Вопросы 31-35


Вопросы 31-35

31. Структура межличностных отношений в студенческом коллективе

Юношество — это возраст, когда происходит значительное расширение круга общения. На юность приходится так называемый пик межличностного общения.

Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как норма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям.

Студенческий коллектив отличается от других следующими особенностями: основным видом деятельности (ученье, направленное на получение высшего образования); однородностью состава по возрасту, образованию и др.; стабильностью состава; строгой последовательностью и планомерностью учебной работы; сравнительно высокой степенью самоуправления; единством цели — стремление членов коллектива приобрести специальность.

Хотя студенческий коллектив по ряду показателей однороден, он объединяет людей различных национальностей, с различными индивидуальными психологическими качествами, отчасти уже получивших до вуза различные специальности и имеющих неодинаковое семейное положение.

В группе происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В учебной группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность учащегося, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на их становление.

Для определения структуры межличностных отношений в студенческой группе необходимо выявить и изучить следующие признаки:

лидерство и его особенности



групповая сплоченность (т.е. уровень взаимной симпатии, степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и пр., наиболее значимым для группы в целом).

уровень развития группы

оценка микроклимата группы (определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней)

От уровня сплоченности зависит работоспособность группы.

Выявление лидеров позволяет более активно вести педагогическую работу в группе, так как воздействие на лидеров дает максимальный эффект.

Знание взаимных симпатий, антипатий в группе помогает определять связки людей, которым можно поручать совместное выполнение тех или иных заданий.

Знание ценностно-ориентационного типа группы дает возможность определить, какие формы и методы работы для нее являются оптимальными и, какого рода мероприятия помогут ей обрести психологический комфорт и эффективность.

32. Средства воспитания как способы психического воздействия, направленные на изменение личности и поведения человека. Классификация методов воспитания и их эффективность.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди — воспитатели — воздействуют на других людей — воспитанников — с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. 



К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок.

Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение. Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные, осознанные и неосознанные, эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

Методов воспитания чрезвычайно много. Одной из широко распространенных классификаций является следующая:

методы формирования сознания;

методы формирования поведения;

методы формирования чувств и отношений.

Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений.

Метод убеждения в воспитании — это путь воздействия на знание обучающегося для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов, которых в сознании учащегося, в его тезаурусе раньше не имелось (или они не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний.

Самоутверждение и самовыражение личности обучающегося происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях.

          2. Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. Человек — субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека. Более подробно остановимся на методе упражнений.          Метод упражнений - это метод управления деятельностью учащихся при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения.          Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности.           3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать — значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

33. Виды и возможности психотерапевтического воздействия и их воспитательное значение. Задачи и приемы воспитания в вузе.

В последнее время на практике широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Традиционно психотерапия не была отделом педагогической психологии и понималась как способ лечения или предупреждения возникновения различного рода заболеваний. В настоящее время во многих странах мира методы психотерапевтического воздействия вышли за пределы медицинской практики и стали широко применяться в психокоррекционных и психопрофилактических целях при воспитании личности к практически здоровым людям с целью обеспечить их лучшую адаптацию к реальным социальным условиям.

К таким методам, в частности, относится социально-психологический тренинг. Направлен на то, чтобы научить человека лучше справляться с жизненными проблемами и стрессовыми ситуациями, устанавливать нормальные, бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы. Применение психокоррекционных методов предполагает взаимодействие психолога и клиента. В ходе такого взаимодействия клиент рассказывает специалисту о своих проблемах, а психолог или психотерапевт, вникая в них, помогает своими средствами клиенту справиться с этими проблемами. В современной медицине и медицинской психологии весьма распространена форма психотерапии, называемая психоанализом. Задача, которую перед собой ставит психотерапевт, пользующийся психоаналитическим методом, состоит в том, чтобы довести до сознания клиента его неосознаваемые влечения, связанные с ними конфликты и предложить способы психологической защиты от них, которыми клиент мог бы воспользоваться на практике для убавления собственными состояниями повышенной эмоциональной возбужденности и тревожности. Считается, что как только бессознательные мотивы и внутренние конфликты станут осознаваемыми, с ними легко сможет справиться на разумной, рациональной основе любой человек.

Наиболее актуальными являются следующие задачи воспитания:

формирование у студентов высокой нравственной культуры;

формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;

формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;

сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственность в воспитании студенческой молодежи;

укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению.

Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение.

Можно выделить следующие методы воспитания.

Методы формирования сознания — воздействие на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок. Основу составляют метод убеждения словом (разъяснение, доказательства, опровержение) и метод убеждения делом (на личном примере и примере других).

Методы стимулирования деятельности и поведения — воздействие на мотивационную систему личности, направленное на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения. К этим методам относятся:

•требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности;

• поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности;

•соревнование, стимулирование активности воспитанников путем создания условий, когда каждый участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими;

• наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.

Методы организации жизнедеятельности и поведения — опыт правильного поведения, самостоятельности в решениях, развитие индивидуальных качеств, чувств и воли, формирование единства между убеждениями и поведением, словом и делом. Основу этих методов составляют упражнения, поручения, создание воспитывающих ситуаций.

Методы самовоспитания — воздействие на сферу саморегуляции, направленное на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции. Основу этих методов составляют рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и другие.

Методы контроля и самоконтроля в воспитании — направлены не столько на воспитанников, сколько на выявление эффективности педагогической деятельности воспитателя и всей воспитательной системы, в которую включен воспитанник. Эти методы позволяют получить информацию о ходе и результативности воспитания



34. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп.

Воспитание студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.

Свойства и качества — это целостное выражение личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления.

Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных предметов и условий вуза в целом. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее идет усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности. Затем происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, превращение в устойчивое образование — качество.

Например, в высшей школе воспитание интереса и любви к избранной профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в области своей профессии, о закономерностях ее развития; формирования у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного вуза; выработки стремления следить за всем прогрессивным в деятельности передовых специалистов; умения направлять свое самовоспитание на пользу работе, постоянно пополнять свои знания.

Было бы неправильным сводить формирование того или иного качества только к овладению знаниями, навыками, умениями. Это необходимо, но не достаточно. Нужны еще мобилизация мотивов, воздействия на отношение к действительности, создание необходимых психических состояний, учет противоречий в развитии личности студента.

Следует учитывать также и то, что в отличие от старшего поколения молодежь не прошла школы жизни и борьбы. Ей нередко не хватает и трудового опыта, который учит любить труд, уважать старших и их лучшие традиции, ценить материальные блага, созданные народом, объективно оценивать накопленные человечеством духовные ценности.

Конечный результат воспитания студентов достигается путем решения частных, повседневных, постоянно изменяющихся и приобретающих самое различное выражение воспитательных задач, встающих перед преподавателями, руководителями, молодежными организациями. Причем всегда важно определить ближайшие и более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально важных качеств.

Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшая его шлифовка как личности.

Воспитание предполагает плановость и перспективность воспитательных воздействий. Воспитатель на основе отражения объективных потребностей общественного развития органически связывает процесс предвидения будущего (проектирование личности) и процесс преобразования действительности (активное воспитание), подчинения хода педагогических явлений целям, выражающим это будущее.

Формированию качеств личности способствует применение принципов и методов воспитания. Известно, что принципами воспитания являются: целеустремленность, воспитание в коллективе, индивидуальный подход, опора на положительное и другие, а методами — убеждение, упражнение, поощрение, пример и т. д. Психологический смысл правильного использования принципов и методов воспитания заключается в том, что результатом является такая оптимизация деятельности и взаимодействия воспитателей и воспитуемых, которая наиболее эффективно ведет к достижению подготовки студентов, формированию их личности.

Чтобы воспитуемые осуществляли поведение, соответствующее общественным идеалам, необходимо, чтобы воспитуемые были включены в приемлемые для этого межличностные отношения, возникающие в результате целенаправленных усилий воспитателя (воспитания) посредством организации определенной деятельности, т.е. самодеятельности, с уяснением ее идейной и нравственной сути.

Общение и складывающиеся межличностные отношения на основе привязанностей, желания совместного общения и совместной деятельности в процессе практического разрешения острейших проблем коллективной жизнедеятельности являются действенным средством воспитания и развития личности студента. Поэтому студенческое самоуправление может выступать как мощный фактор воспитательного процесса.

Следует придерживаться принципа, что службы вуза и педагоги ни в коем случае не должны предпринимать попытки навязывать свое мнение органам студенческого самоуправления по тем вопросам, которые решением ректора были отнесены к ведению самоуправления.

Другое принципиальное требование к организации процесса воспитания состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как полноценного и равноправного партнера любой совместной деятельности. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества, принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении.

Преподаватель выступает не только как источник знания, но и приобщает его к определенной культуре, и чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.

Другая важная задача воспитания — помощь воспитуемому в выработке индивидуального стиля жизни, индивидуального стиля деятельности и общения. Для решения такой задачи преподавателю необходимо владеть некоторыми навыками и методиками психодиагностики, а также вооружить студентов приемами самопознания.

Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе, — это собственно способность учиться. Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее способность самостоятельно добывать знания, основанная на творческом мышлении.

Важнейшим условием внимания студента к тому, что раскрывает перед ним преподаватель, выступает безусловное принятие студента преподавателем и признания за ним права на любой выбор без того, чтобы быть отвергнутым. Такое продуктивное отношение к другой личности описывают как состояние эмпатии.

Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на их становление.

35. Самовоспитание студентов. Студенческое самоуправление как мощный фактор воспитательного процесса.

Формирование и развитие личности определяется не только воспитанием, но и самовоспитанием. Эти два процесса имеют глубокую взаимообусловленную связь и решают единую задачу. Их разница заключается в том, что если воспитание означает воздействие на личность со стороны других людей, то самовоспитание исходит от самой личности. По своей сущности самовоспитание — сознательная и целеустремленная самоорганизация жизни, быта, поступков, поведения и взаимоотношений с другими людьми в интересах формирования у себя высоких морально-политических, нравственных, эстетических, физических качеств, твердой воли и характера.

Самовоспитание начинается несколько позднее, чем воспитание. Если воспитание начинается с момента рождения человека, то самовоспитание — с момента созревания его сознания, примерно в возрасте 17— 18 лет. Поступление в высшее учебное заведение означает, что юноша или девушка свой жизненный путь избрали и тем самым переступили рубеж начала осознанного самовоспитания.

Важное значение в самовоспитании имеет выбор цели, определение основных задач, которые необходимо решить. Для этого юноша или девушка создают для себя образ идеального человека и стремятся сформировать его качества. Такими людьми для студента могут стать и преподаватели вуза.

Целенаправленное самовоспитание по существу представляет собой сложную борьбу человека с самим собой и требует эффективных приемов и методов. Одним из ведущих методов самовоспитания является самообразование. Самостоятельное изучение общественных, гуманитарных, естественных и технических наук эффективно способствует формированию личности гражданина и специалиста. Тем большее значение самообразование приобретает в современных условиях, когда обновление знаний происходит за 5—7 лет. Современный специалист должен иметь способность приобретать самостоятельно новые знания.

Важную роль в самовоспитании играет так же самоубеждение. Оно представляет собой как бы дискуссию студента с самим собой. Убедить себя — значит осознать правильность теории или идеи, правильность или ошибочность своего поступка, отношения к поступкам и поведению других.

Одновременно с самоубеждением может применяться и самовнушение. По своей психологической сущности они принципиально отличаются друг от друга: если в процессе самоубеждения истина устанавливается путем логических доказательств и опровержений, то в ходе самовнушения взятая истина воспринимается без собственной оценки. Самовнушение применяется для восстановления нормальной деятельности после пережитого стресса, для исправления отрицательных черт характера, улучшения памяти, преодоления неуверенности в своих силах и во всех других случаях, когда нужно мобилизовать волю для преодоления трудностей.

Большую роль в самовоспитании играет самоупражнение. Суть самоупражнения заключается в многократном повторении действий в интересах приобретения положительных привычек и укрепления воли. Так, например, для выработки пунктуальности, аккуратности студент может разработать для себя напряженный распорядок дня и повседневно строго соблюдать его. Для укрепления воли необходимо ставить себя в заведомо неблагоприятные, сложные условия и стремиться выйти из них, полностью выполнив поставленную задачу. Сильными методами самовоспитания являются самопринуждение и самонаказание. Самопринуждение тесно связано с самоупражнением. Оно применяется во всех случаях, когда не хочется делать нужное дело. За свои личные промахи студент может назначать себе самонаказание. Оно может быть в виде отказа пойти в кино, на танцы, на рыбалку, на встречу с девушкой и т. д. Самонаказание действует воспитывающе, если оно применяется неуклонно, без каких-либо скидок.

Самовоспитание исходит от самой личности и регулируется самой личностью. Однако оно будет более целеустремленным, если будет направляться воспитателями. Молодой человек, не имея достаточного жизненного опыта, не всегда способен дать исчерпывающую оценку самому себе. Значение одних своих качеств он может гипертрофировать, значение других — уменьшать. Отсюда может допускать неправильный выбор направления самовоспитания. Управлять самовоспитанием студентов — это значит, во-первых, сформировать у них способность к объективной самооценке. Во-вторых, управлять самовоспитанием — значит вооружить студентов научной методикой, показать им приемы, пути и средства самовоспитания. В-третьих, необходимо помочь студентам избрать свой идеал и подтолкнуть их к активной деятельности для того, чтобы быть похожим на него. В-четвертых, надо постоянно наблюдать за процессом самовоспитания студентов, одобрять достигнутые успехи, осуждать бездеятельность, помогать выправлять имеющиеся недостатки.

Одним из мощных инструментов воспитания и самовоспитания в вузе является студенческое самоуправление.

Студенческое самоуправление - это:

целенаправленная деятельность студентов

форма воспитательной работы в вузе

одна из форм молодёжной политики.

Цель студенческого самоуправления: создание условий, способствующих самореализации студентов в творческой и профессиональной сфере и решению вопросов в различных областях студенческой жизни.

Студенческое самоуправление в вузе обеспечивает эффективное профессиональное становление личности студентов как будущих специалистов благодаря формированию у них, во-первых, положительного отношения к деятельности в студенческом самоуправлении, что стимулирует в последующем их положительное отношение к любой другой выполняемой ими деятельности; во-вторых, готовности к самодеятельности, одним из показателей которых является самостоятельность, проявляемая студентами на уровне всех компонентов любой деятельности; в-третьих, организаторские способности, которые отражают уровень сформированности самоуправляемой личности; в-четвертых, контактность как постоянную готовность личности к взаимодействию с другими людьми, что является важным качеством не только для учителя, но также для любого человека: если он работает, то контактность ему необходима как профессиональное качество, а если не работает ни в какой производственной сфере, то контактность обеспечит ему возможность построения гармоничных отношений со своим ближайшим окружением.




Предыдущий:

Следующий: