Вдовин. Вопросы.

1 Виды громкоговорителей2 Динамические излучатели звука3 Нетрадиционные излучатели звука4 Педоизлучатели звука5 Виды акустического оформления6 Закрытый ящик и бэндпасс7 Рупорная акустика8 Студенческая научная конференция (это не надо)9 Конструкция сценических мониторов10 Теория линейных массивов11 Принципы построения линейных массивов12 Конструкция и применение звуковых колонн13 Техника звукоусиления в наше время1.Выделяют 7 видов громкоговорителей.1. Рожковые (рупорные) динамики:Данные динамики были самой первой формой для усиления звука. Им не нужно электричество для усиления.Были разработаны в 1880 году. Основным их недостатком являлось то, что они не могли качественно и мощно производить усиление. В наше время рупорные технологии так же используются, но с рядом преобразований.2. Электродинамические динамики:Устройства, которые используют электромагнитную катушку и диафрагму для создания звука. Используют электромагнит, чтобы преобразовывать электрические сигналы разной силы в движение диффузора. Катушка из медной проволоки движется в магнитном поле. Это работает используя принцип индукции. Катушка подключена к конусу из картона, бумаги, винила или другого материала. Конус диафрагмы вибрирует вместе с электромагнитной катушкой. Звук создается и усиливается непосредственно самой диафрагмой. Особенность данных динамиков заключается в том, что каждый тип динамиков производится для определенного диапазона частот, т.к это зависит от типа магнитов, материала и предназначения динамиков.3. Плоские панельные колонки:Построены на NXT-панелях – это один из вариантов исполнения плоско-панельных громкоговорителей. В основу легли разработки для военной промышленности, однако, основное применение подобные устройства нашли в потребительской электронике. Говоря об особенностях, выгодно отличающих систему, нам следует назвать те, которые важны при использовании устройства в ограниченном пространстве:

практически безукоризненное излучение звука во всех направлениях;

малая зависимость акустического давления при удалении от панели NXT. То есть качество звука не падает при перемещении пользователя.

В отличие от обычных громкоговорителей, NXT — это технология плоских панелей, где ее возбуждение осуществляется из одной точки с помощью подвижной катушки, пьезоэлемента или другого возбудителя. Привод NXT максимизирует резонансное поведение панели, например, благодаря выбору материала поверхности и определению места установки возбудителя.4. Мембранные колонки:Принцип действия заключается в том, что используются магнитные поля для перемещения звуковоспроизводящего элемента (диафрагма). В таком динамике катушка монтируется непосредственно на диафрагму. Основное достоинств таких динамиков это большая мощность, широкий диапазон воспроизводимых частот и компактные, особенно по толщине, размеры.5.  Колонки на основе плазменной дугиПлазма представляет собой ионизированный газ, или ток в газе. Плазма реагирует на электрические поля, поэтому вы можете включить электрический сигнал (звук)  в электрическое поле, которое манипулирует плазмой. У плазмы есть масса и она будет вибрировать создавая звук, это похоже на то, как в диафрагме движется воздух для получения звука. Такие динамики визуально довольно интересны, но ограниченны в качестве звука. Подобные разработки имеют проблемы с надежностью и поэтому пока остаются только в качестве концепта или устройств для любителей.6.  Пьезоэлектрические колонки:Пьезоэлектрические динамики ограничены в частотной характеристике поэтому они используются только как твитеры в небольших электрических устройств, таких как часы, чтобы воспроизводить простые звуки. Такие динамики сделаны по твердотельной технологии, что делает их очень прочными, это отличное решение для использования в качестве микрофона под водой. В них звуковые волны создаются за счет изменения геометрии жесткого и упругого, чаще всего плоского, элемента, изготовленного, обычно, из пьезокерамики (типа титаната бария). Эти излучатели хорошо воспроизводят звуки на резонансных частотах и почти не воспроизводят на всех остальных.7. Электростатические динамики:К высококачественным громкоговорителям класса High-End относятся электростатические громкоговорители, ласково именуемые электростатами. Принцип действия их прост — притяжение плоской мембраны к наряженной пластине. Увы, для заметного проявления этого эффекта приходится использовать очень высокие напряжения — примерно до 10 кВ. Но и в этом случае эффект проявляется настолько слабо, что для получения приемлемой громкости звучания на низких частотах площадь мембраны должна быть порядка 1 квадратного метра, а то и больше, что определяет большие габариты громкоговорителей. Диапазон эффективно воспроизводимых частот простирается от самых низких частот звукового диапазона до десятков килогерц (любопытно, что точные данные фирма пока не указывает). Все эксперты единодушно сходятся на том, что эти системы дают особенно прозрачный и естественный звук, к качеству которого невозможно придраться.8 ленточные:http://www.arstel.com/ru/articles/art_ak_system_3.php3.Нетрадиционные излучатели.Перечень нетрадиционных акустических излучателей: 1. Электростатические. 6 сентября 1927 года Ганс Вохт (Hans Vogt) подал заявку на патент с названием «вибрирующий конденсатор». В том же году представил сие чудо на выставке в Берлине. К 1932 году этот «конденсатор» уже был способен воспроизводить звуки от 20 Гц до 20Кгц, т.е. охватывал весь звуковой диапазон слышимый человеком. Излучатель состоит из двух статоров, на которые подается переменное напряжение (музыкальный сигнал) и пленки, находящейся в зазоре между  статорами. На пленку подано высокое напряжение (от 1000 до 10 000 В.) поляризации (обычно +). Статоры представляют из себя перфорированный металлический лист с прозрачностью около 50% и покрыты диэлектрическим составом (для защиты пользователя от влияния высокого напряжения и уменьшения возможности электрического пробоя между статором и пленкой).

При приложении напряжения к статорам (тоже кстати высокого), между ними возникает переменноеэлектростатическое поле. Благодаря этому, пленка, заключенная между статорами и имеющая свой заряд, перемещается, то к одному статору, то к другому. Пленка сделана из полиэтилентерефталата (он же лавсан, он же майлар, он же ПЭТ, он же PET) и имеет толщину 5-12 мкм. Т.е. масса пленки соизмерима с массой соколеблющегося воздуха и имеет при этом достаточную прочность. Правда, есть экстремалы, которым и этого мало. Так японская фирма Stax использует в своих наушниках пленки толщиной 1-3 мкм. Пленка имеет электропроводящее покрытие. Оно может быть, как низкоомным (напыляют металлы), так и высокоомным (используются композиты пластмасс с графитом). Последние дают меньше искажений.

Т.к. между статорами отсутствует гальваническая связь, т.е. нету проводов, электростатический излучатель являет собою большой конденсатор и является исключительно емкостной нагрузкой. Т.е. его сопротивление с повышением частоты падает. По этому усилитель работающий с электростатом, на ВЧ должен развивать большую мощность, чем на НЧ (в отличии от традиционных АС, где все совсем наоборот).

2. Ленточные. Конструктив ленточного излучателя, является пожалуй самым простым. Заключается он в следующем: два магнита образут зазор с магнитным полем, в магнитное поле помещается гофрированная ленточка из алюминиевой фольги, к разным концам этой ленточки подключается звуковой сигнал от усилителя.

При подаче сигнала, в один из полупериодов, из-за взаимодействия электромагнитного поля, возникающего вокруг ленты, с магнитным полем в зазоре, складки с одной стороны ленты сжимаются, с другой наоборот — отталкиваются. По этому воздух с одной стороны выталкивается складками, с другой засасывается в полости между складками. В другой полупериод происходит все в точности до наоборот. Таким образом возбуждается звуковая волна.Достоинствами этого типа излучателей являются:

-простота конструкции;

-малые переходные и нелинейные искажения в следствии малой тощины (около 10 микрон) и массы ленточки;

-довольно ровная АЧХ;

-сравнительно высокая чувствительность (90-95Дб).

Но к сожалению, имеются и недостатки:

-требуется использование согласующего трансформатора, т.к. сопротивление ленточки очень мало (0,1-0,5 Ом);

-невозжно сделать широкий излучатель(обычно ширина ленточки не превышает 15 мм), т.к. напряженность магнитного поля в зазоре падает квадратично от расстояния между магнитами. По этому применение ограничивается ВЧ-звеном. Хотя известны конструкции, где площадь излучения компенсировали большой длиной (до 1,5 м).

Следует заметить, что ленточные излучатели приобретают все большую популярность и постепенно переселяются из мира Hi-End в более низкие ценовые категории. Но все равно цены на них сильно завышены (особенно учитывая низкую стоимость производства и высокую технологичность изготовления).3.Изодинамические. Конструктивно, изодинамический излучатель представляет из себя симметричный набор стержневых магнитов, между которыми заключена легкая и тонкая (5-8 мкМ) лавсановая мембрана, с нанесенными на нее токопроводящими дорожками. На мембрану, методом травления слоя металлизации или подклейкой полос фольги, нанесены токопроводящие дорожки. Дорожки имеют форму меандра. Токопроводящие дорожки находятся в магнитном зазоре. Ток протекая по дорожкам создает вокруг них электромагнитное поле. Электромагнитное поле взаимодействуя с магнитным полем в зазоре вызывает перемещение мембраны относительно магнитов.плюсы конструкции:

-Т.к. пленочная мембрана и меет массу соизмеримую с массой (не путать с Фелиппе Массой :)) соколеблющегося воздуха, излучатели этого типа обладают малыми переходными, фазовыми и гармоническими искажениями.

-могут быть любого размера, по этому могут быть использованы для озвучивания всего воспроизводимого АС диапазона.

-относительная простота конструкции.

минусы:

-относительная дороговизна. Самым дорогим элементом являются магниты. И чем больше размер излучателя, тем больше цена магнитов сказывается на конечной стоимости АС.

-магниты расположены на пути музыкального сигнала. Есть мнение, что магнтная решетка портит звук изодинамиков. Вероятно, сказываются многократные переотражения между мембраной и магнитами.4.Ортодинамические. излучатель состоит из двух перфорированных (продырявленных) магнитов, между которыми, через прокладки, формирующими зазор, находится мембрана. Магнит хитро намагничен. Хитрость заключается в том, что он имеет несколько полюсов. Расположены полюса концентрично, кольцами, через один(юг помечен красным, север -синим). Дорожка, в отличии от изодинамиков, спиральная. Начинается от центрального контакта, заканчивается боковым. Иногда, для увеличения чувствительности, мембрана гофрируется. В общем виде излучатель напоминает изодинамический, только он круглый. Сфера применения ортодинамических излучателей в основном ограничивается высококачественными наушниками. Правда, есть попытки применения ортодинамических излучателей в виде ВЧ-звена в акустических системах.5. Излучатель Хейла: 18 января 1972 г. доктор Оскар Хейл (Oscar Heil) получил патент на электро-акустический преобразователь, который в последствии назвали его именем. Сам Хейл предпочитал называть его акустическим трансформатором. Своей конструкцией этот излучатель напоминает изодинамический (каковым по сути он и является). Он имеет такую же магнитную решетку, в которой магниты ориентированы таким же образом. Но мембрана, в отличии от изодинамического излучателя, собрана в гармошку. На неё так же нанесены дорожки в виде меандра. Что же дает гармошка? А вот что. Т.к. токопроводящие дорожки теперь находятся в другой плоскости (в сравнении с изодинамиком), то и каждая складка мембраны, при подаче звукового сигнала, будет перемещаться не в от магнита к магниту, а вдоль них. Дорожки у кажой соседствующей складки направлены в разные стороны. А это означает, что складки при подаче напряжения одного знака, с одной стороны будут взаимно притягиваться, с другой соответственно отталкиваться. При перемене знака напряжения притягивающиеся и отталкивающиеся стороны поменяются местами. Таким образом полости между складками то засасывают, то выталкивают воздух. Т.е. метод возбуждения звуковой волны аналогичен таковому у ленточного излучателя. А зачем собственно гармошка, спросите Вы? Ведь изодинамический излучатель конструктивно куда как проще. А дело в том, что сила действующая на мембрану изодинамика довольно велика и не сответствует его небольшой площади. Т.е. большая часть этой силы расходуется в пустую. Излучатель не согласован со средой в которую излучает.

У излучателя Хейла, при тех же размерах фронтальной части, площадь мембраны в четыре раза больше. И площадь эта соответствует нагрузке (в виде окружающей среды) и силе затрачиваемой на перемещение мембраны. Т.е. излучатель согласован. Собственно по этому его еще называют акустическим трансформатором. Такая конструкция привела к тому, что чувствительность излучателей Хейла стала довольно высока — 91-93 Дб. В то время, как у изодинамиков она редко привышает 89Дб.

5 .Ионофон (плазмофон, plasmatweeter): Сам излучатель представляет из себя зазор между электродами для организации электрического пробоя. Между электодами приложено высокое переменное напряжение (до 40 000В) с частотой 200-1000КГц, спромодулированным по амплитуде звуковым сигналом, получаемым от импульсного усилителя. В зазоре под действием высокого напряжения воздух ионизируется. Облачко ионов меняя свои размеры, в зависимости от промодулированного сигнала, возбуждает звуковую волну в окружающем воздухе. Плюсы:

-гиганстким плюсом по сравнению со всеми другими излучателями, рассмотренными нами ранее, является полное отсутствие (даже теоретически) искажений порождаемых самим излучателем! Т.к. в звукоизлучении принимает участие сам воздух! Уровень искажений зависит только от качества усилителя, который является неотъемлимой частью излучателя (к сожалению).

-простота (проще просто некуда) конструкции излучателя.

-круговая диаграмма направленности и точечность излучения (у открытого типа).

-легко воспроизводятся звуки ультразвукового диапазона. Верхняя граница воспроизведения зависит только от возможностей усилителя.

Минусы:

-токсичность. Это то, что сдерживает развитие этого типа излучателей. Дело в том, что во время работы ионофона, из-за ионизации воздуха, образуется масса новых химических элементов и соединений. Самыми заметными из них являются окислы азота и синильная кислота. По этому АС, в составе которых есть ионофон, рекомендуется прослушивать в хорошо проветриваемых помещениях большого объема.

-высокое напряжение. Это всегда потенциально опасно.

-довольно быстрое выгорание электродов, т.к. температура на их концах достигает 1500 гр.С.  От части эта проблема решается применением платиновых электродов.

Промышленным выпуском ионофонов занимается несколько фирм.

5.Виды акустического оформления.Существует как минимум 6 видов акустического оформления.Виды акустического оформления:-Закрытый ящик; Закрытый ящик эквивалентен акустическому ФВЧ второго порядка (крутизна спада в области НЧ — 12 дБ/окт., из них 6 дБ/окт. даёт корпус и 6 дБ/окт. — сама НЧ-головка). Потенциал динамической головки в области НЧ используется только на 25…40%. Упругость воздуха, заключённого в закрытом ящике, повышает основную резонансную частоту головки тем больше, чем больше диаметр диффузора головки и меньше объем ящика. Поэтому в таком оформлении желательно использовать головки с диаметром диффузора до 200 мм-Фазоинвертор; Выполнение фазоинвертора отличается большим разнообразием: от простой трубы с выходом на переднюю панель, заднюю стенку или в днище, до щели между стенками корпуса и полом. В последнем случае значительно упрощается настройка фазоинвертора и заключается в подборе толщины резиновых подкладок-ножек. Иногда, когда расчётная длина трубы соизмерима с глубиной корпуса, а по соображениям дизайна не хотят делать выход отверстия в днище или на боковую стенку, трубу выполняют в виде изогнутого воздуховода. С целью уменьшения завихрений воздуха и связанного с ним шума часто края отверстия делают закруглёнными, а сам туннель коническим, расширенным концом наружу. Фазоинвертор, работающий вниз, на акустический рассеиватель, делает звуковое поле круговым, обеспечивая более равномерное распределение волны в комнате и уменьшая дифракционные эффекты.-Громкоговоритель с пассивным излучателем;Одна из разновидностей фазоинверсной АС — АС с пассивным излучателем. Принцип действия тот же, только масса воздуха в трубе ФИ заменена массой подвижной системы ПИ (в простейшем случае — подвижной системой НЧ-головки без магнитной цепи). Изменяя массу подвижной системы пассивного излучателя (например, с помощью пластилина), можно значительно проще изменять его резонансную частоту fП по сравнению с ФИ, где для этого приходится менять размеры отверстия (диаметр или длину трубы). В ряде случаев ПИ может оказаться предпочтительней ФИ, особенно при использовании НЧ-головок с большим диаметром диффузора. В качестве пассивного излучателя хорошо использовать полноценную головку. В этом случае удобно производить настройку ПИ электрическим способом — изменением сопротивления резистора, включённого параллельно звуковой катушке ПИ.-Band-bassBand-bass, он же полосовой громкоговоритель (4-го, 6-гоА, 6-гоВ-Квазиполосовой громкоговоритель порядка); Третий тип акустического оформления, довольно часто используемый в автоустановках (хотя и реже, чем два предыдущих) — полосовой громкоговоритель (Band-Вass). Иногда встречается название «громкоговоритель с симметричной нагрузкой». Если закрытый ящик и фазоинвертор — акустические фильтры верхних частот, то полосовой, как и вытекает из названия — объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот. Простейший полосовой громкоговоритель — одинарный 4-го порядка. Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у обычного фазоинвертора (передняя камера). Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы — отсюда и термин «симметричная нагрузка». Из традиционных конструкций полосовой громкоговоритель, в любом варианте — чемпион по эффективности. При этом эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола.-Акустический лабиринт и свернутый рупор;Существует еще два варианта акустического оформления низкочастотной акустики, которые хоть и существуют, но применения практически не находят. Первый из аутсайдеров — акустический лабиринт, где «отвод энергии» от тыльной стороны диффузора происходит по длинной трубе, обычно сложенной для компактности, но все равно увеличивающей габариты сабвуфера до пределов, недопустимых в мобильной установке. Второй — экспоненциальный рупор, который для получения достаточно низкой граничной частоты должен иметь циклопические размеры, что делает редкостью его использование в низкочастотном звене даже в стационарных системах.  



7.Рупорная акустика.. Применение рупорного динамика даёт преимущество в том, что чувствительность акустической системы можно сделать очень высокой. Применение рупорного динамика позволяет получить весьма эффективное звуковое давление за счет его конструкции. Метод существенного улучшения звуковоспроизведения, как при маленьких, так и при больших подводимых усилителями мощностях, позволяют иметь широкий динамический диапазон. Это повышение общего КПД акустических систем, в том числе и использования рупорных громкоговорителей, позволяющие согласовать звуковое давление диафрагмы громкоговорителей с внешней воздушной средой. Рупорное оформление уменьшает нелинейные искажения динамика, выравнивает неравномерности его АЧХ (амплитудно-частотной характеристики). Форма рупора необходима динамику для увеличения угла рассеивания. Многое зависит и от материала диффузора. Тем не менее, обычные ВЧ-динамики не в состоянии излучать звуки с частотами заметно выше 20 кГц. У рупорного типа излучения есть еще одно явное преимущество: диафрагма излучателя, в отличие от прямого динамика, нагружена с двух сторон равномерно, акустически демпфируя его колебания и снижая его искажения. Рупорная акустика имеет широкий спрос на потребительском рынке. ЕЕ используют как для профессиональных акустических систем, домашних кинотеатров, так и для озвучивания автомобильных салонов. Обладая большим углом рассеивания и качеством звучания, рупорные «пищалки» резко потеснили купольные, затмив гурманов и ценителей настоящей, качественной и полноценной музыки!9.Сценические мониторы.Сцен. Мониторы являются полнодиапазонными двухполосными акустическими системами, причем, низкочастотная секция выполнена на основе двенадцатидюймового или пятнадцатидюймового динамика. Так вот, ставить перед вокалистом монитор с пятнадцатидюймовым динамиком нежелательно, поскольку такие мониторы не отличаются естественностью передачи голоса. Вообще перед вокалистом лучше поставить два монитора, так, чтобы они оказывались в зонах нечувствительности микрофона с суперкардиоидной направленностью (именно такой микрофон желательно применять на сцене для вокала). Звук, приходящий с боков лучше воспринимается, чем приходящий спереди. Мониторы можно разделить на два основных класса: мониторные акустические системы и мониторы in-ear, то есть ушные, персональные мониторы, причем последние появились в их нынешнем виде относительно недавно. Мониторные акустические системы также можно разделить на три вида: напольные мониторы, drumfill и sidefill (см. рисунок). В качестве двух последних используют небольшие портальные или, чаще, клубные системы. Мощность их может достигать нескольких киловатт, в зависимости от размеров сцены, самой музыки, и, не в последнюю очередь, от профессионализма артиста — здесь зависимость обратно пропорциональная!

11. Принципы построения линейных массивов.Особенности работы линейных массивовНаибольший опыт в работе с разными звуковыми системами и акустическими условиями залов имеют туровые звукоинженеры. Однако когда ставится задача создания сложного кластера, инженер склоняется к проверенной туровой технологии. Если возникнут вопросы взаимодействия отдельных громкоговорителей, туровый инженер ответит, что созданные для работы в кластере громкоговорители будут работать в любом случае. Если поднимется вопрос об интерференции, то ответом будет «так было всегда». Практический опыт турового инженера не позволяет ему проанализировать все факторы, учитываемые при создании акустической системы. Для устранения пробела в предсказании поведения нового типа кластера рассмотрим теоретические особенности работы линейного массива. Впервые термин «линейный массив» применил Гарри Олсон в 1957 году в книге «Acoustical Engineering». В ней он утверждал, что линейные массивы полезны в случаях, когда звук должен преодолевать большие расстояния. Это происходит из-за свойства линейных массивов обеспечивать высокую направленность в вертикальной плоскости. Это свойство отлично работает для вертикального ряда ненаправленных излучателей. В горизонтальной плоскости массива ничего не меняется в сравнении с одиночным излучателем. Для сложения звукового поля ненаправленных излучателей расстояние между ними не должно превышать λ/2 излучаемой волны. Таким образом, для работы массива на высоких частотах требуется уменьшать расстояния между отдельными излучателями. Если увеличивать расстояние между соседними ненаправленными излучателями свыше λ/2, то сначала появятся вторичные лепестки диаграммы направленности, их величина будет расти и, в конце концов, направленные свойства массива исчезнут. Этот принцип использовался и ранее, однако зависимость направленности от частоты и появление интенсивных боковых лепестков диаграммы направленности ограничивали частотные свойства таких систем речевым диапазоном. Существует также распределение амплитуды и фазы сигнала на громкоговорителях в соответствии с функцией Бесселя. Основной недостаток такого линейного массива — пониженная излучаемая мощность, а для применения функции Бесселя количество излучателей должно быть равно пяти. Этого количества явно недостаточно для большинства случаев.Аспекты практической реализации линейного массива Высокочастотная частьНаиболее эффективным высокочастотным излучателем остается компрессионный драйвер в совокупности с рупором. Посмотрим, какие ограничения накладывает теория линейных массивов на возможности применения компрессионных драйверов. Размеры драйверов таковы, что условие размещения соседних излучателей на расстоянии меньшем, чем λ/2 излучаемой волны, не выполняется. Другой выход — это рассмотреть драйвер с рупором как вертикально ориентированный линейный источник. Располагая в кабинете ряд рупоров друг над другом, можно имитировать линейный источник. Важно оценить, насколько отличие радиальной волны рупора от плоской влияет на работу массива. Другим аспектом применения линейных массивов являются пробелы между соседними кабинетами. Если расположить линейные источники таким образом, чтобы пробел между излучателями составлял не более 20% общей длины массива, то образующиеся по этой причине боковые лепестки диаграммы направленности будут находиться в допустимых пределах.Среднечастотная частьДля средних частот применяются или громкоговорители с переходной камерой для выравнивания вертикального волнового фронта, или более мелкие громкоговорители, размещаемые вертикально. Такой прием позволяет выполнить условие работы линейного массива. В случае симметричного размещения высокочастотной и среднечастотной секции линейного массива возникает проблема сопряжения работы излучателей на один рупор. Для случая отдельных рупоров, размещаемых рядом друг с другом, возникает сдвиг фаз между полосами при наблюдении с разных горизонтальных углов, однако появляется больше возможностей расширить горизонтальную диаграмму направленности.

Низкочастотная частьНизкочастотная часть всегда была элементом массива, потому что расстояние между соседними кабинетами не превышало половины длины волны. Размещение низкочастотных громкоговорителей вертикальным массивом лишь увеличивает направленность излучения в вертикальной плоскости, повышает равномерность звукового поля по длине зала и уменьшает реверберацию. Есть только одно неудобство линейных низкочастотных массивов — это слишком ненаправленные свойства акустических систем, что приводит к излучению значительной доли мощности позади них. Meyer Sound для компенсации излучения в заднюю полусферу применяет дополнительные громкоговорители, размещенные на задней плоскости акустических систем, что позволяет создать кардиоидную форму диаграммы направленности низкочастотных кабинетов.

-Компактные линейные массивы небольшой мощностиТакие массивы выполняются в виде вертикально вытянутого корпуса с размещенными на передней плоскости громкоговорителями. Имеется встроенный цифровой процессор для вычисления индивидуальной передаточной функции каждого громкоговорителя. Коррекция с помощью многоканального усилителя обеспечивается для каждого громкоговорителя системы.-Концертные линейные массивыСейчас всякий уважающий себя производитель акустических систем выпускает кабинеты этого типа. Линейный массив состоит из вертикальной колонны акустических систем, количеством не менее четырех. Основным способом настройки звукового поля таких массивов является придание линейному массиву кривизны в вертикальной плоскости. Дополнительным средством коррекции звукового поля может быть плавное изменение усиления с краев массива.-Горизонтальный арочный массивПервопроходец технологии линейных массивов фирма L-Acoustics представила радиальный кластер из четырех кабинетов серии ARCS. Высокочастотная секция выполнена с применением технологии формирования фазового фронта в виде горизонтальной дуги размером 22,5°. При установке четырех смежных кабинетов в горизонтальный кластер формируется непрерывный волновой фронт шириной 90°, исключающий интерференцию между соседними кабинетами.-Линейный и криволинейный массивыМожно предположить, что линейный массив излучателей одинаковой амплитуды и фазы обеспечивает желаемую диаграмму направленности, однако в реальности звуковое поле далеко от равномерного. На высоких частотах диаграмма направленности сужается настолько, что становится бесполезной для покрытия аудитории. Естественно желание исправить положение, придав массиву кривизну для расширения диаграммы направленности.

12.Конструкция звуковых колонн Звуковые колонны представляют собой закрытый корпус прямоугольной формы, в котором громкоговорители установлены вертикально в один ряд. Вертикально расположенная цепочка громкоговорителей обладает малой направленностью излучения в горизонтальной плоскости, соответствующей одной головке, и значительно большей направленностью в вертикальной плоскости. Для применения в системах озвучивания и звуковой трансляции акустическая система имеет согласующий трансформатор для  подключения  к линии с напряжением 100В. Трансформатор имеет отводы, что позволяет переключать мощность акустической системы. Звуковые колонны для наружного применения имеют ударопрочный, влагозащищенный корпус, защищающий громкоговорители от пыли и Звуковые колонны имеют специальные характеристики, которые делают их особенно пригодными для озвучивания самых сложных объектов. Основным отличием является их компактность, существенная по сравнению с обычными акустическими системами. Еще одной из их особенностей является форма воспроизводимой звуковой волны. Традиционные акустические системы излучают звуковые волны сферической формы, поэтому уровень звука падает на 6 дБ с удвоением расстояния до слушателя. Колонна же формирует цилиндрическую волну, вследствие чего уровень сигнала ослабевает с увеличением расстояния только на 3 дБ. В итоге получается, что звуковые колонны по сравнению с традиционными акустическими системами имеют большую дальность и более узкую направленность,  следовательно их требуется меньшее количество при прочих равных условиях.  Узкая вертикальная диаграмма направленности звуковых колонн позволяет избежать каких-либо отражений от потолка и пола, то есть того, что обычно резко ухудшает качество звучания. Звуковые колонны правильно применять там, где трудно воспроизвести четкий и чистый качественный звук, особенно в помещениях с плохой акустикой и большой реверберацией, т.е традиционно для Public Address (системы оповещения), но не ограничиваясь этим.внешних воздействий.

13.Звукоусиление на концертах в наше время. Электроакустические преобразователи в конструктивном отношении претерпели минимальные изменения, в основном потому, что появились материалы с улучшенными свойствами. Появление мощных усилителей сделало актуальной разработку громкоговорителей большой единичной мощности. Это стало возможным благодаря применению новых термостойких материалов и изменению конструкции магнитной системы с целью улучшения теплоотвода. Используя новые полимерные материалы мембран громкоговорителей, удалось уменьшить массу подвижной системы и увеличить эффективность преобразователя. Появились мощные громкоговорители формата 6 дюймов, конкурирующие с драйверами в диапазоне частот 300…3000 Гц. Стали применяться редкоземельные магнитные материалы, что позволило снизить вес громкоговорителя. Фирма JBL на базе редкоземельных магнитов создала новую конструкцию магнитной цепи с двойной катушкой. Увеличение поверхности звуковой катушки дало возможность увеличить мощность и повысить эффективность среднечастотных громкоговорителей. Мощные ленточные громкоговорители для профессиональных звуковых систем позволили поднять технологию линейных массивов на новый качественный уровень. Усилители мощности звука стали мощнее, надежнее, легче благодаря применению мощных полупроводниковых приборов. Мощные транзисторы позволили выполнить усилители большой единичной мощности, а блоки питания с преобразованием частоты — резко снизить вес и габариты усилителей. Мощные усилители стали выполняться по схеме класса D и H. Применение широтно-импульсной модуляции в выходных каскадах усилителя снизило тепловыделение настолько, что стало возможным уменьшить высоту даже самых мощных усилителей до 1U. Процессоры обработки сигнала и микшерные пульты сменили элементную базу, что привело к расширению функциональности этих приборов. Увеличилась функциональность микшерных пультов. Появились аналоговые пульты с автоматизацией и полностью цифровые микшерные пульты, а также многофункциональные цифровые процессоры. Появился компьютерный интерфейс и дистанционное управление приборами. Системы доставки сигнала «освоили» цифровую технологию,что обеспечило сквозной цифровой тракт от источника сигнала до усилителя. В связи с этим возникло несколько стандартов передачи аудиосигнала, отличающихся как типом global-katalog.ru линии связи (коаксиальный кабель, кабель 5-й категории), так и транспортным протоколом. Адаптация технологии построения компьютерных сетей к нуждам передачи непрерывных потоков аудиоданных уже сейчас позволяет создавать сложные аудиокомплексы, в которых гибкость системы обеспечивается возможностью различных устройств взаимодействовать между собой, используя общую систему передачи данных. Принципы построения системы звукоусиления Построение системы звукоусиления должно учитывать условия эксплуатации такой системы. Мобильные звукоусилительные комплексы строятся несколько иным способом, нежели стационарные. Это связано с модульным принципом построения мобильных комплексов, когда экономически целесообразно иметь большое количество однотипных элементов. Стационарный комплекс может иметь большое число различных элементов системы, однако состав звукоусилительного оборудования не меняется от представления к представлению, а изменение архитектуры системы обеспечивается в основном настройками процессоров управления громкоговорителями и изменением конфигурации микшерного пульта. Мобильный комплекс должен иметь гибкую архитектуру, чтобы было можно ежедневно менять состав оборудования в зависимости от концертной площадки и поставленной задачи. Вследствие интенсивной эксплуатации, мобильность, надежность и ремонтопригодность являются определяющими характеристиками при создании таких комплексов. Эти требования объясняют популярность 19-дюймового формата приборов, обилие дорогих разъемов, размеры крупногабаритного оборудования, кратные ширине и высоте автофургона, а также наличие колес и тележек для перемещения оборудования по концертной площадке. Оборудование, рассчитанное для работы на малых площадках, выполняется таким образом, чтобы два техника могли осуществлять погрузочно-разгрузочные работы. Большие мобильные звуковые комплексы для туров рассчитаны на применение автопогрузчика, даже внутри самолета. Состав системы звукоусиления Сигнальная цепь системы звукоусиления состоит из следующих звеньев: Источники сигнала; Сценическая коробка; Мультикор; Сплиттер; Микшер; Процессор управления громкоговорителями; Мультикор; Усилители; Акустические системы Это обобщенная цепь прохождения сигнала, и в каждом конкретном случае состав оборудования может отличаться от приведенного.




Предыдущий:

Следующий: