Тема 1а Понятие и место эконом контроля

Тема 1: Понятие и место экономического контроля в системе управления экономикой

Сущность и значение контроля в управлении экономикой

Классификация форм экономического контроля

Основные элементы экономического контроля

1. Сущность и значение контроля в управлении экономикой.

Слово «контроль» происходит от французского «controle» и означает проверку чего-либо. Контроль в его широком понимании представляет собой систему государственных и общественных институтов. Он является одной из функций управления, без систематического осуществления которой невозможно развитие общества. Контроль – одно из важных средств получения информации о том, какие процессы происходят в обществе в целом, отдельных его частях, различных сферах общественной жизни (экономической, политической, духовной). Контроль дает возможность своевременно обнаруживать и устранять недостатки и нарушения, судить о правильности и эффективности принимаемых решений. Он способствует поддержанию дисциплины и порядка, соблюдению законности, усилению охраны права и свобод граждан.

Контроль – это неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект хозяйствования получает необходимую информацию о фактическом состоянии управляемого объекта, что позволяет ему принимать правильные управленческие решения. Чтобы связь стала действенной, необходима разработанная система постоянного контроля, а не отдельных его актов (ревизия, аудит).

Контроль объективно необходим в любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения. В условиях перехода к рыночным формам хозяйствования его роль возрастает. Это обусловлено рядом причин.

Одна из них обусловлена тем, что современная экономика ставит на первое место достижение высокой эффективности предпринимательской деятельности, основным показателем которой является прибыль. В связи с этим возрастает значение контроля за приобретением, сохранностью, рациональным и эффективным использованием имущества организации. Проведение контроля способствует повышению качества и эффективности предпринимательской и финансовой деятельности.

Таким образом, контроль на уровне предприятия должен охватить все его сферы: производственную, коммерческо-сбытовую, финансово-кредитную, кадровую и правовую. Контроль на государственном уровне является одним из инструментов создания экономических, управленческих и политических условий для успешного ведения деятельности хозяйствующих субъектов посредством выявления нарушений законодательства в экономической и правовой сферах.

2. Классификация форм экономического контроля

На современном этапе развития экономики экономический контроль представлен в формах государственного, общественного и независимого финансового контроля.

Государственный контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный контроль. Общегосударственный контроль охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе страны, так и в ее субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль. К основным задачам общегосударственного экономического контроля относятся:

- контроль за образованием и использованием государственных средств на уровне страны и ее субъектов;

- контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

- контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

Основные функции включают:

- проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования;

- контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;

- обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц;

- контроль государственного внешнего и внутреннего долга.

Общегосударственный контроль принято подразделять на денежно-кредитный, валютный, страховой, налоговый и таможенный.

Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). Для этого в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельности подведомственных организаций и учреждений.

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на общедоступной статистической информации и информации, представленной органами государственного контроля.

С развитием экономических отношений перечисленных форм контроля становится недостаточно. Текущий этап развития экономик большинства развитых стран обусловил необходимость в создании института независимого финансового контроля. Таковым в России, США, а также большинстве стран Европы стал институт аудита. Аудиторский независимый финансовый контроль – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Основанием для такой проверки служит законодательство страны, регламентирующее объем, методы и глубину независимого контроля в зависимости от потребности в нем.

С точки зрения управления экономикой применяются три основных разновидности контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется до совершения хозяйственных операций в процессе предварительной проверки смет, договоров, отпуска материалов и т.д. Предшествуя хозяйственным и финансовым операциям, предварительный контроль позволяет на стадии составления прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего законодательства и нецелевого или нерационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Текущий контроль, он же оперативный, проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Основная задача этого вида контроля – оперативное, своевременное выявление отклонений при выполнении поставленных производственно-финансовых задач. Опираясь на данные первичных документов оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль способствует предупреждению потерь и убытков, а также нецелевому использованию имущества организаций, ведомств и различных экономических структур.



Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного периода времени (декады, месяца). В результате проведенного анализа использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, законности совершенных хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов дается оценка финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности экономического субъекта за определенный период. Результаты последующего контроля тесно связаны с результатами предварительного и текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.

По характеру материала, на основе которого проводится проверка, контроль подразделяется на документальный и фактический.

Источниками информации для документального контроля являются первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация. В процессе документального контроля устанавливается законность и соответствие хозяйственных операций требованиям законов и нормативных актов, а также дается оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.д.)

В зависимости от методов осуществления контроль можно подразделить на ревизию, аудит, проверку, обследование и анализ.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц субъекта хозяйствования. Она основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Аудит – это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией. В обязанности аудитора не входит принятие санкций в отношении руководства субъекта хозяйствования в случае выявления недостатков или нарушений. Результатом проверки, как правило, является аудиторское заключение. При обнаружении недостатков или нарушений аудитор может дать отрицательное аудиторское заключение.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование финансового состояния на определенном участке деятельности хозяйствующего субъекта. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности по заранее составленному плану. В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные. Камеральная проверка представляет собой проверку представленной документации органу контроля без выезда на объект. Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого субъекта хозяйствования.

Обследование представляет собой оперативное выявление положения дел по отдельному вопросу, входящему в компетенцию органа контроля в целях определения целесообразности изучения данного вопроса и последующей детальной проверки. Обследование является одним из основных методов предварительного контроля.

Анализ – это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, анализу подвергается периодическая или годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, на основании которой исследуются основные показатели деятельности субъекта хозяйствования.

3. Основные элементы экономического контроля

Система экономического контроля состоит из следующих элементов: предмет, объект, субъект, сфера деятельности; принципы, процесс, метод, техника и технология, механизм, сбор и обработка исходных данных (информация) для проведения контроля, результат, принятие решения по результатам контроля.

Предметом экономического контроля является производственная и финансово-хозяйственная деятельность на уровне отдельных субъектов хозяйствования, отраслей, территориальных единиц и т.д.

Объектами контроля являются конкретные организации, предприятия, органы управления и др. Субъектами контроля являются специальные государственные контрольные органы, а также подразделения в организациях, на предприятиях или в органах управления.

Сферой деятельности экономического контроля являются хозяйственные операции, совершаемые с использованием денежных средств, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки, взаимозачетные операции и т.д) Принципами экономического контроля являются законность, ответственность, объективность, системность.

Процесс контроля предполагает деятельность субъектов контроля, направленную на достижение поставленных перед ним целей, которые должны быть достигнуты эффективными способами.

Методы контроля предусматривают совокупность обоснованных и апробированных способов проверки, оценки и анализа состояния конкретных элементов объекта контроля.

Совокупности принципов, методов и процесса контроля объединяются в понятие «механизм контроля». Элементы контроля, взаимодействующие как единое целое в процессе достижения его целей, образуют систему контроля.

Важным условием реализации экономического контроля является финансовая информация бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, а также обобщенные финансовые показатели, комплексно отражающие различные стороны хозяйственной деятельности.

Результатом экономического контроля являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), в которых достоверно отражена информация о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе проведения контроля отклонения от действующих норм и правил.

Принятие решения по результатам контроля производится субъектами управления и ставит перед собой цель устранения недостатков и нарушений, выявленных в процессе контроля.




Предыдущий:

Следующий: