Вопрос 51

Вопрос 51

Техника безопасности и охрана труда при производстве работ по укреплению грунтов минеральным вяжущим

Мероприятия по охране труда следует предусматривать на все виды работ, необходимо выполнять правила техники безопасности в соответствии с нормативной,и технической литературой.

К управлению машинами допускаются машинисты, получившие удостоверение установленной формы, знающие конструкцию, правила управления и эксплуатации машины, а также правила техники безопасности. Нельзя работать на неисправной машине,ремонтировать ее на ходу. При работе ночью должно быть обеспечено надлежащее освещение машины и рабочего места. При строительстве оснований из укрепленных грунтов (пескоцемент) необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

Проверять техническую готовность машин;

Проводить осмотр машин после окончания работ;

При выгрузке и распределении каменных материалов или смесей запрещается находиться в кузове автомобиля самосвала или в бункере распределителя;

Подача машин и катков задним ходом производится только по сигналу;

При загрузке и распределении жидких вяжущих материалов необходимо надежно присоединить шланг к патрубку автогудронатора;

Перед началом работы самоходных грунтосмесительных машин и смесителей необходимо убедиться в отсутствии людей и различных предметов перед машинами на расстоянии не менее 50 м, все вращающиеся части машин должны быть ограждены;

При совместной работе двух и более самоходных машин, идущих друг за другом, дистанция между ними должна быть не менее 10 м, а между самоходными катками – не менее 5м;

При укреплении грунтов необходимо защищать рабочих от ожогов и токсического воздействия применяемых материалов. Для этого должны быть использованы индивидуальные средства защиты.

52.монтаж плит сборных покрытий

1.Установка и снятие рельс-форм

Рельс-форма — это стальной профиль с пластиковой планкой, используется в качестве маячка направляющей-опалубки.

Монтаж начинают с маячной полосы шириной в три ряда плит. Последующие ряды плит укладывают рядом с уложенными ранее.

Горячий асфальтобен укладка

1 — автокран К-51; 2-автосамосвал ЗИЛ-585; 3 — профилировщик Д-345; 4 — автомобиль КрАЗ-213 с плитами; 5 — кран К-123; 6 — автомобиль КрАЗ-219; 7 — компрессор; 8 — сварочный агрегат

После укладки плит на захватке рельс-формы разбирают, грузят на автомобиль и отвозят на следующую захватку.

2.Устройство выравнивающего слоя из пескоцементной смеси

Выравнивающий слой из пескоцементной смеси устраивают толщиной 5-6 см для улучшения контакта плит с основанием.На очищенное цементогрунтовое основание через 7-10 дней после его устройства завозят пескоцементную смесь, приготовленную в бетоносмесительной установке.Смесь доставляют автомобили-самосвалы.Разравнивают и профилируют пескоцементную смесь.При первом проходе профилировщик на первой передаче распределяет смесь, а при втором, на второй передаче, профилирует и уплотняет ее.

3. Укладка и обкатка плит

Плиты к месту укладки доставляют автомобилями КрАЗ-219 с приобъектного склада.Укладку плит в покрытие начинают не позже чем через 4-5 ч после устройства выравнивающего пескоцементного слоя.

В покрытие укладывают плиты длинной стороной параллельно оси полосы покрытия.Плиты укладывают кранами на пневматическом ходу К-123 или К-124 .Машинист краном переносит плиту на место укладки, удерживая ее на высоте 0,5 м над выравнивающим слоем.Монтажники, стоя по четырем углам плиты, баграми длиной 1,5-2 м удерживают плиту от раскачивания.

Затем машинист крана опускает плиту так, чтобы ее нижняя плоскость не доходила до поверхности выравнивающего слоя на 7-10 см.

Оттягивая плиту на себя, монтажники смещают ее до упора в торец уложенного покрытия, и машинист крана опускает ее на выравнивающий слой.Горизонтально передвигать плиту после ее укладки нельзя, чтобы не повредить выравнивающий слой.После укладки плит производят их обкатку за 2-3 прохода гружеными автомобилями КрАЗ-219.Обкатка плит должна быть закончена к концу смены.

Сварка стыковых скоб и заделка швов

Длина каждой захватки назначается по сменной производительности ведущей машины-крана.

53. возможные дефекты, причины и способы их устранения при строительстве оснований из каменных материалов, обработанных органическим вяжущим

При строительстве оснований и покрытий с применением органических вяжущих методом смешения необходимо всемерно предупреждать возникновение каких либо дефектов, так как их устранение весьма затруднительно. Необходимо хорошо знать возможные дефекты и причины их возникновения, например:

Чрезмерная пластичность

Грубая неровная с большим количеством раковин поверхность

(из-за избытка крупных фракций)

Растрескивание с возникновением большого количества мелких или больших длинных трещин

(из-за избытка в смеси мелких частиц, несвоевременная или чрезмерная укатка, уплотнение смеси чрезмернотяжелыми катками)

Раздробление каменного материала

(из-за применения смеси с избытком крупным фракций, укладка смеси в очень холодном состоянии, изляшняя укатка тяжелыми катками)

Скольжение верхнего слоя по основания

(избыток в смеси мелких частиц или вяжущего, повышенная влажность смеси, неравномерное или чрезмерное уплотнение тяжелыми катками)

Волнообразность поверхности

(избыток мелких частиц, повышенная влажность, применение слишком тяжелых катков или непрочное основание)

Следы катка, остающиеся после уплотнения

(избыток мелких частиц или битума, неравномерность и несвоевременность укатки)

54. техника безопасности и охрана труда при строительстве цементобетонных покрытий. Контроль качества работ.

Машинист бетоноукладочной машины должен находиться на своем рабочем месте ,управлять ходом машины,следить за безопасностью работающих людей

При работе с бетоноукладчиком необходимо соблюдать следующие требования:

При совместной работе бетоноукладочных и бетоноотделочных машин расстояние между ними должно быть не менее 10м;

До остановки машин запрещается находиться между ними;

Запрещается посторонним людям находиться в зоне работы машин, строящих покрытие, и автомобилей-самосвалов;

При устройстве швов в затвердевшем бетоне необходимо соблюдать требования безопасности работ:

Проверять исправность режущих дисков, наличие воды в баке, исправность системы подачи;

Каждый режущий диск установить строго вертикально и следить за тем, чтобы при вращении он касался стенки шва плоскостью;

Нарезать паз шва только в защитных очках и при исправном защитном кожухе режущих дисков;

Запрещается регулировать и передвигать машину в процессе нарезки швов (при вращающихся дисках) и работать при незафиксированном положении диска;

При передвижении машины рабочих не должно быть на мостике, вибронож разрешается опускать только при остановленной машине.

При уходе за свежеуложенным бетоном должны соблюдаться следующие меры безопасности:

С пленкообразующими и осветляющими жидкостями необходимо работать в комбинезонах, защитных очках и рукавицах. При работе с лаком-этиноль и материалами типа ПМ-86 следует применять противогазы или респираторы.

Открытые части тела, на которые попал пленкообразующий материал, должны быть промыты керосином, а затем теплой водой с мылом.

При транспортировании огнеопасных пленкообразующих материалов, их приготовлении и хранении следует соблюдать специальные правила противопожарной безопасности.

Битум разрешается смешивать с бензином на расстоянии, удаленном не менее чем на 50 м от места разогрева битума. Разогретый битум следует вливать в бензин (а не бензин в битум) и перемешивать деревянными мешалками. Температура битума в момент приготовления смеси не должна превышать 70°С. Запрещается применение этилированного бензина.

Контроль качества бетонной смеси, бетона и строительства бетонного покрытия

При строительстве бетонного покрытия должен осуществляться систематический контроль за соблюдением требований нормативно-технических документов. Контроль возлагается на инженерно-технический персонал, руководящий работами, и на лабораторию, осуществляющую его в соответствии с положением о лабораториях в дорожно-строительных организациях.

При приготовлении и укладке бетонной смеси лаборатория должна контролировать:

качество материалов;

состав бетона и назначение дозировки материалов;

правильность хранения материалов;

приготовление бетонной смеси, ее однородность, подвижность и жесткость;

объем вовлеченного в бетонную смесь воздуха на месте приготовления и укладки;

соответствие прочности и морозостойкости бетона заданной марке путем изготовления и испытания контрольных образцов;

транспортирование, распределение и уплотнение бетонной смеси, отделку покрытия, включая устойчивость кромок и боковых граней, толщину и ширину покрытия после прохода скользящей опалубки;

условия твердения и набор прочности бетона в заданные сроки;

ведение технической отчетности по контролю качества материалов, приготовления смеси и прочности бетона.

Во избежание недопустимых деформаций кромок и боковых граней покрытия после прохода бетоноукладчика со скользящей опалубкой не следует использовать бетонные смеси с осадкой конуса на месте укладки более 4 см. С этой же целью при строительстве многополосных покрытий не следует использовать бетонные смеси с осадкой конуса более 2 см.

55. техника безопасности и охрана труда при строительстве асфальтобетонных покрытий. Контроль качества работ.

В темное время суток место укладки асфальтобетонной смеси должно быть освещено

Для освещения следует использовать передвижные, переносные и установленные на дорожно-строительных машинах осветительные приборы.

.Движение автомобилей-самосвалов в зоне укладки асфальтобетонной смеси разрешается только по сигналу приемщика смеси; перед началом движения водитель обязан подать звуковой сигнал.

В процессе работы расстояние между катками и другими самоходными машинами должно быть не менее 5 м. При меньшей дистанции проход между катками и другими движущимися машинами запрещается.

При работе асфальтоукладчиков и катков запрещается:

находиться посторонним лицам в зоне действия рабочих органов;

входить на площадку управления до полной остановки машины;

регулировать работу уплотняющих органов;

оставлять без присмотра машины с работающими двигателями;

ремонтировать шнеки, питатели и другие механизмы.

При длительных перерывах в работе (6 ч и более) асфальтоукладчики и катки необходимо очистить, установить в один ряд и затормозить.

С обеих сторон колонны машин следует ставить ограждения с красными сигналами: днем — флажки, ночью — фонари.

При работе с асфальтобетонными смесями, содержащими поверхностно-активные вещества (ПАВ) и активаторы, необходимо соблюдать правила охраны труда, изложенные в ВСН 59-68. Рабочие должны регулярно проходить медосмотр (согласно Приказу МЗ СССР N 555 от 29.09.89).

Рабочие, занятые на укладке асфальтобетонных и черных покрытий и оснований, должны поверх спецодежды надевать яркие сигнальные жилеты.

При работе с асфальтобетонной смесью, содержащей поверхностно-активные вещества и активаторы, следует пользоваться герметичными очками и универсальными респираторами.

перчатками или рукавицами.

Лица, не имеющие соответствующих средств индивидуальной защиты, не допускаются к работе по укладке асфальтобетонных и черных покрытий и оснований.

Контроль качества асфальтобетонного покрытия. Приемка работ и техника безопасности.

Осуществляется на 3 этапах:

Приготовление асфальтобетонной смеси на заводе

При строительстве асфальтобетонных покрытий и в период сдачи, приемки готового покрытия заказчику

При приготовлении асфальтобетонных смесей контролируют качество инертных материалов и битума.

Точность дозирования материалов, соблюдение заданного температурного режима, качество перемешивания материалов, качество готовой смеси.

При строительстве асфальтобетонного покрытия проверяют ровность, плотность, чистоту основания, правильно установки боковых упоров, температуру смеси в каждом автосамосвале, ровность и равномерность распределения смеси, толщину уложенного слоя с учетом к-та уплотнения, режим уплотнения, соблюдение уклонов и ровность покрытия.

В готовом покрытии контролируют соответствие показателей свойств асфальтобетона техническим требованиям, прочность сцепления слоев между собой и с основанием, толщину слоев и к-т уплотнения.

Входной контроль, операционный и приемочный контроль.

Входной контроль-ровность, плотность, чистота основания, высотные отметки и к-т уплотнения нижнего слоя, температура смеси в каждом кузове, визуально проверяется смесь, ее консистенция, однородность.

Операционный- высотные отметки, ширина, толщина слоя, ровность, температура смеси, поперечные уклоны, качество сопряжений.

Приемочный- освидетельствование работ в натуре, контрольные замеры, проверяются результаты лабораторных испытаний, записи в журналах, контролируют высотные отметки, ширину покрытия, поперечный уклон, ширину и плотность.

56. асфальтобетон и асфальтобетонные смеси, их классификация

Среди разнообразных типов покрытий с применением органических вяжущих наиболее совершенные асфальтобетонные.

Асфальтобетон- материал, полученный в результате уплотнения специально приготовленной смеси, состоящей из щебня, песка, минерального порошка, битума в рационально подобранных соотношениях.

Для нового строительства асфальтобетон строится для 3,4 КНН.

Преимущества:

Устройство асфальтобенных слоев в случае ремонта возможно без прекращения эксплуатации аэропорта

Из асфальтобена можно создать поверхность качения с высокой степенью ровности, что способствует уменьшению вибрации и сохранности шин колес самолета.

Быстрый срок формирования, беспыльность

Асфальтобетонное покрытие можно устраивать стадийно

Недостатки:

Недостаточная сдвигоустойчивость (при + температурах проявляется виде образования волн, сдвигов, колеи)

Недостаточная трещинностойкость (при – температурах, при частых перепадах через 0), отраженные трещины над швами покрытия

Недостаточная термостойкость (потеря сплошности, разрушение при высоких температурах и скорости выхлопных газов реактивных двигателей)

Классификация асфальтобетона:

По температуре укладываемой смеси

Горячий (температура не ниже 120, если щебне-мастичный асфальтобен- не ниже 140 градусов)

Холодный асфальтобетон (температура 5 градусов)

По виду минеральных материалов

Щебеночный

Песчаный

По плотности

Высоко-плотный (с остаточной пористостью с 1 до 2,5

процента)

Плотный (2,5-5%)

Пористый(5-7%)

Высокопористый (10-18%)

По крупности скелетных фракций

Крупнозернистый до 40 мм

Мелкозернистые до 20 мм

Песчаные до 5 мм

По способу уплотнения

Уплотняемый материал

Материал не требующий уплотнения-литой асфальтобен

Посодержанию щебня, гравия, в зависимости от видов песка-типы:

Типа А по содержания щебень 50-60 %

Б 40-50%

В 30-40%

Г песок дробленый не более 30%

Песок природный (не менее 70 %)

щМа 70-60%

по маркам:

I

II

III МАРКА зависят от прочности щебня и качества минерального порошка

57. организация строительства цементобетонных покрытий

Строительство цементобетонных покрытий.

Общие положения.

Цементобетонные покрытия по технологическим признакам могут быть монолитные и сборные, армированные и неармированные.



Строют в обычных летних условиях при среднесуточных температурах выше плюс 5.

Разделяют продольными и поперечными швами на отдельные плиты прямоугольной формы. При новом строительстве цементобетон получил широкое распространение.

Положительные качества цементобетона:

Хорошо сопротивляется нагрузкам, воздействию атмосферных факторов. Имеют ничтожный износ поверхности, хорошее сцепление с шинами колес самолета, устойчивы при воздействии газов реактивных двигателей и горючесмазочных материалов, высокая прочность на сжатие.

Недостатки:

Температурные и усадочные трещины (напряжения), возникающие в монолитном слое бетона большой площади. Приходится искусственно разрезать покрытие швами на плиты, что усложняет производство работ.

Кроме того швы ослабляют краевые участки плит, что снижает эксплуатационные качества и срок службы. Швы пропускают воду в грунт основания. Бетонные покрытия склонны к образования усадочных сквозных трещин, уступов между плитами и отколов бетона у швов. Цементобетон требует тщательного ухода что усложняет эксплуатацию.

Цементобетонное покрытие сооружают поточным методом с применением комплекта бетоноукладочных машин

УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Для выполнения комплекса работ по устройству цементнобетонного покрытия весь участок разбивают на следующие сменные захватки:

1 — завоз и разравнивание песка;

2 — установка рельс-форм;

3 — профилирование и уплотнение песчаного выравнивающего слоя;

4 — устройство цементнобетонного покрытия с нарезкой продольного шва и уход за бетоном;

5 — снятие рельс-форм;

6 — нарезка поперечных швов сжатия и расширения в затвердевшем бетоне и заливка их битумной мастикой.

Подготовка песчаного выравнивающего слоя

Через 7-10 суток после устройства цементно-грунтового основания шириной не менее 8,5 м доставляют автомобилями-самосвалами песок и выгружают его на основание согласно расчету.

Установка рельс-форм

Рельс-формы разрешается устанавливать после приемки цементно-грунтового основания на участке длиной не менее 500 м.

Установленные рельс-формы обкатывают профилировщиком

Песчаный выравнивающий слой окончательно профилируют и одновременно уплотняют машиной Д-345.

Укладка бетонной смеси бетоноукладчиком

Уплотнение бетонной смеси и отделка поверхности

уплотнение бетонной смеси и отделку поверхности производят бетоноотделочной машиной.

Нарезка швов

Уход за свежеуложенным бетоном

После отделки покрытия и нарезки швов в свежеуложенном бетоне поверхность бетона укрывают тентом, влажной мешковиной или покрывают пленкообразующими материалами (лаком этиноль, битумной эмульсией и др.).Время нанесения пленкообразующего материала зависит от температуры воздуха и скорости ветра и ориентировочно составляет от 5 до 30 мин после отделки покрытия. Второй слой наносят после тщательного осмотра покрытия, следя за тем, чтобы не оставалось недостаточно укрытых мест.

В жаркое время года (при температуре воздуха более 25 °С), во избежание перегрева поверхности бетона лучами солнца, после нанесения второго слоя эмульсии поверхность покрытия окрашивают известковым раствором машиной ЭНЦ-3 или засыпают слоем песка толщиной 4-5 см после формирования пленки.

Снятие рельс-форм

Рельс-формы снимают не ранее чем через 18 ч после укладки бетона при температуре воздуха 15 °С и выше и не ранее 24 ч при температуре ниже 15 °С.

Немедленно после снятия рельс-форм грани бетонного покрытия смазывают пленкообразующим материалом и присыпают песком.

58. состав и содержание операционного контроля качества работ при строительстве асфальтобетонных покрытий.

Контроль качества асфальтобетонного покрытия. Приемка работ и техника безопасности.

Осуществляется на 3 этапах:

Приготовление асфальтобетонной смеси на заводе

При строительстве асфальтобетонных покрытий и в период сдачи, приемки готового покрытия заказчику

При приготовлении асфальтобетонных смесей контролируют качество инертных материалов и битума.

Точность дозирования материалов, соблюдение заданного температурного режима, качество перемешивания материалов, качество готовой смеси.

При строительстве асфальтобетонного покрытия проверяют ровность, плотность, чистоту основания, правильно установки боковых упоров, температуру смеси в каждом автосамосвале, ровность и равномерность распределения смеси, толщину уложенного слоя с учетом к-та уплотнения, режим уплотнения, соблюдение уклонов и ровность покрытия.

В готовом покрытии контролируют соответствие показателей свойств асфальтобетона техническим требованиям, прочность сцепления слоев между собой и с основанием, толщину слоев и к-т уплотнения.

Входной контроль, операционный и приемочный контроль.

Входной контроль-ровность, плотность, чистота основания, высотные отметки и к-т уплотнения нижнего слоя, температура смеси в каждом кузове, визуально проверяется смесь, ее консистенция, однородность.

Операционный- высотные отметки, ширина, толщина слоя, ровность, температура смеси, поперечные уклоны, качество сопряжений.

Приемочный- освидетельствование работ в натуре, контрольные замеры, проверяются результаты лабораторных испытаний, записи в журналах, контролируют высотные отметки, ширину покрытия, поперечный уклон, ширину и плотность.

59. контроль качества производства работ при строительстве щебеночных оснований, обработанных в верхней части пескоцементной смесью

Контроль качества выполнения работ при устройстве песчано-гравийного слоя:

Контроль производится строительной лабораторией и геодезической службой.

При контроле проверяют:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: