Требования к бизнес- плану

Предоставляемый бизнес-проект должен полностью раскрывать суть и преимущества рассматриваемой идеи и содержать следующие разделы

1.Резюме

2.Описание продукции (услуг)

3.Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

4.Производственный план

5.Организационный план

6.Финансовый план

7.Направленность и эффективность проекта

8. Социальная значимость проекта

9 .Риски и гарантии

10.Приложения

1. Резюме

Резюме — это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме — это единственная часть бизнес-плана, которую читают все потенциальные инвесторы. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно поместить в резюме краткую и ясную информацию о проекте. Резюме отвечает на основные вопросы инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта.

Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов.

2. Описание продукции (услуг)

Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление товара или изделия, произведенных с помощью Вашей технологии. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.

Примерная структура раздела.

Наименование продукции (услуги)

Назначение и область применения

Краткое описание и основные характеристики

Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им

Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции

Безопасность и экологичность

Условия поставки и упаковка

Гарантии и сервис

Эксплуатация

Утилизация после окончания эксплуатации

3. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для Вашей продукции (услуги). Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие.

Примерная структура раздела:

Описание требований потребителей к продукции (услуге) и Ваших возможностей удовлетворить эти требования

Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон. Анализ возможностей предприятия

Описание рынка сбыта продукции (услуги)

Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Полное описание включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, продажу, послепродажное обслуживание. Описание канала сбыта продукции (услуги) — магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.

Стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей. (Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.). Цена и объем сбыта продукции. Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены

4. Производственный план ( план по услугам)

В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.

Примерная структура раздела:

Общие сведения о предприятии

Описание месторасположения предприятия (во многих случаях определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта

Используемая технология и уровень квалификации исполнителей

Потребность в площадях

Кадровое обеспечение

Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих

Объем производства

Расходы на персонал

Расходы на персонал включают в себя:

затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтера, плановики и т.д.);

затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т.д.);

затраты на прочих сотрудников (сбытовики, кладовщики, охрана).

Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия

Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги.

Смета текущих затрат

В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки производства классифицируются на прямые (переменные, т.е. зависящие пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства).

Расчет переменных издержек

К переменным издержкам относятся:

Затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия

Затраты на производственный персонал

Затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях)

Расчет постоянных издержек

К постоянным издержкам относятся:

Затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия)

Торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт)

Административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.)

5. Организационный план



В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей.

6. Финансовый план

Цель раздела — показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.

Примерная структура раздела:

Затраты подготовительного периода

Затраты текущего (основного) периода

Расчет поступлений от проекта

Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга)

Расчет налоговых платежей

Другие поступления и выплаты

Отчет о прибылях и убытках

Поток реальных денег

Прогнозный баланс

7. Направленность и эффективность проекта

В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта.

8. Социальная значимость проекта: польза от проекта ( число новых рабочих мест, здоровье, экология и т.д.)

9. Риски и гарантии

Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

10. Приложения

Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы:

характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения);

подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договора, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции);

показывающие возможности производства (фотографию предприятия, его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации производства и др.);

раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.);

обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы, и т.д.);

подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа

подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта

Основные требования к и оформлению бизнес-плана .

1. Бизнес план желательно оформить в виде презентации в программе Мicrosoft Office PowerPoint в цветном варианте.

Презентация должна содержать титульный лист, в котором указывается: учебное заведение, название работы, исполнители, руководитель проекта.

Количество слайдов в презентации должно быть не более 20 слайдов.

Не следует перегружать презентацию мультимедийной информацией.

2. К участию в конкурсе допускаются конкурсные материалы, выполненные индивидуально или группой студентов, но не более 4-х человек.

3. Конкурсные работы предоставляются на русском языке и казахском языках.

4. Работы на конкурс предоставляются в электронном и печатном варианте.

5. Текст бизнес-проектов объемом не более 50 стр. Формат текста: Word for Windows – 2000-2007/XP. Формат страницы: А4 (210´297 мм). Поля: 20 мм – сверху, справа, слева, снизу. Шрифт: размер (кегль) – 14; интервал – 1,5; тип – Times New Roman. В тексте допускаются рисунки, таблицы.

6. Проведенные в бизнес-проекте расчеты могут быть проиллюстрированы в Excel. Возможно предоставление финансовых моделей, подготовленных с использованием специализированного продукта для бизнес-планирования.

7. Представленные бизнес-проекты должны удовлетворять Требованиям к предоставляемым на конкурс работам.

8. Предоставляемый бизнес-проект должен полностью раскрывать суть и преимущества рассматриваемой идеи и содержать следующие разделы:

Критерии оценки конкурсных материалов

1. Бизнес — проекты оцениваются Экспертной комиссией по 100 балльной шкале. Методика оценки и расчета суммы баллов приведена в приложении 2.

2. Победителями конкурса считаются участники, конкурсные материалы которых набрали наибольшую сумму баллов. При равном количестве набранных баллов победителем в соответствующей номинации признается участник конкурса, направивший заявку первым (по дате регистрации заявки).

3. Предоставляемые на конкурс бизнес-планы, подготовленные для компании малого или среднего бизнеса, должны:

быть разработаны с учетом его реализации или описывать действующий бизнес;

предоставляться на конкурс его авторами.

4. При оценке проектов преимущество будет отдаваться бизнес-планам, соответствующим следующим критериям:

Полнота, необходимая и адекватная решаемой задаче, степень детализации, достаточность данных.

Новизна и нетривиальность идеи проекта.

Четкость постановки задачи бизнес-плана, логика ее изложения и обоснования.

Глубина проработки разделов: новизна бизнес-идеи; наличие рыночной ниши; качество маркетинговой проработки; качество финансово-экономических расчетов.

Наглядность, качество и достаточность предоставления данных финансового плана (расчетные таблицы, графики, диаграммы).

Обоснованность оценки рисков, финансовой устойчивости проекта, полнота описания примененных методик и подходов.

Уровень использования программных продуктов для подготовки бизнес-плана (Excel, специализированные программы для бизнес-планирования).




Предыдущий:

Следующий: