СРС по Эконом. теории


C.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

Кафедра : Экономической теории

Реферат

На тему: Антикризисная политика и программы устойчивого экономического роста в Республике Казахстан

Проверил(а): Садырова Г.А

Выполнил(а): Агисаева Маржан

Группа: 13006-1

Алматы – 2013 г.

Антикризисная политика государства

Антикризисная политика государства направлена на преодоление инвестиционного спада в период кризиса и депрессии, на структурную перестройку производства и финансовое оздоровление предприятий. В этих целях разрабатываются и принимаются решения тактического и стратегического плана. Тактические решения обычно оперируют относительно небольшими суммами средств и не означают решительного отхода от ранее проводимой инвестиционной политики. Стратегические решения оперируют более крупными суммами финансовых средств и могут привести к решительному отказу от ранее проводимой антикризисной и финансовой политики, повлечь существенные изменения ожидаемых доходов и повышение финансовых рисков. Стратегические решения антикризисной политики должны быть также направлены на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства. Для чего необходимо: а) формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства; б) совершенствование системы финансовой поддержки; в) создание системы информационного обеспечения; г) содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства; д) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; е) производственно-техническую поддержку. Антикризисная политика может быть успешной при выполнении следующих условиях: а) политическая и социально-экономическая стабильность; б) стабильность и определенность в законодательстве, особенно в налоговом; в) снижение темпов инфляции, поскольку инвестиции на длительный срок невозможны при высоких процентных ставках по банковским вкладам, неизбежным в периоды высокой инфляции; г) создание рыночной инфраструктуры. В свою очередь, создание таких условий невозможно без первоначального инвестирования в реальный сектор экономики. Так как, первоначальные инвестиции приводят к последующим инвестициям и многократному увеличению инвестиций в целом по народному хозяйству [принцип мультипликатора (множителя) (К = 1 / S, а S - предельная склонность к сбережениям)]. Здесь действует цепная реакция: любое капиталовложение израсходует часть своего дохода на приобретение потребительских товаров, увеличение спроса, на которые активизирует другие производственные процессы, так как заставит предпринимателей расширять производство, тем самым стимулируется спрос на капитальные вложения, что вызовет вторичную занятость и рост спроса. Однако для осуществления этого необходимо, чтобы финансирование общественных работ привело к чистому увеличению общественного спроса на потребительские товары. Это означает, что финансирование должно производится за счет государственного долга, а не налогообложения, поскольку рост налогообложения сокращает покупательную способность населения. Кроме того необходимо второе условие — более или менее устойчивый уровень цен, так как рост цен также вызывает сокращение покупательной способности населения и способствует инвестиционному спаду. Инвестиции находятся в определенной зависимости от уровня роста продаж и дохода. Эта зависимость выражается принципом акселерации, согласно которому основной капитал, занятый на предприятиях, зависит от уровня дохода или объема продаж, т.е. период процветания может закончится в трех случаях: а) происходит сокращение объема продаж потребительских товаров; б) продажи устанавливаются на одном и том же высоком уровне; в) продажи растут, но медленнее, чем раньше. Возникновение любой из этих ситуаций может привести к сокращению производства в отраслях производящих машины, оборудование, что вызовет уменьшение доходов и спроса на продукцию других отраслей, т.е. приведет к дальнейшему мультиплицированному изменению в доходах и расходах.

.Антикризисная политика РК

В качестве реального примера антикризисной политики РК приведен План совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 — 2010 годы

Введение

Нестабильность на мировых финансовых рынках, начавшаяся во второй половине 2007 года, повлияла на темпы развития Казахстана. Это проявилось в снижении возможностей отечественных банков привлекать внешние финансовые ресурсы, а, следовательно, сокращении объемов кредитования внутренней экономики. Помимо этого, в результате резкого скачка цен на мировом рынке продовольственных товаров существенно усилилось инфляционное давление на экономику. Правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан оперативно был принят и реализован комплекс первоочередных мер, направленных на смягчение негативных последствий нестабильности на мировых финансовых и товарных рынках.

Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор. В результате этого наблюдается значительное замедление темпов роста мировой экономики и, как следствие, снижение глобального спроса на товары и услуги. Это требует принятия новых дополнительных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики. Настоящий План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 — 2010 годы (далее — План) разработан во исполнение поручений Президента Республики Казахстан и определяет комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста. Принятые меры в 2007 — 2008 годах Осенью прошлого года Казахстан столкнулся с первой волной финансового кризиса. В октябре 2007 года Правительство, Национальный Банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее — Агентство по финансовому надзору) приняли ряд первоочередных мер для смягчения негативных последствий нестабильности на международных финансовых и продовольственных рынках. С осени 2007 года из государственного бюджета было выделено около 550 млрд. тенге. В целях обеспечения жильем граждан, которые вложили собственные или заемные средства в долевое строительство, застройщикам было выделено через банки второго уровня 184,7 млрд. тенге. Для поддержания деловой активности малого и среднего бизнеса было обеспечено финансирование их проектов на сумму порядка 155 млрд. тенге. На развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности было выделено 135 млрд. тенге. В дополнение к этим мерам была оперативно решена проблема дефицита ликвидности и обеспечен необходимый уровень готовности национальной банковской системы к последующим внешним рискам. С начала текущего года Правительство, Национальный Банк и Агентство по финансовому надзору усилили мониторинг экономической ситуации на внешних и внутренних рынках и превентивно уже предусмотрели ряд мер. Был разработан и принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы» (далее — Закон), которым ужесточены меры административной и уголовной ответственности за умышленное доведение финансовых организаций до неплатежеспособности. Правительство получает право на приобретение и принудительный выкуп акций банка, приобретая, тем самым, необходимые рыночные инструменты для вмешательства в деятельность финансовых организаций, нарушающих установленные пруденциальные нормативы. В свою очередь банки наделены правом на досрочный выкуп выпущенных облигаций и приобретение акций создаваемого Фонда стрессовых активов. В целях сохранения доверия к банкам Законом предусмотрено увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с ранее предусмотренных 700 тыс. до 1 млн. тенге, а до 2012 года (в течение 3 лет) — до 5 млн. тенге.

С 18 ноября текущего года снижены минимальные резервные требования по внутренним обязательствам с 5 % до 2 %, по иным обязательствам — с 7 % до 3 %. Это позволит банкам увеличить их ресурсную базу в объеме около 350 млрд. тенге.

С 1 января 2009 года будет введен в действие новый Налоговый кодекс, в рамках которого предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузки, в первую очередь, для несырьевого сектора экономики.

В 2009 году корпоративный подоходный налог будет поэтапно снижен с 30 % до 20 %, в 2010 году до 17,5 %, в 2011 году до 15 %.

Ставка налога на добавленную стоимость со следующего года также будет снижена с 13 % до 12 %. Увеличивается в 2 раза минимальный объем оборота, необлагаемого НДС (до 38 млн. тенге).

Вместо регрессивной шкалы ставок социального налога будет введена единая ставка в размере 11 %.

Для всех предприятий экономики предусмотрены налоговые преференции для осуществления инвестиций. В частности, для не добывающих секторов предусмотрена ускоренная амортизация, для недро пользователей — двойная норма амортизации. Для предприятий малого и среднего бизнеса отменяется требование об уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу. Также предусмотрен перенос сроков убытков для всех предприятий с 3 до 10 лет. В целом снижение налоговой нагрузки позволит предприятиям только в 2009 году высвободить порядка 500 млрд. тенге и направить их на развитие экономики.

В третьем квартале текущего года был оперативно принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственных закупках». Для стимулирования внутреннего спроса и поддержки отечественных предприятий государственные закупки будут ориентированы преимущественно на казахстанских поставщиков. Для принятия оперативных решений, оказания реальной помощи отечественному бизнесу за счет предоставления гарантий долговременных заказов государственные холдинги и национальные компании выведены из-под действия законодательства, регулирующего государственные закупки. Правительством прагматично сформирован проект республиканского бюджета на 2009 — 2011 годы с учетом возможного ухудшения ситуации на мировых финансовых и сырьевых рынках. Доходы бюджета на этот период рассчитаны исходя из мировой цены на нефть 60 долл. США за баррель. Правительство скорректировало параметры проекта республиканского бюджета на 2009 — 2011 годы с учетом необходимости обеспечения фискальной устойчивости в среднесрочном периоде. Доходы бюджета в 2009 году уточнены с учетом снижения мировой цены до 40 долл. США за баррель. Сокращены неприоритетные расходы, а финансирование некоторых программ перенесено на более поздние сроки. При этом социальные расходы не сокращены. Дефицит республиканского бюджета в 2009 — 2010 годах будет запланирован в размере 3,4-3,5 % к ВВП, а в 2011 году уже будет снижен до 2,4 % к ВВП. Трехлетний республиканский бюджет в текущих условиях становится ключевым инструментом поддержания экономической активности. Совокупный спрос и деловая активность будут обеспечены за счет сохранения высокого уровня бюджетных расходов, направляемых, в первую очередь, на финансирование приоритетных инфраструктурных и индустриальных проектов, развитие сельского хозяйства, обеспечивающих спрос на продукцию отечественных предприятий и занятость в экономике, а также на развитие человеческого капитала. В целом, за 2009 — 2011 годы инвестиции из государственного бюджета возрастут на более чем 1,5 трлн. тенге.

Цель и направления Плана

Казахстану под давлением мирового падения цен на сырьевые ресурсы и отсутствия доступа к внешним рынкам капитала предстоит сложный период адаптации к новым мировым экономическим реалиям, что неминуемо потребует структурных изменений в экономике.

В период глобального спада экономики Казахстан входит с прочным запасом золотовалютных резервов и Национального Фонда. Их общий объем на 1 ноября 2008 года составляет более 47 млрд. долл. США. Размер государственного долга не превышает 1,5 % ВВП, дефицит бюджета находится на низком уровне и не превышает 2 % к ВВП.

Правительство использует сложившуюся ситуацию для оздоровления экономики и создания основ для ее эффективного функционирования в будущем. Накопленные резервы позволят сгладить процесс корректировки экономики Казахстана.

Целью Плана станет смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.

Для достижения цели Правительство, Национальный Банк и Агентство по финансовому надзору сконцентрируются на следующих пяти направлениях:

1.Стабилизация финансового сектора.

2.Решение проблем на рынке недвижимости.

3.Поддержка малого и среднего бизнеса.

4.Развитие агропромышленного комплекса.

5.Реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда в объеме 10 млрд. долл. США (1 200 млрд. тенге). Они будут направлены на:

1)стабилизацию финансового сектора — 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге);

2)развитие жилищного сектора — 3 млрд. долл. США (360 млрд. тенге);

3)поддержку малого и среднего бизнеса — 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

4)развитие агропромышленного комплекса — 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

5)реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов — 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге).

Правительство, Национальный Банк, Агентство по финансовому надзору, Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» (далее — Фонд «Самрук-Казына») и Национальный холдинг «КазАгро» (далее — Холдинг «КазАгро») обеспечат постоянный мониторинг и контроль за целевым и эффективным расходованием этих средств.

Основным оператором от Правительства по реализации Плана выступит Фонд «Самрук-Казына». Для этого Правительство уже осуществило дополнительную капитализацию Фонда «Самрук-Казына» на 607,5 млрд. тенге.

Фонд «Самрук-Казына» и Холдинг «КазАгро» осуществят заимствования из Национального Фонда путем выпуска облигаций на сумму 4 млрд. долл. США и 1 млрд. долл. США соответственно. Для этого будут внесены изменения в инвестиционную политику Национального фонда.

В условиях замедления темпов экономического роста Правительство будет осуществлять контрцикличную бюджетную политику, а Национальный Банк — мягкую денежно-кредитную политику. Однако по мере стабилизации экономики и финансового сектора денежно-кредитная и фискальная политики будут ужесточены с целью обеспечения макроэкономической стабильности, в том числе поддержания низких темпов инфляции.

Правительство и Национальный Банк будут контролировать состояние платежного баланса и валютного курса.

С учетом изменяющихся внутренних и внешних условий, накопившихся отраслевых дисбалансов в экономике Правительство разработает в 2009 году Стратегию социально-экономического развития Казахстана до 2020 года. Она обозначит четкие приоритеты и индикаторы развития страны на ближайшие десять лет с учетом:

повышения устойчивости экономики к внешним вызовам;

проведения структурных реформ для улучшения инвестиционного климата в стране;

модернизации инфраструктуры;

развития человеческого капитала;

ускоренной диверсификации экспорта, в первую очередь, за счет развития агропродовольственного сектора;

повышения эффективности государственного аппарата;

эффективного управления внешним долгом страны.

Это будет первая национальная стратегическая программа развития страны, учитывающая новые принципы планирования, ориентированного на результат.

Стабилизация финансового сектора

Необходимость поддержки отечественной банковской системы объясняется её важной ролью в экономической системе страны. За годы независимости отечественные банки сформировали развитую финансовую систему, ставшую неотъемлемой составляющей отечественной экономической системы, обеспечивающей ее функционирование и стимулирующей её развитие на рыночных условиях.

Предоставляя поддержку отечественным банкам, государство рассчитывает на сохранение ими объемов кредитования внутренней экономики и реального сектора, в частности, финансирование субъектов малого и среднего бизнеса и установление приемлемых условий по ипотечному кредитованию.

Цель государства — поддержать и сохранить стабильность системы в целом. Для этих целей в Казахстане существует должное регулирование и надзор, а также система гарантирования депозитов. В ситуациях, угрожающих стабильности системы, государство предоставляет финансовую поддержку банковскому сектору в порядке и объемах, необходимых для стабилизации ситуации.

Государство не вмешивается в операционную деятельность банков, равно как не несет никаких обязательств по долгам банков. В текущих условиях банки должны обеспечить эффективное управление активами и пассивами так, чтобы максимально были защищены интересы депозиторов банков. Государство, несмотря на это, выступает со стабилизационными инициативами в отношении системообразующих банков, деятельность которых влияет на дальнейшее развитие экономики страны.

Для стабилизации финансового сектора будут приняты следующие меры.

Во-первых, это дополнительная капитализация четырех системообразующих банков через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов. При этом одним из главных условий оказания такой государственной поддержки банкам является увеличение капитала самими акционерами банков.

На сегодняшний день, 35,6 % выданных банками займов обеспечены недвижимым имуществом и землей, стоимость которых значительно упала в цене. Это ухудшает качество активов банков. В связи с этим в банковском секторе потенциально накапливается значительный объем убытков. Для оздоровления банковского сектора Агентство по финансовому надзору повысит требования к формируемым банками провизиям. Это будет способствовать признанию банками своих убытков и списанию их за счет сформированных провизий. Но для формирования банками провизий необходим дополнительный капитал.

Общая сумма дополнительной капитализации банков составит не менее 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге), из них:

1 млрд. долл. США (125 млрд. тенге) будет предоставлен в виде приобретения простых акций четырех системообразующих банков (Народного Банка Казахстана, Казкоммерцбанка, Альянс банка и БТА банка);

3 млрд. долл. США (355 млрд. тенге) будет предоставлено в форме субординированного долга и через покупку привилегированных акций, не дающих права голоса.

Предоставленные средства должны быть направлены банками на формирование адекватного уровня резервов (провизий) и предоставление кредитов заёмщикам внутри страны.

Государство не будет приобретать контрольный пакет в капитале банков. В собственность Фонда «Самрук-Казына» поступит до 25 % голосующих акций банков, стоимость которых будет определяться в привязке к котировкам акций на Лондонской и Казахстанской фондовых биржах на 24 октября 2008 года, то есть до того дня, когда было сделано банкам предложение.

Государство не будет оставаться долгосрочным участником капитализированных банков. По мере ослабления мирового финансового кризиса и открытия доступа к международным рынкам капитала Фонд «Самрук-Казына» будет выходить из состава участников банков на рыночных принципах, но на условии, что цена продажи акций будет не ниже цены приобретения. Акционеры банков получат право на обратный выкуп государственного пакета акций в течение 5 лет.

Фондом «Самрук-Казына» будут также приняты меры по реструктуризации внешних долгов банков. Банки обладают достаточной ликвидностью, а реструктуризация должна минимизировать риск рефинансирования, связанный с ограниченным доступом к внешнему фондированию. В случае, если работа по реструктуризации внешних долгов не будет иметь должного эффекта, и подверженность банков рискам будет угрожать интересам их депозиторов, Агентством по финансовому надзору как крайняя мера может быть проведена принудительная реструктуризация активов и обязательств банков, в рамках процедуры консервации, в соответствии с действующим законодательством.



Во-вторых, создан Фонд стрессовых активов.

Деятельность Фонда стрессовых активов будет направлена на улучшение качества кредитных портфелей казахстанских банков. Основным механизмом реализации данной цели станет выкуп сомнительных активов банков и последующее управление ими. В качестве таких активов рассматриваются активы, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвержены существенным рискам (обесценению), в частности займы, предоставленные банками под залог недвижимости и земли.

Выкуп таких займов у банков даст возможность облегчить балансы банков от низко ликвидных активов и заставит банки признать свои убытки.

Приобретение активов будет осуществляться по балансовой стоимости (учитывающей объем создаваемых банками провизий) с применением дисконта или иной формой разделения рисков, определяемых Фондом стрессовых активов.

В 2008 году из республиканского бюджета на капитализацию Фонда стрессовых активов первым траншем выделено 52 млрд. тенге. В 2009 году уставный капитал Фонда будет доведен до 122 млрд. тенге за счет средств республиканского бюджета.

В-третьих, будут предоставлены дополнительные источники ликвидности в целях обеспечения своевременного обслуживания обязательств банков. В частности, Национальным Банком будет расширен перечень инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям репо.

В целях стабилизации ресурсной базы временно свободные денежные средства национальных компаний, акционерных обществ, государственных предприятий и юридических лиц с участием государства в уставном капитале, а также государственных организаций, активы которых находятся под управлением Национального Банка, будут размещены на депозитах отечественных банков.

В-четвертых, будет усовершенствовано государственное регулирование в финансовом секторе.

В рамках пруденциального регулирования Агентством по финансовому надзору будет продолжена работа по снижению уровня внешних обязательств банков и в целом оптового финансирования. При этом действующие и вновь вводимые требования банковского законодательства должны стимулировать банки к формированию диверсифицированной базы фондирования, то есть к финансированию активных операций в большей степени за счет депозитной базы, в частности физических лиц.

Будут оптимизированы подходы к расчету капитализации банков на основе лучшей международной практики. Будет оптимизирован действующий порядок классификации банковских активов, что предполагает формирование банками дополнительных резервов (провизий) с учетом возможного влияния на активы банков косвенных факторов, в том числе снижение деловой активности в секторах экономики, подверженность к негативным внешним явлениям, ожидаемая волатильность обменных курсов.

Будут усилены требования к системам управления рисками и внутреннему контролю в банках. В первую очередь, банки должны будут существенно переработать подходы к мониторингу риска потери ликвидности, а управление активами и пассивами банков должно моделироваться с учетом наступления стрессовых ситуаций.

Указанные меры будут применяться к банкам, как на индивидуальной, так и консолидированной основе, а также в рамках банковских конгломератов.

В-пятых, будут проработаны механизмы функционирования накопительной пенсионной системы в новых условиях.

В целях защиты интересов вкладчиков пенсионных фондов Правительство обеспечит сохранность накоплений населения в пенсионной системе, высокий уровень прозрачности для вкладчиков накопительных пенсионных фондов, повысит их информированность и финансовую грамотность.

Все взносы населения в пенсионные фонды гарантированы государством с учетом получения по ним дохода на уровне инфляции на момент выплаты пенсионных накоплений. Правительство будет осуществлять постоянный мониторинг выплат гражданам из пенсионных фондов и ежегодно предусматривать в республиканском бюджете необходимые средства для компенсации разницы между размером пенсионных взносов с учетом инфляции и фактическими накоплениями на момента выхода на пенсию.

Для диверсификации инвестиционных портфелей накопительных пенсионных фондов Правительство и Фонд «Самрук-Казына» предпримут меры по привлечению пенсионных активов для финансирования приоритетных инвестиционных проектов, а также обеспечат выпуск созданным Фондом стрессовых активов долговых ценных бумаг с инвестиционным рейтингом.

Агентство по финансовому надзору продолжит совершенствование инвестиционной политики накопительных пенсионных фондов, а также надзор за их деятельностью в целях обеспечения сохранности пенсионных активов и повышение ответственности фондов и управляющих пенсионными активами.

Решение проблем на рынке недвижимостиДля решения жилищных проблем граждан и активизации рынка недвижимости в городах Астане и Алматы через Фонд «Самрук-Казына» будет запущена специальная программа ипотечного кредитования и развития жилищного сектора. На финансирование данной программы Фонд направит сумму в размере 5 млрд. долл. США (600 млрд. тенге), которая будет сформирована за счет привлечения заемных средств из Национального фонда и накопительных пенсионных фондов. За счет средств данной программы через банки второго уровня будет обеспечена возможность предоставления займов на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алматы и Астане.

Участниками данной прграммы станут банки второго уровня и компании-застройщики, которые готовы реализовать жилье по справедливой стоимости.

Основные параметры программы по стабилизации ситуации на рынке недвижимости:

1.Фондом «Самрук-Казына» будет открыт ряд кредитных линий в банках второго уровня на 15 лет по льготной ставке. В свою очередь, банки второго уровня будут выдавать ипотечные кредиты различным группам заемщиков под 10,5 % — 12,5 % сроком до 15 лет с правом досрочного погашения.

2.Часть средств будет направлена на новую ипотечную программу, предусматривающую конечную ставку для новых заемщиков на уровне 10,5 % и реализуемую в течение 2009 года. Данная программа позволит населению получить ипотечное жилье по льготным ставкам и доступной цене. Банки второго уровня получат возможность выправить ситуацию с заемщиками-строительными компаниями путем предоставления ипотечных займов на приобретение квартир в недостроенных объектах и в значительной степени улучшить качество кредитного портфеля.

3.Часть кредитной линии банки второго уровня направят на понижение до 10,5 % — 12,5 % процентных ставок по ипотечным займам для заемщиков, получивших ипотечные займы на жилье площадью не более 120 квадратных метров в предыдущие периоды и добросовестно исполнявшие свои обязательства по обслуживанию этих ипотечных займов, при условии отсутствия у заемщика другого жилья, за исключением жилья, обеспечивающего ипотечный займ.

4.В свою очередь, государство в лице национальных компаний и акционерных обществ с государственным участием будет приобретать на рынке городов Астаны и Алматы новое жилье по справедливой стоимости.

Правительством также будут приняты меры по обеспечению доступности жилья. Для этого будут внесены изменения в действующие программы развития жилищного строительства.

Акиматам будет предоставлено право выкупать квартиры в завершенных объектах, а также в объектах с высокой степенью готовности у частных застройщиков по установленной цене. Это даст возможность ускорить реализацию жилищной программы.

В целях увеличения обеспеченности жильем граждан будет направлено 15 млрд. тенге на строительство арендного жилья. Это позволит дополнительно ввести в эксплуатацию 265 тыс. кв. метров арендного жилья.

Все объекты, построенные в рамках государственных программ, но непроданные, будут реализовываться через систему жилищных строительных сбережений. Это позволит предоставлять приоритетным категориям населения предварительные жилищные займы по процентной ставке, не превышающей 4 % годовых, и избежать трудностей, связанных с накоплением первоначального взноса для приобретения жилья.

В целях повышения защиты прав дольщиков Правительством будут внесены изменения в законодательство по вопросам долевого строительства.

Поддержка малого и среднего бизнеса

В условиях сокращения финансирования экономики со стороны отечественных финансовых институтов будет продолжено оказание поддержки малому и среднему бизнесу. Государственная поддержка будет оказываться всем субъектам малого и среднего бизнеса, независимо от их отраслевой принадлежности.

Во-первых, Фонд «Самрук-Казына» дополнительно выделит в 2009 году на эти цели 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге). В рамках выделяемых средств 70 % будут направляться на рефинансирование текущих проектов и 30 % — на реализацию новых проектов.

Операторами всех программ по кредитованию малого и среднего бизнеса выступят банки второго уровня. Лимит на финансирование одного проекта в рамках выделяемых Фондом «Самрук-Казына» средств будет увеличен с 3-х до 5 млн. долл. США.

Правительством совместно с Фондом «Самрук-Казына» будут приняты меры по стабилизации ставок вознаграждения для малого и среднего бизнеса до докризисного уровня (не более 14 %), а также пересмотрены все принятые программы по поддержке малого и среднего бизнеса с фиксацией эффективной ставки.

Будет внедрен механизм гарантирования Фондом развития предпринимательства «Даму» предоставляемых малому и среднему бизнесу кредитов.

Во-вторых, Фонд «Самрук-Казына» разработает программу микрокредитования в сельской местности, в том числе кредитования сельских предпринимателей.

В-третьих, с целью обеспечения субъектов малого и среднего бизнеса стабильными заказами им будет предоставлен доступ к государственным заказам государственных органов, государственных холдингов и национальных компаний в рамках действия нового закона «О государственных закупках».

Будет усилена работа с недропользователями и сервисными компаниями по увеличению казахстанского содержания.

В-четвертых, Правительство продолжит работу по снижению административных барьеров для развития предпринимательства и дальнейшему совершенствованию разрешительной системы.

Развитие агропромышленного комплекса

Особое внимание будет уделено развитию агропромышленного комплекса. Агропромышленный комплекс определен в качестве одного из основных направлений стабилизации и оздоровлению экономики по следующим основаниям:

1.Агропромышленный комплекс охватывает около 30 % от общего количества занятого населения. Поэтому он будет являться центральным звеном мер, направленных на поддержание уровня занятости.

2.Спрос на продукцию сельского хозяйства в наименьшей степени подвержен влиянию негативных экономических тенденций.

3.Агропромышленный комплекс решает задачу по обеспечению продовольственной безопасности страны.

4.Казахстан обладает достаточными сравнительными преимуществами для обеспечения конкурентоспособности продукции на экспортных рынках.

Ввиду указанных причин, поддержка и расширение объемов производства в агропромышленном секторе окажет существенное положительное влияние на повышение экономической активности и занятости населения, а в среднесрочной перспективе — на диверсификацию экспорта и обеспечение устойчивости экономического развития.

Расходы на развитие агропромышленного комплекса из республиканского бюджета в 2009 — 2011 годах составят около 350 млрд. тенге.

Дополнительно на поддержку агропромышленного комплекса Холдингом «КазАгро» будут направлены средства в объеме 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге). Проекты будут реализованы совместно с социально-предпринимательскими корпорациями.



Инвестиции, в первую очередь, будут направлены на поддержку существующих и развитие новых экспортоориентированных секторов, таких как зерновой сектор, переработка мясной и молочной продукции и производство плодовоовощных культур. Будет создана сеть тепличных хозяйств, овощехранилищ, птицефабрик, молочно-товарных ферм, откормочных площадок и убойных пунктов с развитой инфраструктурой экспорта. Будут реализованы проекты по организации современных мясоперерабатывающих комплексов, развитию производства плодоовощных культур с применением технологии капельного орошения, производству и глубокой переработке тонкой шерсти, развитию инфраструктуры экспорта казахстанского зерна, созданию и развитию агротехмаркетов, а также сборке сельхозтехники.

Реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов

Для решения системных проблем экономического развития и поддержания уровня занятости будет обеспечено масштабное строительство и модернизация инфраструктуры. С целью поддержания экономического роста будет продолжена активная работа по реализации Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана».

Инвестиции в инфраструктуру, особенно в электроэнергетический сектор, имеют большое значение для обеспечения устойчивого развития в долгосрочном периоде. От решения инфраструктурных проблем зависит дальнейшее привлечение инвестиций, в первую очередь, в несырьевой сектор экономики.

Лучшая мировая практика показывает, что развитие инфраструктуры является одним из наиболее эффективных инструментов по поддержанию экономической активности и обеспечению занятости населения в кризисные периоды.

На реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов Фондом «Самрук-Казына» будет дополнительно выделен 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) и привлечены прямые иностранные инвестиции в 2009 году в размере 3 млрд. долл. США. Кроме того, в финансировании проектов Фонда «Самрук-Казына» будут задействованы средства пенсионных фондов.

Для повышения инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли Правительство со следующего года утвердит предельные тарифы по группам энергопроизводящих организаций на срок не менее семи лет с разбивкой по годам, и ежегодно будет корректировать его с учетом инфляции за предыдущий год. Предельные тарифы на электрическую энергию будут обеспечивать привлечение инвестиций в создание новых активов, расширение, обновление, реконструкцию и техническое перевооружение существующих энергогенерирующих мощностей в электроэнергетике.

Для развития электросетевых активов предусматривается включение в тарифы инвестиционной составляющей. В этой связи Правительство полностью отменит плату за подключение к электросетям.

Дополнительно Правительством будет проработан комплекс мер по энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии.

Правительство примет все меры по сохранению реальных доходов населения и обеспечит реализацию поручений Главы государства по увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы в 2009 — 2011 годах.

В частности, в 2009 и 2010 годах будут увеличены размеры пенсий, заработной платы и стипендии на 25 %. Размер базовой пенсионной выплаты будет увеличен к 2011 году до 50 % от размера прожиточного минимума.

Ежегодно будут увеличиваться на 9 % размеры государственных социальных пособий и специальных государственных пособий.

С 2010 года также будут увеличены до 50 месячных расчетных показателей размеры единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка и в 2,5 раза к уровню 2007 года — ежемесячные пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года.

Правительство будет работать с крупными компаниями по обеспечению занятости персонала в случае снижения объемов производства на предприятиях.

При необходимости, Правительство совместно с акимами областей, городов Астаны и Алматы предусмотрят дополнительные мероприятия по повышению продуктивной занятости населения с применением активных форм общественных работ и созданием новых рабочих мест в регионах, в том числе через масштабное строительство инфраструктурных и социальных объектов, в том числе в рамках проекта «100 школ, 100 больниц».

В целях недопущения дефицита товаров на внутреннем рынке и роста цен на них Правительство продолжит работу по формированию стабилизационных фондов товаров первой необходимости — мясу, сухому молоку, растительному маслу, сахару и рису.

Заключение

В целом от реализации стабилизационных мер, экономика Казахстана дополнительно получит государственную поддержку в объеме 2 172 млрд. тенге, из них за счет:

средств Национального фонда — 1 200 млрд. тенге;



мер Национального Банка — 350 млрд. тенге;

снижения налоговой нагрузки в рамках действия нового Налогового кодекса — 500 млрд. тенге;

создания Фонда стрессовых активов — 122 млрд. тенге.

В результате принятых в 2007 — 2008 годах мер и реализации Плана реальный прирост ВВП Казахстана в 2009 — 2010 годах ожидается на уровне 1-3 % в год. Уровень инфляции на конец 2009 и 2010 годов будет удержан в пределах 7-9 %. Уровень безработицы в предстоящие два года не превысит 8 %.

Из всего, что написано в данной работе, можно сделать следующие выводы:

Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем. Экономический рост характеризуется наращиванием объема производства путем вовлечения дополнительных ресурсов в хозяйственный оборот и качественного их улучшения. Экономический рост определяется такими факторами как природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технология. Два других фактора — достаточный уровень совокупных расходов и эффективность распределения ресурсов — существенны для реализации способностей экономики к росту.

Ускорение экономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличения масштабов использования ресурсов производства. Это называется экстенсивным ростом.

Особенно большие возможности для ускорения роста открывает использование таких факторов, как:

1.Повышение капиталовооруженности труда;

2.Совершенствование технологии производства на основе достижений пауки и техники;

3.Улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных ресурсов;

4.Повышение уровня образованности работников и т. п.

Эти факторы обеспечивают интенсивный рост, значение которого со временем все повышается. Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом численности населения и убывающей предельной производительностью факторов производства

При экстенсивном типе экономического роста многие работники не являются высококвалифицированными. Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технологического прогресса, изнашиваются производственные основные фонды.

Интенсивный тип экономического роста является более сложным. Главное отличие этого типа экономического роста от экстенсивного в том, что повышение эффективности производственных факторов осуществляется на базе технического прогресса.

Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования. Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономических отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать, что экстенсивный путь дал почву для рождения нового типа развития — интенсивного. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира.

Рассмотрев динамику ВНП РК за годы независимости, можно сделать вывод о том, что макроэкономические показатели и система расчетов играют важнейшую роль в определении экономического здоровья общества. Они составляют базис исследования и анализа макроэкономики.

Безусловно, у показателей ВНП есть определенные недостатки. Например, ВНП не отражает полностью реальное экономическое благосостояние общества. Это объясняется тем, что практически во всех странах отсутствует достоверная статистика таких видов деятельности, как домашний уход за больными и детьми, домашнее благоустройство, репетиторство, которые, безусловно, увеличивают благосостояние общества. Не учитываются в ВНП и отрицательные результаты секторов теневой экономики, неблагоприятно сказывающиеся на благосостоянии общества, такие как продажа наркотиков, контрабанда, рэкет. Далее ВНП не включает домашнюю работу, которая увеличивает благосостояние, но имеет нерыночный характер. ВНП также не включает оценки негативных результатов расширения производства таких, как истощение ресурсов, нарушение экологии окружающей среды. И также ВНП не учитывает особенности данной страны, влияющие на стоимость жизни, производства, зависящих от климатических условий, например. И, наконец, в ВНП не оценивается свободное время населения, которое тоже свидетельствует об экономическом благосостоянии общества.

Учесть влияние этих факторов на общественное благосостояние позволяет показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ) общества. ЧЭБ равен ВНП, из которого нужно вычесть все отрицательные факторы, воздействующие на благосостояние, и прибавить денежное выражение нерыночной деятельности и денежную оценку свободного времени.

ВНП не отражает такие показатели как качество продукции, ее состав. Но изменения, как в качестве, так и в структуре ВНП может отразиться на экономическом благосостоянии.

Экономическое благосостояние можно оценить не только по показателю ЧЭБ, но и по показателю выпуска продукции на душу населения (ВНП на душу населения). Эта оценка зависит от количества населения и от объема ВНП. Но эта величина также может страдать определенной погрешностью, которая связана с различиями в темпах и величинах прироста населения и производства.

Однако, несмотря на указанные недостатки, ВНП является наиболее полным макроэкономическим показателем, занимающим центральное место в структуре СНС. Да, разумеется, один показатель ВНП сам по себе не дает полной картины состояния экономики, но в сумме с другими взаимосвязанными показателями СНС он раскрывает работу, функционирование экономики наиболее полно. Также весьма важно отметить, что правильный, адекватный расчет ВНП возможен лишь при соблюдении всех принципов СНС. И сейчас, при всевозрастающей международной интеграции, становится как нельзя более важным построение в конкретной стране адекватной схемы СНС.

Антикризисная политика государства направлена на преодоление инвестиционного спада в период кризиса и депрессии, на структурную перестройку производства и финансовое оздоровление предприятий. В этих целях разрабатываются и принимаются решения тактического и стратегического плана. Тактические решения обычно оперируют относительно небольшими суммами средств и не означают решительного отхода от ранее проводимой инвестиционной политики. Стратегические решения оперируют более крупными суммами финансовых средств и могут привести к решительному отказу от ранее проводимой антикризисной и финансовой политики, повлечь существенные изменения ожидаемых доходов и повышение финансовых рисков.

Глобальный мировой кризис — это особое явление, и хотя прогнозы по срокам продолжительности нынешнего мирового кризиса существуют разные, у Казахстана есть запас прочности для противодействия ему: общий резерв государства составляет около 45 млрд. долларов. А значит, поводов для беспокойства, по словам Нурсултана Назарбаева, у казахстанцев быть не должно, подчеркнул Нурсултан Назарбаев. Этот мыльный пузырь лопнул, подтвердив простую истину: деньги нужно зарабатывать трудом, жить нужно по средствам. К этому должны быть готовы и строители, и бизнесмены, и те граждане страны, которые еще тешат себя иллюзиями легкой жизни «в кредит». И работа Правительства и местных исполнительных органов должна сосредоточиться на трех основных блоках — решении антикризисных мер, увеличения казахстанского содержания в иностранных компаниях, работающих в стране и реализации Дорожной карты.

Глоссарий

ЛАГ — (англ. lag) запаздывание, экономический показатель, характеризующий временной интервал между двумя взаимосвязанными экономическими явлениями, одно из которых является причиной, а второе — следствием. Например, существует лаг между началом производственного выпуска товаров и их массовой продажей, выделением капиталовложений на строительство и вводом в действие строительных объектов. Используемый в экономико-математических моделях распределенный лаг учитывает наличие разных промежутков времени между разными частями явления-следствия и явления-причины. Например, принимается во внимание, что после выпуска партии товаров она поступает в продажу частями с разными интервалами времени (лагами).

Диверсификация (позднелат. diversificatio — изменение, разнообразие, от лат. diversus — разный и facio — делаю), одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя своё производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы

Конъюнктура — Под этим именем подразумевается совокупность внешних условий и обстоятельств, влияющих на ценность товаров и на вытекающие отсюда изменения в величине доходов предприятий. Явление конъюктуры относится, главным образом, к современной частно-хозяйственной системе производства, сбыта и обращения ценностей, основанной на конкуренции и разделении труда и занятий и связанной с большим или меньшим риском для отдельных предприятий.

Ликвимдность (от лат. liquidus — жидкий, перетекающий) — экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — обращаемый в деньги. В отношении денег ликвидность — возможность использования в качестве средства платежа и способность сохранять свою номинальную стоимость неизменной. Обычно деньги обладают самой большой ликвидностью в рамках конкретной экономической системы.

Пруденциальные нормы — это все те нормативы и обязательные требования, которые устанавливаются законом и Банком России для кредитных организаций в целях обеспечения надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками, защиты интересов акционеров и вкладчиков.

Кластер — (английский, «пучок») группа компаний или фирм, работающих в разных секторах экономики, деятельность которых направлена на производство одного конечного продукта.

Импортозамещение — уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Подобные товары называют импортозамещающими .

Инвестиционные налоговые преференции — это льгота по предоставлению освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога, заключающееся в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.

Трансферты — это безвозмездные, так же, как и доходы, поступления, однако их получение связано зачастую не с денежными, а с политическим условиями. За получение трансферта, как и за получение коммерческого кредита, надо платить, однако плата за трансферт взимается не в виде денежных средств, а в виде политического подчинения, потери органом власти-получателем трансферта части политических, экономических и пр. прав, обязанности соблюдать определенные требования.

Баррель — (англ. barrel, основное значение — бочка), мера вместимости и объёма, применяемая в США, Англии и ряде стран, использующих английскую систему мер. В США различают Б. сухой, равный 115,628 дм3, и Б. нефтяной, равный 158,988 дм3. Английский Б. (мера вместимости для сыпучих веществ) равен 163,65 дм3.

Субординация — Соблюдение правил служебных отношений в соответствии с подчиненностью, служебным положением

Сделка РЕПО (от англ. repurchase agreement, repo) — сделка покупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене. Иначе говоря, соглашение РЕПО условно может рассматриваться как краткосрочный заем под залог ценных бумаг (хотя юридически РЕПО оформляется как покупка и продажа, а не заём), чаще всего краткосрочных долговых бумаг денежного рынка.

Список использованной литературы

1. «Современная экономическая энциклопедия» Вечканов Г,С., Вечканова Г.Р., 2006г.

2. Краткий конспект лекций по дисциплине «Экономическая теория» Кафедра «Экономика и логистика» Международной Академии Бизнеса

3. «Экономикс» Макконелл К., Брю С., 2008г.

4. «Макроэкономика» Агапова, Серегина, 2007г.

5. Сайт www/allbest.ru Анализ динамики ВНП Республики Казахстан за годы независимости

6. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003 года № 712-1 «Об утверждении Плана мероприятий на 2003-2015 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 29.12.03 г. № 1341; от 22.01.04 г. № 68; от 18.11.04 г. № 1218; от 03.12.04 г. №1257, Программа Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы от 16.02.2006)

7. Аналитический обзор АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана» на 1 октября 2012г.

8. http://ru.government.kz/docs/u031096_20030517.htm

9. http://www.itcp.kz/content/prognoz-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-kazahstan-na-2010-2014-gody-chast-2 Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы

10. http://ru.government.kz/documents/govprog/27 План совместных действий Правительства Республики Казахстан,Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 — 2010 годы

11. http//www.utro.ru/2006/08/30/articles/economics

12. http://www.adilet.gov.kz/ru/node/10533?device=desktop

13. http://www.mirec.ru/old/index.php%3Foption=com_content&task=view&id=142.html

14. http://antikruprs.ru/lektsii-antikrizisnoe-upravlenie/134-antikrizisnaya-politika-gosudarstva.html




Предыдущий:

Следующий: