УМК прикладная экономика


Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт экономики и управления

Кафедра региональной и муниципальной экономики

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«прикладная экономика»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

Екатеринбург

РГППУ

2011

Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладная экономика». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 14 с.

Авторы:

к.э.н., доцент

Е.И. Чучкалова

ассистент

Ю.В. Иванова

ассистент

О.Г. Мосунова

Рецензент:

Одобрена на заседании кафедры региональной и муниципальной экономики. Протокол от от «__» _______ 2011 г. № ______.

Заведующая кафедрой региональной и муниципальной экономики

Т.К. Руткаускас

Рекомендована к печати методической комиссией Института экономики и управления РГППУ. Протокол от «__» ________ 2011 г.. № __.

Председатель методической комиссии ИнЭУ

Ф.Д. Босько

СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ

С. В. Пеннер

Директор ИнЭУ

А.Г. Мокроносов

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Чучкалова Е.И., Иванова Ю.В., Мосунова О.Г., 2011

1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины:

«Прикладная экономика» является прикладной дисциплиной, формирующей экономическое мышление, компетентность и профессионализм бакалавров профессионального обучения в области экономики.

Целями освоения дисциплины «Прикладная экономика» являются: ознакомление студентов с концептуальными основами экономики хозяйствующих субъектов как современной науки об экономических механизмах функционирования предпринимательских бизнес-структур; формирование экономического мировоззрения на основе знания особенностей социально-экономических систем.

Задачи дисциплины:

- формирование у студентов представлений о предпринимательстве;

- изучение содержания экономической деятельности организации (предприятия) и совокупности производственных ресурсов, определяющих его функционирование в рыночных условиях;

- изучение системы экономических показателей, методов их расчета и применения для повышения эффективности деятельности организации (предприятия);

- ознакомление с нормативной, методической и справочной литературой по экономике организации (предприятия);

- формирование умений и навыков определения и решения экономических проблем хозяйствующих субъектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВППО

Дисциплина «Прикладная экономика» входит в вариативный блок гуманитарного, социального и экономического цикла Б1.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате изучения курсов «Экономическая теория», «Основы статистики».

3. Требования к результатам освоения этой дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15)

готов к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК — 26)).

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) знать:

содержание нормативных, методических материалов и законодательных актов по вопросам экономики организаций (предприятий),

виды предприятий их организационно-правовые формы;

ресурсы предприятия и основные факторы производственной деятельности, методы оценки затрат производственных ресурсов, измерения результатов деятельности предприятия и определения эффективности производства;

формы и направления стимулирования деятельности организации (предприятия);

2) уметь:

выполнять расчеты экономических показателей, учитывая их взаимосвязь и взаимозависимость;

выявлять основные факторы, определяющие направления и результаты деятельности предприятия;

оценивать затраты и измерять отдачу производственных ресурсов, определять эффективность предлагаемых мероприятий и принимаемых решений;

оценивать эффективность производства и уровень экономического состояния предприятия.

3) владеть:

технологиями работы с различного рода источниками информации;

методами и приемами проведения соответствующих расчетов и принятия управленческих решений.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной нагрузки

Всего зачетн. ед.

Всего часов

Курс

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

4

144

3

6

Аудиторные занятия

40

Лекции

20

Практические занятия (ПЗ)

20

Самостоятельная работа

104

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание разделов

Блок 1. Экономические основы функционирования предприятия

1

Субъекты хозяйствования

Понятие предприятия. Основные черты предприятия. Признаки предприятия как хозяйствующего субъекта. Содержание, цели и задачи деятельности предприятия. Виды деятельности предприятия.

Внешняя среда предприятия и ее состав.. Внутренняя среда предприятия и ее основные элементы.

Общая и производственная структура предприятия. Виды производственной структуры. Пути совершенствования производственной структуры

2

Производственная программа и производственная мощность предприятия

Товарная политика. Номенклатура и ассортимент. Факторы, определяющие товарную политику предприятия. Товарный знак. Товарная марка. Сущность производственной программы.

Производственная мощность предприятия. Понятие и виды. Основные направления улучшения использования производственной мощности.

Блок 2. Ресурсное обеспечение предприятия

1

Ресурсы предприятия

Сущность ресурсов предприятия, их ограниченность и взаимозаменяемость. Виды ресурсов и их характеристика. Формирование и назначение ресурсов. Источники ресурсов предприятия.

2

Основные фонды и оборотные средства

Состав и структура основных производственных фондов.

Износ основных фондов. Виды износа. Амортизация основных фондов, ее содержание и назначение. Показатели наличия, состояния и использования основных фондов

Сущность оборотных средств предприятия. Состав и структура оборотных средств. Классификация оборотных средств.

Пути повышения эффективности использования основных фондов и оборотных средств.

3

Трудовые ресурсы

Персонал предприятия, его классификация и структура. Движение кадров: понятие, причины и показатели. Определение потребности в кадрах.

Производительность труда как оценка его эффективности. Сущность производительности труда и факторы ее роста. Показатели производительности труда. Методы измерения производительности труда. Основные пути повышения производительности труда.

Понятие оплаты труда. Элементы организации оплаты труда на предприятии.

Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам. Выплаты социального характера. Премирование персонала предприятия.

Бестарифные системы оплаты труда.

Блок 3. Результаты производственно-хозяйственной деятельности

1

Издержки производства и обращения

Понятие и виды издержек. Сущность и назначение себестоимости продукции (работ, услуг). Группировка затрат по экономическим элементам и статьям расходов. Виды себестоимости.

2

Цены и ценообразование

Сущность и структура цен на продукцию (работу, услугу). Функции цен. Виды цен на товары и услуги предприятий. Методы определения цен. Содержание процесса ценообразования.

3

Финансовые результаты

Выручка от реализации (продаж) продукции (работ, услуг). Прибыль как финансовый результат. Экономическая сущность и функции прибыли. Виды прибыли, порядок их определения.

Распределение и использование прибыли. Методы распределения прибыли. Направления использования прибыли.

Экономическая сущность рентабельности. Показатели рентабельности. Порог рентабельности (точка безубыточности). Пути повышения рентабельности.

4

Экономическая и социальная эффективность производства

Понятие эффекта и эффективности. Обобщающие показатели эффективности производства. Социальная эффективность. Система показателей общей экономической эффективности.

5.2. Виды учебной работы по разделам дисциплины и формы контроля

№ п/п

Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Всего

Формы текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации

лекции

Практ. занятия

Курсовая работа

Самост работа

Раздел 1. Экономические основы функционирования организации (предприятия) (16 ч)

1

Субъекты хозяйствования

2

6

8

Тест

2

Производственная программа и производственная мощность предприятия

2

2

4

6

Типовые задачи

Итого

4

2

10

16

Рубежный тест

Раздел 2. Ресурсное обеспечение предприятия (24 ч.)

1

Ресурсы предприятия

1

3

4

Типовые задачи

2

Основные фонды и Оборотные средства

4

6

22

32

Типовые задачи

3

Трудовые ресурсы

3

6

27

36

Типовые задачи

Итого

8

12

52

72

Рубежный тест

Раздел 3. Результаты производственно-хозяйственной деятельности (28ч.)

1

Издержки производства и обращения

2

2

8

8

Типовые задачи



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: