СОЦИОЛОГИЯ

1.Социология как наука. Основателем социологии является французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Социология – это наука об обществе, о наиболее общих законах и закономерностях развития общества, об элементах общества и механизмах их функционирования, о поведении людей.

Социология, как и любая наука, имеет свой предмет, объект, категории методы и функции. Объектом социологии является взаимодействие индивидов и социальных общностей в социально-культурном контексте общества (социальная реальность). Предметом социальных наук выступает общество, предметом гуманитарных дисциплин – культура. Несмотря на то, что социология относится и к тем и другим наукам, обществом она интересуется больше, чем культурой. Культура – это способ жизнедеятельности общества и обойти ее социология никак не может. Поэтому социологию часто называют социокультурной дисциплиной.

2.Социология в системе социогуманитарных дисциплин.Социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. Это объясняется следующими причинами:она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук; Она связана с такими науками как философия, политология, история, экономика, психология.

Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.

Уяснение специфики социологии как самостоятельной науки связано с выявлением ее соотношения с другими общественными науками. Социология предлагает научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов, она представляет другим наукам методику и технику изучения человека и его деятельности, а также методы измерения этой деятельности. Ближе всех к социологии находится антропология. Несмотря на то, что социология и антропология изучают общество – это совершенные разные типы обществ.

Социология тесно связана с такими науками как психология, политология, социальная философия, экономика, юриспруденция. Однако все эти науки имеют только им присущий предмет изучения. Социология рассматривает не одну сферу, как, например, экономика или политология, а общество как целое, в единстве и взаимосвязи всех его сфер.

Среди ученых еще не сложилось окончательного мнения о том, куда отнести социологию – в разряд социальных или гуманитарных наук. С одной стороны, социологию, наряду с психологией, экономикой, политологией, антропологией и этнографией относя к социальным наукам. К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствознание, культурологию.

Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки, в свою очередь, оперируют формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное знание. Эти науки отличаются также тем, что для гуманитарных дисциплин главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных главным выступает элиминирование от ценностей, культурных и духовных артефактов. Социология имеет много общего с философией, культурологией, историей, но также она тесно взаимодействует со статистикой, в своих исследованиях использует математические расчеты, опирается на эмпирический материал. Поэтому социологию можно отнести к наукам с двойственным статусом: она и социальная, и гуманитарная дисциплина.

3.Объект и предмет социологии. Понятие «социального».Объектом социологии является взаимодействие индивидов и социальных общностей в социально-культурном контексте общества (социальная реальность).Предмет социологии – это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность. Предметной областью социологии является изучение влияния общества на сознание, мотивацию поведения людей, а также понимание деятельности, поведения индивидов, обладающих свободой выбора, исходя из того, как они оценивают значения объектов социального мира в конкретных социальных и культурных условиях и как они, в конечном счете, сами творят социальные и культурные реалии.

Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит имеет свой социальный аспект.Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального:

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

4.Структура и методы социологического знания.В зависимости от критерия, положенного в основу научного познания, выделяются три уровня структуры социологического знания.

Первый тип структуры подразделяется на микросоциологию и макросоциологию.

Макросоциология изучает глобальные процессы общественного развития, включая возникновение новых социальных институтов и адекватных им механизмов мотивации социальной активности.Макросоциология как правило относится к фундаментальной науке.

Микросоциология изучает ментальность и поведение людей, их ценностные ориентации, межличностные взаимодействия в сравнительно небольших социальных группах, а также роли, которые они играют в этих группах.

Второй тип структуры уровней научного знания социологии представлен общесоциологическими теориями, теориями среднего уровня и конкретными социологическими исследованиями. Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития. Термин «теории среднего уровня» введен американским социологом Р. Мертоном. По его мнению, эти теории необходимы для социологического анализа конкретной группы фактов в отдельных областях знания. Теории среднего уровня позволяют обобщать и структурировать эмпирические социологические данные в пределах отдельных отраслей научного знания.

Третья типология структуры социологического знания представлена фундаментальной теоретической социологией, нацеленной на концептуальное осмысление реалий социальной жизни, и прикладной эмпирической социологией, изначально ориентированной на методы наблюдения и эксперименты.

Используемые методы сбора и обработки эмпирических данных имеют прежде всего прагматическую направленность – обоснование «социальных технологий» пригодных для совершенствования конкретных социальных структур и функций. «Современная социология представляет собой трехуровневый комплекс знаний (теорий, концепций, методов), основу которого составляют единство и взаимообогащение эмпирического и теоретического, обеспечивающее целостность социологической науки».

Методы социологии по масштабу применения подразделяются на общенаучные и частнонаучные; по уровню знания — на теоретические и эмпирические(Исследование, ориентированное на сбор и анализ данных с использованием методов, методики и техники социологического исследования); по этапам исследования – на методы сбора(опрос (анкетирование и интервью)наблюдение, анализ документов, эксперимент), методы обработки, методы анализа обработанной информации.

Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.

Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

вводная часть (введение в проблему),

основная часть (вопросы по проблеме),

заключительная часть (социальная).

Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

В ее структуре можно выделить общую социологическую теорию (общую социологию), частные социологические теории и, в качестве базового элемента, поставляющего материал для теоретического анализа, – эмпирическую социологию.

Общая социологическая теория– это системат.изложение наиболее общих законов, по кот. развивается обществ. жизнь, а т\е основных категорий и понятий, описывающих функц-ие общества и его элементов.В рамках общей социологии происходит теоретическое осмысление и включение в общую социологическую «картину мира» результатов, полученных в рамках частных социологич. теорий.

Частные социологические теории относят:

• социолог. направления, ориентированные на отдельные сферы деят-ти: экономическая социология, разрабат.социал. проблемы экономики; медиц. социология; социология менеджмента и др.;

• отрасли институциональной социологии, исследующие устойчивые формы организации и регулирования обществ. жизни: социология образования; социология брака, семьи, религии и др.

Под эмпирической социологией понимают не только «совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической инф-ии», но и сами результаты конкретных исследований.

5.Функции социологии.: 1)гносеологическая(теоретико-познавательная)-дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;

2)прикладная(управленческая)-предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;

3)прогностическая-на основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы — основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления;

4)функция социального контроля (информационная)- предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами;

5)идеологическая (воспитательная)- Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п. Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.

6. Предпосылки возникновения социологии.Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями, которые происходили в Европе в конце XVIII -начале XIXвв.

Великая Французская революция 1789 г.

Промышленная революция

Радикальные изменения в ментальности

Развитие естествознания

Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848г. Во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений.У людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество.К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Онииедложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О.Конт и другие «отцы-основатели социологии» — Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали над тем,как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами.Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания в обществе и выработки рекомендаций по его реформированию. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX века вело к быстрому росту городов – урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных, увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируется «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы, Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней». Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Появление социологии как науки носило объективный характер и было вызвано насущными потребностями развития социальной жизни, подготовлено всей историей развития знания.

7. Классический период развития социологии.Основателем социологии является французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он ввел в научный оборот термин «социология»,и первым сказал о том,что человеческое общество может и должно стать предметом научного изучения. Опираясь на труды своих предшественников, Конт выдвинул конструктивную идею, суть которой состояла в том, чтобы отделить социологию от философии и от других абстрактных наук, не базирующихся на опытном знании. Социологическая концепция его основывалась на «законе трех стадий», по которому каждое общество в своем развитии проходит три этапа: теологический, метафизический, позитивный. На первом из них в обществе господствуют религиозные представления, на втором главенствует философия, а на смену им приходит третий этап, позитивный, во время которого решающая роль переходит к позитивным, т.е. конкретным положительным знаниям.

О.Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент,он обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Двумя главными категориями социологии, согласно Конту, являются социальная статика и динамика. Социальная статика дает понимание условий установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом. Социальная динамика изучает последовательные этапы, которые проходит общество в своем развитии. В целом статика и динамика соотносятся с терминами порядка и прогресса.

Две идеи, берущие начало в работах Конта, просматриваются в ходе развития социологии: первая – применение научных методов для изучения общества; вторая – практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Герберт Спенсер (1820-1903) как один из основоположников органической школы, вслед за О.Контом, ввел в социологию идею изменчивости и «плавного» эволюционизма. Проводил аналогию между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. В свою очередь, это раскрывало возможность применения в социологии естественнонаучных методов.

Таким образом, Г.Спенсер сравнивал общество с биологическими организмами, а отдельные части общества с частями организма(в трехтомной «Основаниях социологии»), каждая из которых влияет на функционирование целого. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, Спенсер на этом основании ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем агентов регуляции. Он считал, что общество, подобно биологическим организмам, развивается от простейших форм к более сложным. «Естественный отбор» происходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных.

Выдающийся французский социолог-позитивист Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционистской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни». Дюркгейм считал, что предметом социологии является совокупность социальных фактов- всякий образ действия,способный оказывать на индивида внешнее воздействие(законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык и денежная система).

Его методологической позиции присущи две особенности: натурализм – теоретико-методологическая ориентация на методы естественных наук и социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности.

Центральной проблемой является проблема социальной солидарности. Социальная солидарность сплачивает общество, создает общественное целое.Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы, первая фаза — механической солидарности (доиндустриальное или традиционное общество); вторая фаза — органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).

Таким образом, классический этап развития социологии представлен именами таких известных ученых как О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм. Их взгляды сыграли выдающуюся роль в деле становления социологии как науки. Они явились основателями научных методов и исследовательской техники в области изучения общества.

С точки зрения немецкого социолога Макс Вебера (1864-1920), социология – это наука о социальном поведении, которое он стремился понять и истолковать. Вебер выделил элементарную частицу поведения индивида в обществе – социальное действие, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Макс Вебер – создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии ХХ века. Определяя сущность социального явления, он исходил из индивидуального сознания и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида.

В методологии М.Вебера выделяются следующие основные моменты: 1)концепция идеального типа;2)Метод причинно-следственного (каузального) объяснения; 3)Принцип сопереживающего понимания мотивов поведения; 4)Принцип отнесения к ценности.

Центральное место в его методологических конструкциях занимает концепция понимания. Это понятие он использовал как метод раскрытия сущности всей социальной реальности, всей истории человечества. В основе его концепции понимания лежало систематическое и точное исследование, а не просто «переживание» исторических событий.

М.Вебер ввел понятие «идеальный тип». Это- искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена.

Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять действительную сущность и общества в целом и его структуры. Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Он разработал теорию социального действия, т.е. действия сознательного, ориентированного на действия других людей. Действие становится социальным лишь тогда, когда действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано; действие, поведение людей соотнесено с поведением других, сориентировано.

М.Вебер выделяет два признака социального действия: субъективно подразумеваемый смысл и ориентация на поведение других людей.

На основании четырех типов мотивации М.Вебер выделяет четыре вида социального действия: целерациональное действие,ценностно-рациональное действие,аффективное действие,традиционное действие.

Таким образом, наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который (смысл) они сами в эти действия и поведение вкладывают.

В ХIХ веке сформировалась и завоевала широкое признание социологическая концепция марксизма. Методологией марксистской социологии, или исторического материализма, является идея материалистического понимания истории и формационный подход к историческому процессу.

Концепция общественно-экономических формаций К. Маркса основана на признании прохождения человечеством в своем развитии пяти ступеней, или формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Историческая смена формаций происходит в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями.

Главный вклад Маркса(1818–1883) в социологическую мысль – анализ социальной структуры общества, непосредственно основанной на убеждении, что, суть исторического процесса – борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы. Сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и владельцами средств производства. Связав общественное сознание с экономическими интересами классов, Маркс открыл новые возможности для научных исследований.

Согласно Марксу, в любой исторический период напряженность между антагонистическими группами – источник социальных изменений. Этим объясняется, почему капитализм сформировался в недрах феодализма. По Марксу, в конечном итоге социализм одержит победу над капитализмом. Борьба как причина социальных перемен – в этом сущность конфликтологической теории Маркса. Вклад Маркса в развитие социологической мысли, особенно в области анализа социальных классов и социальных изменений, сохраняет значение и в настоящее время.

8.Социология О.Конта.Основателем социологии является французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он ввел в научный оборот термин «социология»,и первым сказал о том,что человеческое общество может и должно стать предметом научного изучения. Основатель позитивистского направления.В «Иерархии основных наук» к фундаментальным наукам О.Конт относил математику, астрономию, физику, химию, биологию. Среди них, по его мнению, не хватает науки об обществе, ее еще предстояло создать, и ею должна стать социология. Предметом социологии, считал Конт, должна стать наука об общественных явлениях. Но поскольку социология появилась позже других общественных наук, то на ее долю приходится все то, что ими не изучается. Однако, в отличие от естественных наук, изучающих отдельные явления, социология должна изучать общественную систему, все социальные процессы и явления во взаимосвязи со всей жизнью общества. И здесь действует один принцип – от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же – это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод».

Опираясь на труды своих предшественников, Конт выдвинул конструктивную идею, суть которой состояла в том, чтобы отделить социологию от философии и от других абстрактных наук, не базирующихся на опытном знании. Социологическая концепция его основывалась на «законе трех стадий», по которому каждое общество в своем развитии проходит три этапа: теологический, метафизический, позитивный. На первом из них в обществе господствуют религиозные представления, на втором главенствует философия, а на смену им приходит третий этап, позитивный, во время которого решающая роль переходит к позитивным, т.е. конкретным положительным знаниям.

О.Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент,он обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Социологическая теория О.Конта состоит из двух частей: социальной статистики и социальной динамики. В задачи социальной статистики входило изучение человека, семьи, общества, условий жизни человека, всех социальных общностей, в которых действует человек. Существенной чертой социальной статистики является изучение личности как существа, наделенного духовной силой, принимающего участие в создании материальных и духовных ценностей, и в то же время существа внутреннего противоречивого. Поставив задачу – проследить взаимосвязь между личностью, семьей и обществом, О.Конт пытался выяснить, какова степень воздействия семьи на личность, и какая существует взаимосвязь между личностью и обществом. О.Конт исходил из того, что семья является основным социальным организмом общества, В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. В задачи социальной динамики, входило выяснение движущих сил в развитии общества, т.е.социальная динамика изучает последовательные этапы, которые проходит общество в своем развитии. В целом статика и динамика соотносятся с терминами порядка и прогресса. «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель», — вот основные принципы, лежащие в основе оценки О. Контом общественных явлений.

Две идеи, берущие начало в работах Конта, просматриваются в ходе развития социологии: первая – применение научных методов для изучения общества; вторая – практическое использование науки для осуществления социальных реформ. В целом социологическая концепция О. Конта явилась идеалистической, так как исторический закон в его истолковании представлял собой закон развития человеческого сознания, а не общественных отношений, определяющих все стороны жизни общества, включая идеологию. С позиции материализма теория О. Конта относится к социологии идеалистического толка, которая считает определяющими факторами развития общества идеи, а не материальные условия, повлекшие их возникновение.

9. Социология социального факта Э.Дюркгейма.Выдающийся французский социолог-позитивист Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционистской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни».

Дюркгейм считал, что предметом социологии является совокупность социальных фактов- всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее воздействие(законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык и денежная система).По его мнению социальные явления нельзя рассматривать как просто индивидуальные психологические факты. Индивид находит соц.факты в обществе готовыми, и они осуществляют на него такое давление и так, что он должен им подчиняться. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками: объективное существование, т. е. не зависящее ни от какого отдельно взятого индивида; способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительной силой, а значит, детерминировать его действия.

Его методологической позиции присущи две особенности: натурализм – теоретико-методологическая ориентация на методы естественных наук и социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, который считают одной из разновидностей социологического реализма. Основная особенность направления социологизма заключалась в противопоставлении себя номинализму. Социологический реализм провозглашает в качестве своей парадигмы необходимость и требование признавать в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество. Структуру социологии, по Э. Дюркгейму, должны составлять три основные отрасли: морфология, физиология и общая социология. Социальная морфология подобно анатомии должна заниматься изучением того, как устроено общество и каковы материальные формы проявления его структуры: социальные организации, состав и плотность народонаселения, распределение по занимаемой территории и т. д. Социальная физиология изучает различные сферы жизнедеятельности общества и разделяется на ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и т. п. И, наконец, общая социология синтезирует достижения и выводы двух первых разделов и устанавливает наиболее общие социальные законы.

Центральной проблемой является проблема социальной солидарности. Социальная солидарность сплачивает общество, создает общественное целое.Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы, первая фаза — механической солидарности (доиндустриальное или традиционное общество); вторая фаза — органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).

10. Социологические идеи М.Вебера.С точки зрения немецкого социолога Макс Вебера (1864-1920), социология – это наука о социальном поведении, которое он стремился понять и истолковать. Вебер выделил элементарную частицу поведения индивида в обществе – социальное действие, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Макс Вебер – создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии ХХ века. Определяя сущность социального явления, он исходил из индивидуального сознания и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида.

В методологии М.Вебера выделяются следующие основные моменты: 1)концепция идеального типа;2)Метод причинно-следственного (каузального) объяснения; 3)Принцип сопереживающего понимания мотивов поведения; 4)Принцип отнесения к ценности.

Центральное место в его методологических конструкциях занимает концепция понимания. Это понятие он использовал как метод раскрытия сущности всей социальной реальности, всей истории человечества. В основе его концепции понимания лежало систематическое и точное исследование, а не просто «переживание» исторических событий.М.Вебер ввел понятие «идеальный тип». Это- искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена.

Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять действительную сущность и общества в целом и его структуры. Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Он разработал теорию социального действия, т.е. действия сознательного, ориентированного на действия других людей. Действие становится социальным лишь тогда, когда действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано; действие, поведение людей соотнесено с поведением других, сориентировано.

М.Вебер выделяет два признака социального действия: субъективно подразумеваемый смысл и ориентация на поведение других людей.На основании четырех типов мотивации М.Вебер выделяет четыре вида социального действия: целерациональное действие,ценностно-рациональное действие,аффективное действие,традиционное действие.

Таким образом, наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который (смысл) они сами в эти действия и поведение вкладывают.

11.Современные западные социологические парадигмы.Понятие «парадигма» введено в научный оборот американским философом и историком науки Т. Куном в 70-х гг. ХХ века, и означает совокупность фундаментальных оснований научного знания. Часто под парадигмой понимают крупные теории или группу теорий(классическую и современную,начиная с 80-х годов ХХ века).С конца 80-х годов возникает принципиально иной тип общества, который в науке называют информационным, постмодернистским, посттрудовым, постиндустриальным и т.д. Это общество базируется на информационной основе. В качестве фактора, определяющего общественное устройство рассм. информация. Личность в этом обществе имеет иные потребности,установки,мотивы поведения, которые выходят за пределы материальных устремлений. Взаимодействия людей начинают выходить за рамки трудовых отношений и реализуются во всех сферах жизни.

Парадигма постиндустриального общества складывается на волне острой критики индустриального общества, для которого характерны экологические катастрофы, беспрецедентное имущественное неравенство, экономические кризисы и т.д.. Все концепции в рамках современной парадигмы основаны на единой методологической основе – индустриальное общество исчерпало свои возможности, оно объективно должно перерасти в постиндустриальное.Главные приоритеты – общечеловеческие ценности и выживание человечества. Главный системообразующий фактор информация, а не труд.

Созданные в рамках этой парадигмы концепции Д. Белла, Э. Тоффлера, Э. Гидденса и др. выделяют те или иные  факторы становления постиндустриального общества, раскрывают контуры грядущей цивилизации, выявляют особенности социальных институтов и социального поведения людей.

Концепция Д. Белла. Определяющими факторами постиндустриального общества американский ученый считает теоретическое знание как организующее начало общественной системы, а также «кибернетическую революцию», которая обусловит технологический рост в производстве товаров.Будущее общество видится ему в совокупности пяти компонентов: в сфере экономики – переход от производства товаров к производству услуг; в сфере занятости – преобладание класса специалистов и техников; осевой принцип – ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе; предстоящая ориентация – контроль над технологиями и технологическими оценками деятельности; процесс принятия решений – создание новой интеллектуальной технологии, связанной с ЭВМ. Эти компоненты подчиняют экономическую политику социальной, а сама социальная политика становится социальной инженерией.

Концепция Э. Тоффлера Американский ученый различает три волны развития человеческой истории. Первая, доиндустриальная, или сельскохозяйственная цивилизация просуществовала до середины 17-18вв. и была основана на простом разделении труда.Вторая, индустриальная, или промышленная цивилизация.С одной стороны повысилась материальная обеспеченность людей на основе рыночных отношений,  с другой, — произошла потеря индивидуальности, потребление и культура стали массовыми,произошел отрыв людей от природы и т.д. Третья цивилизация является информационно-компьютерной. Информационные технологии преобразуют инфраструктуру и образ жизни людей:  потребление, культура и средства массовой информации будут демассифицированы; режим труда человека перестанет подчиняться синхронному ритму машин, а будет планироваться в соответствии с биологическими ритмами самого человека, жилище станет электронным и т.д.

Концепция Э. Гидденса. По  мнению английского социолога следует выделить следующие факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на социальные процессы в будущем: исключительно высокие темпы технологического обновления на основе использования информационной технологии и микроэлектроники; разрушение традиционных отраслей производства западной экономики и  их перемещение на восток; расширение глобальных связей между индустриальными странами; крупные сдвиги в сферах культуры и частной жизни, связанные с изменениями гендерных отношений; сохранение существенного неравенства между богатыми индустриальными странами и бедными странами третьего мира; зыбкий баланс между возможностью длительного глобального мира и ядерной катастрофой.По глубокому убеждению Гидденса автором всех социальных институтов является человек, который сам творит свою историю.

12.Развитие социологии в Казахстане. Краткий анализ.В 1987г. учреждено Казахское отделение советской социологической ассоциации.В 1988г. открыто социологическое отделение на базе философско-экономического факультета КазГУ.В 1988г. открыты Республиканский центр изучения общественного мнения (РЦИОМ) и Социологический центр при Институте экономики АН КазССР.Созданы социологические центры: Информационно-аналитический центр Аппарата Президента РК, РЦИОМ, Информационно-аналитическая служба Парламента РК, Отдел анализа при министерстве культуры, информации и общественного согласия РК.Общественные опросы и маркетинговые исследования проводятся частными центрами: БРИФ; Центр социологического исследования Института развития Казахстана; ЦЕССИ-Казахстан (Институт сравнительных социальных исследований); Ассоциация независимых политологов и социологов; КОМКОН-2 Евразия.

Ведущими социологами Казахстана являются ученые: Аитов Н., Биекенов К., Габдуллина К., Жаназарова А., Тажин М., Садырова М., Сейдуманов С., Абдирайымова Г., Дарменова Б., Джаманбалаева Ш., Садвокасова А., Шаукенова З.

Казахстанские социологи активно работают в исследовательских центрах, проводят социологические исследования, результаты которых направлены на исследование и решение многих социальных поблеем казахстанского общества. Результаты научных исследований публикуются в монографиях, научных трудах, публикуются в научных журналах. Казахстанские социологи принимают участие в международных, республиканских, региональных конференциях. Они прилагают немалые усилия в создании и упрочении социологической науки в Республике. Благодаря их усилиям в Казахстане были проведены Конгрессы социологов Казахстана: 2002 г. — I Конгресс социологов Казахстана; 2005 г. – II Конгресс социологов Казахстана; 2008 г. – III Конгресс социологов Казахстана в рамках II Конгресса социологов тюркоязычных стран; 2011г. – IV Конгресс социологов Казахстана.

13.Общество как социальная система.С позиции системного подхода, общество рассматривается как социальная система. Понятие «система» используется для объяснения социальных и природных явлений с помощью анализа устойчивых взаимосвязей элементов, составляющих единое целое. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов. Общество — это целостная система. Оно складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество.Общество – это социетальная система – система явлений и процессов, рассматриваемых на уровне общества в целом, включающая взаимодействие основных структур общества – экономической, социальной, политической, идеологической.Исходя из принципов структурного функционализма, общество объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.

Основатель структурно-функционального анализа в социологии Т.Парсонс проводил анализ социальной системы не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система как таковая существовать не может.

14.Социальные институты, их роль в обществе. Соц. институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на роли и статусы в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Социальные институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Социальные институты появляются в обществе как крупные не планируемые продукты социальной жизни.

Основных фундаментальных потребностей, важных для всех всего пять, и соответственно с этим формируются основные социальные институты общества. Это: семья, государство, экономика, образование, религия.

Одним из первых социологов,обративших внимание на соц. институты как специфич. конструкции отношений в обществе, был Г. Спенсер. В совр.отечест. лит-ре подчеркивается роль соц.институтов как основных компонентов соц. структуры общ-ва, интегрирующих и координирующих индивид. действия людей. Институты упорядочивают соц. отношения в отдельных сферах жизни общества.

Соц. институты, существ-ие в наст. время, появились не сразу. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни с пом. выработки обычаев, традиций, устанавливающих определенные нормы и правила поведения. Так, первый институт экономики – производство – возник около 2 млн лет назад.

Процесс формирования и развития соц. институтов называется институционализацией.

Основные, удовлетворяющие основные жизненные потребности общества,институты:

• в воспроизводстве человеч. рода – институты семьи и брака;

• в безоп-ти и соц. порядке – институты гос-ва (армия, органы охраны правопорядка, судебная система и пр.) и политики;

• в обеспечении средств существования – эконом. институты;

• в получении и передаче знаний, социализации – институты науки, образ-ия, культуры;

• в решении духовных проблем – институты религии, общественной интеграции.

Частные (неосновные) соц. институты, явл-ся частями первых.

Функция соц. института – это та польза, которую он приносит обществу. Универсал.ф. институтов явл-ся: закрепления и воспроизводства обществ. отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная.Основ. ф., выполняемые институтами, не остаются неизменными. Так, ранее церковь выполняла ф. передачи знаний и воспитания. Со временем эти функции перешли к институтам образования.Функции и дисфункции институтов общ-ва м\т б\ь явными и латентными, скрытыми. Первые – осознаваемые и произвольные, вторые – неосознаваемые.

15.Основные признаки институтов.Каждый институт обладает необходимыми средствами и ресурсами.

Общие черты и особенности социальных институтов: установки и образцы поведения, символические культурные признаки, утилитарные культурные черты, кодекс устный и письменный, идеология.

Функцией социального института следует называть ту пользу, которую он приносит обществу.Основная функция социальных институтов – удовлетворение социальных потребностей. Кроме того институты выполняют следующие функции: закрепление и воспроизводство общественных отношений; регулятивная функция (регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения); интегративная функция –процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальной группы; транслирующая функция – возможность передавать социальный опыт; коммуникативная функция

Наряду с явными функциями существуют латентные функции. Явные функции непосредственно связаны с удовлетворением тех или иных потребностей людей. Значение латентных функций в жизни людей огромно. Их анализ позволяет получить полную картину взаимозависимости различных институтов, их способность выполнять «неожиданную» для общества в целом, для других институтов роль.

16. Социальная общность, определение, виды социальных общностей.Социальная общность — форма объединения людей. Разновидности социальных общностей:1. Мнимые общности:( отсутствие взаимных социальных действий, солидарности, при наличии совпадающих целей и интересов)

А) категории (выявленные исследователями с целью статичных исследований множества)

Б) агрегации (объединения людей пространственно находящихся в одном месте)

В) массы (действия, но не социальные объединения людей с массово-типическим поведением)

2. Контрактные общности: «ориентация на другого».

А) аудитория (разовые, кратковременные, узконаправленные; взаимодействие лектора (певца, актера, ведущего) и слушателей

Б) толпа (спонтанность, временная общность людей, территориально локализованная). Разновидности толпы: случайная, конвенционная (люди обмениваются знаниями, мнениями и интересуются сами), действующая (активная), экспрессивная (обмен чувствами)

3. Социальные круги: профессиональный, друзей, одного социального положения; собравшихся вместе для удовлетворения таких социальных потребностей, как общение, признание, внимание к себе, забота о других.

4. Институализированные общности (социальные группы): единство, основанное на устойчивых, самовозобновляющихся взаимодействиях, отличающихся наличием общей групповой цели, единым «мы-сознанием» (конформизм), общих ценностей и

норм.

17.Социальные группы в жизни общества.Социальная группа: единство, основанное на устойчивых, самовозобновляющихся взаимодействиях, отличающихся наличием общей групповой цели, единым «мы-сознанием» (конформизм), общих ценностей и норм. Устойчивость связей в группе обусловлена, зачастую, ожидаемым вознаграждением или получением следующих выгод: 1) объединяясь с другими ради общего дела индивид надеется решить те свои проблемы, которые в одиночку решить невозможно или рискованно; 2) объединяясь с другими, проявляя готовность к взаимопониманию индивид надеется в тяжелую минуту получить помощь, поддержку от многих других; 3) отстаивая авторитет группы индивид надеется, что этот авторитет повысит и его собственный.

Типы социальных групп:

1. Социально-демографические (аскриптивные) — группы, формирующиеся по принципу: территориальному, родства, возраста, пола, расы, этноса.

2. Статусные группы — профессиональные, классовые (по сословиям, кастам).

3. Целевые группы или организации — коллективы, специально созданные для обслуживания социальных институтов, социально-демократических и статусных групп.

4. По численности — большие, средние, малые. Малые группы — устойчивые объединения, характеризующиеся прямыми взаимодействиями и небольшим количеством участников (от 2-3 до 20-25).

5. Формальные и неформальные группы.

6. Первичные (семья, круг знакомых) и вторичные группы.

Соц.гр.в жизни общества играют важную роль,т.к. человек,развиваясь,постоянно взаимодействует с соц.группами.

18.Основные признаки малых групп.Малые группы — устойчивые объединения, характеризующиеся прямыми взаимодействиями и небольшим количеством участников (от 2-3 до 20-25). Количественные признаки малой группы-ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность-возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность- социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек.

Чаще всего ученые указывают на следующие признаки малой группы:

1. Признак по количеству членов малой группы.

2. Стабильность состава. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

3. Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.

4. Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения,а в группе из 7 — 120 связей.

5. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы.

6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из 6 — 7 человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14—15 человек.

7. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее.

8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимулируются другие поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы.

9. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку является собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

19.Социальные свойства и функции культуры.Функции культуры разнообразны. Важнейшая из функций культуры – передача, трансляция социального опыта от поколения к поколению, от одной страны к другой – выступает в роли социальной и политической памяти человечества. Культура выполняет гносеологическую или познавательную функцию.

В любом обществе культура выступает в роли регулятора поведения, поступков и действий людей, отбора материальных и духовных ценностей, т.е. реализует регулятивную, или нормативную функцию. Культура также представляет собой определенную, сложносоставную и смысловую знаковую систему, которую нужно уметь понимать и расшифровывать, т.е. речь идет о ее знаковой, или семиотической функции.Не зная сущности и специфики языка науки, религии, искусства, сакрального смысла политики, власти невозможно понять их содержание. Качественное состояние культуры отражает ее ценностная, аксиологическая функция.

Т.о. ф.культуры:производство, накопление и распространение ценностей; трансляция социального опыта; социализация индивида; познавательная (гносеологическая); преобразовательная; проективная; регулятивная (нормативная); ценностная (аксеологическая); семиотическая; коммуникативная

20.Культурные универсалииОбщими чертами, свойственными всем культурам, являются культурные универсалии.

Культурные универсалии – это такие элементы культуры, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства общества

Культурные универсалии существуют потому, что удовлетворяют наиболее важные потребности. К нимотносятся: язык, религия, символы, украшения, спорт, изготовление орудий труда, подарки, запрет кровосмешения.

21. Многообразие культур.Материальная культура–физические артефакты или предметы-представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода,т.е. это часть общей системы культуры, включающая всю сферу материальной деятельности и ее результаты.

Нематериальная (духовная) культура включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми.Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека

Культура многообразное и многомерное общественное образование. Она включает в себя: культуру производства, культуру земледелия, культуру управления, культуру религии, культуру быта, культуру политики, культуру экономики

Культура также характеризует особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (правовая культура, политическая культура, культура труда). Кроме того, в культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура сословия, класса), общества в целом

Возможно также рассмотрение культуры как системы, включающей в себя три типа системообразующих связей или три разных интегративных уровня связи:1)Эмпирический. На этом уровне культура представлена различными культурными учреждениями;2)Функциональный.Это — нормы, верования, традиции, формы производства и распределения;3)Ценностный.Он представлен наличием ценностей и значений.

Культура это сложная многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. Выделяют мировую и национальную культуру.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов.Национальная культура — синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.Культура является объектом изучения всех без исключения гуманитарных и общественных наук.

22. Отклоняющееся (девиантное) поведение-отклонение в поведении личности, социальных групп от установленного порядка, принятых норм. Выд. 3 группы форм отклоняющегося поведения, различающиеся по степени нарушения социальных норм:1)собственно девиантное;2) делинквентное;3) криминальное (преступное).

К основным формам девиантного поведения относят: пьянство и алкоголизм; употребление наркотиков; преступность; самоубийство; проституцию; гомосексуализм.

Девиация-это явление не укладывающиеся в рамки принятых норм. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам(правонарушения, проституция, пьянство, наркомания)

Компоненты девиации:человек,которому свойственно определенное поведение; ожидание или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения; другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение.

Социология рассм.нарушение заведенного порядка прежде всего как болезнь-но не индивидов,а всего общества,его соц.взаимосвязей,структуры.

Сам по себе термин «девиантность» охватывает самый широкий спектр поступков и способов поведения. Его применение просто означает констатацию того факта, что данное индивидуальное поведение отклоняется от принятого обществом. Причем отклонение может быть как негативным, так и позитивным. Для обозначения специфически деструктивных форм поведения, опасных для общества, применяются понятия «делинквентное поведение» и «криминальное (преступное) поведение».

Собственно девиантное поведение – это такое поведение, которое не является нарушением уголовного законодательства, т.е. не является противоправным, а просто не совпадает с принятыми в обществе стандартами- любые отклонения от принятых норм поведения как в негативную, так и в положительную сторону. «Делинквентное поведение» — совокупность противоправных поступков, не подпадающих под уголовное наказание, но уже являющихся незначительным правонарушением.

Если поведение, не одобряемое общественным мнением, называется девиантным, то поведение, которое не одобряется законом – делинквентным.

Аномалия-это крушение норм,безнормность,котор.характеризует состояние общ-ва,его соц.структур.Это серьезный соц.недуг общ-ва, не имеющего и не соблюдающего общепринятых норм поведения;соотв-но отсутствуют и эффективный соц.контроль,поэтому санкции не применяются или применяются от случая к случаю.

Основы социол. теории девиации заложил Э. Дюркгейм-идея аномии– состояния общества, характер-ся «упадком норм, управляющих соц. взаимодействием». Р. Мертон, опираясь на идею Э. Дюркгейма, разработал свою концепцию аномии. Базовой причиной девиантного поведения считал разрыв между социально одобряемыми целями и возм-ми их достижения индивидом в рамках социально одобряемых средств. В соотв-ии с его гипотезой была выстроена класс-ия возможных типов поведения в зав-ти от сочетания этих двух факторов:конформизм, единственный не отн-ся к отклоняющемуся поведению, остальные четыре в той или иной степени – девиация.

Инновация– тип поведения, при кот. человек, разделяя культурные цели данного общ-ва, выбирает неодобряемые в этой культуре средства их достижения. Причем эти средства м\т б\ь не обязательно криминальными, но просто непривычными для данного общества или социальной общности.

Ритуализм имеет место, когда социально одобряемые цели не только отвергаются людьми, они м\т оставаться как лозунг, не имеющий содержания, а применение социально одобряемых средств для их достижения становится самоцелью.

Ретритизмотказ от принятых обществом целей и средств их достижения, зачастую сознательный. Бунт, мятеж– радикальное отвержение старых норм и выдвижение новых, стремление не приспособиться к обществу, а изменить его.

23. Социологическое понимание культуры.Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Изменяя окружающий мир человек изменяется сам. Любое общество проявляет, реализует, развивает и осознает себя в культуре. По ее характеристикам и особенностям можно составить научное представление о духовном облике цивилизации, народа, группы, индивида; нравственных доминантах общественной жизни.

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.Культура является объектом изучения всех без исключения гуманитарных и общественных наук. Социологи исследует деятельностные и поведенческие аспекты культуры, ее место и роль в обществе.

В культуре раскрывается весь духовный мир человека. В качестве духовного образования культура включает в себя ряд элементов: язык, ценности, символы, типичные связи и взаимодействия, систему культурных артефактов.В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень различают три формы культуры – элитарную, народную и массовую.Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. В соц. т\е сущ. несколько социолог. определений культуры, зачастую кардинально не совпадающих друг с другом. Самым распространенным противоречием в этих определениях является различие между обобщенным пониманием культуры, как всего, что создано человечеством, и отнесением к культуре лишь нематериальных элементов – знаний, убеждений, искусства, морали и т. п.

24.Динамика культуры.Культура человеческого сообщества за время своей истории претерпела огромные изменения. Изменения в культуре, т.е. формирование новых для данного общества идей, способов деятельности, норм поведения, ценностей, вызывается двумя взаимодействующими группами причин:

внутренними, возникающими и реализующимися в процессе саморазвития данного общества, его культуры

внешними, возникающими в процессе взаимодействия с другими культурами.

Изменение культуры происходит в форме саморазвития, в распространении и закреплении культурных инноваций, в результате взаимодействия культур, в форме добровольного заимствования культур, а также вынужденного заимствования культур и форме навязывания культуры.Модификацию или изменение культуры во времени и пространстве описывает культурная динамика

Источники и факторы культурной динамики: открытие, изобретение, обращение к культурному наследию, диффузия, синтез.

Ни одна культура не является статичным образованием — в ней всё всегда находится в движении, вся она — постоянно длящийся бесконечный поток событий и процессов. Определить культурную динамику на каком-то отрезке времени значит выделить в той или иной ее области такие изменения, которые приобрели упорядоченный, векторный характер.

Одной из наиболее широко используемых характеристик эволюции культуры выступает периодизация исторического развития: культура первобытного общества, культура Древнего мира, культура Средних веков,культура Нового времени. В основе данной исторической шкалы заложено представление о развитии той или иной культуры как о линейно-поступательном движении от простого к сложному, которое предложили в XIX в. эволюционисты. В соответствии с этим представлением выделяется несколько стадий и модификаций культурной практики разных народов: культура архаического типа (как правило, это бесписьменные культуры), культура традиционного типа, культура современного типа. В свою очередь традиционные и современные культуры дополнительно членятся в зависимости от ведущих форм хозяйственных занятий и степени развития экономики. Среди традиционных культур известны землепашенная, скотоводческая кочевая или полукочевая, скотоводческая оседлая культуры. Все эти разновидности объединяются под названием культуры доиндустриального общества.

В культуре современного типа выделяются следующие стадии: культура индустриального и культура постиндустриального общества. Так, каждому типу и стадии соответствуют собственные разновидности хозяйствования; формы социальной регуляции и коммуникативных связей.

В современном мире сосуществуют различные типы культурной динамики, т. е. оказывается возможным синхронное существование исторически разнотипных культур. Под факторами культурных изменений понимаются те движущие силы, источники и условия их реализации, которые лежат в основе данных изменений. Их длительное взаимодействие между собой создает эффект исторической самоорганизации культуры. В определенных условиях действие тех или иных факторов выходит на первый план, что в рамках научного анализа рассматривается как причина конкретных изменений и сдвигов. Типы факторов, лежащих в основе культурных изменений: Природно-ресурсные факторы связаны с наличием или истощением необходимых для общества ресурсов окружающей среды. Фактор пространственного размещения культурных форм связан с тем, что более плотное их размещение на территории (например,в городах), насыщенность культурных признаков в исторических центрах предполагают интенсивные изменения в обществе.Фактор социальных институтов и отношений динамизирует одни культурные изменения и тормозит другие. Действие этою фактора проявлется в таких разнообразных социальных явлениях и процессах, как неравновесность стратификационного деления; смена поколений. Духовно-идейный фактор включает в себя идеи, ценности, целостные программы культурной активности.

Формы культурной динамики: отличаются друг от друга направленностью культурных изменений, их содержанием, интенсивностью,результатами.1)Изменения по кругу, когда развитие какого-либо общественного организма, культурного явления, пройдя через определенные циклы, завершается первоначальным состоянием. (циклическими) Культурный застой характеризуется как состояние длительной неизменности, повторяемости культурных норм, ценностей,смыслов. Вместе с тем застой следует отличать от наличия в любой культуре устойчивых традиций и обычаев. Застой наступает тогда, когда традиции доминируют над инновациями,подавляя их и снижая адаптационный потенциал культуры.Если изменения в конечном итоге ведут к обогащению и дифференциации культуры в целом, то они рассматриваются как позитивные и необходимые. Многообразие форм культурных изменений позволяет видеть,что культурная динамика складывается в результате действия разнонаправленных, порой до противоположного вектора,процессов и тенденций.

К основным проявлениям культурной динамики относятся:Культурная адаптация – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира. Культурная ассимиляция – процесс утраты прежних культурных параметров и полного перехода на новые. Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Культурный конфликт – критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, группами, личностью и группой, группой и обществом. Межкультурная коммуникация – это коммуникация, основанная на символическом взаимодействии между представителями (индивидами и группами) разных культур.

25. Структурные компоненты культуры:

Язык и другие знаки, значения и коды как символика, выражение смысла действий и средства коммуникации; Язык – система символов, кот. позволяет людям общаться друг с другом. Язык яв-ся не т\о средством коммуникации, но и обеспечивает культурную трансмиссию, т. е. процесс передачи культуры след. поколениям или другим культурам.

Ценностная система (ценности) как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий, норм, нравов; смысложизненные ценности (представления о смысле жизни), универсальные (представления об образовании, труде, благосостоянии), ценности общественного признания (происхождение, работа), политические ценности (представления о власти, демократии). Ценности – это культ. стандарты должного в рамках данной культуры. Они предст. собой нравств. принципы, лежащие в основе убеждений– определенных утверждений, кот. счит. истинными в данной культуре.

Символы, понятия и смыслы, которые придаются действиями; образцы и эталоны социального поведения, деятельности в любой сфере общества; Символы – все, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры. Люди настолько зависят от символов своей культуры, считая их само собой разумеющимися, что часто испытывают культурный шок, попадая в другую культуру

Типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные);

Система культурных артефактов(предмет изготовленный, сделанный человеком)

Нормы – правила и ожидания, принятые в обществе, с пом. кот. общ-во воздействует на поведение своих членов.

К базисным элементам духовной культуры относят кроме ценностей обычаи, нравы, законы. Они составляют разновидность культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную систему культуры, как дополнительные ее элементы. Культурные нормы разновидности социальных норм. Обычаи, нравы, законы – базисные элементы нормативной системы. Культура неотделима от традиций. Традиция – это механизм воспроизводства, процесс передачи из поколения в поколение культурных норм и черт.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень различают три формы культуры – элитарную, народную и массовую.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Общими чертами, свойственными всем культурам, являются культурные универсалии.(язык, религия, символы, украшения, спорт, изготовление орудий труда, подарки, запрет кровосмешения).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: