УМК ФГОС Эконом.теория М


Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

(ВятГГУ)

Филиал ВятГГУ в г. Вятские Поляны

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ОиЕНД, к.т.н.

Бабушкина Ольга Владимировна

(_______)

Учебно-методический комплекс

Экономическая теория

учебной дисциплины

_________________________________________________________________ (наименование дисциплины)

Менеджмент

Направление подготовки

Управление человеческими ресурсами,

Маркетинг

Финансовый менеджмент

Управление малым бизнесом

Производственный менеджмент

Профиль подготовки

Вятские Поляны

2011

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки Менеджмент, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010г. № 544.

Учебно-методический комплекс разработан Аухадеевой Накией Габидулловной, преподавателем кафедры ОиЕНД филиала ВятГГУ в г.Вятские Поляны.

Рецензент – Нагорнова Галина Вадимовна, к.п.н., ст. преподаватель кафедры управления филиала ВятГГУ в г. Вятские Поляны.

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры ОиЕНД «02»сентября 2011г., протокол №_8_.

© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), филиал в г.Вятские Поляны, 2011

© Аухадеева Н. Г., 2011

1. Пояснительная записка

Цели и задачи освоения учебной дисциплины «Экономическая теория»

Учебная дисциплина «Экономическая теория» реализуется и осваивается с целью формирования у студентов научного экономического мировоззрения, на основании освоения ими теоретических знаний и методологии исследования экономических процессов и явлений, умения анализировать экономическую жизнь общества и экономическую деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и давать оценку проводимой экономической политике в стране.

Задачи дисциплины:

– изучение структуры экономических отношений в обществе и функционирования рынка;

– теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей;

– формирование представлений об основных этапах развития экономической теории, о ситуации на рынках товаров и ресурсов, состоянии уровня цен и денежной массы, о причинах экономических кризисов, и о возможности их преодоления;

– формирование экономической культуры, гражданской ответственности студента.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина «Экономическая теория» соответствует требованиям ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент и относится к вариативной части профессионального цикла ООП по направлению Менеджмент.

Программа учебной дисциплины охватывает широкий круг вопросов, связанных с экономической жизнью общества, с функционированием современного рыночного механизма, требующих экономического стиля мышления.

Учебная дисциплина «Экономическая теория» логически связана со многими дисциплинами ООП:

− предшествующие дисциплины – история, обществознание, математика;

− сопутствующие дисциплины – основы менеджмента, введение в профессиональную деятельность, информатика;

− последующие дисциплины – институциональная экономика, статистика, государственное регулирование экономики, налоги и налогообложение, экономика и социология труда, финансы и кредит и др.

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического, и математического и естественнонаучного циклов: «История», «Обществознание», «Математика».

Требования к знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым для изучения дисциплины «Экономическая теория»:

Знать:

– закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

– основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;

основные понятия и инструменты алгебры и геометрии, математического анализа, теории вероятностей, математической и социально-экономической статистики;

основные математические модели принятия решений.

Уметь:

– ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

– применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений;

использовать математический язык и математическую символику при построении организационно-управленческих моделей;

Владеть:

– навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

– навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении;

– навыками извлечения необходимой информации из текста по проблемам экономики и бизнеса;

математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экономическая теория»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1. Знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1)

Знать:

– закономерности функционирования современной экономики на микро и макроуровне;

– сущность и содержание мировых экономических отношений и отличать их от явлений и форм.

Уметь:

– анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты общества;

– видеть и выявлять разнообразные зависимости и взаимосвязи между теми или иными экономическими категориями.

Владеть:

– методологией экономического исследования;

– навыками обоснования и отстаивания своей точки зрения.

2. Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2)

Знать:

– основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на всех уровнях;

– научные подходы по исследованию экономических явлений и процессов, понимать их различие;

Уметь:

– выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций;

– предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, и возможных социально-экономических последствий.

Владеть:

– методикой расчета наиболее важных коэффициентов и показателей;

– методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

– методологией экономических исследований в своей профессиональной деятельности.

3. Умение анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4)

Знать:

– основные особенности исторических и современных ведущих школ и направлений экономической науки;

– основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины.

Уметь:

– использовать источники исторической экономической, социальной и управленческой информации;

– проводить экономические исследования на основе общих закономерностей.

Владеть:

– современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления;

– навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике.

4. Владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5).

Знать:

– методы построения экономико-математических моделей макроэкономических объектов, явлений и процессов;

– целостное представление о культуре экономического мышления.

Уметь:

– осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных макроэкономических задач;

– находить основные проблемы экономической теории, видеть их многообразие и взаимосвязь с процессами, происходящими в обществе.

Владеть:

– навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

– методикой расчета наиболее важных коэффициентов и показателей, характеризующих экономическое явление.

5. Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6).

Знать:

– основные понятия, категории и инструменты экономической теории.

Уметь:

– представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.

Владеть:

– современными методами сбора, обработки и анализа экономических данных;

6. Способность решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24).

Знать:

– основные понятия и модели микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;

− содержание и взаимосвязь основных экономических процессов в условиях мировой глобализации.

Уметь:

− систематизировать экономическую информацию и представлять ее в табличном и графическом виде;

− анализировать экономику государства и составлять экономический прогноз с учетом состояния мирового рынка.

Владеть:

− экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;

− способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления управленческой деятельности.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Сведения о рекомендуемых к использованию преподавателем образовательных технологий и материально-техническом обеспечении учебной дисциплины «Экономическая теория».

№ п/п

Образовательная технология, рекомендуемая к использованию в преподавании учебной дисциплины

Рекомендуемые средства обучения

1.

Информационная лекция

Текстовой материал

2.

Проблемная лекция

Отдельные тексты из учебника, пособий и книг, книги- первоисточники.

3.

Лекция «пресс-конференция»

Текстовой материал

4.

Лекция — беседа

Отдельные тексты из учебника, пособий и книг

5.

Лекция с заранее запланированными ошибками

Видеозапись

6.

Кейс-метод

Портфолио

7.

Контекстное обучение

Отдельные задания, упражнения из учебников, задачников

8.

Метод 6 — 6

Технические средства наглядности

9.

Метод — Дельфи

Отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников

10.

Тренинг

Дидактические материалы

11.

Метод проектов

Методические разработки

12.

Мозговой штурм

Дидактические материалы

13.

Деловые игры

Методические разработки

14.

Решение ситуационных задач

Отдельные задания, упражнения из учебников, задачников

Сведения о занятиях, проводимых в интерактивных формах

№ п/п

Показатель

Общий объем (по РУП) в часах/процентах

Очная форма

Заочная форма

(срок обуч. 5 лет)

1

Не менее 30%

46 час./ 50 %

12 час./ 50 %

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц 252часа

№ п/п

Виды учебной работы

Общий объем (по РУП) в часах

Очная

форма

Заочная форма



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: