующий некоторые стороны политической, социально-экономической деятельности эмитента.

Природа денежного знака неразрывно связана с функционированием государства; любое изменение текста, даты, рисунка, подписи и других признаков на нем свидетельствует об изменениях политического характера. Изучение этих изменений, установление их закономерности способно внести дополнения и уточнения в исследуемые проблемы.

Первоначально, при исследовании бумажного денежного знака, необходимо провести гербовую экспертизу находящихся на нем эмблем и гербов, других символических знаков, используя эмблематику (геральдику). Работа с геральдическим признаком на денежном знаке требует особого внимания, так как даже незначительное изменение в гербе или другом символическом знаке указывает на изменение эмитента. Кроме гербов, которые располагаются на бумажных денежных знаках, большую роль играют такие элементы, как геральдические и негеральдические знаки, имеющие различное символическое значение и отображающие определенную идеологию. К негеральдическим фигурам относятся: естественные фигуры — человек, животные, птицы, рыбы, солнце, звезды, растения (каждая из которых передает определенное понятие);18 искусственные предметы (сделанные человеческими руками) — меч, лук, стрелы, щит, шлем, серп, молот;19 тератологические фигуры — двуглавый орел, дракон, вашпан, имеющие символическое значение и не существующие в природе.

Немаловажную роль при рассмотрении геральдического признака на деньгах играют цвета красок, которые используются при изображении герба или других символических фигур и предметов. В том случае, когда красками помечено поле щита либо символического знака, цвет играет определенную роль; в других же случаях цвета красок, нанесенные на денежные знаки, особой геральдической роли не играют. В России за многие годы обращения бумажных денежных знаков сложилась традиция раскраски отдельных купюр, сохранившаяся до начала 90-х гг.

Следующим по значимости шагом является палеографический анализ бумажного денежного знака, боны. Внешние признаки денежного знака, изучаемые бонистической палеографией, включают краски, знаки письменности, подписи, водяные знаки, изменения в тексте, номера серий. Кроме решения традиционных задач внешней критики источника, благодаря совершенствованию конкретных методик, палеография дает материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории.

В основе палеографического метода лежат наблюдения над совокупностью целого ряда признаков: знаков письменности, используемой бумаги, краски, изменений в тексте денежных знаков, наличия или отсутствия филиграней, подписей, цвета, высоты и ширины номеров серий, изменения номиналов. Не меньшее значение приобретает выявление соответствия этих признаков друг другу для определенного исторического периода.

При отсутствии на бумажных денежных знаках гербов, эмблем или других символических знаков, определяющих эмитента, важно выявить палеографические признаки. Палеография как научная дисциплина, занимающаяся историей письма, помогает разобраться в графике написания письменных знаков, прочесть текст. С ее помощью, возможно выявить принадлежность эмиссии, правомочие эмитента (общеобязательная или необщеобязательная эмиссия), место выпуска денег, гарантию выпуска, сроки обращения и погашения, разновидность эмиссии, оригинал или фальшивый денежный знак, дальнейшую судьбу эмиссии.

При внешнем анализе палеографического признака (совместно с эпиграфическим) выявляются изменения в тексте, определяется эмитент. Палеографический признак помогает установить и правомочие эмиссии. Зная принадлежность эмиссии, можно установить и право обращения денежного знака.

Внешний анализ подписей на денежных знаках является одним из способов выявления эмитента даже в том случае, когда все остальные признаки остаются без изменений. Известно, что советское правительство использовало денежные знаки, заготовленные еще Временным правительством. На этих знаках были текст, герб, рисунки и другие признаки дореволюционной России. Появились они в обращении в мае 1919 г. с подписью управляющего Народным банком РСФСР Г. Пятакова. Только по этому признаку (подпись) определялся советский выпуск денег.

Изменения в тексте на денежном знаке — всегда решающий признак для выделения разновидности как показателя нового выпуска, новой эмиссии, для которых изготовлялось новое клише или брались печатные бланки иного вида.

Исследование текстов на бумажных денежных знаках помогает выделить фальшивый знак. Как правило, разночтение наталкивает исследователя на мысль о фальшивом денежном знаке, но окончательное заключение о подделке устанавливается лишь при комплексном анализе филиграней, рисунков, подписей и других признаков.

Бумажный денежный знак, как исторический источник, несет на себе большой объем скрытой или латентной информации, прочесть которую помогают методы сфрагистики. К сфрагистическим элементам на бумажном денежном знаке относятся печати, конгревы (тисненые печати) и перфорации.

Метрологическая методика помогает установить место эмиссии, отношение выпущенных денег к ведущей валюте данного региона, а также государственную принадлежность денежного знака. Совместно с палеографическим признаком, метрологический признак помогает, что весьма важно, установить правомочие эмиссии.

Так на территории бывшей Российской империи в период Гражданской войны, кроме традиционного русского рубля, в обращении находились различные по названию общеобязательные и необщеобязательные бумажные деньги. С вторжением в 1918 г. немецких и австро-венгерских войск появились в обращении немецкие марки и военные деньги, ост-рубли, австрийские кроны и польские марки.

Номинал денежного знака также относится к метрологическому признаку. В большинстве случаев, будь номинал печатный или рукописный, он является решающим признаком для определения новой эмиссии.

Для определения подлинности исторического источника, коим является бумажный денежный знак, необходимо проводить филигранный анализ денежного знака. Выпуская деньги, эмитент старался обезопасить эмиссию от фальсификации. Для каждого выпуска общеобязательных денег характерна бумага с определенными филигранями. По филиграням определяется год, место выпуска, а также эмитент.

Кроме филиграней, на бумагу, предназначенную для печатания денег, наносят гильошированную сетку из тончайших и замысловатых линий, которые покрывают всю плоскость купюры ровным разноцветным узором. Подделать такую сетку очень трудно. Цветная гильошированная сетка и филигрань — главные препятствия для фальшивомонетчиков. В большинстве случаев присутствие или отсутствие водяного знака, изменение его формы, то или иное качество бумаги сопутствуют другим, решающим при определении нового выпуска, признакам.

Проводя филигранный анализ денежных знаков, не следует отбрасывать все боны без водяных знаков, как фальшивые. Отсутствие филиграни на денежном знаке (если известно, что она на этом выпуске должна быть) — один из основных признаков при выявлении фальшивого денежного знака. Однако при изучении бон периода гражданской войны в каждом отдельном случае требуется изучение и индивидуальная оценка филигранного признака.

На бумажных денежных знаках часто встречаются портретные изображения как исторических, так и не известных истории лиц. Для определения подлинности лица на денежном знаке следует применить иконографический анализ.

Иконографический признак в бонистике тесно переплетается с орнаментальным. Только там, где изображен известный исторический деятель (портрет, скульптура государственного или политического деятеля, полководца, художника или писателя), можно говорить о самостоятельном элементе иконографического признака. В остальных случаях изображение на денежных знаках человеческой фигуры, например, женщины как символа республики или самостоятельного государства, относится к орнаментальному признаку.

Анализ орнаментального признака, сопоставление орнаментов помогает выявить разновидность выпусков бумажных денег. К орнаментальному признаку относится также цвет денежного знака. В большинстве случаев различия в цвете самостоятельного значения не имеют, а лишь сопутствуют другим, определяющим разновидность, признакам.

Рамка, как и цвет, тоже является элементами оформления бумажного денежного знака. Оба этих признака вместе, дополняя один другой, играют определяющую роль для выявления новой эмиссии. Немало случаев, когда только рамка указывает на новый выпуск знаков, произведенный со старым текстом боны и прочими одинаковыми признаками.

6. Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина

НУМИЗМАТИКА — область исторической науки, предметом к-рой является изучение монет во всех их взаимосвязях с историей, экономикой, политикой, культурой и техникой. Н. изучает монеты не изолированно от др. форм денег, а вовлекая в сферу своих интересов также домонетные деньги и боны. По традиции Н. занимается также изучением медалей, ведущих свое происхождение в историческом плане и по технике изготовления от монет.

В определении понятия «нумизматика» нет единства, а имеющиеся определения не лишены недостатков и не соответствуют современному уровню развития этой науки. Приведем ряд примеров.

В нумизматическом словаре Ф. Шреттера (1930) говорится, что нумизматика — «наука о монетах во всех их отношениях: как государственное творение, как средство общения, как произведение искусства, как памятник письменности и языка».

Это упрощенное определение нумизматики как науки о монетах исходит из этимологии слова нумизматика — от греческого и латинского nomisma («монета») и возникшего в Византии прилагательного от этого слова. Для XVI—XVIII вв. определение нумизматики как комплекса знаний о монетах в какой-то мере соответствовало истине, поскольку объектами интереса нумизматов того времени были монеты и медали, а между последними терминами не было четкого разграничения. Но в процессе развития нашей науки в сферу деятельности нумизматов были вовлечены не только монеты, но и другие памятники прошлого. Именно поэтому все чаще встречаются более широкие определения нумизматики.

В Советской Исторической энциклопедии говорится: «Нумизматика — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. вещественным памятникам. В понятие Н. традиционно включается и изучение бумажных денег (бонистика), медалей, жетонов, плакеток (история медальерного искусства), орденов, значков (фалеристика)».

Однако, ряд российских нумизматов (И. Г. Спасский, В. Л. Янин) считает, что современная нумизматика переросла значение вспомогательной исторической дисциплины, так как она занимается не только определением и атрибуцией монет и использованием их как датирующего материала в археологии или иллюстративного — в истории, но и способна самостоятельно решать широкие и сложные проблемы. Например, в области экономической истории — истории денежного обращения и торговых связей. Необходимо отметить, что для периодов, слабо освещенных в памятниках письменных, нумизматические источники являются сплошь и рядом основными. Решая, прежде всего, вопросы экономической истории, нумизматика вносит существенный вклад и в изучение политической истории, истории культуры и искусства, археологии, истории государства и права, метрологии, истории горного дела и металлургии, исторической географии, этнографии, палеографии, геральдики, хронологии. И, в свою очередь, опирается на эти научные дисциплины.

Если прежде нумизматические цели ограничивались сферой специального источниковедения, то теперь нумизматика становится специальным направлением исторического исследования. Материалы нумизматики составляют такой же важный для историка источник, как летописи и акты, памятники археологии и предметы древнего художественного творчества. Они формируют направление исследования, т. е. круг важных исторических проблем, связанных с изучением развития денежного хозяйства и экономики в целом. Решение таких проблем немыслимо без исследования нумизматических фактов.

Теперь — о месте и роли нумизматики в системе исторических знаний. В XIX — начале XX в. имелась тенденция рассматривать нумизматику как часть археологии, ее привесок. Однако позже рад западных историков высказали мнения, что нумизматика отдалилась от археологии, став самостоятельной наукой, тяготеющей прежде всего к области экономических знаний.

Основная точка соприкосновения археологии и нумизматики — определение монеты как вещественного источника, лежащего в земле и там открываемого. В этих пределах монета представляет особый вид археологических памятников, и именно поэтому нумизматика бывала и бывает иногда квалифицирована как одна из ветвей археологии. Но очевидно, что это ненужное ограничение её сферы, так как сами монеты рассматриваются также как носители письменности или пластических изображений, т. е. соответственно являются памятниками литературными или иконографическими. Ни один археологический памятник не является столь массовым (и в то же время относительно однородным), столь подвижным и столь точно датируемым, как монеты. Следовательно, нумизматика имеет свой очень четкий круг источников, свои методы исследования их, свои специфические цели.

В настоящее время сформировались два понимания нумизматики. Одно — научное, рассматривающее нумизматику как вспомогательную (или, как теперь говорят, специальную) историческую дисциплину, входящую в комплекс исторических наук, опирающуюся на свои специфические источники (прежде всего монеты и монетные клады), имеющую свой специфический понятийно-категориальный аппарат и терминологию, способную решать сложные вопросы, особенно в области экономики прошлого.

Второе понимание нумизматики сложилось в сфере музейно-хранительской и коллекционерской. В этом смысле нумизматика — область исторических знаний, имеющая дело не только с монетами, но и с другими монетовидными предметами (медалями, жетонами, орденами, значками), а также товаро-деньгами и бумажными деньгами. Между тем, хотя такого рода предметы продолжают храниться в мюнцкабинетах, области знания, изучающие эти предметы, выделились в такие обособленные дисциплины, как история медальерного искусства, фалеристика, бонистика.

В отечественной историографии нумизматику было принято условно делить на античную, византийскую, восточную (монеты стран Азии и Африки, включая средневековые монеты Средней Азии, Кавказа, Крыма, Поволжья), западную (средневековые монеты и монеты нового и новейшего времени государств Западной Европы, а также монеты США, Канады и государств Латинской Америки) и русскую (включая советскую). Особый раздел нумизматики составляют современные монеты стран Азии и Африки на западно-европейских языках.

Общественными функциями Н. являются:

1) выявление нумизматических памятников культуры;

2) изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих — особенно в отношении античности и ср. вв. — более углубленному пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Строго научное, отвечающее объективной действительности осмысление данных нумизматической науки возможно только с позиции теории денег. Н. исследует конкр. формы денег и связанные с ними особые условия и процессы.

К специфич. задачам Н. относятся:

разработка принципов и методов изучения монетных кладов и описания монет;

регистрация и классификация — историческая, территориальная и метрологическая — объектов нумизматического исследования;

изучение различных форм и типов монет и др. видов денег и выявление исторических факторов, обусловивших их появление;

изучение закономерностей, особенно причин возникновения и последствий процесса порчи монет;

изучение истории метрологических факторов монетного дела;

изучение истории техники изготовления монет и форм организации монетного производства;

изучение возникающих в связи с монетным делом конкретных явлений истории товарно-денежным отношений;

изучение истории монетного права, монетного законодательства и монетных конвенций;

выявление обл. распространения монет к.-л. определенного типа как формы выражения экономических контактов;

исследование второстепенных общественных функций монетных денег.

В нумизматике обычно различают 8 основных периодов истории европейской монетной чеканки:

архаический — VII в.- середина IV в. до н.э.

классический — середина IV в. — III в. до н.э.

эллинистический — конец III в. — II в. до н.э.

римский — II в. до н.э. — IV в. н.э.

византийский — IV-Х вв.

средневековый — Х-XVIII в.

новый — XIX-середина ХХ в.

современный — с середины ХХ в.

7. История нумизматики

Появление нумизматики, безусловно, связано с простейшим коллекционированием. Еще и сейчас человек, не являющийся нумизматом и даже не знающий, что такое нумизматика, сохраняет для себя отдельные современные ему монеты — или особо ему понравившиеся, или имеющие отношение к памятным для него событиям. От этой горстки монет, явившейся результатом простого собирательства, до систематизированной коллекции — один шаг.

Собирание (латинское слово collectio именно это и означает) монет началось очень давно. Большая часть исследователей относит начало нумизматического коллекционирования к эпохе Возрождения. Однако ряд известных ученых предполагают или допускают коллекционирование монет в Древнем Риме. Основной довод первой группы нумизматов — отсутствие прямых доказательств коллекционирования монет в древности. Вторая группа ученых считает, что имеется ряд косвенных доказательств, которые позволяют предполагать коллекционирование монет в императорском Риме.

Средневековье, несмотря на господство замкнутого натурального хозяйства и церковной идеологии, не уничтожило полностью знакомства с монетами античности. Об этом свидетельствуют античные монеты и медальоны, находимые иногда среди феодальных денариев. Не говоря о чеканке Византии и государств эпохи Великого переселения народов, ряд изображений средневековых денариев носит следы античного влияния.

Отношение к античности и к античным монетам коренным образом меняется в эпоху Возрождения. Большинство исследователей начинают историю современного коллекционирования с деятельности выдающегося итальянского гуманиста и поэта Франческо Петрарки (1304-1374). Из его писем мы узнаем, что виноградари часто приносили Петрарке найденные ими античные монеты, которые поэт у них покупал. Коллекцию римских монет имел и другой знаменитый гуманист — Джованни Боккаччо (1313-1375).

Источники сохранили много громких имен коллекционеров XV в.: римский папа Павел II (1464-1471); представители рода Медичи во Флоренции; король Сицилии и Неаполя Альфонс V Арагонский (1416-1458); венгерский король Матиаш Корвин (1458-1490); правители Феррары д’Эсте; род Сфорца в Милане; выдающийся гуманист, ученый, автор знаменитой «Похвалы глупости» Эразм Роттердамский (1469-1536) и мн. др. В следующем столетии число нумизматических коллекций еще больше выросло.

В конце XV — первой половине XVI в. были заложены основные формы и приемы нумизматического коллекционирования — тематический или хронологический подбор монет, написаны первые инвентари с начатками систематизации, изучения техники и веса монет, их коллекционной стоимости; выделилась новая область нумизматики — изучение медальерного искусства, вместе с тем получили все большее распространение коллекционные подделки. Все это нашло отражение в появившейся в тот период нумизматической литературе, где можно отметить первые попытки научной оценки монет как памятников истории и искусства; эти оценки были адресованы прежде всего собирателям того времени.

Уже с конца XVI в. интерес к монетам не ограничивается только античностью, он распространяется на монеты средневековья и на монеты, современные их собирателю. В этот период происходит также дальнейшая дифференциация нумизматических знаний — накопление сведений по отдельным областям и темам. Появились многочисленные работы, где монеты были отобраны по номиналам, отражая построение той или иной коллекции: «Купфер-кабинеты», «Талер-кабинеты», «Дукатен-кабинеты», «Грошен-кабинеты» (т. е. кабинеты медных монет, талеров, дукатов, грошей). Важнейшей «нумизматической» страной становится Германия.

Широкое распространение нумизматического коллекционирования привело к появлению нумизматической литературы.

В 16 веке появились огромные книги, в которых были представлены рисунки древних римских и греческих монет. Среди первых известны два нумизматических издания: А. Фульвио «Изображения знаменитых людей» (1517) и Г. Руля «Беглый обзор монет наиболее знаменитых лиц, существовавших с сотворения мира, с кратким описанием их жизни и деяний, заимствованных у классиков» (1553). В середине 16 века в Европе насчитывалось около 950 мюнцкабинетов. В 17-18 веках, во время абсолютных монархий в каждой столице был при дворе мюнцкабинет. Короли и императоры скупали старые монеты, — это было так же престижно, как собирать произведения искусства и создавать галереи. Так образовались богатые нумизматические коллекции в Лондоне, Париже, Вене, Петербурге.

Нумизматические описания конца XVIII-XIX в. стали охватывать не десятки и сотни монет, а многие тысячи. Накопление большого монетного материала, ряд работ историко-нумизматического и метрологического характера подготовили переход к следующему этапу развития нумизматики как науки — периоду систематизации. При публикации в 1762 г. своей великолепной коллекции, насчитывавшей 35 тыс. греческих монет, французский нумизмат Жозе Пеллерен впервые использовал географический порядок описания монет по монетным дворам. Однако «отцом античной нумизматики» считают австрийского аббата Йозефа Хилиария Эккеля (1737-1798) — директора Императорского мюнцкабинета в Вене и профессора классической археологии Венского университета. В своем восьмитомном труде «Doctrina nummorum veterum» («Учение о древних монетах»), вышедшем в 1792-1798 гг., Эккель заложил основы современной научной нумизматики, прежде всего античной. Он ввел научную систематизацию античных монет на основе историко-географического принципа. Описание нумизматических памятников дается в такой географической последовательности: вдоль берегов Средиземного моря по часовой стрелке — от Испании на восток по северному побережью, затем следуют Италия, Балканский полуостров, Малая Азия, страны Восточного Средиземноморья и, наконец. Северная Африка. Внутри историко-географических областей монеты располагаются в хронологическом порядке. Впервые были заложены основы античной нумизматики и в области описания металла монет, весовых систем, типологии монет и техники монетного дела, были сделаны первые шаги в оценке монетных данных для политической истории и истории культуры. Систематизация Эккеля не потеряла своего значения до настоящего времени.

В XIX в. научная систематизация завоевывала одну область нумизматики за другой. Законченную форму систематизация монет получила в труде о монетах средних веков и нового времени двух французских нумизматов — Артура Анжеля и Раймонда Серрюра, изданном в Париже в 1891-1905 гг. До сих пор некоторые собрания средневековых монет, в том числе Государственного Эрмитажа, построены по их системе.

Конец XIX и XX в. ознаменованы дальнейшими успехами нумизматики в систематизации материала и методов научного исследования.

В России интерес к коллекционированию монет возник значительно позже — в XVII в., а широкое распространение получил уже в следующем столетии. Коллекционерами-нумизматами были двое выдающихся российских деятелей XVIII столетия — Петр I и один из его ближайших помощников А. Д. Меншиков, который так дорожил своим собранием, что, «направляясь в ссылку, он взял с собой часть коллекции, хотя сборы в дорогу проходили в большой спешке». В основанной в 1714 в. Петербурге Кунсткамере уже в 1742 насчитывалось почти 30 тыс. монет. И хотя Екатерина II коллекционированию монет уделяла не очень большее внимание, но нумизматическое собрание Эрмитажа было заложено ею. В 1-й пол. XIX в. Я. В. Брюс и А. Д. Чертков провели научную систематизацию русских монет. В дальнейшем большой вклад в решение этой проблемы внесли Иван Иванович Толстой (1858-1916), Алексей Васильевич Орешников (1855-1933) и Алексей Алексеевич Ильин (1858-1942). Постепенно создаются такие области отечественной нумизматики, как история монетной чеканки Северного Причерноморья в античную эпоху и обращение западноевропейских монет на территории Русского государства. Для русской нумизматики много сделали А.В. Орешников, А.А. Ильин, плодотворно работают И.Г. Спасский, В.Л. Янин, М.П. Сотникова и др. В Белоруссии — В.Н. Рябцевич, на Украине — Н.Ф. Котляр, в Молдавии – Нудельман.

Важнейшие современные советские и зарубежные периодические издания по вопросам нумизматики:

«Нумизматика и эпиграфика» (М., с 1960)

«Нумизматика и сфрагистика». (К., с 1963)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: