Социально-экономическая безопасность


1. Финансовая безопасность.

2. Инновационно-технологическая безопасность.

3.

4.

1.

Финансовая безопасность — это состояние финансово-кредитной сферы государства, которое характеризуется сбалансированностью и качеством финансовых инструментов, технологий, услуг, устойчивостью внутренним и внешним негативным фактором, а также способностью этой сферы обеспечивть национальные интересы.

Основными критериями финансовой безопасности являются:

1) стабильное развитие денежно-кредитной, валютной, бюджетной, налоговой и банковской систем.

2) устойчивость к внутренним и внешним негативным влияниям.

Для обеспечения финансовой безопасности необходимо осуществлять постоянный мониторинг её индикаторов:

1) дефицит гос.бюджета.

2) учётная ставка НБУ.

3) степень долларизации экономики (отношение депозита в ин.валюте к отечеств)

4) валютный курс.

5) доля налогов ВВП (налоговая нагрузка).

6) уровень перераспределения ВВП через сводный бюджет Украины (сумма гос. и местного бюджета).

Основные направления обеспечения финансовой безопасности:

1) стабильность денежной единицы.

2) снижение уровня инфляции (нормальный уровень до 5%).

3) поддержание положительного внешнеторгового баланса (экспорт > импорт — активный).

4) увеличение капитализации банков (чтобы банки больше пользовались собственными средствами, чем заёмными).

2.

Иновационно-технологическая безопасность — это способность научно-технического потенциала генерировать положительные изменения в экономике. Главной проблемой для экономики Украины является нарушение темпа инновационного развития. Причины:

1) сокращение бюджетных ассигнований на науку (уменьшение финансирования).

2) снижение доли занятых в научно-технической сфере.

3) устаревшая материально-техническая база.

4) снижение уровня финансирования науки в ВУЗах.

Основные направления обеспечения иновационно-технологической безопасности:

1) заключение международных соглашений о иновационно-технологическом сотрудничестве.

2) расширение украинского технологического присутствия на международных рынках.

3) обеспечение защиты интеллектуальных прав собственности.

4) замещение импорта технологий отечественными разработками.

3.

Энергетическая безопасность — это защищенность государства, общества, граждан от угроз дефицита или нарушений в обеспечении необходимых нужд в энергии, топливно-энергетических ресурсов как при нормальных условиях, так и чрезвычайных ситуациях.

Главной проблемой энергетической безопасности в Украине является энергоёмкость экономики.

Причины, влияющие на энергетическую безопасность Украины:

1) высокие цены на энергетические ресурсы.

2) кризис неплатежей.

3) зависимость от государственных спортеров.

4) перебои в снабжении энергоносителями в случае крупных аварий.

Направление обеспечения энергетической безопасности Украины:

1) — это усовершенствование нормативно-правовой базы относительно тарифного регулирования цен.

2) диверсификация источников энергетических ресурсов.

3) укрепление собственной энергетической базы.

4) использование нетрадиционных способов получения энергии.

Продовольственная безопасность — это такое состояние, при котором все члены общества фактически пользуются правом на приемлимое питание, продовольственные ресурсы, а у государства имеется необходимое количество продовольствия.

Критерием продовольственной безопасности является обеспечение достаточным количеством питания всех граждан при нормальных условиях и минимально необходимым количеством при чрезвычайных обстоятельствах.

Основной проблемой продовольственной безопасности является недостаточное потребление пищевых продуктов в расчёте на одного человека (это обусловлено недостаточным уровнем дохода населения). На уровне государства существует проблема производства в недостаточном количестве сельскохозяйственной продукции (растениеводства и животноводства).

4.

Внешняя экономическая безопасность — это минимизация убытков государства от действия внешних негативных экономических факторов. Создании благоприятных условий для развития экономики и активном участии в международном разделении труда. Уровень внешнеэкономической безопасности характеризуется основными её индикаторами:

1) Коэффициент покрытия импорта экспортом.

2) Товарная структура импорта и экспорта.

3) Сальдо внешнеторгового баланса.

4) Коэффициент открытости национальной экономики (отношение объёма внешней торговли к ВВП).

5) Доля иностранных инвестиций ВВП.

6) Доля экспорта на душу населения.

Направление обеспечения внешнеэкономической безопасности:

1) усовершенствование таможенного законодательства.

2) гос.поддержка продвижения украинской продукции на внешних рынках.

3) налоговые льготы и налоговые каникулы экспортерам.

4) усовершенствование товарной отраслевой структуры.

5) проведение научных исследований во внешнеэкономической сфере.

Тема 3. Угрозы экономической безопасности и её индикаторы.

1. Теоретическая сущность угроз.

2. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.

3. Индикаторы экономической безопасности.

1.

Сущность экономической безопасности раскрывается в системе критериев, показателей и пороговых значений. Однако решающие значения имеют не сами показатели, а их предельные значения. Приближение к ним свидетельствует о росте угроз социально экономической стабильности общества, а превышение предельных значений о реальной угрозе экономической безопасности.

Угрозы экономической безопасности — это явные или потенциальные действия, которые усложняют, или делают невозможным реализацию национальных экономических интересов, а также создают опасность для социально экономической и политической системы, общества государства.

Классификация угроз:

1) по месту возникновения:

- внутренние;

- внешние;

2) по возможности осуществления:

- реальные;

- потенциальные;

3) по продолжительности действия:

- временные;

- постоянные;

4) по масштабам осуществления:

- общенациональные;

- локальные;

- индивидуальные;

5) по отношению к угрозам:

- объективные;

- субъективные;

6) по характеру действия:

- прямые;

- косвенные.

Необходимо измерить уровень угрозы:

Ку=Ру/Пу, где:

Ку — уровень угрозы (коэффициент);

Ру — реальное значение определенного показателя экономической безопасности;

Пу — Предельное значение определенного показателя экономической безопасности.

Немногочисленные экономические угрозы представляют опасность для экономической безопасности. Так, например, некоторые угрозы в краткосрочной перспективе могут стать стимулами для экономического развития в будущем. Системы экономической безопасности государства состоит из двух подсистем:

1. Подсистема экономической безопасности государства.

2. Подсистема экономической безопасность граждан.

При этом каждый элемент этой системы может быть относительно другого элемента как источником угрозы, так и гарантом безопасности.

2.

Внутренние угрозы экономической безопасности:



1) Низкий технологический уровень большинства отраслей экономики Украины.

2) Неэффективность гос.управления.

3) Рост масштабов теневой экономики.

4) Криминализация экономики.

5) Низкая инвестиционная активность.

6) Высокий уровень монополизации экономики.

7) Энергетический кризис.

8) Низкий платежеспособный спрос населения.

9) Неадекватность законодательства.

Внешние угрозы экономической безопасности :

1) Импортозависимость Украины.

2) Нерациональная структура экспорта.

3) Недостаточный экспортный и валютный контроль.

4) Перемещение за границу интеллектуальных и трудовых ресурсов.

5) Неразвитость транспортной инфраструктуры.

6) Неразвитость финансовой инфраструктуры.

3.

Система показателей индикаторов, которые получили количественное выражение, дает возможность сигнализировать об опасности и принимать меры по её предупреждению. Существуют следующие группы показателей-индикаторов:

1. Показатели экономического роста (Динамика и структура национального производства; объёмы и темпы промышленного производства и т.д.).

2. Показатели, характеризующие качество жизни (ВВП на душу населения; обеспеченность материальными благами; количество трудоспособного населения и т.д.)

3. Общеэкономические показатели (ВВП; уровень инфляции; уровень безработицы; национальный доход и т.д.).

4) Показатели, характеризующие природно-ресурсный и научно-технический потенциал (количество ресурсов на душу населения; объёмы добычи ресурсов; объёмы финансирования научно-технической сферы; количество внедренных зобретений и т.д.).

Предельные значения — это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию экономики и приводит к формированию негативных тенденций в сфере экономической безопасности. Приближение к этим величинам свидетельствует о наростании угроз, а превышении их о наступлении кризиса. Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в допустимых границах своих предельных значений.

Критериями экономической безопасности целесообразно выбирать группу показателей, которое отображает реальное состояние экономики.

Тема 4. Сущность и оценка уровня финансовой безопасности государства.

1. Сущность финансовой безопасности.

2. Оценка уровня финансовой безопасности государства.

1.

Финансовая безопасность государства — это защищенность интересов государства в финансовой сфере, такое состояние бюджетной, налоговой и денежно-кредитной систем, которая гарантирует способность государства эффективно формировать и рационально использовать финансовые ресурсы для обслуживания финансовых обязательств. Кроме того необходимо осуществлять тщательный мониторинг финансовой системы. Базовым элементом финансовой безопасности является финансовые интересы — осознание финансовых нужд, которые формируют объективные мотивы для экономической деятельности.

Угрозы финансовой безопасности — это совокупность реальных или потенциально возможных явлений и факторов, которые создают опасность для реализации национальных интересов в финансовой сфере.

Наибольшую угрозу для финансовой безопасности государства представляют отношения, которые складываются в денежно-кредитной и банковской сферах.

2.

По масштабам возможных последствий угрозы финансовой безопасности Украины являются глобальными, региональными и национальными. Анализ угроз финансовой безопасности предусматривает выявление их источников, классификацию и идентификацию. Пороговые значения индикаторов финансовой безопасности имеют три уровня:

1 уровень — нежелательные отклонения в значении финансовых индикаторов, что свидетельствует о необходимости принятия определенных решений.

2 уровень — предельные значения индикаторов, их нарушение является причиной угрожающих процессов в финансовой сфере.

3 уровень — наступление необратимых процессов, которые приводят к кризису и дефолту страны.

Влияние угроз на социльно-экономическое развитие определяется системой индикаторов финансовой безопасности — показатели, которые в количественном выражении отображают угрозу финансовой безопасности.

табл. Индикаторы и пороговые значения финансовой безопасности

Индикаторы

Пороговые

значения

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Бюджетно

налоговая

безопасность

Тема. Проблемы бюджетной, налоговой и долговой безопасности.

1. Бюджетная безопасность.

2. Налоговая безопасность.

3. Влияние государственного долга на финансовую безопасность.

1.

В период с 2004 по 2007 год бюджетная политика в Украине в основном под влиянием политических факторов перетерпела значительные изменения. В результате произошло снижение уровня бюджетной безопасности.

Бюджетная безопасность — это способность бюджетной системы обеспечить финансовую самостоятельность государства, эффективное использование бюджетных средств в процессе выполнения государством своих функций.

Критерии бюджетной безопасности:

1) Сбалансированность бюджета.

2) самостоятельность бюджетной политики.

3) Стабильность источников дохода.

4) Согласованность текущих и стратегических задач.

«Классическим методом» влияние государства на бюджетную безопасность является бюджетное регулирование.

Основные угрозы бюджетной безопасности:

1) Превышение реального бюджетного дефицита над запланированным.

2) Соотношение объема бюджета и ВВП.

3) Несвоевременность принятия гос.бюджета.

Индикаторы бюджетной безопасности:

1) Степень сбалансированности бюджета (3 вида бюджета: дефицитный, префицитный, сбалансированный).

2) Объем государственного бюджета.

3) Уровень доходов бюджета.

4) Уровень скрытого бюджетного дефицита.

Основные направления обеспечения бюджетной безопасности:

1) Повышение эффективности гос.регулирования экономики.

2) Укрепление потенциала отечественного товаропроизводителя. Улучшение материальной базы.

3) Децентрализация ресурсов бюджета, иррациональное распределение между государственным бюджетом и местным.

2.

Налоговая безопасность — это обеспечение роста ресурсного потенциала для социально-экономической стабильности и развития государства, сохранения целостности финансовой системы и противостояния внутренним и внешним угрозам. Система налогообложения должна строиться на следующих принципах:

1) Обеспечить наименьшую налоговую нагрузку.

2) Не допускать двойного налогообложения.

3) Обеспечивать адекватность размера налога и объема предоставляемых государственных услуг.

4) Не препятствовать конкуренции.

Система налогообложения должна быть предельно упрощена, чтобы расширить базу налогообложения. Кроме того, необходимо сократить расходы на документооборот и содержание налоговой службы.

В процессе реформирования налоговой системы необходимо достичь оптимального соотношения прямых и косвенных налогов, налогообложения физических и юридических лиц.

Существует взаимосвязь между налоговой нагрузкой и ВВП: при уменьшении налоговой нагрузки на 10% происходит увеличение ВВП на 1% в год.

Угрозы налоговой безопасности:

1) Сокращение базы налогообложения.

2) Рост задолженности предприятий.

3) Не оптимальная налоговая нагрузка на субъекты предпринимательской деятельности.

Основным индикатором налоговой безопасности является уровень перераспределения ВВП через гос.бюджет.

3.

Долговая безопасность — это такой уровень внутренней и внешней задолженности с учетом стоимости ее обслуживания, достаточный для решений социально экономических потребностей, что не приводит к потере суверенитете финансовой системы страны.

Основные этапы формирования государственного долга в Украине:

1) 1991-1995 гг. — источником гос.долга являлся дефицит бюджета, который покрывался за счет кредитов НБУ и иностранных кредитов.

2) 1995-2000 гг. — государственный долг формировался за счет внешних займов от международных финансовых организаций и выпуска облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ); начали проводить реструктуризацию долга.

3) 2001-настоящий момент — управление государственным долгом характеризуется переходом от антикризисного управления к проведению взвешенной долговой политики.

Индикаторами долговой безопасности являются:

1) полнота и своевременность погашения гос.долга.

2) Соотношение суммарных выплат по обслуживанию и погашению гос.долга к общим доходам государственного бюджета и ВВП.

В настоящий момент существует проект закона Украины «О государственном долге», который будет регулировать отношения, возникающие в процессе осуществления долговой политики.

Тема. Валютная безопасность.

1. Влияние валютных проблем на финансовую безопасность страны.

2. Понятие валютной безопасности, её индикаторы и угрозы.

3. Состояние валютной безопасности Украины.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: