Вопросы 38-39


38. Профессиональное мастерство и «Я – концепция».

Формирование и развитие профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности профессионала. Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) представляет собой самосознание человека, активно участвующего в производительном труде, и использующего этот труд в качестве главного средства реализации себя и своего достоинства. Профессиональное самосознание — это сложное личностное образование, выступающее как связующее звено между личностью и деятельностью, позволяющее в процессе своего формирования достигать оптимального результата, как в личностном росте, так и в профессиональной деятельности.

Структура профессионального самосознания по аналогии со структурой общего самосознания может быть представлена таким образом:

Осознание профессиональной морали (активизирует или тормозит выполнение социальных ролей в коллективе. Проявляется в гуманистическом отношении к людям труда, заботе о повышении производительности труда, благе общества и коллектива).

Осознание профессиональной нравственности (характеризуется действенностью морального понимания, моральных принципов в деятельности. Проявляется в выборе подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества).

Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности (означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта, в осознании своей индивидуальности в выполнении деятельности; осознание своих профессионально-важных качеств).



Осознание и оценка отношений (осознание и оценка себя как специалиста, отношения к коллегам по профессии, отношения к своей профессиональной деятельности,.отношения других к себе).

Осознание собственного развития во временной связи (развитие человека по таким признакам, как рост профессионального мастерства, продвижение по службе, повышение авторитета, упрочение социального статуса, постановка целей и контроль за их осуществлением. [11].

Рассмотренные структуры профессионального самосознания имеют много общего. Следует отметить, что такое компонентное деление может быть принято только условно, т. к. все компоненты между собой связаны. Эти компоненты могут быть реализованы на двух планах — объективном и субъективном. В первом случае их показателем будет выступать профессиональное мастерство, во втором профессиональная Я-концепция. От того, насколько адекватно сформирована у человека профессиональная Я-концепция, зависит успешность его профессиональной адаптации.

39. Проблемы самоактуализации и развитие саморегуляции



Формирование и развитие профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности профессионала. Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) представляет собой самосознание человека, активно участвующего в производительном труде, и использующего этот труд в качестве главного средства реализации себя и своего достоинства.

Самоактуализация и саморегуляция – важные составляющие структуры профессионального самосознания, они лежат в основе мотивационного и операционного компонентов.

Содержание мотивационного компонента реализуется через самоактуализацию. Актуализироваться — значит, становится реальным, существовать фактически, а не только потенциально. Самоактуализация предполагает реализацию личностного потенциала и совершенствование человека. Самоактуализирующиеся личности достигают намеченных профессиональных вершин. Важным моментом самоактуализации является принятие ответственности за свои действия. Самоактуализация — это постоянный процесс развития своих потенциальных возможностей с целью достижения творческой зрелости.



В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Содержание операционного компонента реализуется через саморегуляцию. Саморегуляция — это раскрытие резервных возможностей человека, а следовательно, развитие творческого потенциала личности. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности (что несомненно важно для руководителей управленческой структуры).

На психологическом уровне саморегуляция представляет собой интегративный сплав врожденных и приобретенных стратегий реагирования и готовности к определенной форме или способу взаимоотношения со средой.

Система психической саморегуляции имеет иерархическое строение и включает два уровня — произвольный и непроизвольный. Произвольная саморегуляция — это сознательная саморегуляция, которая всегда индивидуально и личностно окрашена. Благодаря произвольной саморегуляции возможности приспособления к различным трудным условиям могут возрастать и расширяться. На этом уровне реализуется личностная регуляция внутренней деятельности.

Процесс развития личности проявляется в увеличении роли внутренних факторов и совершенствовании саморегуляции. Только тот, кто готов управлять собой и изменять внешние обстоятельства, кто признает себя субъектом собственной жизнедеятельности, при наличии соответствующих умений действительно демонстрирует высокий уровень развития саморегуляции, без чего невозможно представить руководителя любой организации.

Существеует два способа отношения человека к миру: «включенный» индивид отличается страдательным, зависимым, пассивным отношением к жизни, «рефлексирующий» — проявляет активное, деятельное к ней отношение. Причем именно при втором способе отношения человека к миру, свойственном более высокой ступени развития, осуществляется подлинная диалектика личности и обстоятельств ее жизни.




Предыдущий:

Следующий: