Ветеринарный бизнес


Михаил Некрасов.

Ветеринарный бизнес в России. Вся правда о том что делают работодатели.

К читателю.

Предпосылкой к написанию этой книги стало желание рассказать правду о наших ветеринарных клиниках. Всё что в них происходит «за кулисами», интригах и лжи, которое выдвигает руководство. Хотите, верьте – хотите, нет, что называется.

Ну, пожалуй, что и всё. Давайте начнём поэтапно рассматривать этапы становления врача в клинике – а именно этапы стажёр, ветеринарный ассистент, фельдшер, врач, главный врач.

И ещё – уважаемые владельцы клиник, и ветеринарные врачи. Я не говорю, что все владельцы клиник плохие и обманывают молодых специалистов – среди них есть порядочные и честные люди, но есть много не очень порядочных – так что если что, не обижайтесь (и не подавайте в суд). Я абсолютно не имею ничего против владельцев клиник, данная книга написана из моего личного опыта работы в некоторых организациях, и встречался я там со многими людьми, и с разными начальниками и глав. врачами. И я абсолютно никого не «гребу под одну гребёнку». Примеров приводить не буду – так как мой основной принцип – не распространять антирекламу или рекламу той или иной организации, потому в данной книге умышленно написано «в одной из клиник». А насчёт примеров – я не буду упоминать названия клиник, где я работал или стажировался.

Этап (часть) №1. Стажёр.

Стажер — лицо, поступившее на новую работу и проходящее испытательный срок, в течение которого оцениваются его способности и приобретается опыт работы в своей специальности.

Персонаж-стажёр часто встречался в советской литературекинематографе и фольклоре, где обычно наделялся такими чертами, как наивностьнеуклюжесть, и иногда выступал объектом для шуток более опытных товарищей. (Википедия)

В ветеринарии стажёр это человек, который приходит в клинику и начинает обучаться ветеринарному делу в большинстве своём бесплатно. То есть ходить за врачом и смотреть, как он ведёт приём, помогает врачу. В отличии от ассистента к стажёру меньше доверия, так как человек новый и ждать, как считает руководство клиники, от него можно что угодно. В общем, в большинстве своём, стажировка – это бесплатное хождение в клинику и высматривание как и что делает врач.

За стажировку владельцы клиник стараются в большинстве своём не платить, так как считают, что они лишь обучают сотрудника для других клиник (в худшем случае), или для себя (в лучшем случае).

Окончание стажировки это этап когда наступает час Х, решение руководства – брать юного врача на работу ассистентом или нет. И хозяева клиник этим и пользуются в большинстве своём – отстажировался человек – «Вы нас не устраиваете, всего доброго», и всё – платить не надо, ходит, горбатится, досвидос.

Вот это первый этап, когда вполне могут и не взять – время потрачено, в итоге без работы.

Бывают варианты, когда стажёрам доверяют делать капельницы, уколы, даже вести самостоятельный приём – но такие случаи единичны, и это скорее является исключением, чем правилом.

Этап (часть) №2. Ассистент ветеринарного врача.

Ассистент ветеринарного врача выполняет работу по фиксации животного вместе с владельцем животного. При этом нужно усвоить, что в некоторых клиниках имеется совмещение обязанностей ассистента врача и фельдшера (фельдшер проводит процедуры и оказывает услуги – например, подрезка когтей у животных, капельницы, уколы и вакцинации, и т.д.).

Ветеринарный ассистент помогает врачу на приёме, на операциях. Стажёр же просто смотрит и ничего не делает, ибо это ему не положено. Да и как подчёркивалось в прошлом разделе доверия к стажёру меньше.



Этап (часть)№ 3. Ветеринарный фельдшер.

Фельдшер играет роль в клинике уже особую – он проводит процедуры, вакцинации. Следит за животными в стационаре (вот с этим у большинства фельдшеров, которые пришли недавно могут быть некоторые проблемы, ибо человек может чего-то не уметь, а у руководства требование к фельдшеру чтобы он и кровь мог брать, и капельницы самостоятельно делать – то есть, чтобы это делал один человек).

Например, у меня был случай, когда я устроился в клинику на должность фельдшера, но не умел ничего. Начальница меня взяла, априори зная, что я умею не очень много, что я был вынужден просить помочь мне врача, это многим не нравилось. И меня уволили. Ну а потом когда я написал отзыв про ту клинику в группе, начальница прочитала и обхаяла меня в контакте, пришлось просить удалить тему.

Так что у фельдшера работа посложнее, чем у врача – ведь врач пишет лечение, фельдшер делает то, что написал врач. А если животное агрессивно?! Один фельдшер не справится, только покусанный будет, ничего не сделает. Начальству в большинстве своём нужен результат. Чтобы клиенты видели, что животное выздоровело.

Так что ребята, если вы думаете сейчас куда пойти работать, и если вы хотите пойти на ветеринарного фельдшера в какую нибудь крупную клинику, сто раз подумайте – а нужно вам это или нет. Умеете ли вы делать то, что требует от вас начальник. Если ответ «да», то смело соглашайтесь, а если вы в чём то сомневаетесь – то лучше вам начать в качестве ассистента, где нибудь в другой клинике. Там вы научитесь всему, и тогда можно уже вам пойти работать фельдшером, а в последующем и врачом.

Часть 4. Ветеринарный врач.

Ветеринар (Ветеринарный врач, фельдшер) — специалист с высшим или средним специальным образованием, занимающийся лечением животных (ветеринарией) и сопутствующими обязанностями.

Ветеринарные врачи работают:

- в ветеринарных клиниках;

- на ветеринарных станциях;

- на рынках;

- в зоопарках;

- на предприятиях сельского хозяйства.

Обязанности

В список животных, обязательных к изучению ветеринаром, входят лошади, крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, собаки, кошки, кролики, мыши, домашняя птица, верблюды и пр. Ветеринары изучают их анатомию, физиологию, патофизиологию, микробиологию. Помимо общих дисциплин ветеринарный врач должен знать частные — частная физиология (например, собаки), болезни пчёл и рыб, а также ветеринарно-санитарная экспертиза животного сырья (кожа, мех, мясо, молоко, рыба, и т. д.)

Википедия.

В данной статье на сайте википедия фельдшер и врач объединены одним понятием, хотя в ветеринарном бизнесе это разные люди, как вы поняли из предыдущей главы.

В обязанности врача входит – приём животных, написание анамнеза (анамнез жизни и болезни), назначение лечения, коррекция его по результатам анализов и т.д. А так же проведение необходимых манипуляций.

Так же ветеринарные врачи могут ходить на вызовы на дом. Есть даже отдельные ветеринарные службы, где ветеринарных врачей можно вызвать на дом.

Теперь будем разбирать некоторые моменты. Во-первых – в нашей Российской действительности редко кто может работать ветеринарным врачом сразу после вуза, если вам предлагают это, то вам стоит насторожиться. Попробовать, конечно, можно, но никто не даст вам гарантии, что вас на следующий день не уволят. И это подозрительно, если вас берут на должность врача без всяких стажировок и работы ассистентом. Из этого можно сделать один вывод что вами хотят просто заткнуть дырку до того как найдут более хороший вариант – например найдут врача более опытного и вас сразу попросят.

Во-вторых, у нас работодатели не любят оформлять своих врачей официально. Ведь так проще уволить. Например, если врач на испытательном сроке – то его легче уволить что называется «одним днём» без всяких проволочек. То же самое касается и ассистентов и фельдшеров. Про особенности увольнений мы с вами поговорим позже.

Специфика работы врача в основном складывается из ответственности за назначенное им лечение. То есть если врач ошибся и животное погибает вроде бы на пустом месте, то он несёт материальную ответственность перед владельцем. Например, на операционном столе погибает собака, которая абсолютно здорова, но необходимо было провести операцию по стерилизации (если это сука или кошка) или кастрации (если это кобель или кот). И врач не правильно посчитал дозу наркоза и животное погибло. Ответственность будет нести врач. Ведь именно он должен давать животному наркоз, а не фельдшер или ассистент. За исключением клиник, где имеется должность врача-анестезиолога (в данном примере будет виноват именно врач-анестезиолог).

Но с другой стороны если у животного проблемы с сердцем и наркоз опасен, и он предупреждает владельца, владелец соглашается на риск и животное погибает – то в большинстве своём владелец всё равно предъявляет претензии к врачу.

Даже был случай, когда в одной клинике, где я имел несчастье работать, доктор сделал неудачный остеосинтез – так директор его уволил из-за этого. И это было сделано, чтобы найти крайнего. И не волнует, что перелом был неудачный и очень нехороший. Так потом пришли владельцы и всё равно предъявили свои претензии клинике, а не врачу.

Обычно за манипуляцию берутся деньги вот по такой схеме: стоимость манипуляции + стоимость наркоза (если он применялся) + расходные материалы (бинты, шприцы, перчатки, пелёнка, вата) + медикаменты. И бывает такое, что если врач слишком много насчитает, то уже претензии опять-же к врачу – что это он нам так много насчитал.

Времена Джеймса Хэрриота давно прошли, и сейчас ветеринария это бизнес, а бизнес вещь такая – если не можешь приносить клинике деньги – вытряхивайся. И никого не волнует что у тебя семья/ дети/ родители пенсионеры и т.д. Просто, когда люди становятся бизнесменами, они теряют какое-либо понимание ситуации.

Так что вот под чем работают врачи, какие испытывают трудности.

Но мы сами выбрали такую жизнь, и в отличие от гуманной человеческой медицины здесь основную роль играют деньги, которые ты приносишь в клинику. А работодателю не выгоден врач, к которому не идут люди, клиенты. Так что вот.

Ребята, Думайте!!!

P.S. И вообще, хочется отметить, что в отличии от гуманной медицины здесь один врач из одной клиники может легко подставить другого врача. Например, был случай, когда врач из той клиники, где я работал просто в открытую, перед клиентами, мягко говоря, нелестно отозвалась о враче из другой, да и по жизни я с такими случаями сталкивался. И такое закладывается уже в ВУЗе. Так что ребята, никогда такого не делайте, это вас не красит. Абсолютно.

P.P.S. И ещё. Нужно учиться постоянно, чтобы стать хорошим врачом. То есть, будь ты хоть сто раз отличником – но если ты перестал учиться по жизни – ты всё забудешь. Учение свет – не учение тьма. Вот так.



Часть 5. Увольнение. Это конец???

Довольно часто молодые специалисты не только в области ветеринарии, но и в других областях сталкиваются с увольнением. Обычно ничего не предвещает беды, вы уже планируете, как завтра выйдите на работу, но вам звонят и сообщают, что вы уволены.

В основном увольнение происходит тогда, когда меньше всего этого ждёшь – вроде всё начало уже налаживаться, всё вроде бы хорошо, и тут на тебе!!!

Давайте разберём, что же такое увольнение.

Увольнение — в трудовом праве прекращение трудовых отношений между работником и работодателем. Также под увольнением могут понимать освобождение должностного лица или служащего от государственной или иной должности или предоставление военнослужащему права покидать расположение воинской части (корабля) или убывать с места службы на установленное непродолжительное время.

Вопросы увольнения оговариваются в трудовом договоре и трудовом законодательстве.

Отдельно рассматривается увольнение (обычно — переводом) по Оргнабору.

Википедия.

Как же застраховаться от увольнения? По науке надо заключать трудовой договор, но на деле найти место, где вы сможете официально трудоустроиться — очень сложно. Ведь мало кто из работодателей в области оказания ветеринарных услуг берёт на работу официально, особенно молодёжь. Ведь для того чтобы кого-либо оформить официально нужно платить налоги, социальный пакет, отчисления в пенсионный фонд, отпускные деньги, пособия по беременности и иже с ними. А работодатель этого делать не желает, так как по логике работодателя те налоги, что он не платит за работника (врача), он кладёт к себе в карман. И ещё человека, который оформлен неофициально легче уволить. Ведь увольнение должно быть по определённой статье (согласно ТК РФ) – например несоответствие занимаемой должности, или неисполнение своих служебных обязанностей. А если работник докажет свою состоятельность перед комиссией как врач. Вот, например, не умеет человек выписывать рецепты (так сказал работодатель) – а он возьмёт и при комиссии выпишет рецепт. Или работодатель скажет, что он не умеет делать кастрацию кошки – а врач возьмёт и сделает. И тогда работодателю придётся его вернуть и ещё выплатить вынужденный прогул. Вот так.

Но это в лучшем случае, а в худшем молодой специалист толком ничего делать не умеет, практики мало у него. Одна теория в голове в лучшем случае. А тут начинают предъявляться требования такие, что даже врач не всегда может с ними справится, и естественно молодой человек «сгорает». Его увольняют.

Какие виды увольнения практикуются в ветеринарных клиниках:

1). Увольнение по телефону. Накануне выхода на работу человеку звонят и говорят, что он не справляется со своими обязанностями и он уволен. И если он работает по договору – это прямое нарушение закона — ТК РФ (по закону работодатель обязан сообщить об увольнении за 2 недели). А когда человек не оформлен – его уволить проще пареной репы – нашёл нового, звонишь старому работнику и говоришь ему «досвидос». И претензии не предъявить, ибо ты вроде как и не работал.

2). Увольнение работника, когда он выходит в смену.

Вот такая ситуация – приходит молодой врач на работу, а ему директор и говорит, что вы нас не устраиваете и вы уволены, можете собирать вещи и вытряхиваться. Вот это самый неприятный вид, когда человек встал в семь утра, приехал на работу, а ему такое говорят. И ладно если молодой специалист отработал в фирме всего 2-3 смены. А если 3-4 месяца, то это может стать шоком.

3). Увольнение по статье (если врач оформлен официально) – редкий вид увольнения, ибо сейчас редко где подписывается с молодым специалистом договор. Так что мы его даже обсуждать не будем, и так всё ясно.

4). Увольнение по сокращению штата. Данный вид увольнения тоже является законным, и даже прописан в трудовом законодательстве. Например, увольнение по сокращению штата ассистентов – например, когда руководство клиники считает, что в клинике ассистенты не нужны, и ассистентов сокращает. Или если в клинике сменилось руководство, и новому руководству столько врачей или ассистентов не нужно. В трудовой книжке обычно пишут в данной ситуации (если вы работали официально) – «уволен по сокращению штата».

Признаки увольнения и большой текучки кадров в клинике (фирме).

Признаки большой текучки кадров в клинике можно заметить тогда, когда вы смотрите объявления о приёме на работу. Если проследить за определёнными клиниками, то можно увидеть, что они раз в месяц выкладывают свежее объявление, что им нужны врачи, потом вакансия закрывается и открывается вновь. Это является косвенным признаком. Я не говорю, что он всегда на 100% срабатывает, но иногда и такое случается.

Далее, можно некоторые особенности отметить ещё на собеседовании. Например, директор клиники не лестно отзывается о враче, который раньше работал в клинике. В принципе при желании вы можете найти того врача и списаться с ним в соц. сетях, или созвониться по телефону. И узнать каково ему было работать под началом того или иного руководителя, и какое в клинике отношение к своим работникам.

В большинстве своём вам всё расскажут, и вы уже сможете сами принимать решение о работе в той или иной организации.

Но если таких контактов нет, и вам всё понравилось, то тогда вы соглашаетесь и идёте работать в организацию. И первое что вас должно насторожить это то, что вам объявили испытательный срок или стажировку, обычно составляющую месяц. Вам платят минимальную ставку (врачу) или не платят (стажёр), и по окончании месяца вас могут уволить.

Или вы продержались испытательный срок (стажировку) и вас взяли на работу. И если в тот период работодатель хочет вас уволить, то он это сделает «под любым соусом». То есть скажет, что к вам, например, не идёт народ. И потому он вас хочет уволить именно из-за этого. Или скажет, что ему нужен врач более широкого профиля, а вы свои деньги не отрабатываете.

Теперь мы с вами поговорим о цикле «работодатель-работник»

Я специально разработал данный цикл, чтобы вам дать понять, как всё происходит наглядно. Итак.

1). Собеседование нового работника, нелестные отзывы о старом враче.

2). Принятие работника на работу (испытательный срок)

3). Время, когда работодателя всё устраивает (я это называю «медовый месяц»)

4). Постепенное накопление недовольства работодателя на работника (не так сделал укол, не то назначил и т.д.).

5). Травля работника – постоянная критика обязанностей и манипуляций, общения с клиентами и т.д.

6). Увольнение.

Цикл замкнулся.

По такому циклу работают многие клиники в городе. И это далеко не от кого не секрет.

Из этого можно сделать вывод – можно попробовать заключить с работодателем индивидуальный договор. Нотариально заверенный, чтобы он имел юридическую силу. Если работодатель откажется от этого, то это уже будет подозрительно. По крайней мере, можно попробовать обезопасить себя от такого увольнения.

И запомните – увольнение хоть вещь и не приятная, но в большинстве своём оно несёт в себе дальнейшие перспективы роста. Например, вас зовут в другую клинику, а ваше место работы мешает вам. И если вам уволили, то вы вполне можете пойти на новое место и устроиться туда работать.

И для молодых специалистов увольнение, можно так сказать, в порядке вещей. Так что вот так.

Часть 6. Приём на работу.

1). Собеседование.

Собеседование — встреча с потенциальным работодателем или его представителем при приеме на работу. Цель собеседования — познакомиться воочию, понять, насколько работодатель и соискатель подходят друг другу, а также обсудить детали сотрудничества. На собеседовании работодатель задаёт вопросы, касающиеся образования соискателя, его опыта, полученных навыков и знаний. Также возможны вопросы личного характера: цели, устремления в жизни, чего соискатель хочет добиться, какие у него планы.

В крупных компаниях часто проводят несколько уровней собеседования: с рекрутером, со службой безопасности, с психологом, с начальником отдела, с высшим руководством.

При приеме на работу кандидату часто предлагают пройти тесты или схожие испытания. Тесты бывают как психологическими, так и профессиональными. В Трудовом кодексе РФ нет положений о порядке тестирования при приеме на работу, однако запрет на тестирование также отсутствует. Работник может отказаться от прохождения теста, однако в данном случае его шансы быть принятым на работу существенно снижаются.

На некоторые позиции проводится стрессовое интервью.

Википедия.

Собеседование это очень важный этап при приёме на работу. Обычно работодатель с вами связывается или по телефону, или через социальные сети, или по электронной почте, и назначает время собеседования – когда вам нужно проехать в клинику.

В большинстве случаев собеседование проходит на территории работодателя, вы видите представителя клиники, или директора, и с ним общаетесь. Для молодых людей, которые только окончили ВУЗы по ветеринарной специальности, камнем преткновения является вопрос – «Что вы умеете?». В большинстве своём молодые люди говорят, что умеют всё, ведь почти все уверены, что если есть диплом, то и остальное придёт (а это далеко не так). И это основная ошибка. И их просят поставить внутривенный катетер, а молодой специалист не разу этого не делал, плюс ещё ситуация стрессовая (собеседование), и промахивается. И идёт отказ. Ибо сейчас в клиниках вводят американскую практику – там ассистент / фельдшер умеет сам диагнозы ставить и операции делать, ставить катетеры и т.д.

Но они забывают, что у нас система обучения такая, что в ВУЗах практическим навыкам практически не учат, американцы же выпускают уже готовых врачей, которые могут делать всё.

Но это мы отступили от темы – молодой человек проваливается на собеседовании и идёт отказ («Мы не обязаны вас учить!» — так говорит работодатель). И всё.

Теперь рассмотрим вопросы на собеседовании – какие из них законные, а какие не законные (то есть те вопросы которые противоречат ТК РФ).

Вопросы по стажу работы и умениям являются правомерными и отвечают требованиям ТК РФ.

Не правомерными считаются вопросы: есть ли у вас ребёнок (работодатель задаёт такие вопросы потому что по логике многих директоров, если есть в семье маленький ребёнок – значит, он часто будет болеть), в положении ли вы (для девушек), какой вы национальности и тому подобные вопросы.

2). Правомерные и не правомерные причины отказа.

Каждый работник имеет право знать причину отказа! Если вам отказали, требуйте, чтобы причину отказа вам выдали в письменной форме, а не изложили на словах, и если эта причина не правомерна, то смело идите в трудовую инспекцию.

Вы в свою очередь можете пойти на хитрость – сказать, что вы состоите на бирже и вам велено привозить отказы на явки. В большинстве своём такое срабатывает, но помните – вы имеете право знать причину отказа в трудоустройстве.

Отказать не имеют права по причинам: беременности, наличию детей, по расовым причинам, по языку, по болезни (например, если у вас дефект речи, и он не мешает именно в вашей работе).

Правомерные причины отказа: маленький опыт (увы, но это так!), не соответствие требованиям работодателя (например, ему нужен врач, а вы пришли как ассистент или фельдшер). По ТК РФ брать вас на работу или нет – это исключительно в компетенции работодателя. И вот именно из-за этой статьи молодые люди и сидят сиднем без работы, или уходят вообще из профессии, в ту область, где и работа есть, и платят больше.

Я писал письма в администрацию президента, в АИФ. Но везде ответили то, что есть по-нынешнему ТК. И упёрлись мы с вами в абсолютное непонимание ситуации нашим правительством в данном вопросе. И они ещё удивляются тому, что им налоги не доплачивают — а не фиг удивляться, столько выпускников ВУЗов без работы сидит, не только ветеринаров, но и других специальностей. Вот так.

Часть 7. Оставаться ли в профессии?

После неудачного собеседования каждый молодой специалист задаёт себе такой вопрос. Ведь отказ слышать, даже обоснованный очень тяжело. А если отказ не обоснован — тем более. И тут встаёт вопрос – а нужна ли мне вся эта ветеринария? Во-первых, надо отбросить эмоции, и разобраться – в чём может быть причина отказа. Если, например, причина отказа неумение выполнять те или иные действия, которые от вас требуются – это одно, а если вы, например, находитесь на 4-8 месяце беременности то это совсем другое. Во втором случае необходимо обратится в трудовую инспекцию. Но при всём этом есть одно «но» — нужно обращаться почти на каждого работодателя. Ведь у нас в ветеринарном бизнесе почти везде такое творится.

Вопросы на которые необходимо ответить самому себе:

1). Нужно ли мне всё это? 3). Не жалею ли я что отучился 5 лет?

2). Зачем мне всё это? 4). Много ли я знаю по своей специальности?

И вариантов может быть масса.

Часть 8. Структура ветеринарной клиники.

Ветеринарные клиники делятся на частные и государственные (ветеринарные клиники при ветеринарных станциях). На ветеринарных станциях в основном имеется начальник ветеринарной станции, эпизоотологи и ветеринарные врачи, которые лечением не занимаются, но при этом участвуют в различных сборах и конференциях. Эпизоотологи занимаются мониторингом ситуации с инфекционными болезнями животных.

Структуру частной ветеринарной клиники можно представить в виде треугольника.

Руководство (директор, исполнительный директор)

Главный ветеринарный врач клиники (в некоторых клиниках он может являться директором)

Ветеринарные врачи

Ассистенты, фельдшера, администраторы.

В зависимости от организации эта структура может видоизменяться и перестраиваться. В большинстве своём она такая. И никаких нарушений этой структуры быть не может – ассистент не может быть выше врача, и не имеет права критиковать его действия перед руководством и клиентами. Но главный ветеринарный врач имеет полное право выступать с предложениями от других врачей клиники. Или например внести на рассмотрение вопрос об увольнении или премировании того или иного сотрудника клиники.

Директор в клинике играет роль организатора работы клиники, закупки расходных материалов и лекарственных препаратов, договора с лабораториями, организациями по доставке ветеринарного инвентаря и кормов. Бывает, эту функцию выполняет бухгалтер, если такая должность имеется в клинике. Так же директор принимает решение брать или не брать того или иного работника к себе в клинику.

Иначе обстоит дело, если в городе целая ветеринарная корпорация. Там уже имеется центральный офис, и вся цепочка «Директор-вет. врач – фельдшер» дополняется ещё и организатором бизнеса. В такую фирму попасть очень тяжело, так как там отбор персонала особый, необходим большой опыт в лечении, ибо там ценится репутация сети клиник, и если один врач будет плохо исполнять свои профессиональные обязанности, то пострадают все.

Но плюс работы в такой организации – это полностью официальное оформление на работу по трудовому договору – т.е. вам гарантируется исполнение трудового законодательства, но при всём при этом увольнение по статье может полностью испортить вашу карьеру. Ведь в основном увольняют врачей из таких организаций с записью в трудовой «несоответствие занимаемой должности», а такая запись полностью поставит крест на вашей карьере не только как фельдшера, но и как врача. Ведь обычно после собеседования в новой организации, работодатель старается как можно больше данных собрать о том человеке, который к нему устраивается. И такая ситуация не только в ветеринарии, но и в других областях. И притом такая запись может появиться у абсолютно любого молодого специалиста, ведь «нарисовать» её могут абсолютно любому. И завалить вас на переаттестации тоже. Но нам повезло в том, что сейчас в нашей специальности нет переаттестаций, а то бы после любого увольнения пришлось бы сдавать различные нормативы (как, например, сдают врачи).

Как у врачей: если медицинский врач ошибётся, то его отправляют на переаттестацию – сдачу различных теоретических и практических тестов. И если врач эту переаттестацию проваливает, то его к медицинской работе не допускают. И он не может больше заниматься врачебной деятельностью – а это крест на карьере. У нас в ветеринарии такого нет, максимум увольнение по статье «несоответствие занимаемой должности». А это можно оспорить в суде. Но при этом имея на руках доказательство того что вы с работой справлялись и директор вас уволил просто по своей прихоти. Вот и всё. Это прокатит, если вы работали официально.

Часть 9. Клиент всегда прав?!!!!

Клиент — общее название субъекта, использующего некоторые услуги. Обратная сторона (предоставляющая услуги) может называться по-разному в зависимости от области применения: в торговле — продавец, в программировании — сервер и т. д.

Википедия.

Ветеринарный врач – это работа, можно так сказать, связанная не только с животными, но и людьми (владельцами животных). И, как и везде, владельцы животных бывают разными – есть те, кто благосклонно относятся к ветеринарному специалисту, особенно молодому. А есть те, кто думают, что их хотят «кинуть на деньги», развести. А встречаются и такие, кто вообще негативно относятся к молодым врачам. Например, надо животному поставить катетер, а клиент отказывается от вашей услуги, и говорит, что «Давайте, кто ни будь поопытнейпоставит катетер, но только не вы». И это ещё считается слабой «пощёчиной» со стороны клиента.

Есть те кто относятся по хамски, называют молодого человека-врача, -фельдшера «на ты». Постоянно давят на него, могут даже и накричать. Так например у меня была одна знакомая, она будучи студенткой на 3-м курсе ветеринарного ВУЗа устроилась в клинику на должность ассистента, так её клиентка одна до того довела, что она просто уволилась в этот же день и больше не стала заниматься ветеринарией. Сейчас занимается сетевым маркетингом, благо занималась на курсах по данной тематике. И там ей спокойней, сидит перед монитором и рекламирует товары для животных. Вот так.

Так что и говорить. У меня был случай, когда я, будучи стажёром, работал в одной из клиник в Санкт-Петербурге, так мне прямо при враче сказали, что у меня «руки как крюки». Я чуть не нахамил, но, слава Богу, сдержался. А нахамил бы, так и выгнали бы меня в первую же неделю стажировки.

А у начальства клиент всегда прав, и директора лучше найдут крайнего и уволят врача, лишь бы клиент был доволен, что кто то пострадал. А прав был врач, или нет – это уже никого не волнует. Руководству главное избежать скандала с клиентом.

Но врачи тоже бывают, не правы. Например, не скажут, сколько стоит та или иная манипуляция (ну могут забыть, поработайте в 3-х клиниках без выходных) и начинается – клиент рассчитывал на одну сумму, выходит другая. А кто виноват?!! – Правильно, врач! – Который, сделал капельницу, провёл операцию и так далее. И выходит цена. И клиент начинает врачу высказывать, что ему всё это дорого. Вот я лично до сих пор не много мандражирую когда иду с суммой больше тысячи рублей к клиенту, ибо бывает, что слышу «Вы что, откуда такие деньги». А когда читаешь отзывы владельцев о клиниках, что врачи считают всё – перчатки, бинты, салфетки, вату, так знайте, уважаемые клиенты (если вы читаете эту книгу конечно) – клиника покупает расходные материалы за свой счёт, и всё это должно окупаться. Вот так.

Некоторые клиенты вообще не хотят, чтобы начинающий доктор прикасался к их животному. И я иногда их понимаю. Но иногда нет – например, когда простая манипуляция – вроде стрижки когтей, взятие мазка, укол и так далее. Всегда идёт вопрос – «А можно нам кого-нибудь поопытнее?»



И клиент будет прав.

А бывает люди заранее нацелены на конфликт. Например, был случай, когда клиентка с собачкой попросила сфотографировать запись в журнале. А мы не имеем права давать такие вещи на фотографирование. Выдаётся на руки только амбулаторный лист. Мы отказали. Так она подняла «хай», пришлось звать директора, чтобы он это ей ещё раз объяснил.

Или, когда я, будучи ветеринарным врачом в одной из клиник нашего города, провёл коту катетеризацию мочевого пузыря сделал катетеризацию и кот через 2 дня умер от того что у кота отказали почки и в добавок ко всему сердце. Так владелец обвинила в этом меня и устроила в клинике скандал. И вот после того случая я очень хотел уволиться и уйти вообще из профессии – а заняться чем-нибудь другим.

Ещё есть категория людей, что просят при любой болезни усыплять животное. И даже было дело, что животное мы начали лечить, но клиентка сказала, что она хочет животное усыпить. И это самое грустное, что есть в наших людях (не во всех конечно, но встречается). Если со здоровьем их питомцев что-либо происходит, то они просто не хотят их лечить. Хотя в большинстве своём животное выздоравливает и снова начинает радовать человека. Ведь если человек привязался к животному, любит его, лелеет, то он никогда на такой шаг не пойдёт. Он будет бороться до последнего даже с самым безнадёжным состоянием. Ничего не пожалеет, влезет в долги, но будет бороться вместе с доктором.

Из этого вывод – ветеринарный врач может вылечить животное, но только при участии клиента. При его непосредственном участии. Я, конечно, понимаю, люди работают. И всё такое. Но если человеку дорого животное то он с работы отпросится, поедет в клинику. А про то что «у меня времени нету его лечить, усыпляйте», то так поступают люди, для которых животное это игрушка, которая вдруг заболела, и она не нужна. А животное это не игрушка! Слёзы наворачиваются, когда люди приходят усыплять животных, которые с вероятностью 99% могут и будут после лечения жить.

НО У НАС КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ!

Часть 10. Неужели у нас так всё безнадёжно?

Этот вопрос задают себе все молодые специалисты, совершенно разных областей – не только ветеринарные врачи, которые окончили ВУЗы. Но речь пойдёт сейчас о нашей области – ветеринария.

Санкт-Петербургское ветеринарное общество на недавней конференции по хирургии собирало подписи под письмом к президенту, пытаясь, что-либо изменить – значит, мы не безнадёжны, и пытаемся изменить ситуацию к лучшему. Но в то, что это сработает – слабо верится, ибо нашему президенту до ветеринарии как до марса на 3-х колёсном велосипеде с квадратными колёсами. Предлагается ввести интернатуру в ветеринарии – правительству это не выгодно – так как если введут – то государству придётся оплачивать стажёрам-интернам деньги. А это они делать не хотят.

У нас так сложилось, что в ВУЗах учат по старой методике (60-70-х годов), и в основном работе с крупными животными. А знания по мелким животным мы получаем в большинстве своём в клинике. И мы пытаемся с такими знаниями начать профессиональную деятельность. А начинаем мы свою работу со стажёра – но этот этап может длиться месяцами и годами, нас будут кормить «завтраками», обещать золотые горы, а мы так и будем вестись на всё это.

А что это я? Отвлёкся от темы.

Всё министерство сельского хозяйства нужно менять – пока ветеринария принадлежит «Минсельхозу» такая ситуация будет продолжаться. И мы ничего не сделаем. Никак не сдвинем ситуацию с мёртвой точки. Необходимо организовать отдельное министерство – Министерство Ветеринарии. И тогда ситуация изменится. Но ещё раз повторю – наше правительство на это не пойдёт – так как туда будут нужны вложения. И вложения хорошие. А им надо эти деньги в швейцарский банк отправить. Так что ребята, вот таки дела.

И ещё стоит отметить, что наше ветеринарное образование находится на уровне 60-80-х годов ХХ века. И, например, если молодой человек приходит в современную клинику в большинстве своём он может её просто-напросто не потянуть. И потому наша академия и заканчивает своё существование в числе не эффективных вузов – всю систему надо менять, вводить интернатуру, на это нужны вложения. Плюс переучить специалистов для работы в клиниках. Но нашу власть всё устраивает. И она не хочет финансировать макеты для студентов или систему обучения вводить обновлённую, например, на специализацию БМЖ. Они будут пичкать студентов сплошной теорией, а практика так и будет даваться на нулевом уровне.

И ещё говорят, что у нас люди не хотят учиться – люди хотят учиться, но работодатели ставят перед выпускниками такие рамки, что креститься хочется. Не верите – сходите в супер современную клинику на собеседование, и у вас спросят – умеете ли вы делать интубацию, применять ингаляционный наркоз, делать миелографию, КТ, МРТ. И у молодого специалиста глаза на лоб вылезут, ибо он этим в академии не занимался, даже такая простая манипуляция как постановка внутривенного катетера вызывает трудности. И мы ещё говорим про американский уровень клиник! (Ау!, проснитесь, Господа!!!) Клиники может и сделаны по евро-американскому уровню, но с такими запросами к молодым людям скоро не станет персонала, который бы на нём работал. Просто начальство клиник всех распугает, вот и всё. Ибо молодой специалист даже со скудными знаниями хочет получать небольшие деньги. А что происходит, описано мной подробно главами выше.

Для того чтобы обучить ребят работать на этом оборудовании необходимо ещё в академии начинать их учить на «фантомах», трупах, водить их на исследования и на высокотехнологичные операции. А у нас выпускают и довольны – «Какое счастье, ещё 200 ветеринаров выпустили в этом году!» А то, что эти ветеринары никому не нужны с академическими знаниями по КРС, МРС, свиньям и лошадям в городских условиях – никого не волнует. А заряжать цены за курсы по МРТ (100000 р.), за курсы по УЗИ (28000 р.) и рентгену (15000 р.) могут все.

И в итоге получается, что запросы растут, система обучения старая, властям по фигу, люди упираются в стену и уходят из специальности. И скоро наши работодатели заноют, что у нас так мало ветеринарных врачей, но будет поздно. Ибо решение об объединении нашей Ветеринарной академии с Аграрным университетом уже принято. И если сейчас некоторые врачи жалуются, что к ним приходят молодые врачи, которые не умеют делать даже элементарные манипуляции (вроде укола, постановки катетера и т.д.), то из Аграрного будут выходить ребята, которые в глаза не видели корову, кошку, собаку. И это было бы смешно, если бы не было так грустно. То есть регресс будет сильный, а тут всеми этими переборами наших работодателей всех молодых врачей распугают, они из профессии уйдут и всё – ветеринарных врачей с высокой квалификацией просто будет не хватать. И вот тогда начнётся. Жалобы на то, что у нас мало ветеринарных врачей, очень низкая квалификация выпускников, даже ниже чем из академии. И будут искать выпускников – а их уже не будет, так как ребята из профессии ушли. И всё!

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Я долго думал, как закончить мой небольшой рассказ.

И из того что я написал можно сделать такой вывод – что если у вас есть желание занимать ветеринарной деятельностью, то флаг вам в руки. И надеюсь,что всё у вас будет хорошо. И надеюсь, что после моей книги у вас оно не пропадёт. Но если вы думаете, что пришли в ветеринарный ВУЗ, и оттуда выйдя, будите зарабатывать большие деньги – то вы ошибаетесь, и очень серьёзно ошибаетесь. Как и было здесь описано, вы будите проходить все эти этапы, и если вам повезёт, у вас всё будет хорошо, ну а если нет, вы так и будите сидеть дома перед монитором компьютера, просматривая вакансии и мотаясь на собеседования. И в большинстве своём вам будут говорить, что вам перезвонят, и в итоге не перезвонят.

Так что в ветеринарии берут своё люди в основном «зубастые» и которые идут по головам. Если вы человек честный – то дальше маленькой клиники, где хоть устражеруйся, вы не пройдёте.

И это правда жизни.

Вы можете со мной поспорить, можете сказать, что я не прав. Но уясните одно – ветеринария это бизнес со всеми его погаными атрибутами. Клиника на вас зарабатывает деньги, и в большинстве своём деньги она эти ставит выше человеческих качеств и морали.

И я хочу закончить этот рассказ замечательной фразой, которую ещё на первом курсе ВУЗа услышал от нашего политолога – «Бизнес вещь которая не щадит не кого». И мне кажется, что он оказался прав. А так жалко, что он прав.




Предыдущий:

Следующий: